Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 февраля 2008 года N 58р-П

[О Плане действий Правительства Республики Карелия по
совершенствованию системы управления лесным комплексом на период до 2010 года]


В целях эффективного управления процессами развития лесного хозяйства и лесной промышленности, реализации на уровне субъекта Российской Федерации региональной лесопромышленной политики и стратегии, основанных на анализе республиканских проблем и оценке влияния внешних факторов на процесс управления лесопромышленным комплексом на этапе развития рыночных отношений:

Одобрить прилагаемый План действий Правительства Республики Карелия по совершенствованию системы управления лесным комплексом на период до 2010 года.

Глава Республики Карелия С.Л. Катанандов

Одобрен распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 9 февраля 2008 года N 58р-П

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЛЕСНЫМ КОМПЛЕКСОМ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

Введение


Стратегической целью в области государственного управления лесопромышленным комплексом, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов является повышение эффективности работы лесного комплекса на основе более полного освоения имеющихся лесных ресурсов с соблюдением принципа обеспечения рационального и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.

Тактические задачи для достижения поставленной стратегической цели:

1. Создание условий для развития углубленной переработки древесины, заготавливаемой на территории республики, на предприятиях Республики Карелия.

2. Формирование оптимальной структуры баланса производства и переработки древесины.

3. Увеличение уровня использования расчетной лесосеки за счет осуществления сплошных, выборочных рубок спелых и перестойных насаждений и ухода за лесом.

4. Обеспечение реализации полномочий республики в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных субъектам Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

Для эффективного управления процессами развития лесного хозяйства и лесной промышленности - лесным комплексом республики -

Правительство Республики Карелия реализует определенную на уровне субъекта Российской Федерации региональную лесопромышленную политику и стратегию, основанную на анализе республиканских проблем и оценке влияния внешних факторов на процесс управления лесопромышленным комплексом на этапе развития рыночных отношений. При этом серьезное государственное внимание уделено поддержке инвестиционных проектов в лесной отрасли. Это вызвано тем, что экономика Карелии в значительной степени базируется на добыче и переработке природного богатства республики - лесных ресурсов. Инвестиционные проекты в лесном комплексе тесно связаны с сырьевой и экономической безопасностью региона, созданием новых производств и новых рабочих мест.

Анализ показывает, что деятельность Правительства Республики Карелия, направленная на организацию государственного влияния на процессы лесопользования в Карелии, дала определенные положительные результаты.

Лесная промышленность Карелии стабильно сохраняет ведущее положение в промышленности республики. На её долю приходится около 40 процентов общего объема товарной продукции и более половины всех работающих в промышленности. Продукция занимает значительное место на российском рынке, на долю Карелии приходится 24,0 процента общероссийского производства бумаги, 35 процентов газетной бумаги, 59 процентов бумажных мешков, 6 процентов деловой древесины и 4 процента пиломатериалов. Рост производства важнейших видов продукции в натуральном выражении в полтора-два раза опережал аналогичные показатели в электроэнергетике и черной металлургии (исключение - производство пиломатериалов).

Однако ситуация в лесном комплексе, являющемся основой экономики республики, остается сложной. Ряд лесопользователей и лесопереработчиков работают неэффективно и не определили стратегию своего развития. В реализации проблем лесного комплекса слабо используется научно-образовательный потенциал республики.

Кроме того, с 1 января 2007 года в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 200-ФЗ) Республика Карелия приняла на себя широкий спектр полномочий, ранее осуществляемых федеральным центром.

В 2008-2010 годах для формирования доходной части бюджета Республики Карелии, создания новых производств, вовлечения в промышленную сферу и инфраструктуру кадров различного уровня, выхода на зарубежный рынок и привлечения инвестиций, подготовке к работе в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации необходимо осуществить ускоренное развитие лесного комплекса. Только такой подход может обеспечить решение приоритетной для Карелии проблемы обеспечения экономически эффективного и экологически безопасного освоения сырьевого и финансового потенциала лесных ресурсов.

Это обусловливает необходимость продолжения целенаправленных действий, сформулированных ранее и реализуемых в регионе согласно распоряжениям Правительства Республики Карелия от 9 февраля 2004 года N 70р-П "О политике и стратегии Правительства Республики Карелия в области лесопользования и развития лесопромышленного комплекса на 2004-2010 годы" и от 20 мая 2003 года 204р-П "О совершенствовании системы управления лесопромышленным комплексом Республики Карелия". При этом должны быть учтены изменения внешней и внутренней ситуации, необходимость активизации государственного влияния на процессы лесоуправления при развитии рыночных отношений. Выполнение этих действий должно осуществляться с учетом принятых на уровне республики следующих документов:

- Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2520-III ЗС;

- Программы экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 20 декабря 2006 года N З95р-П;

- Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 10 апреля 2007 года N 129р-П.

В связи с изложенным, развивая начатую ранее работу с учетом анализа ее результатов и изменившейся в последние годы ситуации, в 2008-2010 годы предлагается реализовать План действий Правительства Республики Карелия по совершенствованию системы управления лесным комплексом Республики Карелия, нацеливая их на инновационно-инвестиционный путь развития.


1. Анализ сложившейся ситуации


Устойчивое управление лесами включает длительный производственный цикл, завершающийся выращиванием спелого леса. При лесовосстановлении, уходе за лесом, мелиорации и тому подобных периодах времени ведется охрана, защита, инвентаризация лесов и другие работы, требующие вложения значительных финансовых ресурсов. Многоцелевое использование лесных ресурсов включает заготовку древесины по всем видам пользования, заготовку недревесных продуктов и использование рекреационных, средообразующих, санитарно-гигиенических и других функций лесов. Конечные результаты лесохозяйственной деятельности сложно прогнозировать, они зависят от природных, климатических, техногенных и других факторов. Экономический риск в принятии управленческих решений высок из-за длительности цикла получения готовой продукции - спелой древесины и из-за влияния многих факторов на процессы использования и воспроизводства лесных ресурсов.

