Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Петрозаводск
от 27 декабря 1999 года № 169-П

О Порядке разработки и реализации республиканских
целевых программ экономического блока



Постановление введено в действие с 27.12.99 г.

С изменениями, внесенными

08.05.2002 г. Постановлением Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 27 декабря 1999 года N 169-П", № 64-П, введенным в действие с 08.05.2002 г. (Газета "Карелия" N 50(897) от 23 мая 2002 г., Собрание Законодательства Республики Карелия N 5 (май) 2002г,ст.527)

17.09.02 г. Постановлением Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Республики Карелия", № 120-П, введенным в действие с 17.09.02 г.

Утратило силу на основании постановления Правительства Республики Карелия "Об утверждении Порядка разработки и реализации бюджетных целевых программ Республики Карелия" от 17.04.06 г., № 44-П, введенным в действие с 17.04.06 г. ( Газета "Карелия" N 46 (1472) от 29 апреля 2006 года, стр. 11)




(В тексте постановления и утвержденного им Порядка слова "Министерство экономики", "Председатель Правительства", "Министерство труда" в соответствующих падежах заменены соответственно словами "Министерство экономического развития", "Глава", "Министерство труда и социальной защиты" в соответствующих падежах на основании постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Республики Карелия" от 17.09.02 г., введенным в действие с 17.09.02 г.)

В целях поэтапного построения системы государственного регулирования социально-экономического развития Республики Карелия, повышения эффективности реализации основных положений Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на 1999-2002-2010 годы, республиканских целевых программ экономического блока, а также программ первоочередных мер оздоровления экономики и финансов и программ развития самоуправляющихся территорий, их согласования с проектом бюджета Республики Карелия и проектами бюджетов самоуправляющихся территорий на очередной финансовый год Правительство Республики Карелия постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и реализации республиканских целевых программ экономического блока (далее - Порядок).

2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия, Региональной энергетической комиссии Республики Карелия, Государственному комитету Республики Карелия по лесопромышленному комплексу в месячный срок доработать, согласовать и представить в Правительство Республики Карелия республиканские целевые программы по курируемым отраслям в соответствии с утвержденным настоящим постановлением Порядком.


3. Органам исполнительной власти Республики Карелия - государственным заказчикам (согласно приложению) утвержденных республиканских целевых программ экономического блока привести в соответствие с утвержденным настоящим постановлением Порядком курируемые республиканские целевые программы и в срок до 1 февраля 2000 года представить на согласование в Министерство экономики Республики Карелия предложения по их дополнению и изменению.

4. Предложить территориальным органам федеральных органов исполнительной власти (согласно приложению) привести в соответствие с утвержденным настоящим постановлением Порядком курируемые программы, в месячный срок согласовать их с соответствующими федеральными министерствами и в срок до 1 февраля 2000 года представить в Министерство экономического развития Республики Карелия предложения по их дополнению и изменению.

5. Министерству экономического развития Республики Карелия:

в месячный срок в установленном действующим законодательством порядке утвердить методические рекомендации по содержанию и оформлению республиканских целевых программ экономического блока;

обобщить материалы, представленные государственными заказчиками республиканских целевых программ экономического блока и до 1 марта 2000 года направить на рассмотрение Правительства Республики Карелия согласованные предложения по их дополнению и изменению.

6. Возложить на Министерство экономического развития Республики Карелия организацию методического сопровождения по разработке и реализации республиканских целевых программ экономического блока.

7. Ввести в действие Порядок разработки и реализации республиканских целевых программ экономического блока с 1 января 2000 года.

Председатель Правительства

С.Л. Катанандов


Утвержден постановлением
Правительства Республики Карелия
от 27 декабря 1999 года № 169-П


Порядок
разработки и реализации республиканских целевых программ
экономического блока


I. Общие положения


Настоящий Порядок разработан в целях поэтапного построения системы государственного регулирования социально-экономического развития Республики Карелия, повышения эффективности реализации основных положений Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на 1999-2002-2010 годы, в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, в том числе Законом Республики Карелия "О республиканских целевых программах", законодательством о бюджете и бюджетных правоотношениях.

Настоящий Порядок применяется в отношении действующих и разрабатываемых республиканских целевых программ экономического блока и не применяется к республиканским целевым программам социального блока.

