Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 1999 года № 39-П
г. Петрозаводск

О республиканской программе "Леса Карелии" на период до 2005 года


Постановление введено в действие с 08.07.99 г.

С изменениями, внесенными

28.02.2002 г. Постановлением Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 8 июля 1999 года N 39-П", № 23-П (Собрание Законодательства Республики Карелия N 2, 2002 ст. 222)

14.04.03 г. Постановлением Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 8 июля 1999 года N 39-П", № 44-П, введенным в действие с 14.04.03 г. (Собрание Законодательства Республики Карелия N 4 март 2003г, ст.443)

19.03.04 г. Постановлением Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 8 июля 1999 года N. 39-П", № 28-П, введенным в действие с 19.03.04 г. (Собрание Законодательства Республики Карелия N 3 март 2004 года, ст.310)


В целях усиления охраны, защиты и воспроизводства лесов Республики Карелия, а также обеспечения рационального использования лесных ресурсов, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года № 1240 "О федеральной целевой программе "Леса России" на 1997-2000 г.г.", Правительство Республики Карелия постановляет:

1. Одобрить прилагаемую республиканскую программу "Леса Карелии" на период до 2005 года (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Республики Карелия по лесному и горнопромышленному комплексу.
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 8 июля 1999 года N 39-П" от 28.02.2002 г., Собрание Законодательства Республики Карелия N 2, 2002 ст. 222)
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 8 июля 1999 года N 39-П" от 14.04.03 г., введенным в действие с 14.04.03 г.)
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 8 июля 1999 года N. 39-П" от 19.03.04 ., введенным в действие с 19.03.04 г. , Собрание Законодательства Республики Карелия N 3 март 2004 года, ст.310)

3. Министерству экономического развития Республики Карелия и Министерству финансов Республики Карелия при формировании проекта бюджета на 2000 год и последующие годы предусматривать выделение Государственному комитету Республики Карелия по лесному и горнопромышленному комплексу бюджетных ассигнований на реализацию Программы.
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 8 июля 1999 года N 39-П" от 28.02.2002 г., Собрание Законодательства Республики Карелия N 2, 2002 ст. 222)
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 8 июля 1999 года N 39-П" от 14.04.03 г., введенным в действие с 14.04.03 г.)
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 8 июля 1999 года N. 39-П" от 19.03.04 ., введенным в действие с 19.03.04 г. , Собрание Законодательства Республики Карелия N 3 март 2004 года, ст.310)

4. Финансирование расходов на Программу в 1999 году осуществлять в пределах средств, предусмотренных Законом Республики Карелия "О республиканском бюджете Республики Карелия на 1999 год".

Председатель Правительства С.Л.Катанандов

Паспорт
Республиканской программы
"Леса Карелии"
на период до 2005 года


1. Наименование Программы

"Леса Карелии"

2.Дата принятия решения о разработке Программы

2 квартал 1998 года

3. Государственные заказчики Программы

Государственный комитет Республики Карелия по лесному и горнопромышленному комплексу

4.Основные разработчики Программы

Государственный комитет Республики по лесу

5. Цель и задачи программы

Обеспечение непрерывного, неистощимого и рационального пользования лесом

6. Важнейшие целевые показатели Программы

Объем рубок ухода в молодняках; посев леса, посадка леса, содействие естественному возобновлению; выполнение плана капитальных вложений

7. Сроки реализации Программы

1999-2005 годы

8. Основные исполнители Программы

Государственный комитет Республики Карелия по лесному и горнопромышленному комплексу, Министерство финансов РК , Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Карелия (по согласованию)

9.Объем финансирования Программы

Источники финансирования Программы

Всего на период 1999-2005 г.г. необходимо 695 млн. рублей

Средства федерального бюджета, предусмотренные на эти цели на очередной финансовый год;
средства республиканского бюджета -263 млн. рублей,
собственные средства лесхозов, направляемые на эти цели.
Предполагаемая доля в общих затратах:
- федеральный бюджет - 46%;
- республиканский бюджет -38%;
- собственные средства лесхозов - 16%

10.Ожидаемые конечные результаты Программы

Перевод в покрытые лесом земли в категорию хозяйственно-ценных насаждений -145 тыс. га; улучшение состояния и повышения комплексной продуктивности лесов

11. Период, основания и порядок корректировки Программы

Ежегодное, исполнителями по согласованию с заказчиком после прогноза социально-экономического развития и принятия бюджета на очередной год

12. Система организации контроля за реализацией Программы, периодичность отчета исполнителей, дата представления материалов

В срок до 15 числа второго месяца квартала, следующего за отчетным


(Паспорт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 8 июля 1999 года N 39-П" от 28.02.2002 г., Собрание Законодательства Республики Карелия N 2, 2002 ст. 222)
(Паспорт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 8 июля 1999 года N 39-П" от 14.04.03 г., введенным в действие с 14.04.03 г.)
(Паспорт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 8 июля 1999 года N. 39-П" от 19.03.04 ., введенным в действие с 19.03.04 г. , Собрание Законодательства Республики Карелия N 3 март 2004 года, ст.310)

Одобрена постановлением
Правительства Республики
Карелия от 8 июля 1999 года
№ 39-П


Республиканская программа
"Леса Карелии"
на период до 2005 года


г.Петрозаводск
1999 год



НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ НА ПЕРИОД ДО 2005 г.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года № 1240 утверждена федеральная целевая программа "Леса России" на 1997-2000 гг., в соответствии с которой Государственным комитетом Республики Карелия по лесу разрабатывается целевая республиканская программа "Леса Карелии", для которой цели, задачи, основные направления, механизм реализации, контрольные показатели, промежуточные результаты до 2000 года и в 2005 году, финансовые ресурсы и их источники, необходимые для развития отрасли, представлены ниже.


ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Леса Республики Карелия имеют огромное экологическое и народнохозяйственное значение. В современных условиях постоянно увеличивается их многообразная роль не только как источника получения древесного сырья, но и как одного из основных компонентов биосферы.

Меняется традиционное представление о лесе только как природной фабрике древесины. Назрела необходимость по новому осмыслить и критически переоценить значение сохранения и воспроизводства лесов с приоритетным развитием многоцелевого лесопользования.

Основная цель Программы - через систему лесоводственных, организационно-технических и экономических мер обеспечить:

- непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесом;

- расширенное воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности;

- сбережение лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредителей и болезней;

- рациональное использование земель государственного лесного фонда и других земель, занятых лесами.

Все основные прогнозные показатели Программы разработаны в сценарных условиях 1999 года.

CОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЕСНОГО ФОНДА


Общая площадь земель лесного фонда Республики Карелия по состоянию на 1 января 1999 года составляет 14760,2 тыс.га, или 82,1 % от общей площади республики.

В лесном фонде Республики Карелия выделены особо охраняемые природные территории на площади 957475 га, что составляет 5,3 % от общей площади республики. Исключены из расчета размера главного пользования лесом 1138,6 тыс.га лесов 1 группы, где запрещены рубки главного пользования. Общая площадь лесов первой группы по состоянию на 1 января 1999 года составляет 3156,4 тыс.га, или 21,4 % от общей площади земель лесного фонда.

Последний по времени учет лесного фонда ( по состоянию на 1 января 1999 года) выявил следующие тенденции в динамике его показателей по отношению к предшествующему учету на 1 января 1993 года. При уменьшении общей площади земель лесного фонда на 14,5 тыс.га увеличилась площадь покрытых лесом земель на 284,1 тыс.га с уменьшением площади земель, не покрытых лесом, на 247,3 тыс.га.

Выявились и отрицательные тенденции в динамике показателей лесного фонда. Произошло увеличение площадей редин на 2,9 тыс.га, гарей на 6,7 тыс.га, лиственных молодняков до 20 лет на 71,3 тыс.га.

Из общей площади лесных земель 9694,7 тыс.га - 227,7 тыс.га (2,3 %) занимают вырубки, 10,0 тыс.га (0,1 % ) - гари и погибшие насаждения, 2,4 тыс.га ( 0,02 %) - редины.

Расчетная лесосека по главному пользованию на 1999-2000 годы определена в объеме 9491,8 тыс.куб.м. Фактическая заготовка древесины по главному пользованию составила в 1996 году - 5320,4 тыс.куб.м, в 1997 году - 5723,3 тыс.куб.м, в 1998 году - 6223,4 тыс. куб.м. Достигнутый уровень, вероятно, сохранится и до 2000 года.

Площади вырубок леса и проводимых лесовосстановительных мероприятий в основном сбалансированы.

За период с 1 января 1994 года по 1 января 1999 года площадь вырубок и гарей уменьшилась на 79,2 тыс.га и составляет 337,7 тыс.га, или 2,4 % от общей площади гослесфонда.

Общий корневой запас леса составляет 878,8 млн куб.м, в том числе на долю спелых и перестойных насаждений приходится 420,4 млн.куб.м, из них 371,1 млн.куб.м составляют хвойные насаждения. Распределение древостоев по возрастным группам неравномерно: молодняками занято 39 % покрытых лесом земель, спелыми и перестойными - 32 % при резком дефиците приспевающих насаждений - 7,6 %. Средний прирост на 1 га составляет 1,3 куб.м.

Данные о расчетной лесосеке, распределении площади и запасов древесины по преобладающим породам и группам возраста приведены в приложении № 1 (ф.1,2,2а,2б, ).

ЛЕСОУСТРОЙСТВО


Переход к рыночным отношениям в экономике , внедрение в практику аренды участков лесного фонда и других новых форм и процедур организации пользования лесным фондом требуют развития и совершенствования лесоустройства, повышения уровня лесоустроительного проектирования, поиска и внедрения новых технологий лесоустроительных работ. На всю площадь лесного фонда республики имеются проекты организации и развития лесного хозяйства в разрезе лесхозов. В связи с недостаточным финансированием лесоустроительных работ, наблюдаемым последние годы, происходит ухудшение качества как полевых, так и камеральных материалов, что отрицательно сказывается на конечном продукте лесоустройства устраиваемого лесхоза - на точности и достоверности информации о лесном фонде, расчете лесопользования, обоснованности назначения лесохозяйственных мероприятий.

В 1998 г. лесоустройство было проведено в Муезерском, Пудожском и Лахденпохском лесхозах, в 1999 году в Сосновецком лесхозе и части территории Сегежского лесхоза, в 2000 году - в Калевальском лесхозе и на оставшейся части Сегежского лесхоза. Лесоустройство в указанных лесхозах будет проведено силами Карельского и Северо-Западного государственных лесоустроительных предприятий.

Объемы лесоустроительных работ составили в 1998 году - 2239 тыс.га, в 1999 году составят - 612 тыс.га, в 2000 году - 2210 тыс.га. Всего за период 1998-2000 гг. планируется общий объем лесоустроительных работ на территории в 5061 тыс.га.

Для качественного и своевременного проведения лесоустроительных работ необходимо:

1) оснащение лесоустройства современными персональными компьютерами;

2) создание региональных и локальных банков данных на основе перспективных автоматизированных систем управления и планирования лесохозяйственного производства;

3) разработка методики внесения текущих изменений исходя из интенсивности ведения лесного хозяйства;

4) перевод камерального производства на новое поколение копировально-множительной техники;

5) организация оперативной связи на всех уровнях пользования информацией;

6) своевременное и полное обеспечение финансирования из средств федерального бюджета.

