ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О региональной целевой программе
«Развитие туризма в Республике Карелия
на период до 2010 года»
(с изменениями на 1 ноября 2010 года)
Постановление с изменениями и
дополнениями, внесенными
Распоряжением Правительства
Республики Карелия от 01.11.2010 N 466р-П
В соответствии с частью 3 статьи 4
Закона Республики Карелия от 6 октября 2005
года N 909-ЗРК «О бюджетных целевых
программах Республики Карелия»
Законодательное Собрание Республики
Карелия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую
региональную целевую программу
«Развитие туризма в Республике Карелия
на период до 2010 года», одобренную
распоряжением Правительства Республики
Карелия от 12 ноября 2007 года N 395 р-П.
2. Направить настоящее
Постановление и указанную региональную
целевую программу в Правительство
Республики Карелия.
3. Настоящее Постановление вступает
в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Н.И. Левин
г. Петрозаводск
06 декабря 2007 года
N 686-IV ЗС
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА»
ПАСПОРТ
региональной целевой программы
«Развитие туризма в Республике Карелия
на период до 2010 года».
(Паспорт программы в редакции
Распоряжения Правительства Республики
Карелия от 01.11.2010 N 466р-П - см. предыдущую
редакцию).
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Концепцией
социально-экономического развития
Республики Карелия на период до 2012 года
туризм отнесён к числу приоритетных
отраслей хозяйственного комплекса
республики. Ввиду своего
высокоагрегированного характера
отрасль выступает «локомотивом»
регионального развития, оказывая
заметное стимулирующее влияние на
развитие широкого круга отраслей,
вовлеченных в организацию обслуживания
туристов и производство комплексного
туристского продукта, что повышает её
значимость для социально-экономического
развития Республики Карелия.
Карелия обладает значительным
туристско-рекреационным потенциалом,
уровень использования которого сегодня
составляет по экспертной оценке не более
30-35%. Существует большой резерв для
увеличения туристского потока в
Республику Карелия и повышения вклада
туризма в развитие экономики региона.
В Республике Карелия сложились
отличные условия для рекреации и
развития различных видов туризма:
культурно-познавательного, природного,
экологического, спортивного, водного,
сельского. В рейтинге предпочтений
российских туристов Республика Карелия
занимает I место по активным видам
туризма и III место - по зимним. Органы
местного самоуправления муниципальных
образований республики рассматривают
туризм в качестве приоритетного
направления развития территорий,
привлекательной сферы занятости
населения.
Основной проблемой, решение которой
необходимо осуществить с использованием
программно-целевого метода, является
низкая эффективность использования
имеющегося туристско-рекреационного
потенциала Республики Карелия по
причине недостаточной известности
карельских турпродуктов в наиболее
крупных мировых туристских центрах,
диспропорций в пространственном
распределении туристской активности,
ограниченных возможностей
инженерно-коммуникационной и
дорожно-транспортной инфраструктуры по
приёму дополнительных туристских
потоков.
Современный этап развития
туристского комплекса Республики
Карелия характеризуется одновременным
действием ряда разнонаправленных
факторов на фоне сложившейся доминанты
устойчивого развития туризма как
приоритетной отрасли экономики
республики.
С одной стороны, начиная с
1998-1999 годов, Правительством Республики
Карелия активизирована государственная
политика в области туризма. Несмотря на
дефицит бюджетного финансирования,
реализованы практически все мероприятия
двух республиканских целевых программ
«Развитие туризма в Республике Карелия
на 2000-2002 годы» и «Развитие туризма в
Республике Карелия на 2003-2006 годы», что
позволило достичь опережающих по
сравнению с другими отраслями темпов
развития туристской индустрии.
К наиболее значимым результатам
следует отнести формирование на основе
поэтапной разработки и реализации
программ развития туризма системы
государственного регулирования и
планирования развития туристской
индустрии, включающей оказание
государственной поддержки в следующих
направлениях: привлечение инвестиций в
инфраструктуру туризма и смежных
отраслей, информационно-рекламное
продвижение республики на российский и
международный рынки туристских услуг,
государственная сертификация
туристских услуг и услуг гостиниц,
научное и кадровое обеспечение отрасли,
привлечение в сферу туризма ресурсов
международных программ, фондов,
организаций.
