Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2023 года N 494


Об утверждении бюджетного прогноза Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года

(с изменениями на 16 февраля 2024 года)

(в ред. Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.02.2024 N 433)




В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 26.07.2019 N 1958 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Петрозаводского городского округа на долгосрочный период" Администрация Петрозаводского городского округа постановляет:


1. Утвердить бюджетный прогноз Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года (прилагается).


2. Признать утратившими силу:


- постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 20.02.2020 N 408 "Об утверждении бюджетного прогноза Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2025 года";


- постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 19.02.2021 N 350 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 20.02.2020 N 408";


- постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 18.02.2022 N 356 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 20.02.2020 N 408".


3. Комитету финансов Администрации Петрозаводского городского округа (Е.В. Логинова):


3.1. Направить в течение 10 дней со дня издания настоящего постановления в Министерство экономического развития Российской Федерации уведомление об утверждении (одобрении) документа стратегического планирования через государственную автоматизированную информационную систему "Управление".


3.2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа в разделе "Бюджет. О бюджете. Бюджетный прогноз".


4. Информационно-аналитическому управлению аппарата Администрации Петрозаводского городского округа (А.А. Сильченко) опубликовать настоящее постановление в периодическом печатном средстве массовой информации, являющемся источником официального опубликования муниципальных правовых актов.



Глава Петрозаводского
городского округа
В.К.ЛЮБАРСКИЙ



Утвержден
постановлением
Администрации
Петрозаводского городского округа
от 17.02.2023 N 494



БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА

(в ред. Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.02.2024 N 433)



Бюджетный прогноз Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в Петрозаводском городском округе, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета от 24.09.2009 N 26/33-655, Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза Петрозаводского городского округа на долгосрочный период, утвержденным постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 26.07.2019 N 1958, на основе прогноза социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года, утвержденного постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 19.12.2022 N 4131.



1. Основные итоги развития и текущее состояние бюджета Петрозаводского городского округа


Администрацией Петрозаводского городского округа на протяжении ряда последних лет реализуется комплекс мероприятий, позволяющих сохранять социальную и экономическую стабильность Петрозаводского городского округа, обеспечивать сбалансированность и устойчивость бюджета Петрозаводского городского округа.


Динамика основных параметров исполнения бюджета

Петрозаводского городского округа за 2020-2022 годы,

млн. руб.

2020 год

2021 год

2022 год

Доходы - всего, в т.ч.:

8 869,5

9 772,7

10 984,8

- налоговые и неналоговые доходы

2 588,0

2 637,1

2 956,2

- безвозмездные поступления

6 281,5

7 135,6

8 028,5

Расходы

8 781,8

9 809,8

10 907,4

Дефицит (-) / профицит (+)

87,7

-37,1

77,3

Муниципальный долг

2 160,0

2 188,2

2 130,0


Периоды 2020-2021 годов характеризуются сложной ситуацией в доходной части бюджета Петрозаводского городского округа:


- 2020 год - ухудшение экономической ситуации на фоне распространения новой коронавирусной инфекции и принятие комплекса дополнительных мер, направленных на экономическую поддержку организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от введенных мер, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции; внесение с 01.01.2020 изменений в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части перераспределения зачисления административных штрафов в бюджеты различных уровней. Ситуация с поступлением налоговых и неналоговых доходов начинает стабилизироваться только в III квартале, сохраняя при этом отрицательную динамику к аналогичному уровню 2019 года до декабря 2020 года. По итогам года достигнут рост налоговых и неналоговых доходов бюджета Петрозаводского городского округа по отношению к 2019 году на 1,9 процента, или 47,1 млн. руб.;


- 2021 год - прекращение с 01.01.2021 действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и выбор налогоплательщиками для продолжения деятельности других налоговых режимов, в том числе налог по которым не поступает в бюджет Петрозаводского городского округа; формирование системы пересмотра в сторону снижения кадастровой стоимости земельных участков (данная ситуация характерна для 30 процентов плательщиков земельного налога с организаций из числа крупнейших) и прекращение добровольной уплаты земельного налога отдельными гаражно-строительными кооперативами вследствие изменения налогового законодательства в части отмены обязанности представлять налоговые декларации по земельному налогу с организаций.


В этой связи Администрацией Петрозаводского городского округа неоднократно поднимался вопрос о передаче бюджету (местным бюджетам) норматива отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Законом Республики Карелия от 15.12.2021 N 2656-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" на налоговый период 2022-2024 годов установлен дифференцированный норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджет Петрозаводского городского округа в размере 2,30 процента.


В отношении неналоговых доходов сохраняется проблематика взыскания просроченной дебиторской задолженности, отсутствие у Администрации Петрозаводского городского округа рычагов воздействия на должников, аналогичных рычагам, имеющимся у налоговых органов; уменьшение количества состоявшихся аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций ввиду проведения основного объема аукционов до 01.01.2021; окончательное исполнение покупателями обязательств по оплате приобретенного имущества по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ); низкая коммерческая привлекательность оставшихся к реализации объектов муниципального имущества; снижение к 2022 году возможной к взысканию задолженности по административным штрафам, образовавшейся до 01.01.2020.


(в ред. Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.02.2024 N 433)


Ориентир на поддержку инвестиционных и инновационных проектов на территории Петрозаводского городского округа, создание условий для ведения предпринимательской деятельности, содействие занятости населения явилось основой для роста доходной базы бюджета Петрозаводского городского округа: общее количество новых и модернизированных рабочих мест по итогам 2021 года составило 871 ед. (819 новых и 52 модернизированных), 2022 года - 982 ед. (864 новых и 118 модернизированных).


Также в целях повышения эффективности администрирования доходов на постоянной основе осуществляют деятельность комиссия по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов и комиссия по мобилизации и обеспечению поступления арендных платежей в бюджет Петрозаводского городского округа, применяются меры по списанию невозможной к взысканию задолженности и по работе с задолженностью в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации (ведение претензионно-исковой работы по вопросу принудительного взыскания задолженности, расторжение договоров, также использованы такие механизмы, как размещение на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа информации о долгах арендаторов, последствиях неуплаты арендной платы).


На фоне принятых мер поддержки бизнеса на разных уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в 2020-2022 годах не принимались решения по индексации ставок по сдаваемому в аренду муниципальному имуществу.


