Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 июня 2016 года N 461р-П

[О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 16 мая 2016 года N 361р-П]

Внести в Программу оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на 2016-2018 годы, утвержденную распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 мая 2016 года N 361р-П, следующие изменения:

1. Разделы "Направления работы по увеличению доходов консолидированного бюджета Республики Карелия на основе анализа динамики поступления налоговых и неналоговых доходов", "Деятельность по увеличению доходов консолидированного бюджета Республики Карелия и ее направления на перспективу" изложить в следующей редакции:

"Направления работы по увеличению доходов консолидированного бюджета Республики Карелия на основе анализа динамики поступления налоговых и неналоговых доходов

Сложная внешняя и внутренняя экономическая ситуация, обусловленная продолжением действий санкций в отношении России, ухудшением конъюнктуры рынков, замедлением развития бизнеса, потребительской активности и сокращением числа рабочих мест, негативным образом повлияла на бюджет Республики Карелия и местные бюджеты.

Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия в 2015 году составило 24,3 млрд. рублей, или 94% от годового прогноза. Несмотря на рост поступлений на 8% к уровню 2014 года, исполнение бюджета шло достаточно напряженно. По итогам 2015 года невыполнение прогнозных показателей по доходам составило 1,4 млрд. рублей.

Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия за 2015 год, млн. рублей


Источники доходов

Уточненный прогноз на 2015 год

Факт за 2015 год

2015 год к факту 2014 года, %

Отклонение от прогноза на 2015 год

Налоговые и неналоговые доходы

25 694

24 266

108

-1 428

Налоговые доходы, всего

22 542

21 492

109

-1 050

Налог на прибыль организаций

2 951

3 114

169

163

Налог на доходы физических лиц

11 388

10 131

97

-1 256

Акцизы на алкогольную продукцию и пиво

639

599

131

-40

Акцизы на нефтепродукты

1 435

1 877

102

442

Налог по упрощенной системе налогообложения

1 271

1 148

107

-123

Налог на имущество организаций

2 471

2 173

113

-298

Транспортный налог

566

653

116

87

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

532

519

104

-13

Неналоговые доходы, всего

3 151

2 773

99

-378

Доходы от использования имущества

851

766

97

-86

Платежи при пользовании природными ресурсами

681

685

126

4

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

928

634

83

-294

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

381

388

102

7



Основная роль в формировании доходов консолидированного бюджета республики принадлежит налоговым доходам. В 2015 году на их долю приходилось 89% от общей суммы поступлений налоговых и неналоговых доходов. Более 70% поступлений налоговых доходов обеспечено за счет четырех крупнейших доходных источников - налога на доходы физических лиц (47%), налога на прибыль организаций (14%), акцизов (12%), налога на имущество организаций (10%).

Существенный недостаток обеспечения доходной части бюджета заключается в том, что основными отраслями, формирующими налоговые доходы, остаются общественный сектор (22% от общего объема поступлений), торговля (12%) и транспорт (10%).

Системообразующие отрасли экономики Карелии - лесопромышленный и горнопромышленный комплексы, формирующие 60% промышленного производства, обеспечивают только 16% налоговых доходов.

В 2015 году усилилась зависимость бюджета республики от платежей ограниченного круга крупнейших организаций. Доля налоговых доходов, поступивших от десяти крупнейших налогоплательщиков республики, в общем поступлении налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Карелия в 2013 году составляла 19%, в 2014 году - 19,5%, по итогам 2015 года удельный вес поступлений от десяти крупнейших налогоплательщиков достиг 21%.

Ситуация по основным источникам доходов характеризуется следующими показателями.

В 2015 году отмечена положительная динамика поступления налога на прибыль организаций. Поступление данного налога составило 3,1 млрд. рублей, что на 1276 млн. рублей, или в 1,7 раза, превышает платежи 2014 года.

Рост платежей вызван увеличением перечислений по таким видам деятельности, как обрабатывающие производства (на 940,5 млн. рублей, или в 4,9 раза), прежде всего за счет организаций, осуществляющих производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них (на 611,9 млн. рублей, или в 31 раз), обработку древесины (на 141,1 млн. рублей, или в 15,8 раза), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 336,1 млн. рублей, или в 4,6 раза), добычу полезных ископаемых (на 96,3 млн. рублей); организаций строительства (на 103,2 млн. рублей, или в 1,5 раза), торговли (на 78,4 млн. рублей, или на 16,7%), лесного хозяйства, лесозаготовок (на 57,8 млн. рублей, или в 4,3 раза), связи (на 14,8 млн. рублей, или в 1,2 раза).

В связи с произведенными возвратами налога на прибыль крупнейшей кредитной организации и организации железнодорожного транспорта произошло сокращение поступлений от финансовой деятельности (банки) (на 485,8 млн. рублей) и транспорта (на 102,4 млн. рублей).

Рост поступлений связан с ростом налогооблагаемой прибыли по сравнению с 2014 годом. По информации Карелиястата, в целом по республике за 2015 год сумма прибыли составила 17,6 млрд. рублей, что на 9,4% выше уровня 2014 года.

Наиболее высокие темпы роста прибыли достигнуты в обрабатывающих производствах (в 2,9 раза), в том числе в целлюлозно-бумажной промышленности (в 15,4 раза), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (в 1,3 раза), строительстве (в 1,2 раза), сельском хозяйстве (в 1,6 раза), лесозаготовительной отрасли (в 2,9 раза), производстве пищевых продуктов, включая напитки (в 1,8 раза).