Расчётная лесосека по главному пользованию в лесах Республики Карелия на 2003-2006 годы утверждалась и использовалась в следующих объёмах.

Год

Расчетная лесосека

Фактическое освоение расчетной лесосеки

Процент освоения


всего

в том числе по хвойному хозяйству

всего

в том числе по хвойному хозяйству

всего

в том числе по хвойному хозяйству

2003

9209,7

6916,8

6091,4

4590

66

66

2004

8939,4

6648,8

6015,0

4464,9

67

67

2005

8817,6

6488,0

5898,0

4327,1

67

67

2006

8859,3

6519,1

5519,6

4088,9

62

63

2007

8803,6

6484,4

нет данных


В Карелии в последние годы традиционно высокий (по сравнению с другими регионами) уровень освоения расчетной лесосеки.

Однако почти 30 процентов расчетной лесосеки все еще не вовлечено в хозяйственный оборот, в основном из-за ее экономической недоступности. Расчетная лесосека в республике за 1997-2006 годы уменьшилась с 9,4 до 8,9 тыс. м3.

Объемы рубок промежуточного пользования, прочих рубок за 2003-2006 годы

Ликвидная древесина (тыс. куб.м)

Вид рубок

Ежегодные ресурсы по материалам лесоустройства

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

Прореживание

734,4

17,0

27,0

17,2

11,0

4,8

Проходные

752,6

365,6

394,2

298,8

292,5

287,3

Обновления и переформирования

455,1

206,3

245,9

184,8

184,5

191,9

Санитарно-выборочные

158,3

15,9

5,3

10,9

8,2

2,7

Итого

2100,4

604,8

672,4

511,7

496,2

486,7

Прочие

342,6

270,1

575,9

302,3

438,4

486,6

Всего

2443,0

874,9

1248,3

813,9

934,6

973,3


Недостаточно используются ресурсы рубок промежуточного пользования, особенно рубки прореживания и санитарно-выборочные.

Основная работа по передаче участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов была завершена в 2005 году.

По состоянию на 1 января 2008 года в аренду переданы участки лесного фонда с годовым объемом лесопользования 7,0 млн.куб.м, в том числе в аренду по конкурсу 6,6 млн.куб.м. Доля конкурсной аренды в общем объеме арендованных лесов составляет 94 процента.

Производство основных видов продукции лесопромышленного комплекса представлено следующими объемами.

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

год

год

год

год

год

1

2

3

4

5

6

Вывозка древесины, тыс.плотных mj

6097,4

6730,6

6304,2

6029,3

6488,8

Деловая древесина, тыс.плотных м3

5390,4

6237,8

5773,^

5669,8

6223,1

Пиломатериалы, всего, тыс.м3

741,0

759,7

793,2

792,2

837,4

Плиты древесностружечные, тыс. услов-

105,9

127,5

126,3

134,0

135,4

ных м

Фанера клееная, тыс.м3

22,7

19,2

23,5

21,4

13,2

Бумага, тыс.тонн

758,9

862,4

936,4

960,6

964,4

Картон, тонн

64,9

54,1

70,7

84,3

82,6

Целлюлоза (по варке), включая полуцеллюлозу и массу химическую древесную, тыс.тонн

429,8

413,5

467,1

496,7

508,2

Целлюлоза товарная, тонн

80,8

89,8

84,2

90,5

94,9

Мешки бумажные, тыс.штук

269,0

257,9

311,7

345,0

399,8

Мебель в отпускных ценах, млн.рублей

97,9

96,6

80,2

98,5

нет данных


По большинству показателей отмечается рост объемов производства.

Целлюлозно-бумажная промышленность в наибольшей степени испытала на себе последствия дезинтеграции лесопромышленного комплекса и разрыва производственно-хозяйственных связей. Недостаток сырья, особенно более дешевого из Карелии, требует интеграции бумажников с лесозаготовителями и деревообработчиками (поставщиками балансов и технологической щепы).

В республике продолжается процесс укрупнения предприятий, создания холдингов.

Объединение предприятий увеличивает возможности по организации их эффективной работы, обеспечению перерабатывающих производств сырьем, привлечению дополнительных финансовых ресурсов в модернизацию и техническое перевооружение производств.

Недоосвоение расчетной лесосеки не дает возможности гарантировать и увеличивать объемы лесопиления, производства бумаги и так далее, наращивать платежи в бюджет, а несвоевременная рубка недоступных насаждений отразится в будущем на качестве лесных ресурсов, приведет к увеличению отходов и потерь древесины.

Для целлюлозно-бумажных, деревообрабатывающих и деревоперерабатывающих предприятий остра проблема их обеспечения стабильными потоками древесного сырья.

ОАО "Кондопога" не имеет собственной сырьевой базы. Решению этой проблемы может помочь строительство в Пудожском районе нового лесо-пильно-экспортного завода, либо реконструкция действующего лесозавода в пос. Шала, что создаст условия для поставки из района балансов и технологической щепы на внутренний рынок. Район при этом получит импульс за счет создания в нем современного производства с новыми рабочими местами, получения добавленной стоимости от глубокой переработки древесины на территории района и решения ряда социальных проблем.

Остра проблема сырьевой безопасности и для ОАО "Сегежский ЦБК", при увеличении производства ежегодные потребности которого в сосновом сырье возрастут до 3 млн. м3, в том числе балансовой древесины - около 1,7 млн. м3. Для решения этой задачи ОАО "Сегежский ЦБК" выделены значительные лесные территории для создания целевого хозяйства, обеспечивающего его балансовым сосновым сырьем.

