Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

О недрах



Закон введен в действие с 18.02.93 г.
Утратил силу на основании Закона Республики Карелия "О признании утратившими силу некоторых законов Республики Карелия" от 21.11.2000 г., № 446-ЗРК, введенным в действие с 25.11.2000 г. ( Газета "Карелия" № 91(690), 25 ноября 2000 г.)


Недра Республики Карелия являются собственностью народов, проживающих на ее территории. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов на территории Республики Карелия.
Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов Республики Карелия и ее граждан, а также прав пользователей недр.

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Законодательство Республики Карелия о недрах

Законодательство Республики Карелия о недрах основывается на Федеративном договоре и Конституции Республики Карелия, состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других законодательных актов.
Местные Советы народных депутатов районов, городов принимают решения по вопросам недропользования в пределах полномочий, определенных настоящим Законом и Законом о местном самоуправлении.
Земельные, водные, лесные отношения, отношения по охране и использованию окружающей среды, возникающие при пользовании недрами, регулируются действующим законодательством Республики Карелия и Российской Федерации.

Статья 2. Фонд недр Республики Карелия

Фонд недр Республики Карелия составляют используемые участки и неиспользуемые части недр в пределах административных границ Республики Карелия.
Распоряжение республиканским фондом недр в интересах народов, проживающих на территории Республики Карелия и Российской Федерации, осуществляется в соответствии с решениями органов государственной власти Республики Карелия.

Статья 3. Компетенция Российской Федерации в сфере
регулирования отношений недропользования

Ведению Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на территории Республики Карелия подлежит:
1) разработка и совершенствование основ законодательства о недрах;
2) определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;
3) установление основных принципов пользования недрами и их охраны;
4) определение совместно с Республикой Карелия регионального перечня полезных ископаемых, относимых к общераспространенным;
5) определение совместно с Республикой Карелия условий и порядка взимания платы за пользование недрами, отнесенными к федеральным природным ресурсам;
6) создание единой системы федерального и республиканского фондов геологической информации, распоряжение совместно с Республикой Карелия информацией, полученной за счет федеральных средств;
7) государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения;
8) контроль за составлением государственного баланса запасов полезных ископаемых, а также государственным учетом участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, государственной регистрацией работ по геологическому изучению недр;
9) государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность;
10) введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды с согласия органов государственной власти Республики Карелия;
11) заключение международных соглашений по использованию и охране недр, отнесенных к федеральным природным ресурсам, с учетом интересов Республики Карелия;

12) координация научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;

13) защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской Федерации;
14) разрешение споров по вопросам пользования недрами между Республикой Карелия и другими субъектами Российской Федерации.

Статья 4. Компетенция Республики Карелия в сфере регулирования
отношений недропользования

Ведению Республики Карелия по регулированию отношений недропользования подлежит:
1) владение, пользование и распоряжение недрами Республики Карелия;
2) осуществление полномочий в рамках совместной компетенции с Российской Федерацией по реализации единой федеральной политики использования недр;
3) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
4) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы Республики Карелия;
5) контроль за охраной и рациональным использованием недр;
6) создание республиканского фонда геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджета Республики Карелия;
7) Составление республиканского баланса запасов полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, государственная регистрация работ по геологическому изучению недр Республики Карелия;
8) установление форм и размеров платы за пользование недрами;
9) защита прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
10) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением переданных в ведение Российской Федерации;
11) определение размеров и порядка возмещения ущерба территории, нанесенного в связи с введением ограничений, предусмотренных п. 10 ст.3 настоящего Закона;
12) заключение международных соглашений по использованию и охране недр.

