Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2014 года N 273


Об утверждении государственной программы Нижегородской области "Содействие занятости населения Нижегородской области"

(с изменениями на 28 декабря 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 27.10.2014 N 734, от 28.11.2014 N 817, от 31.03.2015 N 172, от 29.07.2015 N 484, от 14.09.2015 N 580 (ред. 13.10.2015), от 30.12.2015 N 907, от 06.04.2016 N 196, от 05.08.2016 N 516, от 30.12.2016 N 934, от 21.03.2017 N 151, от 10.07.2017 N 496, от 06.10.2017 N 721, от 27.12.2017 N 964, от 28.06.2018 N 472, от 16.11.2018 N 764, от 16.01.2019 N 15, от 29.03.2019 N 171, от 23.05.2019 N 284, от 13.08.2019 N 557, от 15.10.2019 N 763, от 19.12.2019 N 977, от 30.12.2019 N 1032, от 14.08.2020 N 688, от 26.09.2020 N 795, от 28.12.2020 N 1107, от 17.02.2021 N 118, от 18.05.2021 N 389, от 27.09.2021 N 854, от 22.12.2021 N 1203, от 10.03.2022 N 153, от 29.03.2022 N 214, от 13.10.2022 N 818, от 27.12.2022 N 1128, от 17.01.2023 N 21, от 02.05.2023 N 369, от 22.06.2023 N 548, от 16.08.2023 N 748, от 06.10.2023 N 911, от 22.11.2023 N 1008, от 14.12.2023 N 1071, от 26.12.2023 N 1136, от 28.12.2023 N 1148)




Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298, на основании Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в целях создания правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию занятости населения, Правительство Нижегородской области постановляет:


(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 21.03.2017 N 151, от 16.01.2019 N 15)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Нижегородской области "Содействие занятости населения Нижегородской области" (далее - Программа).


(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 26.12.2023 N 1136)


2. Утратил силу с 28.06.2018. - Постановление Правительства Нижегородской области от 28.06.2018 N 472.

2.1. Уполномочить управление по труду и занятости населения Нижегородской области на осуществление взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости в рамках реализации Программы.

(п. 2.1 введен постановлением Правительства Нижегородской области от 31.03.2015 N 172; в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 28.06.2018 N 472)

3. Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодной корректировке в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год.


4. Признать утратившими силу:


- постановление Правительства Нижегородской области от 2 октября 2013 года N 702 "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения Нижегородской области на 2014 - 2016 годы";


- постановление Правительства Нижегородской области от 7 февраля 2014 года N 63 "О внесении изменений в государственную программу "Содействие занятости населения Нижегородской области на 2014 - 2016 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2013 года N 702".


5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления, вступающего в силу со дня подписания настоящего постановления.


(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 16.01.2019 N 15)


6. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.



Губернатор
В.П.ШАНЦЕВ



Утверждена
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 28 апреля 2014 года N 273



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 26.12.2023 N 1136)




Стратегические приоритеты государственной программы Нижегородской области "Содействие занятости населения Нижегородской области"



I. Оценка текущего состояния сферы содействия занятости населения Нижегородской области


В 2022 году наблюдалась нестабильность на рынке труда, связанная с санкциями со стороны ряда иностранных государств в отношении бизнеса, выражающаяся в введении режимов неполной занятости, простоя и высвобождения в отношении работников организаций Нижегородской области.


Больше всего санкции коснулись промышленных предприятий автомобилестроения, которые занимаются производством автотранспортных средств, комплектующих, проводов и кабелей, электрического и электронного оборудования для них. В меньшей степени - сферы торговли, разработки компьютерного и программного обеспечения, полиграфической деятельности, деятельности больничных организаций, общественного питания, научных исследований и разработок, деятельности автомобильного транспорта.


По данным мониторинга ситуации, в организациях начиная с марта 2022 года наблюдался рост численности работников под риском увольнения с 1 тыс. человек до 23 тыс. человек в июне 2022 года.


