МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПРИКАЗ
от 19 апреля 2021 года N 410
Об утверждении Положения о региональной
системе оценки качества образования в
Республике Карелия
(с изменениями на 25 июля 2022 года)
(в ред. Приказа Министерства образования и спорта Республики Карелия от 25.07.2022 N 895)
В соответствии со статьей 97 Федерального
закона от 29 декабря 2012 года "Об
образовании в Российской Федерации",
подпунктом "г" пункта 10 перечня
обязательной информации о системе
образования, подлежащей мониторингу,
утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 5
августа 2013 года N 662 "Об осуществлении
мониторинга системы образования",
приказом Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации N 1377,
Министерства просвещения Российской
Федерации N 694, Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки N 1684
от 18 декабря 2019 года "Об осуществлении
Федеральной службой по надзору в сфере
образования и науки, Министерством
просвещения Российской Федерации и
Министерством науки и высшего
образования Российской Федерации
мониторинга системы образования в части
результатов национальных и
международных исследований качества
образования и иных аналогичных
оценочных мероприятий, а также
результатов участия обучающихся в
указанных исследованиях и
мероприятиях", на основании письма
федерального государственного
бюджетного учреждения "Федеральный
институт оценки качества образования"
от 9 октября 2020 года N 02-20/452 приказываю:
1. Утвердить Положение о региональной
системе оценки качества образования в
Республике Карелия согласно приложению
к приказу.
2. Рекомендовать органам местного
самоуправления, осуществляющим
управление в сфере образования,
разработать и утвердить нормативные
правовые акты, регламентирующие
функционирование системы оценки
качества образования на муниципальном
уровне.
3. Признать утратившими силу приказы
Министерства образования Республики
Карелия:
от 27 сентября 2018 года N 748 "Об
утверждении Положения о региональной
системе оценки качества образования в
Республике Карелия" (Собрание
законодательства Республики Карелия, 2018,
N 9, ст. 1944);
от 28 сентября 2018 года N 751 "Об
утверждении Плана действий по внедрению
региональной системы оценки качества
образования в Республике Карелия"
(Собрание законодательства Республики
Карелия, 2018, N 9, ст. 1943);
от 3 августа 2020 года N 657 "О внесении
изменений в приказ от 27 сентября 2018 года N
748 "Об утверждении Положения о
региональной системе оценки качества
образования в Республике Карелия"
(Официальный интернет-портал правовой
информации (http://www.pravo.gov.ru), 6 августа 2020
года, N 1001202008060001).
4. Контроль за исполнением настоящего
приказа оставляю за собой.
Министр
Р.Г.ГОЛУБЕВ
Приложение
к приказу
Министерства образования и спорта
Республики Карелия
от 19.04.2021 N 410
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
КАРЕЛИЯ
(в ред. Приказа Министерства образования и спорта Республики Карелия от 25.07.2022 N 895)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о региональной
системе оценки качества образования в
Республике Карелия (далее - Положение)
определяет цели, задачи, принципы
функционирования региональной системы
оценки качества образования в
Республике Карелия (далее - РСОКО РК),
устанавливает единые требования по
реализации РСОКО РК на территории
республики.
Одной из целей, определенных Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 года N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", является обеспечение
глобальной конкурентоспособности
российского образования, вхождение
Российской Федерации в число 10 ведущих
стран мира по качеству образования.
Достижение этой цели не возможно без
скорейшего создания эффективной системы
управления качеством образования на
основе применения объективных оценочных
процедур.
В настоящее время в Российской Федерации
сформирована единая система оценки
качества образования, которая позволяет
проводить мониторинг подготовки
обучающихся на различных уровнях
обучения, выявлять проблемы в освоении
основных образовательных программ
начального, основного и среднего общего
образования.
РСОКО РК является составляющей
общероссийской системы, поэтому она
должна соответствовать основным
федеральным требованиям, содержать
основные тенденции развития
общероссийской системы оценки качества
образования, обеспечивать высокую
объективность и обоснованность выводов
о качестве общего образования в регионе,
которые должны быть основаны на анализе
образовательных результатов.
(п. 1 в ред. Приказа Министерства
образования и спорта Республики Карелия
от 25.07.2022 N 895)
2. Положение разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации", Законом Республики
Карелия от 20 декабря 2013 года N 1755-ЗРК
"Об образовании", постановлением
Правительства Республики Карелия от 15
февраля 2021 года N 42-П "Об утверждении
Положения о Министерстве образования и
спорта Республики Карелия", иными
нормативными правовыми актами
Российской Федерации и Республики
Карелия.
3. Положение распространяется на сферу
деятельности органов местного
самоуправления муниципальных районов и
городских округов Республики Карелия,
осуществляющих управление в сфере
образования, государственных и
муниципальных образовательных
организаций всех типов, расположенных на
территории Республики Карелия.
