Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Республиканской целевой программы
по энергосбережению на период до 2006 года


В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Карелия «О республиканских целевых программах» Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу по энергосбережению на период до 2006 года, одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 15 марта 2004 года N 119р-П.

2. Направить настоящее Постановление в Правительство Республики Карелия.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
Республики Карелия Н.И. Левин




г. Петрозаводск
19 мая 2004 года
N 1170-III ЗС

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства Республики Карелия
от 15 марта 2004 г. N 119р-П

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Законодательного Собрания
Республики Карелия от 19 мая 2004 г. N 1170-III ЗС


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
по энергосбережению на период до 2006 года

ПАСПОРТ
Республиканской целевой программы по энергосбережению на период до 2006 года

Наименование Программы

- Республиканская целевая программа по энергосбережению на период до 2006 года

Нормативно-правовое обеспечение Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 796 «О федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика на 2002 - 2006 годы и на перспективу до 2010 года»;
Закон Республики Карелия «Об энергосбережении»;
постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 25 августа 2003 года N 66-э/1 «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 год»

Государственный заказчик Программы

- Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия - координатор Программы;
Министерство экономического развития Республики Карелия - энергосбережение в промышленности, энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса, энергосбережение на транспорте, энергосбережение в организациях (учреждениях) республиканской бюджетной сферы, контроль за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов;


Государственный комитет Республики Карелия по лесному и горнопромышленному комплексу - энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса; Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства - энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве, энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса

Основные разработчики Программы

- Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия; Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства; федеральное государственное учреждение «Управление государственного энергетического надзора по Карело-Кольскому региону» (далее - УГЭН)

Цели и задачи Программы, важнейшие показатели


- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития;
существенное снижение объема потребления республикой топливно-энергетических ресурсов за счет использования энергосберегающих технологий и оборудования;
уменьшение негативного воздействия объектов топливно-энергетического комплекса на окружающую природную среду;
снижение бюджетных расходов на оплату энергоресурсов, потребленных объектами социальной сферы (учреждениями здравоохранения, образования, культуры и др.);
создание топливной базы республики на основе местных видов топлива (торфа, древесной щепы и отходов дерево-переработки);
повышение надежности энергетического обеспечения региона.
Основными показателями Программы выступают: стоимость (затраты на проведение) энергоэффективных мероприятий и ожидаемый от них эффект (экономия в натуральных и стоимостных показателях)

Срок реализации Программы

2004 - 2006 годы

Основные направления Программы

- энергосбережение в сфере производства и потребления:
энергосбережение в промышленности;
энергосбережение в ОАО «Карелэнерго»;
энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве;
энергосбережение на транспорте;
энергосбережение в сельском хозяйстве;
энергосбережение в организациях (учреждениях) республиканской бюджетной сферы

Исполнители Программы

- органы исполнительной власти Республики Карелия, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия (по согласованию), организации (по согласованию)

Объем и источники финансирования Программы

- общий объем средств финансирования, необходимый для реализации Программы за период 2004 - 2006 годов - 2,329 млрд. рублей, в том числе за счет средств: бюджета Республики Карелия - 194,7 млн. рублей; местных бюджетов - 17,6 млн. рублей; внебюджетных источников (кредитов финансовых организаций, средств предприятий и т. п.) - 2266,3 млн. рублей; средства федерального бюджета - 45 млн. рублей

Ожидаемый экономический эффект от внедрения мероприятий Программы

- всего за период 2004 - 2006 годов - 276,92 тыс. тонн условного топлива (далее - т.у.т.), в том числе в пересчете на т.у.т.: по тепловой энергии - 4,954 тыс. т.у.т.; по электроэнергии - 8,85 тыс. т.у.т.; по котельно-печному топливу - 263,117 тыс. т.у.т. при цене тонны условного топлива 2610 руб./т.у.т. экономический эффект составит 722,8 млн. рублей

Организация и контроль за исполнением Программы

- ответственность за организацию и контроль за исполнением Программы возлагается на Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Региональную энергетическую комиссию Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия и соответствующие органы исполнительной власти Республики Карелия, администрации местного самоуправления муниципального образования республики (по согласованию), государственные органы надзора и инспекции топливно-энергетиче-ского комплекса, действующие на территории Республики Карелия (по согласованию)


1. ВВЕДЕНИЕ

Разработка Республиканской целевой программы по энергосбережению на период до 2006 года производилась на основании Федерального закона от 3 апреля 19966 года N 28-ФЗ «Об энергосбережении», Закона Республики Карелия от 25 февраля 1998 года N 264-ЗРК «Об энергосбережении», распоряжения Правительства Респуб-лики Карелия от 12 августа 2002 года N 192 р-П. Для разработки Программы указанным распоряжением была образована рабочая комиссия в составе представителей органов государственной власти (Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре), федерального государственного учреждения «Управление государственного энергетического надзора по Карело-Кольскому региону», крупнейших промышленных предприятий республики (ОАО «Кондопога», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «Карельский окатыш», ОАО «Надвоицкий алюминиевый завод», ОАО «Петрозаводскбуммаш»), Петрозаводского государственного университета и Карельского научного центра Российской академии наук.

По сравнению с 1990 годом энергоемкость отечественной экономики возросла на 22% и в настоящее время в 3 - 3,5 раза выше, чем в промышленно развитых странах Европы и в США.

По сравнению с российским в Республике Карелия уровень потребления на душу населения топлива выше на 23%, тепловой энергии - на 45%, электроэнергии - на 64%. Повышенная удельная энергоемкость экономики Карелии усугубляет дефицит топливно-энергетических ресурсов.

С ростом цен на энергоносители возрастают финансовые затраты на энергию и топливо, получаемые из других регионов России. Сохранение нынешнего уровня энергоемкости промышленного производства приводит к неконкурентоспособности выпускаемой продукции.

В последнее десятилетие в отраслях топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) накапливались нерешенные проблемы, которые состоят в следующем:

- не создан благоприятный инвестиционный климат, в результате чего объем годовых инвестиций в ТЭК за эти годы снизился более чем в 3 раза;

- не удалось добиться технического перевооружения как «большой», так и коммунальной энергетики;

- не произошло снижение энергоемкости экономики республики;

- диспропорции в ценовой и налоговой политике государства привели к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства отраслей ТЭК и к деформациям структуры спроса на энергоносители;

- в стадии формирования находится целостная система законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций ТЭК.

Программа призвана обеспечить реализацию государственной энергетической стратегии и предусматривает, участие органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления в разработке и реализации мероприятий, направленных на решение проблем ТЭК и обеспечение его сбалансированного развития.

Целевая направленность Программы определяется необходимостью решения задач, связанных с низкой энергоэффективностью экономики республики, и как следствие - с высокими издержками общества на свое энергообеспечение, необходимостью устойчивого энергоснабжения населения и экономики, снижения техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду.

Предусматривается создание социально ориентированного конкурентоспособного топливно-энергетического сектора экономики, основанного на рыночных условиях хозяйствования, и снижение энергоемкости валового продукта за счет структурных и технологических изменен-ий в энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслях. Реализация Программы позволит уменьшить потребность в энергоресурсах на 276,92 тыс. т.у.т. (8,8 % от общего объема первичных топливно-энергетических ресурсов), снизить затраты на производство продукции и оказание коммунальных услуг.

