Внимание! Документ недействующий.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
от 2 марта 2005 года N 856-ЗРК
Об участии жителей Республики Карелия в
охране общественного порядка
Принят Законодательным Собранием 24
февраля 2005 года
Утратило силу на основании
Закона Республики Карелия от 15 февраля
2016 года N 1989-ЗРК, введенным в действие с
25.02.2016 г.
Настоящий Закон устанавливает правовую основу добровольного участия жителей Республики Карелия в охране общественного порядка, определяет формы такого участия в целях укрепления взаимодействия жителей Республики Карелия с правоохранительными органами и органами местного самоуправления.
ГЛАВА I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования
настоящего Закона
1. Предметом регулирования настоящего
Закона являются правоотношения,
возникающие в связи с добровольным
участием жителей Республики Карелия
(далее - граждане) в охране общественного
порядка.
2. Действие настоящего Закона не
распространяется на регулируемые
федеральным законодательством
правоотношения, возникающие в связи со
специальными видами деятельности
правоохранительных органов, с частной
детективной и охранной деятельностью.
Статья 2. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка
Правовую основу участия граждан в охране
общественного порядка составляют
Конституция Российской Федерации,
федеральные законы и иные нормативные
правовые акты Российской Федерации,
Конституция Республики Карелия, законы
Республики Карелия, настоящий Закон и
принимаемые в соответствии с ними иные
нормативные правовые акты Республики
Карелия.
ГЛАВА II. Формы участия граждан в охране общественного порядка
Статья 3. Участие граждан в охране
общественного порядка
1. Каждый гражданин, защищая всеми
средствами и способами, не запрещенными
законом, свою жизнь, достоинство и
собственность, а также жизнь,
достоинство и собственность других лиц
от противоправных посягательств, имеет
право принимать участие в охране
общественного порядка.
2. Участие граждан в охране общественного
порядка может быть индивидуальным и
коллективным.
Статья 4. Формы индивидуального участия граждан в охране общественного порядка
Формами индивидуального участия граждан
в охране общественного порядка
являются:
1) пропаганда правовых знаний;
2) содействие правоохранительным органам
в профилактической работе с лицами,
склонными к совершению правонарушений;
3) содействие органам и учреждениям
системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
4) иные
не запрещенные законодательством формы
участия в охране общественного
порядка.
Статья 5. Формы коллективного участия граждан в охране общественного порядка
Формами коллективного участия граждан в
охране общественного порядка являются:
1) членство или участие в общественных
объединениях, созданных и действующих в
порядке, установленном Федеральным
законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об
общественных объединениях» (далее -
Федеральный закон «Об общественных
объединениях»), и уставные цели которых
предусматривают оказание содействия
правоохранительным органам;
2) участие в работе народной дружины
муниципального образования.
ГЛАВА III. Народные дружины муниципальных образований
Статья 6. Народная дружина
муниципального образования
1. Народная дружина муниципального
образования (далее - народная дружина) -
одно или несколько добровольных
формирований жителей муниципального
образования, созданных в целях оказания
содействия органам местного
самоуправления и правоохранительным
органам в охране общественного
порядка.
2. Народные дружины, создаваемые и
осуществляющие свою деятельность в
порядке, установленном настоящим
Законом, не являются общественными
объединениями, создаваемыми и
осуществляющими свою деятельность в
соответствии с Федеральным законом «Об
общественных объединениях».
Статья 7. Создание народных дружин
1. Народные дружины создаются и действуют
в соответствии с настоящим Законом,
уставом муниципального образования,
положением о народной дружине
муниципального образования, другими
нормативнык правовыми актами органов
местного самоуправления.
2. Городские, поселковые, сельские
формирования народной дружины создаются
решением органа местного самоуправления
или должностного лица, определяемого в
соответствии с уставом муниципального
образования, в порядке, установленном
положением о народной дружине.
3. Положение о народной дружине
принимается представительным органом
местного самоуправления.
4. Указанное положение определяет:
1) порядок создания народной дружины;
2) структуру народной дружины;
3) порядок назначения руководителей
формирований народной дружины;
4) порядок приема граждан в народную
дружину и отчисления из нее;
5) права и обязанности руководителей
формирований народной дружины;
6) порядок взаимодействия народной
дружины с правоохранительными
органами;
7) порядок планирования деятельности и
предоставления отчетности о
деятельности народной дружины;
8) образцы удостоверений, отличительных
знаков и (или) форменной одежды граждан,
принимающих участие в деятельности
народной дружины (далее - народные
дружинники);
9) порядок расформирования и ликвидации
народной дружины.
Статья 8. Финансирование и материально-техническое обеспечение народных дружин
Финансирование и
материально-техническое обеспечение
народных дружин, включая меры поощрения
и денежное вознаграждение отдельных
членов народных дружин, может
осуществляться за счет средств местного
бюджета и иных источников,
предусмотренных действующим
законодательством.
Статья 9. Деятельность народных дружин
Народные дружины в пределах,
установленных федеральным
законодательством, оказывают содействие
правоохранительным органам в:
1) обеспечении личной безопасности
граждан;
2) охране общественного порядка, в том
числе при проведении массовых
мероприятий;
3) обеспечении сохранности собственности
физических и юридических лиц;
4) мероприятиях по предупреждению и
пресечению правонарушений;
5) обеспечении безопасности дорожного
движения;
6) охране общественного порядка при
проведении неотложных
аварийно-спасательных и карантинных
мероприятий в случаях стихийных
бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотии
и иных чрезвычайных ситуаций;
7) профилактической работе с лицами,
склонными к совершению правонарушений;
8) предупреждении детской безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних;
9) иных мероприятиях, определяемых
органами местного самоуправления,
проведение которых связано с
необходимостью обеспечения
общественной безопасности.