II. Термины и определения


Республиканская целевая программа экономического блока (далее - программа) - увязанный по ресурсам, исполнителям, ожидаемым результатам и срокам реализации, требующий государственной поддержки комплекс экономических, организационно-хозяйственных, административных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного экономического развития Республики Карелия

Под программами экономического блока для целей настоящего Порядка понимаются республиканские целевые программы развития отраслей промышленности, строительства, транспорта, связи, энергетики, сельского и рыбного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, туризма, минерально-сырьевых, лесных, земельных, водных и других природных ресурсов, дорожного хозяйства, информатики, в сфере инновационной, инвестиционной, ценовой, бюджетно-налоговой, денежно-кредитной политики, развития фондового рынка, рынка товаров и услуг, малого предпринимательства.

Инициатором разработки программы могут выступать Глава Республики Карелия, Правительство Республики Карелия, комитеты Законодательного Собрания, органы местного самоуправления, юридические лица и общественные организации.

Инициатива разработки программы со стороны юридических лиц и общественных организаций, направленная в адрес
Главы Республики Карелия, должна подкрепляться обоснованием проблемы, значимости, необходимости и вариантов ее решения в обозримой временной перспективе (1-3 года), объективной необходимости участия в решении проблемы органов государственной власти.

Государственный заказчик Программы (Заказчик) - республиканский орган исполнительной власти, утверждаемый Правительством Республики Карелия, являющийся распорядителем бюджетных средств, выделяемых ему в соответствии с законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. При назначении нескольких государственных заказчиков их взаимодействие, координацию и общее руководство по одной программе осуществляет государственный заказчик - координатор, определяемый Правительством Республики Карелия, являющийся главным распорядителем бюджетных средств по Программе.
(Абзац в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 27 декабря 1999 года N 169-П" от 08.05.2002 г., введенным в действие с 08.05.2002 г., газета "Карелия" N 50(897) от 23 мая 2002 г.)

Разработчик программы (разработчик) - орган исполнительной власти, государственное учреждение Республики Карелия, организация, специально созданная комиссия, рабочая группа, разрабатывающие проект программы в соответствии с заданием государственного заказчика.

Основной разработчик программы осуществляет организационное и научно- методическое руководство деятельностью нескольких разработчиков и соисполнителей, ответственных за подготовку отдельных подпрограмм, разделов программ и формирует проект программы в сводном, согласованном виде. Основной разработчик программы обеспечивает согласование мероприятий на стадии разработки программы с соисполнителями в рамках полномочий, которыми его наделяет государственный заказчик программы.

Исполнитель программы - юридическое или физическое лицо, обязанное в соответствии с нормативными правовыми актами, финансово-экономическими условиями, положениями и договорами выполнить принятые к финансированию мероприятия, определяемые государственным заказчиком программы.

Основные исполнители программы - исполнители, персонально ответственные за выполнение наиболее важных, приоритетных мероприятий программы. Основные исполнители программы координируют деятельность соисполнителей в рамках выполнения конкретных мероприятий.

Паспорт программы - часть программы, содержащая ее краткую характеристику. Форма паспорта утверждается Министерством экономического развития Республики Карелия.

III. Этапы разработки и реализации программ


В работе с программами выделяются следующие этапы:

1) отбор проблем для программной разработки;

2) принятие решения о разработке программы и определение государственного заказчика
программы;

3) формирование и разработка программы;

4) согласование, экспертиза и оценка программы;

5) утверждение программы;

6) финансирование программы;

7) реализация и оценка эффективности программ, контроль за ходом их выполнения.

IV. 0тбор проблем для программной проработки

1. Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на республиканском уровне могут выступать любые юридические и физические лица.

2. Инициатор разработки программы может разработать проект программы самостоятельно, либо представить предложения по разработке проблемы программным методом и с приложением необходимых обоснований направить их на заключение в Министерство экономического развития Республики Карелия.

3. Отбор проблем для их программной разработки на республиканском уровне определяется следующими факторами:

значимость проблемы для развития отрасли, сектора экономики, районов, республики в целом;

невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующих механизмов и необходимость государственной поддержки для ее решения;

- принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для повышения эффективности производства, благосостояния населения.

4. Министерство экономического развития Республики Карелия совместно с Министерством финансов Республики Карелия и другими заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления на основе анализа представленных материалов в месячный срок подготавливает заключение на предложения по решению данной проблемы программными методами на республиканском уровне и направляет их в Правительство Республики Карелия.