Несмотря на рост прибыли и, соответственно, поступлений налога на прибыль, самым существенным фактором, оказывающим влияние на доходную часть бюджета, является то, что Республика Карелия продолжает нести потери от создания консолидированных групп налогоплательщиков.

Если в 2011 - 2012 годах Республика Карелия получала 5-6 млрд. рублей налога на прибыль, то в 2015 году поступления составили 3,1 млрд. рублей, что в 2 раза ниже уровня 2011 года.

Основные потери связаны с включением крупнейшего налогоплательщика республики - АО "Карельский окатыш" - в состав консолидированной группы налогоплательщиков, созданной ПАО "Северсталь".

Негативное влияние на поступление налога на прибыль также оказывает рост возвратов налога из бюджета. За 2015 год общая сумма возвратов составила 957 млн. рублей, в том числе организациям энергетики - 292 млн. рублей, железнодорожного транспорта - 139 млн. рублей, кредитным организациям - 226 млн. рублей.

В 2015 году сложилась отрицательная динамика поступлений по налогу на доходы физических лиц. Поступления данного налога в консолидированный бюджет Республики Карелия составили 10,1 млрд. рублей, что на 3% ниже уровня 2014 года.

Среди организаций, снизивших перечисления налога на доходы физических лиц, - предприятия по добыче полезных ископаемых (поступление составило 87% от уровня 2014 года), строительства (82% от уровня 2014 года), лесного и сельского хозяйства (92% от уровня 2014 года), связи (96% от уровня 2014 года) и финансовой деятельности (94% от уровня 2014 года).

Поступление налога на доходы физических лиц от организаций бюджетной сферы осталось практически на уровне 2014 года (99,8%).

Зафиксирован рост поступлений от организаций обрабатывающих производств (рост на 102,2 млн. рублей, или 11%), транспорта (рост на 83,7 млн. рублей, или 7%), рыболовства, рыбоводства (рост на 60,5 млн. рублей, или 46%), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (рост на 62,6 млн. рублей, или 14%).

По темпу роста поступлений налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации за 2015 год Республика Карелия занимает 80-е место из 85 регионов и последнее место среди регионов Северо-Западного федерального округа.

Анализ сведений о платежах юридических лиц, получаемый от Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, показал, что из 12,5 тыс. хозяйствующих субъектов республики, ведущих финансово-хозяйственную деятельность и перечисляющих налог на доходы физических лиц, 6,8 тыс. налоговых агентов (или 54%) снизили перечисления по налогу за 2015 год по сравнению с 2014 годом.

Основными причинами снижения поступлений является сокращение среднесписочной численности работников и замедление темпов роста заработной платы. По данным Карелиястата, средняя заработная плата по Республике Карелия за 2015 год по полному кругу организаций составила 30306 рублей, что только на 3,8% выше, чем за 2014 год. Среднесписочная численность работников за 2015 год составила 204,4 тыс. человек (снизилась на 3,6% по сравнению с 2014 годом).

На исполнение прогноза поступления налога повлияло увеличение сумм возвратов из бюджета по имущественным и социальным вычетам, которые, по информации Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, возросли на 223,2 млн. рублей, или в 1,3 раза по сравнению с 2014 годом.

С учетом влияния указанных факторов годовой план поступлений в консолидированный бюджет Республики Карелия из данного источника по итогам года выполнен на 87%.

Поступление в консолидированный бюджет республики акцизов за 2015 год составило 2,5 млрд. рублей, из них доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты - 1,9 млрд. рублей, акцизов на алкогольную продукцию и пиво - 0,6 млрд. рублей.

Поступление акцизов на алкогольную продукцию увеличилось в 1,3 раза: на фоне сокращения объемов ее реализации местными производителями рост поступлений акцизов на алкогольную продукцию обеспечен за счет погашения задолженности в сумме 350 млн. рублей.

Поступление налога на имущество организаций за 2015 год составило 2172,8 млн. рублей. Без учета поступлений авансовых платежей бюджетных организаций (159 млн. рублей), а также дополнительных поступлений в связи с ростом ставки налога в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи (135 млн. рублей) поступление налога на имущество в 2015 году составило бы 98% к уровню 2014 года.

Снижение поступлений по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых в сравнении с 2014 годом произошло в связи с уменьшением платежей по налогу из-за сокращения объемов производства щебня и гравия предприятиями республики (75,5% к уровню 2014 года).

Причиной перевыполнения прогнозных показателей поступления по транспортному налогу (на 86,7 млн. рублей, или на 15%) является рост количества приобретаемых гражданами транспортных средств, зарегистрированных на территории Республики Карелия, и их средней мощности.

Поступление неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия составило 2,8 млрд. рублей, или 88% от плана. Невыполнение прогноза прежде всего вызвано недопоступлением платы за негативное воздействие на окружающую среду и доходов от реализации государственного и муниципального имущества.

Поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в консолидированный бюджет Республики Карелия составило 204,4 млн. рублей, или 96% к плановым показателям.

В условиях сокращения инвестиционной активности организаций и снижения реальных доходов физических лиц крайне неблагоприятно складывалась ситуация с приватизацией государственного имущества. Так, в результате работы по реализации объектов движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Карелия, в 2015 году из предлагаемых к продаже 86 объектов проданы 5 (4 самолета АН-2ТП, 1 учебное судно "Онега"), 67 аукционов признаны несостоявшимися.