Статья 10. Обязанности и права народных дружинников
1. Народный дружинник в пределах,
установленных федеральным
законодательством, обязан:
1) в случаях обращения граждан с
сообщениями о событиях или фактах,
угрожающих личной безопасности граждан,
общественной безопасности,
общественному порядку, либо в случае
непосредственного обнаружения
указанных событий или фактов сообщать об
этом сотрудникам правоохранительных
органов и принимать меры по спасению
людей и охране места происшествия;
2) принимать меры по оказанию помощи, в
том числе доврачебной, гражданам,
пострадавшим от преступлений,
административных правонарушений или
несчастных случаев, а также находящимся
в беспомощном или ином состоянии,
опасном для их жизни и здоровья;
3) уведомлять органы прокуратуры и органы
внутренних дел о каждом случае
применения физической силы в состоянии
необходимой обороны;
4) иметь при себе и предъявлять по
требованию граждан или должностных лиц
удостоверение установленного образца;
5) исполнять иные обязанности,
предусмотренные положением о народной
дружине.
2. Народный дружинник, осуществляющий
охрану общественного порядка совместно
с сотрудниками правоохранительных
органов, вправе:
1) требовать от граждан и должностных лиц
прекращения противоправных действий;
2) оказывать содействие сотрудникам
правоохранительных органов в:
проверке у граждан документов,
удостоверяющих их личность;
задержании и доставлении в
правоохранительные органы лиц,
совершивших правонарушения;
изъятии предметов, явившихся орудиями
совершения правонарушения;
проведении мероприятий по обеспечению
безопасности дорожного движения;
проведении иных, не противоречащих
законодательству мероприятий, связанных
с охраной общественного порядка.
3. Народные дружинники в порядке,
устанавливаемом органами внутренних дел
Республики Карелия, должны проходить
правовую и специальную подготовки, а
также периодическую проверку на
пригодность к действиям, связанным с
применением физической силы в состоянии
необходимой обороны, и на умение
оказывать доврачебную помощь
пострадавшим.
Статья 11. Ответственность народного дружинника
1. За неправомерные действия
(бездействие) при исполнении
обязанностей по охране общественного
порядка народный дружинник несет
ответственность, установленную
федеральным законодательством.
2. Вред, причиненный физическим или
юридическим лицам неправомерными
действиями (бездействием) народного
дружинника, подлежит возмещению в
порядке, предусмотренном федеральным
законодательством.
3. Неправомерные действия (бездействие)
народного дружинника при исполнении
обязанностей по охране общественного
порядка могут быть обжалованы в порядке,
установленном федеральным
законодательством.
ГЛАВА IV. Гарантии правовой и социальной защиты граждан, участвующих в охране общественного порядка, формы их поощрения
Статья 12. Гарантии правовой и социальной
защиты граждан, участвующих в охране
общественного порядка
1.
Насилие или угроза его применения, иные
посягательства на жизнь, здоровье, честь
и достоинство граждан, участвующих в
охране общественного порядка, влекут
ответственность, установленную
федеральным законодательством.
2. Гарантии социальной защиты граждан,
участвующих в охране общественного
порядка, устанавливаются органами
местного самоуправления.
Статья 13. Формы поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка
1. Органы местного самоуправления могут
использовать различные формы поощрения
граждан, активно участвующих в охране
общественного порядка, в том числе:
объявление благодарности;
выдача денежной премии;
награждение ценным подарком;
награждение почетной грамотой
муниципального образования
2. За особые заслуги в охране
общественного порядка, проявленные при
этом личное мужество и героизм граждане,
участвующие в обеспечении правопорядка,
могут представляться к государственным
наградам Российской Федерации и
Республики Карелия.
ГЛАВА V. Заключительные положения
Статья 14. Контроль и надзор за деятельностью граждан, участвующих в охране общественного порядка
Контроль и надзор за деятельностью
граждан, участвующих в охране
общественного порядка, осуществляются в
соответствии с законодательством.
Статья 15. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по
истечении десяти дней со дня его
официального опубликования.
Глава Республики Карелия С.Л. Катанандов
г. Петрозаводск
2 марта 2005 года
N 855-ЗРК
Текст сверен по:
официальная рассылка
- Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Республики Карелия
- О проекте закона Республики Карелия «Об участии жителей Республики Карелия в охране общественного порядка
- О проекте закона Республики Карелия «Об участии жителей Республики Карелия в охране общественного порядка»
- О Законе Республики Карелия «Об участии жителей Республики Карелия в охране общественного порядка»
- О повторном рассмотрении Закона Республики Карелия «Об участии жителей Республики Карелия в охране общественного порядка»
- Об обращении Законодательного Собрания Республики Карелия к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову по вопросу принятия проекта федерального закона «Об участии граждан Российской Федерации, общественных и
- О создании народной дружины Петрозаводского городского округа "Добровольная дружина по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений им. Александра Невского" (утратил силу на основании Решения Петрозаводского городского Совета от 18 октября 2023 года N 29/21-302)