2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

Анализ итогов работы по энергосбережению за период с 1997 - 2002 годов

Работа в Республике Карелия в области энергосбережения принимает все более системный характер. В 2000 году завершила свое действие целевая республиканская программа «Энергосбережение Республики Карелия до 2000 года». В процесс энергосбережения на территории республики были вовлечены практически все отрасли экономики республики: наука, промышленность, энергетика, жилищная и социальная сфера, транспорт, сельское хозяйство.

Однако работа по энергосбережению на территории республики в данный промежуток времени по разным причинам не приобрела значительных масштабов, о чем говорят итоги выполнения программы. Потенциал энергосбережения, имеющийся в Республике Карелия, используется в незначительной мере. Основными причинами. сдерживающими использование всего потенциала энергосбережения, является несовершенство нормативно-правового обеспечения энергосбережения, недостаточная освоенность предлагаемых инновационных технологий, недостаточность информации о внедрении конкретных энергосберегающих проектов.

За период 1997 - 2000 годы в энергосбережение было вложено 239,22 млн. рублей, что составило 27% от программного показателя. При этом энергетическая эффективность программы составила 58,47 тыс. т.у.т., а экономическая эффективность 31,44 млн. рублей. .

Таким образом, реализация программы «Энергосбережение Республики. Карелия до 2000 года» не оказала решающего значения на использование потенциала энергосбережения Республики Карелия, оцененного программой в 2 млн. т.у.т. В настоящее время Правительство Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации и, в частности, комиссия Государственной Думы по энергосбережению настойчиво рекомендуют усилить роль государства в деле энергосбережения.

В отраслях ТЭК и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) накапливались нерешенные проблемы, которые состоят в следующем:

не создан благоприятный инвестиционный климат для широкого внедрения энергосберегающих технологий и оборудования;

не произошло снижения энергоемкости выпускаемой продукции, которая возросла на 20% по сравнению с 1990 годом;

не сформирована целостная система законодательных и правовых нормативных актов, регулирующих деятельность энергоснабжающих организаций ТЭК в разработке и реализации энергосберегающих мероприятий и проектов.

Очевидная и многократно проверенная в мировой практике хозяйствования политика экономии энергоресурсов не стала у нас определяющим направлением в жилищно-коммунальной и других сферах.

Цель, задачи и основные положения Программы

Целью Программы является:

- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития; .

- существенное снижение объема потребления республикой топливно-энергетических ресурсов за счет использования энергосберегающих технологий и оборудования;

- уменьшение негативного воздействия объектов топливно-энергетического комплекса на окружающую природную среду;

- снижение бюджетных расходов на оплату энергоресурсов, потребленных объектами социальной сферы (учреждениями здравоохранения, образования, культуры и др.);

- создание топливной базы республики на основе местных видов топлива (торфа, древесной щепы и отходов деревопереработки);

- повышение надежности энергетического обеспечения региона.

В рамках данной Программы будет продолжаться осуществление решения задачи привлечения к работе по энергосбережению как потребителей энергии, так и ее поставщиков, а также республиканских структур, отвечающих за финансовое сопровождение Программы.

В Программу включены технические и организационно-технические мероприятия.

Основными показателями Программы выступает стоимость (затраты на проведение энергосберегающих мероприятий и ожидаемая от них экономическая и другая эффективность).

Характеристика топливно-энергетического комплекса

Электроэнергетика

Основу топливно-энергетического комплекса Республики Карелия составляют предприятия по производству электрической и тепловой энергии, входящие в систему ОАО «Карелэнерго», дочернее предприятие РАО «ЕЭС России». Основная часть электроэнергии в республике вырабатывается 17 гидроэлектростанциями (6 из которых малые), Петрозаводской ТЭЦ и блок-станциями, принадлежащими предприятиям целлюлозно-бумажной промышленности.

Структура генерирующих мощностей Республики Карелия

N п/п

Наименование электростанции

Установленная мощность, МВт


Гидроэлектростанции


1.

Кондопожская

25,6

2.

Пальеозерская

25,0

3.

Ондская

80,0

4.

Палокоргская

30,0

5.

Маткожненская

63,0

6.

Выгостровская

40,0

7.

Беломорская

27,0

8.

Путкинская

84,0

9.

Подужемская

48,0

10.

Кривопорожская

180,0

11.

Юшкозерская

18,0

12.

Хямекоски

2,7

13.

Харлу

3,0

14.

Суури-йоки

1,3

15.

Пиени-йоки

1,3

16.

Игнойла

2,7

17.

Питкякоски

1,2


Всего по ГЭС

632,8


Тепловые электростанции



Петрозаводская ТЭЦ
- электроэнергия
- теплоэнергия, тыс. Гкал


280,0
689 Гкал/час


Дизельные электростанции



ДЭС на о. Валаам

1,0


Всего по дизельным электростанциям

1,0


Всего по ОАО «Карелэнерго»

915,3


Блок-станции


1.

ТЭЦ ОАО «Кондопога»

108

2.

ТЭЦ ОАО «Сегежский ЦБК»

66

3.

ТЭЦ ОАО «Целлюлозный завод «Питклранта»

24


Всего по блок-станциям

198


Всего по Республике Карелия

1113,3

Наиболее крупными источниками электрической энергии в составе ОАО «Ка-релэнерго» являются Петрозаводская ТЭЦ, Кривопорожская ГЭС, Путкинская ГЭС и Ондская ГЭС. Кроме того, ТЭК республики представлен блок-станциями предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, на которых в 2002 году было произведено 557,7 млн. кВт-ч электроэнергии (7 % от годовой потребности республики).


Баланс производства и потребления электроэнергии в 1998 - 2002 годах

Показатели

Электроэнергия, млн. кВт-ч

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

Выработано электроэнергии, всего в том числе:

4697,2

4291,6

4334,5

4260,8

3754,3

- электростанциями ОАО
«Карелэнерго»

4346,4

3867,9

3882,2

3797,8

3196,6

- блок-станциями пром-предприятий

350.8

423,7

452,3

463,0

557,7

- получено с федерального оптового рынка электроэнергии и мощности

2111,0

2993,5

3309,3

3435,1

3785,9

Потребление электроэнергии, всего

6808,2

7285,1

7643,8

7695,9

7764,7


Электроснабжение промышленности, сельского хозяйства и населения обеспечивают Южно-Карельские, Западно-Карельские и Северные электрические сети ОАО «Карелэнерго», общая протяженность которых составляет более 13 тыс. км линий электропередачи различного напряжения. Централизованным электроснабжением в республике охвачено 99% территории.

Структура потребления электроэнергии в Республике Карелия
в 1998 - 2002 годах

Показатели

Электроэнергия, млн. кВт-ч

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

Общее потребление, в том числе по потребителям:

6808,2

7285,1

7643,8

7695,9

6984,0

- промышленность

4149,8

4554,3

4775.8

4843,0

4889,2

- транспорт

339,0

368,2

364,2

383,2

431,5

- сельхозпотребители

107,3

106,6

98,3

93,7

86,1

- население

604,4

608,1

617.6

626,3

672,0

- ЖКХ

393,5

398,1

389,2

367,3

339,6

- прочие отрасли

357,8

367,5

590,6

653,1

709,3

- потери в электросетях, собственные нужды системы

856,4

885,3

808,1

729,3

637,0

Наибольший удельный вес по потреблению электроэнергии среди отраслей промышленности занимает лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (39% к общему промышленному потреблению) и цветная металлургия - 24%.

Энергопотребление крупных предприятий Республики Карелия

Наименование предприятий

Электропотребление, млн. кВт-ч

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

ОАО «Сегежский ЦБК»

345,6

424,4

441,8

444,8

ОАО «Кондопога»

1252,2

1306.8

1324,8

1330,4

ОАО «Карельский окатыш».