Как следствие, при прогнозе доходов от реализации имущества, находящегося в собственности Республики Карелия, в сумме 167,5 млн. рублей, поступления составили 13,5 млн. рублей, или всего 8% от годового прогнозного показателя.

Обеспечен рост поступлений платы за использование лесов на 174,8 млн. рублей, или в 1,6 раза, главным образом за счет увеличения платежей в связи с заключением новых договоров аренды лесных участков в декабре 2014 года.

Не обеспечено поступление средств от продажи акций и долей в уставном капитале хозяйственных обществ, находящихся в собственности Республики Карелия.

В соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации государственного имущества Республики Карелия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусматривалась реализация 8 пакетов акций. При этом ряд пакетов акций, предлагаемых к продаже на 2014-2016 годы (ОАО "Лахденпохьяагросервис", ОАО "Суоярвский хлебозавод", ОАО "Воломский КЛПХ "Лескарел", ОАО "Сегежская районная типография"), ранее уже включались в программы приватизации прошлых лет, неоднократно выставлялись на торги, но реализованы не были.

По итогам состоявшегося аукциона по продаже пакета акций ПАО "Банк "Онего" 25 декабря 2015 года был заключен договор купли-продажи с победителем аукциона, продажная цена по результатам торгов составила 160,3 млн. рублей. Указанные средства поступили в бюджет Республики Карелия в январе 2016 года.

Негативное влияние на исполнение прогнозных показателей по доходам оказывает наличие задолженности по платежам в бюджет.

Несмотря на снижение в течение 2015 года общей суммы недоимки по налоговым платежам в консолидированный бюджет Республики Карелия на 42 млн. рублей, по состоянию на 1 января 2016 года она составляет значительную сумму - 843 млн. рублей, в том числе по налогу на прибыль организаций - 81 млн. рублей, налогу на доходы физических лиц - 90 млн. рублей, транспортному налогу - 315 млн. рублей, налогу на имущество организаций - 134 млн. рублей, земельному налогу - 52 млн. рублей, по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 56 млн. рублей. Значительный прирост недоимки сложился по транспортному налогу (на 61 млн. рублей, или на 24%) и земельному налогу (на 23 млн. рублей, или в 1,8 раза)

О значительных суммах задолженности по налогу на доходы физических лиц свидетельствуют результаты рассмотрения организаций Комиссией по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия. Более половины рассмотренных в 2015 году организаций (29 из 47) не осуществляли перечисление налога в течение 4 месяцев и более.

По состоянию на 1 января 2016 года задолженность по неналоговым платежам в консолидированный бюджет Республики Карелия составила 570 млн. рублей, что на 16% выше уровня начала 2015 года, в том числе по плате за использование лесов - 72 млн. рублей, по платежам за аренду имущества - 105 млн. рублей (администрируемым органами местного самоуправления - 88 млн. рублей), по арендной плате за земельные участки - 392 млн. рублей (администрируемой органами местного самоуправления - 376 млн. рублей).

Деятельность по увеличению доходов консолидированного бюджета Республики Карелия и ее направления на перспективу

В условиях сложной ситуации по исполнению бюджета Правительство Республики Карелия продолжает на системной основе работу по мобилизации налоговых и неналоговых доходов.

Основными направлениями работы по увеличению доходов консолидированного бюджета Республики Карелия являются следующие:

деятельность республиканской и муниципальных комиссий по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия;

заключение с крупнейшими предприятиями соглашений о сотрудничестве в области реализации промышленных, финансовых, инвестиционных, социальных программ, способствующих комплексному развитию Республики Карелия;

взаимодействие с налоговыми органами в части постановки на налоговый учет организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Карелия, головные структуры которых состоят на учете в других регионах Российской Федерации;

мониторинг качества администрирования налоговых и неналоговых доходов;

работа по увеличению уровня и по легализации заработной платы;

координация взаимодействия уполномоченных органов и органов местного самоуправления в целях актуализации налогооблагаемой базы по имущественным налогам;

оптимизация (сокращение) региональных налоговых льгот;

организация взаимодействия с налоговыми и правоохранительными органами по осуществлению мероприятий, направленных на легализацию и декриминализацию экономической деятельности.

В 2015 году продолжалась реализация Плана мероприятий по увеличению доходов консолидированного бюджета Республики Карелия и повышению эффективности налогового администрирования на 2013-2015 годы и Плана мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Карелия, а также по сокращению недоимки на 2015-2017 годы, утвержденных распоряжениями Правительства Республики Карелия от 1 апреля 2013 года N 166р-П и от 6 октября 2015 года N 620р-П.

По итогам 2015 года поступление доходов от реализации мероприятий указанных планов составило 998,5 млн. рублей, в том числе:

в результате работы с крупнейшими налогоплательщиками Республики Карелия - 242 млн. рублей;

в результате повышения эффективности налогового администрирования - 317,7 млн. рублей;

в результате проведения работы по повышению эффективности администрирования неналоговых доходов, в том числе по сокращению задолженности, принятия мер в отношении неэффективных природопользователей - 47,6 млн. рублей;

в результате деятельности предприятий торговой отрасли, увеличения оборота розничной торговли - 76 млн. рублей;

в результате деятельности Комиссии по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия - 90 млн. рублей.

В целях недопущения роста задолженности по платежам в бюджеты всех уровней установлено условие об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов для получателей субсидий из бюджета Республики Карелия (постановление Правительства Республики Карелия от 5 февраля 2008 года N 24-П "О предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия").

