ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ
ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 16 июля 2013 года N 01/8021-13-32
Об организации и осуществлении
государственного контроля (надзора) за
соблюдением требований технических
регламентов
В целях обеспечения реализации
полномочий по осуществлению
государственного контроля (надзора) за
соблюдением требований технических
регламентов Таможенного союза
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека обращает внимание
территориальных органов
Роспотребнадзора на следующее.
По состоянию на 1 июля 2013 года
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека является уполномоченным
органом Российской Федерации по
обеспечению государственного контроля
(надзора) за соблюдением требований
следующих технических регламентов
Таможенного союза:
"О безопасности отдельных видов
специализированной пищевой продукции, в
том числе диетического лечебного и
диетического профилактического
питания" (постановление Правительства
Российской Федерации от 10 июня 2013 года N
485);
"Требования безопасности пищевых
добавок, ароматизаторов и
технологических вспомогательных
средств" (постановление Правительства
Российской Федерации от 10 июня 2013 года N
484);
"Пищевая продукция в части ее
маркировки" (постановление
Правительства Российской Федерации от 3
июня 2013 года N 468);
"О безопасности низковольтного
оборудования" в отношении
низковольтного оборудования,
реализуемого исключительно для личных,
семейных, домашних и иных не связанных с
осуществлением предпринимательской
деятельности нужд потребителей
(постановление Правительства Российской
Федерации от 13 мая 2013 года N 407);
"О безопасности машин и
оборудования" в отношении машин и
оборудования, реализуемого
исключительно для личных, семейных,
домашних и иных не связанных с
осуществлением предпринимательской
деятельности нужд потребителей
(постановление Правительства Российской
Федерации от 13 мая 2013 года N 407);
"О безопасности средств
индивидуальной защиты" (постановление
Правительства Российской Федерации от 26
ноября 2012 года N 1223);
"О безопасности упаковки"
(постановление Правительства Российской
Федерации от 9 октября 2012 года N 1033);
"О безопасности
парфюмерно-косметической продукции"
(постановление Правительства Российской
Федерации от 27 сентября 2012 года N 989);
"О
безопасности игрушек" (постановление
Правительства Российской Федерации от 11
сентября 2012 года N 917);
"О безопасности продукции легкой
промышленности" (постановление
Правительства Российской Федерации от 11
сентября 2012 года N 918);
"О безопасности продукции,
предназначенной для детей и
подростков" (постановление
Правительства Российской Федерации от 11
сентября 2012 года N 912).
Согласно статье 6 Соглашения о
проведении согласованной политики в
области технического регулирования,
санитарных и фитосанитарных мер от 25
января 2008 года и статьи 10 Соглашения о
единых принципах и правилах
технического регулирования в Республике
Беларусь, Республике Казахстан и
Российской Федерации от 18 ноября 2010 года
государственный контроль (надзор) за
соблюдением требований технических
регламентов Таможенного союза
проводится в порядке, установленном
национальным законодательством Сторон
этих соглашений.
В частности, статья 32 Федерального
закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О
техническом регулировании" (далее -
Федеральный закон N 184) связывает
государственный контроль (надзор) за
соблюдением требований технических
регламентов с существующим порядком,
установленным законодательством
Российской Федерации.
Таким образом, реализация перечисленных
выше полномочий должна обеспечиваться
Федеральной службой по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека в рамках основных функций,
возложенных на Роспотребнадзор, при
осуществлении федерального
государственного санитарного надзора и
федерального государственного надзора в
области защиты прав потребителей,
правовые основы и порядок осуществления
которых определен постановлениями
Правительства Российской Федерации от 5
июня 2013 года N 476 (далее - постановление N
476) и N* 2 мая 2012 года N 412 (постановление N
412).
* Текст документа соответствует
оригиналу. - Примечание изготовителя
базы данных.
Так,
согласно положений пункта 11
постановления N 476 и пункта 6
постановления N 412 к отношениям,
связанным с осуществлением федерального
государственного
санитарно-эпидемиологического надзора и
федерального государственного надзора в
области защиты прав потребителей,
организацией и проведением проверок
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, применяются положения
Федерального закона от 26 декабря 2008 года
N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля" (далее - Федеральный закон N
294).
Поскольку конкретный порядок,
регламентирующий механизм организации и
проведения проверок за соблюдением
требований технических регламентов
Федеральным законом N 294 в настоящее
время не определен, государственный
контроль (надзор) за соблюдением
требований технических регламентов,
возложенный на Роспотребнадзор,
необходимо обеспечить в 2013 году в рамках
сформированных планов проведения
плановых проверок юридических лиц (их
филиалов, представительств,
обособленных структурных подразделений)
и индивидуальных предпринимателей с
учетом следующих особенностей.
