Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 2025 года N 342


О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 273



     Правительство Нижегородской области постановляет:


     1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 273 "Об утверждении государственной программы Нижегородской области "Содействие занятости населения Нижегородской области".


     2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.



И.о. Губернатора
А.Н.ГНЕУШЕВ



Утверждены
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 20 мая 2025 г. N 342



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28 АПРЕЛЯ 2014 Г. N 273 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"


     1. В преамбуле постановления слова "Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1" заменить словами "Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ".


     2. В Стратегических приоритетах государственной программы Нижегородской области "Содействие занятости населения Нижегородской области", утвержденной постановлением:


     2.1. Подраздел I "Оценка текущего состояния сферы содействия занятости населения Нижегородской области" изложить в следующей редакции:

"I. Оценка текущего состояния сферы содействия занятости населения Нижегородской области



     В Нижегородской области (далее также - регион) 2024 год характеризовался рекордно низким уровнем безработицы и одновременно ростом кадровой потребности предприятий.


     На конец 2024 года численность официально зарегистрированных в органах службы занятости населения Нижегородской области безработных граждан составила 448 чел. (на конец 2023 года - 4,9 тыс. чел.), уровень официально зарегистрированной безработицы в 2024 году составил 0,03% (2023 год - 0,28%).


     Уровень безработицы по методологии Международной организации труда в среднем за 2024 год составил 1,3% (в среднем за 2023 год - 1,9%).


     Напряженность на рынке труда напрямую зависит от количества вакансий, заявленных работодателями в службу занятости. В течение 2024 года в областную базу было заявлено 225,6 тыс. вакансий (за 2023 год заявлено 199,1 тыс. вакансий).


     Коэффициент напряженности на рынке труда Нижегородской области на конец 2024 года составил 0,02 чел. на вакансию (по итогам 2023 года - 0,08 чел. на вакансию).


     К концу 2024 года общее число вакансий превысило количество соискателей в 62 раза (в 2023 году - в 12 раз).


     С учетом возросшей кадровой потребности особое значение приобретает формирование регионального прогноза о потребности в кадрах по двум направлениям:


     - по разделам видов экономической деятельности на основе макроэкономических показателей;


     - в профессионально-квалификационном разрезе с учетом сведений всероссийского опроса работодателей и с учетом данных обследований рабочей силы.


     Исходя из данных прогноза кадровой потребности Нижегородской области до 2029 года, наибольшую потребность в работниках испытывают предприятия, относящиеся к видам экономической деятельности (далее - ВЭД) "Обрабатывающие производства", "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов", "Строительство", "Образование", "Транспортировка и хранение", "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг". Потребность в кадрах предприятий указанных отраслей составляет около 70% от общей кадровой потребности региона.


     По ВЭД "Обрабатывающие производства" в прогнозном периоде будут наиболее востребованы станочники и наладчики металлообрабатывающих станков, слесари-сборщики механических машин, сварщики и газорезчики.


     Наибольшая потребность по ВЭД "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" отмечается по группам занятий "служащие на станциях обслуживания", "специалисты по сбыту продукции", "продавцы и помощники продавцов магазинов".


     В строительство требуются мастера (бригадиры), строители зданий, сварщики и газорезчики.


     Стабильно высокий спрос сохраняется на педагогических работников и медицинский персонал.


     Объемы рассчитанной кадровой потребности региона предполагается в дальнейшем использовать для формирования организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.


     Источниками восполнения кадровой потребности являются: ежегодный выпуск специалистов с высшим и средним профессиональным образованием; привлечение квалифицированных работников из других регионов и иностранных трудовых мигрантов; привлечение потенциальной рабочей силы (пенсионеров, граждан с ограниченными возможностями здоровья).


     На ситуацию на рынке труда и в сфере занятости населения оказывает влияние реализация государственной программы "Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2021 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 сентября 2021 г. N 856 (далее - Программа переселения соотечественников).