4. В Положении используются следующие
определения:
Качество образования - комплексная
характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося,
выражающая степень их соответствия
федеральным государственным
образовательным стандартам,
образовательным стандартам, федеральным
государственным требованиям и (или)
потребностям физического или
юридического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная
деятельность, в том числе степень
достижения планируемых результатов
образовательной программы;
Оценка качества образования - процесс
определения степени соответствия
измеряемых образовательных результатов
и условий общепризнанной,
зафиксированной в документах системе
государственно-общественных требований
к качеству образования;
Региональная система оценки качества
образования - совокупность
организационных и функциональных
структур регионального и муниципального
уровней, результатов независимой оценки
качества образования и мониторинга
системы образования, а также процедур
внутренней системы оценки качества
образования образовательных
организаций, их самообследования,
обеспечивающая объективную оценку
качества образовательных результатов и
условий организации образовательного
процесса, выявление факторов, на них
влияющих;
Качество образовательных результатов -
степень подготовки обучающихся,
достижения планируемых результатов
основной образовательной программы;
Качество условий организации
образовательной деятельности
(процессов) - комплексная характеристика
образовательной деятельности;
Норма качества - базовый уровень
достижений обучающихся в решении
учебно-познавательных и
учебно-практических задач;
Уровень качества образования -
характеристика качества образования,
выделяемая в кластерах качества
деятельности образовательных
организаций, подразделяемая на низкий,
допустимый, высокий уровень;
Мониторинг - периодическое наблюдение
процессов, определяющих состояние и
динамику изменений качества
образования, результатом которого
является анализ образовательных
результатов и условий их достижения;
Экспертиза - всестороннее изучение
состояния образовательных процессов,
условий и результатов образовательной
деятельности;
Измерение - оценка уровня
образовательных достижений с помощью
контрольных измерительных материалов
(контрольных работ, тестов, анкет и др.),
имеющих стандартизированную форму,
содержание которых соответствует
реализуемым образовательным
программам.
II. Основные цели и задачи
функционирования региональной системы
оценки качества образования в
Республике Карелия
5. Целью РСОКО РК является повышение
качества общего образования и
эффективности управления качеством
образования в Республике Карелия на
основе объективной информации о
состоянии качества образования,
тенденциях его изменений и причинах,
влияющих на его уровень.
6. Задачами РСОКО РК являются:
обеспечение объективности процедур
оценки качества, в том числе за счет
обеспечения контроля за соблюдением
порядка/регламента проведения оценочных
процедур;
повышение объективности оценки
образовательных результатов и оценочных
процедур;
организация работы с образовательными
организациями по оптимизации графиков
проверочных и диагностических работ в
соответствии с рекомендациями
Минпросвещения и Рособрнадзора;
повышение качества подготовки
обучающихся в целом по региону,
фиксируемое на основе системы
объективной внутренней системы оценки
качества образования (далее - ВСОКО) во
всех образовательных организациях
региона;
формирование единой объективной системы
диагностики и контроля состояния
образования в общеобразовательных
организациях, обеспечивающей
определение факторов, влияющих на
качество образования в
общеобразовательных организациях и
своевременное выявление его изменений;
обеспечение функционирования
объективной ВСОКО в каждой
общеобразовательной организации;
содействие обеспечению высокого
качества образования через определение
степени соответствия качества
образования федеральному
государственному образовательному
стандарту начального общего, основного
общего и среднего общего образования;
получение актуальной, достоверной и
объективной информации о качестве
подготовки обучающихся по
образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего
общего образования региона для
выявления причин снижения
образовательных результатов и выработки
эффективных механизмов по их улучшению;
повышение качества подготовки
обучающихся в целом по региону,
фиксируемое на основе анализа оценки
функциональной грамотности;
формирование у участников
образовательных отношений позитивного
отношения к объективной оценке
образовательных результатов;
формирование среди участников
образовательных отношений устойчивых
ориентиров на методы и инструменты
объективной оценки образовательных
результатов обучающихся.
(п. 6 в ред. Приказа Министерства
образования и спорта Республики Карелия
от 25.07.2022 N 895)
7. Объектами и субъектами оценки качества
образования являются региональная
образовательная система в целом,
муниципальные образовательные системы,
образовательные организации, результаты
образовательной деятельности
обучающихся.
8. Предметом оценки качества образования
является содержание и качество
подготовки обучающихся, уровень и
направленность образовательных
программ, реализуемых в организациях и
их филиалах, условия образовательного
процесса.
