Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ



Внимание! Документ недействующий.

Администрация
Главы Республики Карелия
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
11 августа 2003 г.
Регистрационный N 180

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПРИКАЗ

от 22 июля 2003 года N 120-А


Об утверждении Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов организаций, претендующих на получение средств республиканского бюджета на финансирование инвестиционных проектов




Документ утратил силу с 27 февраля 2015 года на основании


приказа министерства экономического развития Республики Карелия от 27 февраля 2015 года N 27-А


В целях организации работы по подготовке экспертного заключения Министерства экономического развития Республики Карелия на основании постановления Правительства Республики Карелия от 16 апреля 2002 года N 52-П "О Порядке предоставления средств республиканского бюджета на финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов организаций, претендующих на получение средств республиканского бюджета на финансирование инвестиционных проектов (далее - Положение).

2. Направить Положение на регистрацию в установленном порядке.

Министр
А.В. Грищенков



УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства экономического
развития Республики Карелия
от 22 июля 2003 года N 120-А

Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов организаций, претендующих на получение средств республиканского бюджета на финансирование инвестиционных проектов

1. Настоящее Положение устанавливает порядок определения эффективности инвестиционных проектов организаций, претендующих на получение средств республиканского бюджета на финансирование инвестиционных проектов.

Положение используется:


для оценки эффективности и реализуемости инвестиционных проектов;

для сравнения альтернативных инвестиционных проектов;

для подготовки заключений при проведении экспертизы инвестиционных проектов;

для проведения мониторинга хода реализации инвестиционных проектов.

Положение содержит:

общие требования к составлению бизнес-планов инвестиционных проектов;

систему показателей эффективности инвестиционных проектов;

методику определения показателей эффективности.

2. Бизнес-план инвестиционного проекта, претендующего на получение государственной поддержки, и представляемый для оценки эффективности проекта, должен .одержать следующие разделы:

титульный лист;

резюме проекта, включая оценку общественной значимости и общественной полезности инвестиционного проекта;

анализ положения дел в отрасли;

план маркетинга;

инвестиционный план;

производственный план;

организационный план;

охрана окружающей среды (при необходимости);

финансовый план;

оценка рисков;

бюджетная эффективность инвестиционного проекта.

3. Эффективность инвестиционного проекта оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для его участников и общества в целом и определения источников финансиоования. Она включает в себя:

общественную значимость и полезность инвестиционного проекта;

экономическую эффективность инвестиционного проекта;

бюджетную эффективность инвестиционного проекта.

Общественная значимость и полезность инвестиционного проекта - социально-экономические последствия осуществления инвестиционных проектов для общества в целом, создание новых или повышение эффективности существующих услуг (продукции), способствующих экономическому развитию территории или улучшению экологической обстановки. Под повышением эффективности существующих услуг (продукции) понимается снижение себестоимости, повышение качества, обеспечение беслере-бойности предоставляемых услуг, расширение круга населения, имеющего доступ к этим услугам.

Экономическая эффективность инвестиционного проекта - результативность экономической деятельности, определяемая отношением полученного экономического эффекта (результата) к затратам, обусловившим получение этого эффекта.

Бюджетная эффективность инвестиционного проекта - влияние результатов осуществляемого проекта на доходы и расходы республиканского бюджета. В качестве основного показателя бюджетной эффективности принимается бюджетный эффект за определенный период времени, который выражается в увеличении бюджетных доходов и (или) снижении бюджетных расходов в результате реализации инвестиционного проекта.

Перед проведением оценки эффективности экспортно определяются общественная значимость и полезность инвестиционного проекта.

При неудовлетворительной общественной значимости и полезности такие проекты не рекомендуются к реализации. Если же общественные значимость и полезность оказываются достаточными, оценивается их экономическая эффективность.

Далее определяется эффективность участия бюджета в реализации проекта (бюджетная эффективность).

4. Оценка общественной значимости инвестиционного проекта осуществляется экспертным путем, при этом определяется влияние реализации проекта на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельных отраслях, в целом по республике.

Общественная полезность инвестиционного проекта оценивается в количественных показателях, при этом определяются: социальные последствия реализации проекта (создание новых рабочих мест, улучшение условий труда), экономические показатели развития региона (рост физического объема производства, развитие новых сегментов рынка, создание новых видов услуг, снижение себестоимости и повышение качества услуг, обеспечение бесперебойности их предоставления). При невозможности проведения количественной оценки следует провести качественную оценку.

5. В основу оценки эффективности инвестиционных проектов положены следующие основные принципы:

моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период;

учет финансового состояния, текущей деятельности организации, претендующей на получение средств бюджета Республики Карелия на финансирование инвестиционных проектов;

учет фактора времени, не равноценности разновременных затрат и результатов;

учет всех наиболее существенных последствий реализации проекта, как экономических, так и социальных. В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспортно;

учет влияния инфляции;

учет влияния рисков, сопровождающих реализацию проекта.

Экономическая эффективность инвестиционного проекта оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его окончания. Начало расчетного периода рекомендуется определять как дату начала вложения средств в инвестиционный проект.Расчетный период разбивается на шаги - отрезки времени, в пределах которых производится расчет данных, используемых для оценки финансовых показателей (месяцы, кварталы, годы).

Инвестиционные проекты должны содержать расчеты денежных потоков, связанных с реализацией проекта.

Денежный поток инвестиционного проекта - денежные поступления и платежи при реализации проекта, определяемые для всего расчетного периода.

