ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 декабря 2009 г. N 500р-П
[Об одобрении Концепции долгосрочной
целевой программы
по сокращению энергетических издержек в
бюджетном
секторе Республики Карелия]
В соответствии с поручением Президента
Российской Федерации Д. А. Медведева от 15
июля 2009 года N Пр-1802ГС "Перечень
поручений Президента Российской
Федерации по итогам расширенного
заседания президиума Государственного
совета Российской Федерации 2 июля 2009
года", в целях разработки программы по
сокращению энергетических издержек в
бюджетном секторе Республики Карелия:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию
долгосрочной целевой программы по
сокращению энергетических издержек в
бюджетном секторе Республики Карелия
(далее - Концепция).
2. Определить:
государственным заказчиком -
координатором долгосрочной целевой
Программы по сокращению энергетических
издержек в бюджетном секторе Республики
Карелия (далее - Программа)
Государственный комитет Республики
Карелия по энергетике и регулированию
тарифов;
государственными заказчиками Программы
- Министерство культуры и по связям с
общественностью Республики Карелия,
Министерство образования Республики
Карелия, Министерство здравоохранения и
социального развития Республики
Карелия.
3. Государственному комитету Республики
Карелия по энергетике и регулированию
тарифов обеспечить разработку проекта
Программы и представить его в
установленном порядке в Правительство
Республики Карелия.
4. Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных районов и
городских округов в Республике Карелия
разработать программы реализации
мероприятий, направленных на сокращение
энергетических издержек в социальном
секторе, с учетом одобренной настоящим
распоряжением Концепции.
Глава
Республики Карелия
С.Л. Катанандов
Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 7 декабря 2009 года N 500р-П
КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы по
сокращению энергетических
издержек в бюджетном секторе Республики
Карелия
I. Обоснование
содержания проблемы сокращения
энергетических издержек в бюджетном
секторе, ее соответствие приоритетам
социально-экономического развития
Республики Карелия, соответствие целей и
задач Программы полномочиям, отнесенным
законодательством Российской Федерации
к ведению Республики Карелия,
целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Подпунктом "а(м) пункта 2 поручения
Президента Российской Федерации
Д.А.Медведева от 15 июля 2009 года N Пр-1802ГС
"Перечень поручений Президента
Российской Федерации по итогам
расширенного заседания президиума
Государственного совета Российской
Федерации 2 июля 2009 года" определена
необходимость в разработке программы по
сокращению энергетических издержек в
бюджетном секторе.
1. Обоснование
целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Затраты по оплате за коммунальные услуги
бюджетных ведомств и учреждений
возросли в 2008 году на 20 процентов по
сравнению с 2007 годом. Ожидаемый рост
затрат по оплате за коммунальные ресурсы
в 2009 году составляет 28 процентов по
отношению к 2008 году. В дальнейшем расходы
по оплате за коммунальные услуги будут
расти.
В ситуации, когда энергоресурсы
становятся рыночным фактором и
формируют значительную часть затрат
бюджета Республики Карелия и местных
бюджетов, возникает необходимость в
энергосбережении и повышении
энергетической эффективности объектов,
находящихся в государственной
собственности Республики Карелия,
пользователями которых являются
государственные учреждения, и, как
следствие, в выработке алгоритма
эффективных действий, проведении
Правительством Республики Карелия
политики по энергосбережению и
повышении энергетической эффективности
использования энергетических
ресурсов.
Данная политика предусматривает
необходимость следующих подходов:
- оценка эффективности использования
энергоресурсов, позволяющая выявить
источники непроизводительных потерь
энергоресурсов и определить оптимальные
пути их устранения;
- разработка долгосрочной целевой
программы энергосбережения и повышения
энергетической эффективности в
учреждениях бюджетной сферы;
- создание системы энергетического
менеджмента;
-
обеспечение последовательного
внедрения механизмов
энергосбережения;
- обеспечение постоянного контроля
эффективности реализуемых
мероприятий;
- разработка и внедрение механизма
поощрения в целях стимулирования
реализации энергосберегающих
мероприятий и повышения энергетической
эффективности.
В республике существует значительный
потенциал энергосбережения в бюджетной
сфере. Для обеспечения эффективности
использования энергоресурсов
необходимо комплексно и системно
подходить к решению финансовых,
организационно - методических,
технических вопросов.