9. Функционирование РСОКО РК
осуществляется посредством
существующих процедур контроля и оценки
качества образования, механизмов
повышения качества образования в
современных условиях:
исследований на основе практики
международных исследований качества
подготовки обучающихся (TIMSS, PIRLS, PISA);
специально организованных по модели PISA
процедур оценки качества подготовки
обучающихся (Общероссийская оценка по
модели PISA);
национальных исследований качества
образования (НИКО);
исследований функциональной
грамотности;
всероссийских проверочных работ (ВПР);
итогового сочинения (изложения);
итогового собеседования по русскому
языку;
основного государственного экзамена
(ОГЭ);
единого государственного экзамена (ЕГЭ);
государственного выпускного экзамена
(ГВЭ);
государственного экзамена по родным
языкам (ГЭР);
региональных мониторинговых
исследований;
региональных проверочных работ (РПР);
всероссийской олимпиады школьников
(школьный этап);
всероссийской олимпиады школьников
(муниципальный этап);
всероссийской олимпиады школьников
(региональный этап);
оценки соответствия качества подготовки
обучающихся в форме тестирования при
осуществлении федерального
государственного контроля качества
образования;
оценки соответствия качества подготовки
обучающихся в форме тестирования при
осуществлении государственной
аккредитации образовательной
деятельности;
независимой оценки качества образования
через независимую оценку качества
подготовки обучающихся и независимую
оценку качества условий осуществления
образовательной деятельности
организациями;
совершенствования внутренней оценки
качества в образовательных
организациях;
развития кадрового потенциала системы
образования через повышение
квалификации, переподготовку,
аттестацию педагогических работников и
руководящих работников, развитие
лидерских качеств руководящих
работников, конкурсы профессионального
мастерства, обмен опытом между
педагогическими работниками и доступ
обучающихся к лучшим практикам обучения,
совершенствование работы методических
служб;
совершенствования управления системой
образования через установление
государственного (муниципального)
задания, заключение "эффективных"
контрактов с педагогическими и
руководящими работниками, применение
профессиональных стандартов в сфере
образования, внедрение современных
моделей организации образования,
обеспечивающих оптимальность сети
образовательных организаций,
совершенствование нормативов
финансового обеспечения образования;
обновления содержания образования в
соответствии с федеральными
государственными образовательными
стандартами (включая расширение практик
использования сетевой формы реализации
образовательных программ) и
совершенствования методик и технологий
обучения;
обеспечения мониторинга системы
образования, проведения
самообследования образовательными
организациями;
разработки и реализации региональных,
муниципальных программ и программ
образовательных организаций развития
образования, с учетом специфики
социально-экономических, экологических,
демографических, этнокультурных и
других особенностей, и повышения
качества их исполнения;
совершенствования системы
профессиональной ориентации и
предпрофессиональной подготовки
выпускников.
10. Оценка качества образования в регионе
проводится по инициативе:
Министерства просвещения Российской
Федерации;
Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки;
органов исполнительной власти
Республики Карелия;
органов местного самоуправления
Республики Карелия;
образовательных организаций Республики
Карелия;
участников отношений в сфере
образования;
общественных объединений и объединений
работодателей Республики Карелия.
11. Оценка качества образования
осуществляется на основе системы
показателей и параметров,
характеризующих основные аспекты
качества образования (качество
результата, качество условий и качество
процесса):
соответствие предметных результатов
освоения основных образовательных
программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования
базовому уровню;
соответствие предметных результатов
освоения основных образовательных
программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования
высокому уровню;
соответствие метапредметных
результатов освоения основных
образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего
общего образования федеральному
государственному образовательному
стандарту;
результаты освоения адаптированных
основных общеобразовательных программ;
динамика качества образовательных
результатов на основе ранее
проведенного анализа образовательных
результатов с учетом региональных
особенностей;
динамика уровня образовательных
результатов на основе анализа оценки
функциональной грамотности;
использование принципов региональной
системы обеспечения объективности
процедур оценки качества образования и
олимпиад школьников в Республике
Карелия;
динамика уровня образовательных
результатов на основе анализа
Национальных исследований качества
образования и международных
сопоставительных исследований в сфере
образования.
12. При оценке качества образования
основными методами установления
фактических значений показателей
являются экспертиза и измерение (на
основе мониторинга или процедур
контроля). Процедуры проведения
экспертизы и измерения, исполнители
работ и формы представления информации в
рамках РСОКО РК устанавливаются
нормативными актами, регламентирующими
процедуры контроля и оценки качества
образования.
13. Диагностические и оценочные процедуры
в рамках РСОКО РК проводятся с
привлечением профессиональных и
общественных экспертов.
III. Организационная структура
региональной системы оценки качества
образования
14. РСОКО РК включает в себя следующие
структурные элементы:
Министерство образования и спорта
Республики Карелия (далее -
Министерство);
государственное автономное учреждение
Республики Карелия "Центр оценки
качества образования" (далее - ГАУ РК
"ЦОКО");
государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального
образования Республики Карелия
"Карельский институт развития
образования" (далее - ГАУ ДПО РК
"КИРО");
муниципальные органы управления
образованием;
государственные и муниципальные
образовательные организации;
общественные организации и объединения,
участники отношений в сфере
образования.
15. Министерство:
формирует единые концептуальные подходы
к оценке качества образования;
организует систему мониторинга качества
образования на региональном уровне
(осуществляет сбор, обработку, хранение и
предоставление информации о состоянии и
динамике развития системы образования);
на основе анализа определяет состояние и
тенденции развития региональной системы
образования, на основе которых
принимаются управленческие решения по
совершенствованию качества образования
в регионе;
координирует работу структур,
деятельность которых непосредственно
связана с вопросами оценки качества
образования;
обеспечивает реализацию процедур
контроля и оценки качества образования;
выполняет полномочия по государственной
аккредитации образовательной
деятельности образовательных
организаций;
обеспечивает государственный контроль
(надзор) в сфере образования;
выполняет полномочия по лицензированию
образовательной деятельности;
организует в регионе проведение
государственной итоговой аттестации
обучающихся по образовательным
программам основного общего и среднего
общего образования;
устанавливает государственное задание в
отношении подведомственных организаций,
включающего показатели качества работы
организации;
обеспечивает участие региона в
процедурах оценки качества образования
(НИКО, ВПР), международных сравнительных
исследованиях, Всероссийской олимпиаде
школьников, оценке функциональной
грамотности;
обеспечивает проведение региональных
мониторинговых исследований;
осуществляет подготовку сведений (в том
числе базы данных), необходимых для
формирования и ведения федеральных и
региональных баз данных в сфере контроля
качества образования;
содействует в проведении независимой
оценки качества образования;
разрабатывает и реализует совместно с
участниками государственную программу
Республики Карелия "Развитие
образования";
реализует меры, направленные на
совершенствование управления системой
образования;
разрабатывает меры по совершенствованию
нормативов финансового обеспечения
образования;
осуществляет признание организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность, и иных действующих в сфере
образования организаций, а также их
объединений, региональными
инновационными площадками;
совершенствует систему повышения
квалификации и переподготовки,
аттестации педагогических и руководящих
работников;
заключает "эффективные" контракты с
руководящими работниками
подведомственных организаций и
контролируют их исполнение;
контролирует применение
профессиональных стандартов в сфере
образования в подведомственных
образовательных организациях;
содействует в совершенствовании
материально-технической базы
образовательных организаций,
учебно-методического обеспечения;
реализует меры, направленные на
совершенствование системы
профессиональной ориентации и
предпрофессиональной подготовки
выпускников;
осуществляет контроль проведения
самообследования подведомственными
образовательными организациями;
аккредитует профессиональных и
общественных экспертов;
обеспечивает исполнение решений
коллегиальных органов;
формирует в рамках РСОКО РК ежегодно, не
позднее 1 сентября текущего года,
перечень региональных мониторинговых
исследований и других видов
деятельности для внесения их в
государственные задания
образовательных организаций на
очередной финансовый год.
16. ГАУ РК "ЦОКО", действующее в
соответствии с Уставом и в рамках
государственного задания на оказание
государственных услуг, осуществляет
организационно-методическое
обеспечение процедур оценки качества,
информационное обеспечение
функционирования РСОКО РК, организацию
сбора, хранения, обработки информации о
качестве образования в регионе,
анализирует результат оценки качества
образования, в том числе:
организует проведение мониторинговых
исследований по вопросам качества
образования;
обеспечивает
организационно-методическое,
технологическое сопровождение оценки
качества образования по
стандартизированным процедурам;
участвует в подготовке
экспертов-специалистов органов
управления образованием, работников
образовательных организаций и
общественных институтов по
осуществлению контрольно-оценочных
процедур;
производит информационно-аналитическое
и экспертное обеспечение оценки
качества образования в регионе;
контролирует сдачу отчетов на портале
ФИС ОКО образовательными организациями;
анализирует результаты оценки качества
и готовит доклады, справки, методические
рекомендации по необходимым
управленческим решениям;
осуществляет работу по проведению и
анализу результатов мониторинга оценки
объективности процедур оценки качества
образования.
17. ГАУ ДПО РК "КИРО", действующее в
соответствии с Уставом и в рамках
государственного задания на оказание
государственных услуг, осуществляет
организационно-методическое
обеспечение процедур оценки качества
образования, в том числе:
обеспечивает организационное и
методическое сопровождение процедур
аттестации педагогических работников;
распространяет методические
рекомендации по реализации федеральных
государственных образовательных
стандартов на основе результатов оценки
качества образования;
содействует проведению независимой
оценки качества образования и
расширению практик независимой оценки
качества подготовки обучающихся;
участвует в проведении региональных
мониторинговых исследований;
оказывает информационно-методическую
поддержку в вопросах совершенствования
внутренней оценки качества в
образовательных организациях;
обеспечивает повышение квалификации и
переподготовку педагогических и
руководящих работников;
обеспечивает проведение и анализ
педагогических исследований,
направленных на диагностирование
специфических профессиональных качеств
педагогических работников
(педагогическая квалиметрия);
участвует в организации региональных
конкурсов профессионального мастерства,
олимпиад и конкурсов для обучающихся
общеобразовательных организаций;
осуществляет выявление передового опыта
и распространение лучших практик
обучения;
реализует меры, направленные на
совершенствование работы муниципальных
методических служб;
оказывает методическую поддержку по
вопросам заключения "эффективных"
контрактов с педагогическими и
руководящими работниками, применения
профессиональных стандартов в сфере
образования, внедрения современных
моделей организации образования,
обеспечивающих эффективность сети
образовательных организаций;
содействует в расширении практик
использования сетевой формы реализации
образовательных программ;
распространяет методические
рекомендации по современным методикам и
технологиям обучения;
участвует в реализации государственной
программы Республики Карелия
"Развитие образования";
обеспечивает организационное и
методическое сопровождение признания
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и иных
действующих в сфере образования
организаций, а также их объединений,
региональными инновационными
площадками;
участвует в подготовке экспертов из
числа специалистов органов управления
образованием, работников
образовательных организаций и
общественных институтов по
осуществлению контрольно-оценочных
процедур;
участвует в совершенствовании системы
профессиональной ориентации и
предпрофессиональной подготовки
выпускников;
разрабатывает методические
рекомендации по результатам оценочных
процедур по всем учебным предметам;
разрабатывает мероприятия и готовит
предложения по совершенствованию
системы оценки качества образования,
участвует в данных мероприятиях.