На каждом шаге значение денежного потока характеризуется:

притоком, равным размеру денежных поступлений (или результатов в стоимостном выражении) на этом шаге;

оттоком, равным платежам на этом шаге;

сальдо (активным балансом, эффектом), равным разности между притоком и оттоком,

Денежный поток состоит из потоков отдельных видов деятельности:

денежного потока от операционной деятельности (по производству и сбыту продукции и услуг);

денежного потока от инвестиционной деятельности;

денежного потока от финансовой деятельности.

Для денежного потока от операционной деятельности:

к притокам относятся выручка от реализации, а также прочие и внереализационные доходы;

к оттокам - производственные издержки, налоги.

Для денежного потока от инвестиционной деятельности:

к притокам относятся продажа активов в течение и по окончании проекта, поступления за счет уменьшения оборотного капитала;

к оттокам - капитальные вложения, затраты на пуско-наладочные работы, ликвидационные затраты в конце проекта.

Для денежного потока от финансовой деятельности:

к притокам относятся вложения собственного (акционерного) капитала и привлеченных средств:

субсидий и дотаций, заемных средств, в том числе за счет бюджетных кредитов, кредитов коммерческих банков и выпуска организацией собственных долговых ценных бумаг;

к оттокам - затраты на возврат и обслуживание займов и выпущенных организацией долговых ценных бумаг, а также при необходимости - на выплату дивидендов по акциям.

Наряду с денежным потоком, при оценке инвестиционного проекта используется также накопленный денежный поток - поток, характеристики которого (накопленный приток, накопленный отток и накопленное сальдо) определяются на каждом шаге расчетного периода как сумма соответствующих характеристик денежного потока за данный и все предшествующие шаги.

В качестве основных показателей, используемых для расчетов экономической эффективности инвестиционных проектов, применяются:

чистый дисконтированный доход;

индекс доходности;

внутренняя норма доходности;

срок окупаемости проекта;

группа показателей, характеризующих финансовое состояние организации, представившей проект.

Чистый дисконтированный доход - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период, определяемый с учетом приведения разновременных (относящихся к разным шагам расчета) значений к их значению на определенный период времени.

Чистый дисконтированный доход характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта.

Для признания проекта эффективным необходимо, чтобы чистый дисконтированный доход проекта был положительным.

Индексы доходности характеризуют относительную отдачу проекта на вложенные в него средства.

Внутренней нормой доходности называется такое положительное число, что при норме дисконта, равной этому числу, чистый дисконтированный доход обращается в ноль.

Внутренняя норма доходности характеризует максимальный процент по кредиту, который организация может платить за финансирование инвестиционного проекта, работая при этом без прибыли и убытков.

Срок окупаемости инвестиционного проекта представляет собой период времени с начала реализации проекта до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение.

В представленном на конкурс инвестиционном проекте должно быть отражено финансовое положение участника инвестиционного проекта, его способность выполнить все финансовые обязательства.

Оценка финансового положения организации основывается на данных ее отчетных балансов за предыдущий и текущий годы, а также иной отчетной финансово-экономической документации.

6. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений в государственные внебюджетные фонды, установленные действующим законодательством;

доходы от лицензирования, конкурсов тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

платежи в погашение кредитов, выданных из республиканского бюджета;

платежи в погашение налоговых кредитов или инвестиционных налоговых кредитов;

дивиденды по принадлежащим Республике Карелия акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией инвестиционного проекта.

К оттокам бюджетных средств относятся:

предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности Республики Карелия акций акционерного общества, создаваемого для осуществления инвестиционного проекта;

предоставление бюджетных ресурсов в виде бюджетного кредита;

предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);

бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.

Отдельно учитываются:

налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоки не возникают, а притоки уменьшаются;

государственные гарантии займов. Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии.

При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние организации и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:

прямое финансирование организаций, участвующих в реализации инвестиционного проекта;

изменение налоговых поступлений от организаций, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации инвестиционного проекта;

выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе, при использовании импортного оборудования и материалов взамен аналогичных отечественных).

Приведенный список притоков и оттоков не является исчерпывающим и может пополняться в зависимости от конкретных условий.

Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход бюджета, который определяется как разница между притоками и оттоками бюджетных средств с учетом дисконтирования.

При наличии бюджетных оттоков возможно определение индекса доходности инвестиций бюджета как отношение чистого дисконтированного дохода бюджета к величине инвестиций за счет средств республиканского бюджета Республики Карелия.

В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора инвестиционных проектов наряду с чистым дисконтированным доходом бюджета может определяться также индекс доходности гарантий как отношение чистого дисконтированного дохода бюджета к величине гарантий.

7. Бизнес-план инвестиционного проекта, представленный в Министерство экономического развития Республики Карелия (далее - Министерство) с целью получения экспертного заключения, первоначально поступает в отраслевой отдел Министерства для определения общественной значимости и полезности представленного инвестиционного проекта. После получения положительного заключения по проекту бизнес-план с полным пакетом документов, определенным Порядком, поступает на рассмотрение в отдел управления инвестиционными проектами Министерства для определения экономической и бюджетной эффективности инвестиционного проекта и подготовки итогового экспертного заключения Министерства об эффективности представленного инвестиционного проекта.

8. Мониторинг хода реализации инвестиционного проекта, получившего государственную поддержку, осуществляется Министерством экономического развития Республики Карелия по следующим направлениям:

- целевое использование бюджетных средств, предоставленных для осуществления инвестиционного проекта;

- соответствие сроков реализации проекта бизнес-плану инвестиционного проекта;

- сумма привлеченных для финансирования проекта заемных и (или) собственных средств;

- социальный эффект осуществления проекта;

- другие показатели (выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг; валовая прибыль и т. д.).


Текст сверен по:
Газета "Карелия" N 94 (1080) от 28 августа 2003 г. С.18


 


 

Яндекс.Метрика    © 2019 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane