Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О транспортно-экспедиционной деятельности

(с изменениями на 7 июня 2025 года)
(редакция, действующая с 6 сентября 2025 года)


     Документ с изменениями, внесенными:
     Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.10.2014, N 0001201410150002) (о порядке вступления в силу см. статью 36 Федерального закона от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ);
     Федеральным законом от 6 июля 2016 года N 374-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.07.2016, N 0001201607070016) (о порядке вступления в силу см. статью 19 Федерального закона от 6 июля 2016 года N 374-ФЗ);
     Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 59-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.03.2020, N 0001202003180033);
     Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2025, № 0001202506070016 (о порядке вступления в силу см. статью 5 Федерального закона от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ).


Принят
Государственной Думой
11 июня 2003 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

     1. Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее - экспедиционные услуги).

     Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).

     2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.      
     
     

Статья 1_1. Государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере транспортно-экспедиционной деятельности


     Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере транспортно-экспедиционной деятельности осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    (Статья дополнительно включена с 6 сентября 2025 года Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ)
     
     

Статья 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

     1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

     2. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:

     перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);

     требования к качеству экспедиционных услуг;

     порядок оказания экспедиционных услуг.

     С 1 сентября 2026 года Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона будет дополнена пунктами пунктами 3-7.

         
     
     

Статья 2_1. Ограничения на организацию перевозки грузов


     При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозкой предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, экспедитор обязан обеспечить соблюдение требований к их перевозке, установленных законодательством Российской Федерации. В случае невозможности обеспечить соблюдение таких требований оказание экспедиционных услуг не допускается.
     (Статья дополнительно включена с 1 сентября 2025 года Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ)


     С 1 марта 2026 года Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ настоящий Федеральный закон будет дополнен статьями 2_2-2_6.

    
     

Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕДИТОРА И КЛИЕНТА

     

Статья 3. Права экспедитора и клиента

     1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

     В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указания клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

     2. В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.

     3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.

     За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.

     4. Пункт утратил силу с 1 сентября 2025 года - Федеральный закон от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

   

     4_1. Экспедитор в соответствии со статьей 932 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции.
     (Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 59-ФЗ)

     5. Пункт утратил силу с 20 июля 2016 года - Федеральный закон от 6 июля 2016 года N 374-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

     6. Клиент имеет право:

     выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

     требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

     давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

     

Статья 4. Обязанности экспедитора

     1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 20 июля 2016 года Федеральным законом от 6 июля 2016 года N 374-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

     2. В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

     3. Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

     4. Экспедитор обязан получить информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения им обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимую дополнительную информацию в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
     (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2025 года Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

     

     4_1. После получения экспедитором информации, необходимой для исполнения обязанностей в соответствии с поручением клиента и договором транспортной экспедиции, экспедитор обязан:

     

     1) в случае, если в соответствии с договором транспортной экспедиции груз экспедитором принимается:

     

     выдать клиенту экспедиторскую расписку;

     

     принять организационные меры по выявлению предметов и веществ, указанных в статье 2_1 настоящего Федерального закона. Перечень организационных мер, порядок и сроки начала их реализации определяются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

     Абзац третий подпункта 1 пункта 4_1 статьи 4 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 марта 2026 года - см. пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ.
    

     

     после подтверждения по результатам реализации организационных мер отсутствия в составе груза предметов и веществ, в отношении которых у экспедитора отсутствует возможность обеспечить соблюдение требований, указанных в статье 2_1 настоящего Федерального закона, заключить договоры, необходимые для организации перевозки груза, от имени клиента по доверенности (за исключением договоров перевозки и хранения) или от своего имени, выдать складскую расписку в случае приема груза на складское хранение;

     

     предоставить клиенту оригиналы (в случае заключения от имени клиента) либо копии (в случае заключения от имени экспедитора) указанных договоров;

     

     2) в случае, если в соответствии с договором транспортной экспедиции груз экспедитором не принимается:

     

     заключить договоры, необходимые для организации перевозки груза, от имени клиента по доверенности или от своего имени (за исключением договоров перевозки и хранения);

     

     предоставить клиенту оригиналы (в случае заключения от имени клиента) либо копии (в случае заключения от имени экспедитора) указанных договоров.
     (Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2025 года Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ)

          

     4_2. Экспедитор не вправе приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей по договору транспортной экспедиции, либо в случае выявления в ходе реализации организационных мер в составе груза предметов и веществ, в отношении которых у экспедитора отсутствует возможность обеспечить соблюдение требований, указанных в статье 2_1 настоящего Федерального закона.
     (Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2025 года Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ)

          

     4_3. В случае выявления в составе груза предметов и веществ, которые указаны в статье 2_1 настоящего Федерального закона и в отношении которых у клиента отсутствует специальное разрешение, экспедитор обязан незамедлительно проинформировать об этом уполномоченный государственный орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     (Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2025 года Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ)

     5. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.
     