Практическая деятельность по
реализации целевых программ позволила
за последние 8 лет в 5 раз увеличить
инвестиции в инфраструктуру туризма (до
470 млн. рублей в год), в 4 раза - объем
туристско-экскурсионных и гостиничных
услуг (до 465 млн. рублей в год), в 2 раза -
количество принятых организованных
туристов (до 440 тыс. человек в год), в 3 раза
- совокупный доход от различных видов
въездного туризма (до 3,2 млрд. рублей в
год). Общее количество посетителей
республики в 2006 году составило 1,7 млн.
человек.
Опережающая по сравнению с
общереспубликанской динамика развития
отрасли, достигнутая за последние годы,
наглядно демонстрирует обоснованность и
жизнеспособность программно-целевого
подхода, внедрённого в систему
государственного регулирования
развития туризма в республике.
С другой стороны, усложнение задач,
стоящих перед туристской отраслью
экономики республики, глобальные
тенденции изменений потребительского
спроса в туризме диктуют необходимость
применения адекватных новым вызовам мер
государственной поддержки развития
туристского комплекса Карелии,
обеспечивающих сохранение, закрепление
и приумножение достигнутых в предыдущие
годы результатов.
Вследствие территориальной
неравномерности в развитии
транспортно-дорожной,
информационно-коммуникационной,
социально-культурной инфраструктур,
определяющих географию размещения
туристских центров и формирования зон
отдыха, наблюдаются ярко выраженные
диспропорции в пространственном
распределении туристской активности по
территории Республики Карелия.
Значительный рост интегральных
показателей развития туризма,
используемых при проведении отраслевого
мониторинга, обеспечивается за счёт
сформировавшихся на нескольких
локальных территориях зон туристской
активности: «Центр» (Кижи, Петрозаводск,
Кивач, Марциальные воды, Прионежье),
«Северное Приладожье» (Валаам,
Сортавала, Янисъярви, Ладожские шхеры),
«Карельское Поморье» (Кемь, Беломорск,
Кузова), «Земля Калевалы»
(«рунопевческие» деревни, Костомукша).
Остальная территория республики
незначительно задействована в
туристском обороте.
В условиях отсутствия развитой
туристско-рекреационной инфраструктуры
на большей части территории республики
деятельность туроператоров Москвы и
Санкт-Петербурга в Карелии заключается
лишь в использовании карельских
объектов туристского показа, в то время
как средства на их поддержание и
развитие вкладываются со стороны
Республики Карелия. Центры управления
многими туристско-рекреационными
ресурсами вынесены за пределы
республики.
Последние изменения российского
законодательства в части введения
финансовых гарантий для туроператоров,
новых требований по миграционному учёту
иностранных граждан в Российской
Федерации, расширения пограничной зоны
оказывают сильное тормозящее влияние на
развитие туризма, особенно в
приграничных российских регионах,
создают преференции для крупных
московских, санкт-петербургских
туроператоров и требуют пересмотра
моделей развития туристских
региональных систем, поиска новых
инструментов и подходов к планированию и
регулированию развития туризма.
Усиливающаяся конкуренция со
стороны соседних регионов в борьбе за
перераспределение въездных туристских
потоков, вызванная стремительным ростом
туристских поездок в мировом масштабе
(на 5-7% в год), возросшим пониманием со
стороны региональных администраций
значения туристского сектора экономики
для всего регионального развития и
наращиванием организационно-финансовой
поддержки многообещающей «точки»
экономического роста, предопределяет на
данном этапе необходимость усиления
государственной поддержки туристской
отрасли и вывода траектории её развития
на новый качественный уровень,
предполагающий более полное вовлечение
значительного туристско-рекреационного
потенциала в хозяйственный оборот и
повышение конкурентоспособности
туристской индустрии Республики
Карелия.
Обладая сильным мультипликативным
эффектом и оказывая стимулирующее
влияние на развитие смежных секторов,
туризм одновременно предъявляет
повышенные требования к развитию
«общей» инфраструктуры региона (сферы
транспортного и придорожного
обслуживания, размещения, общественного
питания и торговли, информационных и
банковских услуг). Обеспечение
туристской привлекательности
республики напрямую зависит от
состояния этих сфер, что требует
значительных затрат, комплексного
подхода и межведомственной координации
в управлении их развитием, выделения
приоритетов в государственной поддержке
реализации проектов развития. Решение
этих задач невозможно без использования
программно-целевого метода.