Продолжена реализация мероприятий, направленных на легализацию заработной платы. На постоянной основе проводятся заседания Межведомственной комиссии по вопросам обеспечения полной и своевременной выплаты заработной платы, повышения уровня оплаты труда работников, поступления страховых взносов, налога на доходы физических лиц; одним из основных вопросов деятельности комиссии является повышение уровня выплат работникам.

Для повышения эффективности работы по выявлению, предупреждению, пресечению проявлений теневой экономики в Республике Карелия и координации взаимодействия органов власти и местного самоуправления распоряжением Правительства Республики Карелия от 24 февраля 2016 года N 119р-П утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по легализации теневых форм оплаты труда в Республике Карелия на 2016-2018 годы.

Реализация мероприятий плана будет способствовать росту числа официально работающих граждан, повышению уровня заработной платы в отдельных секторах экономики, и, соответственно, увеличению поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

В целях формирования объективной оценки эффективности результатов проводимых мероприятий плана разработаны целевые показатели для муниципальных районов и городских округов.

В результате проведения органами власти всех уровней работы по легализации теневых выплат предусматривается дополнительное поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Карелия в сумме более 200 млн. рублей.

Продолжается прием обращений граждан по фактам выплаты неофициальной заработной платы на телефон горячей линии, организованной в Министерстве финансов Республики Карелия.

Одним из основных направлений работы по увеличению доходов является оптимизация предоставляемых региональных налоговых льгот.

В Республике Карелия ставки региональных налогов и налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Республики Карелия, дополнительные налоговые льготы установлены Законом Республики Карелия от 30 декабря 1999 года N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия". В соответствии со статьей 21.1 данного Закона Республики Карелия установленные региональные налоговые льготы подлежат обязательной оценке на предмет их бюджетной и (или) социальной эффективности. При низкой оценке бюджетной и (или) социальной эффективности налоговых льгот в Законодательное Собрание Республики Карелия вносится проект закона Республики Карелия, предусматривающий отмену указанных налоговых льгот.

Порядок оценки бюджетной и (или) социальной эффективности установленных налоговых льгот на территории Республики Карелия утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 25 марта 2011 года N 76-П.

В результате проведения взвешенной региональной налоговой политики за последние несколько лет достигнуто последовательное существенное снижение доли региональных льгот в общей сумме поступлений налоговых доходов в бюджет республики: с 10,9% в 2010 году до 4% в 2015 году.

Общая сумма налоговых льгот за 2015 год оценивается в размере 676 млн. рублей.

Основная сумма налоговых льгот (228 млн. рублей, или 34% от общей суммы льгот) приходится на организации, реализующие инвестиционные проекты. В настоящее время в условиях дефицита бюджета предоставление указанных льгот является единственно возможным механизмом поддержки организаций-инвесторов. В соответствии со статьей 6 Закона Республики Карелия от 5 марта 2013 года N 1687-ЗРК "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия" данные льготы гарантированы организациям-инвесторам до полного исполнения заключенных инвестиционных соглашений и не могут быть предложены для отмены.

В 2015 году действовало 14 соглашений с организациями о реализации инвестиционных проектов, в том числе в деревообработке, производстве строительных материалов, горнопромышленном комплексе, строительстве. Основной бюджетный эффект от реализации инвестиционных проектов ожидается начиная с 2020 года, по окончании сроков реализации заключенных инвестиционных соглашений.

Второй существенной группой получателей льгот являются организации бюджетной сферы (143 млн. рублей, или 21%), третьей - социальнозначимые организации, к которым относятся:

образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

организации, осуществляющие деятельность воздушного транспорта;

организации, занимающиеся производством муки из зерновых и растительных культур, готовых мучных смесей и теста для выпечки.

На их долю приходится 25 млн. рублей, или 4% от общей суммы объема региональных налоговых льгот.

Сумма льгот, предоставленных организациям реального сектора экономики - организациям лесопромышленного комплекса (занимающимся лесозаготовкой, обработкой древесины и производством изделий из дерева, осуществляющим производство бумаги и картона), а также организациям, занимающимся производством машин и оборудования, производством ядерных реакторов и их составных частей, составляет 107 млн. рублей, или 16% от общей суммы льгот, из них организациям лесопромышленного комплекса - 36 млн. рублей, или 5%.

Льготы для организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, рыболовецким артелям (колхозам), сельскохозяйственным производственным кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам составляют 46 млн. рублей. В настоящее время вопрос отмены указанных льгот может обсуждаться с учетом проводимой в условиях продовольственного эмбарго федеральной политики импортозамещения.

Сумма льгот, предоставленных субъектам малого предпринимательства в виде предоставления пониженных ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составляет 67 млн. рублей, или 10%.

Решений о расширении региональных налоговых льгот без наличия источников компенсации выпадающих доходов и оценки их эффективности в республике не принимается.

В перспективе для оптимизации налоговых льгот планируется следующее:

предусматривается рассмотреть целесообразность отмены льгот, не влияющих на стимулирование предпринимательской активности (в частности бюджетным и автономным учреждениям, получающим из бюджета Республики Карелия или местных бюджетов субсидии);

будут проведены мероприятия по совершенствованию системы налогообложения в агропромышленном комплексе региона. Предполагается поэтапная, до 2020 года, отмена налоговых льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

предусматривается поэтапное увеличение ставок транспортного налога по всем видам транспортных средств, в целях достижения максимального размера, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации.

Повышение ставки транспортного налога планируется проводить поэтапно в целях исключения риска роста задолженности в связи с увеличением налоговой нагрузки на население, так как именно физические лица являются основными владельцами автотранспортных средств указанной категории (более 70%).