18. Муниципальные органы управления
образованием:
разрабатывают и реализуют муниципальные
программы развития образования, включая
мероприятия по развитию системы оценки
качества образования;
участвуют в реализации государственной
программы Республики Карелия
"Развитие образования";
устанавливают муниципальное задание в
отношении подведомственных организаций,
включающего показатели качества работы
организации;
участвуют в разработке методики оценки
качества образования;
участвуют в разработке системы
показателей, характеризующих состояние
и динамику развития РСОКО РК;
обеспечивают проведение на
муниципальном уровне мониторинговых,
социологических и статистических
исследований по вопросам качества
образования и контрольно-оценочных
процедур в подведомственных
образовательных организациях;
организуют систему мониторинга качества
образования на муниципальном уровне,
осуществляют сбор, обработку, хранение и
представление информации о состоянии и
динамике развития системы образования,
анализируют результаты оценки качества
образования на муниципальном уровне;
обеспечивают информационную поддержку
системы оценки качества образования на
муниципальном уровне;
разрабатывают мероприятия и готовят
предложения, направленные на
совершенствование системы оценки
качества образования, участвуют в этих
мероприятиях;
формируют нормативную правовую базу
документов, относящихся к обеспечению
качества образования на муниципальном
уровне;
изучают, обобщают и распространяют
передовой опыт построения,
функционирования и развития системы
оценки качества образования на
муниципальном уровне;
проводят экспертизу организации,
содержания и результатов аттестации
обучающихся в подведомственных
образовательных организациях;
принимают управленческие решения по
результатам оценки качества образования
на муниципальном уровне, обеспечивающие
повышение качества образования;
содействуют в проведении независимой
оценки качества образования;
содействуют развитию лидерских качеств
руководителей образовательных
организаций и лиц, включенных в кадровый
резерв;
обеспечивают обновление
материально-технической базы
образовательных организаций,
учебно-методического обеспечения;
участвуют в подготовке
экспертов-специалистов органов
управления образованием, работников
образовательных организаций и
общественных институтов по
осуществлению контрольно-оценочных
процедур;
создают условия для организации
проведения государственной итоговой
аттестации обучающихся;
осуществляют контроль проведения
самообследования подведомственными
образовательными организациями;
оказывают методическую поддержку в
вопросах совершенствования внутренней
оценки качества в подведомственных
образовательных организациях;
содействуют в повышении квалификации и
переподготовке педагогических и
руководящих работников;
организуют конкурсы профессионального
мастерства на муниципальном уровне;
содействуют выявлению передового опыта
и распространению лучших практик
обучения;
реализуют меры, направленные на
совершенствование работы муниципальных
методических служб;
заключают "эффективные" контракты с
руководящими работниками
подведомственных организаций и
контролируют их исполнение;
контролируют применение
профессиональных стандартов в сфере
образования в подведомственных
образовательных организациях;
внедряют современные модели организации
образования, обеспечивающие
эффективность сети подведомственных
образовательных организаций;
содействуют в расширении практик
использования сетевой формы реализации
образовательных программ;
содействуют реализации инновационных
проектов и программ, реализуемых
подведомственными образовательными
организациями;
обеспечивают исполнение решений
коллегиальных органов;
реализуют меры, направленные на
совершенствование системы
профессиональной ориентации и
предпрофессиональной подготовки
выпускников.
