ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2021 года N 748
Об утверждении основных направлений
государственной долговой политики
Калужской области на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1
Бюджетного кодекса Российской Федерации
и в целях проведения ответственной
долговой политики, повышения
эффективности исполнения областного
бюджета в 2022 году и в плановом периоде 2023
- 2024 годов Правительство Калужской
области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить основные направления
государственной долговой политики
Калужской области на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов согласно приложению
к настоящему Постановлению.
Губернатор Калужской области
В.В.Шапша
Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 10 ноября 2021 г. N 748
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА
2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ
1. Основные цели государственной
долговой политики Калужской области на
2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Основной целью государственной долговой
политики Калужской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов (далее -
долговая политика) является поддержание
объема и структуры государственного
долга Калужской области в рамках
установленных ограничений и на уровне,
позволяющем обеспечить
сбалансированность областного бюджета,
своевременное исполнение долговых
обязательств и социально-экономическое
развитие Калужской области.
2. Итоги реализации долговой политики
В последние годы долговая политика была
направлена на снижение объема
государственного долга Калужской
области и расходов на его обслуживание, а
также на оптимизацию структуры
государственного долга.
На 1 января 2016 года объем
государственного долга Калужской
области составлял 31 279,6 млн рублей, или 92,4
процента к общему объему доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2015 год. В
структуре государственного долга
Калужской области наибольший объем
занимали бюджетные кредиты (48,4 процента)
и коммерческие заимствования (38,5
процента).
В 2016 году была проведена большая работа с
Министерством финансов Российской
Федерации по замещению рыночных
долговых обязательств субъектов
Российской Федерации бюджетными
кредитами из федерального бюджета. Это
привело к значительному изменению
структуры государственного долга
Калужской области и уже на 1 января 2017
года в его структуре объем бюджетных
кредитов составлял 94,0 процента, а по
состоянию на 1 января 2018 года кредиты от
кредитных организаций были погашены в
полном объеме.
Кроме того, в 2017 году на федеральном
уровне была реализована программа
реструктуризации бюджетных кредитов,
предоставленных бюджету Калужской
области из федерального бюджета в 2015 - 2017
годах, основной объем погашения которых
приходился на 2018 - 2019 годы.
Срок возврата бюджетных кредитов,
предоставленных бюджету Калужской
области в указанном периоде, был продлен
на 7 лет. При этом возврат бюджетных
кредитов в 2018 - 2019 годах осуществлялся в
размере 5 процентов обязательств
Калужской области перед федеральным
бюджетом. Таким образом, за период 2018 - 2019
годов было погашено 2659,2 млн рублей
вместо 18419,7 млн рублей. Высвободившиеся
средства направлены на
социально-экономическое развитие
региона, а также на выполнение
"майских" указов Президента
Российской Федерации.
В результате проведенных мероприятий по
сокращению государственного долга
Калужской области его объем по состоянию
на 1 января 2020 года снизился на 2807,0 млн
рублей по сравнению с показателем на 1
января 2016 года и составил 28472,6 млн рублей,
или 52,8 процента к общему объему доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2019 год.
В 2020 году в целях снижения напряженности
исполнения областного бюджета в части
государственного долга Калужской
области регион принял участие в
реструктуризации обязательств перед
Российской Федерацией по бюджетным
кредитам, полученным из федерального
бюджета. Период погашения
реструктурированной задолженности по
бюджетным кредитам продлен до 2029 года
включительно со следующими сроками
погашения: в 2020 году в размере 0 процентов
суммы задолженности, в 2021 - 2024 годах в
размере 5 процентов суммы задолженности
ежегодно, в 2025 - 2029 годах ежегодно равными
долями от остатка суммы задолженности.
Долговые обязательства Калужской
области полностью реструктуризированы.
Проценты за пользование бюджетными
кредитами составляют 0,1 процента
годовых.
При этом высвобождаемые в 2020 году в
результате реструктуризации средства в
сумме 2659,2 млн рублей направлены на
финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с предотвращением влияния
ухудшения экономической ситуации на
развитие отраслей экономики Калужской
области, с профилактикой и устранением
последствий распространения новой
коронавирусной инфекции.