РУБКИ УХОДА ЗА ЛЕСОМ И ВЫБОРОЧНЫЕ САНИТАРНЫЕ РУБКИ


По материалам лесоустройства ежегодный размер промежуточного пользования ( рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки, рубки реконструкции, рубки обновления и переформирования ) составляет 2202,8 тыс.куб.м, в т.ч. возможный по экономическим условиям - 1669,3 тыс.куб.м. Ежегодные объемы рубок по данным Карельского лесоустроительного предприятия приведены в приложении № 1.

Потенциал промежуточного пользования на территории республики расположен неравномерно. Преобладающая часть расположена в лесхозах южной части Карелии. В 1998 году заготовлено при промежуточном пользовании 377,5 тыс.куб.м ликвидной древесины, что составляет 17,1 % по лесоводственным требованиям и 22,6 % по экономическим возможностям. Наибольший удельный вес составили проходные рубки - 77,6 %, рубки обновления и переформирования - 13,5 %, прореживания - 1,3 %. Незначительный процент проведения прореживаний связан с проблемами сбыта, в частности, сосновых балансов. Кроме того, отрицательным фактором, влияющим на увеличение объемов промежуточного пользования, является недоосвоение расчетной лесосеки по главному пользованию. По Республике Карелия процент освоения составляет 60-65 %, и такая динамика сохранится на ближайшие годы.

Увеличение объемов рубок промежуточного пользования возможно только при стабилизации работы лесопромышленного комплекса и при передаче участков лесного фонда в аренду. В 1998 году работа по передаче участков лесного фонда в аренду активизировалась и имеет устойчивую тенденцию к росту.

В 1998 году рубки ухода в молодняках выполнены на площади 20,5 тыс.га.

Таблица № 1

Объемы рубок ухода на период 1998-2000 гг., 2002 г., 2005 г.


ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ


Основным принципом в воспроизводстве лесов остается обязательное лесовосстановление вырубок и регулируемое, с применением различных способов содействия, естественное возобновление лесов на не покрытых лесом землях.

По данным учета лесного фонда, по состоянию на 1 января 1998 г. не покрытые лесом земли в лесном фонде Республики Карелия ( без редкостойных лесов естественного происхождения) составили 240,1 тыс. га.

Основными объектами работ по лесовосстановлению будут сплошные вырубки, ежегодный объем которых ожидается в пределах 30 тыс.га. Учитывая необходимость восстановления лесов на гарях, вырубках прошлых лет, на площадях погибших лесных культур и ускорения процесса воспроизводства лесов, лесовосстановление в целом по Карелии на 1999 - 2000 гг. проектируется в объеме 53,6 тыс.га., в том числе посадка и посев - 19,5 тыс.га ( 36 % от общего объема лесовосстановления).

Для производства лесокультурных и лесовосстановительных работ Госкомлесу Республики Карелия необходимо в 1999-2005 гг.приобрести следующую технику и оборудование:

Таблица № 2

Приобретение техники и оборудования для лесовосстановления
по Госкомлесу Республики Карелия на период 1999 - 2005 года

Наименование техники и оборудования

Единица измере-ния

Потребность
до 2005 года

Приобретение по годам

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Трактор ЛХТ-55

шт

35

5

5

5

5

5

5

5

Покровосдиратель ПДН-1


шт


70


10


10


10


10


10


10


10

Навески СНЛ-3
НД-2

шт
шт

35
20

5
3

5
3

5
3

5
3

5
3

5
3

5
2

Кусторез (для ЛСП)

шт

2

1

1

Лестницы для сбора шишек с ЛСП


шт


10


4


2


2


2



Данные об объемах лесовосстановительных работ на 1998-2000 гг. и до 2005 г. приведены в приложении № 2.

Современное состояние лесопитомнической базы Республики Карелия

На 1 января 1999 года Госкомлес Республики Карелия имеет 9 базисных питомников (таблица № 3) общей площадью 266,8 га продуцирующая площадь 183,86 га, на которых ежегодно выращивается в среднем до 20 млн.шт. сеянцев, а также 4 тепличных комплекса площадью 0,8 га для выращивания сеянцев с закрытой корневой системой в объеме около 4 млн. шт. в год. Кроме того во многих лесхозах имеются временные питомники площадью от 0,5 до 1-2 га, на которых выращивается посадочный материал для своих потребностей.

Таблица № 3

Характеристика базисных питомников

Постоянные
питомники

Площадь, га

Выращивание сеянцев, млн.шт.

всего

в т.ч.продуцирующая

по проекту

факт в 1997 году

всего

в т.ч. сосны

Петрозаводский

50,0

21,0

4,26

3,3

1,6

Калевальский

38,2

21,1

5,3

1,4

0,7

Кондопожский

27,0

22,5

5,6

5,6

3,0

Медвежьегорский

38,0

24,56

7,3

1,4

1,1

Муезерский

44,0

35,0

8,8

0,4

Пряжинский

8,4

8,0

2,0

0,9

0,5

Пудожский

45,2

37,7

8,19

3,3

Суоярвский

16,0

14,0

2,7

2,4

1,4

Олонецкий

2,1

0,6

И Т О Г О

266,8

183,86

44,15

20,8

9,8


Преимущество постоянных питомников заключается в том, что в них можно организовать выращивание посадочного материала в более широком ассортименте, а так же сеянцев и саженцев с улучшенными наследственными свойствами. B постоянных питомниках возможна организация орошения, сочетание технологии выращивания в открытом и закрытом грунте.