V. Принятие решения о разработке программы и

определение государственного заказчика программы


5. Правительство Республики Карелия на основе представленных Министерством экономического развития Республики Карелия материалов в месячный срок принимает решение о подготовке программы, сроках и стоимости ее разработки, определяет государственного заказчика.

6. Государственный заказчик программы:

формирует задание на разработку программы;

определяет, в т.ч. на конкурсной основе, разработчиков программы, включая основного разработчика;

осуществляет предконтрактный отбор на конкурсной основе исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;

определяет полномочия основного и иных разработчиков программ:

согласовывает с основными заинтересованными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов самоуправляющихся территорий, организует подписание соглашений (договоров) о намерениях между государственным заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами местного самоуправления Республики Карелия;

организует при необходимости проведение государственной экологической, специализированной, обязательной официальной и научной экспертизы проекта целевой программы и по результатам экспертизы производит его доработку;

представляет в Министерство экономического развития Республики Карелия и Министерство финансов Республики Карелия перечень мероприятий программы, предлагаемых к финансированию в очередном финансовом году, с соответствующими экономическими обоснованиями;

координирует работу по ежегодной корректировке программы и определению перечня финансируемых из бюджета мероприятий программы на очередной финансовый год;

несет ответственность за эффективность использования средств, выделяемых на реализацию программы.

VI. Формирование и разработка программы


7. Государственный заказчик программы в двухнедельный срок после принятия Правительством Республики Карелия решения о разработке программы и определения разработчика программы формирует задание на разработку программы, утверждает и направляет его на согласование разработчику программы.

8. Разработчик программы в двухнедельный срок в соответствии с заданием заказчика разрабатывает, утверждает и согласовывает с государственным заказчиком программы техническое задание на разработке программы.

9. В случае, если разработчиком является государственный заказчик программы, техническое задание подлежит согласованию с Главой Республики Карелия или его заместителем, курирующим соответствующее министерство (государственный комитет).
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 27 декабря 1999 года N 169-П" от 08.05.2002 г., введенным в действие с 08.05.2002 г., газета "Карелия" N 50(897) от 23 мая 2002 г.)

10. Права на интеллектуальную собственность и иные неимущественные права, создаваемые в ходе разработки программ, регулируются в соответствии с действующим законодательством и оговариваются отдельным разделом задания заказчика и технического задания на разработку программы.

11. Разработка программы, как правило, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, переданных в распоряжение заказчика.

Разработка программ может осуществляться за счет собственных или привлеченных средств самостоятельно инициатором постановки проблемы на республиканском уровне.

12. Разработчик программы в сроки, определяемые заказчиком, но не позднее, чем в двухмесячный срок, на основе задания заказчика и технического задания формирует проект программы, в соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономического развития Республики Карелия.

VII. Согласование, экспертиза и оценка программы


13. Проект программы подлежит обязательному письменному согласованию с поименованными разработчиками и исполнителями мероприятий программы. Соисполнитель обязан в двухнедельный срок после получения проекта программы рассмотреть и согласовать программные мероприятия, при необходимости внести изменения и дополнения.

14. В случае мотивированного отказа соисполнителя от согласования мероприятий программы, подтвержденного документально, разработчик программы обязан в недельный срок внести в проект программы изменения, предусматривающие одно из следующих действий:

выполнение разработчиком ранее возлагаемых на соисполнителя мероприятий;

исключение мероприятия из программы;

включение в проект программы иного соисполнителя (по согласованию).

15. Согласованный проект программы государственный заказчик программы направляет в Министерство финансов Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия, Министерство труда и социальной защиты Республики Карелия.
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 27 декабря 1999 года N 169-П" от 08.05.2002 г., введенным в действие с 08.05.2002 г., газета "Карелия" N 50(897) от 23 мая 2002 г.)

16. Министерство финансов Республики Карелия, Министерство труда и социальной защиты Республики Карелия в двухнедельный срок направляют свои заключения в Министерство экономического развития Республики Карелия.
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 27 декабря 1999 года N 169-П" от 08.05.2002 г., введенным в действие с 08.05.2002 г., газета "Карелия" N 50(897) от 23 мая 2002 г.)

