Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.

Проект


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от "___" года N



Об утверждении Положения об особенностях стандартизации продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции



В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение об особенностях стандартизации продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2012 года N


Положение об особенностях стандартизации продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции


1. Настоящее Положение устанавливает особенности стандартизации продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции (далее - процессы).

2. Используемые в настоящем Положении понятия означают следующее: "головная организация по стандартизации продукции" - организация, уполномоченная органом государственного управления использованием атомной энергии, для научно-методической поддержки, планирования, включая подготовку предложений в программы стандартизации продукции, а также осуществления информационного обеспечения деятельности по стандартизации такой продукции;

"информационное обеспечение" - предоставление информации о составе документов по стандартизации продукции и процессов, об изменениях состава или содержания таких документов (отдельных документов), а также распространение документов (отдельных документов) по стандартизации продукции и процессов;

"монтаж" - этап технологического процесса производства, характеризующийся совокупностью операций по сборке и установке сооружений, конструкций, технологического оборудования из готовых частей (узлов, элементов);

"наладка" - этап технологического процесса производства, характеризующийся совокупностью операций по подготовке, оснастке, регулированию продукции, направленный на обеспечение ее работы в заданных условиях в соответствии с обязательными требованиями;

"объект стандартизации" - продукция, а также процессы, подлежащие или подвергнувшиеся стандартизации;

"обязательные требования" - обязательные для применения и исполнения требования к продукции, а также процессам, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии (федеральные нормы и правила, документы по стандартизации, включенные в Сводный перечень документов по стандартизации), о техническом регулировании и обеспечении единства измерений и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими такие требования, и (или) государственным контрактом (договором);

"отраслевой стандарт" - стандарт, сфера распространения которого относится к области использования атомной энергии, принятый компетентным органом;

"продукция" - продукция, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, которая проектируется (включая изыскания), производится, эксплуатируется, хранится, перевозится, реализуется, утилизируется и захоранивается в соответствии с установленными обязательными требованиями;

"сводный перечень документов по стандартизации" - документ, разрабатываемый для информационного обеспечения изготовителей (поставщиков, приобретателей) продукции, а также для отнесения документов по стандартизации к обязательным для применения, которые включаются в сводный перечень документов по стандартизации продукции, относящихся к сфере распространения обеспечения безопасности в области использования атомной энергии;

"технические условия" - документ, содержащий технические требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к изделию, контролю, приемке и поставке, принятый изготовителем;

"уполномоченный орган управления использованием атомной энергии" - Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом";

"уполномоченный орган регулирования безопасности при использовании атомной энергии" - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

"утилизация" - использование продукции после окончания срока эксплуатации путем промышленной переработки и (или) вторичного использования сырья, веществ и материалов от такой продукции;

"хранение" - размещение не используемой по назначению продукции, в специально отведенном месте для обеспечения ее сохраняемости в заданном состоянии в течение установленного срока;

"эксплуатация" - совокупность работ по вводу продукции в эксплуатацию, приведению в установленную степень готовности к использованию по назначению, поддержанию в установленной степени готовности к этому использованию, использованию по назначению, хранению и перевозке, снятию с эксплуатации и списанию.

3. Документы по стандартизации продукции и процессов (далее - документы по стандартизации), включенные в Сводный перечень документов по стандартизации, образуют фонд документов по стандартизации, являющийся федеральным информационным ресурсом.

4. Документы по стандартизации, разработанные за счет средств федерального бюджета, являются федеральной собственностью.

5. Особенности стандартизации продукции, а также процессов заключаются:

в обязательности применения и исполнения документов по стандартизации, включенных в Сводный перечень документов по стандартизации;

в требованиях к объектам стандартизации, а также в механизме применения документов по стандартизации;

в документах по стандартизации;

в особом порядке планирования и разработки проектов документов по стандартизации ограниченного распространения, их согласования, утверждения, издания, внедрения, распространения, а также внесения в них изменений.

6. Стандартизация продукции, а также процессов направлена на обеспечение:

единой технической политики в области стандартизации продукции и процессов;

обеспечение необходимого уровня безопасности продукции и процессов, применяемой и (или) планируемой к применению на объектах использования атомной энергии;

качества и конкурентоспособности продукции;

сокращения затрат на разработку, производство, эксплуатацию и утилизацию продукции, а также сроков ее разработки;

унификации продукции, совместимости и взаимозаменяемости ее составных частей, комплектующих изделий и материалов продукции, а также оптимизации ее номенклатуры;

энергетической эффективности технологий и материалов;

сопоставимости результатов исследований (испытаний) и единства измерений;

вывод в обращение инновационной продукции и технологий.

