Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПРИКАЗ

от 25 декабря 2023 года N 802-П


Об утверждении ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2024 год

(с изменениями на 28 августа 2024 года)

(в ред. Приказов Министерства социальной защиты Республики Карелия от 15.03.2024 N 144-П, от 09.04.2024 N 194-П, от 28.08.2024 N 522-П)




В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Республики Карелия от 9 марта 1998 года N 270-ЗРК "О государственной социальной помощи", в целях оказания социальной помощи отдельным категориям граждан приказываю:


1. Утвердить ведомственную целевую программу оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2024 год (далее - Программа).


2. Определить финансово-хозяйственное управление и отдел социальной помощи Министерства социальной защиты Республики Карелия координаторами Программы.


3. Отделу социальной помощи Министерства социальной защиты Республики Карелия разместить Программу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также организовать ежеквартальное размещение информации о ходе реализации мероприятий Программы.


4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.


5. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.



Министр
О.А.СОКОЛОВА



Утверждаю
25 декабря 2023 года N 802-П
Министр социальной защиты
Республики Карелия
О.А.СОКОЛОВА



ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ "АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ" НА 2024 ГОД

(в ред. Приказов Министерства социальной защиты Республики Карелия от 15.03.2024 N 144-П, от 09.04.2024 N 194-П, от 28.08.2024 N 522-П)




Паспорт Программы

Наименование главных распорядителей средств бюджета Республики Карелия

Министерство социальной защиты Республики Карелия

Наименование ведомственной целевой программы

Ведомственная целевая программа оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2024 год (далее - Программа)

Наименование государственной программы Республики Карелия

Совершенствование социальной защиты граждан

Наименование подпрограммы 1 государственной программы Республики Карелия

Обеспечение и совершенствование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан

Наименование задачи подпрограммы 1 государственной программы Республики Карелия

Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в полном объеме, увеличение охвата малоимущего населения программами предоставления государственной социальной помощи

Цель Программы

Поддержание уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан и граждан отдельных категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию

Сроки реализации Программы

2024 год



Ожидаемые конечные результаты реализации Программы


(в ред. Приказа Министерства социальной защиты Республики Карелия от 09.04.2024 N 194-П)

Наименование

Ответственное структурное подразделение

Единица измерения

Очередной финансовый год (2023)

Цель Программы. Поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию

Удельный вес получивших государственную социальную помощь малоимущих граждан в Республике Карелия, в общей численности малоимущих граждан в Республике Карелия

отдел социальной помощи Министерства социальной защиты Республики Карелия

%

26,1

Задача 1 Программы.

Увеличение охвата малоимущего населения программами предоставления государственной социальной помощи и предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан

Численность граждан, получивших государственную социальную помощь

отдел социальной помощи Министерства социальной защиты Республики Карелия

тыс. чел.

19,9

Задача 2 Программы.

Снижение семейного неблагополучия и сиротства

Доля детей из семей с денежными доходами ниже величины

отдел социальной помощи

%

40,4

прожиточного минимума в Республике Карелия в общей численности детей, проживающих в Республике Карелия

Министерства социальной защиты Республики Карелия



Объем расходов бюджета Республики Карелия на реализацию Программы


(в ред. Приказа Министерства социальной защиты Республики Карелия от 28.08.2024 N 522-П)

Коды бюджетной классификации

Очередной финансовый год (2023), тыс. руб.

раздел, подраздел

целевая статья

вид расходов

10.03.

03.1.02.70600

244

21,3

10.03.

03.1.02.70600

321

159 532,6

10.03.

03.2.01.43210

521

150 000,0

Итого на мероприятия, за исключением средств, предусмотренных на реализацию мероприятия по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта, в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296

309 553,9

10.03.

03.1.02.R4040

321

1 143,8

10.03.

03.1.02.R4040 <1>

321

113 235,3

Итого на реализацию мероприятия по предоставлению помощи на основании социального контракта в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296

114 379,1

Всего на Программу <2>

423 933,0

Наименование главных распорядителей средств бюджета Республики Карелия

Министерство социальной защиты Республики Карелия

Наименование ведомственной целевой программы

Ведомственная целевая программа оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2024 год (далее - Программа)



I. Характеристика цели и задач, на достижение и решение которых направлена Программа



1. Характеристика состояния развития сферы


Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики". В ней отмечается, что проводимая государством социальная политика должна способствовать росту благосостояния и развитию населения, должна поощрять его стремление к социальному прогрессу. Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Карелия опираются на основные положения данной Конвенции.


В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.