С целью стимулирования создания среды для стабильного функционирования предпринимательской деятельности и, в свою очередь, перспективного роста доходов бюджета Петрозаводского городского округа предоставлена (с учетом средств бюджета Республики Карелия) финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход": в 2021 году - по четырнадцати направлениям в сумме 113,3 млн. руб. 442 хозяйствующим субъектам, в 2022 году - по тринадцати направлениям в сумме 209,4 млн. руб. 972 хозяйствующим субъектам; с 01.01.2022 введена налоговая поддержка в виде освобождения от уплаты земельного налога организаций, являющихся стороной соглашения о реализации проекта по созданию и развитию индустриального (промышленного) парка или промышленного технопарка, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит Республике Карелия или Петрозаводскому городскому округу.


Налоговые и неналоговые доходы бюджета Петрозаводского городского округа сформированы в основном за счет налоговых доходов, доля которых от общей суммы налоговых и неналоговых доходов в 2020 году составила 81,9 процента, в 2021 году - 83,4 процента, в 2022 году - 86,6 процента.


Темп роста налоговых и неналоговых доходов по итогам 2021 года по отношению к 2020 году, при существенном объеме выпадающих доходов бюджета в связи с отменой системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, сохранен на уровне 1,9 процента, при этом темп роста налоговых доходов составил 3,8 процента. Потери единого налога на вмененный доход - 115,5 млн. руб. к 2020 году и 159,3 млн. руб. к 2019 году - полностью перекрыты поступлением других доходных источников.


Рост налоговых доходов в 2021 году достигнут, в первую очередь, увеличением поступления налога на доходы физических лиц на 8,1 процента, налога на имущество физических лиц в 1,8 раза - в связи с увеличением налогооблагаемой базы; налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, - в 2,6 раза в связи с переходом части налогоплательщиков на данную систему налогообложения с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.


Поступление неналоговых доходов нестабильно, их положительная динамика часто зависит от разовых крупных платежей в бюджет Петрозаводского городского округа. В 2021 году по сравнению с 2020 годом наблюдалось снижение поступлений неналоговых доходов на 6,8 процента, в первую очередь, в связи со снижением поступления штрафных санкций, доходов о реализации имущества и платы, поступающей в рамках договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.


Рост неналоговых доходов в 2021 году к уровню 2020 года сложился по: доходам от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, в 1,6 раза - исходя из итогов работы муниципальных унитарных предприятий за 2020 год; доходам от аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 4,0 процента, что обусловлено перерасчетом арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа, и перечислением авансовых платежей за 2022 год по договорам аренды земельных участков в декабре 2021 года; прочим неналоговым доходам (без учета невыясненных поступлений) в 2,1 раза, что обусловлено поступлениями восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений в связи со строительством, реконструкцией объектов.


2022 год характеризуется увеличением темпа роста налоговых и неналоговых доходов к уровню 2021 года на 12,1 процента, при этом налоговые доходы поступили с ростом на 16,4 процента, неналоговые доходы - со снижением на 9,3 процента.


Положительными моментами в поступлении налоговых и неналоговых доходов в 2022 году по сравнению с 2021 годом явилось поступление: налога на доходы физических лиц - на 13,6 процента, что связано с увеличением налогооблагаемой базы, в том числе в рамках выполнения принятых на федеральном уровне решений о повышении оплаты труда работников бюджетной сферы; единого сельскохозяйственного налога - в 2,6 раза ввиду положительных итогов работы основного налогоплательщика как за 2021 год, так и за первое полугодие 2022 года; акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации - в 1,2 раза в связи с ростом налогооблагаемой базы; налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения - на 3,6 процента в связи с ростом количественных показателей; налога на имущество физических лиц - в 1,3 раза в связи с ростом налогооблагаемой базы и увеличением с 01.01.2021 налоговой ставки в отношении отдельных объектов налогообложения; государственной пошлины - на 6,7 процента; доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - на 1,8 процента в связи с поступлением разовой суммы платы за право заключения договора о комплексном развитии территории; доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округами - на 14,7 процента по итогам работы муниципальных унитарных предприятий за 2021 год.


Поступление налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составило 54,8 млн. руб.


Неблагоприятное влияние оказало поступление следующих основных источников: единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; доходов, получаемых в виде арендной платы, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов; доходов от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городских округов; прочих поступлений от использования имущества, находящегося в собственности городских округов; доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходов от реализации, приватизации имущества, находящегося в собственности городских округов (совокупно); доходов от продажи земельных участков; штрафов, санкций, возмещения ущерба; прочих неналоговых доходов, что, в целом, обусловлено отменой системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, нарушением платежной дисциплины отдельными контрагентами, поступлением в 2021 году средств по результатам произведенных перерасчетов арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа, и возвратом в 2022 году переплаты по договорам аренды АО "ПКС-Водоканал", снижением количества договоров аренды муниципального имущества, окончательным исполнением покупателями обязательств по оплате приобретенного имущества по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, низкой коммерческой привлекательностью оставшихся к реализации объектов муниципального имущества, поступлением в 2022 году крупной разовой суммы по исполнительному листу в возмещение убытков в меньшем объеме, чем в 2021 году, уточнением администраторами ошибочных поступлений от УФССП России по Республике Карелия и возвратами по исполнительным листам сумм уплаченных штрафов по муниципальным контрактам, крупными поступлениями восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений в 2021 году в связи с реконструкцией и строительством дорог.


Исполнение бюджета Петрозаводского городского округа по расходам на протяжении 2020-2022 годов осуществлялось исходя из следующих ключевых приоритетов:


1. Финансовое обеспечение мероприятий национальных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и достижение заданных нефинансовых результатов при их реализации.


В 2022 году на реализацию восьми региональных проектов в рамках четырех национальных проектов с преобладанием средств вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации направлено 1 718,2 млн. руб., или 15,8 процента от общего объема расходов.


Всего с начала реализации национальных проектов - с 2019 года объем расходов на их исполнение составил 5 717,4 млн. руб.


2. Существенное увеличение межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия, предоставленных в целях реализации мероприятий по подготовке к празднованию 100-летия Республики Карелия и по социально-экономическому развитию столицы Республики Карелия.