На основе оценки влияния налоговых льгот на показатели социально-экономического развития будет продолжена работа по оптимизации и сокращению иных категорий льготников.

В 2016 году необходимо провести работу по введению на территории республики налогообложения имущества физических и юридических лиц от кадастровой стоимости.

Установление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости позволит приблизить базу налогообложения к реальной стоимости объектов, вовлечь в систему налогообложения новые объекты налогообложения, в том числе введенные в эксплуатацию и приобретенные в собственность с начала 2013 года, а также торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, принадлежащие физическим лицам на праве собственности (при условии включения в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость).

В 2015 году объем поступлений налога на имущество физических лиц составил 62,3 млн. рублей, или 1,3 % в общей сумме налоговых доходов местных бюджетов. По предварительной оценке, дополнительные поступления налога на имущество физических лиц в 2018 году в результате перехода на исчисление на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости могут составить порядка 110 млн. рублей, что позволит увеличить доходы местных бюджетов по данному доходному источнику в 2,8 раза.

В рамках реализации полномочий, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с 2017 года планируется осуществить перевод на уплату налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), торговых объектов и помещений в них, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также жилых помещений у организаций-застройщиков, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств. Данная мера, по экспертным оценкам, позволит мобилизовать до 100 млн. рублей.

В целях оптимизации системы корректирующих коэффициентов, применяемых для расчета единого налога на вмененный доход, планируется разработать рекомендации для органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по пересмотру размера коэффициентов для субъектов предпринимательской деятельности, в том числе с учетом видов деятельности, а также уровня среднемесячной заработной платы, выплачиваемой наемным работникам. Дополнительные поступления за счет корректировки повышающих коэффициентов могут составить порядка 30 млн. рублей ежегодно.

Кроме того, совместно с органами местного самоуправления будет продолжена работа по проведению мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества, привлечения их к налогообложению. Органам местного самоуправления будет рекомендовано установить ограничение действия налоговых льгот по местным налогам путем предоставления этих льгот только в отношении одного земельного участка или одного объекта недвижимости, находящихся в собственности налогоплательщика.

Наряду с мерами по совершенствованию законодательства в сфере налогообложения, существенную роль в проведении политики в области доходов играют административные методы регулирования.

Задача повышения собираемости доходов требует совершенствования института администрирования доходов в целом, в том числе через методическое обеспечение, повышение ответственности администраторов доходов, усиление межведомственного взаимодействия с контрольно-надзорными органами в части взыскания имеющейся задолженности в бюджет.

Одновременно собираемость основных налогов может быть обеспечена за счет сокращения возможности уклонения от уплаты налогов. Учитывая существующую практику применения схем ухода от налогообложения, в том числе путем выплат теневой заработной платы, необходимо разработать комплекс мер, направленных на легализацию доходов, с участием всех органов власти, контролирующих и правоохранительных органов.

Необходимо повысить качество и объективность администрирования доходов, усилить контрольные функции главных администраторов (администраторов) доходов. В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема администрирования неналоговых доходов бюджета.

Требуется усовершенствовать нормативную правовую базу по взиманию платежей за использование земельных участков и государственного имущества, направленных на увеличение поступления неналоговых доходов.

При распоряжении государственным (муниципальным) имуществом необходимо систематизировать сведения о его наличии и использовании с целью:

выявления неиспользуемого (бесхозного) имущества и установления направления эффективного его использования;

корректировки методики установления арендной платы за сдаваемое в аренду государственное (муниципальное) имущество для максимального ее приближения к рыночной;

выявления неиспользуемых основных фондов государственных учреждений и принятия соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду.

Для обеспечения эффективного администрирования доходов бюджета Республики Карелия прогнозные показатели поступления доходов в бюджет Республики Карелия на очередной финансовый год и на плановый период закрепляются за главными администраторами доходов.

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 23 ноября 2010 года N 520р-П главные администраторы доходов обязаны:

обеспечить ведение реестров плательщиков, уплачивающих платежи в бюджет Республики Карелия по администрируемым доходам, учет начисленных и уплаченных сумм, оценку платежей по каждому плательщику;

принять необходимые меры по сокращению задолженности по администрируемым доходам бюджета Республики Карелия, в том числе активизировать проведение претензионно-исковой работы по взысканию задолженности;

обеспечить ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по итогам года - в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, представление в Министерство финансов Республики Карелия аналитических материалов об исполнении утвержденных прогнозных показателей по администрируемым доходам бюджета Республики Карелия с указанием причин невыполнения (перевыполнения) и принимаемых мер;

при наличии объективных причин (факторов), обуславливающих изменение прогнозных показателей по администрируемым источникам доходов бюджета Республики Карелия более чем на 10%, представлять в Министерство финансов Республики Карелия предложения об их уточнении с пояснениями.

Министерством финансов Республики Карелия осуществляется ежеквартальный мониторинг и анализ достижения главными администраторами доходов установленных прогнозных показателей поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет Республики Карелия; по результатам анализа в адрес администраторов доходов направляются соответствующие предложения об улучшении ситуации с поступлением платежей, принятию мер по погашению задолженности.