19. Государственные и муниципальные
образовательные организации:
обеспечивают государственные гарантии
реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного
дошкольного образования в дошкольных
образовательных организациях,
общедоступного и бесплатного
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования в общеобразовательных
организациях, обеспечение
дополнительного образования детей в
образовательных организациях,
обеспечивают государственные гарантии
реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного среднего
профессионального образования;
разрабатывают и реализуют программы
развития образовательной организации;
обеспечивают функционирование
внутренней системы оценки качества
образования;
участвуют в процедурах оценки качества
образования (НИКО, ВПР), международных
сравнительных исследованиях,
региональных мониторинговых
исследованиях, во Всероссийской
олимпиаде школьников;
содействуют независимой оценке качества
образования;
создают условия для повышения
квалификации, переподготовки,
аттестации педагогических работников;
организуют участие педагогических
работников в конкурсах
профессионального мастерства, оказывают
им необходимую методическую поддержку;
содействуют обмену опытом между
педагогическими работниками и доступу
обучающихся к лучшим практикам
обучения;
обеспечивают работу методических служб
образовательных организаций или
принимают участие в работе окружных,
сетевых методических служб (объединений)
в рамках образовательных округов;
заключают "эффективные" контракты с
педагогическими работниками и
контролируют их исполнение;
обеспечивают применение
профессиональных стандартов в сфере
образования;
осуществляют внедрение современных
моделей организации образования;
обеспечивают обновление содержания
образования в соответствии с
федеральными государственными
образовательными стандартами;
совершенствуют методики и технологии
обучения;
расширяют практики использования
сетевой формы реализации
образовательных программ;
участвуют в разработке методик оценки
качества образования;
участвуют в разработке системы
показателей, характеризующих состояние
и динамику развития образовательной
организации;
обеспечивают проведение в
образовательной организации
контрольно-оценочных процедур,
мониторинговых, социологических и
статистических исследований по вопросам
качества образования;
организуют систему мониторинга качества
образования в образовательной
организации, осуществляют сбор,
обработку, хранение и представление
информации о состоянии и динамике
развития образовательной организации,
анализируют результаты оценки качества
образования;
проводят самообследование
образовательной организации;
обеспечивают информационную поддержку
оценки качества образования
образовательной организации;
разрабатывают мероприятия и готовят
предложения, направленные на
совершенствование системы оценки
качества образования образовательной
организации, участвуют в этих
мероприятиях;
формируют нормативную базу документов,
относящихся к обеспечению качества
образования в образовательной
организации;
изучают, обобщают и распространяют
передовой опыт построения,
функционирования и развития системы
оценки качества образования
образовательной организации;
разрабатывают и осуществляют контроль
за исполнением индивидуальных планов
педагогических работников;
обеспечивают исполнение учебных планов;
совершенствуют систему оценки
эффективности и результативности
деятельности педагогических работников
и административного персонала;
анализируют результаты промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся,
принимают меры по обеспечению качества
образования;
принимают управленческие решения по
результатам оценки качества образования
на уровне образовательной организации,
обеспечивающие повышение качества
образования;
обновляют материально-техническую базу
образовательной организации,
учебно-методическое обеспечение;
реализуют инновационные проекты и
программы;
обеспечивают исполнение решений
коллегиальных органов;
совершенствуют систему
профессиональной ориентации и
предпрофессиональной подготовки
выпускников.
20. Общественные организации и
объединения, участники отношений в сфере
образования:
участвуют в обеспечении качества
образования;
содействуют определению стратегических
направлений развития системы
образования, формированию приоритетных
направлений стратегии развития системы
образования;
содействуют реализации принципа
общественного участия в управлении
образованием;
осуществляют общественный контроль
качества образования и деятельности
образовательных организаций;
участвуют в осуществлении независимой
оценки качества образования, включая
инициирование независимой оценки
качества подготовки обучающихся;
принимают участие в обсуждении системы
показателей, характеризующих состояние
и динамику развития образовательной
организации, муниципальных и
региональной систем образования и РСОКО
РК, результатов оценки достижения
планируемых результатов
образовательной деятельности;
реализуют и участвуют в проектах и
мероприятиях, направленных на повышение
качества образования;
входят в состав коллегиальных органов
образовательных организаций и органов
управления образованием;
принимают участие в оценочных
процедурах в качестве общественных
экспертов.
21. Мониторинг РСОКО РК осуществляется
ежегодно субъектами РСОКО РК
(осуществляется сбор, обработка,
хранение и предоставление информации) на
основе системы показателей и параметров,
характеризующих основные аспекты
качества образования (приложение).
22. Не позднее первого квартала,
следующего за отчетным учебным годом,
результаты проведения мониторинга
показателей РСОКО РК оформляются ГАУ РК
"ЦОКО" и ГАУ ДПО РК "КИРО" в виде
аналитических справок по итогам
проведения оценочных процедур, которые
используются для разработки адресных
рекомендаций, а также формируется план
мероприятий (мер и управленческих
решений), направленных на
совершенствование РСОКО РК, на следующий
учебный год.
Отдел общего образования Министерства
организует работу по разработке
адресных рекомендаций, а также
формированию и утверждению плана
мероприятий (мер и управленческих
решений), направленных на
совершенствование РСОКО РК, на следующий
учебный год на основании
предоставленных:
ГАУ РЦ "ЦОКО" аналитических справок
по итогам проведения оценочных
процедур;
ГАУ ДПО РК "КИРО" аналитических
справок по итогам проведения
всероссийской олимпиады школьников;
Управлением государственного контроля
(надзора) в сфере образования
результатов контрольно-надзорных
мероприятий, материалов, полученных от
ФИОКО, предложений в план мероприятий по
совершенствованию РСОКО РК;
отделом комплексного анализа и
мониторинга Министерства предложений в
план мероприятий по совершенствованию
РСОКО РК;
другими структурными подразделениями
Министерства предложений в план
мероприятий по совершенствованию РСОКО
РК (при наличии).