Однако продвижение проекта задерживается из-за процедур согласований и задержек с разработкой нормативных инструкций и положений.

Недостающие объемы древесного сырья предприятия закупают за пределами республики. От общего объема поставок это составляет 10 процентов для пиловочника и 53 процента для балансов.

Имеется достаточный сырьевой потенциал для текущей деятельности и развития ОАО "Карелия ДСП". Учет, анализ и предотвращение сырьевых рисков является основным гарантом бесперебойной работы предприятия при качественно поставленной работе маркетинговой службы.

Очередное снижение расчетной лесосеки будет вызвано: уменьшением ее с 2007 года в Муезерском районе на 67 тыс. м3 (район аренды Воломского лесопромышленного хозяйства, где Федеральное агентство лесного хозяйства с 2002 года увеличило лесосеку для скорейшей вырубки усыхающих после подсочки сосновых насаждений); организацией национального парка "Калевальский" в Костомукшском лесхозе - на 90 тыс. м3; требованием установления охранной зоны вокруг национального парка "Водлозерский" в Пяльмском и Пудожском лесхозах - на 100 тыс.м ; требованиями системы сертификации FSC по выделению не эксплуатационных лесных массивов (262 тыс.м3) с целью сохранения биоразнообразия на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Доля сортиментной заготовки древесины в общем объеме заготовленной древесины ежегодно растет (2004 год - 53,2 процента; 2005 год - 58,9 процента; 2006 год - 66,2 процента; 2007 год - 70,7 процента).

Переход на сортиментную технологию заготовки древесины меняет привычную производственную структуру лесозаготовительных предприятий.

Существенно сокращается потребность в нижних складах, оптимизируется численность работающих. Многооперационные лесные машины (харвестеры и форвардеры), автопоезда-сортиментовозы предполагают многосменный режим их эксплуатации, использование вахтового метода работы. Все большее число предприятий привлекают на заготовку леса специализированные организации - подрядчиков.

Отмечен рост объемов лесозаготовок подрядным способом. Если в 2003 году доля заготовки древесины подрядными организациями составляла 27 процентов в общем объеме заготовки, в 2005 году - 41 процент, в 2006 году - 52 процента, то в 2007 году - 54,6 процента.

Однако следует отметить, что в объемах древесины, заготовленной подрядчиками, доля российских подрядчиков (в основном карельских) -92,3 процента, подрядчиков из стран СНГ (в основном из Украины) -2,5 процента, иностранных подрядчиков (в основном - из Финляндии) -5,2 процента. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (форма 1-ЛБ) все объемы заготовки иностранными подрядчиками осуществляются в текущем году только на рубках ухода (промежуточного пользования).

Привлечение подрядчиков - это объективная реальность. Она обусловлена как производственными (специфика лесозаготовок, сезонный характер работ, необходимость работы по сменам и вахтовым методом), так и экономическими (низкой ценой предлагаемых подрядчиками услуг) и социальными (сочетание дисциплины, квалификации и высокой выработки, недостаток местных рабочих кадров требуемой квалификации, их нежелание работать с большей производительностью даже при условии предложения им высокой заработной платы).

В числе подрядчиков - созданные на базе бывших леспромхозов и лесопунктов общества с ограниченной ответственностью, которые выполняют услуги по заготовке и вывозке древесины на договорных условиях для арендаторов участков лесного фонда.

В рамках развития лесопиления и деревообработки в Карелии реализуется целый ряд перспективных инвестиционных проектов. ЗАО "Соломенский лесопильный завод" планирует довести мощности до 250,0 тыс. м3 пиловочника в год. Завершается строительство первой очереди Пиндушского лесозавода ООО "Харви Форестер" мощностью 100 тыс. м3 пиломатериалов в год. Строительство лесопильного завода "Сетлес" в пос. Импилахти Питкярантского района мощностью 140 тыс. м пиломатериалов в год осуществляется концерном "Стора Энсо" (Финляндия), который владеет двумя лесозаготовительными предприятиями - ОАО "Ладэнсо" и ОАО "Олонецлес". Продолжается реконструкция ООО "Кондопожский ЛЭЗ".

Однако в целом деревообработка находится в трудном положении -сокращается масса прибыли, выражено отставание динамики цен.

Отдельные ее виды испытывают сильное давление конкуренции. 97 процентов производства дверных и оконных блоков приходится на малые предприятия, не обладающие достаточными инвестиционными ресурсами для внедрения современных технологий.

Целлюлозно-бумажная промышленность дает более половины объема продукции лесного комплекса. Индексы объемов основных видов продукции (товарная целлюлоза, бумага, бумажные мешки и картон) составляют 107-110 процентов в год. Финансовое состояние ЦБП определяется результатами деятельности ОАО "Кондопога", ОАО "Сегежский ЦБК" и ОАО "ЦЗ "Питкя-ранта". Имея высокий удельный вес экспортного производства и, как следствие, излишнюю зависимость от мировых цен, ощущая трудности в снабжении сырьем, ЦБП характеризуется резкими скачками финансовых результатов.

В Республике Карелия неудовлетворительно используется расчетная лесосека по мягколиственному хозяйству, отсутствует платежеспособный спрос на лиственную древесину, часть ее после заготовки не используется даже в качестве дров. Ресурсы лиственных балансов составляют порядка 700 тыс. м3, при полном освоении расчетной лесосеки общий объем их ресурсов составит 1,2 млн. м3. Объемы заготовки лиственных балансов в Северном и Северо-Западном районах России составят в перспективе около 29,6 млн. м , часть которых также может быть вовлечена в промышленную переработку при строительстве целлюлозно- бумажного комбината, работающего на лиственном сырье. Строительство предприятия по производству беленой целлюлозы является перспективным вариантом вовлечения лиственной древесины в промышленную переработку.