2020 год - это юбилейный для Республики Карелия год, поэтому ключевыми мероприятиями для Петрозаводского городского округа, как столичного города, стали мероприятия по улучшению его внешнего облика, в частности, выполнены работы по благоустройству 18 общественных территорий Петрозаводского городского округа, ремонту фасадов 47 зданий многоквартирных домов в центральной части города, ремонту 45 дворовых территорий, ремонту объектов внешнего благоустройства, автомобильных дорог и элементов пешеходной инфраструктуры (лестничных спусков, велопешеходных и пешеходных дорожек), по установке нового детского игрового оборудования на общественных территориях и по озеленению территории округа. На реализацию указанных мероприятий в 2019-2020 годах направлено 1 470,6 млн. руб.


Новацией 2021 года явилось предоставление из бюджета Республики Карелия субсидии на реализацию отдельных мероприятий по социально-экономическому развитию столицы Республики Карелия. Главой Петрозаводского городского округа утвержден План мероприятий за счет средств данной субсидии, состоящий из 44 пунктов, с объемом бюджетных ассигнований в 2021 году - 1 459,6 млн. руб., в 2022 году - 54,8 млн. руб. В конце 2021 года и в течение всего 2022 года за счет средств данной субсидии выполнены работы, направленные, в первую очередь, на повышение качества жизни горожан, улучшение облика города.


3. Обеспечена реализация принятых на федеральном уровне, на уровне Республики Карелия решений по увеличению заработной платы работникам муниципальных учреждений:


3.1. Обеспечена выплата заработной платы не ниже установленного целевого показателя и не ниже минимального размера оплаты труда.


В 2020 году рост средней заработной платы составил от 2,0 до 9,0 процента к уровню 2019 года, в 2021 году - от 1,7 до 8,4 процента к уровню 2020 года, в 2022 году - с ростом 11,0 процента от уровня 2021 года по категории педагогические работники муниципальных общеобразовательных учреждений, 10,6 процента - работники муниципальных учреждений культуры, 7,5 процента - педагогические работники муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования, 9,6 процента - педагогические работники муниципальных учреждений дополнительного образования.


Данная задача исполнена с учетом финансовой поддержки из бюджета Республики Карелия.


Минимальный размер оплаты труда, установленный с 01.06.2022, увеличился на 19,44 процента по сравнению с установленным с начала 2021 года и на 26,0 процента к уровню на 01.01.2020.


3.2. Осуществлена индексация обеспечиваемой за счет средств бюджета Петрозаводского городского округа оплаты труда работников муниципальных казенных, бюджетных и автономного учреждений (за исключением категорий работников, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы") с 01.10.2020 на 3,0 процента, с 01.10.2022 на 4,0 процента.


4. Ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции и вводимыми ограничительными мерами в экономике оказала существенное влияние на исполнение бюджета Петрозаводского городского округа в 2020 году. Серьезное снижение налоговых и неналоговых доходов в апреле-мае 2020 года (на 38,1 процента ниже аналогичного периода 2019 года) повлекло выработку защитных мер против несбалансированности бюджета Петрозаводского городского округа:


- отзыв лимитов бюджетных обязательств по отдельным расходам, финансовым обеспечением которых являлись налоговые и неналоговые доходы, источники финансирования дефицита бюджета;


- приостановление закупок товаров (работ, услуг) по отдельным расходам;


- запрет на принятие решений, приводящих к увеличению фонда оплаты труда, за исключением случаев исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации и Республики Карелия;


- принятие мер по экономии коммунальных ресурсов, исходя из режима работы учреждений.


Из бюджета Республики Карелия в связи с выпадающими доходами во II квартале 2020 года предоставлена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета в сумме 49,9 млн. руб.


Исходя из стабилизации ситуации с наполняемостью доходной части бюджета Петрозаводского городского округа с III квартала 2020 года, оперативно принимались решения о доведении лимитов бюджетных обязательств и осуществлении запланированных расходов.


В связи со значительным объемом доходов муниципальных бюджетных и автономного учреждений от платной деятельности, выпадающих по причине приостановления функционирования и введения ограничительных мер ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, возникла острая необходимость перераспределения финансовых потоков учреждений для обеспечения выплаты заработной платы категориям работников, финансируемым за счет доходов от платных услуг, в первую очередь родительской платы в детских садах, и определения источника покрытия выпадающих доходов.


Принятые в 2021 году меры по профилактике новой коронавирусной инфекции, выраженные в свободном посещении детьми детских садов и невзимании родительской платы вплоть до 11 марта 2022 года, в соответствии с распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 N 127-р, отразились на недопоступлении родительской платы, что, в свою очередь, привело к дополнительной финансовой нагрузке на бюджет Петрозаводского городского округа, поскольку обязательства по выплате заработной платы работникам и оплате страховых взносов необходимо исполнять в полном объеме, независимо от наличия источников их финансового обеспечения.


Совокупно в период ухудшения экономической ситуации в 2020 и 2021 годах объем расходов бюджета Петрозаводского городского округа, направленных на реализацию мероприятий в связи с ограничительными мерами ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, составил 231,9 млн. руб., из них:


- приобретение дезинфицирующих средств, масок, термометров, услуги по профилактической дезинфекции зданий - 16,5 млн. руб.,


- предоставление субсидий ПМУП "Городской транспорт" для выплаты заработной платы - 58,5 млн. руб. по 2020 году,


- поддержка учреждений, включая выплату заработной платы и страховых взносов, закупку продуктов питания - 156,9 млн. руб.


Тем не менее, в 2020 и 2021 годах бюджет Петрозаводского городского округа удалось полностью сбалансировать и обеспечить исполнение всех установленных социальных расходов.


5. В 2022 году в связи со складывающейся экономической и геополитической обстановкой в Российской Федерации, в целях оперативного контроля над ситуацией с обеспечением сбалансированности бюджета Петрозаводского городского округа в марте 2022 года издано постановление Администрации Петрозаводского городского округа, предусматривающее реализацию комплекса мероприятий, таких как:


- введение режима жесткой экономии средств бюджета,


- изъятие лимитов бюджетных обязательств по отдельным расходам бюджета Петрозаводского городского округа,


- запрет на принятие решений, приводящих к увеличению штатной численности работников муниципальных учреждений Петрозаводского городского округа, за исключением определенных случаев,


- направление обращений в органы, осуществляющие надзорные функции, о приостановлении наложения административных штрафов на Администрацию Петрозаводского городского округа в целях снижения нагрузки на бюджет Петрозаводского городского округа.