План мероприятий, направленных на
совершенствование РСОКО РК, включает в
себя мероприятия, направленные на
повышение качества подготовки
обучающихся, с работниками органов
местного самоуправления, осуществляющих
управление в сфере образования, и/или
руководителями образовательных
организаций, проведение
информационно-разъяснительной работы по
вопросам оценки качества образования с
обучающимися и их родителями (законными
представителями), проведение иных
мероприятий, направленных на повышение
качества подготовки обучающихся,
принятие управленческих решений по
результатам проведенного анализа.
Приложение
к Положению
о региональной системе
оценки качества образования
в Республике Карелия
ПОКАЗАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ
МОНИТОРИНГА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
КАРЕЛИЯ
(в
ред. Приказа Министерства образования и
спорта Республики Карелия от 25.07.2022 N 895)
Показатели |
Источник информации |
Значение показателя |
Использование принципов региональной системы обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в Республике Карелия |
Результаты мониторинга системы обеспечения объективности процедур качества образования и олимпиад школьников на региональном уровне в соответствии с приказом Министерства образования и спорта Республики Карелия от 19.03.2021 N 257 |
Объективность проведения процедур оценки качества образования в образовательных организациях: 9-7 баллов - высокий уровень системы обеспечения объективности. Объективность проведения олимпиад школьников: 7-5 баллов - высокий уровень системы обеспечения объективности |
Обеспечение оптимизации графиков проверочных и диагностических работ в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора |
Результаты мониторинга деятельности общеобразовательных учреждений республики по вопросу обеспечения методически обоснованного режима контроля компетенций обучающихся в общеобразовательных организациях республики |
Доля ОО региона, опубликовавших график проверочных и диагностических работ в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора - 100% |
Сформированность объективной ВСОКО в каждой общеобразовательной организации региона |
Запросы в ОМСУ, информация Министерства, информация Рособрнадзора |
Доля ОО региона, имеющих сформированную объективную ВСОКО - 100% |
Соответствие предметных результатов освоения основных образовательных программ начального общего (НОО), основного общего (ООО) и среднего общего образования (С 00) базовому уровню |
Аналитические справки ГАУ РК "ЦОКО" по итогам проведения ВПР, итогового сочинения (изложения), итогового собеседования по русскому языку, ОГЭ, ЕГЭ, ГЭР, региональных мониторинговых исследований, РПР, оценки соответствия качества подготовки обучающихся в форме тестирования при осуществлении федерального государственного контроля качества образования, оценки соответствия качества подготовки обучающихся в форме тестирования при осуществлении государственной аккредитации образовательной деятельности |
Всероссийские проверочные работы (ВПР) на уровне НОО - сопоставимо с результатами РФ |
|
|
Всероссийские проверочные работы (ВПР) на уровне ООО - сопоставимо с результатами РФ |
|
|
Всероссийские проверочные работы (ВПР) на уровне СОО - сопоставимо с результатами РФ |
|
|
Основной государственный экзамен (ОГЭ), государственный выпускной экзамен (ГВЭ) - допущены к ГИА - 100%, сдали ГИА - 100% |
|
|
Единый государственный экзамен (ЕГЭ), государственный выпускной экзамен (ГВЭ) - допущены к ГИА - 100%, сдали ГИА - 100% |
|
|
Оценка соответствия качества подготовки обучающихся в форме тестирования при осуществлении федерального государственного контроля качества образования - не менее 65% справившихся с тестированием |
|
|
Оценка соответствия качества подготовки обучающихся в форме тестирования при осуществлении государственной аккредитации образовательной деятельности - не менее 65% справившихся с тестированием |
Соответствие предметных результатов освоения основных образовательных программ начального общего (НОО), основного общего (ООО) и среднего общего образования СОО) высокому уровню |
Аналитические справки ГАУ РК "ЦОКО" по итогам проведения ВПР, итогового сочинения (изложения), итогового собеседования по русскому языку, ОГЭ, ЕГЭ, ГЭР, региональных мониторинговых исследований, РПР, аналитические справки ГАУ ДПО РК "КИРО" по итогам проведения всероссийской олимпиады школьников |
Всероссийские проверочные работы (ВПР) на уровне НОО - сопоставимо с результатами РФ |
|
|
Всероссийские проверочные работы (ВПР) на уровне ООО - сопоставимо с результатами РФ |
|
|
Всероссийские проверочные работы (ВПР) на уровне СОО - сопоставимо с результатами РФ |
|
|
Основной государственный экзамен (ОГЭ), государственный выпускной экзамен (ГВЭ) - высокобалльные работы ("4" и "5") - не менее 65% |
|
|
Единый государственный экзамен (ЕГЭ), государственный выпускной экзамен (ГВЭ) - высокобалльные работы (81-100%) - не менее 65% |
|
|
Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап) - не менее 25% участников, выполнивших 50% и более олимпиадных заданий |
|
|
Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) - не менее 25% участников, выполнивших 50% и более олимпиадных заданий |
|
|
Всероссийская олимпиада школьников (региональный этап) - не менее 25% участников, выполнивших 50% и более олимпиадных заданий |