Еще одно перспективное направление - создание предприятия по производству плит OSB. Экспертная оценка КарНИИЛПКа показывает, что в Карелии имеются ресурсы сырья для строительства завода по производству плит OSB мощностью до 360-400 тыс. м по сырью (осина 60-70 процентов и хвойные 30-40 процентов или осина не менее 80 процентов и береза не более 20 процентов). При этом осина в Карелии практически не имеет реализации и ее промышленное использование для республики весьма актуально.

Экономическую эффективность лесозаготовительной деятельности в Карелии сдерживает слабо развитая на землях лесного фонда транспортная инфраструктура, а также демографическая ситуация (убывание трудоспособной части населения и неравномерное его распределение на территории республики).

В Карелии крайне неудовлетворительно развивается сеть лесовозных дорог, необходимых для жизнеобеспечения лесных поселков, развития их инфраструктуры и повышения экономической доступности лесов. Средняя густота дорожной сети в Карелии составляет примерно 0,25-0,26 км на 100 га лесной площади. Для полного охвата лесонасаждений лесохозяйственными мероприятиями и организации оптимального лесопользования необходимо иметь густоту дорожной сети от 0,8 км до 1-1,5 км на 100 га. Содержание ранее построенных дорог ведется, как правило, неудовлетворительно, что снижает их эксплуатационные качества и выводит их из эксплуатации. Обеспеченность лесного фонда дорожной сетью в Карелии примерно в 4 раза меньше требуемого. Густота и протяженность автомобильных дорог не соответствует объемам перевозимых лесных грузов и тормозит развитие отрасли. Увеличение объемов строительства новых лесовозных дорог и поддержание в проезжем состоянии существующих силами и средствами лесозаготовительных предприятий весьма проблематично.

В число важнейших задач входят формирование обоснованной целевой структуры лесного фонда республики с учетом водоохранных, защитных, рекреационных и других функций, выполняемых лесами, и интенсификация лесопользования в лесах, исключенных из расчета главного пользования.

Для повышения конкурентоспособности лесопродукции в течение 2006-2007 годов предприятиями проводилась работа по добровольной сертификации управления лесными ресурсами на территории республики.

В настоящее время в республике сертифицировано 17 процентов общего объема годового размера лесопользования. Однако процессы лесной сертификации развиваются недостаточно быстро.

Имеют место отдельные проявления теневой экономики, нелегальных и незаконных рубок леса, низки эффективность работы ряда лесопользователей и их взаимодействие с подрядными организациями, ведущими заготовку леса.

Начата работа по ликвидации ведомственной разобщенности при решении острых проблем лесной отрасли, например, заключено трехстороннее Соглашение о взаимодействии Министерства внутренних дел Республики Карелия, Государственного комитета Республики

Карелия по лесу, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия в работе по пресечению нарушений законодательства в сфере лесного комплекса на 2007 год.

Анализ сложившейся ситуации в лесном комплексе позволяет выделить четыре блока задач, направленных на повышение эффективности его работы:

создание сбалансированной структуры управления лесным комплексом,

создание сбалансированной структуры бюджета лесной отрасли;

составление сбалансированной структуры производства и потребления древесного сырья на территории республики, включая разработку

мероприятий по предотвращению незаконных рубок древесины и нелегальному ее обороту;

кадровая политика в лесном секторе;

научно- методическое обеспечение развития лесного комплекса.

2. Создание сбалансированной структуры управления лесным комплексом

Задачи, стоящие по созданию эффективной структуры управления лесным комплексом (лесным хозяйством и лесной промышленностью), рассматриваются во взаимосвязи и взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами, связанными с предприятиями комплекса и образующими вместе с ними лесной кластер.

Лесной кластер - это лесное хозяйство, лесозаготовительная, деревообрабатывающая, мебельная, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и транспортная система, а также финансы и кредит, бизнес-консалтинг, страхование, информационные услуги, энергетика, химическая промышленность, строительство, полиграфия. При этом лидерами (центрами притяжения) выступают предприятия, реализующие конечный продукт.

Процесс совершенствования структуры комплекса будет проходить по двум параллельным направлениям.

Первое - создание интегрированных структур корпоративного управления на базе уже сложившихся лесопромышленных узлов, охватывающих полный технологический цикл от лесозаготовок до производства и реализации конечной продукции глубокой переработки.

Второе - образование территориально-производственных структур (объединений), в которых на основе кооперации и взаимного дополнения будут работать независимые предприятия различных организационно-правовых форм, использующих потенциал лесной отрасли.

К факторам, способствующим становлению лесного кластера в республике, относятся:

- имеющаяся ресурсная база (расчетная лесосека республики составляет 8,8 млн.куб.м);

- передача значительной части лесного фонда в долгосрочную аренду под реализацию бизнес-планов, предусматривающих глубокую переработку древесины, и дальнейшее развитие лесоперерабатывающей инфраструктуры;

- граница с ЕС, близость европейских потребителей нашей древесины и бумаги, укрепление внешнеэкономических связей, возможность использовать опыт зарубежных стран, создающих у нас лесоперерабатывающие производства;

- наличие устойчивого спроса на продукцию глубокой переработки древесины;

- имеющийся производственный потенциал лесопромышленных предприятий;

- наличие в республике отраслей и производств, потребляющих продукцию лесопромышленного комплекса (строительство, мебельная, химическая отрасли, полиграфия);

- заинтересованность перерабатывающих предприятий в гарантированном обеспечении сырьем;

- наличие системы подготовки кадров для отраслей лесопромышленного комплекса (ПетрГУ, КарНИИЛПК, Шуйско-Виданская лесотехническая школа).