1273,1

1354,9

1248,4

1267,8

ОАО «НАЗ»

1111,4

1178,1

1221,0

1252,9

ЗАО «Петрозаводскмаш»

79,7

85,4

89,0

81,9

ОАО «ЦЗ «Питкяранта»

63,7

82,3

81,7

82,3

ОАО«ОТЗ»

43,3

39,1

26,3

22,4

Итого

4168,9

4471,0

4432,9

4482,5

Вся промышленность республики

4554,3

4775,8

4843,0

4889,2


Повышение надежности электрообеспечения потребителей республики предусматривается за счет увеличения электроэнергетических мощностей и введения новых блоков на действующих ТЭЦ. Другим, не менее значимым фактором увеличения надежности и экономичности электроснабжения потребителей, является ее рациональное использование.

Теплоэнергетика

Источниками теплоснабжения на территории Республики Карелия являются:

- 5 ТЭЦ с суммарной теплофикационной мощностью 1643 Гкал/час, из которых Петрозаводская ТЭЦ принадлежит ОАО «Карелэнерго», а оставшиеся - предприятиям целлюлозно-бумажной промышленности;

- 10 крупных котельных (мощностью более 100 Гкал/час) с суммарной установленной мощностью 1958 Гкал/час, принадлежащие крупным предприятиям городов Петрозаводска, Кондопоги, Сегежи, Костомукши, п.Надвоицы;

- 34 котельные средней мощности (более 10 Гкал/час) с общей установленной мощностью 1115,2 Гкал/час, принадлежащие в том числе и коммунальным энергопредприятиям;

- около 465 мелких котельных, находящихся в основном на балансе муниципальных предприятий и учреждений, подведомственных министерствам образования и по делам молодежи, здравоохранения, труда и социального развития Республики Карелия.

ТЭЦ и крупные котельные являются основными источниками теплоснабжения потребителей для городов Петрозаводска, Сегежи, Кондопоги, Костомукши, Сорта-валы, Питкяранты и п.Надвоицы. От средних и мелких котельных осуществляется теплоснабжение городов Олонца, Кеми, Беломорска, Медвежьегорска, Пудожа, Суоярви, Лахденпохьи и поселков городского типа на территории республики. В населенных пунктах сельского типа от мелких котельных осуществляется теплоснабжение социальной сферы (школ, больниц, детских садов), а в жилищном фонде в основном используется печное отопление.

В целом по республике 66,3% жилищного фонда (в пересчете на м(2)) оборудовано центральным отоплением, причем для городских поселений этот показатель равен 82,5%, а для сельских поселений - 23,9%.

Выработка и потребление тепловой энергии Республики Карелия
(по данным статотчетности)
(млн.Гкал)

Показатели

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

Выработано, всего в том числе ОАО «Карелэнерго»

9,8 1,7

9,8 1,6

10,1 1,6

9,8
1,62

Потребление

9,0

9,1

9,3

9,0


61% от выработанной тепловой энергии расходуется непосредственно на предприятиях, осуществляющих выработку тепловой энергии. Основным потребителем собственной тепловой энергии являются предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.

Из объема отпущенной тепловой энергии 2/3 передается конечным потребителям через тепловые сети коммунальных предприятий-перепродавцов.

Структура потребления отпущенной на сторону тепловой энергии

По категории источников

Проценты

Население

68,0

Бюджетные потребители, в том числе:

18,2

- федерального бюджета

2,5

- республиканского бюджета

5,4

- местных бюджетов

10,7

Прочие потребители

13,8


Потребление тепловой энергии носит очень неравномерный характер по городам и районам республики. Пять наиболее промышленно развитых административных единиц (города Петрозаводск, Кондопога, Сегежа, Костомукша, Питкяранта) потребляют 85% всей тепловой энергии, г. Петрозаводск потребляет около одной третьей от общего потребления тепловой энергии по республике..

Наиболее крупные резервы энергосбережения заключены именно в теплоснабжении. Основными мероприятиями по сдерживанию роста теплопотребления в республике являются:

- снижение удельных норм потребления тепловой энергии в промышленности;

- реконструкция существующего жилищного и общественного фондов, сооружение внешних ограждающих конструкций, строительство новых домов с высокой теплоизоляцией;

- оплата за фактически потребленное тепло путем внедрения приборов учета тепловой энергии.

Топливообеспечение

Годовая потребность Республики Карелия в топливно-энергетическйх ресурсах составляет:

Вид топлива

Единица измерения

Потребность в топливе для выработки тепловой энергии

общая потребность по республике

в том числе для жилищного фонда и объектов социальной сферы

Каменный уголь

тонн

623 400

167513

Топочный мазут

тонн

784 600

204 660

Дизельное топливо

тонн

248 025

3616

Торф

тонн

53333

53 333

Топливная щепа

м(3)

154056

141 466

Дрова

плотных м(3)

609 000 - котельные 720 600 - население

183 552 - котельные

Сжиженный газ

тонн

36000

33439

Природный газ

млн. м(3)

422 (702*')

3 - сетевой газ для жилищного фонда


Наиболее рациональным направлением в области обеспечения привозными видами топлива на период до 2006 года является: выполнение централизованного закупа основных объемов топлива и создание необходимых запасов всех видов топлива в межотопительный период, а также использование на территории республики централизованных топливных складов, которые позволят не только обеспечить необходимый запас топлива, но и оперативно распределять его между потребителями, исходя из реальной обстановки в течение отопительного сезона.

Необходимость использования существующих и строительство новых централизованных топливных складов для жидкого и твердого топлива вызвана отсутствием в большинстве районов возможности создавать необходимый запас топлива, используя благоприятные условия на топливном рынке, и производить в кратчайшие сроки разгрузку подвижного состава, а также отпуск топлива потребителям.

Необходимо обеспечивать дальнейшее развитие в Республике Карелия собственной топливной отрасли на основе местных сырьевых ресурсов, в том числе:

- рациональное использование передвижных рубительных комплексов для производства топливной щепы (в том числе приобретенных в 2003 году в количестве 2-х единиц) для централизованного обеспечения топливом существующих щеповых котельных и при дальнейшем выполнении программы перевода муниципальных котельных на потребление местных видов топлива;

- формирование муниципальных заказов на поставку дров по согласованным ценам для дровяных котельных, для производства топливной щепы и для бытовых нужд населения. Выполнение указанных муниципальных заказов лесозаготовительными предприятиями должно стать обязательным условием выделения лесосечного фонда лесопользователям на территории республики;

- необходимо переходить к использованию комбинированных видов топлива в осенний и весенний периоды при благоприятных погодных условиях;

- до 2006 года развивать начатое в 2003 году в Пряжинском районе производство топливного торфа в Олонецком, Лахденпохском, Пудожском районах и г. Сорта-вале, а в перспективе и в других районах республики.


- Потребность после ввода в эксплуатацию газопровода «Петрозаводск - Кондопога».

Оценка потенциала энергосбережения

Суммарный экономический эффект на период до 2006 года составит 276, 92 тыс. т.у.т. Это только прямой эффект, без учета косвенного эффекта, в частности экологического и других.

В результате осуществления в полном объеме запланированных энергосберегающих мероприятий ожидаемое снижение объемов выбросов вредных веществ (в основном NOx) в воздушный бассейн республики составит 340 тонн (нарастающим итогом относительно базового 2002 года) исходя из показателя 2,8 кг на 1 т.у.т. удельных выбросов в воздушную среду энергетическими предприятиями республики.