Согласно статье 4 Конституции Республики Карелия в Республике Карелия обеспечивается защита семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, защита института брака как союза мужчины и женщины, создаются условия для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях, реализуется молодежная политика, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.


Провозглашенные в Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Карелия цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и если в силу возраста, состояния здоровья либо по другим независящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества.


В Республике Карелия по официальным данным Росстата по состоянию на 1 января 2023 года численность населения составляла 527,8 тысячи человек. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности жителей составила 13,0%. Значительная часть малоимущего населения - это семьи с детьми. Особенно высокую иждивенческую нагрузку несут многодетные семьи.


Ежегодно населению Республики Карелия предоставляется государственная социальная помощь в рамках ежегодно принимаемой ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь". Реализация Программы осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами Республики Карелия: Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Законом Республики Карелия от 16 августа 1995 года N 73-ЗРК "О прожиточном минимуме", Законом Республики Карелия от 9 марта 1998 года N 270-ЗРК "О государственной социальной помощи", устанавливающими основные принципы оказания и условия предоставления государственной социальной помощи.



2. Описание проблем и цели Программы


Малоимущей признается семья (одиноко проживающий гражданин) или иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. При этом причина должна быть объективной, несмотря на принимаемые меры.


Прожиточный минимум - это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в Республике Карелия - Правительством Республики Карелия.


Величина прожиточного минимума на 2024 год на душу населения в целом по Республике Карелия составляет 18 681 рубль, что на 4,5% превышает величину прожиточного минимума на 2023 год (17 877 рублей).


Целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан и граждан отдельных категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию. При этом приоритетным направлением социальной защиты наиболее уязвимых групп населения является адресное представление социальной поддержки с учетом необходимых потребностей конкретного гражданина либо его семьи.


Предоставление социальной помощи, основанное на адресном подходе, в том числе на правильной идентификации нуждающихся граждан, является реальной помощью для преодоления трудной жизненной ситуации, которую граждане не могут преодолеть самостоятельно.


Адресный подход позволяет перераспределить ресурсы, выделяемые на социальную политику, в пользу особо нуждающихся категорий населения, увеличить размер пособий и других выплат, одновременно уменьшив бремя неэффективных расходов бюджета Республики Карелия. К особо нуждающимся категориям населения в первую очередь относятся малоимущие семьи с детьми.


Оказание государственной адресной социальной помощи и возникновение связанных с ней правоотношений являются следствием воли нуждающегося лица, выраженной в его обращении с заявлением об оказании государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения, а также решения указанных органов об оказании социальной помощи.


Таким образом, основной моделью социальной защиты наиболее уязвимых категорий населения является адресное предоставление социальной помощи малоимущим категориям граждан, являющимся таковыми по независящим от них причинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Учитывая это, при формировании Программы исходили из принципа, который определяет, что социальная помощь предоставляется гражданам не по формальной принадлежности к той или иной социальной или социально-демографической группе населения, а с учетом нуждаемости - ограниченному кругу получателей из числа малоимущих семей (малоимущих одиноко проживающих граждан), определяемому Программой.


Федеральным законодательством предусмотрена самостоятельность субъектов Российской Федерации в принятии решений по определению размеров, условий и порядков назначения и выплаты государственной социальной помощи гражданам.


Действие Программы распространяется на определяемые Программой категории малоимущих граждан и граждан отдельных категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию.


Реализация Программы содействует повышению уровня и качества жизни населения Республики Карелия, а также максимально возможному смягчению негативных последствий снижения жизненного уровня малоимущих слоев населения и ослаблению социальной напряженности в Республике Карелия.


Предпринимаемые действия по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам, к сожалению, не оказывают существенного влияния на снижение бедности в Республике Карелия, главным образом в связи с ограничениями бюджета Республики Карелия, сдерживающими рост размеров социальных выплат.



3. Описание состава задач Программы


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 года N 899р-П, к приоритетным направлениям государственной политики в области социальной поддержки отнесено в том числе повышение эффективности государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе путем усиления ее адресности, включая совершенствование процедур проверки нуждаемости граждан, а также внедрение современных социальных технологий оказания помощи, в том числе системы социальных контрактов.


Указанные приоритеты направлены в первую очередь на повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение адресной поддержки лиц, относящихся к категории бедных.


Цель Программы предполагает необходимость решения следующих задач:


увеличение охвата малоимущего населения и отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, программами предоставления государственной социальной помощи и предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;


снижение семейного неблагополучия и сиротства.