Факторы, препятствующие развитию кластера в республике:

- частые изменения законодательства в сфере лесных отношений;

- конкуренция со стороны соседних регионов;

- разрозненность и слабая доступность новых участков лесного фонда;

- несовпадение интересов собственников предприятий;

- наличие внутренних проблем у предприятий, связанных с недостаточно квалифицированным менеджментом и неэффективной организацией бизнес-процессов.

Процесс восстановления технологических цепочек между лесозаготовительными и перерабатывающими производствами и воссоздания промышленного блока и последующего его объединения с банковско-кредитными, торгово-коммерческими и другими структурами уже начался и является в настоящее время одной из положительных тенденций в лесопромышленном секторе республики.

С учетом этого необходимо:

- объединить усилия предприятий лесного комплекса республики для выработки единой стратегии развития, организации единой системы управления лесными ресурсами;

- содействовать привлечению внешних инвесторов и осуществлять поддержку резидентов, в первую очередь в деревообработке, лесохимии и мебельной промышленности;

- увязывать инициируемые инвестиционные проекты с уже реализованными и находящимися в стадии реализации, с целью формирования целостного экономического пространства в республиканском лесном комплексе;

- сконцентрировать усилия на развитии элементов кластера, обеспечивающих наибольший мультипликативный эффект для республики в целом;

- содействовать созданию мощностей по переработке лиственной и низкосортной древесины, по выпуску продукции для деревянного домостроения; развитию биоэнергетики;

- принять меры по развитию лесопользования в северных и восточных районах республики;

- ускорить развитие сети лесовозных дорог круглогодичного пользования;

- активизировать работы по лесовосстановлению, в том числе по воспроизводству лесного фонда целевым породным составом;

- развивать систему космического мониторинга состояния лесного фонда, применение новейших информационных технологий и спутниковых систем в целях совершенствования контроля за лесовосстановлением и лесопользованием в режиме реального времени.

Схема лесного кластера Карелии




В перспективе корпоративные структуры, действующие в лесном секторе экономики Карелии, будут выступать полюсами роста ВРП, а наряду с ними будет присутствовать на рынке целый ряд мелких и средних предприятий, обеспечивающих потребности внутреннего рынка в сырье, частично его перерабатывающих и создающих конкуренцию крупным компаниям.

Состояние системы регионального государственного управления не соответствует государственным задачам, направленным на эффективное и экологически безопасное использование лесных ресурсов Карелии.

Такая ситуация недопустима для Республики Карелия, в которой лесная промышленность - один из важнейших факторов экономической безопасности и формирования бюджета.

Дальнейшее использование существовавшей модели было барьером для стабильного и предсказуемого развития связанных с лесом областей экономики и социальной сферы республики. Ускоряющееся и усложняющееся развитие традиционных отраслей лесной промышленности, диверсификация видов деятельности, связанных с лесопользованием, необходимость повышения социального уровня жителей республики - это составляющие социально-экономического развития Карелии, требующие комплексного подхода при решении общих для них задач.

Цель совершенствования системы управления лесным комплексом - создание в Республике Карелия современной устойчивой системы управления лесным комплексом, направленной на увеличение как экономической, так и экологической и социальной отдачи от его функционирования.

Задачи:

-обеспечение условий для согласованной работы всех звеньев лесного комплекса (лесного хозяйства и лесной промышленности) региона, повышение их "управляемости" в государственных интересах и с использованием государственных рычагов влияния;

- разработка механизмов для повышения доступности лесных ресурсов и снятие необоснованных ограничений по их освоению и использованию;

- повышение качественных характеристик лесов и выполнение в плановых объемах работ по воспроизводству лесных ресурсов;

- минимизация возможных ограничений и рисков для лесного комплекса в условиях переходного периода - реализации реформы системы управления лесным хозяйством и изменения нормативной базы в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации.

Мероприятия:

- создание Лесного Совета и разработка плана его работы (1 квартал 2008 года);

- анализ состояния лесного кластера и выработка рекомендаций (предложений) по приведению его в состояние, отвечающее современным требованиям и задачам социально-экономического развития республики (2008 год).

Исполнитель: Министерство лесного комплекса Республики Карелия. Результаты:

- улучшение показателей работы предприятий лесного комплекса;

- получение информации по оценке финансово-экономического состояния отраслей лесного комплекса и параметров основных производственных показателей;

- регулярный мониторинг состояния системы управления;

- выработка рекомендаций по развитию лесной отрасли.


3. Создание сбалансированной структуры бюджета лесной отрасли


Доходная часть бюджетов является одной из составляющих валового регионального продукта , которую можно представить в виде схемы.






Объем ВРП рассчитывается на уровне Российской Федерации, однако с определенной долей условности, размеры объемов производства лесного комплекса (ЛК) Республики Карелия в общем объеме ВРП можно принять по величине отгруженной продукции. Из соотношения этих величин расчетная доля составляет:

2005 год (факт)

2006 год (предварительные данные

Доля ЛК в объеме ВРП Республики Карелия

29,0%

29,7%

Доля ЛК в объеме промышленного производства Республики Карелия

36,5%

38,7%


Учитывая, что окончательный "дорасчет", как правило, приводит к увеличению общего объема производства, указанная доля ЛК в 2006 году может скорее всего оказаться более низкой. Сопоставляя ее с долей ЛК в 2000 году можно прийти к выводу о снижении значимости отраслей лесного комплекса в объеме ВРП Республики Карелия.