Одним из социальных последствий реализации Программы выступает смягчение негативного восприятия перехода к стопроцентной системе оплаты счетов за потребленные энергоресурсы.

Оценка затрат на реализацию Программы и направления их расходования

Реализация Программы потребует затрат в объеме 2529 млн. рублей. Финансирование энергосберегающих мероприятий предполагается за счет средств бюджета Республики Карелия и местных бюджетов, федерального бюджета (в виде частичного софинансирования строительства и реконструкции объектов коммунальной энергетики), внебюджетных средств (кредиты северной экологической финансовой корпорации «НЕФКО», средств предприятий и т. п.).

Кроме того, успешная реализация Программы невозможна без привлечения интеллектуальных и трудовых ресурсов.

Направления использования денежных средств для выполнения республиканской целевой программы по энергосбережению на период до 2006 года представлены в разделе 3 «Инвестиционные мероприятия».

Нормативно-правовое обеспечение Программы

К настоящему времени Федеральный закон «Об энергосбережении» выполнил свою основную функцию. Завершено формирование идеологии энергосбережения. Необходим переход к планомерному и последовательному решению практических задач энергосбережения в регионе.

На данном этапе необходимо внести изменения и дополнения в Закон Республики Карелия «Об энергосбережении» и разработать подзаконные нормативно-правовые акты, позволяющие реализовать на практике основные положения законов Российской Федерации и Республики Карелия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 796 утверждена федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика на 2002 - 2006 годы и на перспективу до 2010 года» (далее - ФЦП), предусматривающая выполнение целого ряда мероприятий по Республике Карелия. Затраты на реализацию этих программных мероприятий оценены в 82,7 млрд. рублей. Базовые показатели могут быть скорректированы в соответствии с энергетической стратегией России до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р.

С целью реализации основных положений ФЦП и энергетической стратегией России необходима разработка целого ряда нормативных правовых актов на региональном уровне, в том числе:

- о порядке консолидации и использования потребителями средств в целях финансирования энергосберегающих проектов;

- о разработке схем энергообеспечения районов и населенных пунктов;

- о разработке программ энергосбережения в районах Республики Карелия и на предприятиях;

- о введении республиканских и применении федеральных нормативов расхода топлива и энергии для организаций бюджетной сферы;


- об использовании местных энергетических ресурсов;

- об установке приборов учета расхода энергоресурсов в учреждениях, финансируемых из бюджета Республики Карелия.

Стандартизация энергопотребления и сертификация оборудования

Федеральным законом от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ «Об энергосбережении» предусмотрено включение показателей энергоэффективности в государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию, в том числе по показателю удельного расхода энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции, что должно стать преградой для производства малоэффективного оборудования. Показатели энергопотребления в обязательном порядке должны включаться в технические паспорта и нормативную документацию на все виды производимой энергопотребляющей продукции. Нормативные расходы тепла на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение зданий и сооружений устанавливаются в строительных нормах и правилах. Соответствие электробытового оборудования требованиям государственных стандартов в части показателей энергопотребления должны подтверждаться путем обязательного маркирования продукции.

Также закон предусматривает внедрение системы энергетических стандартов на основное энергопотребляющее оборудование и энергетическую бытовую технику массового использования, на теплоизоляционные материалы и строительные конструкции.

В Законе Республики Карелия от 25 февраля 1998 года N 264-ЗРК «Об энергосбережении» в развитие Федерального закона «Об энергосбережении» предусмотрено введение республиканских и применение федеральных нормативов расхода топлива и энергии для организаций бюджетной сферы, технических объектов, продукции, технологических процессов, производства и работ, входящих в сферу действия целевых программ энергосбережения.

Минэнерго России и Госстандарт России утвердили в 1997 году меры по реализации положений Федерального закона «Об энергосбережении» в части стандартизации, сертификации и метрологии.

В частности, к номенклатуре сертифицированных энергетических ресурсов отнесены и топливные ресурсы. Сертификацию энергетических ресурсов следует осуществлять на соответствие нормативным показателям удельного теплосодержания (теплотворной способности).

Сертификация электроустановок зданий по условиям электробезопасности и показателям энергоэффективности осуществляется в соответствии с Порядком проведения сертификации в Российской Федерации.

Нормы точности измерений при учете потребляемых энергоресурсов, а также требования к маркированию энергопотребляюших бытовых приборов определяются соответствующими государственными стандартами.

Сертификация энергопотребляющего оборудования и приборов учета расхода энергоресурсов осуществляется в обязательном порядке в соответствии с законами Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации», «Номенклатурой продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации», а также Правилами проведения сертификации продукции в Российской Федерации, Порядком проведения сертификации в Российской Федерации.

Проведение ценовой и тарифной политики

Ценовая политика на энергоресурсы в период до 2006 года призвана устранить перекосы цен на топливо и энергию и постепенно перейти к структуре мировых цен на энергоресурсы. Проведенное в последние годы повышение цен лишь в малой степени изменило долю энергетических затрат в цене конечного продукта с 3 - 5% до 7 - 9%. Дальнейшая либерализация цен на энергоносители будет являться средством изменения соотношения цен на топливо и энергию и иную продукцию, что сделает энергосбережение более выгодным.


3. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ)


3.1. Энергосбережение в промышленности


N п/п

Наименование мероприятий

Исполнитель

Срок выполнения (годы)

Средства, необходимые для реализации мероприятий, источники финансирования

Ожидаемая экономия (в расчете на год)

1

2

3

4

5

6

ОАО «Карельский окатыш»

1.

Производство электроэнергии на центральной котельной, установка турбогенераторов Калужского турбинного завода мощностью 2 х 3500 кВт. Выработка составит 40 млн. кВт/год

ОАО
«Карельский окатыш»

сентябрь 2006

59 млн. руб. - собственные средства

8,3 тыс. т.у.т.

ОАО «Кондопога»

2.

Перевод энергетических котлов с угля и мазута на природный газ

ОАО
«Кондопога»

2004

20 млн. руб. - собственные средства

9 тыс. т.у.т. 16000тыс.кВт-ч

3.

Реконструкция прямоточных котлов «Зульцер-60» с увеличением производительности с 40 т/ч до 60 т/ч

ОАО
«Кондопога»

2005

5 млн.руб. - собственные средства

1,5тыс.т.у.т./год

4.

Восстановить теплорекуперацию на всех бумагоделательных машинах

ОАО
«Кондопога»

2006

1 млн.руб. - собственные средства

12 тыс. Гкал

5.

Внедрение систем частотного регулирования электроприводом вентиляторов, дымососов, питательных насосов на ТС-1, ТЭС-2, утилизационной котельной общей установленной мощностью 4,5 МВт

ОАО «Кондопога»

2004-2006

23,49 млн. руб. - собственные средства

22 млн. рублей

ОАО «Петрозаводскмаш»

6.

Перевод котла ДЕ-25 с мазута на газ

ОАО «Петрозаводскмаш»

2004

15 млн. руб. - собственные

средства

3,0 тыс т.у.т.

7.

Внедрение пребразова-теля ППЧ-160-2,4 на
литейном заводе

ОАО «Петрозаводскмаш»

2004-2005

0,3 млн.руб.- собственные средства

69 тыс. кВт-ч

ОАО «НАЗ»

8.

Реконструкция цеха электролиза алюминия с переводом на обожженные аноды

ОАО «НАЗ»

2003-2006

336 млн. руб. - собственные средства

1500 тыс. кВгч

Перевод котельных на сжигание природного газа

9.