Статья 5. Компетенция районов, городов (республиканского
подчинения) в сфере регулирования отношений
недропользования

Ведению районов, городов (республиканского подчинения) в сфере регулирования отношений недропользования подлежат:
1) участие в решении вопросов о предоставлении недр в пользование в части отвода земельных участков, а также учета социально-экономических и экологических интересов населения своей территории;
2) участие в разработке и реализации программ развития и использования минерально-сырьевой базы Республики Карелия;
3) выдача в соответствии с установленным порядком горных отводов на месторождениях общераспространенных полезных ископаемых, а также для строительства подземных сооружений местного значения;
4) приостановление работ по пользованию недрами на принадлежащих пользователям земельных участках в случае нарушения ими статьи 19 настоящего Закона;
5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также за использованием недр для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей;
6) введение ограничений на пользование участками недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, связи и транспорта в случаях, если это пользование создает угрозу жизни и здоровью людей, может нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.


РАЗДЕЛ II

ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ


Статья 6. Виды пользования недрами

Недра представляются в пользование для:
1) геологического изучения;
2) добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
3) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие природные полости);
5) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
6) сбора валунов.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых, когда добыча полезного ископаемого производится в процессе его изучения.

Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование

В соответствии с лицензией на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. Горный отвод предоставляется также для проведения геологического изучения недр с одновременной добычей полезных ископаемых. Контур горного отвода может быть изменен по результатам государственной экспертизы запасов полезного ископаемого.
При определении границ горного отвода учитываются размеры участка недр, определяющие объект пользования и зоны влияния работ, связанных с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и другое).
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставленному в соответствии с лицензией для геологического изучения, придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

Статья 8. Ограничение пользования недрами

Ограничение пользования недрами имеет исключительный характер и осуществляется решением органов представительной власти Республики Карелия.
Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.
Пользование недрами на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, связи и транспорта может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

Статья 9. Пользователи недр

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.
Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья могут быть только государственные предприятия.

Статья 10. Сроки пользования недрами

Пользование недрами может быть бессрочным или временным.
Недра представляются в пользование:
- для геологического изучения на срок до 5 лет;
- для добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающих и связанных с ними производств, на срок до 50 лет;
- для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов на срок до 1 года;
- для сбора валунов на срок до 1 года.
При совмещении геологического изучения и добычи полезных ископаемых, когда добыча полезного ископаемого производится в процессе его изучения, недра предоставляются в пользование на срок до 5 лет.
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и для образования особо охраняемых объектов.
Сроки пользования недрами могут быть продлены по инициативе пользователя недр.
Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления права на это пользование.

Статья 11. Основания предоставления недр в пользование

Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью, в течение установленного срока, при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Лицензия удостоверяет право на проведение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использованию отходов горнодобывающих и связанных с ним перерабатывающих производств, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектов, сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, сбор валунов. Допускается выдача лицензий на несколько видов пользования недрами.
Передача лицензий от одного пользователя другому запрещается.
Выдача лицензий на пользование недрами осуществляется одновременно с предоставлением земельного участка на весь срок действия лицензий. Предоставление земельного участка осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Республики Карелия. Выдача лицензии на пользование недрами собственнику земельного участка производится в соответствии с настоящим Законом.

Статья 12. Содержание лицензии

Лицензия должна содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
4) указание границ земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работы;
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи минерального сырья;
8) соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.
Лицензия на право пользования недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе на условиях концессии, договора о разделе продукции, контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

Статья 13. Порядок предоставления лицензии.

Предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов.
Определение порядка проведения и условий конкурса или аукциона по каждому объекту или группе объектов осуществляется государственным органом, выдающим лицензии.
Информация о предстоящих конкурсах, аукционах и их итогах должна быть опубликована в средствах массовой информации.

Статья 14. Отказ в предоставлении лицензии

Отказ в предоставлении лицензии может последовать в следующих случаях:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательства того, что обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

Статья 15. Республиканская система лицензирования

Республиканская система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую, экологическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.
Задачей республиканской системы лицензирования является обеспечение:
- практической реализации федеральной и республиканской программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы;
- социальных, экономических, экологических и других интересов населения Республики Карелия и Российской Федерации;
- равных возможностей всем юридическим лицам, гражданам на получение лицензий;
- развития рыночных отношений и проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;
- необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защита их прав на пользование недрами.

