ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 сентября 2012 года N 1762-р
[О
Концепции развития национальной системы
стандартизации Российской Федерации на
период до 2020 года]
1.
Одобрить прилагаемую Концепцию развития
национальной системы стандартизации
Российской Федерации на период до 2020
года.
2.
Федеральным органам исполнительной
власти учитывать положения Концепции,
указанной в пункте 1 настоящего
распоряжения, при проведении работ в
области технического регулирования и
стандартизации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 24 сентября 2012 года N 1762-р
Концепция развития национальной
системы стандартизации Российской
Федерации на период до 2020 года
I.
Введение
Настоящая Концепция содержит
систему взглядов на развитие
национальной системы стандартизации в
Российской Федерации и формирует цели,
задачи и направления ее развития на
период до 2020 года.
Национальная система стандартизации
представляет собой взаимосвязанную
совокупность
организационно-функциональных
элементов, документов в области
стандартизации, определяющих в том числе
правила и процедуры стандартизации для
осуществления деятельности по
установлению требований и характеристик
в целях их добровольного многократного
использования. Документы в области
стандартизации направлены на достижение
упорядоченности в сферах производства и
обращения продукции, повышение
конкурентоспособности продукции (работ,
услуг) и реализацию иных целей и задач
стандартизации.
Стандартизация является одним из
ключевых факторов, влияющих на
модернизацию, технологическое и
социально-экономическое развитие
России, а также на повышение
обороноспособности государства.
Национальная система стандартизации
включает в себя комплекс
общетехнических стандартов и стандартов
по отраслям экономики, стандарты
безопасности труда и охраны здоровья,
стандарты безопасности при чрезвычайных
ситуациях и другие подсистемы
стандартизации, а также участников работ
по стандартизации, в том числе по
стандартизации оборонной продукции
(работ, услуг), и документы по
стандартизации такой продукции.
Документы по стандартизации оборонной
продукции (работ, услуг) увязаны с
национальными стандартами за счет
комплексности стандартизации,
обеспечивающей проведение работ по
стандартизации взаимосвязанных
объектов. Деятельность по
стандартизации оборонной продукции
(работ, услуг) обеспечивается в том числе
за счет взаимосогласованных процедур
планирования, разработки, принятия,
пересмотра и отмены документов по
стандартизации оборонной продукции
(работ, услуг), а также национальных
стандартов и общероссийских
классификаторов технико-экономической и
социальной информации, применяемых при
разработке, производстве, эксплуатации и
утилизации оборонной продукции (работ,
услуг) и внесения в них изменений.
Стандартизация призвана обеспечивать:
развитие добросовестной
конкурентоспособности продукции (работ,
услуг);
выпуск и обращение инновационной и
высокотехнологичной продукции;
устранение технических барьеров в
торговле;
повышение уровня безопасности продукции
(работ, услуг) и ее качества;
защиту жизни и здоровья граждан,
имущества физических и юридических лиц,
государственного и муниципального
имущества;
охрану окружающей среды, жизни и
здоровья животных и растений;
предупреждение действий, вводящих в
заблуждение приобретателей, в том числе
потребителей;
энергетическую эффективность и
ресурсосбережение.
Стандарты являются инструментом
снижения технических барьеров в
международной торговле.
II.
Современное состояние национальной
системы стандартизации
Законодательную и нормативную
базу национальной системы
стандартизации составляют:
Конституция Российской Федерации;
международные соглашения, регулирующие
вопросы стандартизации;
Федеральный закон "О техническом
регулировании", определивший правовые
основы стандартизации в Российской
Федерации, участников работ по
стандартизации, правила стандартизации,
правила разработки стандартов и
добровольность их применения, правила
использования документов в области
стандартизации, в результате применения
которых на добровольной основе
обеспечивается соблюдение требований
национальных технических регламентов;
нормативные правовые акты Правительства
Российской Федерации по вопросам
стандартизации;
документы в области стандартизации,
используемые на территории Российской
Федерации.
Организационно-функциональную
структуру национальной системы
стандартизации составляют:
национальный орган по стандартизации
(Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии);
федеральные органы исполнительной
власти, а также организации,
осуществляющие функции государственных
заказчиков при выполнении работ по
стандартизации;
технические комитеты по
стандартизации;
совещательные органы по
стандартизации;
межотраслевые советы по
стандартизации;
службы стандартизации юридических лиц;
организации (в том числе научные),
деятельность которых связана с работами
в области стандартизации.
В состав федерального информационного
фонда технических регламентов и
стандартов входят:
национальные стандарты;
правила стандартизации, нормы и
рекомендации в области стандартизации;
применяемые в установленном порядке
классификации, общероссийские
классификаторы технико-экономической и
социальной информации;
стандарты организаций;
своды правил;
международные стандарты, региональные
стандарты и региональные своды правил,
стандарты иностранных государств и
своды правил иностранных государств,
зарегистрированные в Федеральном
информационном фонде технических
регламентов и стандартов;
надлежащим образом заверенные переводы
на русский язык международных
стандартов, региональных стандартов,
региональных сводов правил, стандартов
иностранных государств и сводов правил
иностранных государств, принятые на учет
национальным органом по
стандартизации;
предварительные национальные
стандарты.
В ходе реализации Концепции развития
национальной системы стандартизации
Российской Федерации до 2010 года,
одобренной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. N
266-р, сформированы основные направления
развития стандартизации при участии
федеральных органов исполнительной
власти, государственных корпораций, а
также бизнес-сообщества и общественных
организаций в работах по международной и
региональной стандартизации.
В законодательные и правовые акты
Российской Федерации, в том числе в сфере
налогового администрирования и
технического регулирования, внесены
изменения, которые позволили:
повысить роль национального стандарта
(предварительного национального
стандарта) в техническом переоснащении и
модернизации промышленного
производства продукции, в том числе
высокотехнологичной;
обеспечить применение изготовителем
национального стандарта в качестве
добровольно применяемого документа для
оценки (подтверждения) соответствия
продукции установленным обязательным
требованиям;
значительно снизить неоправданные
технические барьеры для вывода на рынок
впервые выпускаемой в обращение
продукции, то есть продукции, которая
ранее не находилась в обращении на
территории Российской Федерации или
которая выпускалась ранее в обращение,
но свойства или характеристики которой
впоследствии были существенно
изменены;
отнести затраты предприятий на
разработку национальных стандартов к
расходам на производство и реализацию
товаров и услуг;
использовать международные,
межгосударственные и региональные
стандарты, а также документы в области
стандартизации иностранных государств,
принятые на учет национальным органом по
стандартизации в целях ввода продукции в
обращение и оценки ее соответствия.
В настоящее время в информационный фонд
международных стандартов включено более
24000 стандартов.
За период с 2006 по 2010 годы принято и
введено в действие более 3000 документов
по стандартизации. Уровень их
гармонизации с международными
стандартами составляет 70 процентов.
Существующие проблемы в национальной
системе стандартизации в значительной
степени обусловлены тем, что в
Федеральном законе "О техническом
регулировании" стандартизация в
основном рассматривается как инструмент
обеспечения выполнения требований
технических регламентов. В указанном
законе не в полной мере отражены
положения, определяющие разработку и
актуализацию документов в области
стандартизации. Между тем
стандартизация должна рассматриваться
как инструмент повышения качества жизни
граждан и конкурентоспособности
продукции (работ, услуг). Кроме того,
данный закон не регулирует отношения в
области охраны труда, в социальной сфере,
в области систем менеджмента, оказания
услуг и других областях, применительно к
которым разрабатываются национальные
стандарты.
Организационно-функциональная
структура системы стандартизации
нуждается в модернизации, одним из
основных аспектов которой является
повышение роли национального органа по
стандартизации для реализации целей и
задач, предусмотренных настоящей
Концепцией.
Продолжается отток специалистов по
стандартизации из
научно-исследовательских организаций и
предприятий промышленности, что
приводит к снижению качества разработки
национальных стандартов по целому ряду
направлений стандартизации.
В этой связи необходимо определить
приоритеты, стратегические цели, задачи,
принципы и направления развития
национальной системы стандартизации.
III. Стратегические цели, задачи и принципы развития национальной системы стандартизации
Стратегическими целями развития
национальной системы стандартизации на
период до 2020 года являются:
содействие интеграции Российской
Федерации в мировую экономику и
международные системы стандартизации в
качестве равноправного партнера;
снижение неоправданных технических
барьеров в торговле;
улучшение качества жизни населения
страны;
установление технических требований к
продукции, обеспечивающих безопасность,
сохранение здоровья и работоспособность
человека в процессе труда;
обеспечение обороноспособности,
экономической, экологической,
научно-технической и технологической
безопасности Российской Федерации, а
также безопасности при использовании
атомной энергии;
повышение конкурентоспособности
отечественной продукции (работ, услуг);
обеспечение безопасности жизни,
здоровья и имущества людей, животных,
растений, охраны окружающей среды,
содействие развитию систем
жизнеобеспечения населения в
чрезвычайных ситуациях;
предупреждение действий, вводящих
потребителя в заблуждение;
совершенствование системы
стандартизации, отвечающей положениям
Соглашения Всемирной торговой
организации по техническим барьерам в
торговле и соглашениям в рамках
Таможенного союза в сфере технического
регулирования;
содействие экономической интеграции
государств - членов Таможенного союза,
Евразийского экономического сообщества,
Содружества Независимых Государств;
содействие трансферту наилучших
лабораторных практик;
активизация работы в международных и
региональных организациях по
стандартизации;
расширение применения информационных
технологий в сфере стандартизации;
координация разработки международных,
региональных и национальных стандартов
с участием российских специалистов и
технических комитетов по
стандартизации.