7. Стандартизация продукции, а также процессов осуществляется на основе следующих принципов:

гармонизация документов по стандартизации с международными стандартами и рекомендациями международных организаций в области использования атомной энергии стран - основных торговых партнеров Российской Федерации;

недопустимость противоречия документов по стандартизации федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии и иным нормативным документам, устанавливающим обязательные требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;

использование единой терминологии, единых правил идентификации продукции, единых систем классификации и кодирования;

доступность документов по стандартизации с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны или иной информации ограниченного доступа.

8. В качестве документов по стандартизации, устанавливающих требования к продукции и процессам применяются следующие документы:

а) национальные стандарты;

б) своды правил;

в) правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

г) применяемые в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

д) отраслевые стандарты до их отмены в связи с принятием соответствующих национальных стандартов, а при их отсутствии предварительных национальных стандартов;

е) стандарты организаций;

ж) международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

з) предварительные национальные стандарты;

и) национальные стандарты, предварительные национальные стандарты ограниченного распространения;

к) отраслевые стандарты ограниченного распространения;

л) стандарты организаций ограниченного распространения;

м) технические условия.

9. Актуализация фонда документов по стандартизации осуществляется за счет:

а) разработки документов, указанных в пункте 8 настоящего Положения;

б) разработки изменений, вносимых (в случаях, вызванных потребностью производства) в документы, указанные в пункте 8 настоящего Положения;

в) включения документов по стандартизации в Сводный перечень документов по стандартизации, установленным пунктами 10 и 11 настоящего Положения.

10. Сводный перечень документов по стандартизации содержит перечни документов по стандартизации, подлежащих обязательному применению в соответствии со сферой их распространения. Принятие решений о включении документов по стандартизации в Сводный перечень документов по стандартизации осуществляется:

а) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении документов, указанных в подпунктах "а", "в"-"д", "ж"-"к", "м" пункта 8 настоящего Положения (в установленной компетенции по обеспечению соблюдения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии) по согласованию или по представлению с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";

б) Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в отношении документов, указанных в подпунктах "а", "в"-"к" пункта 8 настоящего Положения (в установленной компетенции по обеспечению соблюдения требований нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности) по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

11. Формирование, ведение и актуализация Сводного перечня документов по стандартизации осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

Включение документов по стандартизации в Сводный перечень документов по стандартизации производится в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения.

Документы, указанные в подпункте "е" пункта 8 настоящего Положения, касающиеся установления требований, связанных с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, включаются в Сводный перечень документов по стандартизации при условии согласования с организацией, утвердившей такой документ и соблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Сводный перечень документов по стандартизации подлежит опубликованию в информационной системе общего пользования на официальных сайтах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", за исключением информации о документах по стандартизации ограниченного распространения.

Актуализация Сводного перечня документов по стандартизации осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

12. Документы по стандартизации, включенные в Сводный перечень документов по стандартизации, применяются до их пересмотра или отмены без ограничения срока действия.

13. Применение документов, указанных в подпунктах "д", "е" и "л" пункта 8 настоящего Положения, включенных в Сводный перечень документов по стандартизации, осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации в области защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности.

14. Планирование, разработка, информационное обеспечение, издание, распространение и отмена документов, указанных в подпунктах "а" - "г", "з" - "и" пункта 8 настоящего Положения, а также их изменение осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

В отношении продукции и процессов могут разрабатываться национальные стандарты (предварительные национальные стандарты) на основе стандартов организаций, устанавливающих требования безопасности в области использования атомной энергии.

15. Порядок создания и ведения фонда документов по стандартизации, в том числе порядок предоставления информации и копий документов, определяется национальными стандартами, правилами и рекомендациями по стандартизации. Создание и ведение фонда документов по стандартизации в части документов национальной системы стандартизации, входящих в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов и не содержащих сведений, составляющих государственную тайну или не относимых к иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О техническом регулировании".

16. Документы по стандартизации, содержащие сведения ограниченного распространения включаются в Указатель документов по стандартизации продукции ограниченного распространения.

Формирование и направление Указателя документов по стандартизации продукции ограниченного распространения в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

Порядок разработки, принятия, учета, распространения, изменения, отмены, осуществляется в соответствии с национальными стандартами ограниченного распространения.