Деятельность службы занятости в 2022 году была направлена на сохранение основных параметров рынка труда, в том числе занятости работников организаций, в одних и тех же пределах.


Во исполнение пункта 8.2 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций от 15 марта 2022 г., постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. N 409 "О реализации в 2022 году отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. N 537-р в 2022 году были реализованы следующие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области:


- финансовое обеспечение затрат работодателей на частичную оплату труда при организации общественных работ для граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, включая безработных граждан, при этом в период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице;


- финансовое обеспечение затрат работодателей на частичную оплату труда и материально-техническое оснащение при организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников;


- организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников.


Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области, в 2022 году позволила избежать массового высвобождения работников организаций и повышения уровня безработицы.


Одной из эффективных мер сохранения занятости работников промышленных предприятий в 2022 году стало субсидирование затрат промышленных предприятий на обучение своих работников, находящихся под риском увольнения. Промышленные предприятия, которые планировали вернуться к обычному режиму работы и хотели сохранить трудовые коллективы, направляли своих работников, находящихся под риском увольнения, на профессиональное обучение, предполагающее получение работником дополнительной профессии (специальности) или квалификации, позволяющей ему быть востребованным на рынке труда. Предприятию компенсировались расходы на организацию обучения исходя из средней стоимости курса обучения.


Для стабилизации социально-экономической ситуации в условиях санкций в 2023 году в Нижегородской области реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области, продолжена и включает в себя:


- возмещение затрат работодателей на частичную оплату труда и материально-техническое оснащение при организации временного трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы и проведение мероприятий по высвобождению работников, в рамках федерального проекта "Содействие занятости";


- возмещение затрат работодателей на частичную оплату труда при организации общественных работ для граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, включая безработных граждан, при этом в период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, в рамках федерального проекта "Содействие занятости";


- возмещение затрат работодателей на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы и заключивших ученический договор с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, в рамках федерального проекта "Содействие занятости".


На ситуацию на рынке труда и в сфере занятости населения оказывает влияние реализация региональной государственной программы "Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2021 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 сентября 2021 г. N 856 (далее - Программа переселения соотечественников).


По итогам 2022 года в Нижегородскую область в рамках Программы переселения соотечественников прибыло 455 человек - 164 участника программы и 291 член семьи, 47% из которых - дети. Около 70% прибывших соотечественников - трудоспособного возраста. Вместе с тем более 70% из прибывших участников программы имеют высшее образование.


Соотечественники имеют право прибывать в регион в течение 5 лет после согласования заявлений на участие в Программе переселения соотечественников. В 2022 году согласовано 413 заявлений на переезд 1420 человек. Большинство соотечественников прибывают в Нижний Новгород. Благодаря реализации Программы переселения соотечественников в 2022 году в Нижнем Новгороде удалось компенсировать миграционную убыль более чем на 14%, естественную - почти на 5%.


В целом, благодаря реализуемым в сфере содействия занятости населения антикризисным мероприятиям, к началу 2023 года ситуация на рынке труда Нижегородской области стала менее напряженной по сравнению с I кварталом 2022 года, состояние рынка труда улучшилось.


По состоянию на 1 января 2023 г. в Нижегородской области численность официально зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан составила 7,3 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,4%. По состоянию на 1 октября 2023 г. численность безработных граждан сократилась до 5,3 тыс. человек, уровень безработицы - до 0,3%.


Возросшая потребность работодателей в рабочей силе также свидетельствует о восстановлении рынка труда. В течение 2022 года в областную базу было заявлено 158,6 тыс. вакансий, за 9 месяцев 2023 года - 143,3 тыс. вакансий.


Наибольшую потребность испытывают организации сфер промышленности (изготовление, обслуживание и ремонт специализированного оборудования и техники), строительства, сервиса, торговли, охраны, транспорта. При этом наблюдается дисбаланс между спросом и предложением по отдельным отраслям.


