Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 августа 2003 года N 308р-П

[Об одобрении Концепции совершенствования системы социального обеспечения населения в Республике Карелия]

В целях оптимизации и систематизации социальных выплат и льгот в Республике Карелия:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию совершенствования системы социального обеспечения населения в Республике Карелия (далее - Концепция).

2. Министерству труда и социального развития Республики Карелия совместно с Министерством финансов Республики Карелия до 1 октября 2003 года разработать мероприятия по реализации Концепции и представить на утверждение Правительству Республики Карелия.

3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на Министерство труда и социального развития Республики Карелия и Министерство финансов Республики Карелия.

Глава Республики Карелия
С.Л.Катанандов



Одобрена
распоряжением Правительства Республики Карелия
от 12 августа 2003 года N 308р-П

КОНЦЕПЦИЯ
совершенствования системы социального обеспечения населения в Республике Карелия

Введение

В настоящее время в Республике Карелия получателями различных социальных пособий, субсидий и льгот, предоставляемых за счет бюджетных средств, являются более 70 процентов населения республики. Большинство социальных льгот согласно действующему законодательству предоставляется на основе категориального принципа. Реальные возможности государства не позволяют выполнить все обязательства перед населением по социальным льготам.

В Республике Карелия создана и действует система социальной защиты населения. Действующая система оказания помощи не является оптимальной и не обеспечивает эффективной социальной защиты всего населения республики. Механизм оказания социальной помощи требует значительного упрощения.


Содержание проблемы


Социальная поддержка населения в основном осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, которыми установлены определенные льготы, пособия, компенсационные выплаты. Большая часть бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, расходуется на выполнение федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О статусе военнослужащих", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "Об образовании" и так далее.

Кроме того, в Республике Карелия имеется собственная нормативная правовая база, устанавливающая дополнительные социальные льготы. Основные категории лиц, получающих социальные льготы, - ветераны, труженики тыла, инвалиды, военнослужащие и граждане, уволенные в запас, дети. Данную нормативную базу составляют следующие законы и нормативные правовые акты:

- Закон Республики Карелия "О дополнительной социальной защите родителей погибших (умерших) военнослужащих";

- Закон Республики Карелия "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов боевых действий, проживающих в Республике Карелия";

- Закон Республики Карелия "О социальной защите инвалидов в Республике Карелия";

- Закон Республики Карелия "О мерах социальной защиты бойцов истребительных батальонов 1941 года и граждан, принимавших участие в разминировании районов Карелии в военные и послевоенные годы";

- Закон Республики Карелия "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан, имеющих особые заслуги перед Республикой Карелия";

- Закон Республики Карелия "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Карело-Финской Советской Социалистической Республики, Карельской Автономной Советской Социалистической Республики и Республики Карелия до 1 января 1997 года";

- Закон Республики Карелия "О мерах социальной защиты граждан, проживающих на территории Республики Карелия и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике";

- Закон Республики Карелия "Об установлении доплаты к пенсиям лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны в пределах тыловых границ действующих фронтов";

- Закон Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия";

- Закон Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения";

- постановление Совета Министров Республики Карелия от 25 марта 1994 года N 127 "О порядке предоставления льгот донорам крови и ее компонентов на территории Республики Карелия".

Законом Республики Карелия "О государственной адресной социальной помощи" установлены правовые и экономические основы оказания гражданам государственной адресной социальной помощи -система мер, направленных на обеспечение минимальных потребностей граждан на основе прожиточного минимума, установленного для каждой конкретной социально-демографической группы населения, а также основные принципы оказания государственной адресной социальной помощи, критерии, определяющие право граждан на государственную адресную социальную помощь, порядок и формы оказания государственной адресной социальной помощи, компетенцию органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления в вопросах оказания государственной адресной социальной помощи. Названный закон не затрагивает вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи, устанавливаемой федеральными законами и финансируемой из федерального бюджета.

Основными принципами оказания государственной адресной социальной помощи в Республике Карелия в соответствии с названным законом являются:

- дифференциация форм и размеров государственной адресной социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста и состояния трудоспособности граждан, нуждающихся в ней;

- сочетание заявительного подхода при оказании социальной помощи с ее предоставлением по инициативе органов, осуществляющих оказание государственной адресной социальной помощи;

- разнообразие форм оказания государственной адресной социальной помощи.