6. Завершен перевод всех структурных подразделений Администрации Петрозаводского городского округа и муниципальных казенных учреждений на единое централизованное бухгалтерское обслуживание в муниципальное казенное учреждение Петрозаводского городского округа "Центр бухгалтерского обслуживания", что позволяет использовать единую учетную политику, обеспечивает возможность реализации единых механизмов формирования отчетности и анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждений, возможность оперативного контроля и управления единым графиком документооборота. Также заключены договоры на бухгалтерское обслуживание МКУ "ЦБО" с муниципальными бюджетными учреждениями: МУ "ХЭС" и МУ "ЖКХ".


7. Расширены способы участия граждан в процессе принятия бюджетных решений путем реализации мероприятий, связанных с поддержкой развития территориального общественного самоуправления Петрозаводского городского округа.


Таким образом, при непосредственном участии граждан реализуются мероприятия программы поддержки местных инициатив граждан, регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда" и поддержки развития территориального общественного самоуправления.


8. Реализация задачи по сбалансированному исполнению бюджета Петрозаводского городского округа сопровождалась достижением показателей Программы оздоровления муниципальных финансов Петрозаводского городского округа. За 2020 год эффект от реализации мероприятий Программы составил 522,0 млн. руб., или 108,0 процента от утвержденного плана, за 2021 год - 495,2 млн. руб., или 105,4 процента от утвержденного плана, за 2022 год - 432,3 млн. руб., или 105,5 процента от утвержденного плана.


По итогам 2020, 2021 и 2022 годов обязательства Петрозаводского городского округа по своевременной и полной выплате заработной платы, уплате налоговых и коммунальных платежей муниципальных учреждений Петрозаводского городского округа, по софинансированию мероприятий, включенных в государственные программы Республики Карелия, долговые обязательства исполнены в полном объеме, отсутствует просроченная кредиторская задолженность бюджета. Осуществлено снижение просроченной дебиторской задолженности.


В качестве итогов обеспечения долговой устойчивости на протяжении 2020-2022 годов следует обозначить:


1. Снижение уровня муниципального долга.


Важным итогом долговой политики за 2020 год явилось впервые более чем за десятилетний период снижение долга по итогам года на 3,5 процента, или 77,7 млн. руб. Уровень муниципального долга, достигнутый по состоянию на 01.01.2022 (2 188,2 млн. руб.), ниже уровня на 01.01.2020 на 2,2 процента.


Объем муниципального долга по состоянию на 01.01.2023 составил 2 130,0 млн. руб. и к уровню на начало 2022 года снизился на 58,2 млн. руб. или на 2,7 процента.


Отношение муниципального долга к объему доходов бюджета Петрозаводского городского округа без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц по итогам 2022 года сложилось на уровне 72,1 процента. Данный показатель значительно улучшен к уровню 2021, 2020 и 2019 годов (в 2021 году - 83,0 процента, в 2020 году - 83,5 процента, а в 2019 году - 88,1 процента).


2. Минимизацию стоимости обслуживания кредитных ресурсов посредством:


а) привлечения краткосрочного бюджетного кредита через систему Федерального казначейства на пополнение остатка средств на едином счете бюджета Петрозаводского городского округа в 2020 году. Расчетная экономия в 2020 году составила 3,7 млн. руб.


Краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета Петрозаводского городского округа через систему Федерального казначейства в течение 2021 года не привлекались в связи с отсутствием, по информации Министерства финансов Республики Карелия, свободного остатка лимита, выделенного на Республику Карелия в целом, а в 2022 году - в связи с наличием на едином счете бюджета Петрозаводского городского округа большого остатка средств субсидии на реализацию отдельных мероприятий по социально-экономическому развитию столицы Республики Карелия, перечисленной в бюджет Петрозаводского городского округа в декабре 2021 года, и, соответственно, отсутствием потребности в средствах, а также в связи с позицией Министерства финансов Республики Карелия, обозначенной в 2021 году, об отсутствии свободного остатка лимита;


б) рефинансирования дорогих кредитных продуктов коммерческих банков в 2020 году с высокими процентными ставками. Досрочно погашены коммерческие кредиты на сумму 3 179,9 млн. руб. под ставки от 6,36725 до 8,0 процента годовых. Указанный объем замещен новыми кредитами по ставкам от 6,0 до 6,5 процента годовых. Эффект от досрочного погашения невозобновляемых кредитных линий за 2020 год составил 28,6 млн. руб.


Данная работа по рефинансированию, проведенная в 2020 году, позволила пользоваться в 2022 году коммерческими кредитами с процентными ставками от 6,0 до 6,4 процента годовых, что ниже действующей ключевой ставки Банка России;


в) предоставления бюджету Петрозаводского городского округа во исполнение поручений, озвученных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21.04.2021, в соответствии со статьей 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2021 N 1206 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2021 год" из бюджета Республики Карелия бюджетного кредита в объеме 1 339,8 млн. руб. на погашение долговых обязательств Петрозаводского городского округа в виде обязательств по кредитам, полученным в кредитных организациях с более высокими ставками обслуживания (диапазон ставок по погашенным коммерческим кредитам составил от 6,36625 до 6,93 процента годовых), под 0,1 процента годовых, со сроком погашения в 2025-2026 годах равными долями.


Предоставление данного бюджетного кредита привело к кардинальному изменению структуры муниципального долга Петрозаводского городского округа на конец 2021 года: объем коммерческого долга в структуре долговых обязательств сократился со 100,0 процента до 38,8 процента, а доля заимствования по бюджетному кредиту достигла 61,2 процента.


Получение бюджетного кредита позволило сохранить устойчивое положение Петрозаводского городского округа в группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а также снизить расходы на обслуживание муниципального долга из-за разницы в ставках. Расчетная экономия по расходам на обслуживание муниципального долга от погашения коммерческих кредитов за счет средств бюджетного кредита в 2021 году составила 27,1 млн. руб., за 2022 год эффект составил 80,4 млн. руб.;


г) использования средств муниципальных бюджетных и автономного учреждений Петрозаводского городского округа, незадействованных в расчетах, а также остатков средств, поступающих во временное распоряжение муниципальных казенных учреждений Петрозаводского городского округа. Расчетная экономия средств за 2021 год составила 25,5 млн. руб., за 2022 год - 58,1 млн. руб.;


д) использования такого инструмента управления ликвидностью единого счета бюджета Петрозаводского городского округа, как кредит в форме возобновляемой кредитной линии, расчетная экономия от использования которого по итогам 2021 года составила 11,7 млн. руб., за 2022 год - 12,3 млн. руб.