Для повышения конкурентоспособности
отечественной продукции (работ, услуг)
необходимо решить следующие задачи:
установить (с учетом новейших достижений
науки и уровня развития современных
технологий) требования к техническому
уровню и качеству продукции (работ,
услуг), сырья, материалов, полуфабрикатов
и комплектующих изделий, а также нормам в
области проектирования и производства
продукции, позволяющим ускорить
внедрение прогрессивных методов
производства продукции высокого
качества и ликвидировать нерациональное
многообразие видов, марок и размеров, а
также обеспечить взаимозаменяемость
элементов сложной продукции;
создать условия для производства и
выпуска в обращение инновационной
продукции, в том числе продукции
наноиндустрии, обеспечения
энергоэффективности, включая
использование альтернативных
источников энергии, а также для
рационального использования ресурсов;
осуществить модернизацию и
технологическое переоснащение
промышленного производства;
содействовать взаимопроникновению
технологий, знаний и опыта, накопленных в
различных отраслях экономики;
повысить роль стандартизации в
технологических процессах производства
промышленной продукции;
осуществлять добровольное
подтверждение соответствия для
установления соответствия национальным
стандартам, предварительным
национальным стандартам, стандартам
организаций и сводам правил;
осуществлять применение методов и
средств стандартизации в федеральных
целевых и иных государственных
программах, направленных на
модернизацию экономики страны.
Для совершенствования системы
стандартизации необходимо решение
следующих задач:
совершенствование организационной
структуры стандартизации на
государственном и ведомственном
уровнях, планирование разработки
национальных (национальных
предварительных) стандартов и
сокращение сроков их разработки, в том
числе исходя из необходимости учета
обязательств, принятых Российской
Федерацией при вступлении во Всемирную
торговую организацию, а также внедрение
в процессы стандартизации принципиально
новых информационных технологий;
максимально возможное применение
международных и региональных стандартов
для осуществления оценки (подтверждения)
соответствия продукции установленным
требованиям.
Для содействия экономической интеграции
государств - членов Таможенного союза,
Евразийского экономического сообщества,
Содружества Независимых Государств
необходимо решение следующих задач:
сохранение хозяйственных, торговых,
научно-технических и иных отношений;
реализация скоординированной политики
по обеспечению разработки, принятия и
применения межгосударственных
стандартов;
установление единых требований к
продукции на экспортных рынках;
разработка единых классификаторов и
каталогизация продукции.
Настоящая Концепция предусматривает
организационное и методическое единство
национальной системы стандартизации с
учетом особенностей отраслей и сфер
общества.
В основе развития национальной системы
стандартизации будут использоваться
следующие принципы стандартизации:
добровольность применения
заинтересованным лицом документов в
области стандартизации и обязательность
соблюдения указанным лицом требований,
содержащихся в этих документах, в случае
объявления об их использовании, а также в
случае определения обязательности
исполнения требований стандартов в
рамках контрактных (договорных)
обязательств;
применение в установленном порядке на
территории Российской Федерации
международных и региональных
стандартов, региональных сводов правил,
стандартов иностранных государств и
сводов правил иностранных государств;
максимальный учет мнения
заинтересованных лиц при разработке
документов в области стандартизации;
обеспечение преемственности работ по
стандартизации;
обеспечение условий для единообразного
применения документов в области
стандартизации;
обоснованность разработки документов в
области стандартизации;
открытость (прозрачность) процедур
разработки документов в области
стандартизации;
обеспечение доступности документов в
области стандартизации и информации о
них для заинтересованных лиц;
однозначность понимания требований,
включаемых в документы в области
стандартизации;
соответствие документов в области
стандартизации нормативным правовым
актам Российской Федерации;
прогрессивность и оптимальность
требований документов в области
стандартизации;
унификация процессов разработки,
хранения стандартов, а также процессов
внесения в них изменений и обеспечения
доступа к документам в области
стандартизации;
обеспечение системности и комплексности
информационных ресурсов в области
стандартизации с использованием
информационных технологий;
обеспечение актуальности и
достоверности информационных ресурсов в
области стандартизации.
IV.
Направления развития национальной
системы стандартизации
1.
Развитие национальной системы
стандартизации и совершенствование ее
законодательных основ
Развитие национальной системы
стандартизации должно отвечать основным
направлениям социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года, бюджетной стратегии и
решениям Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации, касающимся развития реальных
секторов экономики, а также
международным нормам и правилам и
основываться на внедрении проектных и
процессных принципов управления, на
организационных преобразованиях,
обеспечивающих открытость системы и ее
эффективное взаимодействие с
потребителями информационных ресурсов в
сфере стандартизации.