Решение поставленных задач будет осуществляться путем реализации комплекса мероприятий, увязанных по категориям получателей помощи, и необходимым для реализации этих мероприятий объемом бюджетных средств.


Мероприятия Программы на 2024 год сохранили основные позиции государственной социальной помощи, предоставляемые в рамках ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2023 год.


В 2024 году продолжается реализация мероприятий, обозначенных в распоряжениях Правительства Республики Карелия от 11 октября 2022 года N 932р-П, от 13 октября 2022 года N 934р-П.


В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 975 "О мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, пострадавших от агрессии Украины" в 2024 году в Программу включено новое мероприятие в форме возмещения расходов стоимости проезда к месту лечения в санаторно-курортные организации и обратно детям в возрасте до 18 лет, получившим после 18 февраля 2022 года увечье (ранение, травму, контузию) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области либо территории субъекта Российской Федерации, прилегающей к районам проведения специальной военной операции, и сопровождающему его лицу (в том числе законному представителю ребенка), без учета критерия нуждаемости.


(абзац введен Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 09.04.2024 N 194-П)


В целях достижения поставленных задач в рамках реализации программных мероприятий предусматривается:


выплата социального пособия отдельным категориям малоимущих граждан в размере, определяемом как разность между величиной прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, и размером среднедушевого дохода малоимущей семьи (одиноко проживающего малоимущего гражданина), но не превышающем 1000,0 рублей, увеличенных на размер районного коэффициента;


мероприятие по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта внедрено и реализуется в рамках ежегодно принимаемой Программы с 2010 года.


В целях достижения до 2025 года национальных целей социально-экономического развития Республики Карелия по повышению реальных доходов граждан, снижения уровня бедности государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 предусмотрены направления оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в части внедрения практики предоставления данного вида помощи на мероприятия, связанные с обеспечением возможности трудоустройства малоимущих граждан.


В целях повышения доходов граждан и содействию трудоустройства в 2024 году будет продолжена работа по предоставлению помощи на основании социального контракта по поиску работы, осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, ведению личного подсобного хозяйства, а также на мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.


Оказание помощи на основании социального контракта предполагает повышение адресности социальной политики на основе перехода от пассивных к активным моделям социальной помощи, когда увеличение размеров помощи, осуществляемое в целях повышения заинтересованности получателей, сопровождается социальными обязательствами с их стороны.


Названные виды государственной социальной помощи являются востребованными и социально значимыми для малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан и граждан отдельных категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, позволяющими непосредственно содействовать повышению уровня их жизни по выходу из трудной жизненной ситуации, активизации адаптивных способностей взрослых членов семьи;


оказание материальной помощи малоимущим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.


С целью обеспечения новых подходов по предоставлению единовременной материальной помощи гражданам Программой определены конкретные виды трудной жизненной ситуации, в связи с которыми предоставляется данный вид помощи. Это позволит реализовать адресный подход к получателям с учетом материального положения семьи и в то же время носит целевой характер - с позиции выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации, которую малоимущие граждане не могут преодолеть самостоятельно.


Так, одним из видов трудной жизненной ситуации является частичная или полная утрата жилья в результате пожара. В целях оказания помощи по решению проблем погорельцев предоставление материальной помощи позволит реально и ощутимо преодолеть негативные последствия пожара.


Результаты проводимых мероприятий по мониторингу предоставления данного вида государственной социальной помощи свидетельствуют о его актуальности и значимости для семей и факторе, влияющем на решение конкретной трудной жизненной ситуации семьи, и в целом - на снятие социальной напряженности;


возмещение расходов стоимости проезда в междугородном (пригородном) транспорте к месту дополнительного обследования и родоразрешения и обратно беременным женщинам из малоимущих семей (одиноко проживающим малоимущим женщинам); к месту учебы студентам из малоимущих семей (одиноко проживающим малоимущим студентам), осваивающим образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры в профессиональных организациях и образовательных организациях высшего образования, ежедневно пользующимся пригородным и межмуниципальным транспортом в течение учебного года, в размере его стоимости, но не более 600 рублей в день, за исключением периода каникул); компенсация расходов малоимущим семьям в связи с приобретением за счет собственных средств протезно-ортопедических изделий детям, не являющимся инвалидами; компенсация расходов на оплату стоимости путевок (полной или частичной) родителей за приобретенные самостоятельно путевки для детей в загородные стационарные оздоровительные лагеря, санаторно-курортные организации и компенсация расходов, связанных с утеплением жилых помещений (установка стеклопакетов).


