АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2024 года N 27
О внесении изменения в постановление
Администрации Петрозаводского
городского округа от 19.12.2022 N 4131
В соответствии с постановлением
Администрации Петрозаводского
городского округа от 19.10.2023 N 4116 "Об
одобрении и утверждении прогноза
социально-экономического развития
Петрозаводского городского округа на 2024
год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Администрация Петрозаводского
городского округа постановляет:
1. Внести изменение в постановление
Администрации Петрозаводского
городского округа от 19.12.2022 N 4131 "Об
утверждении прогноза
социально-экономического развития
Петрозаводского городского округа на
долгосрочный период до 2028 года",
изложив приложение в новой редакции
(прилагается).
2. Информационно-аналитическому
управлению аппарата Администрации
Петрозаводского городского округа (А.А.
Сильченко) опубликовать настоящее
постановление в периодическом печатном
средстве массовой информации,
являющемся источником официального
опубликования муниципальных правовых
актов.
Глава Петрозаводского
городского округа
И.С.КОЛЫХМАТОВА
Приложение
к постановлению
Администрации
Петрозаводского городского округа
от 15.01.2024 N 27
Утвержден
постановлением
Администрации
Петрозаводского городского округа
от 19.12.2022 N 4131
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО
ОКРУГА НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА
I. Основные положения
Прогноз социально-экономического
развития Петрозаводского городского
округа на долгосрочный период до 2028 года
(далее - долгосрочный прогноз) разработан
в соответствии со статьей 173 Бюджетного
кодекса Российской Федерации,
Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О
стратегическом планировании в
Российской Федерации", постановлением
Администрации Петрозаводского
городского округа от 20.09.2019 N 2494 "Об
утверждении Порядка разработки и
корректировки прогноза
социально-экономического развития
Петрозаводского городского округа на
долгосрочный период".
Долгосрочный прогноз основан:
- на Прогнозе социально-экономического
развития Республики Карелия на период до
2035 года, утвержденном распоряжением
Правительства Республики Карелия от 29
декабря 2018 года N 898р-П;
- на основных параметрах прогноза
социально-экономического развития
Республики Карелия на 2024 год и плановый
период 2025-2026 годов с предложенными
индексами-дефляторами по видам
экономической деятельности и индексами
потребительских цен;
- на данных Территориального органа
Федеральной службы государственной
статистики по Республике Карелия
(Карелиястат), Управления Федеральной
налоговой службы по Республике Карелия,
Социального фонда России по Республике
Карелия;
- на итогах социально-экономической
ситуации Петрозаводского городского
округа за 2021-2022 годы и 7 месяцев 2023 года.
Долгосрочный прогноз разработан в трех
вариантах.
Консервативный вариант разрабатывается
на основе консервативных оценок темпов
экономического роста с учетом
существенного ухудшения
внешнеэкономических и других условий.
Базовый (основной) вариант характеризует
основные тенденции и параметры развития
экономики в условиях консервативных
траекторий изменения внешних и
внутренних факторов при сохранении
основных тенденций изменения
эффективности использования ресурсов.
Целевой вариант основан на достижении
целевых показателей
социально-экономического развития
Петрозаводского городского округа,
учитывающих в полном объеме достижение
целей и задач стратегического
планирования при консервативных
внешнеэкономических и других условиях.
Сценарные условия и основные параметры
долгосрочного прогноза приведены в
приложении к настоящему долгосрочному
прогнозу.
II. Демография
Демографическая ситуация в
Петрозаводском городском округе
складывается под воздействием таких
факторов, как рождаемость, смертность,
здоровье, миграция.
В целях улучшения демографической
ситуации продолжается выполнение Плана
мероприятий на 2021-2025 годы по реализации в
Республике Карелия Концепции
демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года,
утвержденного распоряжением
Правительства Республики Карелия от
21.01.2022 N 29р-П.
Поскольку регулирование
демографических процессов имеет
длительный временной интервал, то
реализация мероприятий по улучшению
демографической ситуации города
Петрозаводска не позволяет надеяться на
резкие кардинальные изменения.