17. Информационное обеспечение заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций в отношении документов, указанных в пункте 8 настоящего Положения, осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

18. Для реализации принципов стандартизации, установленных настоящим Положением, в пределах своих полномочий:

а) Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом":

осуществляет перспективное и текущее планирование разработки документов (внесения изменений), утверждает программы стандартизации и годовой план стандартизации и контролирует их исполнение в рамках национальной системы стандартизации, подготавливает предложения в программу разработки национальных стандартов;

осуществляет функции заказчика работ по стандартизации;

осуществляет формирование, ведение, актуализацию и руководства по ведению сводного перечня, а также его издание и распространение;

осуществляет информационное обеспечение заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций в отношении документов, указанных в подпунктах "д", "е", "л", "м" пункта 8 настоящего Положения.

осуществляет методическое обеспечение деятельностью по стандартизации продукции и процессов;

разрабатывает типовые положения о головных организациях по стандартизации в области использования атомной энергии (по группам однородной продукции и (или) видам работ (услуг));

участвует в работе технических комитетов по стандартизации, к сфере деятельности которых относится разработка документов по стандартизации;

осуществляет совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии подготовку Указателя документов по стандартизации продукции ограниченного распространения;

б) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: осуществляет согласование годового плана стандартизации уполномоченного органа управления использованием атомной энергии в части разработки национальных стандартов, региональных стандартов, национальных документов по стандартизации ограниченного распространения;

осуществляет взаимодействие с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по вопросам стандартизации продукции и процессов;

осуществляет подготовку к принятию, принятие, учет, пересмотр и отмену документов, указанных в подпунктах "а", "в", "г", "з"-"и" пункта 8 настоящего Положения, а также внесение в них изменений;

осуществляет введение в действие и прекращение применения на территории Российской Федерации региональных стандартов, устанавливающих общие требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;

осуществляет издание, распространение и хранение подлинников документов, указанных в подпунктах "а"-"г", "ж"-"и" пункта 8 настоящего Положения;

участвует совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в разработке стандартов, устанавливающих порядок планирования, разработки, принятия, издания, распространения, информационного обеспечения, внедрения, пересмотра, отмены документов, указанных в подпунктах "д", "е", "л" пункта 8 настоящего Положения и внесения в них изменений;

в) Организации, исполняющие функции головных организаций по стандартизации в области использования атомной энергии (по группам однородной продукции и (или) видам работ (услуг)):

осуществляют научно-методическую поддержку деятельности по стандартизации продукции и процессов, а также экспертизу разрабатываемых проектов документов по стандартизации;

участвует в информационном обеспечении деятельности по стандартизации продукции и процессов;

представляют в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" предложения в программы стандартизации и годовой план стандартизации, программу разработки национальных стандартов по внесению изменений в Сводный перечень документов по стандартизации и Указатель документов по стандартизации продукции ограниченного распространения;

участвует в работе технических комитетов по стандартизации продукции.

19. Деятельность по стандартизации продукции и процессов осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об особенностях стандартизации продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции"



Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об особенностях стандартизации продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции" (далее - проект постановления) подготовлен в целях реализации пункта 3 статьи 5 Федерального закона "О техническом регулировании" и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 02.06.2012 N РД-П7-3115.

Проектом постановления предусматривается, что основными особенностями стандартизации указанной продукции, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции (далее - процессов), являются:

обязательность применения и исполнения документов по стандартизации продукции, включенных в сводный перечень;

требования к объектам стандартизации продукции;

механизм применения документов по стандартизации;

порядок планирования и разработки проектов документов по стандартизации продукции ограниченного распространения, их согласование, утверждение, издание, внедрение, распространение, а также внесение в них изменений.

Проект решения Правительства Российской Федерации учитывает требования законодательства Российской Федерации в сфере технического регулирования и в области использования атомной энергии, основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, положения Соглашений Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества, нормы МАГАТЭ по безопасности N SF-1. Проектом постановления сохраняется приоритет обеспечения ядерной и радиационной безопасности как непременного условия осуществления любой деятельности в области использования атомной энергии.

В проекте постановления устанавливаются:

перечень документов, в которых предусматриваются обязательные требования к указанной продукции и процессам, связанным с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, применяемым в качестве документов по стандартизации;

порядок формирования Сводного перечня документов по стандартизации продукции, которые подлежат обязательному применению в соответствии со сферой их распространения, а также Указателя документов по стандартизации продукции ограниченного распространения.