Реализация данного мероприятия в отношении студентов способствует доступности профессионального образования в части ослабления проблемы территориальной удаленности профессиональных образовательных организаций, которая напрямую связана с финансовыми затратами. Уровень образования выступает ключевым ресурсом для последующего трудоустройства и, как следствие, становится доказательством жизнеспособности гражданина, а также состоятельности его материальных и социальных ресурсов. Ожидаемыми результатами применения этого вида помощи является повышение уровня и качества жизни малоимущих граждан за счет оплачиваемой занятости, которая является более надежной гарантией против бедности по сравнению с пособиями.


В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется протезно-ортопедическая помощь бесплатно за счет средств федерального бюджета. В отношении детей, не являющихся инвалидами, оказание данной помощи действующим законодательством не предусмотрено. Оказание социальной помощи в форме компенсации за приобретенные протезно-ортопедические изделия детям из малоимущих семей при наличии соответствующих медицинских показаний, так же, как и проведение реабилитационных мероприятий, являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по профилактике развития инвалидности у детей, повышению качества их жизни.


Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики в интересах детей является поддержка семьи в целях обеспечения отдыха и оздоровления детей. В настоящее время не все семьи с детьми, особенно малообеспеченные, могут реализовать право ребенка на отдых и оздоровление в связи с материальными проблемами, низким уровнем доходов родителей. Помощь государства будет содействовать обеспечению максимальной доступности семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, услуг организаций отдыха детей и их оздоровления.


В целях повышения энергоэффективности жилых помещений граждан и поддержания комфортного температурного режима реализуются мероприятия по компенсации расходов на утепление жилых помещений отдельным категориям граждан.


В целях создания условий, стимулирующих развитие ипотечного жилищного кредитования и увеличение объемов жилищного строительства на территории республики в Программе на 2024 год продолжено мероприятие по оказанию государственной социальной помощи в форме единовременной материальной помощи для оплаты части первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу).


В рамках Программы реализуется мероприятие по предоставлению в течение учебного года субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов на питание обучающимся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, из числа детей, родителю (опекуну, попечителю) которого в соответствии с Законом Республики Карелия от 16 декабря 2005 года N 927-ЗРК назначена одна из следующих мер социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от семнадцати до восемнадцати лет, ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка; семей граждан, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, прибывших на территорию Республики Карелия в экстренном порядке после 24 февраля 2022 года и проживающих на территории Республики Карелия; из малоимущих семей; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в семьях патронатных воспитателей; детей из семей граждан, принимающих участие в специальной военной операции; детей-инвалидов, инвалидов.


Предоставление субсидии на питание учащихся во время пребывания в школе имеет особое значение: низкий социально-экономический уровень многих семей с детьми, в том числе малоимущих, не позволяет обеспечить детей адекватным питанием дома. Мероприятия по обеспечению питанием учащихся предусмотрены в Программе в соответствии с Законом Республики Карелия от 20 декабря 2013 года N 1755-ЗРК "Об образовании".


Реализация комплекса мероприятий Программы, увязанных по единству путей достижения цели, согласующихся с необходимыми средствами и затратами экономических ресурсов, позволит в целом обеспечить достижение цели Программы, а также будет содействовать профилактике социальной напряженности.



II. Описание показателей конечных и непосредственных результатов Программы и методик их расчета и (или) получения


По итогу реализации Программы в 2024 году ожидается достижение следующего конечного результата:


увеличение удельного веса получивших государственную социальную помощь малоимущих граждан в Республике Карелия в общей численности малоимущих граждан в Республике Карелия.


Данный показатель отражает результаты реализации мероприятий Программы, направленных на предоставление малоимущим гражданам различных видов социальной помощи, в том числе помощи на основании социального контракта для обеспечения их минимальных потребностей.


Показатель рассчитывается как отношение численности малоимущих граждан в Республике Карелия, получивших государственную социальную помощь, к общей численности малоимущих граждан в Республике Карелия.


Динамика данного показателя складывается в результате ежегодного исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь", в рамках которого осуществляется реализация мер по повышению уровня адресности социальной поддержки малоимущих групп населения, определяется контингент получателей, условия и критерии предоставления государственной социальной помощи, расширяются направления адресной социальной поддержки, в том числе на основании социального контракта. Планируется, что в 2024 году значение данного показателя составит 24,8%.


Реализация мероприятий Программы будет способствовать решению задач, направленных на повышение уровня жизни населения Республики Карелия, в том числе семей с детьми, многодетных семей, сокращение бедности населения, улучшение социального климата в обществе.