Только в постоянных средних и крупных питомниках эффективно применение комплексной механизации, которая значительно повышает производительность труда и снижает затраты на производство посадочного материала. Что же касается временных питомников, то они могут быть сохранены в ограниченном количестве при обоснованном лесовосстановлении вырубок посадкой лесных культур в малодоступных районах лесной зоны.

Выращивание посадочного материала в открытом грунте


Из-за снижения объемов выращивания в некоторых базисных питомниках часть площадей исключается из севооборота, зарастает сорной растительностью или используется не по назначению. Поэтому в настоящее время важно сохранить имеющуюся питомническую базу, не допустить резкого уменьшения площадей питомников, так как на их восстановление потребуются значительные затраты. При наличии резервных площадей целесообразно ввести 2-х летнее парование полей, использование их под выращивание сельскохозяйственных и плодово-ягодных культур и экзотов. На бедных, малогумусных землях рекомендуется выращивание многолетних трав с временным (на 3-4 года) исключением их из севооборота.

Таблица № 4

Показатели выращивания посадочного материала
за период с 1994 по 1998 годы

млн.шт.

Показатели

1994 год

1995 год

1996 год

1997 год

1998 год

ель

сосна

ель

сосна

ель

сосна

ель

сосна

ель

сосна

Выращивание стандартных сеянцев

19,8

4,6

13,5

9,4

9,1

7,2

8,9

7,5

11

9,8

В С Е Г О

24,4

22,9

16,3

16,4

20,8



Весь посадочный материал, выращиваемый на базисных питомниках, используется при проведении лесовосстановительных работ.

За последние годы снизился не только объем выращивания, но на многих питомниках не достигнут плановый выход стандартных сеянцев с единицы площади. Это связано с тем, что отсутствие орошения во всех базисных питомниках не позволяет регулировать водный режим почвы в засушливые периоды вегетации растений, большинство питомников не располагает достаточным набором машин, механизмов и орудий для выращивания сеянцев и саженцев. Особенно не достает опрыскивателей, механизмов для внесения органических и минеральных удобрений, сеялок, культиваторов, тракторов (таблица № 5).

Таблица № 5


Перечень

орудий и механизмов, находящихся в наличии
и необходимых для комплексной механизации базисных питомников

шт.

Наименование

Наименование питомника

механизма

Петрозаводский

Калевальский

Кондопожский

Медвежьегорский

Муезерский

Пряжинский

Пудожский

Суоярвский

Олонецкий

Всего требуется

Наличие

Требуется

Наличие

Требуется

Наличие

Требуется

Наличие

Требуется

Наличие

Требуется

Наличие

Требуется

Наличие

Требуется

Наличие

Требуется

Наличие

Требуется

дополнительно

Плуг ПЛН-3-35

2

0

1

1

1

0

2

0

1

0

1

0

2

0

2

0

0

1

2

Борона БДН-3

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1

0

1

5

Сеялка СЛУ-5-20

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1

0

7

Культиватор

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

0

1

9

Мульчирователь

0

1

0

1

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

8

Каток ЗКВГ

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1

0

7

Разбрасыватель мин. удобрений

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

9

Разбрасыватель орг. удобрений

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

1

4

Скоба НВС-1,4

1

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

7

Опрыскиватель ОН-400

0

1

0

1

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

8

Трактор Т-16М

1

0

1

0

0

1

0

1

0

0

0

1

0

1

0

1

0

1

6

Погрузчик ПГ-0,2

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

9

Трактор ДТ-75

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

0

1

1

Трактор МТЗ-80/82

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

3


Все питомники Карелии расположены в зоне низкого плодородия почв, что требует значительных затрат на сохранение и повышение их плодородия. Так как большинство питомников эксплуатируется 10-15 лет и более, а вынос питательных веществ сеянцами при выкопке значительно выше чем у сельскохозяйственных культур, плодородие почв снижается, ухудшается их водно-воздушный режим и химический состав. Несмотря на принимаемые меры в целом по питомникам Карелии резкого повышения плодородия почв не наблюдается. Органические удобрения вносятся на поля в заниженных дозах, что снижает их эффективность, недостаточно проводится известкование почв, почти не высевается сидератов. Ежегодная потребность в средствах химии приведена в таблице № 6.

Таблица № 6

Ежегодная потребность базисных питомников в минеральных,
органических удобрениях и пестицидах

N п/п

Средства химии

Единица измерения


Всего

Наименование питомника

Олонец-
кий

Петрозаводский

Калевальский

Кондопожский

Медвежьегорский

Муезерский

Пряжинский

Пудожский

Суоярвский

Удобрения

1

Азотные

т

9,0

1,0

1,0

1,0

1,5

1,3

0,3

0,3

1,7

0,9

2

Калийные

т

9,4

0,8

0,8

0,8

2,3

1,9

0,8

0,2

0,8

1,0

3

Фосфорные

т

2,5

0,3

0,3

0,3

0,3

0,2

0,2

0,1

0,5

0,3

4

Известь

т

64

5

5

5

5

15

5

4

5

15

5

Торф

т

7200

1100

800

500

1100

1200

500

500

1000

500

Гербициды

6

Глиалка

кг

520

60

60

40

80

50

48

43

60

80

Фунгициды

7

Фундазол

Байлетон

кг

86

10

10

10

10

10

10

6

10

10




С 1993 года Госкомлес Республики Карелия приступил к выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой по новой прогрессивной технологии для создания лесных культур. В 1993-1998 годах построено 4 тепличных комплекса общей площадью 0,8 га с ежегодным объемом выращивания сеянцев хвойных пород с закрытой корневой системой около 4-х млн.шт. Использование этого метода сокращает расход семенного материала, ведет к улучшению приживаемости лесных культур, повышает производительность и условия труда сажальщиков, исключает дополнение и некоторые виды уходов за лесными культурами, что в значительной степени снижает общие затраты на лесовосстановление. В то же время использование этого метода требует больших инвестиций на организацию производства, что было сделано при создании тепличных комплексов.