Перевод котельной ГУП РК «Птицефабрика «Петрозаводская» на сжигание природного газа

ГУП РК «Птицефабрика «Петрозаводская»

2004

5,7 млн.руб. - ГУП РК «Птицефабрика «Петрозаводская»

0, 804 тыс. т.у.т.

10.

Перевод котельной ОАО

«Петрозаводский хлебокомбинат» на сжигание природного газа

ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат»

2006

16 млн.руб. - ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат»

2,7 тыс. т.у.т.

11.

Перевод котельной ФГП ПЛВЗ «Петровский»

ФГП ПЛВЗ «Петровский»

2006

16 млн.руб. - ФГП ПЛВЗ «Петровский»

2,75 тыс. т.у.т.

12.

Перевод котельной ОАО «Пивоваренный завод «Петрозаводский» на сжигание природного газа

ОАО «Пивоваренный завод «Петрозаводский»

2006

20 млн.руб. - ОАО «Пивоваренный завод «Петрозаводский»

3,448 тыс. т.у.т.

13.

Перевод котельной ОАО «Онежский тракторный завод» (ОАО «ОТЗ») на сжигание природного газа

ОАО «ОТЗ»

2006

90 млн. руб.- ОАО «ОТЗ» (в том числе 60,5 млн.руб. на газопровод среднего давления от ул. Достоевского до «OT3-I») 20 млн. руб. - средства федерального бюджета, 5,0 млн. руб. - местный бюджет, 20,5 млн. руб. - средства предприятия, 44,5 млн. руб. - внебюджетные источники

10,8 тыс. т.у.т.


Всего по разделу 3.1



584 млн. руб.

42,3 тыс. т.у.т. 17 569 тыс. кВгч 12 тыс.Гкал


3.2. Энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса

N п/п

Наименование мероприятий

Исполнитель

Срок выполнения (годы)

Средства, необходимые для реализации мероприятий, источники финансирования

Ожидаемая экономия (в расчете на год)

1

2

3

4

5

6

ОАО «Карелэнерго»

1.

Начало строительства дизельной электростанции на о.Валаам или реализации внешнего электроснабжения подводным кабелем от сетей ОАО «Карелэнерго»

ОАО

«Карелэнерго»

2005-2006

239 млн. руб.

1,571 тыс. т.у.т.

2.

Реконструкция гидротехнических сооружений на Кондопожской ГЭС. Замена железобетонных водоводов на металлические, аккумуляторная, кабельный канал

ОАО

«Карелэнерго»

2006

40 млн.руб.

повышение надежности электроснабжения

3.

Реконструкция теплотрасс по ул. Ведлозерской, ул. Фурманова, пр. Комсомольскому

ОАО

«Карелэнерго»

2004-2006

12,2 млн. руб.

1,5 тыс. т.у.т. за счет снижения потерь теплоэнергии, увеличения надежности теплоснабжения, экономии

4.

Внедрение на Петрозаводской ТЭЦ регулируемого электропривода

ОАО

«Карелэнерго»

2004-2006

5,0 млн. руб.

1500 тыс. кВт-ч повышение надежности тепло- и электроснабжения


Итого



296,2 млн. руб.


Развитие производства кускового торфа

5.

Развитие производства кускового торфа в объеме 160 тыс. тонн

Министерство экономического развития Республики Карелия, администрация местного самоуправления, Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно- коммунального хозяйства

2004-2006

30 млн. руб. бюджет Республики Карелия: 2004 г. -1,1 млн. руб., 2005 г. -2,0 млн. руб., 2006 г. -3,0 млн. руб.; местный бюджет: 2005 г. -0,1 млн. руб., 2006 г. -0,1 млн. руб.; внебюджетные источники: 2005 г. -11,7 млн. руб., 2006 г. -12 млн. руб.

30 тыс. т.у.т. (ТЭО развития торфозаготовок в Пряжинском и Олонецком районах разработано ЗАО «Мелис-проект»)

1

2

3

4

5

6


Итого



30,0 млн. руб.

30 тыс. т.у.т. ,

Применение электрической энергии для отопления отдельно стоящих жилых и общественных зданий

6.

Обеспечение потребителей тепловой энергией на цели отопления за счет применения тепловых аккумуляторов

Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно- коммунального хозяйства, администрации местного самоуправления городов и районов республики

2004-2006

100 млн. руб. внебюджетные источники: 2004 г. -40,0 млн. руб., 2005 г. -30 млн. руб., 2006 г. -30 млн.руб.


3 тыс. т.у.т.


Всего по разделу 3.2



426,2 млн. руб.

36,071 тыс. т.у.т. 1500 тыс. кВт


3.3. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве

N п/п

Наименование мероприятий

Исполнитель

Срок выполнения (годы)

Средства, необходимые для реализации мероприятий, источники финансирования

Ожидаемая экономия (в расчете на год)

1

2

3

4

5

6

Источники тепловой энергии

1.

Окончание строительства котельной мощностью 2,5 МВт, п. Ряймеля Питкярантского района

ГУПРК МЭО, администрация местного самоуправления Питкярантского
района

2004

1,5 млн. руб. - бюджет Республики Карелия

0,81 тыс. т.у.т.

2.

Реконструкция муниципальной котельной N 12 мощностью 3 МВт, г. Пудож

администрация местного самоуправления г. Пудожа, УКС при Госстрое Республики Карелия

2004

16,4 млн. руб., в том числе:
10,4 млн. руб. - бюджет Республики Карелия, 6,0 млн. руб. - внебюджетные источники

0,66 тыс.т.у.т.

3.

Строительство котельной мощностью 5 МВт, п. Эссойла Пряжинско-го района

администрация местного самоуправления пгт. Пряжа, УКС при Госстрое Республики Карелия

2005

15 млн. руб., в том числе: 2004 г. 3,0 млн.руб. - бюджет Республики Карелия, 4,0 млн. рублей - внебюджетные источники; 2005 г. , 5,0 млн. руб. - бюджет Республики Карелия, 3,0 млн. руб. - внебюджетные источники "

1,6 тыс. т.у.т.

4.

Строительство совхозной котельной мощностью 4,6 МВт, п. Видлица Олонецкого района


администрация местного самоуправления г. Олонца, УКС при Госстрое Республики Карелия

2005

16,5 млн. руб., в том числе: 2004 г. 1,0 млн.руб. - бюджет Республики Карелия, 4,0 млн. руб. - внебюджетные источники, 2005 г. 4,5 млн.руб. - бюджет Республики Карелия, 1,0 млн.руб. - бюджет Российской Федерации, 3,0 млн.руб. - внебюджетные источники

0,66 тыс.т.у.т.

5.

Реконструкция совхозной котельной мощностью 8 МВт, по ул. Володарского, г. Олонец

администрация местного самоуправления г. Олонца, УКС при Госстрое Республики Карелия

2006

24 млн. руб., в том числе: 2005 г. 5,0 млн. руб. - бюджет Республики Карелия, 2,0 млн. руб. - федеральный бюджет, 3,0 млн.руб. - внебюджетные источники 2006 г. 7,0 млн. руб. - бюджет Республики Карелия, 2,8 млн..руб. - федеральный бюджет, 4,2 млн.руб. - внебюджетные источники

1,991 тыс. т.у.т.

6.

Реконструкция поселковой котельной мощностью 2,4 МВт, п. Кайпа Суоярвского района

администрация местного самоуправления г. Суоярви, УКС при Госстрое Республики Карелия

2006

8,5 млн.руб, в том числе: 2005 г. 1,0 млн. руб. - бюджет Республики Карелия 2006 г. 3,0 млн. руб. - бюджет Республики Карелия, 0,8 млн. руб. - местный бюджет, 1,7 млн. руб. - федеральный бюджет, 2,0 млн. руб. - внебюджетные источники

0,799 тыс. т.у.т.