Оценка достижения цели Программы производится с использованием следующих показателей результатов:


1) численность граждан, получивших государственную социальную помощь. Данный показатель позволяет оценить уровень достижения цели Программы с позиции обеспечения роста материального положения населения, снижения уровня бедности населения, реализующего свои права, закрепленные Конституцией Российской Федерации, посредством оказания государственной социальной помощи отдельным категориям малоимущих семей и малоимущим одиноко проживающим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, определяемым мероприятиями Программы.


В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.


Поскольку государственная социальная помощь имеет место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненных потребностей малоимущих граждан по независящим от них причинам (болезнь, инвалидность, потеря кормильца, стихийные бедствия), то в данном качестве государственная социальная помощь компенсирует социальное неравенство, создавая тем самым социально незащищенным слоям населения равные условия на обеспечение своих жизненных потребностей.


Планируется, что численность граждан, которые получат государственную социальную помощь, в 2024 году составит 19 946 человек.


(в ред. Приказа Министерства социальной защиты Республики Карелия от 09.04.2024 N 194-П)


Указанный показатель является абсолютным;


2) доля детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Республике Карелия в общей численности детей, проживающих в Республике Карелия.


Данный показатель позволяет оценить уровень созданных условий, включающий предоставление семьям как мер социальной поддержки, так и государственной социальной помощи. Показатель позволяет в динамике оценивать результаты реализации мероприятий, направленных на снижение уровня бедности семей с детьми. Данный показатель характеризует тенденции улучшения положения семей с детьми, в том числе многодетных семей Республики Карелия. Предусматривается, что в 2024 году доля детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Республике Карелия от общей численности детей в Республике Карелия составит 40,4%.


Показатель определяется как отношение численности детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Республике Карелия к общей численности детей в Республике Карелия;


3) доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан;


Показатель рассчитывается как отношение численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта в течение отчетного периода, к общей численности малоимущих граждан;


4) доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта;


Данный показатель рассчитывается как отношение численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в Республике Карелия, по окончании срока действия социального контракта к общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта;


5) доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта.


Показатель рассчитывается как отношение численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, к общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта.


Показатели 3, 4, 5 установлены в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296.


Значение на 2024 год показателей:


доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан - 3,7%;


доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, - 27,8%;


доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, - 63,2%.



III. Порядок управления Программой (описание механизма ее реализации), формы и порядок осуществления мониторинга реализации Программы, сроки и порядок формирования отчета о реализации Программы

Ответственный за реализацию Программы в целом

Министр социальной защиты Республики Карелия

Порядок организации работы по реализации Программы

Программа, утверждаемая приказом Министра социальной защиты Республики Карелия, представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи. Программа является самостоятельным документом. Программа включена в государственную программу Республики Карелия "Совершенствование социальной защиты граждан". Реализация Программы осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных Министерству социальной защиты Республики Карелия в бюджете Республики Карелия на 2023 год. Исполнение мероприятий Программы осуществляется Министерством социальной защиты Республики Карелия, Государственным казенным учреждением социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия", а также органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия на основании соглашений в соответствии с Порядком, утверждаемым приказом Министра социальной защиты Республики Карелия

Ответственный за мониторинг реализации Программы и составление форм отчетности о реализации Программы

Министр социальной защиты Республики Карелия

Сроки текущего мониторинга реализации Программы

ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом

сроки формирования годового отчета о реализации Программы

до 1 февраля 2025 года

Порядок установления форм текущего мониторинга: отчетности о реализации мероприятий Программы и форм отчетности о реализации показателей Программы

мониторинг исполнения Программы проводится по форме согласно приложению 4 к Порядку разработки, утверждения, реализации и мониторинга реализации ведомственных целевых программ, утвержденному постановлением Правительства Республики Карелия от 2 июня 2009 года N 118-П "О ведомственных целевых программах Республики Карелия"

порядок установления форм годового мониторинга: отчетности о реализации мероприятий Программы и форм отчетности о реализации показателей Программы

аналогично текущему мониторингу с дополнением, выводами и анализом достигнутых показателей



IV. Оценка рисков реализации Программы

Внутренние риски реализации Программы

отсутствуют

Внешние риски реализации Программы

выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем, включая снижение экономического роста, увеличение темпов инфляции; возникновение данных рисков может привести к снижению удельного веса, получивших государственную социальную помощь в рамках средств бюджета Республики Карелия, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, малоимущих граждан в Республике Карелия в общей численности малоимущих граждан в Республике Карелия, что приведет к расширению зоны бедности, осложнит оказание социальной поддержки гражданам и, как следствие, к росту социальной напряженности в обществе

Возможные косвенные последствия реализации Программы, носящие отрицательный характер

отсутствуют



V. Методика оценки экономической и общественной эффективности реализации Программы и плановое значение экономической и общественной эффективности реализации Программы


Методика оценки эффективности Программы основана на оценке ее результативности с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию Программы.