По подсчетам финских специалистов наиболее рентабельными считаются комплексы с объемом выращивания 10-15 млн.шт. в год. Поэтому для повышения рентабельности существующих хозяйств необходимо предусмотреть в перспективе до 2002 года строительство новых теплиц, строительство цеха по приготовлению субстрата торфа и торфокарьера, закупку оборудования, удобрений, инвентаря и т.п.

Таблица № 7

Потребность в строительстве и оборудовании для тепличных комплексов

Наименование

Лесхозы

Всего,

оборудования

Калевальский

Костомукшский

Лахденпохский

Петрозавод-
ский

Медвежьегорский

пот-
реб-

Наличие

Потребность

Наличие

Потребность

Нали-
чие

Потребность

Нали-
чие

Потреб-
ность

Нали-
чие

Потреб-
ность

ность до 2005 года

Теплицы, шт

3

10

3

10

3

10

3

10

40

Торфокарьер, шт

1

1

Цех по приготовлению субстрата

1

1

Линия по приготовлению субстрата

1

1

Склад для хранения семян

1

1

1

3

Кассеты, тыс. шт.

7

30

7

30

7

30

7

30

120

Трубы посадочные, шт

200

200

200

200

800

Корзинки для переноски сеянцев, шт

200

200

200

200

800

Контейнеры для перевозки сеянцев, шт

10

10

10

10

40

Шишкосушилки, шт

1

1


Основные задачи по развитию и совершенствованию
питомнической базы в Республике Карелия на 1999-2005 годы

Программа развития базисных питомников требует решения следующих задач:

1) оснащение технической и материальной базы, включая комплекс административных, жилых и производственных зданий и сооружений. При формировании технической базы необходимо предусмотреть строительство цехов для сортировки и холодильников для хранения сеянцев и саженцев, строительство и ремонт оросительной сети, строительство новых теплиц, а также обеспечение набором орудий и механизмов к тракторам Т-16 и МТЗ-80/82 для выполнения основного комплекса агротехнических мероприятий при выращивании посадочного материала;

2) окультуривание почв питомников и повышение плодородия за счет соблюдения севооборотов, применения органо-минеральных удобрений, посева сидератов;

3) широкое применение химических средств защиты растений от вредителей, болезней и сорняков;

4) обеспечение высокой жизнестойкости и интенсивного роста сеянцев и саженцев за счет калибровки семян, качественной выкопки, сортировки, упаковки и транспортировки посадочного материала к местам производства лесокультурных работ;

5) определение экономической эффективности выращивания посадочного материала с ЗКС в защищенном грунте с целью планирования дальнейших затрат на строительство новых теплиц;

6) формирование штата высококвалифицированных специалистов и рабочих питомников, разработка методов материального стимулирования их труда;

7) создание автоматизированного банка данных и контроль за повышением плодородия почв лесных питомников путем агрохимического обследования специалистами почвенно-химической лаборатории Карельского проектного селекционно-семеноводческого центра проведения агротехнических мероприятий с учетом результатов обследований;

8) финансирование работ по выращиванию посадочного материала в питомниках следует считать одним из приоритетных объектов лесохозяйственной деятельности.

По каждому базисному питомнику и в целом по всему комитету дана оценка современного состояния и ежегодно, на период 1999-2005 года, планирование приобретения тех или иных механизмов, оборудования и материалов ( см.таблицу № 8):

Таблица № 8

Строительство зданий и сооружений, приобретение техники, оборудования, минеральных и органических удобрений и пестицидов для базисных питомников Госкомлеса Республики Карелия на период 1999-2005 года

N п/п

Наименование мероприятий, механизмов и материалов

e Ед. изме- рения

Потребность до 2005 года

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

1. Строительство

1

Строительство контор

шт

3

1

0

1

0

1

2

Строительство оросительной сети

шт

8

1

1

2

1

1

1

1

3

Строительство хоз.зданий

шт

4

1

1

1

1

2. Механизмы, орудия и оборудование

1

Сеялка

шт

8

2

1

1

1

1

1

1

2

Культиватор ККП

шт

9

1

2

1

2

1

1

1

3

Мульчирователь

шт

7

1

1

1

1

1

1

1

4

Каток водоналивной

шт

7

1

1

1

1

1

1

1

5

Разбрасыватель мин.удоб.

шт

9

2

1

2

1

1

1

1

6

Разбрасыватель орг.удоб.

шт

4

1

1

0

1

1

7

Выкопочная скоба

шт

7

1

1

1

1

1

1

1

8

Опрыскиватель ОН-400

шт

8

2

1

1

1

1

1

1

9

Погрузчик ПГ-0,2А

шт

9

2

1

2

1

1

1

1

10

Трактор Т-16

шт

6

1

1

1

1

1

1

11

Борона БДН-3

шт

5

1

1

1

1

1

12

Трактор МТЗ-80/82

шт

3

1

1

1

13

Трактор ДТ-75

шт

1

1

14

Плуг ПЛН-3-35

шт

2

1

1

3. Потребность в удобрениях и средствах химии

1

Азотные удобрения

тонн

63

9

9

9

9

9

9

9

2

Калийные удобрения

тонн

65,8

9,4

9,4

9,4

9,4

9,4

9,4

9,4

3

Фосфорные удобрения

тонн

17,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

4

Известь

тонн

448

64

64

64

64

64

64

64

5

Торф

тонн

50400

7200

7200

7200

7200

7200

7200

7200

6

Гербициды (глиалка, раундап)

кг

3640

520

520

520

520

520

520

520

7

Фунгициды (фундазол, байлетон, топсинМ)

кг

602

86

86

86

86

86

86

86


ГИДРОЛЕСОМЕЛИОРАЦИЯ


В лесном фонде Карелии на 1 января 1999 года имеется 1233 тыс.га заболоченных и переувлажненных лесных земель, в том числе 1 очереди освоения - 19,3 тыс.га. Наличие большой площади заболоченных и избыточно увлажненных земель лесного фонда снижает общий ежегодный прирост древесины и является препятствием для развития лесного хозяйства и проведения лесозаготовительных работ.