В 2020-2021 годах продолжена начатая в 2016 году работа по внедрению практики привлечения среднесрочных заимствований. Так, по состоянию на 01.01.2023 муниципальный долг представлен среднесрочными коммерческими кредитами со сроком гашения всех обязательств - 2023 год и долгосрочным бюджетным кредитом, окончательный срок гашения которого приходится на 2026 год.


Итогом проведенной работы, направленной на снижение расходов на обслуживание муниципального долга, стало сокращение расходов в 2021 году к уровню 2020 года на 31,3 млн. руб., или на 24,5 процента, в 2022 году к уровню 2021 года - на 55,7 млн. руб., или в 2,4 раза.


В соответствии с оценкой долговой устойчивости муниципальных образований Республики Карелия, проведенной Министерством финансов Республики Карелия с использованием показателей, предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основе фактических данных по итогам 2021 года и плановых бюджетных показателей 2022 года по данным решений о местном бюджете в редакции по состоянию на 1 августа 2022 года, Петрозаводский городской округ отнесен к группе заемщиков со средней долговой устойчивостью.


С учетом всего комплекса мер, направленного на эффективное управление муниципальными финансами, финансовое обеспечение принятых обязательств в 2020, 2021 и 2022 годах осуществлено из бюджета Петрозаводского городского округа в соответствии с установленными для их оплаты сроками. Все установленные бюджетным законодательством ограничения и требования соблюдены.



2. Основные подходы к формированию бюджетной, налоговой и долговой политики Петрозаводского городского округа на долгосрочный период


Бюджетная, налоговая и долговая политика Петрозаводского городского округа в долгосрочном периоде сохранят преемственность задач, определенных на очередной финансовый год и плановый период, направленность на поддержание социальной стабильности в городском округе и обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Петрозаводского городского округа.


(в ред. Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.02.2024 N 433)


Основными подходами, определяющими цели и задачи их формирования в долгосрочном периоде, являются:


а) соответствие требованиям действующего бюджетного законодательства и базовым принципам, установленным документами стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней;


б) ориентация на социально-экономическое развитие городского округа, создание условий для эффективного управления муниципальными финансами и укрепление устойчивости бюджетной системы городского округа;


в) направленность на повышение собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета Петрозаводского городского округа, оптимизацию и приоритизацию расходов, совершенствование управления долговыми обязательствами.


Налоговая политика Петрозаводского городского округа в долгосрочной перспективе будет направлена на сохранение и развитие имеющегося налогового потенциала, ее основная цель - обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Петрозаводского городского округа с учетом неординарной экономической ситуации, вызванной санкционным давлением.


При формировании и реализации налоговой политики на долгосрочный период актуальным остается решение следующих основных задач:


а) проведение взвешенной налоговой политики, направленной на поддержание оправданного уровня налоговой нагрузки, привлечение инвестиций и открытие новых современных производств;


б) продолжение муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в форме оказания финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержки, вовлечение в открытый экономический процесс самозанятых граждан;


в) продолжение политики обоснованности налоговых льгот, оптимизации налоговых расходов;


г) продолжение проведения инвентаризации объектов недвижимости, включая земельные участки, расположенные на территории Петрозаводского городского округа, с целью дальнейшей сверки с информацией, полученной от налоговых органов; продолжение работы по привязке объектов капитального строительства, в том числе незавершенного, с земельными участками; проведение разъяснительной работы по побуждению к постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации; выявление неучтенных для целей налогообложения объектов недвижимости;


(п. "г" в ред. Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.02.2024 N 433)


д) продолжение проведения на постоянной основе анализа дебиторской задолженности, инвентаризации просроченной задолженности, проведение претензионно-исковой работы с неплательщиками и работы по своевременному списанию безнадежной к взысканию задолженности, взаимодействие с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия по вопросу взыскания дебиторской задолженности в рамках исполнительных производств.


(п. "д" в ред. Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.02.2024 N 433)


При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач:


а) реализация эффективной бюджетной политики, направленной на долгосрочную устойчивость и сбалансированность бюджета Петрозаводского городского округа;


б) повышение эффективности бюджетных расходов, формирование бюджетных параметров исходя из приоритетности расходов и необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и эффективности исполнения;


в) перевод муниципальных программ Петрозаводского городского округа на новую систему управления по аналогии с системой управления, принятой на федеральном уровне на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации" и на уровне Республики Карелия;


(в ред. Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.02.2024 N 433)


г) дальнейшее развитие механизмов инициативного бюджетирования за счет практической совместной работы органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа и населения по выявлению и согласованию социальных приоритетов, выбору, реализации и мониторингу проектов;


д) повышение эффективности системы внутреннего финансового аудита и внутреннего муниципального финансового контроля;


е) поддержание высокого уровня открытости бюджетных данных, характеризующих публичность и прозрачность бюджетного процесса Петрозаводского городского округа; реализация мероприятий, способствующих повышению уровня финансовой грамотности населения, исходя из положений Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 N 2958-р.


(в ред. Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.02.2024 N 433)


При формировании и реализации долговой политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач:


а) снижение уровня муниципального долга на 01.01.2029 и его неувеличение в дальнейшем;


б) соблюдение требований по объему долговых обязательств по рыночным заимствованиям бюджета Петрозаводского городского округа не более 31,7 процента от объема доходов бюджета Петрозаводского городского округа без учета безвозмездных поступлений на 1 января 2024 года, на 1 января 2025 года, на 1 января 2026 года, на 1 января 2027 года;


в) реструктуризация задолженности по бюджетному кредиту, предоставленному из бюджета Республики Карелия на погашение долговых обязательств Петрозаводского городского округа в виде обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, до 2028 года (с погашением в 2025-2028 годах ежегодно равными долями);


г) минимизация стоимости заемных средств;


д) исключение предпосылок для возникновения просрочек исполнения долговых обязательств;


е) соблюдение предельных ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации в отношении объема муниципального долга и расходов на его обслуживание;


ж) обеспечение информационной открытости проводимой долговой политики Петрозаводского городского округа и доступности информации о муниципальном долге.