Валовый региональный продукт (ВРП) определяется как суммарная стоимость товаров, работ и услуг, произведенных с использованием экономических ресурсов региона (земли, труда и капитала) за данный период времени, и включающий все доходы, генерируемые внутри региона, независимо от места проживания работников или регистрации предприятий.

Однако данная доля вовсе не определяет значимость и влияние объемов производства ЛК на ВРП, поскольку статистический учет объемов отгрузки "по видам деятельности" не позволяет видеть целостную картину влияния отраслей лесного комплекса на формирование ВРП.

Являясь важной составляющей в расчете общих доходов республиканского бюджета, показатель валового продукта отраслей ЛПК не может быть в настоящее время использован для оценки их значимости для бюджета Республики Карелия.

Вместе с тем в условиях постоянных изменений (законодательства, подзаконных актов, структуры отраслей и других) целесообразно систематически осуществлять анализ изменений в соотношении объемов производства отраслей лесного комплекса и платежей, которые поступают в бюджет региона. При анализе платежей целесообразно выделить налоговые платежи (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на имущество, транспортный налог, местные налоги и неналоговые платежи (платежи за лесные ресурсы, прочие платежи).

Такой анализ позволяет выявлять основные факторы, повлиявшие на размер изменений, а также моделировать ситуацию доходной части в случае принятия решений по изменению налоговой политики, а также реализации мер по увеличению доходной части бюджета.

Это особенно актуально сейчас в условиях развития рыночных отношений в лесном секторе, когда роль и значение финансовых потоков возрастают.

Финансовые потоки в лесном секторе можно представить следующим образом.




Государство как собственник лесных ресурсов имеет большие возможности для регулирования доходов:

- система налогов (налог на добавленную стоимость, прибыль, имущество и другие);

- платежи за пользование лесными ресурсами;

- установление таможенных пошлин при экспорте лесной продукции;

- введение запретительных мер на экспортную поставку лесоматериалов;

- изменение правил эксплуатации лесных ресурсов в целях соблюдения экологических требований, что неизбежно ведет к росту затрат на лесозаготовку.

Цель:

формирование структуры доходов от использования лесного фонда и расходов на лесоуправление, исполнение полномочий в области лесных отношений и ведение лесохозяйственной деятельности.

Задачи:

- оценка и формирование доходов от платежей за пользование лесным фондом, налогов по видам налоговых платежей (с разбивкой по бюджетам всех уровней) - на прибыль, НДС, НДФЛ и неналоговых платежей (таможенные платежи, штрафы);

- оценка и формирование расходов на ведение лесного хозяйства, расходов лесопользователей, оценка налоговой нагрузки (в том числе на 1 куб.м), строительство лесовозных дорог;

- оценка налоговой нагрузки лесоперерабатывающих организаций.

Мероприятия:

- оценка доходности использования лесного фонда Республики Карелия;

- разработка научно-методических обоснований по формированию рационального распределения средств доходных и расходных статей бюджета.

Исполнители:

Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия. Срок исполнения: 2008 год.

Результат:

разработка механизма рационального распределения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов.

4. Составление сбалансированной структуры производства и потребления древесного сырья на территории республики, включая разработку мероприятий по предотвращению незаконных рубок древесины и нелегальному ее обороту

В ситуации, когда в лесном секторе задействовано большое количество предприятий, выполняющих различные услуги по заготовке, вывозке древесины, а также по торговле лесоматериалами, существующая на сегодня система мониторинга показателей работы и государственной статотчетности не позволят получить полную картину объемов круглых лесоматериалов, производимых на территории республики, поступающих на переработку на конкретные перерабатывающие предприятия от карельских лесозаготовителей и из других регионов, реализуемых в другие регионы и на экспорт. Составление достоверного баланса производства и потребления древесного сырья на территории республики в таких условиях весьма проблематично.

Учитывая происходящие в лесном комплексе республики изменения (создание крупных интегрированных структур, активизация деятельности отечественных и иностранных инвесторов, наличие большого количества участников на рынке лесной продукции, обострение ситуации с обеспечением перерабатывающих предприятий древесным сырьем, имеющиеся примеры нелегальной заготовки и оборота древесины и так далее), значимость работы по созданию оптимального баланса производства и потребления постоянно возрастает.

Цель:

создание сбалансированной структуры производства и потребления древесного сырья на территории республики.

Задача:

переориентация потоков древесного сырья на переработку внутри региона.

Мероприятия:

- оценка состояния лесного фонда Республики Карелия (товарно-денежной структуры) и потребностей в древесном сырье перерабатывающих производств;

- инвентаризация существующих лесопильных производств;

- анализ параметров производственных мощностей с учетом перспективы создания новых и модернизации действующих предприятий механической и химико-технологической переработки древесины (ЦБП, ЛДК, производство плит, топливных гранул и так далее);

- инвентаризация лесозаготовительных мощностей (с учетом предприятий-подрядчиков) по производству круглых лесоматериалов;

- оценка экспорта;

- оценка объемов древесного сырья (пиловочника, балансов), поставляемых от лесозаготовительных предприятий республики и из других регионов;

- оценка сдерживающих факторов;

- анализ состояния и уровня развития транспортной ифраструктуры, предназначенной для вывозки лесопродукции и доставки деловой древесины до перерабатывающих предприятий;

- работа в составе межведомственной комиссии по борьбе с незаконными рубками и нелегальным оборотом древесины;

- содействие развитию системы саморегулирующих организаций (ассоциаций) лесозаготовителей, переработчиков древесины и обслуживающих организаций.

Исполнители:

Министерство лесного комплекса Республики Карелия. Соисполнители: Министерство внутренних дел по Республике Карелия (по согласованию), КарНИИЛПК, ПетрГУ (по согласованию). Срок исполнения: постоянно.