Объем государственного долга Калужской
области на 1 января 2021 года составил 28198,6
млн рублей, при этом основную часть
долга, или 95,9 процента, составили
бюджетные кредиты, 4,1 процента -
государственные гарантии, рыночные
заимствования отсутствуют. Погашение и
обслуживание долговых обязательств
Калужской области осуществлялись в
установленный срок и в полном объеме.
По итогам исполнения областного бюджета
за 2020 год долговая нагрузка составила 53,9
процента от налоговых и неналоговых
доходов областного бюджета, что
соответствует нормам бюджетного
законодательства. Незначительное
увеличение долговой нагрузки на 1,1
процентного пункта по сравнению с 2019
годом обусловлено снижением поступлений
налоговых и неналоговых доходов в 2020
году в связи с негативными
последствиями, вызванными
распространением новой коронавирусной
инфекции. Вместе с тем долговая нагрузка
на областной бюджет находится на
безопасном уровне.
По ожидаемой оценке исполнения
областного бюджета за 2021 год условия
соглашений, заключенных с Министерством
финансов Российской Федерации, о
предоставлении бюджету Калужской
области из федерального бюджета
бюджетных кредитов для частичного
покрытия дефицита бюджета Калужской
области с учетом условий
реструктуризации бюджетных кредитов
будут выполнены в полном объеме.
3. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики
Основными факторами, определяющими
характер и направления долговой
политики, являются:
изменения в экономике, связанные с
влиянием распространения новой
коронавирусной инфекции на
социально-экономическое развитие
региона, замедление темпов
экономического роста и, как следствие,
снижение налоговых и неналоговых
доходов областного бюджета;
рост расходов областного бюджета
вследствие необходимости финансового
обеспечения мероприятий, связанных с
предотвращением влияния ухудшения
экономической ситуации на развитие
отраслей экономики, с профилактикой и
устранением последствий
распространения новой коронавирусной
инфекции;
изменения, вносимые в бюджетное
законодательство Российской Федерации и
законодательство Российской Федерации о
налогах и сборах;
изменения, внесенные в Бюджетный кодекс
Российской Федерации в части оценки
долговой устойчивости субъектов
Российской Федерации и их ранжирования в
зависимости от уровня долговой
устойчивости;
необходимость обеспечения безусловного
исполнения обязательств Калужской
области по соглашениям, заключенным с
Министерством финансов Российской
Федерации, о предоставлении бюджету
Калужской области из федерального
бюджета бюджетных кредитов для
частичного покрытия дефицита бюджета
Калужской области с учетом условий
реструктуризации бюджетных кредитов.
4. Цели и задачи долговой политики
Реализация основных направлений
долговой политики будет направлена на
достижение следующих целей:
поддержание уровня долговой нагрузки,
структуры государственного долга
Калужской области и расходов на его
обслуживание на оптимальном уровне;
обеспечение минимально возможной
стоимости обслуживания
государственного долга Калужской
области;
обеспечение исполнения долговых
обязательств в полном объеме и в
установленные сроки.