Поскольку в настоящее время мероприятия
по энергосбережению реализуются только
при проведении капитальных ремонтов
зданий и финансируются только за счет
средств, выделенных на ремонт и
ограниченных в применении целевым
назначением, такой процесс
энергосбережения в республике можно
обеспечить только программно-целевым
методом, в рамках которого необходимо в
течение 2010 года сформировать структуру
управления Программой,
нормативно-правовую основу и
финансово-экономические механизмы,
способствующие развитию
энергосбережения, а с 2011 года приступить
к реализации программных мероприятий.
2. Соответствие
проблемы эффективного использования
энергоресурсов приоритетам
социально-экономического развития
Республики Карелия
Основной проблемой в развитии экономики
Республики Карелия является то, что
энергетика республики, являясь базовой
отраслью, обеспечивающей внутренние
потребности народного хозяйства и
населения, в своем энергетическом
балансе является остродефицитной.
Для республики остро стоит вопрос
эффективности использования имеющихся
энергетических ресурсов.
Потребность в энергоресурсах и особенно
в электроэнергии только на 45-50 процентов
покрывается за счет выработки
электроэнергии электростанциями,
расположенными на территории Республики
Карелия.
Рост энергопотребления в республике
значительно опережает производство.
В Республике Карелия и в ближайших
регионах отсутствуют природные запасы
органического топлива, поэтому в
энергетическом балансе производства 70
процентов вырабатываемой
электроэнергии приходится на
гидроэлектростанции.
На протяжении последних восьми лет в
Республике Карелия отмечается
устойчивая динамика роста
энергопотребления. Общая тенденция
роста спроса на электроэнергию
прослеживается по всей стране, при этом
важной особенностью роста является его
равномерность в региональном и
отраслевом разрезе.
Рост
энергопотребления объясняется в первую
очередь экономическим и социальным
ростом в Республике Карелия.
На сегодняшний день реализуемые
инвестиционные проекты в области
технического перевооружения
энергогенерирующих мощностей, как
правило, носят долгосрочный характер и
не позволяют полностью компенсировать
рост объемов электропотребления.
ТЭЦ и крупные котельные являются
основными источниками теплоснабжения
потребителей для городов Петрозаводска,
Сегежи, Кондопоги, Костомукши, Сортавалы,
Питкяранты, Суоярви и пос. Надвоицы. От
средних и мелких котельных
осуществляется теплоснабжение городов
Олонца, Кеми, Беломорска, Медвежьегорска,
Пудожа, Лахденпохьи и поселков
городского типа на территории
республики. В населенных пунктах
сельского типа от мелких котельных в
основном осуществляется теплоснабжение
объектов социальной сферы (школ,
медицинских амбулаторий,
фельдшерско-акушерских пунктов, детских
садов, клубов и библиотек), а в жилищном
фонде в основном используется печное
отопление.
Из общего объема отпущенной тепловой
энергии две трети передается конечным
потребителям через тепловые сети
коммунальных
предприятий-перепродавцов.
В структуре потребления тепловой
энергии, реализованной сторонним
потребителям, 18,2 процента приходится на
бюджетную сферу.
В теплоснабжении заключены наиболее
крупные резервы энергосбережения.
Резюмируя обзор проблемных факторов,
обуславливающих необходимость
разработки Программы, следует отметить
ключевые:
- рост энергопотребления;
постепенное истощение наиболее
доступных месторождений
углеводородов;
- рост цен на энергоносители;
- преобладание в региональном
энергобалансе не возобновляемых видов
топлива;
- обеспечение экологической
безопасности.
Одним из основных выходов из
существующей ситуации в Республике
Карелия является проведение
последовательной политики
энергосбережения и повышения
эффективности использования
энергетических ресурсов.
Опыт промышленно-развитых стран
показывает, что на основе проведения
энергосберегающих мероприятий без
капитальной реконструкции инженерной
инфраструктуры может быть получен
эффект экономии энергетических ресурсов
до 20 процентов.
3. Целесообразность
решения проблемы программно-целевым
методом
Применение программно-целевого
метода позволит повысить эффективность
использования энергетических ресурсов
для обеспечения коммунально-бытовых
нужд учреждений бюджетной сферы,
повысить надёжность энергоснабжения, а
также решить ряд проблемных вопросов,
связанных с соблюдением
нормативно-правовых актов,
регламентирующих требуемые показатели
микроклимата в помещениях учреждений, на
основе:
- определения целей, задач, состава,
структуры мероприятий и запланированных
результатов;
- концентрации ресурсов по реализации
мероприятий, соответствующих
приоритетным целям и задачам в сфере
энергоэффективного использования
ресурсов;
- повышения эффективности
государственного надзора в сфере
эффективного использования
энергоресурсов;
- повышения результативности
государственных инвестиций. Отсутствие
Программы по сокращению энергетических
издержек в бюджетном секторе Республики
Карелия не позволит сократить расходы по
оплате за использованные энергоресурсы
и приведет к увеличению расходов по
данной ст атье уже в ближайшее время.