Результат:

выработка комплекса мер по повышению прозрачности потоков древесного сырья на территории республики, эффективности его использования на территории республики.

5. Кадровая политика в лесном секторе


Кадровое обеспечение лесного комплекса в республике реализуется прежде всего через учебные заведения Карелии: многопрофильный

Петрозаводский университет с лесоинженерным факультетом, лесотехнический техникум, лесотехническая школа, профессиональные училища.

Анализ существующей сегодня ситуации с кадровым обеспечением лесного комплекса республики показывает явный недостаток в кадрах высшего (руководителей) и среднего звена (техноруков, мастеров лесозаготовок,механиков, учетчиков древесины и других), а также квалифицированных рабочих (вальщиков, раскряжевщиков, трактористов-операторов и других).

В ближайшей перспективе в связи с появлением современных харвестеров, форвардеров, валочно-пакетирующих машин, необходимостью ведения несплошных рубок леса, требующих специальной подготовки для обеспечения природощадящих, экологически безопасных технологий и так далее, проблема подготовки кадров рабочих лесозаготовок обострится.

Ощутима и потребность в менеджерах высшей квалификации, способных эффективно управлять действующими и вновь создаваемыми предприятиями. Имеются серьезные проблемы в условиях быта и уровне заработной платы на лесозаготовительных предприятиях, не создающих привлекательной мотивации для молодых специалистов.

Кадровому обеспечению лесного комплекса должны активно способствовать решения, направленные на создание в республике комплексной системы подготовки и переподготовки рабочих и кадров управления высшего и среднего звена. Необходима консолидация усилий всех ветвей власти региона на решении вопросов социальной сферы в лесном комплексе путем переподготовки высвобождающихся работников лесного комплекса, их трудоустройства, создания новых рабочих мест, реструктуризации лесных поселков, повышения квалификации рабочих, кадров среднего и высшего звена управления; создание комплексной системы подготовки и переподготовки рабочих и кадров управления высшего и среднего звена, в полной мере отвечающей потребностям лесного комплекса и его предприятий в специалистах высокой квалификации, соответствующих прогрессирующему уровню техники и технологии и работе в рыночных условиях.

Цель:

совершенствование системы комплексной подготовки и переподготовки рабочих, кадров управления высшего и среднего звена для лесного комплекса.

Задачи:

- повышение квалификации работающих;

- создание условий по обеспечению занятости населения.

Мероприятия:

разработка предложений, направленных на:

- переподготовку высвобождающихся работников лесного комплекса, их трудоустройство, создание новых рабочих мест;

- повышение квалификации рабочих, кадров высшего и среднего звена управления;

- целевую подготовку руководителей для предприятий лесного комплекса.

Срок исполнения: 4 квартал 2008 года.

Исполнители:

Министерство лесного комплекса Республики Карелия. Соисполнители: КарНИИЛПК, ПетрГУ (по согласованию). Результаты:

- создание условий для мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, совершенствования структуры подготовки кадров дляобеспечения организаций лесного комплекса специалистами требуемых квалификаций и профессий;

- повышение социальной направленности лесного бизнеса.


6. Научно-методическое обеспечение развития лесного комплекса


Устойчивое развитие лесного комплекса невозможно без его качественного научно-методического обеспечения. Наука - своеобразный отечественный товаропроизводитель, без продукции которого - новых технических и организационно-экономических решений, прогрессивных научно обоснованных разработок, проектов, экспертиз, рекомендаций и тому подобное - лесной комплекс не сможет динамично развиваться.

Республика обладает значительным научным потенциалом, представленным КарНИИЛПКом, лесоинженерным факультетом ПетрГУ,

Институтом леса и Институтом экономики КНЦ РАН.

Эти научные организации в настоящее время недостаточно востребованы в решении задач развития лесного комплекса Республики Карелия, не имеют единого координирующего центра, испытывают острую потребность в государственной поддержке.

Цель:

создание региональной информационной системы по лесному комплексу для принятия управленческих решений.

Задача:

интенсификация использования имеющегося отраслевого научного потенциала.

Мероприятия:

- подготовка мероприятий по научно-методическому обеспечению лесного комплекса Республики Карелия, базирующихся на использовании научного потенциала республики;

- создание и обеспечение функционирования института экспертов из числа ведущих ученых, инженеров и экономистов республики для исключения необоснованного принятия решений, способных нанести экономический, экологический и социальный ущерб лесному комплексу и Карелии в целом;

-более активное привлечение ученых Карелии к выполнению важнейших республиканских научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (далее - НИОКР);

- создание совета, координирующего выполнение НИОКР в области лесной промышленности и лесного хозяйства республики.

Срок исполнения: первое полугодие 2008 года.

Исполнители:

Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия.

Соисполнители:

КарНИИЛПК, ПетрГУ (по согласованию), Институт леса КНЦ РАН (по согласованию).

Результаты:

- создание действенной системы выполнения НИОКР в лесном комплексе Республики Карелия;

- разработка перечня перспективных важнейших НИОКР, направленных на интенсификацию лесного комплекса Республики Карелия.

Приложение к Плану действий Правительства Республики
Карелия по совершенствованию систем
управления лесным комплексом на период до 2010 года

N п/п

Задачи

Мероприятия

Срок

Исполнитель

Результат

1

2

3

4

5

6

1.