7.

Строительство котельной мощностью 9 МВт, п. Калевала


администрация местного самоуправления п. Калевала, УКС при Госстрое Республики Карелия

2006

29 млн. руб., в том числе: 2005 г. 6,0 млн. руб. - бюджет Республики Карелия, 2,0 млн. руб. - бюджет Российской Федерации, 2,0 млн. руб. - внебюджетные источники, 2006 г. 6,0 млн. руб. - бюджет Республики Карелия, 3,8 млн. руб. - бюджет Российской Федерации, 2,2 млн. руб. - местный бюджет, 7,0 млн. руб. - внебюджетные источники

0,207 тыс. т.у.т.

8.

Окончание реконструкции котельной мощностью 6 МВт, п. Хелюля, г. Сортавала

администрация местного самоуправления г. Сортава-лы, УКС при Госстрое Республики Карелия

2006

6,8 млн. руб., в том числе: бюджет Республики Карелия: 2005 г. -3,1 млн. руб., 2006 г. -3,7 млн.руб.

1,799 тыс. т.у.т.

9.

Реконструкция котельной мощностью 4 МВт, п. Кааламо

администрация местного самоуправления

2006

14,0 млн. руб., в том числе: 2005 г. 3,0 млн. руб. -

0,52 тыс. т.у.т.



г. Сортавалы, У КС при Госстрое Республики Карелия


бюджет Республики Карелия, 2,0 млн. руб. - бюджет Российской Федерации, 1,0 млн. руб. - местный бюджет, 2006 г. 4,0 млн.руб. - бюджет Республики Карелия, 1,8 млн. руб. - бюджет Российской Федерации, 1,4 млн. руб. - местный бюджет, 0,8 млн. руб. - внебюджетные источники


10.

Строительство котельной мощностью 1,6 МВт, п. Кестеньга

администрация местного самоуправления Лоухского района, УКС при Госстрое Республики Карелия

2006

6,4 млн. руб., в том числе 2006 г.: 4,0 млн. руб. - бюджет Республики Карелия, 1,3 млн. руб. - бюджет Российской Федерации, 0,6 млн. руб. - местный бюджет, 0,5 млн. руб. - внебюджетные источники

0,27 тыс. т.у.т.


Итого



135,1 млн.руб.

9,316 тыс. т.у.т.

Тепловые сети

11.

Реконструкция тепловых сетей с использованием предизолированных труб, 69 км

администрации местного самоуправления городов Медвежьегорска, БеломОрска, Пудожа, Кондопоги, Лахденпохьи, Сортавалы, поселков Муезерский, Калевалы, Чупы, УКС при Госстрое Республики Карелия

2004-2006

186 млн. руб. 86 млн. руб. - бюджет Республики Карелия (2004 г. -6 млн. руб., 2005 г. -30 млн. руб., 2006 г. -50 млн. руб.), 5 млн.руб. - местный бюджет 95 млн. руб. - внебюджетные источники (средства ОАО «Кондопога»)

сокращение тепловых потерь в тепловых сетях - 85 тыс. Гкал

12.

Проведение наладочных работ на тепловых сетях

администрации местного самоуправления муниципальных образований

2004-2006

0,6 млн. руб. - собственные средства предприятий и местные бюджеты

12 тыс.Гкал


Итого



186,6 млн. руб.

97 тыс. Гкал

Сети электроснабжения

13.

Строительство и реконструкция сетей электроснабжения 0,38 кВ в населенных пунктах сельской местности протяженностью 13,5 км

администрации местного самоуправления муниципальных образований

2006

2,3 млн.руб.- местный бюджет, 3 млн.руб. - бюджет Республики Карелия

55 тыс. кВт-ч обеспечение надежного электроснабжения потребителей

14.

Реконструкция и техническое перевооружение ТП-10 (6,0)/0,4кВ с заменой устаревшего оборудования (12 ед.)

администрации местного самоуправления муниципальных образований

2006

4 млн.руб.- бюджет Республики Карелия, 8 млн.руб. - внебюджетные источники

48 тыс. кВт-ч обеспечение надежного электроснабжения потребителей

15.

Реконструкция и техническое перевооружение ВЛ-10 кВ с заменой устаревшего оборудования

администрации местного самоуправления муниципальных образований

2006

8,5 млн,руб. - бюджет Республики Карелия, 16,9 млн. руб. - внебюджетные источники

25 тыс. кВт-ч обеспечение надежного электроснабжения потребителей


Всего



42,7 млн.руб.

128 тыс. кВт-ч

Установка регуляторов температуры на системах отопления домов

16.

Установка регуляторов температуры на системах отопления домов отечественной застройки и объектах г. Костомукши, находящихся в муниципальной собственности, в том числе по годам: - 19 комплектов - 25 комплектов - 16 комплектов

администрация местного самоуправления г. Костомукши

2004 2005 2006

1,5 млн.руб. - средства местного бюджета, амортизационные средства

5,352 тыс. Гкал

Установка частотного регулирования электроприводов

17.

Установка частотного регулирования на оборудовании котельных РЭБ и центральной г. Петрозаводска

ПМУП «Тепловые сети»

2004-2006

2,7 млн.руб.- внебюджетные источники, ПМУП «Тепловые сети»

800 тыс. кВт-ч увеличение срока службы оборудования котельных и тепловых сетей

18.

Установка частотно-регулируемого привода на шести водонасосных станциях (ВНС-2. ВНС-3, ВНС-5, ВНС-6, ВНС-7, ВНС-8)

МУП «Водоканал»

2004-2005

5,6 млн. руб. - собственные средства

2041 тыс. кВт-ч

19.

Установка частотного регулирования на насосных станциях г. Петрозаводска

ПМУП «Тепловые сети»

2004 2005 2006

2,7 млн. руб. - внебюджетные источники, ПМУП «Тепловые сети»

1310 тыс. кВт-ч увеличение срока службы оборудования котельных и тепловых сетей

20.

Установка частотно-регулируемых приводов на оборудовании центральной котельной г. Сортавалы

администрация местного самоуправления г. Сортавалы МУП «Тепловые сети» г. Сортавалы

2005

1,0 млн.руб. - собственные средства предприятия

408 тыс. кВт-ч

21.

Установка частотно-регулируемых приводов на насосных установках станций 1 и 2 подъема г. Кондопоги

администрация местного самоуправления г. Кондопоги, Кондопожское МП ЖКХ

2004

2,25 млн. руб. - местный бюджет, собственные средства предприятия

1530 тыс. кВт-ч


Итого



14,25 млн. руб.

6089 тыс. кВт-ч

Установка паровых турбогенераторов

22.

Установка 2-х паровых турбогенераторов по 500 кВт в центральной котельной г. Сортавалы

администрация местного самоуправления г. Сортавалы, МУП «Тепловые сети» г. Сортавалы

2006

1,6 млн. руб. - собственные средства предприятий, бюджет Республики Карелия (0,2 млн. руб.) и местный бюджет

1632 тыс. кВт-ч

Газификация

23.

Перевод котельных ПУМ «Петрозаводские тепловые сети» на сжигание природного газа:

ПМУП «Тепловые сети»


37 млн. руб. - внебюджетные источники, ПМУП «Тепловые сети», местный бюджет

110,5 тыс. т.у.т. снижение себестоимости выработки тепловой энергии


- котельная птицефабрики,


2004


- котельная п. Сайнаволок,


2005


- котельная РЭБ,


2005




- центральная котельная


2006



24.