3. Прогноз основных характеристик и иных показателей бюджета Петрозаводского городского округа на долгосрочный период


(в ред. Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.02.2024 N 433)



Бюджетный прогноз по доходам разработан в условиях действующего налогового и бюджетного законодательства, по нормативам отчислений, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Карелия от 01.11.2005 N 915-ЗРК "О межбюджетных отношениях в Республике Карелия", основных направлений бюджетной и налоговой политики Петрозаводского городского округа на очередной финансовый год и плановый период, прогноза социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года, утвержденного постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 19.12.2022 N 4131 (далее - прогноз социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года), прогнозных показателей поступления доходов, представленных главными администраторами доходов бюджета, динамики поступлений, оценки исполнения бюджета Петрозаводского городского округа за 2023 год, проведения претензионно-исковой работы.


Налоговые и неналоговые доходы бюджета Петрозаводского городского округа спрогнозированы в условиях следующего:


а) изменения с 01.01.2023 порядка и сроков уплаты налогоплательщиками-организациями налоговых платежей в бюджеты различных уровней в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации":


- введение института единого налогового счета;


- установление единых сроков уплаты налогов;


- обязанность налогоплательщиков-организаций производить уплату налогов посредством единого налогового платежа;


б) применения дифференцированного норматива отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджет Петрозаводского городского округа, установленного Законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и плановый период;


в) уточнения порядка определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения при расчете земельного налога и налога на имущество физических лиц за налоговый период 2023 года в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации";


г) реализации с 2022 года налоговой поддержки в виде освобождения от уплаты земельного налога организаций, являющихся стороной соглашения о реализации проекта по созданию и развитию индустриального (промышленного) парка или промышленного технопарка, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит Республике Карелия или Петрозаводскому городскому округу;


д) ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года муниципальных унитарных предприятий, которые созданы до дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";


е) окончательного исполнения покупателями обязательств по оплате приобретенного имущества по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, а также снижения темпов приватизации муниципального имущества;


ж) совершенствования схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа с сохранением эстетического облика города и увеличения поступления доходов от платы за выдачу решений на размещение нестационарных торговых объектов.


Налоговые и неналоговые доходы Бюджетного прогноза формируются в основном за счет налоговых доходов, доля которых в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составила: в 2023 году - 88,6 процента, в 2024 году - 87,6 процента, в 2025 году - 91,1 процента, в 2026 году - 91,6 процента, в 2027 году - 91,5 процента, в 2028 году - 91,9 процента.


Поступление налоговых доходов прогнозируется с положительной динамикой к 2028 году, в первую очередь, за счет налога на доходы физических лиц, в основу прогноза которого на 2023-2028 годы приняты: данные основных параметров прогноза социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года в части объема фонда заработной платы с учетом необлагаемой его части (для расчета налога на доходы физических лиц): на 2023 год - 68 979,3 млн. руб., на 2024 год - показатель базового варианта 78 314,3 млн. руб., на 2025 год - показатель целевого варианта 84 803,2 млн. руб.; на 2026 год - показатель целевого варианта 91 163,5 млн. руб.; на 2027 год - показатель базового варианта 94 670,8 млн. руб.; на 2028 год - показатель базового варианта 100 919,1 млн. руб.


Частичное возмещение единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности прогнозируемым поступлением налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и патентной системой налогообложения, дополнительные поступления по налогу на имущество физических лиц от увеличения с 01.01.2022 налоговой ставки по отдельным объектам налогообложения сохранили наполняемость прогнозов по налоговым доходам.


Поступление неналоговых доходов - с ниспадающей с 2024 года к 2028 году динамикой удельного веса в общей сумме налоговых и неналоговых доходов (в 2023 году - 11,4 процента, в 2024 году - 12,4 процента, в 2025 году - 8,9 процента, в 2026 году - 8,4 процента, в 2027 году - 8,5 процента; в 2028 году - 8,1 процента), на что основное влияние оказало прогнозируемое снижение поступлений по доходам от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских округов, по причине окончательного исполнения покупателями обязательств по оплате приобретенного имущества по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ. Также в прогнозах учтено ежегодное снижение поступлений платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда по причине бессрочной приватизации жилых помещений, учтены заявительный характер прочих доходов от компенсации затрат бюджетов городских округов и ликвидация или реорганизация муниципальных унитарных предприятий. При этом положительным моментом по неналоговым доходам является включение в их состав в 2024 году объемов средств в рамках реализации модели регулярных перевозок населения городским автомобильным транспортом по брутто-контрактам.


Объем межбюджетных трансфертов на 2024-2026 годы сформирован с учетом субвенций и отдельных субсидий на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, получаемых из бюджета Республики Карелия и распределенных бюджетам муниципальных образований в соответствии с Законом Республики Карелия от 19.12.2023 N 2916-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".


На 2027 год и 2028 годы - сохранены объемы межбюджетных трансфертов, включенные в Бюджетный прогноз при его формировании в 2023 году, а именно на уровне объема, установленного на последний год планового периода в соответствии с Законом Республики Карелия от 21.12.2022 N 2776-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (2025 год), за исключением субсидии на проведение комплексных кадастровых работ в сумме 35 693,9 тыс. руб., в связи с разовым характером данной субсидии и субсидии на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в сумме 267 199,5 тыс. руб., в связи с окончанием в 2026 году срока реализации программы "Модернизация школьных систем образования", утвержденной совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.01.2022 N 15/25пр.


Прогноз расходов бюджета Петрозаводского городского округа предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе, которая обеспечивает реализацию 14 муниципальных программ Петрозаводского городского округа на период их действия, охватывающих сферы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, социальной поддержки населения, защиты населения Петрозаводского городского округа и его территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей, благоустройства и охраны окружающей среды, транспорта и дорожного хозяйства, обеспечения качественным жильем граждан, отдельные вопросы управления муниципальным имуществом, муниципальным долгом, закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд городского округа, повышения эффективности деятельности Администрации по решению вопросов местного значения путем эффективного использования информационно-коммуникационных технологий, а также вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, проживающих на территории Петрозаводского городского округа, развития туризма на территории Петрозаводского городского округа и оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе в рамках формирования конкурентной среды в экономике Петрозаводского городского округа, а также осуществление непрограммных направлений деятельности, включающих расходы на обеспечение деятельности отдельных муниципальных органов власти, расходы, которые не отнесены к вопросам, реализуемым в рамках муниципальных программ.