В целом в условиях крайне напряженной ситуации по исполнению бюджета Республики Карелии приоритетной задачей является концентрация усилий отраслевых органов исполнительной власти в области системной работы с конкретными организациями, занимающимися курируемыми видами деятельности, по обеспечению выхода на безубыточный уровень деятельности и повышению рентабельности, повышению заработной платы в организациях до размера не ниже средней по отрасли. В соответствии с указанными задачами приоритетными направлениями работы органов исполнительной власти по увеличению доходов являются следующие:

проведение переговоров с вертикально интегрированными структурами о регистрации на территории Республики Карелия головных офисов и обособленных подразделений;

взаимодействие с налоговыми органами в части постановки на налоговый учет организаций, которые осуществляют деятельность на территории Республики Карелия, оказывают услуги в рамках реализации государственных контрактов и головные структуры которых состоят на учете в других регионах Российской Федерации;

проведение работы с организациями по обеспечению выхода на безубыточный уровень деятельности организаций, повышению рентабельности;

проведение работы с организациями по минимизации возвратов из бюджета излишне уплаченного налога на прибыль;

анализ уровня заработной платы, проведение мероприятий, направленных на ее повышение до уровня не ниже средней по соответствующему виду экономической деятельности;

организация взаимодействия с налоговыми и правоохранительными органами в части осуществления мероприятий, направленных на легализацию и декриминализацию экономической деятельности.

Не должны без внимания органов исполнительной власти Республики Карелия оставаться вопросы расширения налоговой базы за счет привлечения в республику инорегиональных организаций, контроля постановки на налоговый учет обособленных подразделений, включая исполнителей государственного заказа.

В целях повышения бюджетной отдачи от организаций горнопромышленного и лесопромышленного комплексов будет организовано взаимодействие с налоговыми и правоохранительными органами в части осуществления мероприятий, направленных на легализацию и декриминализацию экономической деятельности, согласно прилагаемому перечню мероприятий в рамках Плана мероприятий ("дорожной карты") по легализации теневых форм оплаты труда в Республике Карелия на 2016-2018 годы.

Реализация мероприятий настоящего плана позволит обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Карелия в 2016 году на 7% к 2015 году, в 2017 году - на 5% к прогнозу 2016 года, в 2018 году - на 5% к прогнозу 2017 года.

Таким образом, в условиях текущей экономической ситуации, с учетом прогноза социально-экономического развития Республики Карелия на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов, реализации описанных выше мероприятий по увеличению доходов налоговые и неналоговые доходы бюджета Республики Карелия на среднесрочную перспективу характеризуются следующими показателями.

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Республики Карелия на 2016-2018 годы, млн. рублей


Наименование доходов

Факт 2015 года

Про-гноз 2016 года

Темп роста, %

Прогноз 2017 года

Темп роста, %

Прогноз 2018 года

Темп роста, %

Налоговые и ненало-говые доходы, всего

24 266

25 920

107

27 220

105

28 600

105

Налоговые доходы

21 492

22 805

106

24 070

106

25 450

106

Неналоговые доходы

2 773

3 115

112

3 150

101

3 150

100



Мероприятия, направленные на достижение бюджетного эффекта от деятельности по увеличению доходов консолидированного бюджета Республики Карелия, представлены в приложении 1.".

2. Раздел "Состояние государственного долга Республики Карелия и основные направления оптимизации его структуры, сокращения расходов на его обслуживание и исключения рисков, возможных при управлении государственным долгом" изложить в следующей редакции:

"Состояние государственного долга Республики Карелия и основные направления по оптимизации его структуры, сокращению расходов на обслуживание долга и исключению рисков, возможных при управлении государственным долгом

Бюджет Республики Карелия на протяжении многих лет является дефицитным, что объективно обуславливает наличие государственного долга и его рост.

До 2012 года долговые показатели бюджета Республики Карелия сохранялись в пределах параметров, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и значений, рекомендуемых Минфином России для субъектов Российской Федерации.

Резкий рост объема государственного долга отмечается с 2013 года под одновременным действием нескольких объективных факторов, главными из которых стали снижение доходной части бюджета Республики Карелия в связи со вступлением основного стратегического предприятия республики - АО "Карельский окатыш" - в консолидированную группу налогоплательщиков и рост приоритетных социальных расходов бюджета, в том числе на реализацию указов Президента Российской Федерации 2012 года.

В результате государственный долг возрос на значительную величину. На 1 января 2014 года его объем превысил уровень предыдущего года на 30%, на 1 января 2015 года - на 38%, а отношение объема государственного долга к собственным доходам бюджета республики составило 91 и 119% соответственно.

Дальнейшее ухудшение общеэкономической ситуации в стране оказало влияние на рост долговой нагрузки бюджета Республики Карелия, несмотря на проведение ряда эффективных мероприятий, направленных на оптимизацию структуры государственного долга, сокращение расходов на его обслуживание, значительное сокращение темпов роста государственного долга (на 26 процентных пунктов относительно темпа роста государственного долга в 2015 году).

По состоянию на 1 января 2016 года объем государственного долга Республики Карелия составил 21 296 млн. рублей, его рост к предыдущему году составил 12%. Объем долговых обязательств по итогам 2015 года превысил объем собственных доходов бюджета на 20%.

Соотношение объема государственного долга Республики Карелия и объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Карелия в 2012-2015 годах

Наименование показателей

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Объем государственного долга Республики Карелия (млн. рублей)

10 597

13 761

19 043

21 296

Объем налоговых и неналоговых доходов Республики Карелия (млн. рублей)

17 570

15 174

15 957

17 808

Темп роста объема государственного долга Республики Карелия к предыдущему году (%)

133

130

138

112

Отношение объема государственного долга Республики Карелия к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Карелия (%)

60

91

119

120



Аналогичная долговая ситуация наблюдается во многих субъектах Российской Федерации, подвергшихся влиянию вышеуказанных факторов.