Решение программной проблемы в
сфере туризма в Республике Карелия может
осуществляться в соответствии с тремя
нижеследующими вариантами развития
событий, качественно отличающимися друг
от друга:
1. Инерционный вариант -
инерционное развитие туризма с
сохранением методов и способов
государственного воздействия на его
развитие, продолжение реализации
долгосрочных мероприятий и задач
развития, отраженных в рамках ранее
разработанных республиканских целевых
программ.
2. Вариант
экстенсивного развития - основной
комплекс программных задач и
мероприятий в рамках данного варианта
предполагается направить на увеличение
туристского потока в республику,
развитие традиционных турпродуктов,
встраивание во внешние системы
туристской логистики (внешние цепочки
создания стоимости в туризме) с
сохранением традиционной туристской
специализации Республики Карелия.
3. Вариант
интенсивного развития - в рамках
данного варианта основной комплекс
программных мероприятий может быть
направлен на изменение приоритетов
инвестирования в сфере туризма, на
преобразование туристской
специализации Республики Карелия и на
консолидацию цепочек создания стоимости
в туризме на территории Республики
Карелия с участием резидентных структур
(выстраивание собственной системы
туристской логистики, предотвращающей
утечку создаваемой в республике в
туристском секторе добавленной
стоимости за ее пределы). Реализация
данного варианта построена на
использовании программно-целевого
метода.
Результаты реализации трех этих
вариантов решения программной проблемы
в сфере развития туризма в Республике
Карелия будут значительно отличаться.
Оценка возможных преимуществ и рисков
при реализации каждого из
представленных вариантов решения
проблемы приведена в таблице.
Варианты |
Возможные преимущества |
Возможные риски |
Инерционный |
- обеспечение
преемственности реализуемых программ,
программных мероприятий и планов в сфере
туризма |
- изменение
внешней рыночной конъюнктуры на
туристском рынке |
Экстенсивный |
- быстрый рост
показателей развития туризма за счет
резкого увеличения туристского потока в
республику |
- усиление
экологической нагрузки на территории и
объекты показа в результате резкого
увеличения потока туристов, как
следствие - увеличение затрат на
реконструкцию и сохранение объектов
показа |
Интенсивный |
-
целенаправленная разработка и
позиционирование уникальных карельских
турпродуктов на внешних туристских
рынках |
- усиление
конкуренции в сфере туризма в Республике
Карелия как между карельскими
турфирмами, так и турфирмами из других
регионов и стран |
Региональная целевая программа
«Развитие туризма в Республике Карелия
на период до 2010 года» призвана
обеспечить формирование в Республике
Карелия современного
конкурентоспособного туристского
комплекса, преобразование его в одну из
трёх, наряду с лесопромышленным и горным
комплексами, составляющих экономической
базы, постепенное изменение
специализации экономики республики на
внешних рынках с
производственно-сырьевой на сервисную и
высокотехнологичную, создание условий
для перехода к постиндустриальной
модели развития.
Основными принципами реализации
программы развития туризма на следующий
период явятся сохранение системности,
обеспечение преемственности с
предыдущими Программами, повышение
эффективности государственного
регулирования туристской деятельности,
приоритетная поддержка развития
въездного и внутреннего туризма,
интенсификация развития материальной
базы туризма, углубление межотраслевой
координации в сфере туризма, внедрение
инноваций и новых технологий в практику
стратегического территориального
менеджмента туризма.