Статья 16. Организационное обеспечение республиканской системы
лицензирования

Организационное обеспечение республиканской системы лицензирования возлагается на Государственный орган управления фондом недр Республики Карелия.
Государственный орган управления фондом недр Республики Карелия осуществляет подготовительную работу, связанную с выдачей лицензий, согласовывает условия лицензии с государственными, республиканскими, районными и городскими органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, органами охраны окружающей природной среды, горного надзора, а в части, касающейся платы,- с государственными и республиканскими органами управления экономикой.
Лицензия выдается совместно органом исполнительной власти Республики Карелия и государственным органом управления фондом недр Республики Карелия.
Лицензии на право добычи общераспространенных полезных ископаемых выдаются совместно администрацией районов и городов (республиканского подчинения) и государственным органом управления фондом недр Республики Карелия.
Лицензии на геологическое изучение и добычу ресурсов, отнесенных к федеральным, выдаются совместно органом исполнительной власти Республики Карелия и государственным органом управления фондом недр Российской Федерации.
Положение о порядке лицензирования пользования недрами утверждается Советом Министров Республики Карелия.

Статья 17. Антимонопольные требования

Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти и управления, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на:
- ограничение пользования недрами, за исключением случаев, предусмотренных в статье 8;
- ограничение, вопреки условиям конкурса или аукциона, доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право на пользование недрами в соответствии с настоящим Законом;
- уклонение от выдачи лицензии победителям в конкурсе либо аукционе;
- замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами;
- дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;
- дискриминацию пользователей недр в доступе к объектам транспорта и инфраструктуры.
Государственный орган управления фондом недр Республики Карелия вправе устанавливать предельные размеры участков недр (горных отводов), предоставленных в пользование.

Статья 18. Предоставление недр для разработки месторождений
общераспространенных полезных ископаемых

Порядок и условия предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в пределах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законодательными актами Республики Карелия.
Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативным источником сырья.

Статья 19. Добыча общераспространенных полезных ископаемых
собственниками и владельцами земельных участков

Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в границах участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров в порядке, устанавливаемом соответствующими органами государственной власти районов, городов.

Статья 20. Основание для прекращения права на пользование
недрами

Право на пользование недрами прекращается:
1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
2) при отказе владельца лицензии от права на пользование недрами;
3) при возникновении зафиксированного в лицензии решающего условия, исключающего дальнейшее осуществление предоставленного права;
4) при ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
5) в случае смерти гражданина, которому выдана лицензия на право пользования недрами.
Право на пользование недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено государственным органом управления фондом недр Республики Карелия самостоятельно или по представлению других специально уполномоченных на то государственных органов Республики Карелия в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении либо ограничении права на пользование недрами, он может обжаловать его в административном или судебном порядке.

Статья 21. Порядок досрочного прекращения права на пользование
недрами

В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части второй статьи 20 настоящего Закона, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр.
В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права на пользование недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня письменного уведомления пользователя недр о допущенных им нарушениях и непринятия с его стороны мер по их устранению.
При досрочном прекращении права на пользование недрами ликвидация или консервация предприятия производится в порядке, предусмотренном статьей 26 настоящего Закона. Расходы по консервации и ликвидации предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в пунктах 1 ( при наличии вины предприятия), 2 и 3 части второй статьи 20 настоящего Закона или по инициативе пользователя недр.
Расходы по консервации и ликвидации предприятия-пользователя недр несет государство, если пользование недрами прекращено по причинам, указанным в пункте 1 ( в случае отсутствия вины предприятия) и пункте 4 части второй статьи 20 настоящего Закона.
В том случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права на пользование недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр, не включается в общий срок действия лицензии.

Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр

Пользователь недр имеет право:
1) использовать предоставленный ему участок недр для осуществления любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;
2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие законодательным и нормативным актам;
3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и законодательством;
4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии;
5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленного ему горного отвода;
6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в пределах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией;
7) обращаться в орган, выдающий лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была выдана.
Пользователь недр имеет преимущество перед другими претендентами при продлении срока действия лицензии.
Пользователь недр, проводивший в соответствии с лицензией геологическое изучение полезного ископаемого, имеет исключительное право на получение лицензии на его добычу, если это условие было оговорено в лицензии на геологическое изучение.
Пользователь недр обязан обеспечить:
1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами;
2) соблюдение требований технических проектов и схем развития горных работ;
3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе геологического изучения недр и обеспечение ее сохранности;
4) предоставление геологической информации о ней в федеральный и республиканский фонды геологической информации;
5) предоставление данных о разведанных, извлекаемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и республиканский фонды геологической информации и в органы государственной статистики;
6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений или в иных хозяйственных целях, ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
10) выполнение условий, установленных лицензией, и правильное внесение платежей при пользовании недрами.


РАЗДЕЛ III

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР


Статья 23. Основные требования по рациональному использованию и
охране недр

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охране недр;
3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов и их использования;
6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.
В случае нарушения требований настоящей статьи право на пользование недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

Статья 24. Основные требования по безопасному ведению работ,
связанных с пользованием недрами

Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускается только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Органы государственной власти и управления, пользователи недр и органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обязаны обеспечить выполнение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.
Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:
1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию;
2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;
4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;
5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций;
6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пыли;
7) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану труда работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и защиту населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.
Пользователи недр обязаны создавать горноспасательные части либо пользоваться услугами таких частей по договору.
Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.
При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственного управления, местную администрацию.

Статья 25. Условия застройки площадей залегания полезных
ископаемых

Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания подземных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения государственного органа управления фондом недр Республики Карелия и горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Статья 26. Ликвидация и консервация предприятий по добыче
полезных ископаемых и подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых

Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом.
При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация заполняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.
Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, выдавшими лицензию, и органом государственного горного надзора.

Статья 27. Геологическая информация о недрах

Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, является собственностью заказчика, финансировавшего работы, в результате которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на пользование недрами.
Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Карелия для других видов собственности.
Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если при этом не затрагиваются коммерческие интересы заказчика, обусловленные договором.
Геологическая или иная информация, полученная за счет федеральных средств, представляется по установленной форме в федеральный и республиканский фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию.
Порядок и условия использования указанной информации определяются совместно с государственным органом управления фондом недр и Правительством Республики Карелия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.
Геологическая и иная информация, полученная за счет средств бюджета Республики Карелия, представляется по установленной форме в республиканский фонд геологической информации, сведения о ней - в федеральный фонд, если иное не предусмотрено лицензией. Порядок и условия использования указанной информации определяются государственным органом управления фондом недр Республики Карелия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.
Организации, предприятия и отдельные граждане, получившие геологическую и иную информацию о недрах за счет собственных средств, представляют эту информацию в федеральный и республиканский фонды геологической информации и определяют условия ее использования.
Должностные лица обязаны обеспечить конфиденциальность информации во время ее сбора, хранения, передачи и иного использования.

Статья 28. Государственный учет и государственная регистрация

Государственному учету и государственной регистрации подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также для целей, не связанных с их добычей.
Государственный учет и государственная регистрация по территории Республики Карелия осуществляются государственным органом управления фондом недр Республики Карелия по единой системе, принятой в Российской Федерации.

Статья 29. Государственная экспертиза запасов полезных
ископаемых

В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Решение государственной экспертизы является основанием для постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государственный учет.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
При предоставлении недр в пользование одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых пользователи недр могут согласно лицензии начинать добычу до государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Сроки последующего предоставления материалов на государственную экспертизу с уточнением условий пользования недрами, включая платежи, оговариваются в условиях лицензии на право пользования недрами.
Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется государственным органом управления фондом недр Республики Карелия.