Однако по уровню долговой нагрузки, характеризующейся отношением объема государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета, и по уровню рыночной долговой нагрузки (отношение объема рыночных обязательств к объёму налоговых и неналоговых доходов) Республика Карелия входит в число регионов с наиболее критическим состоянием долга.

Структура государственного долга Республики Карелия представлена всеми видами долговых обязательств, предусмотренными Бюджетным кодексом Российской Федерации, и диверсифицирована по видам заимствований с целью оптимального сочетания всех долговых инструментов.

Структура государственного долга Республики Карелия в 2012-2015 годах

Вид
долговых обязательств

2012 год (млн. рублей)

Доля

(%)

2013 год (млн. рублей)

Доля (%)

2014 год (млн. рублей)

Доля (%)

2015 год (млн. рублей)

Доля (%)

Кредиты кредитных организаций

4 190

40

5 430

39

4 716

25

7 616

36

Ценные бумаги Республики Карелия

3 740

35

4 750

35

5 750

30

4 350

20

Бюджетные кредиты из федерального бюджета

2 473

23

3 373

24

8 348

44

9 026

43

Государственные гарантии Республики Карелия

194

2

208

2

229

1

304

1

Итого

10 597

100

13 761

100

19 043

100

21 296

100



В связи с проведенной в 2014 и 2015 году работой, направленной на улучшение структуры долга, в том числе и за счет получения бюджетного кредита из федерального бюджета, доля рыночной составляющей в структуре государственных долговых обязательств Республики Карелия на 1 января 2016 года сократилась с 75 до 56%, что привело к соответствующему снижению фактических расходов на обслуживание государственного долга.

В Республике Карелия применяются все актуальные инструменты управления государственным долгом:

проводится ежеквартальный анализ кредитоспособности бюджета Республики Карелия и соблюдения параметров, утвержденных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

проводится ежеквартальный анализ рисков, возможных при управлении государственным долгом;

осуществляется учет консолидированного долга Республики Карелия, включающего в себя, помимо долговых обязательств Республики Карелия и муниципальных образований республики, условные обязательства государственных и муниципальных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей государственного и муниципального участия в уставном капитале;

активно используются механизмы сокращения стоимости долга (привлечение кредитов в режиме возобновляемых кредитных линий, использование краткосрочных казначейских кредитов на финансирование кассовых разрывов, работа с кредитными организациями по снижению процентных ставок по действующим государственным контрактам, рефинансирование коммерческих долговых обязательств на обязательства с меньшей процентной ставкой);

политика заимствований строится на преимущественном привлечении долгосрочных и среднесрочных заемных средств;

введен мораторий на предоставление государственных гарантий Республики Карелия.

В целях сдерживания темпов роста долга, оптимизации его структуры по долговым инструментам и по срокам погашения, минимизации стоимости обслуживания государственного долга, в республике принята и реализуется система правовых актов, утверждающих мероприятия по улучшению долговой ситуации, в том числе:

План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета Республики Карелия и совершенствованию долговой политики Республики Карелия на 2013-2016 годы, утвержденный распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2013 года N 891р-П;

Основные направления государственной долговой политики Республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов, утвержденные распоряжением Правительства Республики Карелия от 10 декабря 2014 года N 770р-П;

План мероприятий по совершенствованию долговой политики Республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов, утвержденный приказом Министерства финансов Республики Карелия от 31 июля 2015 года N 237.

По итогам реализации мероприятий по совершенствованию долговой политики Республики Карелия за период 2014-2015 годов достигнуты следующие целевые показатели:

обеспечен приоритет среднесрочных и долгосрочных обязательств:

структура государственного долга представлена только среднесрочными и долгосрочными обязательствами, в том числе доля долговых обязательств со сроком погашения от 1 года до 3 лет по состоянию на 1 января 2016 года составила 73%;

существенно улучшена структура государственного долга по видам обязательств:

доля коммерческого долга (кредитов кредитных организаций и ценных бумаг Республики Карелия) в структуре государственного долга на 1 января 2015 года по сравнению с 1 января 2014 года снижена с 75 до 56%;

снижены расходы на обслуживание государственного долга Республики Карелия.

В целях сокращения долговой нагрузки и снижения рисков бюджета при проведении долговой политики в республике на особый контроль взят такой вид долговых обязательств, как государственные гарантии субъекта Российской Федерации.

Ввиду высокой степени риска данного вида обязательств, республиканская долговая политика ориентирована исключительно на поддержку проектов инвестиционной направленности. Законом Республики Карелия от 31 декабря 2009 года N 1354-ЗРК "О бюджетном процессе в Республике Карелия" установлены предельный объем предоставления государственных гарантий Республики Карелия (он не должен превышать 5% прогнозируемого объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений на соответствующий финансовый год), а также условие по конкурсному отбору претендентов и запрет на предоставление государственных гарантий при неудовлетворительном финансовом состоянии принципала.

По состоянию на 1 января 2016 года в государственной долговой книге Республики Карелия числится одно обязательство по предоставленной в 2012 году государственной гарантии на реализацию социально значимого инвестиционного проекта по водоснабжению и водоотведению в городе Петрозаводске. В структуре долга данная гарантия составляет всего 1% и обеспечена высоколиквидным поручительством. На постоянной основе проводится мониторинг реализации инвестиционного проекта, под которую предоставлена гарантия, а также анализ финансового состояния принципала и поручителя.