Реализация проекта постановления будет осуществляться Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" с участием других органов государственного управления использованием атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Принятие Постановления не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.

Проект постановления согласован Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", проект постановления был размещен на официальном сайте Госкорпорации "Росатом" в сети Интернет. По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы замечаний и предложений не поступало.

Сведения о расчетах, обоснованиях и прогнозах последствий реализации предлагаемых решений, имеющие значение для оценки регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об особенностях стандартизации продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), строительства, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции"

1. Краткое описание предлагаемого нового правового регулирования


Проектом постановления "Об утверждении Положения об особенностях стандартизации продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), строительства, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции" (далее - проект постановления), в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О техническом регулировании" предлагается утвердить Положение об особенностях стандартизации продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), строительства, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции (далее - Положение), предусматривающее особенности стандартизации в отношении продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), строительства, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции (далее - объекты регулирования).

2. Проблема, на решение которой направлено правовое регулирование, оценка негативных эффектов, порождаемых наличием данной проблемы


Деятельность в области использования атомной энергии отличает целый ряд общих особенностей, позволяющих выделить правовое регулирование в этой области в отдельное правовое поле. Такой подход не является уникальным для России, а характерен в целом для мировой атомной сферы и закреплен в действующих международных соглашениях, Конвенциях и других международных нормативных правовых актах.

К указанным особенностям, в том числе относятся:

безусловный приоритет ядерной и радиационной безопасности по отношению к другим видам безопасности, которые должны быть обеспечены на объектах использования атомной энергии;

конечная ответственность эксплуатирующей организации за безопасность эксплуатируемого ею объекта использования атомной энергии;

закрепление за страной, обладающей ядерными технологиями, превентивного права установления в области использования атомной энергии национальных требований, которые с учетом внутренних особенностей могут отличаться от международной практики;

наличие для каждой из предметных сфер в области использования атомной энергии определенных Правительством органов, осуществляющих в рамках установленных полномочий управление использованием атомной энергии и регулирование безопасности при использовании атомной энергии.

В настоящее время в связи с существующей неопределенностью вопросов установления и применения обязательных требований к объектам регулирования (до настоящего времени не установлены особенности технического регулирования в отношении объектов регулирования, как это предписано пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О техническом регулировании") имеют место следующие проблемы:

существование взаимоисключающих или избыточных требований, содержащихся в различных нормативных документах, к объектам регулирования (например, с учетом установленного приоритета обеспечения необходимого уровня безопасности объектов использования атомной энергии опасность отдельной продукции может быть санкционировано увеличена по сравнению с требованиями, содержащимися в технических регламентах);

отсутствие конкретных полномочий у органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и органов государственного управления использованием атомной энергии по установлению обязательных требований к объектам регулирования.

Отсутствие правового регулирования особенностей стандартизации продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, не позволяет реализовать положения Концепции национальной системы стандартизации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1762-р, в части осуществления работ по национальной стандартизации в отношении направлений: атомная промышленность и технологии безопасного обращения с радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом. Такие направления определены Концепцией как приоритетные.

Стандартизация является механизмом повышения конкурентоспособности продукции, а также в отношении продукции атомной отрасли обязательность документов в области стандартизации направлена на усиление режима безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений ядерного и атомно-энергетического комплексов страны, что является элементом обеспечения государственной и общественной безопасности, как отмечено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537).

Отсутствие целостной системы стандартизации в области использования атомной энергии (установление особенностей стандартизации продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, является одним из ключевых звеньев этой системы) не позволяет выстроить единую систему требований к продукции и процессам, не позволяет осуществить разработку новых и актуализацию действующих документов в области стандартизации, устанавливающих современные требования к продукции и процессам, поскольку окончательно не установлены механизмы действия документов в области стандартизации, не определен статус существующих отраслевых документов в области стандартизации, разработанных и принятых до вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании". Отсутствие актуальных современных требований к продукции, связанным с ней процессам приводит к стагнации российской атомной отрасли, потере ее конкурентоспособности на мировом рынке ядерных технологий.

3. Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации


Основной целью проекта постановления является установление положений, способствующих повышению безопасности и качества оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии.