Соответствие метапредметных результатов освоения основных образовательных программ начального общего (НОО), основного общего (ООО) и среднего общего образования (СОО) федеральному государственному образовательному стандарту |
Аналитические справки ГАУ РК "ЦОКО" по итогам проведения ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, ГЭР, региональных мониторинговых исследований, материалы, предоставленные Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный институт оценки качества образования" (ФИОКО) по результатам проведения исследований на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (TIMSS, PIRLS, PISA), национальных исследований качества образования (НИКО) |
Всероссийские проверочные работы (ВПР) на уровне НОО - сопоставимо с результатами РФ |
|
|
Всероссийские проверочные работы (ВПР) на уровне ООО - сопоставимо с результатами РФ |
|
|
Всероссийские проверочные работы (ВПР) на уровне СОО - сопоставимо с результатами РФ |
|
|
Основной государственный экзамен (ОГЭ), государственный выпускной экзамен (ГВЭ) - допущены к ГИА - 100%, сдали ГИА - 100% |
|
|
Единый государственный экзамен (ЕГЭ), государственный выпускной экзамен (ГВЭ) - допущены к ГИА - 100%, сдали ГИА - 100% |
|
|
Исследования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (TIMSS, PIRLS, PISA) - сопоставимо с результатами РФ |
|
|
Специально организованные по модели PISA процедуры оценки качества подготовки обучающихся (Общероссийская оценка по модели PISA) - сопоставимо с результатами РФ |
|
|
Национальные исследования качества образования (НИКО) - сопоставимо с результатами РФ |
Результаты освоения адаптированных основных общеобразовательных программ |
Аналитические справки ГАУ РК "ЦОКО" по итогам проведения ВПР, ГВЭ, оценки соответствия качества подготовки обучающихся в форме тестирования при осуществлении федерального государственного контроля качества образования, оценки соответствия качества подготовки обучающихся в форме тестирования при осуществлении государственной аккредитации образовательной деятельности |
Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) - допущены к ГИА-9 - 100%, сдали ГИА-9 - 100% |
|
|
Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) - допущены к ГИА-11 - 100%, сдали ГИА-11 - 100% |
|
|
Оценка соответствия качества подготовки обучающихся в форме тестирования при осуществлении федерального государственного контроля качества образования - не менее 50% справившихся с тестированием |
|
|
Оценка соответствия качества подготовки обучающихся в форме тестирования при осуществлении государственной аккредитации образовательной деятельности - не менее 50% справившихся с тестированием |
Динамика качества образовательных результатов на основе ранее проведенного анализа образовательных результатов с учетом региональных особенностей |
Отчеты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, результаты контрольно-надзорных мероприятий |
Соответствие муниципальных и государственных общеобразовательных учреждений современным требованиям обучения - 100% |
|
|
Укомплектованность образовательных организаций педагогическими кадрами на начало учебного года (отсутствие вакантных должностей) - 100%) |
|
|
Соответствие педагогических кадров квалификационным требованиям (повышение квалификации, аттестация) - 100% |
Динамика уровня образовательных результатов на основе анализа оценки функциональной грамотности |
Аналитические материалы, предоставленные ФИОКО |
Исследования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (TIMSS, PIRLS, PISA) - сопоставимо с результатами РФ |
|
|
Специально организованные по модели PISA процедуры оценки качества подготовки обучающихся (Общероссийская оценка по модели PISA) - сопоставимо с результатами РФ |
|
|
Исследования функциональной грамотности с использованием платформы электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности образовательными организациями - сопоставимо с результатами РФ |
Динамика уровня образовательных результатов на основе анализа Национальных исследований качества образования и международных сопоставительных исследований в сфере образования |
Аналитические материалы, предоставленные ФИОКО по результатам проведения исследований на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (TIMSS, PIRLS, PISA), национальных исследований качества образования (НИКО) |
Исследования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (TIMSS, PIRLS, PISA) - сопоставимо с результатами РФ |
|
|
Специально организованные по модели PISA процедуры оценки качества подготовки обучающихся (Общероссийская оценка по модели PISA) - сопоставимо с результатами РФ |
|
|
Национальные исследования качества образования (НИКО) - сопоставимо с результатами РФ |
Ссылается на
- Об утверждении Положения о региональной системе обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в Республике Карелия
- О внесении изменений в приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 19 апреля 2021 года N 410 "Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Республике Карелия"
- Об утверждении Положения о Министерстве образования и спорта Республики Карелия (с изменениями на 24 ноября 2023 года)
- Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Об образовании (с изменениями на 25 декабря 2023 года)