17. Министерство экономического развития Республики Карелия с учетом замечаний Министерства финансов Республики Карелия, Министерства труда и социальной защиты Республики Карелия и с учетом предложений заинтересованных органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления в двухнедельный срок подготавливает заключение по проектам программы и предварительной бюджетной заявки.
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 27 декабря 1999 года N 169-П" от 08.05.2002 г., введенным в действие с 08.05.2002 г., газета "Карелия" N 50(897) от 23 мая 2002 г.)

18. С учетом замечаний и предложений Министерства экономического развития Республики Карелия государственный заказчик программы совместно с ее разработчиками в двухнедельный срок производит доработку проекта программы.

19. Доработанный проект программы повторно направляется в Министерство финансов Республики Карелия, Министерство
экономического развития Республики Карелия.

20. В случае положительной оценки Министерство экономического развития Республики Карелия после окончательного согласования программ с Министерством финансов Республики Карелия в недельный срок представляет проект программы на рассмотрение в Правительство Республики Карелия.

21. По представлению Министерства экономического развития Республики Карелия проекты программ по решению Правительства Республики Карелия могут проходить государственную экологическую (за исключением случаев проведения государственной экологической экспертизы в обязательном порядке в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе", специализированную, официальную и научную экспертизу.
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 27 декабря 1999 года N 169-П" от 08.05.2002 г., введенным в действие с 08.05.2002 г., газета "Карелия" N 50(897) от 23 мая 2002 г.)

22. Государственная специализированная экспертиза программ подтверждает их соответствие требованиям экономической, экологической, технологической и информационной безопасности, действующим нормативным актам, стандартам и государственным договорам. Ее проведение может быть организовано в случае необходимости государственным заказчиком совместно с Администрацией Главы Республики Карелия.

23. В ходе экспертизы устанавливается соответствие указанных проектов интересам Республики Карелия, достаточность системы программных мероприятий для эффективного решения приоритетных задач социально-экономической и научно-технической и экологической политики.

24. Работы по проведению государственной официальной и научной экспертизы финансируются за счет средств республиканского бюджета, а государственной экологической и специализированной экспертизы - в установленном порядке.

VIII. Утверждение программ


25. Программы одобряются Правительством Республики Карелия и принимаются Законодательным Собранием Республики Карелия .
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 27 декабря 1999 года N 169-П" от 08.05.2002 г., введенным в действие с 08.05.2002 г., газета "Карелия" N 50(897) от 23 мая 2002 г.)

26. Утвержденные Правительством Республики Карелия государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом республиканским бюджетом, и ответственны за реализацию программ в установленный срок и с обеспечением предусмотренной программой эффективности ее мероприятий.

27. После принятия программы государственный заказчик на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств республиканского бюджета на очередной финансовый год заключает с исполнителями программы государственные контракты на финансирование целевой программы за счет средств республиканского бюджета, внебюджетных источников, бюджетов самоуправляющихся территорий.

28. Программы, утверждаемые в составе федеральных целевых программ, проходят установленные федеральными законами и иным нормативными правовыми актами процедуры согласования.

IХ.Финансирование программ


29. Подготовка проектов программ, разработка которых осуществляется по решению Правительства Республики Карелия, финансируется за счет средств, предусмотренных в соответствующих разделах республиканского бюджета.

30. Утвержденные программы реализуются за счет средств республиканского бюджета в той доле и объемах, в каких они приняты в законе о республиканском бюджете на предстоящий год, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, средств бюджетов самоуправляющихся территорий.

31. Решение проблем, имеющих важное значение как для республики, так и для самоуправляющихся территорий, осуществляется, в основном, на паритетной основе за счет средств бюджета Республики Карелия и бюджетов самоуправляющихся территорий.

32. Иностранные юридические лица могут финансировать мероприятия программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программы мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.

33. В случаях финансирования программ за счет целевых кредитов банков, привлекаемых под государственные гарантии Республики Карелия, оформление и предоставление государственных гарантий осуществляется в порядке, определенном Законом Республики Карелия "О бюджетном процессе в Республике Карелия". Источниками обеспечения государственных гарантий республики могут быть объекты гарантийного залогового фонда Республики Карелия, состав и размер которого утверждаются Законодательным Собранием Республики Карелия одновременного с принятием Закона Республики Карелия о республиканском бюджете на очередной год, либо - предусмотренные в республиканском бюджете на указанные цели денежные средства. Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты, финансируемые в составе программных мероприятий.
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 27 декабря 1999 года N 169-П" от 08.05.2002 г., введенным в действие с 08.05.2002 г., газета "Карелия" N 50(897) от 23 мая 2002 г.)