Право на государственную адресную социальную помощь имеют граждане из малоимущих семей (одиноко проживающие малоимущие граждане), проживающие на территории Республики Карелия и имеющие совокупный среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, определяемого в соответствии с Законом Республики Карелия "О прожиточном минимуме".

Глава Республики Карелия ежегодно утверждает мероприятия по оказанию государственной адресной социальной помощи малоимущим гражданам и представляет их в Законодательное Собрание Республики Карелия с проектом бюджета на очередной год, определяет органы исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющие оказание государственной адресной социальной помощи, определяет порядок оказания государственной адресной социальной помощи.

Органы, осуществляющие оказание государственной адресной социальной помощи, при содействии органов местного самоуправления обеспечивают формирование банка данных о субъектах адресной социальной помощи и информирование населения по вопросам предоставления адресной социальной помощи.

Органами местного самоуправления самостоятельно разрабатываются программы адресной социальной помощи в пределах средств местных бюджетов.

Государственная адресная социальная помощь назначается как по заявлениям граждан, имеющих на нее право, так и по инициативе органов, осуществляющих ее оказание.

Государственная адресная социальная помощь оказывается в следующих формах:

- назначение и выплата социальных пособий,

- предоставление единовременной материальной помощи,

- предоставление различных видов натуральной помощи,

- предоставление социальных услуг.

Размер социального пособия определяется как разность между установленным на начало квартала прожиточным минимумом для соответствующей социально - демографической группы населения и среднедушевым совокупным доходом семьи (гражданина) за предыдущий квартал и не может превышать 200 рублей, увеличивается на величину районного коэффициента.

Категории малоимущих граждан, имеющих право на назначение социального пособия, ежегодно определяются Главой Республики Карелия.

С 1999 года в целях обеспечения максимально возможного смягчения негативных последствий снижения жизненного уровня малоимущих категорий населения, усиления адресности мер социальной поддержки, а также ослабления социальной напряженности в регионе разрабатывается и принимается республиканская целевая программа "Адресная социальная помощь".

Данная программа содержит в себе комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области социального развития Республики Карелия, который увязан по исполнителям, ожидаемым результатам и срокам реализации.

Формирование программы по поручению Главы Республики Карелия осуществляется Министерством труда и социального развития Республики Карелия в соответствии с принятыми основными направлениями экономической и социальной политики Республики Карелия, определяемыми на очередной финансовый год, с учетом анализа сложившейся обстановки, итогов работы за предшествующий формированию новой программы год, финансового состояния проблемы и ее значимости для республики.

Несмотря на принимаемые Правительством Республики Карелия меры по улучшению жизненного уровня населения, положение значительной части населения Республики Карелия остается сложным, в первую очередь, наиболее социально уязвимых категорий - пожилых людей, инвалидов, многодетных семей, граждан, оказавшихся в экстремальной ситуации.

По официальным статистическим данным численность населения республики с доходами ниже величины прожиточного минимума в IV квартале 2002 года составила 176,1 тыс. человек, или 23,3 процента к общей численности населения. Самые оптимистичные прогнозы функционирования экономики Российской Федерации и Республики Карелия не дают оснований для уверенности в кардинальном улучшении социально-экономической ситуации в ближайшее время, поэтому помимо выполнения традиционных функций, установленных федеральным законодательством для региональных органов социальной защиты (начисления пенсий, выплаты пособия на детей и других социальных пособий, социального обслуживания одиноких пенсионеров старших возрастов и инвалидов, содержания учреждений социальной инфраструктуры и других), важным элементом деятельности органов социальной защиты является адресная социальная поддержка населения, которая нашла свое отражение в названной выше программе и аналогичных муниципальных программах с включением мероприятий по социальной защите населения, финансируемых из средств местных бюджетов.

Меры по оказанию адресной социальной помощи жителям ежеквартально анализируются, готовятся выводы и предложения по их совершенствованию.

В настоящее время в республике в системе социальной защиты населения насчитывается более 110 различных видов социальных льгот и выплат за счет бюджетных средств, 97 из которых установлены на федеральном уровне. Их общая стоимость оценивается около 800,0 млн. рублей.

Численность лиц, претендующих на получение гарантий, льгот и выплат достигает более 540 тысяч человек, при этом менее половины средств попадает в малообеспеченные семьи.

Учитывая дотационность республиканского бюджета, органами государственной власти Республики Карелия принято минимальное количество решений по вопросам, устанавливающим дополнительные меры социальной защиты слабозащищенных категорий населения (безработные беременные женщины, многодетные семьи, инвалиды, дети-инвалиды и другие).