На протяжении ряда лет в городе
Петрозаводске отмечается естественная
убыль населения. Кроме того, в последние
годы ситуацию осложняет вхождение в
репродуктивный возраст поколения 90-х
годов XX столетия, которое по численности
меньше поколения 80-х годов.
Численность населения Петрозаводского
городского округа по состоянию на 1
января 2021 года составляла 280 711 человек,
на 1 января 2022 года - 235 527 человек, на 1
января 2023 года - 235 793 человека.
Среднегодовая численность постоянного
населения Петрозаводского городского
округа в 2021 году составила 280 801 человек, в
2022 году составила 235 261 человек. Данные
приведены с учетом итогов Всероссийской
переписи населения 2020 года.
В 2022 году число умерших в 1,6 раза
превысило число родившихся.
Естественная убыль составила 1 422
человека. Основным фактором,
способствующим росту численности
населения в 2022 году, остается
миграционный прирост населения (1 954
человека).
В прогнозном периоде 2024-2028 годах
продолжится тенденция предыдущих лет по
сокращению численности населения в
трудоспособном возрасте и увеличению
демографической нагрузки на
трудоспособное население.
В течение прогнозируемого периода
демографическая ситуация в
Петрозаводском городском округе будет
развиваться с учетом определившейся в
последние годы тенденции роста
среднегодовой численности за счет
умеренного миграционного прироста
населения.
С учетом сложившейся динамики уровней
рождаемости и смертности, а также с
учетом миграционного прироста на 1
января 2024 года численность населения
Петрозаводского городского округа
составит по консервативному варианту -
233,6 тыс. чел., по базовому варианту - 236,1
тыс. чел., по целевому варианту - 236,4 тыс.
чел.
При этом на период до 2028 года будет
наблюдаться замедление темпов роста
миграционного прироста, в результате
чего численность населения будет расти
небольшими темпами (в среднем на 0,05 - 0,19%)
и на 1 января 2028 года составит по
консервативному варианту - 233,6 тыс. чел.,
по базовому варианту - 236,6 тыс. чел., по
целевому варианту - 238,2 тыс. чел.
III. Труд и занятость
При прогнозировании значений показателя
"численность занятых в экономике"
Петрозаводского городского округа
учитывались демографические,
экономические, инвестиционные условия и
факторы, влияющие на динамику и уровень
среднегодовых показателей.
Численность занятых в экономике города
Петрозаводска в 2021 году составляла 122,5
тыс. человек. В 2022 году численность
занятых в экономике по полному кругу
организаций составила 123,0 тыс. человек.
Учитывая сложившуюся динамику
показателя и тенденцию 7 месяцев 2023 года,
оцениваем численность занятых в
экономике по полному кругу организаций в
2022 году на уровне 123,0 тыс. человек.
Численность занятых в экономике в 2028
году составит по консервативному
варианту - 123,5 тыс. чел., по базовому
варианту - 124,2 тыс. чел., по целевому
варианту - 124,5 тыс. чел.
Численность работающих на крупных и
средних предприятиях в городе
Петрозаводске в 2021 году составляла - 65,5
тыс. чел., в 2022 году составила - 65,8 тыс.
чел.
По оценке на конец 2023 года численность
работающих на крупных и средних
предприятиях увеличится по сравнению с
2022 годом и составит 65,9 тыс. чел. (100,2% к
уровню 2022 года).
Изменение численности занятых на
крупных и средних предприятиях на
протяжении планового периода 2024-2028 годов
будет колебаться в пределах 1,0% к уровню
2023 года.
Среднесписочная численность работающих
на крупных и средних предприятиях в 2028
году составит по консервативному
варианту - 63,9 тыс. чел., по базовому
варианту - 66,2 тыс. чел., по целевому
варианту - 67,2 тыс. чел.