     По итогам 2024 года в Нижегородскую область в рамках Программы переселения соотечественников прибыло 368 человек - 120 участников программы и 248 членов семей, 56% из которых - дети. В трудоспособном возрасте находятся все участники программы и 40% членов семей. Все прибывшие участники программы имеют профессиональное образование, причем более 60% - высшее.


     Соотечественники имеют право прибывать в регион в течение 5 лет после согласования заявлений на участие в Программе переселения соотечественников.


     В 2024 году согласовано 116 заявлений на переезд 375 человек. Большинство соотечественников прибывают в Нижний Новгород.


     В 2025 году показатели регистрируемой безработицы продолжают снижаться.


     По состоянию на 1 февраля 2025 г. численность безработных граждан, зарегистрированных в областной службе занятости, составила 274 человека (снижение на 39% по отношению к 1 января 2025 года), уровень безработицы - 0,02%.


     При сохранении основных условий социально-экономического развития Российской Федерации в целом, и в Нижегородской области в частности, ситуация на рынке труда будет развиваться в зависимости от устойчивости отраслей экономики (крупных производств, импортозамещения, имеющихся государственных мер поддержки).


     На ситуацию на рынке труда влияет система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.


     По итогам 2023 года индикаторы производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Нижегородской области остаются более низкими, чем в среднем по Российской Федерации.


     Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом (на 1000 работающих) составила - 0,815 чел. (по Российской Федерации - 1,00), численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом (на 1000 работающих) - 0,022 чел. (по Российской Федерации - 0,054). По сравнению с 2022 годом, отмечен некоторый рост общего производственного травматизма.


     Показатель первично установленной профессиональной заболеваемости на 10000 работников снизился до 0,53 (по Российской Федерации - 0,96) вследствие сокращения негативного влияния пандемии коронавирусной инфекции на медицинских работников.


     В целях снижения производственного травматизма и устранения причин организационного характера, существенно влияющих на показатели тяжелого и смертельного производственного травматизма, основные усилия будут направлены на внедрение культуры безопасного труда и пропаганду основных достижений в сфере охраны труда.".


     2.2. Абзац девятый подраздела II "Описание приоритетов и целей социально-экономического развития Нижегородской области в сфере содействия занятости населения Нижегородской области" изложить в следующей редакции:


     "непревышение к концу 2030 года значения уровня регистрируемой безработицы более 0,05 процента;".


     2.3. Абзацы седьмой, восьмой подраздела III "Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации" изложить в следующей редакции:


     "темпы снижения численности пострадавших (застрахованных) в результате страховых несчастных случаев на производстве со смертельным исходом по отношению к базовому году;


     темпы снижения количества зарегистрированных групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом по отношению к базовому году.".


     2.4. Подраздел IV "Задачи государственного управления в сфере содействия занятости населения Нижегородской области, способы их эффективного решения" изложить в следующей редакции:

"IV. Задачи государственного управления в сфере содействия занятости населения Нижегородской области, способы их эффективного решения



     Цель 1 настоящей Программы - непревышение к концу 2030 года значения уровня регистрируемой безработицы более 0,05 процента.


     В качестве показателя, отражающего конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации настоящей Программы, предусмотрен показатель "уровень регистрируемой безработицы на конец года".


     В рамках данной цели решаются задачи по содействию трудоустройству, в том числе слабозащищенных категорий граждан, предоставлению возможности гражданам повысить квалификацию и приобрести дополнительные знания и навыки в целях содействия их занятости, обеспечению государственных гарантий в части социальной поддержки безработных граждан, созданию системы подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности, созданию условий для эффективного привлечения работников в целях устранения дефицита кадров, повышению престижа рабочих профессий.