На площади более 672 тыс.га работы по лесоосушению были проведены ранее. Построенные лесоосушительные системы требуют реконструкции или восстановления на площади 127,5 тыс.га. Для производства работ по лесоосушению и строительству дорог лесохозяйственного назначения в 80-х годах в отрасли имелось 9 специализированных предприятий ( лесных машинно-мелиоративных станций), объем строительства лесоосушительных систем достигал 21 тыс.га в год.

В настоящее время специализированных предприятий по лесоосушению и строительству дорог нет, в 1998 году лесоосушительные работы Госкомлесом Республики Карелия не планировались и не проводились.

Основной причиной сокращения объемов работ по гидролесомелиорации в последние годы явилось отсутствие финансирования.

В 1999-2000 годах намечается ввести в эксплуатацию 3,0 тыс.га лесоосушительных систем.

В гидролесомелиорации особое внимание будет уделяться ремонту и реконструкции ранее созданных осушительных систем.

ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО


Ведение интенсивного лесного хозяйства, организация рационального лесопользования невозможны без развития путей транспорта в лесном фонде.

В настоящее время в Республике Карелия сеть путей транспорта крайне недостаточна и составляет всего 0,3 км на 100 га земель лесного фонда.

Недостаточная густота дорожной сети, преобладание ( более 80 %) дорог в плохом техническом состоянии не позволяют обеспечить проведение работ по лесовосстановлению и уходу за молодыми лесами.

Объем строительства дорог за последние годы сократился в несколько раз ( в 1996-1998 годах работы по строительству дорог Госкомлесом Республики Карелия не планировались и не проводились).

В 1999-2000 гг. необходимо построить 33 км дорог лесохозяйственного назначения.

ЗАЩИТА ЛЕСОВ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ

Рост антропогенного влияния на природную среду сопровождается ослаблением лесов на значительных площадях. В Гослесфонде Республики Карелия отмечается ухудшение санитарного состояния древостоев, вышедших из подсочки, с применением химических стимуляторов на площади 1015 га с запасом 145 тыс.кубометров. Кроме того, часть древостоев ослаблена вследствие лесных пожаров. Площадь гарей и погибших насаждений на 1 января 1999 года составила 8,7 тыс.га, из них доступных для освоения 1,7 тыс.га.

В 1998 году лесными пожарами повреждено 442 га покрытых лесом земель.

Ухудшается санитарное состояние лесов и вследствие значительных объемов оставляемой на летний период, не подготовленной к хранению на лесосеках, древесины. По лесосеке 1997 года этот объем составил 46,5 тыс.куб.м.

В целом, санитарное состояние лесов Республики Карелия остается удовлетворительным. Лесопатологическое обследование в 1998 году проведено на площади 102,3 тыс.га, очагов вредителей и болезней не выявлено.

Наземные истребительные меры борьбы в 1998 году проведены на площади 153 га, в т.ч. биометодом на 87 га. Профилактическое опрыскивание в питомниках проведено на площади 66 га.

В целях предотвращения массового размножения вредителей леса в насаждениях с повышенным текущим отпадом проводятся выборочные и сплошные санитарные рубки, очистка леса от внелесосечной захламленности. По результатам детальных лесопатологических обследований в 1998 году было намечено проведение сплошной санитарной рубки на площади 230 га, в т.ч. в насаждениях, пройденных пожарами, на площади 14 га.

Для улучшения санитарного состояния лесов следует ежегодно проводить лесопатологический мониторинг на площади 100 тыс.га и наземные меры борьбы с вредителями и болезнями на площади не менее 100 га.

Основным направлением совершенствования организации лесозащиты является поэтапное формирование специализированных структурных подразделений в органах управления лесным хозяйством. Для улучшения службы лесозащиты в лесхозах республики в период до 2000 года необходимо ввести 9 единиц межрайонных инженеров-лесопатологов, приобрести специальное оборудование и технику для проведения профилактических и истребительных мер борьбы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕСНОЙ ОХРАНЫ


В целях усиления контроля за состоянием , охраной, воспроизводством и использованием лесов предусматривается:

- довести численность работников гослесоохраны до 3341 штатных единиц;

- построить 45 контор лесхозов и лесничеств ( в т.ч. контор лесничеств - 36) , 24 кордона;

- обеспечить работников лесной охраны служебным оружием до 1000 единиц:

- обеспечить работников лесной охраны форменной одеждой до 4788 комплектов;

- приобрести и направить в лесхозы не менее 121 автомобиля, 69 мотоциклов типа "Урал", 81 мопед, 45 лодок с моторами;

- для обеспечения оперативной связи лесоохраны во время несения дежурств необходимо приобрести 192 радиостанции,в т.ч.стационарных - 11, мобильных - 81, переносных - 100.

Основные показатели по организации государственной лесной охраны приведены в приложении 3.