Основные приоритетные направления
реализации программы развития туризма в
Республике Карелия на период до 2010
года:
- Формирование туристского каркаса на
территории Республики Карелия
(реализация системы мер, направленных на
создание туристско-рекреационной особой
экономической зоны и формирование
туристского кластера, в том числе
разработка генеральной схемы размещения
объектов и инфраструктуры туризма);
- Информационно-маркетинговое
обеспечение туризма (повышение
туристской привлекательности и степени
использования туристского потенциала
республики, разработка и
информационно-рекламное продвижение
конкурентоспособных туристских
продуктов);
- Привлечение инвестиций в развитие
туризма (повышение инвестиционной
привлекательности туристской и смежных
отраслей, распространение активной
туристской деятельности на всю
территорию республики);
Настоящей программой определена
система организационных, технических и
научных мероприятий, выполнение которых
позволит обеспечить преемственность в
реализации приоритетов государственной
политики Республики Карелия в сфере
туризма, а также создаст предпосылки для
реализации крупных инвестиционных
проектов в туризме с длительным сроком
окупаемости.
II. Основные цели,
задачи, сроки и этапы реализации
Программы, целевые индикаторы и
показатели результатов
Основной целью Программы является
формирование в Республике Карелия
высокоэффективного и
конкурентоспособного туристского
комплекса, обеспечивающего увеличение
вклада туризма в
социально-экономическое развитие
республики, способствующего
диверсификации экономики Республики
Карелия, предоставляющего широкие
возможности для удовлетворения
потребностей жителей Карелии,
российских и иностранных граждан в
туристских услугах.
Задачи Программы:
- создание условий для
приоритетного развития внутреннего и
въездного туризма;
- повышение степени использования
туристского потенциала, сглаживание
неравномерности в распределении
туристской активности по территории
республики;
- формирование на территории
Республики Карелия туристского
кластера, привлечение отечественных и
иностранных инвестиций в инфраструктуру
туризма и смежных отраслей;
- интеграция Республики Карелия в
российский туристский рынок и развитие
международного сотрудничества в области
туризма;
- реализация в Республике Карелия
концепции устойчивого развития туризма
как экологически безопасной формы
использования природных и культурных
ресурсов.
Решение задач Программы
предполагается в течение всего срока её
реализации (в течение 2007-2010 гг.)
Целевые индикаторы и показатели
результатов выполнения Программы:
Целевой индикатор 1 - рост въездного
туристского потока.
показатель результатов 1.1 - общий
поток организованных туристов и
экскурсантов в Республику Карелия (за
время реализации Программы планируется
рост с 440 до 700 тыс.чел./год).
Общее количество туристов и
экскурсантов в Республике Карелия (440
тыс. человек в 2006 году) рассчитано на
основе результатов проводимых
Карелиястатом статистических
наблюдений за деятельностью турфирм и
коллективных средств размещения РК, а
также сведений о количестве посещений
крупнейших объектов - музея-заповедника
«Кижи», островов Валаамского архипелага,
заповедника «Кивач» и др., ежегодно
собираемых Государственным комитетом
Республики Карелия по делам молодежи,
физической культуре, спорту и туризму.
( Пункт в редакции Распоряжения
Правительства Республики Карелия от
01.11.2010 N 466р-П - см. предыдущую редакцию).
Целевой индикатор 2 - увеличение
вклада туризма в
социально-экономическое развитие
республики, диверсификация экономики РК,
повышение доли туризма в ВРП РК.
показатель результатов 2.1 -объём
внебюджетных инвестиций в сфере туризма
РК (планируется рост с 470 до 800 млн. руб. в
год).
Объём внебюджетных инвестиций в
развитие инфраструктуры туризма РК (470
млн. руб. в 2006 году) подсчитан по
совокупности инвестиционных проектов,
охвативших практически все
муниципальные образования республики.
показатель результатов 2.2 -
совокупный доход от туризма (планируется
рост с 3,2 до 5,8 млрд. руб. в год).
Совокупный доход от туризма (3,2
млрд. руб. по итогам 2006 года) оценен в ходе
ежегодно осуществляемого в Республике
Карелия мониторинга доходов от туризма.
Экспертная оценка проведена на основе
методики расчета совокупного дохода от
туризма с учетом его мультипликативного
эффекта, разработанной Институтом
экономики КНЦ РАН в рамках мониторинга
реализации Концепции
социально-экономического развития
республики до 2012 года, республиканской и
муниципальных целевых программ развития
туризма.
показатель результатов 2.3 -
количество занятых в туризме
(планируется рост с 2150 до 3250 человек).