Создание сбалансированной структуры управления лесным комплексом

Создание в Республике Карелия современной устойчивой системы управления лесным комплексом, направленной на увеличение как эко-

создание Лесного Совета и разработка плана его работы

1 квартал 2008 года

Министерство лесного комплекса Республики Карелия

улучшение показателей работы предприятий лесного комплекса

номической, так и экологической и социальной отдачи от его функционирования

анализ состояния лесного кластера и выработка рекомендаций (предложений) по приведению его в состояние, отвечающее современным , требованиям и задачам социально-экономического развития Республики Карелия

4 квартал 2008 года

Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия

получение информации по оценке финансово-экономического состояния отраслей лесного комплекса и параметров основных производственных показателей

регулярный мониторинг состояния системы управления

постоянно

Министерство лесного комплекса Республики Карелия

выработка рекомендаций по развитию лесной отрасли

2.

Создание сбалансированной структуры бюджета лесной отрасли

Формирование структуры доходов от использования лесного фонда и расходов на лесоуправление, исполнение полномочий в области лесных отношений и ведение лесохозяйственной деятельности

оценка доходности использования лесного фонда Республики Карелия

1 полугодие 2008 года

Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия

разработка механизма рационального распределения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов

разработка научно-методических обоснований по формированию рационального распределения средств доходных и расходных статей бюджета

4 квартал 2008 года

Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию)

Составление сбалансированной структуры производства и потребления древесного сырья на территории республики, включая разработку
мероприятий по предотвращению незаконных рубок древесины и нелегальному ее обороту

Переориентация потоков древесного сырья на переработку внутри региона

оценка состояния лесного фонда Республики Карелия (товарно-денежной структуры) и потребностей в древесном сырье перерабатывающих производств

1 полугодие 2008 года

Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию) соисполнитель: Министерство внутренних дел по Республике Карелия (по согласованию)

выработка комплекса мер по повышению прозрачности потоков древесного сырья на территории республики, эффективности его использования на территории республики



инвентаризация существующих лесопильных производств

1 полугодие 2008 года

Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию)




анализ параметров производственных мощностей с учетом перспективы создания новых и модернизации действующих предприятий механической и химико-технологической переработки древесины (ЦБП, ЛДК, производство плит, топливных гранул и так далее)

постоянно

Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию)


инвентаризация лесозаготовительных мощностей (с учетом предприятий-подрядчиков) по производству круглых лесоматериалов

1 полугодие 2008 года

Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию)

оценка экспорта

постоянно

Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию)

оценка объемов древесного сырья (пиловочника, балансов), поставляемых от лесозаготовительных предприятий республики и из других регионов

постоянно

Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию)

оценка сдерживающих факторов

постоянно

Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию)

анализ состояния и уровня развития транспортной инфраструктуры, предназначенной для вывозки лесопродукции и доставки деловой древесины до перерабатывающих предприятий

постоянно

Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию)

работа в составе межведомственной комиссии по борьбе с незаконными рубками и нелегальным оборотом древесины

постоянно

Министерство лесного комплекса Республики Карелия
соисполнитель: Министерство внутренних дел по Республике Карелия (по согласованию)

содействие развитию системы саморегулирующих организаций (ассоциаций) лесозаготовителей, переработчиков древесины и обслуживающих организаций

постоянно

Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию)

4.

Кадровая политика в лесном секторе

Совершенствование системы комплексной подготовки и переподготовки рабочих, кадров управления высшего и среднего звена для лесного комплекса

разработка предложений, направленных на:
- переподготовку высвобождающихся работников лесного комплекса, их трудоустройство, создание новых рабочих мест, повышение квалификации рабочих, кадров высшего и среднего звена управления;
- целевую подготовку руководителей для предприятий лесного комплекса;
- реструктуризацию системы подготовки кадров для обеспечения предприятий лесного комплекса специалистами всех уровней;

4 квартал 2008 года

Министерство лесного комплекса Республики Карелия
соисполнитель: КарНИИЛПК (по согласованию)

создание условий для мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, совершенствование структуры подготовки кадров для обеспечения организаций лесного комплекса специалистами требуемых квалификаций и профессий. Повышение социальной направленности лесного бизнеса

- разработку системы обучения безработных с практикой на рабочих местах с целью освоения специальных отраслевых профессий;
- организацию подготовки резерва кадров

5.

Научно-методическое обеспечение развития лесного комплекса

Создание региональной информационной системы по лесному комплексу для принятия управленческих решений

подготовка мероприятий по научно-методическому обеспечению лесного комплекса Республики Карелия, базирующихся на использовании научного потенциала республики

1 полугодие 2008 года

Министерство лесного комплекса Республики Карелия
соисполнители: КарНИИЛПК (по согласованию), Институт леса КНЦ РАН (по согласованию)

создание действенной системы выполнение НИОКР в области лесной промышленности и лесного хозяйства Республики Карелия.
Разработка перечня перспективных важнейших НИОКР, направленных на интенсификацию лесной промышленности и лесного хозяйства Республики Карелия

создание и обеспечение функционирования института экспертов из числа ведущих ученых, инженеров и экономистов республики для исключения необоснованного принятия решений, способных нанести экономический, экологический и социальный ущерб лесному комплексу и Карелии в целом

1 полугодие 2008 года

Министерство лесного комплекса Республики Карелия; Министерство экономического развития Республики Карелия соисполнители: КарНИИЛПК (по согласованию), Институт леса КНЦ РАН (по согласованию) *

более активное привлечение ученых Карелии к выполнению важнейших республиканских НИОКР

постоянно

Министерство лесного комплекса Республики Карелия
соисполнители: КарНИИЛПК (по согласованию), Институт леса КНЦ РАН (по согласованию)



создание Совета, координирующего выполнение НИОКР в области лесной промышленности и лесного хозяйства республики

1 полугодие 2008 года

Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия соисполнители: КарНИИЛПК (по согласованию), Институт леса КНЦ РАН (по согласованию)



Текст сверен по:
Официальная рассылка







 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