Перевод котельной п. Мелиоративный на сжигание природного газа

администрация местного самоуправления Прионежского района, УКС при Госстрое Республики Карелия

2004-2006

10 млн.руб. 9,0 млн. руб. - бюджет Республики Карелия, в том числе: 2004 г. - , 0,8 млн. руб., 2005 г.-4,0 млн. руб., 2006 г. -1,8 млн. руб.; местный бюджет

1,724 тыс. т.у.т. снижение себестоимости выработки тепловой энергии

25.

Реконструкция сетей газоснабжения микрорайона «Ключевая» в г. Петрозаводске с переводом жилилищного фонда на использование природного газа

администрация местного самоуправления г. Петрозаводска, УКС при Госстрое Республики Карелия

2004-2006

12 млн. руб., в том числе: 6 млн.руб. - местный бюджет, 6,0 млн.руб. - бюджет Республики Карелия, в том числе: 2004 г. -2,0 млн. руб., 2005 г. -2,0 млн. руб., 2006 г. -2.0 млн.руб.

1,5 млн.руб. обеспечение надежности газоснабжения населения


Итого



56,6 млн.руб.

112,2 тыс. т.у.т.


Всего по разделу 3.3



438,35 млн. руб.

121,5 тыс. т.у.т. 102,35 тыс. Гкал 7849 тыс. кВт-ч


3.4. Энергоснабжение на транспорте

N п/п

Наименование мероприятий

Исполнитель

Срок выполнения (годы)

Средства, необходимые для реализации мероприятий, источники финансирования

Ожидаемая экономия (в расчете на год)

1

2

3

4

5

6

1.

Окончание работ по переводу на электротягу подвижного состава железной дороги в пределах Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги

ОАО «РЖД» филиал «Октябрьская железная дорога»

2004-2006

1058 млн. руб. ОАО «РЖД» филиал «Октябрьская железная дорога»

60 000 т.у.т.


Всего по разделу 3.4



1058 млн. руб.

60 000 т.у.т.


3.5. Энергосбережение в организациях (учреждениях) республиканской бюджетной сферы

N п/п

Наименование мероприятий

Исполнитель

Срок выполнения (годы)

Средства, необходимые для реализации мероприятий, источники финансирования

Ожидаемая экономия (в расчете на год)

1

2

3

4

5

6

1.

Поэтапная замена устаревших котлов и оборудования в котельных на современное оборудование

Министерство труда и социального развития Республики Карелия, Министерство здравоохранения Республики Карелия

2005-2006

1,5 млн. руб. - бюджет Республики Карелия, в том числе: 0,75 млн. руб. - на объекты Министерства труда и социального развития Республики Карелия, 0,75 млн. руб - на объекты Министерства здравоохранения Республики Карелия

обеспечение стабильного теплоснабжения объектов социального значения

Всего по разделу 3.5

1,5 млн.руб.

0,2 тыс. т.у.т.


3.6. Контроль за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов

N п/п

Наименование мероприятий

Исполнитель

Срок выполнения (годы)

Средства, необходимые для реализации мероприятий, источники финансирования

Ожидаемая экономия (в расчете на год)

1

2

3

4

5

6

Внедрение приборов учета

1.

Установка приборов учета расхода тепловой энергии

Министерство здравоохранения Республики Карелия, Министерство культуры Республики Карелия, Министерство труда и социального развития Республики Карелия

2004 -2006

1,4 млн. руб. - бюджет Республики Карелия, в том числе: 0,47 млн. руб. - Министерство здравоохранения Республики Карелия, 0,45 млн. руб. - Министерство культуры Республики Карелия, 0,48 млн. руб. - Министерство труда и социального развития Республики Карелия


2.

Установка приборов учета расхода холодной и горячей воды

-»-

2005 -2006

0,2 млн. руб. - бюджет Республики Карелия


3.

Установка приборов учета энергоресурсов (АСКУЭ)

ОАО «Карелэнерго»

2004-2006

4,0 млн.руб.

сокращение коммерческих потерь

4.

Установка приборов учета тепловой энергии на источниках тепловой энергии, в том числе по годам:
- 13 ед.

администрации местного самоуправления муниципальных образований




- 15 ед.

2004

0,65 млн. руб.


- 12 ед.

2005

0,75 млн. руб.



2006

0,6 млн.руб. (местный бюджет, собственные средства предприятий)


5.

Установка приборов учета тепловой энергии на вводах в жилых зданиях

администрации местного самоуправления муниципальных образований

2004-2006

3 млн.руб. - местные бюджеты, собственные средства предприятий


6.

Установка узлов учета

энергоресурсов (тепловой энергии и холодной воды)

администрации местного самоуправления муниципальных образований

2004

0,15 млн. руб. - за счет амортизационных средств


Всего по разделу 3.6



10,75 млн. руб.


Энергетические обследования

1.

Обязательное энергетическое обследование 10 предприятий ЖКХ

«

УГЭН

2004-2006

0,85 млн. руб. - средства предприятий

выявление ненормированных потерь энергоресурсов и разработки мероприятий по их устранению

2.

Энергетические обследования бюджетной сферы (10 предприятий)

УГЭН

2004-2006

средства УГЭН

выявление ненормированных потерь энергоресурсов и разработки мероприятий по их устранению

3.

Обязательные энергетические обследования 21 промышленного предприятия

УГЭН

2004-2006

2 млн. руб. - средства предприятий

выявление ненормированных потерь энергоресурсов и разработки мероприятий по их устранению

4.

Обязательное энергетическое обследование 2-х предприятий

УГЭН

2004-2005

0,17 млн. руб. - средства предприятий,
мпс
ФГУП
«Октябрьская железная дорога»

выявление и устранение ненормированных потерь энергоресурсов


Примечания:

1. Объемы ассигнований из бюджета Республики Карелия подлежат ежегодному уточнению исходя из возможности бюджета.

2. Перечень объектов, финансируемых из бюджета Республики Карелия, подлежит ежегодному уточнению исходя из ежегодно формируемой инвестиционной программы Республики Карелия.

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ И МЕСТНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА

В республике имеются возможности для развития ветроэнергетики, общий технический потенциал оценивается достаточно высоко. К наиболее благоприятным районам его использования относятся широкая полоса побережья Белого моря, побережье и мелководные акватории крупных озер республики, возвышенные места континентальной части Карелии, отличающиеся особыми ветровыми режимами, где среднегодовой показатель скорости ветра составляет 5,3 - 6,5 м/сек.

Для получения энергии в республике успешно используется сульфатный щелок, представляющий горючие отходы целлюлозного производства. Сульфатный щелок занимает 3,3% общего топливопотребления республики.

Возможности использования на территории республики отходов животноводства и солнечной энергии невелики. В целом нетрадиционные источники энергии в период до 2006 года не окажут существенного влияния на энергообеспечение республики и снижение ее зависимости от поступления энергоресурсов извне. Более существенную роль в энергообеспечении республики играют вторичные энергоресурсы и прежде всего отходы лесопромышленного, целлюлозно-бумажного и металлургического производства.