Количество занятых в туризме (2150
человек в 2006 году) рассчитано на основе
результатов проводимых Карелиястатом
статистических наблюдений за
деятельностью турфирм и коллективных
средств размещения РК.
Сроки реализации Программы - 2007-2010
годы. Работа по ее выполнению
организационно разделена на два этапа.
Первый этап - аналитический и подготовительный
(2007 г.) - осуществляются анализ
достигнутых в 2000-2006 гг. результатов в
сфере туризма, проблем и задач, которые
предстоит решить в рамках программы,
отбор механизмов и способов их решения,
проведение подготовительных
мероприятий по разработке и
корректировке отдельных направлений
стратегического планирования развития
туризма в Республике Карелия, разработка
генеральной схемы размещения объектов и
инфраструктуры туризма в Республике
Карелия.
Второй этап - реализация основных мероприятий
программы (2008-2010
гг.) - осуществляется реализация
основных программных мероприятий в
рамках предложенных направлений:
формирование туристского каркаса
территории, информационно-маркетинговое
сопровождение туризма, привлечение
инвестиций в туризм.
Прогнозируемые значения целевых
индикаторов по этапам реализации
Программы:
Целевые
индикаторы |
ед. |
уровень стремления |
I этап |
IIэтап |
Целевой индикатор 1 |
% |
100 |
23 |
100 |
Целевой индикатор 2 |
% |
100 |
11 |
100 |
Прогнозируемые значения
показателей результатов по этапам
реализации Программы:
Показатели
результатов |
ед. |
уровень стремления |
I этап |
IIэтап |
Показатель 1.1 |
% |
100 |
23 |
100 |
Показатель 2.1 |
% |
100 |
9 |
100 |
Показатель 2.2 |
% |
100 |
15 |
100 |
Показатель 2.3 |
% |
100 |
14 |
100 |
III. Перечень программных мероприятий, показатели результатов
Исходя из целей и задач Программы,
опыта реализации республиканских
целевых программ развития туризма в
Республике Карелия в 2000-2002 и 2003-2006 годах,
современных тенденций развития туризма,
разработана система программных
мероприятий, включающая следующие
разделы:
- рекламно-информационное
продвижение туристского потенциала и
туристского продукта Республики
Карелия;
- содействие в расширении
ассортимента и повышении качества
туристских услуг, поддержка
перспективных видов туризма;
- научное и информационное
сопровождение государственного
регулирования развития туризма;
- поддержку развития системы
подготовки туристско-экскурсионных
кадров;
- содействие развитию
инфраструктуры туризма.
В области рекламно-информационного
продвижения туристского потенциала и
туристского продукта Республики Карелия
на российский и международный рынки
туристских услуг акцент делается на
формирование, развитие и агрессивное
продвижение карельских туристских
брендов, расширение представительства
республики на крупнейших международных
туристских выставках и форумах, в том
числе путём приобретения собственных
выставочных площадей, издания буклетов,
путеводителей, плакатов, карт на русском
и иностранных языках.
Мероприятия по расширению
ассортимента и повышению качества
туристских услуг, развитию
перспективных видов туризма
предусматривают создание условий для
разработки и реализации
высококачественных туристских
продуктов, организацию системы
конкурсов, направленных на выявление
лучших организаторов туризма и
поддержку разработки ими проектов по
развитию перспективных видов туризма,
социально-значимых туристских
предложений, продуктов и программ.
В области научного и
информационного сопровождения
государственного регулирования
развития туризма основное внимание
уделяется проведению базовых и
прикладных научных исследований,
проектно-изыскательских и
опытно-конструкторских работ по анализу
состояния и прогнозированию развития
туризма в Республике Карелия,
обеспечению международного
сотрудничества в сфере туризма,
внедрению новых информационных
технологий в процессы осуществления и
регулирования туристской деятельности.
На совершенствование учебного
процесса в туристских образовательных
учреждениях, повышение доступности
туристского образования для жителей
удалённых городов и районов Республики
Карелия направлены мероприятия по
развитию системы подготовки
туристско-экскурсионных кадров.