Нерегулируемая цена на первичные
энергоносители и переход на
нерегулируемые цены в электроэнергетике
в значительной мере повлияют на рост
расходов на коммунальные платежи,
являющиеся весомой долей в бюджете
организаций социальной сферы. Данное
обстоятельство приведет к росту
задолженности бюджетов разных уровней
перед сбытовыми компаниями, что окажет
негативное влияние на социальное
развитие Республики Карелия.
4. Соответствие целей и
задач Программы полномочиям, отнесенным
законодательством Российской Федерации
к ведению Республики Карелия
Законодательство Российской Федерации
об энергосбережении состоит из
Федерального закона от 3 апреля 1996 года N
28-ФЗ "Об энергосбережении" и
принимаемых в соответствии с ним других
федеральных законов, иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, а
также законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской
Федерации по вопросам энергосбережения,
принимаемых в соответствии с договорами
по разграничению предметов ведения и
полномочий между органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Настоящая Концепция разработана с
учетом:
-
поручения Президента Российской
Федерации Д. А. Медведева от 15 июля 2009
года N Пр-1802ГС "Перечень поручений
Президента Российской Федерации по
итогам расширенного заседания
президиума Государственного совета
Российской Федерации 2 июля 2009 года", в
котором определена необходимость в
разработке программы по сокращению
энергетических издержек в бюджетном
секторе;
- Федерального закона от 3 апреля 1996 года N
28-ФЗ "Об энергосбережении";
- Энергетической стратегии России на
период до 2020 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р,
Федеральной целевой программы
"Энергоэффективная экономика" на
2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 17
ноября 2001 года N 796;
- Стратегии социально-экономического
развития Республики Карелия на период до
2020 года, утвержденной постановлением
Законодательного Собрания Республики
Карелия от 27 декабря 2007 года N 706-IV3C.
Концепция сформирована с учетом опыта
подготовки и реализации целевых
программ и решений органов управления,
связанных с выполнением мероприятий,
направленных на повышение
энергоэффективности в Республике
Карелия. Участниками Программы являются
органы исполнительной власти Республики
Карелия и государственные учреждения.
Концепция разработана на основе анализа
существующего состояния
энергосбережения в социальной сфере
республики, результатов выполнения
целевых программ по энергосбережению:
Региональной целевой программы
"Энергосбережение Республики Карелия
до 2000 года" и Республиканской целевой
программы по энергосбережению на период
до 2006 года, динамики и структуры
энергопотребления в различных отраслях
экономики республики, исходя из
существующей структуры управления
производством и потреблением
энергоресурсов, с учетом оценки
финансовых ресурсов и эффективного их
расходования.
Главная цель разрабатываемой Программы -
снижение расходов организаций бюджетной
сферы по оплате за потребляемые
энергоносители, путем рационального
использования энергетических
ресурсов.
Для осуществления поставленной цели
необходимо решение следующих задач:
- снижение непроизводительных расходов
энергоносителей;
- совершенствование системы учета
потребляемых энергетических ресурсов;
- внедрение энергоэффективных
технологий и оборудования.
II. Оценка ожидаемой
эффективности реализации мероприятий по
энергосбережению и повышению
энергетической эффективности
Данная Концепция является основой для:
- определения в республике политики в
области энергосбережения и
энергоэффективности бюджетных
учреждений всех уровней;
- разработки долгосрочной целевой
программы.
Реализация мероприятий по
энергосбережению и повышению
энергетической эффективности
предполагает выполнение следующих видов
работ:
- проведение энергетического
обследования объектов бюджетной сферы;
- составление энергетического паспорта
объекта;
- оптимизация схем энергоснабжения;
- разработка плана мероприятий с
указанием сроков реализации программных
мероприятий, затрат на их реализацию и
источников финансирования.
При реализации мероприятий по
энергосбережению и повышению
энергетической эффективности должна
быть достигнута экономия энергетических
ресурсов по каждому объекту, включенному
в Программу.
Основными целевыми показателями по
оценке хода реализации программных
мероприятий могут быть:
- экономия денежных средств, расходуемых
на оплату за потребленные
энергетические ресурсы;
- экономия энергетических ресурсов в
натуральных показателях. Ожидаемые
расходы по оплате за коммунальные услуги
учреждениями бюджетной сферы в 2009 году
составляют 1159001 тыс. рублей.