     6. Экспедитор обязан хранить на территории Российской Федерации информацию о заключенных договорах транспортной экспедиции, сторонах этих договоров, лицах, привлекаемых к выполнению этих договоров, свойствах грузов, фактах приема, обработки, погрузки, хранения, разгрузки, передачи, выдачи грузов, маршрутах следования, видах транспорта, осуществляющего их перевозку, иную информацию, размещаемую в информационных системах, используемых при оказании экспедиционных услуг, в течение трех лет со дня окончания исполнения этих договоров.
     (Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2025 года Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ)

          

     7. Экспедитор обязан предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию, указанную в пункте 6 настоящей статьи, в случаях, установленных федеральными законами. Состав информации, подлежащей хранению в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи в целях ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, место, правила, объем хранения такой информации и порядок ее предоставления указанным органам, порядок проведения мероприятий по оценке соблюдения экспедитором правил хранения и порядка предоставления такой информации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение указанных мероприятий, определяются Правительством Российской Федерации. В случае выявления по результатам проведения указанных мероприятий нарушений правил хранения и порядка предоставления такой информации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение указанных мероприятий, направляет экспедитору обязательное для исполнения требование об устранении выявленных нарушений с указанием срока его исполнения.
     (Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2025 года Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ)

          

     8. Экспедитор обязан обеспечивать реализацию требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий. Порядок взаимодействия экспедитора с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, устанавливающий по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанные требования к оборудованию и программно-техническим средствам, определяются Правительством Российской Федерации.
     (Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2025 года Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ)

          

     9. Экспедитор обязан передавать уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскные мероприятия, по их требованию находящийся у него груз для проверки и (или) изъятия при наличии у указанных органов достаточных оснований полагать, что в составе этого груза содержатся предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, в отношении которых не соблюдены требования к перевозке, установленные законодательством Российской Федерации, а также обеспечивать предоставление указанным органам помещений (при наличии) для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Порядок передачи такого груза для его проверки и (или) изъятия устанавливается Правительством Российской Федерации.
     (Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2025 года Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ)

          

     10. Экспедитор обязан обеспечивать прием, передачу и сохранность информации об экспедиционных услугах с использованием баз данных и технических средств, находящихся на территории Российской Федерации.
     (Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2025 года Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ)

          

     11. Не допускается передача за пределы территории Российской Федерации информации, содержащей персональные данные клиентов, за исключением случая передачи персональных данных клиентов, являющихся стороной договора транспортной экспедиции при оказании услуг по организации международных перевозок грузов, если передача такой информации допускается международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных".
     (Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2025 года Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ)

     
     

Статья 5. Обязанности клиента

     1. Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, в том числе о наличии в составе груза предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора).
     (Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2025 года Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)   

     2. Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
     

Глава 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА И КЛИЕНТА

     

Статья 6. Общие основания ответственности

     1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 20 июля 2016 года Федеральным законом от 6 июля 2016 года N 374-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

     2. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

     3. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

     Для целей настоящего Федерального закона при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.

     4. Правила ограничения ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

     5. В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.
     
     

Статья 6_1. Ответственность клиента и экспедитора за нарушение обязательных требований


     Клиент и экспедитор за нарушение обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
     (Статья дополнительно включена с 1 сентября 2025 года Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 140-ФЗ)

     

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

     1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

     1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

     2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

     3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

     4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

     2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.

     3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

     4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

     5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.

     6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

     7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
     

Статья 8. Уведомление об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза

     1. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.

     2. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.
     

Статья 9. Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции

     1. Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

     2. За нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.
     

Статья 10. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором

     1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Федеральном законе.

     В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов.

     2. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.
     

Статья 11. Соглашение об изменении размера ответственности экспедитора

     1. В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности.

     2. Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожно.
     
     
     

Глава 4. ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ

     

Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

     1. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

     2. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

     3. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

     4. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.
     
     Указанный срок исчисляется в отношении:

     возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

     возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

     нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

     5. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.

     При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

     6. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного настоящей статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

     

Статья 13. Исковая давность

     Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

     

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

     1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

     2. По обязательствам, связанным с оказанием экспедиционных услуг и возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, положения настоящего Федерального закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в силу.

Президент Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
30 июня 2003 года
N 87-ФЗ




Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"


     
     В настоящий документ вносятся изменения на основании Федерального закона от 07.06.2025 N 140-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 марта 2026 года, с 1 сентября 2026 года).


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