Для достижения указанной цели проектом постановления предусматривается:

определение объектов регулирования, на которые предлагается распространить действие Положения;

определение целей и задач стандартизации объектов регулирования с учетом целей развития атомной отрасли;

сохранение соответствующего статьям 7 и 8 Конвенции о ядерной безопасности 1994 года и установленного на основании статьи 6 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" порядка разработки и утверждения регулирующих документов, устанавливающих требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;

введение обязательности применения документов по стандартизации в тех случаях, когда уполномоченным органом управления использованием атомной энергии (Госкорпорацией "Росатом") и уполномоченным органом регулирования безопасности при использовании атомной энергии признана необходимость и обоснованность такого порядка их применения;

Предлагаемое регулирование соответствует целям и основным направлениям государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, изложенным в утвержденных Президентом Российской Федерации "Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" N Пр-539 от 01.03.2012 (подпункты "в" и "д" пункта 9, подпункты "а", "б" и "г" пункта 10, подпункт "а" пункта 16).

4. Новые полномочия, функции, обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления или изменение порядка их реализации


Проектом постановления не предусматривается наделение органов государственной власти, органов местного самоуправления новыми полномочиями, функциями, обязанностями или изменение порядка их реализации.

5. Оценка расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на организацию исполнения и исполнение новых полномочий, функций, обязанностей и реализацию прав или на изменение порядка их реализации


Принятие проекта постановления не потребует дополнительных расходов федерального бюджета для его реализации.

6. Новые обязанности субъектов предпринимательской деятельности или изменение содержания существующих обязанностей


Не устанавливаются.

7. Основные группы субъектов предпринимательской деятельности, интересы которых будут затронуты новым правовым регулированием, их количественная оценка


К основным группам субъектов предпринимательской деятельности, на которые предполагается распространить действие Положения, относятся:

организации-изготовители и поставщики продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;

организации, выполняющие работы и оказывающие услуги по разработке, производству, монтажу, наладке, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации, утилизации, захоронению продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;

организации, осуществляющие оценку соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии.

Учитывая, что регулирование, предлагаемое проектом постановления, содержательно новым не является, количественный состав субъектов предпринимательской деятельности, на которых будет распространяться действие проекта постановления, не изменяется.

8. Оценка расходов субъектов, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, связанных с необходимостью соблюдать закрепляемые за ними обязанности либо с изменением содержания таких обязанностей


Принятие проекта постановления не повлечет увеличения расходов субъектов деятельности в области использования атомной энергии.

9. Риски невозможности решения проблемы предложенным способом, риски непредвиденных негативных последствий


Невозможность решения описанных в пункте 2 настоящего документа проблем создает условия для проявления таких негативных последствий как поставка на объекты использования атомной энергии оборудования, не соответствующего требованиям по качеству и безопасности, изготовленного с применением контрафактных комплектующих (материалов), фальсификата, что в свою очередь негативно сказывается на уровне безопасности объектов использования атомной энергии и соответственно повышает риски возникновения инцидентов на таких объектах.

Принятие проекта постановления будет способствовать взаимной интеграции правового регулирования, осуществляемого федеральными законами "Об использовании атомной энергии" и "О техническом регулировании", обеспечивая устранение неопределенностей в части, связанной с установлением и применением обязательных требований к конструированию, изготовлению, поставке, оценке соответствия, использованию и утилизации продукции, применяемой в области использования атомной энергии, а также безопасность связанных с такой продукцией иных процессов, оказывающих влияние на состояние объектов использования атомной энергии и осуществляемую на них (в их отношении) деятельность.

10. Сведения о результатах консультаций с субъектами предпринимательской и иной деятельности


Непосредственных консультаций с субъектами предпринимательской деятельности по проекту постановления не проводилось.

Вместе с тем принципы, заложенные в основу проекта постановления (приоритетность обеспечения ядерной и радиационной безопасности при установлении, применении и исполнении обязательных требований; установление в области использования атомной энергии обязательности применения ряда документов в области стандартизации; применение в области использования атомной энергии отраслевых стандартов), обсуждены и поддержаны в ходе специализированного семинара с участием экспертов, представлявших 29 организаций атомной отрасли.

При подготовке проекта постановления в рамках консультаций Ростехнадзора и Госкорпорации "Росатом" принимали участие и высказывались по проекту постановления представители организаций, осуществляющих сооружение и эксплуатацию объектов использования атомной энергии, заинтересованные в поставках продукции как заказчики, а также организаций, осуществляющих оценку соответствия объектов регулирования.

Принципиальных возражений по концепции проекта постановления в ходе указанных консультаций от представителей названных организаций не заявлялось. Высказанные предложения в проекте постановления в основном учтены.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт Комитета по техническому
регулированию, стандартизации
и оценке соответствия
www.rgtr.ru
по состоянию на 09.01.2013


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