Напряженность на рынке труда напрямую зависит от количества вакансий, заявленных работодателями в службу занятости. В 2022 году отношение незанятых граждан к количеству вакансий в областном банке составляло 0,2 чел./вак. В III квартале 2023 года коэффициент напряженности составил 0,1 чел./вак. и продолжает оставаться на этом уровне, что свидетельствует о продолжающемся росте кадрового дефицита на рынке труда.


При сохранении основных условий социально-экономического развития Российской Федерации в целом и в Нижегородской области в частности ситуация на рынке труда будет развиваться в зависимости от устойчивости отраслей экономики (крупных производств, импортозамещения, имеющихся государственных мер поддержки).


По итогам 2022 года индикаторы производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Нижегородской области остаются более низкими, чем в среднем по Российской Федерации.


Численность пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих составила 0,807 (по Российской Федерации - 1,00), численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих - 0,046 (по Российской Федерации - 0,053). При этом по сравнению с 2021 годом отмечен некоторый рост как общего, так и смертельного производственного травматизма.


Показатель первично установленной профессиональной заболеваемости на 10000 работников снизился до 0,85 (по Российской Федерации - 1,00) вследствие сокращения негативного влияния пандемии коронавирусной инфекции на медицинских работников.


По итогам 2023 года прогнозируется снижение профессиональной заболеваемости и сохранение показателей производственного травматизма на уровне 2022 года.


В целях снижения производственного травматизма и устранения причин организационного характера, существенно влияющих на показатели тяжелого и смертельного производственного травматизма, основные усилия будут направлены на внедрение культуры безопасного труда и пропаганду основных достижений в сфере охраны труда.



II. Описание приоритетов и целей социально-экономического развития Нижегородской области в сфере содействия занятости населения Нижегородской области


Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в Российской Федерации в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.


С учетом приоритета государственной политики в сфере содействия занятости населения целями государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 (далее - ГП РФ "Содействие занятости населения"), являются:


непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1 процента;


создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.


Реализация настоящей государственной программы Нижегородской области (далее - Программа) будет способствовать достижению целей ГП РФ "Содействие занятости населения".


Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в Нижегородской области является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда Нижегородской области, повышению качества рабочей силы.


С этой целью в области решаются вопросы эффективного функционирования рынка труда, формирования и развития трудовых ресурсов, вовлечения незанятого населения в активную экономическую деятельность, обеспечения предприятий квалифицированными кадрами.


С учетом приоритета государственной политики в сфере содействия занятости населения целями ГП "Содействие занятости населения НО" являются:


непревышение к концу 2026 года значения уровня регистрируемой безработицы более 0,3 процента;


создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.



III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации


Приоритетом государственной политики Российской Федерации в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду. Данные приоритеты отражены в ГП РФ "Содействие занятости населения" и учтены в настоящей Программе.


Настоящая Программа обеспечивает вклад в достижение следующих целей ГП РФ "Содействие занятости населения":


непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1 процента;


создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.


Настоящая Программа обеспечивает вклад в достижение следующих показателей ГП РФ "Содействие занятости населения":


уровень регистрируемой безработицы;


количество зарегистрированных групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом;


численность пострадавших (застрахованных) в результате страховых несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.



IV. Задачи государственного управления в сфере содействия занятости населения Нижегородской области, способы их эффективного решения


Цель 1 настоящей Программы - непревышение к концу 2026 года значения уровня регистрируемой безработицы более 0,3 процента.


В качестве показателя, отражающего конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации настоящей Программы, предусмотрен показатель "уровень регистрируемой безработицы на конец года".


В рамках данной цели решаются задачи по содействию трудоустройству, в том числе слабозащищенных категорий граждан, содействию трудоустройству граждан с инвалидностью, предоставлению возможности гражданам повысить квалификацию и приобрести дополнительные знания и навыки в целях содействия их занятости, обеспечению государственных гарантий в части социальной поддержки безработных граждан, снижению напряженности на рынке труда, созданию условий для привлечения работодателями необходимых трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации.