34. Для целевого финансирования программ из республиканского бюджета Министерство экономического развития Республики Карелия совместно с Министерством финансов Республики Карелия на основе предложений и материалов государственных заказчиков в сроки, устанавливаемые Правительством Республики Карелия для формирования республиканского бюджета на очередной финансовый год, направляет в Правительство Республики Карелия предложения по перечню республиканских целевых программ, принимаемых к финансированию из республиканского бюджета, перечню мероприятий на очередной финансовый год и объемам их финансирования.

35. Государственные заказчики программ с учетом хода реализации программ в текущем году уточняют объемы необходимых средств для финансирования программ в очередном году и в установленном порядке представляют проекты соответствующих бюджетных заявок с их развернутыми по каждому мероприятию программ обоснованиями в Министерство экономического развития Республики Карелия и Министерство финансов Республики Карелия.

36. Перечень программ, с выделением в них мероприятий, принимаемых к финансированию из республиканского бюджета на соответствующий год, представляется Главой Республики Карелия на рассмотрение в Законодательное Собрание Республики Карелия в составе республиканского бюджета на очередной финансовый год.

37. По утвержденным в составе бюджета программам, в соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, принятыми по программе на очередной финансовый год, Правительством Республики Карелия открывается финансирование из республиканского бюджета государственным заказчикам. Финансирование начинается после заключения государственными заказчиками контрактов (договоров) с участниками реализации программ, подтверждающих или уточняющих объемы финансирования программ из внебюджетных источников и бюджетов самоуправляющихся территорий.

38. При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по целевой программе, по сравнению с предусмотренными утвержденной программой, государственный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств бюджетов самоуправляющихся территорий для реализации мероприятий программы в установленные сроки.

При невозможности привлечения дополнительных средств государственный заказчик в порядке и сроки, предусмотренные для формирования республиканского бюджета и поправок к нему, вносит в Правительство Республики Карелия предложения о корректировке этапов и мероприятий по реализации программы, очередности их финансирования в связи с изменением объемов и направлений расходования бюджетных средств.

Х. Реализация и оценка эффективности программ, контроль за ходом их выполнения


39. Формы и методы управления реализацией программы определяются государственным заказчиком.

40. Реализация программы осуществляется государственным заказчиком в соответствии с разрабатываемыми им годовыми планами на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых заказчиком с исполнителями программных мероприятий.

Отбор исполнителей программных мероприятий производится на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Ежегодно государственный заказчик с учетом выделяемых на реализацию программы средств уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.

41. Контроль за ходом выполнения программ осуществляется Министерством экономического развития Республики Карелия в установленные сроки. Министерством экономического развития Республики Карелия устанавливаются единая периодичность сбора, методы обработки и формы представления отчетных данных.

42. Государственные заказчики представляют в Министерство финансов Республики Карелия и Министерство экономического развития Республики Карелия отчеты об эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств на бумажных носителях и в согласованных электронных форматах.

43. По результатам оценки хода реализации программ Министерство экономического развития Республики Карелия совместно с Министерством финансов Республики Карелия подготавливает и вносит в Правительство Республики Карелия предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования, или об их прекращении, уточнении и корректировке программ, применении соответствующих санкций к участникам реализации программ.

Приложение к постановлению
Правительства Республики Карелия
от 27 декабря 1999 года № 169-П


Список органов исполнительной власти Республики Карелия,
вносящих предложения по дополнению и изменению республиканских
целевых программ экономического блока по курируемым отраслям


Министерство внутренних дел Республики Карелия
Государственный комитет Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству
Государственный комитет Республики Карелия по национальной политике
Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре
Государственный комитет Республики Карелия по строительству, эксплуатации и содержанию автомобильных дорог
Государственный комитет Республики Карелия по физической культуре, спорту и туризму
Государственный комитет Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Список территориальных органов федеральных органов исполнительной
власти, вносящих предложения по дополнению и изменению программ
по курируемым отраслям


Государственный комитет Республики Карелия по лесу (по согласованию)

Государственный комитет охраны окружающей среды по Республике Карелия (по согласованию)

Комитет природных ресурсов по Республике Карелия Министерства природных ресурсов Российской Федерации (по согласованию)

Текст сверен по:
Официальная рассылка


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в отделе баз данных ИВЦ ПГУ


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