МОНИТОРИНГ ЛЕСОВ


В соответствии со ст.69 Лесного кодекса Российской Федерации намечается развитие мониторинга лесов в целях организации системы наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики лесного фонда для осуществления государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и усиления их экологических функций.

Правовой основой развития мониторинга лесов является постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. № 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга", в котором признано необходимым разработать и внедрить систему мониторинга лесов как составную часть Единой государственной системы экологического мониторинга.

Условием полноценного функционирования системы мониторинга лесов является создание необходимого технического и программного обеспечения.

В состав работ по развитию мониторинга лесов входит проведение рекогносцировочных обследований, создание и отработка методического обеспечения, проектирование и начало закладки сети пунктов наблюдений.

Реализация данной программы позволит внедрить мониторинг лесов на участках с наиболее ценными и подверженными негативным воздействиям насаждениями.

Таблица № 9

Объемы работ по основным направлениям лесозащитной деятельности
на период 1998-2000 годов

ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ


Динамика горимости лесов в республике характеризуется пиками и спадами. С созданием Северо-Западной базы авиационной охраны лесов почти в три раза сократились площади пожаров в экстремальные по засушливости годы. В среднем за год возникает 450 пожаров, средняя площадь одного пожара - 3 га. Минимальное количество лесных пожаров зарегистрировано в 1993 году - 61, а по площади в 1982 году - 33,4 га. Пик горимости приходится на июнь месяц. Основной причиной возникновения пожаров остается нарушение правил пожарной безопасности в лесах местным населением.

Вся территория государственного лесного фонда на площади 14,76 млн.га отнесена к активной охране. На всей территории должно выполняться авиапатрулирование, примерно половина (51 % ) отнесена к району охраны авиационными силами и средствами.

Вследствие передачи лесного хозяйства в состав комплексных предприятий "Кареллеспрома" в 80-е годы была резко сокращена государственная лесная охрана. На 01.01.1998 г. в лесхозах частично восстановлена штатная численность лесников - 735 человек, мастеров леса - 203 человек. Организационные мероприятия по охране лесов от пожаров предусматривают ряд мер по созданию новых лесохозяйственных участков.

В лесхозах имеется 21 пожарно-химическая станция, из них 11 находятся в типовых зданиях. Дополнительно необходимо построить 14 станций.

Из-за недостаточного финансирования резко уменьшилась кратность полетов и своевременное обнаружение лесных пожаров. При помощи авиабазы в 1998 году обнаружено 10 % лесных пожаров от общего их количества. В то же время слабо развитая сеть дорог ограничивает своевременную доставку сил и средств к местам тушения лесных пожаров, следствием чего является распространение их по площади.

Наземные службы предприятий слабо обеспечены средствами пожаротушения и радиосвязи, что крайне отрицательно сказывается на организации борьбы с лесными пожарами. В связи с этим планируется существенное увеличение противопожарной техники и оборудования.

Создание отряда лесной авиации в составе Северо-Западной авиабазы в результате передачи Петрозаводского авиапредприятия, несомненно будет способствовать успешной охране лесов от пожаров и борьбе с ними, согласованной работе наземных и авиационных сил в интересах республики.

Основными направлениями охраны лесов от пожаров являются:

- противопожарная профилактика в лесах по предупреждению возникновения лесных пожаров;

- мероприятия по ограничению распространения лесных пожаров;

- организационные мероприятия по обеспечению обнаружения и тушения лесных пожаров;

- обеспечение средствами пожаротушения и связи.

Основу предупредительных мер составляет противопожарная профилактика, которая осуществляется на основе планов противопожарного устройства лесов, составляемых при лесоустройстве, существенное усиление разъяснительной и воспитательной работы среди населения по вопросам соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.

Объемы мероприятий по охране лесов от пожаров приведены в приложении № 4.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Программа основывается на внедрении в лесном хозяйстве республики результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых отраслевыми научно-исследовательскими и проектными учреждениями Федеральной службы лесного хозяйства России.

В разработке решений региональных проблем лесного хозяйства принимают участие КНЦ РАН, КарНИИЛП, ПетрГУ. Тематика НИОКР в решении региональных проблем на предстоящие 1998-2000 годы и до 2005 года охватывает актуальные задачи лесного хозяйства, сгруппированные по следующим научным направлениям:

- разработка и внедрение ГИС-технологий на базе создаваемых лесоустроительными предприятиями цифровых электронных карт и баз данных;

- разработка и внедрение в производство ресурсосберегающих технологий в лесовосстановлении и системы машин для комплексной механизации;

- разработка системы эколого-биологического мониторинга в лесах Республики Карелия;

- разработка и внедрение системы мероприятий, повышающих продуктивность создаваемых насаждений, их качества и устойчивости на основе достижений лесной селекции;

- разработка и внедрение щадящих способов рубок в лесах 1 группы.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

По данным материалов лесоустройства потребность в работниках государственной лесной охраны составляет:

- лесничих - 218 человек;

- помощников лесничих - 200 человек;

- мастеров леса - 460 человек;

- лесников - 1703 человека.

По состоянию на 1 января 1998 года численность работников государственной лесной охраны по штатному расписанию составляет:

- лесничих - 147 человек или на 71 человека ниже потребности;

- помощников лесничих - 120 человек или на 80 человек ниже потребности:

- мастеров леса - 200 человек или на 260 человек ниже потребности:

- лесников - 722 человека или на 981 человека ниже потребности.

Для обеспечения мероприятий программы "Леса Карелии" в лесном хозяйстве необходимо не менее 825 рабочих при наличии на 1 января 1998 года 555 человек. Данная ситуация объясняется недостаточным финансированием лесного хозяйства.