В целом сложившееся в настоящее время положение в сфере социальной защиты и поддержки населения характеризуется тем, что социальная политика не достигает поставленных целей. Значительную часть общей суммы льгот получают те, кто может обойтись без поддержки общества, и только незначительная часть поступает малоимущему населению.

Механизмы и инструменты социальной политики не соответствуют поставленным задачам. Данное несоответствие определяется тем, что большинство социальных пособий, выплат и льгот предоставляются безадресно, на основе категориального принципа, без всесторонней оценки доходов и имущественного положения получателя социальной помощи.

Существующая система безадресного предоставления льгот, выплат ведет к неэффективному использованию государственных средств. Она не способна обеспечить преодоление массовой бедности и действенной поддержки уязвимых социальных групп в условиях, когда обострение кризиса привело одновременно к росту бедности и к снижению реальных ассигнований на социальные цели.

Из основных видов социальной поддержки в настоящее время в республике предоставляются с учетом материального положения семей пособия гражданам, имеющим детей, жилищные субсидии, адресная социальная помощь в рамках республиканской целевой программы «Адресная социальная помощь» на очередной год.

Существенным недостатком действующей системы социальной помощи является недостаточная согласованность между собой различных социальных выплат и льгот. Согласно действующему законодательству одно и то же домохозяйство одновременно может быть получателем большого числа различных видов социальной помощи и льгот. Общий объем такой помощи, предоставляемой по различным каналам, трудно проконтролировать и тем более ограничить разумными пределами, поскольку многие категориальные льготы предоставляются автоматически и, согласно действующему законодательству, не увязываются с объемом других видов социальных выплат и льгот, получаемым домохозяйством. Это усугубляет неравномерность фактически предоставляемой помощи и осложняет проблему ее увязки с реальной нуждаемостью получателей. Попытки интеграции базы данных и координирования поступления информации о получателях различных социальных выплат и льгот с целью предотвращения дублирования на сегодняшний день не дали реального эффекта в связи со значительным количеством разнообразных категориальных льгот, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством, независимо от уровня нуждаемости или доступа к иным выплатам и льготам. В настоящее время имеющиеся в федеральном законодательстве ограничения не позволяют осуществить проверку нуждаемости в полном объеме. В частности, налоговые инспекции и пенсионный фонд не имеют право предоставлять работникам социальной защиты информацию о лицах, состоящих у них на учете.

Все вышеперечисленное определяет необходимость реформирования системы социальной поддержки населения, коренного пересмотра форм и методов предоставления социальной помощи и совершенствования финансовой политики в социальной сфере на уровне Российской Федерации.

Реформирование системы финансирования расходов на социальное обеспечение и социальную защиту в Республике Карелия, включающее возможность перехода на единое социальное пособие возможно при условии принятия необходимых законодательных решений на федеральном уровне. Республика Карелия, являясь дотационным регионом, не принимала нормативных документов, значительно расширяющих перечень льгот и социальных субсидий, установленных федеральным законодательством. В связи с этим значительный эффект (экономия бюджетных средств) в Республике Карелия возможен только при переводе на единое социальное пособие всех льгот и субсидий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Карелия. В этом случае возможен годовой эффект от этих мероприятий в размере 250 млн.рублей (расчет проведен по статистическим и отчетным данным 2002 года).

В связи с этим в рамках реформирования управления региональными финансами должна быть проведена и реформа управления финансирования расходов на социальную политику.


Цели и задачи перехода на выплату социальных пособий вместо предоставления льгот

Основной целью реформирования системы адресной социальной помощи является оптимизация и систематизация различных выплат, пособий, компенсаций и льгот.

Реформирование системы социальной поддержки населения может быть осуществлено в три этапа.

На первом этапе - упорядочение социальных выплат и льгот, определенных нормативными правовыми актами Республики Карелия.

Достижение этой цели можно осуществить путем повышения эффективности деятельности системы социальной защиты на основе:

- переориентации социальной защиты на конкретную семью,

- повышения оперативности и качества оказания социальной помощи,

- рационального использования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на социальную защиту.

Для осуществления поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- осуществление инвентаризации всех республиканских законодательных актов,

- создание информационной базы данных получателей адресной социальной помощи,

- финансовая и социальная оценка льгот, предоставляемых отдельным категориям населения,

- отказ от введения новых льгот,

- поэтапное включение части льгот в состав выплачиваемых социальных пособий. Сокращение субсидий организациям на покрытие выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот различным категориям населения по оплате услуг, перераспределение данных средств в пользу прямых трансфертов населению будет способствовать повышению эффективности расходования бюджетных ресурсов, направляемых на социальную политику.