Совершенствование законодательства в
сфере стандартизации Российской
Федерации предполагает:
приведение национальной системы
стандартизации в соответствие с
международными соглашениями и иными
нормативными документами в области
стандартизации наднационального уровня
в целях совершенствования и оптимизации
структуры национальной системы
стандартизации;
уточнение видов документов в области
стандартизации на основе рекомендаций
Международной организации по
стандартизации;
совершенствование процедур
планирования работ по стандартизации,
процедур разработки, утверждения,
проверки, пересмотра, отмены и внедрения
документов в области стандартизации;
упрощение процедур и сокращение сроков
утверждения национальных стандартов,
идентичных международным и европейским
стандартам;
усиление роли стандартизации на уровне
предприятий для технического
переоснащения и модернизации
производства, преодоления сложившейся
тенденции ликвидации служб
стандартизации в субъектах
хозяйствования;
стимулирование участия организаций и
предприятий промышленности в работах по
стандартизации, в том числе на принципах
частно-государственного партнерства;
расширение практики применения в
правовых актах и иных документах ссылок
на документы в области стандартизации в
качестве источника, позволяющего
идентифицировать документ (составную
часть документа), касающийся аспектов
стандартизации, с учетом практики
государств - членов Всемирной торговой
организации и основных торговых
партнеров Российской Федерации;
отмену правовых и иных норм,
противоречащих Соглашению Всемирной
торговой организации по техническим
барьерам в торговле;
совершенствование деятельности
технических комитетов по
стандартизации, а также организаций,
выполняющих работы в области
стандартизации;
обязательность применения документов в
области стандартизации для оценки
соответствия продукции (работ, услуг),
поставляемой по государственному
оборонному заказу, при закупках товаров,
работ, услуг для государственных и
муниципальных нужд;
применение Кодекса добросовестной
практики применительно к разработке,
утверждению и применению стандартов
(приложение N 3 к Соглашению Всемирной
торговой организации по техническим
барьерам в торговле);
совершенствование правового
регулирования в области
государственного управления,
оптимизация функций федеральных органов
исполнительной власти в области
стандартизации (включая организацию
разработки и актуализацию) в конкретных
секторах экономики;
совершенствование организации
размещения заказов на поставки товаров
(работ, услуг) для государственных и
муниципальных нужд в части более
широкого использования национальных
стандартов как инструмента соблюдения
технических требований к закупаемой
продукции (работам, услугам) или ее
отдельным видам;
совершенствование правового
регулирования корпоративных отношений,
предусматривающих формирование модели,
стимулирующей деятельность малого и
среднего бизнеса по созданию
производств и их технологической
модернизации.
В целях концентрации усилий по развитию
национальной стандартизации,
однозначного понимания целей и задач
национальных стандартов, обеспечения
единства терминологии необходимо
исключить употребление в национальном
законодательстве словосочетания
"федеральный стандарт" в отношении
стандартов, не относящихся к сфере
технического регулирования и аспектам
стандартизации.
2.
Приоритетные направления развития
стандартизации
Для
возвращения технологического лидерства,
а также формирования устойчивого
вектора развития российской экономики
работы в области национальной
стандартизации будут осуществляться в
следующих приоритетных направлениях:
атомная промышленность;
технологии безопасного обращения с
радиоактивными отходами, отработавшим
ядерным топливом;
высокотехнологическая химия;
композитные и неметаллические
материалы;
модернизация машиностроительного
комплекса, в том числе тяжелого и
транспортного машиностроения;
авиационная и судостроительная
промышленность;
космические технологии;
телекоммуникационные и информационные
технологии;
технологии, основанные на применении
спутниковой навигационной системы
ГЛОНАСС;
медицинские изделия;
медицинские технологии и фармацевтика;
биотехнологии;
нанотехнологии;
энергоэффективность;
развитие техники и технологий в
нефтегазовой и горнорудной отраслях;
строительство;
создание "интеллектуальных" сетей и
цифровых подстанций в
электроэнергетике, направленных в том
числе на обеспечение надежного и
бесперебойного электроснабжения,
сокращение издержек, повышение
производительности и
энергоэффективности электросетевого
комплекса страны;
обеспечение безопасности труда и
сохранения здоровья в части
установления технических требований к
продукции;
развитие услуг, в том числе
производственных, для социально
незащищенных слоев общества;
повышение устойчивости работы систем
жизнеобеспечения, в том числе
жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечение безопасности и повышение
конкурентоспособности продукции легкой
промышленности;
обеспечение безопасности и повышение
конкурентоспособности продукции
агропромышленного комплекса, в том числе
развитие органического сельского
хозяйства;
развитие транспортной отрасли;
обеспечение безопасности дорожного
движения;
гражданская оборона и технологии защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера, а также обеспечение пожарной
безопасности;
менеджмент предприятий, оценка
соответствия, защита прав
потребителей;
охрана окружающей среды, в том числе
регулирование природоохранной
деятельности, определение уровней
вредных воздействий на окружающую
природную среду и человека,
экологическая оценка и экологическое
управление деятельностью субъектов
хозяйствования, методология оценки
риска для здоровья и окружающей среды, а
также утилизация продукции и отходов
производства.