Также необходимо решить следующие
задачи:
осуществление мониторинга соответствия
параметров государственного долга
Калужской области ограничениям,
установленным Бюджетным кодексом
Российской Федерации и нормативными
правовыми актами Калужской области;
осуществление мониторинга объема,
структуры и графика платежей по
государственному долгу Калужской
области в процессе подготовки проекта
областного бюджета на очередной
финансовый год и плановый период;
реализация мероприятий, обеспечивающих
выполнение условий соглашений по
реструктуризации задолженности по
бюджетным кредитам, предоставленным
бюджету Калужской области из
федерального бюджета для частичного
покрытия дефицита бюджета Калужской
области;
осуществление механизма финансирования
бюджетных инвестиций в объекты
инфраструктуры в целях реализации новых
инвестиционных проектов за счет средств,
высвобождаемых в 2021 - 2024 годах в
результате реструктуризации
задолженности по бюджетным кредитам,
предоставленным бюджету Калужской
области из федерального бюджета для
частичного покрытия дефицита бюджета
Калужской области;
реализация инфраструктурных проектов за
счет средств инфраструктурных бюджетных
кредитов из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской
Федерации;
обеспечение последовательности и
согласованности деятельности органов
исполнительной власти Калужской области
при планировании потребности в долговых
заимствованиях и предоставлении
государственных гарантий Калужской
области с учетом возможностей
областного бюджета по обслуживанию
государственного долга Калужской
области и погашению долговых
обязательств;
размещение в средствах массовой
информации,
информационно-телекоммуникационной
сети Интернет информации и документов,
обеспечивающих раскрытие актуальной
информации о финансово-экономическом
положении областного бюджета, в том
числе о заимствованиях и управлении
государственным долгом, проводимой
бюджетной и экономической политике, с
целью информирования населения;
реализация мер по сокращению
государственного и муниципального
долга, предусмотренных Программой
финансового оздоровления Калужской
области, а также реализация задач,
поставленных в ведомственной целевой
программе "Совершенствование системы
управления общественными финансами
Калужской области".
5. Инструменты реализации долговой
политики
Обеспечение сбалансированности
областного бюджета при одновременном
обеспечении непревышения установленных
показателей по объему государственного
долга Калужской области и минимизации
расходов на обслуживание долговых
обязательств предполагает
использование следующих долговых
инструментов:
5.1. Бюджетные кредиты на пополнение
остатка средств на едином счете бюджета.
Привлечение краткосрочных бюджетных
кредитов из федерального бюджета по
ставке 0,1 процента годовых позволит
снизить сроки и объемы пользования
кредитами от кредитных организаций и,
как следствие, обеспечить выполнение
целевого показателя по расходам на
обслуживание государственного долга
Калужской области.
5.2. Бюджетные кредиты из федерального
бюджета на финансовое обеспечение
реализации инфраструктурных проектов.
В 2022 - 2023 годах запланировано привлечение
инфраструктурных бюджетных кредитов из
федерального бюджета с целью
обеспечения реализации
инфраструктурных проектов в рамках
лимитов бюджетных кредитов,
установленных Калужской области в сумме
2881,9 млн рублей, а также с учетом заявок,
направленных для отбора на конкурсной
основе в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
14.07.2021 N 1189 "Об утверждении Правил
отбора инфраструктурных проектов,
источником финансового обеспечения
расходов на реализацию которых являются
бюджетные кредиты из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации на финансовое обеспечение
реализации инфраструктурных проектов, и
о внесении изменений в Положение о
Правительственной комиссии по
региональному развитию в Российской
Федерации".
В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
14.07.2021 N 1190 "Об утверждении Правил
предоставления, использования и
возврата субъектами Российской
Федерации бюджетных кредитов,
полученных из федерального бюджета на
финансовое обеспечение реализации
инфраструктурных проектов"
инфраструктурные бюджетные кредиты
предоставляются на срок не менее 15 лет по
ставке 3 процента годовых с условиями их
погашения ежегодно равными долями
согласно графику погашения
инфраструктурного бюджетного кредита,
начиная с 3-го года предоставления
данного бюджетного кредита, и
возможностью его досрочного погашения.
Механизм реализации данных заемных
средств из федерального бюджета
направлен на осуществление расходов
инвестиционного характера, включая
строительство (реконструкцию) объектов
транспортной, инженерной, коммунальной,
социальной, туристской инфраструктур,
инвестиции в общественный транспорт, с
учетом результатов проводимой долговой
политики субъекта Российской Федерации.
5.3. Кредиты от кредитных организаций.
Привлечение кредитов от кредитных
организаций является одним из
источников финансирования дефицита
областного бюджета и погашения
государственного долга Калужской
области. Использование данного
инструмента долговой политики
целесообразно при незначительных
объемах заимствований, которые
планирует осуществлять Калужская
область. Ключевой задачей на данном
этапе остается обеспечение привлечения
в областной бюджет кредитов от кредитных
организаций по ставкам на уровне не
более чем уровень ключевой ставки,
установленный Центральным банком
Российской Федерации, увеличенный на 1
процент годовых.