Показатели общественной эффективности реализации Программы


Низкий уровень доходов отдельных категорий населения - один из факторов социальной напряженности. Несмотря на то, что проблема повышения уровня доходов во многом находится в экономической плоскости, эффективные меры предоставляемой в рамках Программы государственной социальной помощи позволят уменьшить негативные последствия, обусловленные низким уровнем жизни отдельных категорий граждан.


Планируется, что в ходе реализации Программы в 2024 году численность граждан, получивших государственную социальную помощь, составит 19,9 тыс. человек. Объем средств бюджета Республики Карелия, направленных на реализацию мероприятий Программы в 2024 году, всего составит 309 553,9 тыс. рублей, в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований - 150 000,0 тыс. рублей.


(в ред. Приказов Министерства социальной защиты Республики Карелия от 09.04.2024 N 194-П, от 28.08.2024 N 522-П)


Реализация Программы согласно ее цели и задачам содействует повышению уровня и качества жизни населения Республики Карелия, а также максимально возможному смягчению негативных последствий снижения жизненного уровня малоимущих слоев населения и ослаблению социальной напряженности в Республике Карелия и будет способствовать достижению основного ожидаемого социального эффекта - снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и, следовательно, повышению удовлетворенности граждан условиями жизни.



Показатели экономической эффективности реализации Программы


Методика оценки экономической эффективности Программы учитывает необходимость проведения следующих оценок:


1) степень достижения целей и решения задач Программы.


Оценка степени достижения целей и решения задач Программы определяется путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) Программы и их плановых значений по формуле:


СДЦ = СДП1 + СДП2 +... + СДПN / N, где:



СДЦ - степень достижения цели (решения задач);


СДП - степень достижения показателя Программы;


N - количество показателей Программы.


Степень достижения показателя Программы рассчитывается по формуле:


СДП = ЗФ / ЗП, где:



ЗФ - фактическое значение показателя Программы;


ЗП - плановое значение показателя Программы (для показателей, желаемой тенденцией развития которых является рост значений);


или СДП = ЗП / ЗФ (для показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений);


2) степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета Республики Карелия.


Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета Республики Карелия определяется путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования Программы по формуле:


Уф = Фф / Фп, где:



Уф - уровень финансирования реализации Программы;


Фф - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий Программы;


Фп - плановый объем финансовых ресурсов, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы.


Эффективность реализации Программы рассчитывается по следующей формуле:


ЭГП = Сдц x Уф.



Вывод об эффективности (неэффективности) реализации Программы определяется на основе сопоставления результатов реализации ее мероприятий за предшествующий год и фактически полученных результатов реализации ее мероприятий в очередном году.



VI. Структурные подразделения, ответственные за выполнение задач Программы

Наименование задач Программы

Наименование структурных подразделений, ответственных за выполнение задач

Задача 1

Увеличение охвата малоимущего населения программами предоставления государственной социальной помощи и предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан

Отдел социальной помощи Министерства социальной защиты Республики Карелия

Задача 2

Снижение семейного неблагополучия и сиротства

отдел социальной помощи Министерства социальной защиты Республики Карелия

Наименование главных распорядителей

Министерство социальной защиты Республики Карелия

Наименование ведомственной программы (далее - ВП)

Ведомственная целевая программа оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2024 год (далее - Программа)

Код ВП



МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ


(в ред. Приказа Министерства социальной защиты Республики Карелия от 09.04.2024 N 194-П)

N п/п

Мероприятие

Содержание мероприятия

Срок реализации мероприятия

Наименование структурного подразделения, ответственного за выполнение

Расходы на мероприятие (тыс. руб.)