Указанный перечень приоритетных
направлений развития стандартизации не
является закрытым. Изменения и
конкретизация определенных приоритетов
будут зависеть от конъюнктуры
национального и мирового рынков, а также
от инициативы предпринимателей и
работников соответствующих отраслей
экономики.
3.
Разработка национальных стандартов в
приоритетных отраслях экономики
Разработка национальных
стандартов в приоритетных отраслях
экономики должна осуществляться на
основе общепринятых международных
принципов стандартизации.
При этом необходимо обеспечить:
ежегодное обновление от 10 процентов до 15
процентов фонда стандартов в секторах
экономики с высоким потенциалом
развития;
гармонизацию национальных стандартов с
международными стандартами;
сокращение сроков разработки и
обновления национальных стандартов, в
том числе исходя из обязательств,
принятых Российской Федерацией при
вступлении во Всемирную торговую
организацию;
создание механизма постоянного
обновления национальных стандартов на
базе передовых международных и
региональных стандартов, обеспечение
разработки национальных стандартов на
базе проектов международных стандартов
(до их окончательного принятия) с учетом
требований законодательства Российской
Федерации;
разработку документов по стандартизации
в целях соблюдения требований, не
относящихся к техническому
регулированию, и их гармонизацию с
аналогичными требованиями,
установленными в государствах - членах
Таможенного союза и Европейского союза,
с учетом требований законодательства
Российской Федерации;
создание инновационной и
высокотехнологичной продукции.
При подготовке программ разработки
национальных стандартов необходимо
обеспечить:
разработку стандартов, направленных на
развитие промышленной инфраструктуры и
основополагающих инновационных
технологий, на основе информационных
технологий в области автоматизации
промышленного производства
(MES-технологий, СALS-технологий и т. д.),
нанотехнологий, энергосберегающих
технологий и т. п.;
разработку стандартов, направленных на
безопасное развитие и безопасное
функционирование организаций атомного
энергопромышленного и ядерного
оружейного комплексов, а также ядерных
энерготехнологий нового поколения;
регулирование рынка вредной и
потенциально опасной продукции с
помощью систем экологического
менеджмента и экологических нормативов
с постоянной их актуализацией.
При этом в целях защиты жизни или
здоровья граждан, имущества физических
или юридических лиц, государственного
или муниципального имущества, охраны
окружающей среды, жизни или здоровья
животных и растений, предотвращения
экологических и техногенных катастроф, а
также обеспечения нужд обороны страны и
безопасности государства в отдельных
секторах экономики (строительстве,
энергетике, оборонной промышленности)
могут определяться перечни документов в
области стандартизации, в результате
применения которых на обязательной
основе обеспечивается соблюдение
требований технических регламентов, а
также установленных обязательных
требований к оборонной продукции
(работам, услугам), поставляемой по
государственному заказу, иной продукции
в соответствии с Федеральным законом
"О техническом регулировании", а
также к ракетно-космической технике.
Важнейшим вопросом, определяющим
успешность экономического,
технологического и социального развития
Российской Федерации на ближайшую и
среднесрочную перспективу, является
вопрос качества в самом широком смысле
этого слова. На современном этапе
наблюдается объективный процесс
общественного осознания роли высокого
качества во всех областях человеческой
деятельности. Национальная система
стандартизации должна учитывать и
реализовывать лучшую международную
практику управления качеством.
Консолидируя усилия общества на
улучшение качества продукции, следует
предпринять меры по созданию
современной информационной системы,
предоставляющей информацию по качеству
продукции и соответствующей
современному уровню развития
информационных технологий.
Для обеспечения работ по стандартизации
инновационных технологий техническим
комитетам по стандартизации и научным
организациям необходимо:
осуществлять постоянный мониторинг
современных достижений науки и техники с
целью своевременного определения
приоритетных направлений развития
рынков высоких технологий, оценки
потенциального развития этих рынков на
среднесрочную и долгосрочную
перспективу;
обеспечивать четкое соответствие
областей деятельности национальных
технических комитетов с
межгосударственными и международными
техническими комитетами или
подкомитетами.
Для эффективного внедрения национальных
стандартов необходимо создать
современную систему их распространения,
основанную на информационных
технологиях и предполагающую более
широкое информирование обо всех этапах
разработки, утверждения и отмены
документов по стандартизации.
Одним из эффективных инструментов
ускорения работ по стандартизации
должен стать предварительный
национальный стандарт. Он может
приниматься в одном из следующих
случаев:
для ускоренного внедрения результатов
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ;
для освоения принципиально новых видов
продукции, методов испытаний и
измерений, технологических процессов (в
том числе нетрадиционных) и способов
управления производством;
для использования передового
зарубежного опыта промышленно развитых
стран;
для проверки на практике спорных
решений, не получивших консенсуса, при
обсуждении проектов национальных
стандартов.
За основу предварительных национальных
стандартов могут быть приняты стандарты
организаций и иные документы,
определенные в рамках национальной
системы стандартизации.