Калужской областью будет осуществляться
мониторинг кредитного рынка с целью
определения оптимальных параметров
привлечения заемных ресурсов (объем -
стоимость - срок).
5.4. Государственные гарантии Калужской
области.
Принятие обязательств по
государственным гарантиям оказывает
влияние на основные параметры
областного бюджета. Объем
предоставленных гарантий включается в
общий объем государственного долга
Калужской области и непосредственно
влияет на рост государственного долга.
Исполнение обязательств по
государственным гарантиям может
привести к увеличению расходов
областного бюджета (гарантии без права
регрессного требования) или росту выплат
по источникам финансирования дефицита
бюджета (гарантии с правом регрессного
требования).
6. Анализ рисков для бюджета, возникающих
в процессе управления государственным
долгом субъекта Российской Федерации
Основными рисками при управлении
государственным долгом Калужской
области являются:
риски, обусловленные сложившейся
экономической ситуацией в Российской
Федерацией в связи с распространением
новой коронавирусной инфекции и
принятием мер по устранению ее
последствий;
риск недостижения планируемых объемов
поступлений доходов областного бюджета,
что потребует поиска альтернативных
источников для выполнения принятых
расходных и долговых обязательств
Калужской области;
риск наступления гарантийного случая -
неплатежи принципалов по
обязательствам, которые были
гарантированы Калужской областью.
Основными мерами, принимаемыми в
отношении управления рисками,
связанными с реализацией долговой
политики, являются:
достоверное прогнозирование доходов
областного бюджета и поступлений по
источникам финансирования дефицита
областного бюджета;
планирование государственных
заимствований с учетом экономических
возможностей по привлечению ресурсов,
текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке
заимствований;
принятие взвешенных и экономически
обоснованных решений по принятию
долговых обязательств.
7. Ожидаемые итоги реализации основных
направлений долговой политики
Реализация основных направлений
долговой политики направлена на
достижение следующих значений
показателей долговой устойчивости
областного бюджета с целью отнесения
Калужской области к группе заемщиков с
высоким уровнем долговой устойчивости в
соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации:
- объем государственного долга Калужской
области к общему объему доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений - не более 50
процентов (в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации при
расчете данного показателя в объеме
государственного долга Калужской
области не учитываются бюджетные
кредиты, предоставленные из
федерального бюджета на финансовое
обеспечение реализации
инфраструктурных проектов);
- годовая сумма платежей по погашению и
обслуживанию государственного долга
Калужской области, возникшего по
состоянию на 1 января очередного
финансового года, без учета платежей,
направляемых на досрочное погашение
долговых обязательств со сроками
погашения после 1 января года, следующего
за очередным финансовым годом, к общему
объему налоговых и неналоговых доходов
областного бюджета и дотаций из бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации -
не более 13 процентов (в соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации
при расчете данного показателя в годовой
сумме платежей по погашению и
обслуживанию государственного долга
Калужской области не учитывается сумма
платежей по погашению и обслуживанию
бюджетных кредитов, предоставленных из
федерального бюджета на финансовое
обеспечение реализации
инфраструктурных проектов);
- доля расходов на обслуживание
государственного долга Калужской
области в общем объеме расходов
областного бюджета, за исключением
объема расходов, которые осуществляются
за счет субвенций, предоставляемых из
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, - не более 5 процентов.
Кроме того, реализация долговой политики
направлена на обеспечение доступности
информации о государственном долге
Калужской области.
- Об утверждении Программы финансового оздоровления Калужской области (с изменениями на 12 января 2023 года)
- О внесении изменений в постановление Правительства Калужской области от 30.08.2016 N 462 "Об утверждении Программы финансового оздоровления Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 23.03.2017 N 151, от 28.09.2018 N 588)