Статья 30. Государственный кадастр месторождений и проявлений
полезных ископаемых на территории Республики Карелия

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральной и республиканской программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также для других народнохозяйственных целей.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащихся в них компонентов, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.

Статья 31. Государственный баланс запасов полезных ископаемых
на территории Республики Карелия

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется республиканский баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, их размещении, степени промышленного освоения, о добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.

Статья 32. Ведение государственного кадастра месторождений и
проявлений полезных ископаемых и государственного
баланса запасов полезных ископаемых на территории
Республики Карелия

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и республиканский геологические фонды в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Карелия.
Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых на территории Республики Карелия осуществляется государственным органом управления фондом недр Республики Карелия.

Статья 33. Охрана участков недр, представляющих особую научную
или культурную ценность

Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную и культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками, либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается.
В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органу, выдавшему лицензию.

Статья 34. Вознаграждение за выявление месторождений полезных
ископаемых

Лица, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого редкого геологического обнажения или минералогического, палеонтологического и иного образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неразведанном участке недр, имеют право зарегистрировать указанный участок недр в государственном органе управления фондом недр Республики Карелия.
При подтверждении ценности выявленных участков недр лицам, их зарегистрировавшим, выплачивается денежное вознаграждение.
Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения устанавливается Правительством Республики Карелия.


РАЗДЕЛ IV

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ
НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ


Статья 35. Задачи государственного регулирования отношений
недропользования в Республике Карелия

Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования в Республике Карелия является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов Республики Карелия и Российской Федерации.
Государственное регулирование отношений недропользования Республики Карелия осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.
В задачи государственного регулирования в Республике Карелия входят:
- определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу;
- обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
- ведение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
- установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Статья 36. Государственное управление отношениями
недропользования в Республике Карелия

Государственное управление отношениями недропользования в Республике Карелия осуществляется Верховным Советом и Советом Министров Республики Карелия, а также государственным органом управления фондом недр Республики Карелия, действующими на основании Указов Президента Российской Федерации и законодательных актов Российской Федерации в отношении природных ресурсов, отнесенных к федеральным, а также законодательству Республики Карелия.
Государственный орган управления фондом недр Республики Карелия наделяется полномочиями территориального подразделения органа управления государственным фондом недр Российской Федерации.
Государственный орган управления фондом недр Республики Карелия не может выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Статья 37. Государственный контроль за рациональным
использованием и охраной недр

Задачей государственного контроля за рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.
Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля во взаимодействии с органами государственного горного надзора, природоохранными и иными контролирующими органами.
Полномочия органов государственного геологического контроля определяются Положением, утвержденным Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Карелия.

Статья 38. Государственный надзор за безопасным ведением работ,
связанных с пользованием недрами

Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр.
Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора. Органы государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профсоюзными организациями.
Компетенция органов государственного горного надзора, права, обязанности и порядок их работы определяются Положением об этих органах, утвержденным Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Карелия.


РАЗДЕЛ V

ПЛАТА ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ


Статья 39. Система платежей при пользовании недрами

Пользование недрами является платным за исключением случаев, предусмотренных статьей 40 настоящего Закона.
Система платежей при пользовании недрами включает в себя:
- плату за право пользования недрами;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- сбор за выдачу лицензий;
- акцизный сбор;
- плату за пользование участками континентального шельфа и внутренних водоемов.
Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю, плату за геологическую информацию, и могут получать скидку с платежей за истощение недр в соответствии со статьей 48 настоящего Закона.

Статья 40. Льготы по платежам за пользование недрами

Освобождаются от платежей следующие категории пользователей недр Республики Карелия:
1) собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;
2) пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без нарушения целостности недр;
3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, указанных в пункте 4 части первой статьи 6 настоящего Закона.
Дополнительные льготы по платежам за пользование недрами устанавливаются Верховным Советом Республики Карелия.