Одна муниципальная программа Петрозаводского городского округа "Укрепление общественного здоровья и формирование здорового образа жизни на территории Петрозаводского городского округа" реализуется без привлечения средств бюджета Петрозаводского городского округа.


Безусловным приоритетом является исполнение действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут рассматриваться на основе их тщательной оценки и при наличии источников для их гарантированного исполнения.


Бюджетный прогноз по расходам сохраняет свою социальную направленность - 78,0 процента (по 2024 году) от общего объема расходов бюджета Петрозаводского городского округа составляет финансовое обеспечение муниципальных программ Петрозаводского городского округа в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и патриотического воспитания, социальной поддержки населения.


Бюджетный прогноз на 2024 год сформирован с дефицитом в сумме 100,0 млн. руб., 2025-2027 годы сформированы с профицитом в сумме 547,6 млн. руб., 610,4 млн. руб. и 281,8 млн. руб. соответственно, который в полном объеме будет направлен на погашение долговых обязательств. На 2023 и 2028 годы Бюджетный прогноз является бездефицитным.


Долговая политика Петрозаводского городского округа на долгосрочный период ориентирована на сохранение долговой устойчивости бюджета Петрозаводского городского округа на среднем уровне и исключение рисков перехода в группу заемщиков с низкой долговой устойчивостью, исключение долговых рисков, оказывающих влияние на эффективное исполнение бюджета Петрозаводского городского округа, формирование оптимальной и управляемой структуры муниципального долга Петрозаводского городского округа.



4. Подходы к прогнозированию финансового обеспечения муниципальных программ Петрозаводского городского округа на период их действия


Подходы к прогнозированию бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ Петрозаводского городского округа определены исходя из целей и задач, установленных в муниципальных программах Петрозаводского городского округа на период их действия.


Перечень муниципальных программ Петрозаводского городского округа утвержден постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 29.11.2013 N 6161, согласно которому срок действия 1 муниципальной программы заканчивается в 2024 году, у остальных 14 муниципальных программ конечный срок реализации - 2028 год.


(в ред. Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.02.2024 N 433)


Показатели финансового обеспечения реализации муниципальных программ Петрозаводского городского округа в рамках Бюджетного прогноза включают средства бюджета Петрозаводского городского округа и межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Порядок, основания и сроки внесения изменения в показатели финансового обеспечения муниципальных программ Петрозаводского городского округа определены Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Петрозаводского городского округа, утвержденным постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 29.05.2020 N 1383.



5. Риски и угрозы несбалансированности бюджета Петрозаводского городского округа, в том числе с учетом различных вариантов прогноза социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года


Вариативные условия реализации Бюджетного прогноза зависят от использования каждого из трех вариантов прогноза социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года.


При всех условиях реализации Бюджетного прогноза общий объем расходов бюджета Петрозаводского городского округа учитывает соблюдение следующих положений:


- безусловное финансовое обеспечение реализации мероприятий как национальных проектов, так и мероприятий муниципальных программ, реализация которых направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


- установление и исполнение расходных обязательств в пределах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Республики Карелия к полномочиям органов местного самоуправления;


- исполнение всех декларируемых требований в отношении оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, обеспечения заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда;


- запрет на принятие органами местного самоуправления решений, приводящих к превышению численности должностей органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, применяемой при расчете норматива расходов бюджетов муниципальных образований, установленной приложением к постановлению Правительства Республики Карелия от 18.06.2012 N 190-П "Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления";


- необходимость соблюдения условий Соглашения между Министерством финансов Республики Карелия и Администрацией Петрозаводского городского округа от 30.08.2021 N 1г-1/21 "О предоставлении из бюджета Республики Карелия бюджетного кредита бюджету Петрозаводского городского округа" в отношении уровня муниципального долга по кредитам коммерческих банков и гашения бюджетного кредита в 2025-2026 годах;


- обеспечение публичных нормативных обязательств, сохранение действующих льгот в учреждениях дошкольного образования;


- обеспечение питания отдельных категорий обучающихся общеобразовательных учреждений.


Консервативные условия реализации Бюджетного прогноза соответствуют консервативному варианту прогноза социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года, для которого характерны консервативные оценки темпов экономического роста на фоне существенного ухудшения внешнеэкономических и других условий.


В целях обеспечения сбалансированности бюджета Петрозаводского городского округа потребуется сокращение отдельных расходов.


Базовые условия реализации Бюджетного прогноза соответствуют базовому варианту прогноза социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года, который характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов.


При указанных условиях прогнозируется поступательное сокращение муниципального долга к 2028 году и дальнейшее его ненаращивание.


Целевые условия реализации Бюджетного прогноза соответствуют целевому варианту прогноза социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года, ориентированному на достижение целевых показателей социально-экономического развития Петрозаводского городского округа, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических и других условиях.


При указанных условиях прогнозируется поступательное сокращение муниципального долга к 2028 году и дальнейшее его ненаращивание.


В целях долгосрочного бюджетного планирования, установления пороговых значений основных характеристик Бюджетного прогноза используется базовый вариант прогноза социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года.



6. Механизмы профилактики рисков реализации Бюджетного прогноза


К существующим рискам реализации Бюджетного прогноза можно отнести следующее:


а) недостижение плановых показателей поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета Петрозаводского городского округа;


б) изменение федерального и (или) регионального законодательства, приводящее к снижению поступления отдельных доходных источников;


в) ухудшение платежеспособности налогоплательщиков и контрагентов;


г) отклонение показателей основных параметров прогноза социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года от складывающейся в реальности экономической ситуации;


д) введение дополнительных льгот, влияющих на изменение как расходной, так и доходной части бюджета;


е) недоведение прогнозируемых объемов межбюджетных трансфертов;


ж) инфляционное давление на текущие расходы;


з) принятие на федеральном уровне решений о повышении оплаты труда в размере выше возможностей бюджета Петрозаводского городского округа;


и) вероятность увеличения суммы расходов бюджета на обслуживание муниципального долга вследствие увеличения ключевой ставки;


к) вероятность невозможности осуществления новых заимствований на приемлемых условиях для погашения накопленного муниципального долга;


л) отказ Министерства финансов Республики Карелия в реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту, предоставленному из бюджета Республики Карелия на погашение долговых обязательств Петрозаводского городского округа в виде обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, до 2028 года;


м) недостаточность квалификации работников органов местного самоуправления.