Основной раздел системы
программных мероприятий
предусматривает реализацию мероприятий
по развитию инфраструктуры туризма,
дальнейшему совершенствованию системы
стратегического территориального
менеджмента в сфере туризма и повышению
инвестиционной привлекательности
туристской отрасли экономики
посредством разработки генеральной
схемы размещения объектов и
инфраструктуры туризма, поддержку
представления инвестиционных проектов в
сфере туризма на крупнейших
международных и российских
инвестиционных форумах и биржах.
Конкретные мероприятия, входящие в
состав каждого из разделов системы
программных мероприятий, сроки их
реализации и ожидаемые результаты
приведены в приложении 1 к Программе.
Реализация программных
мероприятий будет стимулировать
повышение информационной доступности
туристского потенциала Республики
Карелия и вклада туризма в экономику
республики в соответствии с задачами
Стратегии социально-экономического
развития Республики Карелия до 2020 года.
Планируемое увеличение потока
туристов в Республику Карелия, объема
платных туристских и гостиничных услуг и
совокупного валового дохода от туризма
характеризуется следующими
показателями:
IV. Обоснование ресурсного обеспечения целевой программы
Финансирование Программы
предполагается за счёт следующих
источников:
- средств бюджета Республики
Карелия, необходимых для реализации
системы программных мероприятий,
- средств юридических и физических
лиц, выделяемых по согласованию на
условиях софинансирования в
соответствии с действующим
законодательством.
Общий объём финансовых средств
бюджета Республики Карелия, необходимых
для реализации системы программных
мероприятий, составляет 20,46 млн. рублей.
Софинансирование программных
мероприятий из прочих источников
предполагается в размере 21 млн. рублей.
Реализация Программы обеспечит
привлечение кредитов банков, средств
фондов и общественных организаций,
российских и зарубежных инвесторов,
также других внебюджетных средств на
реализацию проектов в сфере туризма в
размере 2,6 млрд. рублей только в течение
срока реализации Программы.
Размер средств и
источники финансирования мероприятий,
предусмотренных программой, а также их
распределение
по разделам Программы, млн.руб.
|
Бюджет Республики Карелия |
Прочие |
Итого |
Раздел 1 |
7,55 |
14,48 |
22,03 |
Раздел 2 |
1,35 |
4,52 |
5,87 |
Раздел 3 |
2,00 |
0,27 |
2,27 |
Раздел 4 |
0,70 |
0,29 |
0,99 |
Раздел 5 |
8,86 |
1,44 |
10,30 |
Итого |
20,46 |
21,00 |
41,46 |
Распределение
финансирования по источникам, разделам
и годам реализации Программы, млн.руб
Годы |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||||||||
Источники |
Бюджет РК |
Прочие источники |
Всего |
Бюджет РК |
Прочие источники |
Всего |
Бюджет РК |
Прочие источники |
Всего |
Бюджет РК |
Прочие источники |
Всего |
Раздел 1 |
2,12 |
2,12 |
4,24 |
1,71 |
3,82 |
5,53 |
1,75 |
4,12 |
5,87 |
1,97 |
4,42 |
6,39 |
Раздел 2 |
0,26 |
0,30 |
0,56 |
0,30 |
1,32 |
1,62 |
0,45 |
1,41 |
1,86 |
0,34 |
1,49 |
1,83 |
Раздел 3 |
0,33 |
0,02 |
0,35 |
0,55 |
0,10 |
0,65 |
0,53 |
0,10 |
0,63 |
0,59 |
0,05 |
0,64 |
Раздел4 |
0,09 |
0,06 |
0,15 |
0,17 |
0,06 |
0,23 |
0,21 |
0,08 |
0,29 |
0,23 |
0,09 |
0,32 |
Раздел 5 |
8,00 |
|
8,00 |
0,28 |
0,40 |
0,68 |
0,28 |
0,49 |
0,77 |
0,30 |
0,55 |
0,85 |
Итого |
10,80 |
2,50 |
13,30 |
3,01 |
5,70 |
8,71 |
3,22 |
6,20 |
9,42 |
3,43 |
6,60 |
10,03 |
V. Механизм реализации, организационное сопровождение и контроль за исполнением Программы
Управление реализацией Программы
предусматривает осуществление
организационно-финансовых схем
обеспечения системы мероприятий и
проектов развития материальной базы
туризма в соответствии с содержанием
Программы. Подготовка системы
программных мероприятий и начало их
реализации будут осуществляться путем
ежегодного выделения бюджетных средств
на выполнение Программы
Государственному комитету Республики
Карелия по делам молодежи, физической
культуре, спорту и туризму как
государственному заказчику, главному
распорядителю бюджетных средств и
основному исполнителю Программы.