На втором этапе, имея полную информацию о законах, видах расходов, механизмах финансирования льгот, субсидий, дотаций, необходимо:

- определить направления перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот,

- провести полную финансовую оценку потерь бюджета Республики Карелия и местных бюджетов,

- провести работу по разработке социальных и финансовых нормативов, позволяющих осуществлять бюджетное планирование на основе оценки стоимости социальных услуг и пособий на одного получателя.

На третьем этапе необходимо осуществить полный переход на выплату денежных пособий за счет средств бюджета Республики Карелия и местных бюджетов по всем республиканским и муниципальным льготам с учетом создания системы регистрации и проверки нуждаемости малоимущих при условии обязательного реформирования федерального законодательства.


Основные принципы перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот


Основными принципами являются:

- консолидация действий исполнительных органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, организаций и граждан по осуществлению комплекса мер, направленных на реформирование системы льгот, предоставляемых населению республики,

- адресное оказание социальной помощи,

- заявительный принцип выплаты денежных пособий населению,

- дифференцированность подхода при определении размеров и видов помощи в соответствии с прожиточным минимумом и конкретной жизненной ситуацией,

- гуманность и профилактическая направленность адресной социальной помощи,

- предоставление социальной помощи на основе выбора оптимальных форм оказания социальной помощи: предпочтения денежных форм социальной помощи натуральной во всех случаях, когда натуральная помощь (услуги) не является предпочтительной для получателей,

- доступность информации об условиях, критериях, нормах и видах оказания адресной социальной помощи,

- обеспечение гласности и подотчетности о проводимых мероприятиях по упорядочению оказания социальной помощи гражданам.


Финансовое обеспечение и бюджетное планирование


Реализация поставленных настоящей Концепцией задач потребует финансовых затрат, источником которых будут являться средства бюджетов всех уровней: муниципального, республиканского, федерального, средства государственных внебюджетных фондов, благотворительные и спонсорские средства общественных объединений, частных благотворителей, международных организаций.

Основным источником финансового обеспечения настоящей Концепции являются средства бюджета Республики Карелия. Часть средств, которые будут выделены на реализацию настоящей Концепции из бюджета Республики Карелия в рамках реформирования системы региональных финансов, предполагается компенсировать за счет субвенции из фонда реформирования региональных финансов, формируемого в составе расходов федерального бюджета за счет структурных займов Международного банка реконструкции и развития.

Финансовое обеспечение настоящей Концепции могут составлять и другие источники в соответствии с действующим законодательством.

Бюджетное планирование предполагается производить на основе системы социальных и финансовых нормативов, позволяющих осуществлять оценку стоимости социальных услуг и пособий на одного получателя.

Механизм реализации Концепции


Для обеспечения выполнения мероприятий Концепции требуется проведение следующих мер:

- разработка проектов и принятие соответствующих законодательных актов Республики Карелия,

- разработка проектов и внесение федеральных законодательных инициатив по изменению федерального законодательства в части предоставления социальных льгот и компенсаций,

- принятие решений Правительства Российской Федерации и Республики Карелия на основе принятых законов,

- совершенствование организационной структуры оказания социальной помощи, расширение функций центров социальной помощи,

- создание единой информационной базы нуждающихся для исключения дублирования льгот по одному получателю,

- создание и введение системы единых критериев предоставления социальной помощи,

- широкое информирование населения о проводимых реформах.


Социально-экономический эффект перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот


Реализация целей и задач, установленных настоящей Концепцией, приведет к ряду важных социально-экономических результатов:

- достижение правовой и организационной сбалансированности системы социальной защиты населения,

- обеспечение социальной защищенности тех групп населения и отдельных граждан, которые в силу объективных причин оказались за чертой бедности,

- достижение эффективных в социальном и экономическом плане уровней перераспределения материальных, в том числе финансовых ресурсов социальной помощи, выделяемых из бюджета Республики Карелия, бюджетов иных уровней, внебюджетных источников,

- экономический эффект в сумме 250,0 млн.рублей в расчете на год, возможность оказания более значимой для малообеспеченных граждан социальной помощи,

- обеспечение социальной справедливости при оказании социальной помощи.



Текст сверен по:
Официальная рассылка

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