Возможная ежегодная экономия при
реализации программных мероприятий - 174
млн. рублей.
Экономия энергоресурсов в натуральных
показателях планируется в виде разницы
между прогнозируемым потреблением без
реализации энергосберегающих
мероприятий и потреблением
энергоресурсов с учетом реализации
энергосберегающих мероприятий.
Данная Концепция соответствует
современным подходам в управлении
процессами потребления энергии и
разработки долгосрочных программ
энергосбережения и повышения
энергетической эффективности.
Срок реализации Программы ориентирован
на 6 лет (с 2011 по 2016 годы). Столь
продолжительный срок обусловлен
значительными затратами на реализацию
программных мероприятий, что, в свою
очередь, вызвано значительным
количеством объектов.
Первый этап реализации - разработка
энергетических паспортов объектов,
реализация малозатратных мероприятий по
сбережению энергоресурсов, установка
приборов учета - в период с 2011 года по 2012
год включительно.
Учитывая специфику энергопотребления
большинства объектов, к этим
мероприятиям можно отнести следующие:
- замена ламп накаливания на компактные
люминесцентные лампы без замены
светильников (в дальнейшем при
необходимости замена устаревших
светильников на зеркальные);
- установка третьего стекла в
существующие оконные блоки (натяжка
полиэтиленовой пленки в межрамном
пространстве (данное мероприятие
позволит снизить потребление тепловой
энергии объектом и повысить параметры
микроклимата в помещениях);
- установка приборов учета (данное
мероприятие не относится к разряду
энергосберегающих, но позволяет вести
учет фактического потребления
энергоресурсов);
- ревизия энергетического оборудования
объекта (данное мероприятие позволяет
устранить сверхнормативные
непроизводительные потери
энергоносителей).
Второй и третий этапы реализации -
корректировка с учетом полученных при
энергетическом обследовании данных и
реализация основных программных
мероприятий - с 2013 года до окончания
действия Программы.
Основываясь на анализе ранее полученных
данных энергетических обследований ряда
объектов бюджетной сферы, можно
предположить следующие мероприятия:
- утепление ограждающих конструкций
зданий;
- реконструкция индивидуального
теплового пункта;
- реконструкция системы
теплоснабжения.
Источником финансирования программных
мероприятий должен стать бюджет
Республики Карелия, поскольку Программа
направлена на сокращение энергетических
издержек в бюджетном секторе экономики и
позволит в дальнейшем снизить затраты на
оплату потребляемых энергоносителей в
связи с сокращением их потребления.
Предварительная потребность в средствах
на реализацию программных мероприятий
рассчитана исходя из укрупненной оценки
стоимости мероприятий, предполагаемых к
реализации. Точная оценка необходимых
средств на реализацию будет проведена
при разработке Программы и определении
перечня программных мероприятий.
III. Оценка ожидаемой
результативности предполагаемого
решения проблемы
В результате реализации Программы
планируется достижение следующих
результатов.
Годы |
Ожидаемые затраты |
Предполагаемые |
Ожидаемый уровень |
|
по оплате за комму- |
средства для |
оплаты расходов за |
|
нальные услуги без |
реализации |
коммунальные услуги |
|
реализации програм- |
программных |
при реализации |
|
мных мероприятий, |
мероприятий, |
программных |
|
тыс. рублей |
тыс. рублей |
мероприятий, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
2010 |
1274901 |
|
|
2011 |
1402391 |
63745 |
1402391 |
2012 |
1542630 |
66932 |
1311236 |
2013 |
1696893 |
70279 |
1442359 |
2014 |
1866583 |
73793 |
1586595 |
2015 |
2053241 |
77483 |
1745255 |
2016 |
2258565 |
81357 |
1919780 |
Итого по годам |
|
|
|
реализации |
10820303 |
433589 |
9407616 |
программы |
|
|
|
Экономия денежных средств за период
реализации ожидается в размере 1412687 тыс.
рублей. Затраты на выполнение
мероприятий ожидаются в размере 433589 тыс.
рублей. Таким образом, возврат
затраченных средств на реализацию
мероприятий по энергосбережению и
повышению эффективности использования
энергетических ресурсов возможен уже в
период действия Программы за счет
снижения оплаты за потребленные
энергоресурсы.
Текст сверен по:
Официальная рассылка
- Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Петрозаводского городского округа на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года" (утратил силу с 7 ноября 2019 года на основании постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 7 ноября 2019 года N 2997)
- О Региональной программе по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на период до 2020 года (с изменениями на 25 февраля 2013 года)