Государственный комитет Республики
Карелия по делам молодежи, физической
культуре, спорту и туризму обеспечивает
выполнение Программы посредством
заключения контрактов на размещение
государственных заказов на выполнение
работ (оказание услуг, поставку товаров)
по каждому мероприятию.
Развитие материальной базы туризма
будет осуществляться путем реализации
конкретных приоритетных инвестиционных
проектов в рамках выделенных в программе
приоритетных направлений за счет как
государственных (льготные бюджетные
кредиты), так и внебюджетных средств,
привлекаемых в ходе проведения мер
прямой и косвенной государственной
поддержки при реализации инициативных
негосударственных инвестиционных
проектов. Развитие инфраструктуры
смежных отраслей на стратегических
направлениях туристского освоения
республиканских ресурсов
обеспечивается за счёт углубления
межведомственной координации в сфере
туризма, согласования мероприятий
Программы с мероприятиями программ
развития смежных отраслей, учета
приоритета туризма при выборе вектора
социально-экономического развития
Республики Карелия в долгосрочной
перспективе.
Конкретные меры государственной
поддержки развития материальной базы
туризма, в том числе предоставление
налоговых и таможенных льгот,
организационно-методическая помощь в
разработке наиболее перспективных
проектов развития материальной базы
туризма, содействие в продвижении
инвестиционных проектов определяются в
каждом конкретном случае путём
переговоров с инвесторами.
Организация эффективного
взаимодействия и сотрудничества с
ведущими туристскими образовательными и
научно-исследовательскими учреждениями
России и Карелии, туристскими фирмами и
предприятиями, другими участниками
туристской деятельности является важным
условием реализации программных
мероприятий.
С целью межведомственной
координации работ по реализации
Программы отдельные вопросы выносятся
на рассмотрение Координационного Совета
по вопросам развития туризма в
Республике Карелия, возглавляемого
заместителем Премьер-министра
Правительства Республики Карелия.
Взаимодействие Государственного
комитета Республики Карелия по делам
молодежи, физической культуре, спорту и
туризму с субъектами туристской
деятельности по реализации мероприятий
Программы осуществляется через Совет
руководителей туристских фирм
Республики Карелия и Информационный
туристский центр Республики Карелия.
В соответствии с Порядком
разработки и реализации бюджетных
целевых программ Республики Карелия,
утверждённым постановлением
Правительства Республики Карелия от 17
апреля 2006 года N 44-П, к механизмам
контроля за выполнением Программы
относятся ежеквартальный отчёт
Государственного заказчика о ходе
выполнения уточнённых показателей
эффективности Программы, ежегодный (до 1
февраля года, следующего за отчётным)
доклад Государственного заказчика о
ходе реализации Программы. По итогам
рассмотрения доклада на расширенном
заседании коллегии Государственного
комитета Республики Карелия по делам
молодежи, физической культуре, спорту и
туризму (с приглашением основных
исполнителей) информация о ходе
реализации Программы и об эффективности
использования финансовых средств
направляется в Правительство Республики
Карелия.
( Раздел в редакции Распоряжения
Правительства Республики Карелия от
01.11.2010 N 466р-П - см. предыдущую редакцию).
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации программы.
Реализация планируемых в рамках
Программы мероприятий обеспечит:
- увеличение въездного потока
организованных туристов в 1,6 раза;
- увеличение совокупного дохода от
туризма в 1,8 раза;
- увеличение объёма внебюджетных
инвестиций в развитие инфраструктуры
туризма в 1,7 раза;
- увеличение занятости в сфере
туризма в 1,5 раза.