IV. Уровень жизни населения
В течение 2021-2022 годов наблюдалось
постепенное увеличение темпов роста
фонда заработной платы крупных и средних
предприятий города Петрозаводска. Так, в
2021 году рост фонда заработной платы
составил 108,1% к уровню предыдущего года, в
2022 году увеличившись до 113,6% по сравнению
с 2021 годом. По итогам 7 месяцев 2023 года к
аналогичному периоду предыдущего года
фонд заработной платы увеличился на 115,7%.
В 2024 году фонд оплаты труда ожидается в
объеме по консервативному варианту - 77,8
млрд. руб., по базовому варианту - 78,3 млрд.
руб., по целевому варианту - 78,9 млрд. руб.
Рост фонда заработной платы в 2028 году к
уровню 2023 года по консервативному
варианту - 134,6%, по базовому варианту - 137,5%,
по целевому варианту - 143,6%.
V. Промышленность
В оборот организаций включается
стоимость отгруженных товаров
собственного производства, выполненных
собственными силами работ, услуг, а также
выручка от продажи приобретенных на
стороне товаров (без налога на
добавленную стоимость, акцизов и других
аналогичных обязательных платежей).
В 2021 году оборот организаций всех видов
деятельности (по крупным и средним
организациям) составил 165,8 млрд. руб.,
рост на 20,7% по отношению к 2020 году.
В 2022 году оборот организаций всех видов
деятельности (по крупным и средним
организациям) составил 175,4 млрд. руб.,
рост на 5,8% по отношению к 2021 году.
В 2022 году в структуре оборота
организаций наибольший удельный вес
составляют обороты организаций оптовой
и розничной торговли (42,6%), промышленное
производство (33,2%); обеспечение
электрической энергией, паром и газом,
кондиционирование воздуха (17,5%);
обрабатывающие производства (12,8%),
строительство (5,3%), деятельность в
области здравоохранения и социальных
услуг (5,7%), деятельность в области
информации и связи (4,1%).
Рост оборота организаций всех видов
деятельности по итогам 7 месяцев 2023 года
составил 107,1% по отношению к аналогичному
периоду прошлого года. Оборот крупных и
средних предприятий Петрозаводского
городского округа сложился в размере 105,8
млрд. руб. Наибольший рост наблюдается в
промышленном производстве (15,5% к
аналогичному периоду прошлого года),
строительстве (20,6% к аналогичному
периоду прошлого года), деятельность
гостиниц и предприятий общественного
питания (29,1% к аналогичному периоду
прошлого года), деятельность
административная и сопутствующие
дополнительные услуги (16,3% к
аналогичному периоду прошлого года).
В 2024 году оборот организаций всех видов
деятельности (по крупным и средним
организациям) ожидается в объеме по
консервативному варианту - 182,2 млрд. руб.,
по базовому варианту - 186,8 млрд. руб., по
целевому варианту - 187,7 млрд. руб.
Рост оборота организаций всех видов
деятельности (по крупным и средним
организациям) в 2028 году к уровню 2023 года
по консервативному варианту - 101,5%, по
базовому варианту - 108,3%, по целевому
варианту - 113,1%.
Как положительный фактор, влияющий на
формирование показателя "объем
отгруженных товаров собственного
производства, выполненных работ и услуг
собственными силами", следует
отметить строительство новых
промышленных предприятий и открытие
новых производств на уже действующих
предприятиях:
- создание промышленного технопарка
"Южная промзона" (строительство
инфраструктуры промышленного
технопарка в Петрозаводском городском
округе);
- создание мощностей АО
"АЭМ-технологии"
"Петрозаводскмаш" в г.
Петрозаводске под дорожную карту
поставки оборудования для строящихся
АЭС (модернизация предприятия для
производства энергетического
оборудования в Петрозаводском городском
округе);
- развитие производственных мощностей на
заводе пожарных роботов ООО
"Инженерный центр пожарной
робототехники "ЭФЭР" в 2014-2020 гг.
(модернизация завода пожарных роботов и
роботизированных установок
пожаротушения, лафетных и ручных стволов
в Петрозаводском городском округе);
- строительство, реконструкция и
техническое перевооружение (глубокая
модернизация) производственных
мощностей АО "Онежский
судостроительно-судоремонтный
завод";
- развитие завода ООО
"Амкодор-Онего" по производству
лесозаготовительной техники в
Петрозаводском городском округе.
В 2022 году объем отгруженных товаров
собственного производства, выполненных
работ и услуг собственными силами
составил 47,5 млрд. руб., рост на 7,5% по
отношению к 2021 году.
По итогам 7 месяцев 2023 года основными
предприятиями обрабатывающих
производств представлены данные по
объему отгруженной продукции на уровне
114,1% по сравнению с аналогичным периодом
2022 года.
В 2024 году объем отгруженных товаров
собственного производства, выполненных
собственными силами работ, услуг (по
крупным и средним предприятиям)
ожидается в объеме по консервативному
варианту - 50,7 млрд. руб., по базовому
варианту - 52,2 млрд. руб., по целевому
варианту - 52,8 млрд. руб.
Рост объема отгруженных товаров
собственного производства, выполненных
собственными силами работ, услуг (по
крупным и средним предприятиям) в 2028 году
к уровню 2023 года по консервативному
варианту - 101,5%, по базовому варианту - 112,6%,
по целевому варианту - 118,2%.
VI. Финансы и инвестиции
Объем инвестиций в основной капитал по
итогам 2021 года составил 11,5 млрд. руб., или
97,5% в фактических ценах к уровню 2020 года.
По итогам 2022 года объем инвестиций в
основной капитал составил 16,2 млрд. руб.,
или 117,9% в фактических ценах к уровню 2021
года.
По оценке объем инвестиций в основной
капитал по итогам 2023 года составит 17,9
млрд. руб., или 110,8% в фактических ценах к
уровню 2022 года.
Ожидается, что в 2028 году ситуация
сохранится и показатель увеличится к
уровню 2023 года по консервативному
варианту - 92,2%, по базовому варианту - 110,4%,
по целевому варианту - 122,1%. Достигнуть
общего объема капитальных вложений
планируется путем реализации:
1) крупных коммерческих инвестиционных
проектов и программ:
- "Создание и освоение производства
лесозаготовительной техники в
Республике Карелия" (завод по
производству лесозаготовительной
техники в Петрозаводском городском
округе), инициатор ООО
"Амкодор-Онего" (г. Петрозаводск),
сроки реализации - 2019-2035 гг., общий объем
инвестиций - 13,0 млрд. руб., предполагается
создание 500 рабочих мест;
- "Глубокая модернизация завода",
инициатор АО "Онежский
судостроительно-судоремонтный завод"
(г. Петрозаводск), сроки реализации - 2021-2024
гг., общий объем инвестиций - 5,8 млрд. руб.,
предполагается создание 500 рабочих мест;
- "Создание мощностей АО
"АЭМ-технологии" под дорожную карту
поставки оборудования для строящихся
АЭС" (модернизация предприятия для
производства энергетического
оборудования в Петрозаводском городском
округе), инициатор АО "Инжиниринговая
компания "АЭМ-технологии" (г.
Петрозаводск), сроки реализации - 2019-2027
гг., общий объем инвестиций - 904,5 млн. руб.,
предполагается создание 70 рабочих мест;
- "Создание Центра компетенции по
производству мелкогабаритных отливок
для производства деталей и компонентов в
машиностроении, в том числе чугунных
компонентов дизельных двигателей",
инициатор ООО "Литейный завод
"Петрозаводскмаш", срок реализации -
2020-2025 гг., стоимость I этапа - 867 млн. руб.;
- "Развитие производства, расширение
ассортимента и увеличение объемов
выпуска продукции на АО "Славмо",
срок реализации - 2020-2025 гг., объем
инвестиций - 443 млн. руб.;
2) прочих коммерческих инвестиционных
проектов (средние и малые проекты с
небольшим объемом финансирования) и
обновления основных фондов организаций;
3) федеральной целевой программы
"Развитие Республики Карелия на
период до 2023 года", индивидуальной
программы социально-экономического
развития Республики Карелия,
федеральной адресной инвестиционной
программы, федеральных целевых программ,
государственных программ Российской
Федерации, федеральных субсидий, средств
Фонда содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства,
республиканской адресной
инвестиционной программы,
планируется/ведется строительство на
территории Петрозаводского городского
округа следующих объектов с источниками
финансирования из бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации:
- "Реконструкция автовокзала";
- "Реконструкция здания стационара
государственного бюджетного учреждения
здравоохранения Республики Карелия
"Больница скорой медицинской
помощи" по ул. Кирова д. 40. Этап -
"Строительство хирургического
корпуса с палатами интенсивной терапии и
реанимации";
- "Строительство блоков "А" и
"Б" межрайонной больницы с
поликлиникой в районе Древлянка г.
Петрозаводска";
- "Строительство нового здания "Бюро
судебно-медицинской экспертизы";
- "Строительство производственных
зданий на территории промышленного
парка";
- строительство
административно-бытового корпуса
(Региональный центр по спортивной
гимнастике в г. Петрозаводске - 2 этап) и
др.
VII. Потребительский рынок
Прогнозные показатели оборота розничной
торговли представлены Министерством
экономического развития Республики
Карелия и рассчитаны с учетом индексов
потребительских цен: в 2023 году - 105,6%; в 2024
году - 104,0%; в 2025 году - 104,0%; в 2026 году - 104,0%; в
2027 году - 104,0%; в 2028 году - 104,0%.
Реализация программ импортозамещения
позволит развивать производство
отечественной продукции.
За 2021 год оборот розничной торговли
составил 96,5 млрд. рублей, что на 1,3% выше
уровня 2020 года в сопоставимых ценах.
В 2022 году оборот розничной торговли
уменьшился на 10,2% по сравнению с 2021 годом
в сопоставимых ценах и составил 100,6 млрд.
руб.
В 2023 году ожидается увеличение оборота
розничной торговли к 2022 году на 5,0% (105,7
млрд. руб.).
Ожидается, что в 2028 году ситуация
сохранится и показатель увеличится к
уровню 2023 года по консервативному
варианту - 104,1%, по базовому варианту - 115,4%,
по целевому варианту - 121,1%.
Приложение
к Прогнозу
социально-экономического развития
Петрозаводского городского округа
на долгосрочный период до 2028 года
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА
N |
Показатели |
Ед. изм. |
Варианты |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
|
|
|
|
факт |
оценка |
| |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. |
Демография | ||||||||||
1.1. |
Численность постоянного населения города (среднегодовая) |
чел. |
целевой |
280 801 |
235 527 |
235 975 |
236 423 |
236 872 |
237 322 |
237 774 |
238 225 |
|
|
|
базовый |
|
|
|
236 092 |