Организация проведения мониторинга и
оценки применения предварительных
национальных стандартов возлагается на
национальный орган по стандартизации
(Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии).
4.
Совершенствование деятельности в сфере
межгосударственной стандартизации
Современное состояние фонда
межгосударственных стандартов (ГОСТ)
требует скорейшей модернизации.
Применение межгосударственных
стандартов (ГОСТ) в качестве
доказательной базы технических
регламентов Таможенного союза требует
совершенствования и повышения
эффективности работ по
межгосударственной стандартизации в
рамках Межгосударственного совета по
стандартизации, метрологии и
сертификации и Межгосударственной
научно-технической комиссии по
стандартизации, техническому
нормированию и оценке соответствия в
строительстве, что позволит:
повысить роль и влияние Российской
Федерации в межгосударственной системе
стандартизации, в том числе при
определении приоритетных направлений
межгосударственной стандартизации и
принятии межгосударственных
нормативных документов;
создать условия для обеспечения
эффективной интеграции в области
стандартизации и технического
регулирования как в рамках Таможенного
союза, так и в рамках Содружества
Независимых Государств;
повысить роль межгосударственной
системы стандартизации как эффективно
работающей региональной системы.
В сфере межгосударственной
стандартизации планируется:
достичь динамики принятия (внесения
изменений) межгосударственных
стандартов (ГОСТ), позволяющей в короткие
сроки обновить фонд межгосударственных
стандартов (ГОСТ) для реализации целей
стандартизации, предусмотренных
настоящей Концепцией;
создать эффективный механизм внесения
изменений в межгосударственные
стандарты (ГОСТ) в целях обеспечения
выполнения требований, установленных в
технических регламентах Таможенного
союза;
определить оптимальное соотношение
межгосударственных стандартов (ГОСТ) и
национальных стандартов для обеспечения
выполнения целей и задач настоящей
Концепции.
Реализация указанных мероприятий будет
осуществляться за счет:
разработки межгосударственных
стандартов (ГОСТ) для целей оценки
(подтверждения) соответствия
требованиям технических регламентов
Таможенного союза;
разработки и реализации соответствующих
целевых программ в рамках
межгосударственной стандартизации;
мониторинга и актуализации
межгосударственных стандартов (ГОСТ),
входящих в перечни стандартов,
используемых в качестве доказательств
соблюдения требований технических
регламентов Таможенного союза;
отмены положений национальных
стандартов, которые противоречат
межгосударственным стандартам (ГОСТ),
включенным в перечни стандартов,
применение которых обеспечивает
соблюдение требований технических
регламентов Таможенного союза;
уведомления государств - членов
Таможенного союза о начале разработки
национальных стандартов и прекращении
таких работ при принятии решения о
разработке межгосударственного
стандарта (ГОСТ);
разработки национальных стандартов, в
том числе предварительных национальных
стандартов, для целей оценки
(подтверждения) соответствия
инновационной продукции.
5.
Развитие стандартизации оборонной
продукции, специальной техники и
специальных средств, стандартизации в
области использования атомной энергии
Особенности стандартизации
оборонной продукции (работ, услуг),
поставляемой по государственному
оборонному заказу, продукции (работ,
услуг), используемой в целях защиты
сведений, составляющих государственную
тайну или относимых к охраняемой в
соответствии с законодательством
Российской Федерации, иной информации
ограниченного доступа, продукции (работ,
услуг), сведения о которой составляют
государственную тайну, продукции, для
которой устанавливаются требования,
связанные с обеспечением безопасности в
области использования атомной энергии, а
также особенности процессов
проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации, утилизации и
захоронения указанной продукции
устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Развитие стандартизации специальной
техники и специальных средств должно
осуществляться по следующим основным
направлениям:
планирование работ по разработке
национальных стандартов на специальную
технику и специальные средства,
поступающие в свободное обращение на
рынок, в рамках деятельности
существующих технических комитетов;
совершенствование нормативной правовой
базы Российской Федерации,
предусматривающей разработку
документов в области стандартизации
(включая национальные стандарты),
устанавливающих обязательные
требования в отношении специальной
техники и специальных средств.
6.
Усиление роли бизнеса в работах по
стандартизации
Для
усиления роли бизнес-сообщества в
работах по стандартизации необходимо на
законодательном уровне закрепить
систему стимулирующих мер, включающих:
финансирование разработки национальных
стандартов на принципах
государственно-частного партнерства,
предусматривающего активное участие
бизнеса в работах по стандартизации (в
разработке национальных стандартов,
предварительных национальных
стандартов, стандартов организаций и их
актуализации (в том числе в отношении
инновационной продукции), позволяющих
ускорить внедрение прогрессивных
методов производства продукции высокого
качества;
участие организаций и предприятий
промышленности в разработке
концептуальных документов по
стандартизации, в формировании планов и
программ национальной стандартизации;
выделение в государственных программах
и федеральных целевых программах
отдельных разделов, предусматривающих
мероприятия по стандартизации продукции
и технологических процессов;
совершенствование организации
размещения заказов на поставки товаров
(работ, услуг) для государственных и
муниципальных нужд в части более
широкого использования национальных
стандартов как инструмента соблюдения
технических требований к закупаемой
продукции (работам, услугам) или ее
отдельным видам.