Показатель реализации мероприятия

с (месяц/год)

по (месяц/год)

текущий финансовый год, план (2023)

очередной финансовый год (2024)

наименование показателя

базовое значение (до реализации программы)

значение на плановый год (2024)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Оказание государственной социальной помощи в форме предоставления единовременной материальной помощи отдельным категориям граждан

оказание единовременной материальной помощи малоимущим гражданам на следующие цели:

45292

45657

отдел социальной помощи

11 945,40

13 250,00

число граждан, получивших материальную помощь

2378

2475

на приобретение лекарственных препаратов по рецепту врача в размере их стоимости, но не более 7 000 рублей

4295,40

5000,00

2240

2310

на возмещение расходов. связанных с проездом к месту лечения (обследования) и обратно на территории Республики Карелия, в размере стоимости проезда, но не более 5 000 рублей

на восстановление документов при их утрате (порче) в размере стоимости их восстановления, но не более 2 000 рублей

оказание единовременной материальной помощи гражданам следующих категорий:

гражданам, имеющим детей, потерявшим работу (учебу) в течение 12 месяцев до дня признания их безработными, в размере 5 000 рублей

одиноко проживающим гражданам и семьям, пострадавшим от пожара, в размере до 250 000 рублей

осужденным гражданам, освобожденным из мест лишения свободы, в размере 1 000 рублей

студентам, осваивающим образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в размере 50 рублей

членам семей граждан, призванных Военным комиссариатом Республики Карелия на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации"

7 650,00

8 250,00

138

165

2.

Оказание государственной социальной помощи в форме единовременной материальной помощи на мероприятия, связанные с газификацией индивидуальных жилых домов

выплата единовременной материальной помощи на частичную оплату мероприятий по газификации индивидуальных жилых домов гражданам, являющимся собственниками индивидуальных жилых домов (имеющим долю в праве собственности на индивидуальный жилой дом)

01.01.20 23

31.12.20 23

отдел социальной помощи

1 609,80

x

число граждан, которым оказана единовременная материальная помощь на мероприятия, связанные с газификацией индивидуальны х жилых домов

11

x

3

Оказание государственной социальной помощи в форме назначения и выплаты социального пособия

назначение и выплата социального пособия в размере, определяемом как разность между величиной прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения и размером среднедушевого дохода малоимущей семьи (одиноко проживающего малоимущего гражданина), но не превышающем 1000,0 рублей, увеличенных на размер районного коэффициента:

01.01.20 24

31.12.20 24

отдел социальной помощи

694,50

2 012,30

число граждан, получивших социальное пособие

84

113

беременным женщинам, признанным в установленном порядке безработными и обратившимся за назначением и выплатой социального пособия в течение 12 месяцев со дня потери работы (учебы)

на детей, единственный из родителей (или оба родителя) которых является неработающим пенсионером по возрасту

на детей, единственный из родителей (или оба родителя) которых является инвалидом

на детей, единственный из родителей (или оба родителя) которых является обучающимся, осваивающим образовательные программы высшего и среднего профессионального образования в очной форме, в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Карелия

4.

Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта

денежная выплата на осуществление мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и связанных с выполнением обязательств по социальному контракту на мероприятия по:

01.01.2024

31.12.2024

отдел социальной помощи

261 846,70

224 772,10

количество граждан, получивших данный вид помощи

1457

1199

поиску работы

123 814,90

114 379,10

330

327

осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности

334

230

ведению личного подсобного хозяйства

3

6

осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации

110

92

оказание адресной помощи на осуществление мероприятий, связанных с производством молочной продукции при ведении личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства

199,30

1 040,00

количество семей с детьми, получивших данный вид помощи

0

3

оказание адресной помощи гражданам отдельных категорий на осуществление мероприятий, направленных на решение вопросов по выходу граждан из сложной социальной ситуации

137 832,50

109 353,00

количество граждан отдельных категорий, получивших данный вид помощи

680

541

5.

Оказание государственной социальной помощи в форме возмещения расходов стоимости проезда:

к месту обследования и обратно беременным женщинам из малоимущих семей (одиноко проживающим малоимущим женщинам)

возмещение расходов стоимости проезда:

беременным женщинам из малоимущих семей (одиноко проживающим малоимущим женщинам), направляемым в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия на обследование (УЗИ-скрининг) и родоразрешение, в размере стоимости проезда

01.01.2024

31.12.2024

отдел социальной помощи

215,20

250,00

число женщин, получивших помощь

14

18

5

6

студентам, ежедневно пользующимся автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия в течение учебного года

студентам из малоимущих семей (одиноко проживающим малоимущим студентам), осваивающим образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, ежедневно пользующимся пригородным и межмуниципальным транспортом в течение учебного года, но не более 600 рублей в день (за исключением периода каникул)

число студентов, получивших помощь на проезд к месту учебы

9

10

к месту лечения в санаторно-курортные организации и обратно детям в возрасте до 18 лет