Статья 41. Платежи за право пользования недрами

С пользователей недр взимаются платежи за право на поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях.
Эти платежи могут взиматься в форме разовых взносов или регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права.
Размеры платежей за право проведения поисковых и разведочных работ определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.
Размеры платежей за право на добычу определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горнотехнических и экономических условий освоения и разработки месторождения, степени риска.
Платежи за право на добычу полезных ископаемых взимаются в формах начального, а также последующих регулярных платежей с начала добычи. Их размеры определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом погашаемых в недрах запасов полезных ископаемых и включаются в себестоимость его добычи.
Платежи за право на разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются.
Платежи за право пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, взимаются в форме разовых взносов или регулярных платежей. Размеры этих платежей определяются в зависимости от размеров участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании.
Порядок и условия взимания платежей за право пользования недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Республики Карелия. Размер платы за право пользования недрами устанавливается по итогам конкурса или аукциона при выдаче лицензии на право пользования недрами.

Статья 42. Плата за право пользования недрами

В федеральный бюджет зачисляются:
- 40 процентов платежей за право пользования недрами континентального шельфа Белого моря в территориальных границах Республики Карелия;
- 25 процентов платежей за право на добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных.
В республиканский бюджет зачисляются:
- 60 процентов платежей за право пользования недрами континентального шельфа Белого моря в территориальных границах Республики Карелия;
- 25 процентов платежей за право на добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных.
В районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, на территории которых осуществляется пользование недрами, зачисляются:
- 100 процентов платежей за право на поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых на их территории;
- 100 процентов платежей за право на добычу общераспространенных полезных ископаемых;
- 100 процентов платежей за право пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- 50 процентов платежей за право на добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных.
Нормативы отчислений между бюджетами по платежам, указанным в настоящей статье, могут быть изменены Верховным Советом Республики Карелия.

Статья 43. Формы внесения платы за право пользования недрами

Плата за право пользования недрами может взиматься в форме:
- денежных платежей;
- части объема добытого минерального сырья или иной производимой пользователем продукции;
- выполнения работ или предоставления услуг;
- зачета сумм предстоящих платежей в бюджет Российской Федерации и бюджет Республики Карелия или района, города в качестве долевого вклада в уставной фонд создаваемого горного предприятия.
Форма внесения платы устанавливается в лицензии на право пользования недрами.
Не допускается требование и принятие в качестве платы за право пользования недрами, минерального сырья, материалов и продуктов, которые отнесены к федеральным ресурсам и входят в исключительную компетенцию Российской Федерации, а также услуг военного характера и информации, составляющей государственную тайну.
Не допускается требование предоставления информации, составляющей коммерческую тайну пользователя, в счет оплаты за право пользования недрами.

Статья 44. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой
базы

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы взимаются с пользователей недр, осуществляющих добычу всех видов полезных ископаемых. Эти отчисления поступают в государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Средства этого фонда используются для финансирования региональных, геологосъемочных, научно-исследовательских и других работ, связанных с геологическим изучением недр, поисков и оценки месторождений полезных ископаемых, а также завершения разведки месторождений полезных ископаемых по проектам, утвержденным до введения в действие настоящего Закона.
Разведка всех других месторождений полезных ископаемых финансируется за счет средств предприятий, получивших лицензии на право геологического изучения этих месторождений.
Суммы отчислений во внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, вносимых предприятиями, самостоятельно финансирующими работы по завершению геологоразведочных проектов, утвержденных до введения в действие Закона Российской Федерации "О недрах", уменьшаются на величину фактического финансирования.
Часть отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 0,5-1,5 процента направляются на вознаграждение за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых.
Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, порядок их взимания, распределения и использования устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации.
Верховный Совет Республики Карелия определяет порядок и условия формирования внебюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Карелия.
Средства этого фонда направляются на проведение геологических, геоэкологических исследований, поисков и оценки месторождений, социальное развитие и материально-техническое обеспечение геологических организаций и предприятий в интересах Республики Карелия.
Распоряжение внебюджетным фондом воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Карелия осуществляет Государственный орган управления фондом недр Республики Карелия.

Статья 45. Сбор за выдачу лицензий

За выдачу лицензии на право пользования недрами государственным органом, выдающим лицензию, взимается сбор. Размер сбора определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование недрами, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий.

Статья 46. Акцизы в Республике Карелия

Акцизы в Республике Карелия могут вводиться специальным законодательным актом Республики Карелия по отдельным видам минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками при получении пользователем недр сверхнормативной прибыли, содержащейся в цене продукции.

Статья 47. Плата за пользование участками континентального
шельфа и внутренних водоемов, относящихся
административно к Республике Карелия

Плата за пользование акваторией и участками морского дна взимается с пользователей, осуществляющих в акваториях на части шельфа, в территориальных границах Республики Карелия, поиски, разведку, добычу полезных ископаемых и использование дна и недр в иных целях.
Размеры платежей зависят от арендуемой площади и ее конфигурации, мощности водной толщи, цели пользования недрами. Порядок и условия взимания платы устанавливаются Правительствами Российской Федерации и Республики Карелия.
Форма и размеры платежей устанавливаются при выдаче лицензии.

Статья 48. Скидка за истощение недр.

Скидка за истощение недр применяется к платежам за право пользования недрами и может предоставляться:
- пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения объективно обусловленной, не связанной с нарушением условий рационального использования разведанных запасов;
- пользователю недр, осуществляющему добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения.
Решение об установлении скидки за истощение недр принимается органом, выдающим лицензию на право пользования недрами.


РАЗДЕЛ VI

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА О НЕДРАХ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ


Статья 49. Ответственность за нарушение законодательства о
недрах

Сделки, связанные с использованием недр, заключенные с нарушением настоящего Закона, являются недействительными.
Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также в:
- нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами;
- самовольном пользовании недрами;
- нарушении настоящего Закона, требований, утвержденных в установленном порядке, стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушении, ведущем к загрязнению недр и приводящем месторождение полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации;
- нарушение права собственности на геологическую и иную информацию либо ее конфиденциальности;
- самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;
- необеспечении сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами;
- уничтожении или повреждении наблюдательных режимных скважин на подземные воды, а также маркшейдерских и геодинамических знаков;
- систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами;
- невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности месторождений, горных выработок и буровых скважин на время консервации;
- невыполнении мероприятий по приведению земельных и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в безопасное состояние, пригодное для их дальнейшего использования, несут уголовную ответственность в соответствии с Законами Российской Федерации, административную ответственность в соответствии с Законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 50. Порядок разрешения споров

Споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами исполнительной власти в пределах их компетенции, судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством.
Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат:
1) финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами;
2) обжалование решений органов государственной власти и управления, противоречащих настоящему Закону и иному законодательству о недрах, в том числе государственного органа по управлению фондом недр Республики Карелия, о досрочном прекращении права пользования недрами, об отказе в выдаче лицензии на право пользования недрами или о досрочном прекращении права на пользование недрами;
3) обжалование действий и решений должностных лиц и органов, противоречащих настоящему Закону;
4) обжалование противоречащих законодательных стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и окружающей природной среды.

Статья 51. Возмещение причиненного вреда

Вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов власти и управления, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан, за счет средств соответствующих бюджетов и органов власти.
В случае, если участок недр не передан в пользование, возмещение вреда производится путем взносов в бюджет Республики Карелия.
Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена полностью или частично проведением работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр.


РАЗДЕЛ VII

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ


Статья 52. Международные договоры

Если международным договором ранее не определены иные правила, чем те, что установлены настоящим Законом, то допускается применение правил международного договора.

Председатель Верховного Совета Республики Карелия В.Н.Степанов

Петрозаводск. 18 февраля 1993 г.
N XII-16/472


Текст документа сверен по:
ВВС РК N 4/93 г. ст.472


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в отделе баз данных ИВЦ ПГУ


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