7.
Активизация участия Российской
Федерации в международных и
региональных организациях по
стандартизации
Участие Российской Федерации в
международном сотрудничестве в области
стандартизации должно содействовать
прежде всего развитию национальной
экономики, расширению внешней торговли,
укреплению научно-технических,
экономических и промышленных связей с
зарубежными странами, повышению
качества отечественной продукции и ее
конкурентоспособности на мировом рынке
пропорционально запросам глобального
рынка. Национальный орган по
стандартизации представляет интересы
Российской Федерации в международных и
региональных организациях по
стандартизации.
Международное сотрудничество в области
стандартизации должно быть направлено:
на активизацию участия Российской
Федерации в Международной организации
по стандартизации, Международной
электротехнической комиссии,
Международном союзе электросвязи при
непосредственной поддержке государства
и субъектов предпринимательской
деятельности;
на возврат Российской Федерации в 1
группу Международной организации по
стандартизации и группу А Международной
электротехнической комиссии;
на увеличение числа секретариатов
технических комитетов (подкомитетов,
рабочих групп) в Международной
организации по стандартизации и
Международной электротехнической
комиссии, возглавляемых Российской
Федерацией, а также в приоритетных
областях национальной экономики;
на обеспечение участия российских
экспертов в работе международных
технических комитетов по стандартизации
для поддержки интересов Российской
Федерации при разработке международных
стандартов;
на формирование системы работы с
российскими экспертами в Международной
организации по стандартизации и
Международной электротехнической
комиссии, а также в иных международных
организациях по стандартизации;
на содействие вступлению и участию
Российской Федерации в международных
организациях, включая обеспечение
деятельности в рамках Всемирной
торговой организации, развитие
Азиатско-Тихоокеанского экономического
сотрудничества, и вступление в
Организацию экономического
сотрудничества и развития;
на повышение степени участия бизнеса в
работах по международной
стандартизации;
на обеспечение взаимодействия с другими
национальными органами и организациями
по стандартизации в целях активного
применения региональных и международных
стандартов, благоприятного
инвестиционного климата в России и
продвижения отечественной продукции на
международные рынки;
на организацию вступления России в
Европейский комитет по стандартизации и
Европейский комитет по стандартизации в
области электротехники и электроники.
8.
Развитие экономических основ
стандартизации
В целях
развития экономических основ
стандартизации необходимо:
предоставление государством
приоритетного финансирования
стандартизации, направленной на
обеспечение безопасности охраны труда (в
части установления технических
требований к продукции),
здравоохранения, медицинских
технологий, сферы транспорта, а также на
поддержку социально незащищенных групп
населения и основополагающих
национальных стандартов;
поэтапное формирование условий для
ускоренного развития системы
стандартизации с учетом объективных
запросов общества и рыночной экономики,
которые к ней будут предъявляться.
9.
Развитие стандартизации инновационной
продукции
В целях
развития стандартизации инновационной
продукции необходимо:
обеспечение возможности трансферта
наилучших доступных технологий в рамках
разработки и применения стандартов;
обеспечение сокращения процедур и
времени разработки стандартов на
инновационную продукцию с учетом
жизненного цикла инновационных
технологий;
осуществление разработки стандартов в
отношении новых видов продукции и
технологий, создаваемых при реализации
федеральных целевых программ и
выполнении научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ;
осуществление разработки
предварительных национальных
стандартов для скорейшего выхода
инновационной продукции на рынок;
включение при необходимости в
государственные программы и федеральные
целевые программы разделов по
стандартизации и метрологии;
создание новых технических комитетов по
стандартизации по инновационным
направлениям;
обеспечение интеграции деятельности
промышленных научно-исследовательских
институтов и научно-исследовательских
институтов по стандартизации для
развития стандартизации инновационной
продукции на стадии исследований и
разработок.
10.
Информационное обеспечение работ в
области стандартизации
Информационное обеспечение
работ в области стандартизации должно
предусматривать:
информационную поддержку разработчиков
национальных стандартов с
использованием баз данных Федерального
информационного фонда технических
регламентов и стандартов;
межведомственный обмен информацией в
процессе выполнения работ в области
национальной стандартизации и
обеспечение доступа федеральных органов
исполнительной власти к документам по
стандартизации, содержащимся в
Федеральном информационном фонде
технических регламентов и стандартов;
свободный обмен информацией о фондах
документов по стандартизации государств
- членов Таможенного союза;
формирование тематических тезаурусов,
терминологических словарей, содержащих
стандартизированные термины и
определения;
создание русскоязычных версий
международных (региональных) стандартов
и переводов национальных стандартов
зарубежных стран;
пропаганда основ стандартизации в
средствах массовой информации.