Помимо выделенных конечных
эффектов к ожидаемым результатам
реализации Программы следует отнести
следующее:
- повышение качества туристского
обслуживания, сохранение и рациональное
использование природного и культурного
наследия;
- решение задач по повышению
инвестиционной привлекательности и
реализация инвестиционных проектов в
сфере туризма;
- развитие территориальной
инфраструктуры (транспортной,
инженерной, социальной);
- повышение степени
задействования туристского потенциала
Карелии в хозяйственный оборот и более
равномерное пространственное
распределение туристской активности по
всей территории республики;
- формирование сети
межмуниципальных туристских центров;
- создание локальных
многофункциональных туристских
комплексов в составе межмуниципальных
туристских центров;
- разработка и реализация
маркетинговой стратегии туризма в РК;
- формирование, развитие и
продвижение региональных туристских
брендов;
- развитие деятельности
республиканского
туристско-информационного центра,
создание туристских информационных
ресурсов, издание печатной продукции;
- увеличение доходов от туризма в
консолидированный бюджет РК.
Среди главных социальных эффектов
Программы:
- создание условий для
удовлетворения потребностей населения в
активном и полноценном отдыхе,
укрепления здоровья, экологической
безопасности, приобщения к культурным
ценностям, расширения кругозора и
контактов;
- повышение вклада туризма в
решение проблемы занятости, ежегодное
возникновение 0,7-1 тыс. новых вакансий в
организациях, занимающихся
непосредственным обслуживанием
туристов и в смежных отраслях;
- увеличение самозанятости
населения и развитие альтернативных
сфер занятости (особенно для сельских
населенных пунктов);
- снижение социальной
напряженности на территориях,
испытывающих проблемы с вовлечением
населения в традиционную хозяйственную
деятельность;
- сохранение традиционного уклада
жизни коренных народов Карелии;
- увеличение доходов населения на
территориях туристских центров;
- снижение миграционного оттока
населения из Республики Карелия
(особенно - с сельских территорий),
привлечение молодежи к работе по
развитию села;
Опережающие по сравнению с
общереспубликанскими темпы развития
отрасли будут достигнуты и за счёт
повышения охвата организованным
обслуживанием значительного числа
самодеятельных туристов (составляющих
на данный момент 70-75% от общего
количества посетителей Карелии) в
результате роста инфраструктурной
обеспеченности территорий и объектов
туристского показа, включения их
разрабатываемые туристские маршруты.
Существенный рост доходов от
туризма и связанных с ним видов
хозяйственной деятельности,
базирующийся на увеличении количества и
повышении уровня оказываемых туристских
услуг, качественном прорыве в
рекламно-информационном обеспечении
отрасли, внедрении инновационных
проектных технологий, позволяет
прогнозировать к окончанию реализации
программы возрастание совокупного
валового дохода от туризма в Республике
Карелия до уровня 5,8 млрд. руб.
Обладая мощным мультипликативным
эффектом, стимулируя развитие всего
хозяйственного комплекса республики,
туризм будет способствовать
формированию потенциала и снижению
рисков будущего развития экономики и
социальной сферы республики.
Приложение 1
к региональной целевой
программе
"Развитие туризма в Республике
Карелия на период до 2010 года"
Перечень программных
мероприятий
Приложение 2
к региональной целевой
программе
"Развитие туризма в Республике
Карелия на период до 2010 года"
Участие
Республики Карелия в ежегодных
международных туристских выставках и
ярмарках на территории Российской
Федерации и за рубежом
Приложение 3
к региональной целевой
программе
"Развитие туризма в Республике
Карелия на период до 2010 года"
Перечень
строящихся, реконструируемых и
расширяемых в 2007-2010 гг. объектов
туристской инфраструктуры
Текст
сверен по:
Собрание Законодательства Республики
Карелия N 12
(Ч.1) 2007 г. Ст.1479
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена в системе "Кодекс"
Ссылается на
- О бюджетных целевых программах Республики Карелия (с изменениями на 7 июня 2007 года)
- Об утверждении Порядка разработки и реализации бюджетных целевых программ Республики Карелия (с изменениями на 9 июля 2007 года)
- О Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года
- Об одобрении Программы экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года
- О Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года
- Об одобрении целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года"
- Об одобрении региональной целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года" (с изменениями на 1 ноября 2010 года)
- О внесении изменений в Распоряжение Правительства Республики Карелия N 395р-П от 12.11.2007 г.