Согласно положений статьи 33
Федерального закона N 184 предметом
государственного контроля (надзора) за
соблюдением требований технических
регламентов являются объекты
технического регулирования, т.е.
продукция или продукция и связанные с
требованиями к продукции процессы
проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации
(исключительно в части соблюдения
требований соответствующих технических
регламентов).
Однако если предмет таких проверок,
проводимых в рамках федерального
государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
включает в себя надзор за соответствием
продукции и связанными с ней процессами
(см. пункт 2 части 1 статьи 44 Федерального
закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучия населения"), то в рамках
федерального государственного надзора в
области защиты прав потребителей -
только продукция (товары) на
соответствие обязательным требованиям,
обеспечивающим безопасность товаров для
жизни и здоровья потребителей,
окружающей среды, предупреждение
действий, вводящих потребителей в
заблуждение, и предотвращение
причинения вреда имуществу
потребителей, установленным в
соответствии с международными
договорами Российской Федерации.
Необходимо иметь в виду, что
государственный контроль (надзор) за
соблюдением требований технических
регламентов в отношении продукции и
связанных с ней процессов должен
осуществляться исключительно на стадии
обращения продукции (пункт 2 статьи 33
Федерального закона N 184), понятие
которого Федеральный закон N 184 не
определяет, но используется в понятийном
аппарате некоторых технических
регламентов, перечисленных выше,
связывая в основном этот процесс с
движением продукции от изготовителя к
конечному приобретателю (в том числе
потребителю).
Важно отметить, что в целях обеспечения
объективности результатов
государственного контроля (надзора) за
соблюдением требований технических
регламентов при осуществлении
соответствующих мероприятий должны
использоваться правила и методы
исследований (испытаний) и измерений, в
том числе правила отбора образцов,
необходимые для применения и исполнения
принятого технического регламента и
осуществления оценки соответствия,
перечень которых определен в конкретном
решении Комиссии таможенного союза,
утвердившим технический регламент
Таможенного союза на определенный вид
продукции.
При этом контроль за соблюдением
требований технических регламентов
Таможенного союза может осуществляться
в отношении конкретных видов продукции,
выпущенных в обращение на территории
Республики Беларусь, Республики
Казахстан и Российской Федерации, только
после вступления в силу технических
регламентов Таможенного союза на эти
виды продукции, имея в виду, что в
отношении такой продукции могут
действовать переходные положения,
утвержденные решениями Комиссии
Таможенного союза в отношении
конкретных технических регламентов,
предусматривающие возможность
применения норм национального
законодательства после вступления в
силу соответствующего технического
регламента Таможенного союза.
По результатам проверки в случае
выявления нарушений требований
технических регламентов с учетом их
характера на основании положений статьи
17 Федерального закона N 294 и статей 34-39
Федерального закона N 184 должностные лица
органа государственного контроля
(надзора) обязаны:
выдать предписание об устранении
нарушений требований технических
регламентов;
привлечь изготовителя (исполнителя,
продавца, лицо, выполняющее функции
иностранного изготовителя) к
административной ответственности
(статьи 14.43-14.46 Кодекса Российской
Федерации об административных
правонарушениях);
направить информацию о несоответствии
продукции требованиям технических
регламентов в соответствии с
положениями главы 7 Федерального закона N
184 (в том числе в адрес изготовителя
(исполнителя, продавца, лица,
выполняющего функции иностранного
изготовителя), а также информировать
приобретателей, в том числе
потребителей, через средства массовой
информации о несоответствии этой
продукции требованиям технических
регламентов и об угрозе причинения вреда
жизни или здоровью граждан при
использовании этой продукции);
в течение пяти дней известить
изготовителя (продавца, лицо,
выполняющее функции иностранного
изготовителя) о нарушении требований
технических регламентов.
Кроме этого должностные лица органа
государственного контроля (надзора)
вправе:
направить информацию о необходимости
приостановления или прекращения
действия сертификата соответствия в
выдавший его орган по сертификации;
выдать предписание о приостановлении
или прекращении действия декларации о
соответствии лицу, принявшему
декларацию, и информировать об этом
федеральный орган исполнительной
власти, организующий формирование и
ведение единого реестра деклараций о
соответствии (Росаккредитация) (см.
постановление Правительства Российской
Федерации от 17 октября 2010 года и приказ
Минэкономразвития России от 21 февраля 2012
года N 76);
в случае невыполнения предписания о
разработке программы мероприятий по
предотвращению причинения вреда или
невыполнения программы мероприятий по
предотвращению причинения вреда орган
государственного контроля (надзора)
обращается в суд с иском о
принудительном отзыве продукции (см.