Программой "Леса России" Госкомлесу Республики Карелия предусматривается к 2000 году довести численность рабочих в лесном хозяйстве с 555 человек до 825 человек, а также увеличение численности государственной лесной охраны с 1506 человек до 3341 человека.

Таблица № 10

Данные о численности

чел.



Выполнение Программы "Леса Карелии" может осуществляться только при постоянно совершенствуемой системе подготовки кадров. Только на профессиональную подготовку и переориентацию в школьных лесничествах необходимо ежегодно 100 тыс.рублей, на подготовку и повышение квалификации рабочих - 174 тыс.рублей, на подготовку и повышение квалификации специалистов в ВУЗах и техникумах - 250 тысяч рублей.

МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОТРЕБНОСТЬ В ФИНАНСИРОВАНИИ РАСХОДОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации расходы на содержание территориального органа управления лесным хозяйством, национального парка, осуществление мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, выполнение работ по строительству лесохозяйственных дорог, осушению лесных площадей, устройству осушительных сетей, их содержанию и ремонту, семеноводство, ведение мониторинга лесов, ведение государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда, лесоустройство, научно-исследовательские и проектные работы в области лесного хозяйства, подготовку кадров для лесного хозяйства, обеспечение форменным обмундированием работников лесного хозяйства, развитие социальной сферы лесного хозяйства предусмотрено финансировать из средств федерального бюджета.

Расходы на воспроизводство лесов предусмотрено финансировать из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Одним из источников средств для финансирования лесного хозяйства являются средства, получаемые при взимании платежей за пользование лесным фондом.

Согласно ст.106 Лесного кодекса Российской Федерации в федеральный бюджет поступает 40 % от лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в бюджеты субъектов - 60 процентов. Часть указанных средств, (наряду с другими доходными источниками) поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации, направляется соответствующим территориальным органам на финансирование расходов на воспроизводство лесов ( посев леса, посадка леса, содействие естественному возобновлению, отводы под рубки ухода, рубки ухода в молодняках, прореживание, часть накладных расходов). Наряду со средствами федерального бюджета и средствами бюджетов субъекта федерации, источником финансирования лесного хозяйства являются и приравненные к бюджетным средствам собственные средства лесхозов, формируемые за счет оказания платных услуг, продажи древесины от рубок ухода, штрафов, неустоек за лесонарушения и др.

Таблица № 11

Данные о минимально необходимой потребности в операционных
расходах в ценах 1998 года


тыс.руб

.
В общих затратах на операционные расходы производственные затраты составляют от 40,9 % до 41,7 %, из них 57-58 % направляется на воспроизводство лесов.

Одной из проблем лесного хозяйства, требующих неотложного решения, является недостаточность и значительный износ производственной базы лесхозов.

Так, например, наличие кордонов составляет 59,6 % от потребности, служебных помещений для лесхозов - 86 %, для лесничеств - 41,9 %.

Практически около 58 % лесничеств не имеют необходимых производственных зданий и сооружений. Кроме того износ основных фондов в среднем превышает 40 %, а их активной части - около 50 %. Такое положение создалось в результате политики прошлых лет, когда приоритетными направлениями инвестирования были объекты лесопромышленного производства. Кроме того, при передаче лесничеств в 1993-1994 гг.от комплексных леспромхозов на баланс лесхозов была принята лишь часть производственных зданий, контор лесничеств и лесхозов, гаражей, зданий пожарно-химических станций, складов. Значительная часть зданий лесничеств и кордонов оказались занятыми под другие объекты или приватизированы.

Объемные показатели Программы в целом в разрезе районов республики представлены в приложении № 6.

Таблица № 12

Источники финансирования мероприятий лесного хозяйства на период
действия программы

тыс.рублей

Г о д ы


ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Предусмотренные Программой меры направлены на сохранение лесов, увеличение покрытых лесом земель, повышение способности лесов выполнять экономическую, социальную, экологическую и средообразующую роль.

Реализация объемов и мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит:

-перевод в категорию хозяйственно-ценных насаждений 145 тыс.га в результате проведенных работ по лесовосстановлению и рубок ухода за лесом на площади 3,6 тыс.га, что превысит площадь сплошнолесосечных рубок за этот период;

-перевод в категорию покрытых лесом земель 145 тыс.га, в том числе за счет лесных культур ( 80 тыс.га), содействия естественному возобновлению ( 55 тыс.га), естественного возобновления ( 10 тыс.га);

-улучшение состояния и повышения комплексной продуктивности лесов - в результате проведения рубок ухода за лесом и выборочных санитарных рубок на площади 66,6 тыс.га;

-повышение плодородия почв в питомниках;

-ежегодное выращивание стандартных сеянцев с закрытой корневой системой, как наиболее перспективного и высококачественного посадочного материала до 10-12 млн.шт. в год;

-дополнительную переработку 300-350 тонн шишек хвойных пород в год и получение на новом оборудовании 3-5 тонн высококачественных семян;

-длительное хранение семян без потери их качеств и создание в республике резервного фонда семян на 3-5 лет.

При повышении способности лесов выполнять экономическую роль в результате осуществления лесохозяйственных мероприятий Программы, лесной доход в виде платежей за пользование лесным фондом, зачисляемый в бюджет республики и бюджеты местного самоуправления, при сценарных условиях 1999 года будет составлять ежегодно не менее 150 млн.рублей.

При условии изменения экономической ситуации в целом по республике, увеличения объемов производства и заготовки древесины до уровня расчетной лесосеки, показатели, характеризующие основные направления деятельности Госкомлеса Республики Карелия будут соответственно откорректированы.

Без приложений

Текст сверен по:
Официальная рассылка


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в отделе баз данных ИВЦ ПГУ


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