В рамках настоящей Программы гражданам, проживающим на территории Нижегородской области, предоставляется весь спектр услуг в сфере занятости населения (содействие гражданам в поиске подходящей работы, организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, организация временного трудоустройства, содействие началу осуществления предпринимательской деятельности, содействие безработным гражданам и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, в переезде для трудоустройства, организация профессиональной ориентации граждан, психологическая поддержка и социальная адаптация безработных граждан, организация сопровождения при содействии занятости инвалидов). Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, предоставляются социальные выплаты. Работодателям Нижегородской области оказывается государственная услуга по содействию в подборе необходимых работников.


Реализация мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также граждан, заключивших ученический договор с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" позволяет гражданам пройти целевое обучение под конкретные вакансии работодателей по крайне востребованным в настоящее время рабочим профессиям, а работодателям восполнить дефицит работников требуемой квалификации.


В целях повышения уровня занятости инвалидов с 2024 года будет реализовываться ведомственный проект "Мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места", который поможет инвалидам трудоустроиться на постоянное рабочее место, оборудованное (оснащенное) с учетом нарушенных функций инвалида и ограничений его жизнедеятельности.


Реализация мероприятия по содействию работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" помогает гражданам в трудоустройстве за пределами региона постоянного проживания, а работодателям в привлечении работников требуемой квалификации из числа граждан Российской Федерации, проживающих за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляет деятельность работодатель.


С учетом приоритета государственной политики в сфере содействия занятости населения Программа переселения соотечественников направлена на создание условий для закрепления на территории Нижегородской области прибывших соотечественников, их социально-культурной, экономической и психологической интеграции в нижегородское сообщество, а также включение в процесс трудовой деятельности и адаптацию на региональном рынке труда.


В качестве показателей, отражающих конечный социально-экономический эффект от реализации Программы переселения соотечественников, предусмотрены следующие показатели:


- доля трудоспособных соотечественников в общем числе прибывших в Нижегородскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Нижегородской области соотечественников составит не менее 50% ежегодно;


- доля участников программы, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, от общего числа участников программы, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в ГУ МВД России по Нижегородской области, составит не менее 60% ежегодно;


- доля соотечественников в возрасте от 14 до 35 лет от общей численности соотечественников, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в ГУ МВД России по Нижегородской области, составит не менее 25% ежегодно.


Цель 2 настоящей Программы - создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.


В качестве показателей, отражающих конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации настоящей Программы, предусмотрены показатели "численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом (на 1000 работающих)" и "численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом (на 1000 работающих)".


Для достижения поставленной цели предполагается решение задачи по формированию комфортных и безопасных условий труда, обеспечивающих конкурентоспособность человеческого капитала на протяжении всей трудовой деятельности.


С учетом поставленной задачи предполагается реализация следующих мероприятий:


- подготовка заключений государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;


- проведение информационно-методических совещаний, семинаров, прямых телефонных линий с органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, работодателями, руководителями и экспертами организаций, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда;


- проведение обучения по охране труда, повышение квалификации, переподготовка руководителей и специалистов, участвующих в государственном управлении охраной труда;


- разработка нормативных правовых актов в области охраны труда;


- размещение в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", общественных местах материалов по актуальным вопросам соблюдения прав работников в области охраны труда, информационно-аналитических обзоров по охране труда, дайджеста о производственном травматизме, по инновациям в сфере защиты жизни и здоровья работников на рабочем месте, а также социальной рекламы по сохранению жизни и здоровья работников на рабочем месте;


- проведение смотра-конкурса на лучшую организацию в сфере охраны труда среди государственных учреждений Нижегородской области;


- проведение заседаний областной межведомственной комиссии по охране труда (в том числе выездных) с рассмотрением, при необходимости, вопросов состояния условий и охраны труда в отдельных отраслях и у конкретных работодателей.


Реализация данных мероприятий позволит достичь в 2026 году численности пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом (на 1000 работающих) - 0,75 человека, численности пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом - 0,035 человека.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