236 211 |
236 329 |
236 447 |
236 566 |
|
|
|
консервативный |
|
|
|
233 615 |
233 615 |
233 615 |
233 615 |
233 615 |
2. |
Труд и занятость | ||||||||||
2.1. |
Численность занятых в экономике |
тыс. чел |
целевой |
119,2 |
122,5 |
123,0 |
123,5 |
124,0 |
124,5 |
124,5 |
124,5 |
|
|
|
базовый |
|
|
|
123,0 |
123,5 |
124,2 |
124,2 |
124,2 |
|
|
|
консервативный |
|
|
|
122,8 |
123,0 |
123,5 |
123,5 |
123,5 |
2.2. |
Численность работающих на крупных и средних предприятиях города (без внешних совместителей) |
тыс. чел |
целевой |
65,5 |
65,8 |
65,9 |
66,1 |
66,4 |
66,7 |
66,9 |
67,2 |
|
|
|
базовый |
|
|
|
65,9 |
66,0 |
66,1 |
66,1 |
66,2 |
|
|
|
консервативный |
|
|
|
65,2 |
64,6 |
63,9 |
63,9 |
63,9 |
3. |
Уровень жизни населения | ||||||||||
3.1. |
Фонд заработной платы с учетом необлагаемой его части (для расчета налога на доходы физических лиц) |
млн. руб. |
целевой |
58 847,3 |
66 863,8 |
73 383,0 |
78 886,7 |
84 803,2 |
91 163,5 |
98 000,7 |
105 350,8 |
|
|
|
базовый |
|
|
|
78 314,3 |
83 451,8 |
88 892,8 |
94 670,8 |
100 919,1 |
|
|
|
консервативный |
|
|
|
77 786,0 |
82 453,1 |
87 400,3 |
92 906,5 |
98 759,7 |
4. |
Промышленность | ||||||||||
4.1. |
Оборот крупных и средних предприятий и организаций |
млн. руб. |
целевой |
165 757,9 |
175 361,2 |
185 882,9 |
187 741,7 |
192 435,2 |
198 208,3 |
204 154,6 |
210 279,2 |
|
|
|
базовый |
|
|
|
186 812,3 |
189 614,5 |
193 406,8 |
197 274,9 |
201 220,4 |
|
|
|
консервативный |
|
|
|
182 165,2 |
183 076,1 |
184 906,8 |
186 755,9 |
188 623,5 |
4.2. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по крупным и средним предприятиям) |
млн. руб. |
целевой |
44 178,5 |
47 501,9 |
51 729,6 |
52 764,2 |
54 347,1 |
56 521,0 |
58 781,8 |
61 133,1 |
|
|
|
базовый |
|
|
|
52 246,9 |
53 291,8 |
54 890,6 |
56 537,3 |
58 233,4 |
|
|
|
консервативный |
|
|
|
50 695,0 |
50 948,5 |
51 458,0 |
51 972,5 |
52 492,3 |
5. |
Потребительский рынок | ||||||||||
5.1. |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
целевой |
96 499,7 |
100 646,1 |
105 678,4 |
109 377,1 |
113 752,2 |
118 302,3 |
123 034,4 |
127 955,8 |
|
|
|
базовый |
|
|
|
108 320,4 |
111 570,0 |
114 917,1 |
118 364,6 |
121 915,5 |
|
|
|
консервативный |
|
|
|
106 206,8 |
106 737,8 |
107 805,2 |
108 883,3 |
109 972,1 |
6. |
Финансы и инвестиции | ||||||||||
6.1. |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн. руб. |
целевой |
11 535,9 |
16 192,1 |
17 940,8 |
18 515,0 |
19 200,0 |
20 064,0 |
20 966,8 |
21 910,3 |
|
|
|
базовый |
|
|
|
18 299,7 |
18 665,7 |
19 039,0 |
19 419,7 |
19 808,1 |
|
|
|
консервативный |
|
|
|
17 582,0 |
17 230,3 |
16 885,7 |
16 716,9 |
16 549,7 |
7. |
Цены и тарифы | ||||||||||
7.1. |
Индекс потребительских цен (на конец года) |
% |
109,4 |
111,8 |
105,6 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 | |
7.2. |
Индекс потребительских цен (в сред. за год) |
в % к предыдущему году |
107,6 |
114,7 |
105,2 |
105,1 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
Ссылается на
- Об утверждении прогноза социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года (с изменениями на 15 января 2024 года)
- Об утверждении Порядка разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период (с изменениями на 26 декабря 2023 года)
- Об утверждении прогноза социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2035 года (с изменениями на 18 апреля 2022 года)
- Об утверждении плана мероприятий на 2021-2025 годы по реализации в Республике Карелия Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (с изменениями на 8 мая 2024 года)
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 октября 2024 года)