детям в возрасте до 18 лет, получившим после 18 февраля 2022 года увечье (ранение, травму, контузию) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области либо территории субъекта Российской Федерации, прилегающей к районам проведения специальной военной операции, и сопровождающему ребенка лицу

x

число граждан, в отношении которых оказана компенсация

X

2

6

Оказание государственной социальной помощи в форме предоставления компенсации:

01.01.2024

31.12.2024

отдел социальной помощи

11 464,80

18639, 60

число граждан, в отношении которых оказана компенсация

730

1 111

Оказание государственной социальной помощи в форме предоставления компенсации расходов граждан на приобретение для детей, не являющихся инвалида ми, протезно-ортопедических изделий

Компенсация расходов малоимущим семьям на приобретение для детей, не являющихся инвалидами, протезно-ортопедических изделий, в размере их стоимости, но не более 11 000 рублей

252,10

522,00

число детей, в отношении которых компенсированы расходы на протезно-ортопедические изделия

23

47

Оказание государственной социальной помощи в форме предоставления компенсации расходов на оплату стоимости путевки для ребенка, приобретенной родителем (законным представителем) самостоятельно

Оказание компенсации расходов на оплату стоимости родителю (законному представителю) за приобретенную (приобретенные) самостоятельно путевку (путевки) для детей в возрасте от 6 до 18 лет на дату заезда в организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации, расположенные на территории Республики Карелия и иных субъектов Российской Федерации, а также стран Содружества Независимых Государств, с продолжительностью смены не менее 18 календарных дней, в размере, равном 50% от стоимости путевки, но не более 15 000 рублей

01.01.2024

31.12.20 24

отдел социальной помощи

8 948,00

15 000,00

число детей, в отношении которых компенсированы расходы на приобретение путевки

653

1 000

Оказание государственной социальной помощи на утепление жилых помещений

Компенсация расходов малоимущим семьям, имеющим 5 и более детей, в размере стоимости на утепление жилых помещений, но не более 120 000 рублей

01.01.2024

31.12.2024

отдел социальной помощи

198,00

1

количество семей с детьми, получивших данный вид помощи

1

12

Оказание государственной социальной помощи в форме предоставления компенсации части стоимости обучения детей из многодетных семей по образовательным программам среднего профессионального образования на платной основе

Компенсация в размере 50% стоимости обучения детей из многодетных семей по образовательным программам среднего профессионального образования на платной основе

01.01.2 024

28.07.02 4

отдел социальной помощи

2 066,70

1 572,0

количество детей, в отношении которых произведена компенсация стоимости обучения

53

(п. 6 в ред. Приказа Министерства социальной защиты Республики Карелия от 28.08.2024 N 522-П)

7.

Предоставление в период учебного года субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов на питание обучающимся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, из числа детей из отдельных категорий семей

Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов на питание обучающимся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, из числа детей, родителю (опекуну, попечителю) которого в соответствии с Законом Республики Карелия от 16 декабря 2005 года N 927-ЗРК назначена одна из следующих мер социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от семнадцати до восемнадцати лет, ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка; семей граждан, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, прибывших на территорию Республики Карелия в экстренном порядке после 24 февраля 2022 года и проживающих на территории Республики Карелия; из малоимущих семей; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в семьях патронатных воспитателей; детей из семей граждан, принимающих участие в специальной военной операции; детей-инвалидов, инвалидов

01.01.2024

31.12.2024

финансово-экономическое управление; отдел социальной помощи

216 123,50

150 000,00

численность обучающихся, получивших субсидию на питание

15 805

15 000

8.

Оказание государственной социальной помощи в форме единовременной материальной помощи для оплаты части первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу)

Оказание единовременной материальной помощи для оплаты части первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) отдельным категориям граждан

01.01.2024

31.12.2024

отдел социальной помощи; отдел социальных выплат

7 100,00

15 000,00

число граждан, которым оказана помощь в форме предоставления единовременной материальной помощи

12

30

Итого по мероприятиям, предусматривающим предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований:

216 123,50

150 000,00

15 805

15 000

Итого на предоставление помощи на основании социального контракта

261 846,70

224 772,10

1 457

1 199

Итого на выплату единовременной материальной помощи

11 945,40

13 250,00

2 378

2 475

Итого на предоставление компенсации на оплату путевки

8 948,00

15 000,00

653

1 000

Итого по остальным мероприятиям:

12 136,30

19 757,94

198

272

(в ред. Приказа Министерства социальной защиты Республики Карелия от 28.08.2024 N 522-П)

Всего:

510 999,90

423 933,00

20 491

19 946

(в ред. Приказа Министерства социальной защиты Республики Карелия от 28.08.2024 N 522-П)

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