статью 40 Федерального закона N 184).
Новеллами Федерального закона N 184
определен ряд действий должных лиц
органа государственного контроля
(надзора), выполняемых в рамках
мероприятий по контролю (надзору),
связанных с проведением внеплановой
проверки в случае получения информации о
несоответствии продукции требованиям
технических регламентов (т.е. по
основаниям, предусмотренным подпунктами
"а" и "б" пункта 2 части 2 статьи
10 Федерального закона N 294), основанных на
праве:
требовать от изготовителя (продавца,
лица, выполняющего функции иностранного
изготовителя) материалы проверки
достоверности информации о
несоответствии продукции требованиям
технических регламентов;
запрашивать у изготовителя (исполнителя,
продавца, лица, выполняющего функции
иностранного изготовителя) и иных лиц
дополнительную информацию о продукции
или связанных с требованиями к ней
процессах проектирования (включая
изыскания), производства, строительства,
монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, в том
числе результаты исследований
(испытаний) и измерений, проведенных при
осуществлении обязательного
подтверждения соответствия;
направлять запросы в другие федеральные
органы исполнительной власти;
при необходимости привлекать
специалистов для анализа полученных
материалов;
запрашивать у изготовителя (лица,
выполняющего функции иностранного
изготовителя) доказательственные
материалы, использованные при
осуществлении обязательного
подтверждения соответствия продукции
требованиям технических регламентов.
Кроме этого, в случае необходимости
принятия незамедлительных мер по
предотвращению причинения вреда жизни
или здоровью граждан при использовании
этой продукции либо угрозы причинения
такого вреда, орган государственного
контроля (надзора) также вправе выдать
предписание о приостановке реализации
этой продукции и информировать
приобретателей, в том числе
потребителей, через средства массовой
информации о несоответствии этой
продукции требованиям технических
регламентов и об угрозе причинения вреда
жизни или здоровью граждан при
использовании этой продукции.
При выявлении нарушений требований
технических регламентов и подтверждения
информации, поступившей в орган
государственного контроля (надзора),
данный орган в десятидневный срок выдает
предписание о разработке изготовителем
(продавцом, лицом, выполняющим функции
иностранного изготовителя) программы
мероприятий по предотвращению
причинения вреда, оказывает содействие в
ее реализации и осуществляет контроль за
ее выполнением, а также:
способствует распространению
информации о сроках и порядке проведения
мероприятий по предотвращению
причинения вреда;
запрашивает у изготовителя (продавца,
лица, выполняющего функции иностранного
изготовителя) и иных лиц документы,
подтверждающие проведение мероприятий,
указанных в программе мероприятий по
предотвращению причинения вреда;
проверяет соблюдение сроков, указанных в
программе мероприятий по предотвращению
причинения вреда;
принимает решение об обращении в суд с
иском о принудительном отзыве
продукции.
Руководитель
Г.Г.Онищенко
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен
по:
рассылка
Ссылается на
- Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза и технических регламентов Евразийского экономического союза (с изменениями на 22 января 2020 года) (утратило силу с 15.12.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2021 N 2265)
- Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (утратило силу с 15.12.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2021 N 2265)
- О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (с изменениями на 30 августа 2024 года)
- Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (утратило силу с 15.12.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2021 N 2265)
- Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (утратило силу с 15.12.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2021 N 2265)
- О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 19 августа 2024 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- О техническом регулировании (с изменениями на 21 ноября 2022 года)
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования (утратил силу с 14.11.2013 на основании Федерального закона от 02.11.2013 N 300-ФЗ)
- ТР ТС 005/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (с изменениями на 18 октября 2016 года)
- ТР ТС 009/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (с изменениями на 15 апреля 2022 года)
- ТР ТС 008/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек" (с изменениями на 26 января 2024 года)
- ТР ТС 010/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (с изменениями на 24 ноября 2023 года)
- ТР ТС 007/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (с изменениями на 23 сентября 2022 года)
- ТР ТС 022/2011 Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (с изменениями на 22 апреля 2024 года)
- ТР ТС 019/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (с изменениями на 28 мая 2019 года)
- Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений (с изменениями на 2 ноября 2018 года) (отменен с 01.01.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.01.2020 N 65)
- ТР ТС 027/2012 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания"
- ТР ТС 029/2012 Технический регламент Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (с изменениями на 29 августа 2023 года)
- Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (утратило силу с 15.12.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2021 N 2265)
- Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (утратило силу с 15.12.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2021 N 2265)
- Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (утратило силу с 15.12.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2021 N 2265)
- Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (утратило силу с 15.12.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2021 N 2265)
- Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (утратило силу с 15.12.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2021 N 2265)
- Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (утратило силу с 15.12.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2021 N 2265)