     В рамках настоящей Программы гражданам, проживающим на территории Нижегородской области, а также работодателям предоставляется весь спектр мер государственной поддержки в сфере занятости населения (содействие гражданам в поиске подходящей работы, включая оказание содействия в составлении анкеты; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время; организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; организация проведения оплачиваемых общественных работ; социальная адаптация граждан, ищущих работу, безработных граждан; организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы профессиональной деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования; психологическая поддержка безработных граждан; организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами, включая прохождение обучения в другой местности; содействие началу осуществления безработными гражданами предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая оказание им единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход; содействие гражданам, ищущим работу, безработным гражданам в переезде (переселении) в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости; содействие приоритетному трудоустройству граждан, которые завершили прохождение военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, либо у которых прекратилось действие заключенного ими контракта о пребывании в добровольческом формировании, а также граждан, относящихся к членам их семей; организация сопровождения при содействии занятости инвалидов; содействие работодателям в подборе необходимых работников; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организация и проведение специальных мероприятий по профилированию граждан, ищущих работу, безработных граждан и работодателей; информирование о положении на рынке труда, социально-трудовых правах граждан, развитии форм занятости).


     Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, предоставляются социальные выплаты.


     Реализация мероприятия по прохождению профессионального обучения и получению дополнительного профессионального образования работниками организаций оборонно-промышленного комплекса, а также гражданами, обратившимися в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы и заключившими ученический договор с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, в рамках федерального проекта "Образование для рынка труда" национального проекта "Кадры" позволит гражданам пройти целевое обучение под конкретные вакансии работодателей по крайне востребованным в настоящее время рабочим профессиям, а работодателям - восполнить дефицит работников требуемой квалификации.


     Участие в мероприятии по привлечению работников в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов в рамках федерального проекта "Активные меры содействия занятости" национального проекта "Кадры" поможет гражданам в трудоустройстве за пределами региона постоянного проживания, а работодателям в привлечении работников требуемой квалификации из числа граждан Российской Федерации, проживающих за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляет деятельность работодатель.


     Реализация мероприятия по организации федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии" в рамках федерального проекта "Человек труда" национального проекта "Кадры" позволит повысить престиж рабочих профессий.


     С учетом приоритета государственной политики в сфере содействия занятости населения Программа переселения соотечественников направлена на создание условий для закрепления на территории Нижегородской области прибывших соотечественников, их социально-культурной, экономической и психологической интеграции в нижегородское сообщество, а также включение в процесс трудовой деятельности и адаптацию на региональном рынке труда.


     В качестве показателей, отражающих конечный социально-экономический эффект от реализации Программы переселения соотечественников, предусмотрены следующие показатели:


     - доля трудоспособных соотечественников в общем числе прибывших в Нижегородскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Нижегородской области соотечественников составит не менее 50% ежегодно;


     - доля участников программы, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, от общего числа участников программы, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в ГУ МВД России по Нижегородской области, составит не менее 60% ежегодно;


     - доля соотечественников в возрасте от 14 до 35 лет от общей численности соотечественников, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в ГУ МВД России по Нижегородской области, составит не менее 25% ежегодно.


     Цель 2 настоящей Программы - создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.


     В качестве показателей, отражающих конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации настоящей Программы, предусмотрены показатели "численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом (на 1000 работающих)" и "численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом (на 1000 работающих)".


     Для достижения поставленной цели предполагается решение задачи по формированию комфортных и безопасных условий труда, обеспечивающих конкурентоспособность человеческого капитала на протяжении всей трудовой деятельности и реализация следующих мероприятий:


     - проведение информационно-методических совещаний, семинаров, мероприятий по изучению передового опыта, прямых телефонных линий с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами Нижегородской области и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями, руководителями и экспертами организаций, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда;


     - проведение обучения по охране труда, повышение квалификации, переподготовка руководителей и специалистов, участвующих в государственном управлении охраной труда;


     - размещение в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", общественных местах материалов по актуальным вопросам соблюдения прав работников в области охраны труда, информационно-аналитических обзоров по охране труда, дайджестов о производственном травматизме, по инновациям в сфере защиты жизни и здоровья работников на рабочем месте, а также социальной рекламы по сохранению жизни и здоровья работников на рабочем месте;


     - проведение смотра-конкурса на лучшую организацию в сфере охраны труда среди государственных учреждений Нижегородской области.


     Реализация данных мероприятий позволит достичь в 2027 году численности пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом (на 1000 работающих) - 0,74 человек, численности пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом - 0,019 человек.".


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