В целях недопущения возникновения рисков исполнения Бюджетного прогноза либо смягчения их последствий для бюджета Петрозаводского городского округа необходима реализация следующего:


а) организация и проведение системной работы с дебиторской задолженностью, принятие мер по недопущению ее наличия и (или) роста;


б) поиск новых доходных источников и (или) проработка вариантов возможности перспективного увеличения объемов поступления действующих источников;


в) повышение эффективности расходов, непринятие новых расходных обязательств;


г) снижение объемов выплат из бюджета Петрозаводского городского округа в результате действия (бездействия) Администрации Петрозаводского городского округа;


д) выстраивание приоритетов расходной части бюджета Петрозаводского городского округа;


е) принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по привлечению заемных средств на основе анализа перспектив рефинансирования имеющихся обязательств с использованием результатов мониторинга конъюнктуры долгового рынка;


ж) повышение профессиональной квалификации работников органов местного самоуправления.



7. Прогноз основных характеристик бюджета Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года


Прогноз основных характеристик бюджета Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года представлен в приложении N 1 к Бюджетному прогнозу.



8. Показатели финансового обеспечения муниципальных программ Петрозаводского городского округа на период их действия


Показатели финансового обеспечения муниципальных программ Петрозаводского городского округа на период их действия представлены в приложении N 2 к Бюджетному прогнозу.



Приложение N 1
к бюджетному прогнозу
Петрозаводского городского округа
на долгосрочный период до 2028 года



ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БЮДЖЕТА ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА

(в ред. Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.02.2024 N 433)




(тыс. руб.)

Показатель

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

1

2

3

4

5

6

7

Доходы, всего

9 517 610,2

9 358 702,2

7 599 862,0

6 853 604,2

8 076 085,5

8 259 856,2

в том числе:

налоговые доходы

2 603 533,8

2 836 793,8

3 029 107,4

3 216 548,3

3 338 395,1

3 522 779,9

из них:

налог на доходы физических лиц

1 972 808,0

2 239 789,0

2 425 371,5

2 607 276,1

2 707 584,9

2 886 286,3

неналоговые доходы

334 661,0

400 070,9

296 237,2

296 468,9

311 426,8

310 812,7

безвозмездные поступления

6 579 415,4

6 121 837,5

4 274 517,4

3 340 587,0

4 426 263,6

4 426 263,6

из них:

межбюджетные трансферты

6 579 415,4

6 121 837,5

4 274 517,4

3 340 587,0

4 426 263,6

4 426 263,6

дотации

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

субсидии

2 510 800,9

1 768 728,2

795 160,3

517 380,4

357 649,3

357 649,3

субвенции

4 068 614,5

4 353 109,3

3 479 357,1

2 823 206,6

4 068 614,3

4 068 614,3

иные межбюджетные трансферты

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Расходы, всего

9 517 610,2

9 458 702,2

7 052 262,0

6 243 204,2

7 794 290,8

8 259 856,2

расходы за счет межбюджетных трансфертов

6 579 415,4

6 121 837,5

4 274 517,4

3 340 587,0

4 426 263,6

4 426 263,6

расходы без учета межбюджетных трансфертов

2 938 194,8

3 336 864,7

2 777 744,6

2 902 617,2

3 368 027,2

3 833 592,6

Дефицит/профицит

0,0

-100 000,0

547 600,0

610 400,0

281 794,7

0,0

Муниципальный долг

2 171 000,0

2 271 000,0

1 723 400,0

1 113 000,0

831 205,3

831 205,3



Приложение N 2
к бюджетному прогнозу
Петрозаводского городского округа
на долгосрочный период до 2028 года



ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ИХ ДЕЙСТВИЯ

(в ред. Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.02.2024 N 433)




(тыс. руб.)

Показатель

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

1

2

3

4

5

6

7

Расходы, всего

9 517 610,2

9 458 702,2

7 052 262,0

6 243 204,2

7 794 290,8

8 259 856,2

в том числе:

Расходы на реализацию муниципальных программ:

9 395 823,6

9 365 050,7

6 934 347,7

6 025 269,4

7 563 905,0

7 649 900,3

"Формирование современной городской среды"

146 288,5

60 961,3

0,0

0,0

0,0

0,0

"Развитие физической культуры и спорта на территории Петрозаводского городского округа"

311 742,7

687 112,4

312 650,1

420 691,8

318 283,9

338 283,9

"Развитие сферы культуры Петрозаводского городского округа"

286 808,6

275 768,2

256 998,9

253 662,7

292 473,7

312 473,7

"Защита населения Петрозаводского городского округа и его территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей"

20 224,9

20 366,6

18 665,1

18 627,2

21 194,0

21 192,4

"Развитие транспортной системы Петрозаводского городского округа"

880 275,6

846 343,6

362 684,9

368 642,3

343 360,6

386 736,7

"Благоустройство и охрана окружающей среды Петрозаводского городского округа"

415 796,9

207 845,4

78 930,5

82 587,4

103 317,7

109 635,7

"Развитие муниципальной системы образования Петрозаводского городского округа"

5 561 742,4

6 096 713,7

4 867 885,5

3 844 899,6

5 333 338,3

5 343 338,4

"Совершенствование инструментов муниципального управления в Петрозаводском городском округе"

542 604,3

643 638,0

646 743,6

681 697,8

611 897,0

594 382,7

"Обеспечение качественным жильем граждан, проживающих на территории Петрозаводского городского округа"

883 952,3

209 619,8

173 610,0

159 053,0

206 302,3

210 119,3

"Повышение эффективности реализации молодежной политики на территории Петрозаводского городского округа"

17 658,9

24 671,1

21 380,5

21 429,6

16 858,9

16 858,9

"Социальная поддержка населения Петрозаводского городского округа"

310 163,0

273 668,8

176 119,6

152 307,5

297 574,7

297 574,7

"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Петрозаводского городского округа"

18 165,5

18 241,7

18 599,0

21 590,5

18 703,9

18 703,9

"Развитие туризма на территории Петрозаводского городского округа"

60,0

60,0

40,0

40,0

200,0

200,0

"Развитие и муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Петрозаводского городского округа"

340,0

40,0

40,0

40,0

400,0

400,0

"Укрепление общественного здоровья и формирование здорового образа жизни на территории Петрозаводского городского округа"

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