Учитывая необходимость реализации мероприятий по сокращению долговой нагрузки и снижению рисков бюджета, распоряжением Правительства от 29 июня 2015 года N 415 р-П введен мораторий на предоставление государственных гарантий Республики Карелия.

В связи с сохраняющейся в Республике Карелия сложной долговой ситуацией усилия уполномоченных органов исполнительной власти должны быть направлены на укрепление долговой устойчивости региона, которые характеризуются следующими целевыми показателями.


Показатели долговой устойчивости Республики Карелия

Показатель

На

01.01.2017

На

01.01.2018

На

01.01.2019

Отношение объема государственного долга к объему доходов бюджета Республики Карелия без учета безвозмездных поступлений (%)

119

90

62

Отношение объема государственного долга по государственным ценным бумагам Республики Карелия и кредитам, полученным от кредитных организаций, к объему доходов бюджета Республики Карелия без учета безвозмездных поступлений (%)

70

60

50

Отношение дефицита бюджета Республики Карелия к сумме доходов бюджета Республики Карелия без учета объема

безвозмездных поступлений (с учетом положений статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) (%)

не более 10

не более 10

не более 10



Условия привлечения новых рыночных заимствований будут устанавливаться, исходя из задачи минимизации их стоимости, диверсификации заемных механизмов, удлинения профиля долга и исполнения графика погашения действующих долговых обязательств, а также с учетом текущего состояния индикаторов финансовых рынков.

В целях продолжения работы в сфере финансового оздоровления по направлению "Управление государственным долгом Республики Карелия" будут реализованы мероприятия согласно приложению 7.

График исполнения долговых обязательств Республики Карелия по состоянию на 1 января 2016 года приведен в приложении 8".

3. В приложении 2:

1) в графе 2 пункта 2.1.4 слова "выведение из штатных расписаний учреждений профессионального образования, подведомственных Министерству культуры Республики Карелия, обслуживающего персонала, категорий, не относящихся к работникам культуры" заменить словами "выведение из штатных расписаний учреждений культуры части обслуживающего персонала";

2) раздел 9 изложить в следующей редакции:

9.

Мероприятия по сокращению расходов на обслуживание государственного долга Республики Карелия

9.1.

Привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации

Министерство финансов Республики Карелия

ежегодно

объем снижения фактических расходов по обслуживанию государственного долга Республики Карелия

30,0

31,0

32,0

9.2.

Привлечение кредитов кредитных организаций в форме возобновляемых кредитных линий

ежегодно

объем снижения фактических расходов по обслуживанию государственного долга Республики Карелия

27,0

28,0

30,0

9.3.

Подготовка качественного обоснования цены контрактов на привлечение кредитов кредитных организаций с целью минимизации процентных расходов

ежегодно

объем снижения фактических расходов по обслуживанию государственного долга Республики Карелия

12,0

12,0

12,0

9.4.

Отнесение сроков привлечения банковских кредитов со II квартала на IV квартал

ежегодно

объем снижения фактических расходов по обслуживанию государственного долга Республики Карелия

13,0

13,0

13,0

9.5.

Проведение работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по действующим кредитным договорам

ежегодно

объем снижения фактических расходов по обслуживанию государственного долга Республики Карелия

5,0

5,0

5,0

9.6.

Исключение расходов, связанных с невыполнением (ненадлежащим выполнением) долговых обязательств

ежегодно

количество штрафных и санкционных выплат по долговым обязательствам

0,0

0,0

0,0

Итого по разделу 9

млн. рублей

87,0

89,0

92,0



4. Раздел 2 приложения 7 изложить в следующей редакции:

2. Мероприятия по сокращению расходов на обслуживание долга

2.


Оптимальное сочетание долговых инструментов



в случаях и на условиях, установленных федеральным законодательством, привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации

Министерство финансов Республики Карелия

2016-2018 годы

объем снижения фактических расходов по обслуживанию долга относительно плановых назначений

млн. рублей

30,0

31,0

32,0

привлечение кредитов кредитных организаций в форме возобновляемых кредитных линий

Министерство финансов Республики Карелия

2016-2018 годы

объем снижения фактических расходов по обслуживанию долга относительно плановых назначений

млн. рублей

27,0

28,0

30,0

подготовка качественного обоснования цены контрактов на привлечение кредитов кредитных организаций с целью минимизации процентных расходов

Министерство финансов Республики Карелия

2016-2018 годы

объем снижения фактических расходов по обслуживанию долга относительно плановых назначений

млн. рублей

12,0

12,0

12,0

отнесение сроков привлечения банковских кредитов со II квартала на IV квартал

Министерство финансов Республики Карелия

2016-2018 годы

объем снижения фактических расходов по обслуживанию долга относительно плановых назначений

млн. рублей

13,0

13,0

13,0

проведение работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по действующим кредитным договорам

Министерство финансов Республики Карелия

2016-2018 годы

объем снижения фактических расходов по обслуживанию долга относительно плановых назначений

млн. рублей

5,0

5,0

5,0

исключение случаев невыполнения (ненадлежащего выполнения) долговых обязательств

Министерство финансов Республики Карелия

2016-2018 годы

количество штрафных и санкционных выплат по долговым обязательствам

млн. рублей

0

0

0

Итого по разделу 2

87,0

89,0

92,0


Глава Республики Карелия
А.П. Худилайнен

Текст сверен по:
Официальная рассылка

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