Реальный общий объем древесных отходов лесозаготовительных предприятий республики оценивается в 4,5 млн. м(3) в год, в том числе технически пригодный для энергетических целей (в основном пни и сучья) - 2,1 млн. м\

В настоящее время имеющийся потенциал использования местных видов топлива (древесных отходов и торфа) в республике используется не в полной мере. Использование биотоплива в Республике Карелия представлено программой «Внедрение теплоэнергетических станций (котельных), работающих на древесной щепе, отходах лесозаготовок, лесопиления и смешанном биотопливе на территории Республики Карелия», утвержденной постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 26 ноября 1998 года N 814. Реализация программы рассчитана до 2005 года и предусматривает строительство и реконструкцию 47 котельных с переводом их работы на сжигание биотоплива. Экономический эффект за счет разницы в цене топлива при реализации программы в полном объеме составит 33 674 тыс. рублей в год.

5. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ)

Перечень и основные показатели первоочередных энергосберегающих инвестиционных проектов приведены в разделе 3 «Инвестиционные мероприятия».

Представленные инвестиционные проекты имеют четко выраженную энергосберегающую направленность. Они предусматривают энергоэффективные, экологически безопасные технологии и оборудование с последующим их внедрением. Срок окупаемости проектов, как правило, не превышает 5 лет.

6. ИСТОЧНИКИ И МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Сложившаяся в настоящее время в стране и в республике экономическая обстановка, к сожалению, не имеет предпосылок для самоактивизации инвестиционных процессов в развитии энергосберегающего направления. Поэтому успешная реализация Программы предполагает финансовую поддержку со стороны Правительства Республики Карелия. Предполагается также использовать средства федерального бюджета путем участия энергосберегающих проектов в реально действующих федеральных программах, однако объем их невелик и составляет от 5 до 9 процентов от общей стоимости проекта.

Программа также предусматривает привлечение внебюджетных средств под гарантии финансово устойчивых предприятий республики. Внебюджетные средства, вовлекаемые в данную Программу, представлены:

- собственными средствами предприятий (средства на капитальный ремонт, реконструкцию и т. д.);

- средствами предприятий и организаций, предоставляющих услуги энергосервиса, в первую очередь услуги по установке и обслуживанию узлов учета потребления тепла и воды;

- средства льготных займов, предоставляемых различными фондами и финансовыми организациями как зарубежными, так и российскими.

7. ИНФОРМАТИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ. ПОДГОТОВКА КАДРОВ.
РЕКЛАМА И ПРОПАГАНДА

Одной из основных задач информационного обеспечения настоящей Программы является оперативное получение объективных данных о ходе выполнения энергосберегающих мероприятий, а также сбор и обобщение информации о научно-технических достижениях в решении проблем энергосбережения как в России, так и за ее пределами. Информационное обеспечение энергосбережения осуществляется путем:

- обсуждения федеральных, республиканских и местных программ в области энергосбережения;

- координации работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

- организации выставок энергоэффективного оборудования и технологий;

- предоставления потребителям энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения;

- пропаганды эффективного использования энергетических ресурсов с привлечением средств массовой информации;

- периодического издания материалов по распространению передового опыта в области энергосбережения.

В целях отработки перспективных технологий и оборудования, экономических механизмов по стимулированию энергосбережения в Республике Карелия будет создана демонстрационная зона высокой энергетической эффективности в составе 8 - 10 демонстрационных проектов.

Намечается разработать информационную базу данных, позволяющую накапливать, систематизировать сведения по широкому кругу вопросов, в том числе и вопросов, связанных с реализацией данной программы. Такая база в значительной мере упростит работу широкому кругу пользователей, непосредственно занимающихся разработкой, производством, поставками, внедрением и эксплуатацией энергоемких технологий и оборудования в производственной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Решению задач информационной поддержки Программы способствует работа Карельской ассоциации «Центр энергетической эффективности» (далее - КЦЭЭ), деятельность которого направлена на оказание практической помощи местным потребителям энергоресурсов в повышении эффективности их использования, в том числе и за счет привлечения иностранных заимствований. Центр также является одним из организаторов различных конференций и семинаров по обмену передовым опытом в области энергосбережения, обучения специалистов по энергосбережению.

Государственный университет г. Петрозаводска приступил к подготовке специалистов по специальности «промышленная теплотехника», которая предусматривает изучение основ эффективного использования энергоресурсов, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, что, безусловно, способствует появлению на рынке труда специалистов, способных заниматься проблемами энергосбережения.

Планируется разработка для школ, средних специальных учебных заведений и вузов Республики Карелия учебных программ по теме «Энергосбережение».

ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий, способствующих информационному обеспечению производителей и потребителей энергоресурсов
на территории Республики Карелия

N п/п

Наименование работ

Сроки выполнения (годы)

Исполнители

1

2

3

4

1.

Организация выпуска в республике бюллетеня «Энергосбережение»

2004

УГЭН

2.

Создание и ведение баз данных:
- по системам и приборам учета расходования энергоресурсов;
- по эффективным проектам энергосбережения;
- по результатам реализации данной Программы

2004 - 2005

Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, КЦЭЭ

3.

Проведение специализированной выставки «Энергетика Карелии»

ежегодно

УГЭН, Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, ООО «Промышленный вестник»

4.

Участие во Всероссийской специализированной выставке «Энергосбережение в регионах России»

ежегодно

Министерство экономического развития Республики Карелия, предприятия Республики Карелия

5.

Проведение семинаров по энергосбережению

ежегодно

УГЭН, КЦЭЭ

6.

Разработка для школ, средних специальных учебных заведений и вузов Республики Карелия учебных программ по курсу «Энергосбережение»

2004 - 2006

ПетрГУ

7.

Выпуск буклетов, организация различных'конкурсов по энергосбережению среди детей дошкольного и школьного возраста

2004 - 2006

КЦЭЭ

8.

Выпуск буклетов, брошюр, плакатов, листовок по энергосбережению для населения

2004 - 2006

КЦЭЭ

9.

Выступления на радио, телевидении и в печати по вопросам энергосбережения и энергоэффективности

2004 - 2006

Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, УГЭН, ПетрГУ


9. УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

Энергосберегающая политика в Республике Карелия и управление энергосбережением на ее территории осуществляется на основе реализации федеральных, республиканских и муниципальных программ в области энергосбережения за счет:

- финансовой поддержки энергосбережения за счет бюджетных и внебюджетных средств республики;

- организации учета и контроля расхода энергоресурсов;

- проведения энергетических обследований организаций;

- проведения энергетической экспертизы проектной документации;

- реализации экономических, информационных, образовательных и иных направлений деятельности на территории Республики Карелия в области энергосбережения.

Управление энергосбережением на территории республики в пределах предоставленных им полномочий осуществляют:

- Законодательное Собрание Республики Карелия, которое формирует законодательную базу республики в соответствии с федеральным законодательством, утверждает и вводит в действие республиканские программы энергосбережения, принимает участие в организации международного и межрегионального сотрудничества в области энергосбережения и его информационном обеспечении;

- Правительство Республики Карелия (уполномоченный им республиканский орган государственного управления энергосбережением), который организует разработку и реализацию республиканских программ энергосбережения в соответствии с действующим законодательством;

- органы местного самоуправления, которые обеспечивают разработку, утверждение и реализацию местных (городских, районных) программ энергосбережения;

- федеральное государственное учреждение «Управление государственного энергетического надзора по Карело-Кольскому региону», в основные функции которого входит осуществление надзора и контроля за рациональным использованием энергоресурсов, проведение энергетических обследований энергопредприятий и, кроме того, территориальный орган госэнергонадзора участвует в разработке и контроле за выполнением республиканских и местных программ энергосбережения;

- Республиканский сертификационный центр Госстандарта России, осуществляющий сертификацию оборудования на территории республики.

Текст сверен по:
Собрание Законодательства
Республики Карелия N 5 май 2004 года,
ст. 519

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