Информационное обеспечение работ в
области стандартизации потребует
последовательной проработки
функциональной, информационной и
технологических архитектур
национальной системы стандартизации с
последующим поэтапным внедрением новых
технологических решений.
11.
Совершенствование системы подготовки
специалистов и экспертов в области
стандартизации
Для
обеспечения высокого уровня
национальной стандартизации, успешного
представления интересов Российской
Федерации в международных и
региональных организациях по
стандартизации и повышения
эффективности использования документов
по стандартизации в отраслях экономики
необходимо наличие
высококвалифицированных специалистов в
области стандартизации, а также владение
вопросами стандартизации инженерным и
экономическим персоналом.
С учетом динамичного развития
стандартизации следует обеспечить как
подготовку специалистов в области
стандартизации в высших и средних
специальных учебных заведениях, так и
периодическое повышение квалификации
работающих специалистов.
Для решения этих задач необходимо:
актуализировать или ввести в
образовательных учреждениях высшего и
среднего профессионального образования
инженерного и экономического профиля
дисциплины по стандартизации по
соответствующим направлениям
подготовки;
развивать возможности получения
обучающимися в образовательных
учреждениях высшего профессионального
образования и среднего
профессионального образования
дополнительного образования в области
стандартизации параллельно с освоением
ими основной профессиональной
образовательной программы;
обеспечить в соответствии с
требованиями федеральных
государственных образовательных
стандартов высшего профессионального
образования привлечение практикующих
специалистов в области стандартизации к
формированию соответствующих
компетенций в рамках подготовки
бакалавров, специалистов и магистров;
обеспечить расширение с участием
бизнес-сообщества практики
профессиональной переподготовки
руководителей и специалистов в области
стандартизации и периодического
повышения квалификации персонала,
работающего по направлениям
стандартизации в отраслях экономики;
обеспечить постоянное взаимодействие
национального органа по стандартизации
с Министерством образования и науки
Российской Федерации, объединениями
работодателей, образовательными
учреждениями высшего профессионального
образования и среднего
профессионального образования и иными
образовательными организациями по
актуализации федеральных
государственных образовательных
стандартов, а также федеральных
государственных требований к
образовательным программам
профессиональной переподготовки
специалистов в области стандартизации;
обеспечить совершенствование института
подготовки экспертов в области
национальной и международной
стандартизации в рамках высшего
профессионального образования или
дополнительного профессионального
образования;
определить правовой статус эксперта по
стандартизации в области международной
стандартизации.
V.
Реализация настоящей Концепции
Основными инструментами
реализации настоящей Концепции должны
стать разделы отраслевых федеральных
целевых программ и государственных
программ, посвященные вопросам
стандартизации, планы и программы
разработки национальных стандартов,
предусматривающие мероприятия по
развитию стандартизации и унификации в
отраслях экономики, пересмотр, изменение
или отмену устаревших национальных
стандартов, ежегодное (от 10 процентов до
15 процентов) обновление стандартов в
приоритетных секторах экономики,
стандартизацию инновационной продукции,
достижение показателей гармонизации
национальных стандартов с
международными стандартами на уровне 65-70
процентов, а также
научно-исследовательские работы,
направленные на развитие национальной
системы стандартизации.
Реализация настоящей Концепции будет
осуществляться федеральными органами
исполнительной власти на основе
комплексного межведомственного плана
мероприятий в рамках установленных
полномочий и бюджетных ассигнований
(включая расходы на разработку и
актуализацию документов в области
стандартизации), предусмотренных им
федеральным законом о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и
плановый период на осуществление
деятельности.
Координация деятельности и
взаимодействие федеральных органов
исполнительной власти в части
стандартизации будет осуществляться
национальным органом по
стандартизации.
Электронный
текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен
по:
официальный электронный
текст НТЦ "Система"
Ссылается на
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации"
- Комментарий к Федеральному закону от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (постатейный)
- Об организации деятельности технического комитета по стандартизации "Производственные услуги"
- Об организации деятельности технического комитета по стандартизации "Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело" (утратил силу на основании приказа Росстандарта от 26.10.2022 N 2686)
- Об утверждении Перспективной программы стандартизации в нефтегазовом комплексе на период 2017-2022 годов
- О закреплении технических комитетов по стандартизации и общетехнических систем стандартов за управлениями, научно-исследовательскими институтами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и экспертными организациями
- О техническом комитете по стандартизации ТК 451 "Чай, кофе и напитки на их основе"
- О создании технического комитета по стандартизации "Кислородное и криогенное оборудование" (утратил силу на основании приказа Росстандарта от 15.03.2018 N 472)
- Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (постатейный)
- Стандартизация в РФ
- Об утверждении Положения об особенностях стандартизации продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции
- Комментарий к разделу X. ОХРАНА ТРУДА (статьи 209-231) Трудового кодекса Российской Федерации (постатейный)