ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2013 года N 1326-п
Об утверждении государственной
программы Пермского края "Общество и
власть"
(с изменениями на 13 марта 2025 года)
(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 06.12.2013 N 1723-п, от 20.12.2013 N 1784-п, от 16.04.2014 N 258-п, от 25.07.2014 N 687-п, от 05.09.2014 N 945-п, от 30.09.2014 N 1100-п, от 14.11.2014 N 1317-п, от 05.12.2014 N 1415-п, от 01.04.2015 N 173-п, от 16.06.2015 N 375-п, от 23.09.2015 N 689-п, от 25.09.2015 N 725-п, от 09.10.2015 N 820-п, от 24.06.2016 N 392-п, от 05.09.2016 N 699-п, от 26.09.2016 N 831-п, от 17.10.2016 N 944-п, от 22.03.2017 N 106-п, от 19.04.2017 N 264-п, от 03.05.2017 N 303-п, от 12.07.2017 N 644-п, от 28.09.2017 N 798-п, от 11.10.2017 N 828-п, от 18.10.2017 N 865-п, от 10.11.2017 N 894-п, от 12.04.2018 N 188-п, от 25.07.2018 N 413-п, от 30.08.2018 N 478-п, от 28.09.2018 N 527-п, от 19.11.2018 N 715-п, от 14.12.2018 N 801-п, от 07.02.2019 N 51-п, от 22.03.2019 N 199-п, от 24.04.2019 N 297-п, от 10.07.2019 N 457-п, от 26.09.2019 N 675-п, от 06.11.2019 N 809-п, от 24.12.2019 N 976-п, от 17.03.2020 N 113-п, от 09.04.2020 N 183-п, от 15.07.2020 N 520-п, от 30.09.2020 N 743-п, от 31.03.2021 N 194-п, от 07.07.2021 N 461-п, от 25.08.2021 N 614-п, от 30.09.2021 N 717-п, от 05.10.2021 N 745-п, от 10.03.2022 N 181-п, от 27.05.2022 N 435-п, от 03.08.2022 N 644-п, от 29.09.2022 N 808-п, от 30.11.2022 N 1019-п, от 19.05.2023 N 375-п, от 26.06.2023 N 479-п, от 05.07.2023 N 498-п, от 09.08.2023 N 614-п, от 29.09.2023 N 752-п, от 08.11.2023 N 873-п, от 20.12.2023 N 1011-п, от 31.01.2024 N 57-п, от 27.06.2024 N 385-п, от 09.08.2024 N 509-п, от 11.09.2024 N 631-п, от 30.09.2024 N 730-п, от 04.12.2024 N 963-п, от 13.03.2025 N 179-п)
В соответствии со статьей 179
Бюджетного кодекса Российской Федерации
и постановлением Правительства
Пермского края от 10 февраля 2020 г. N 61-п "Об
утверждении перечня государственных
программ Пермского края" Правительство
Пермского края постановляет:
(в ред. Постановления Правительства
Пермского края от 29.09.2023 N 752-п)
1. Утвердить прилагаемую
государственную программу Пермского
края "Общество и власть".
(в ред. Постановления Правительства
Пермского края от 28.09.2017 N 798-п)
2. Признать утратившим силу
Постановление Правительства Пермского
края от 6 мая 2013 г. N 382-п "Об утверждении
долгосрочной целевой программы
"Патриотическое воспитание жителей
Пермского края на 2013-2017 годы".
3. Настоящее Постановление вступает
в силу с 1 января 2014 года, но не ранее чем
через 10 дней после дня его официального
опубликования.
4. Контроль за исполнением
постановления возложить на руководителя
Администрации губернатора Пермского
края (по согласованию).
(п. 4 в ред. Постановления
Правительства Пермского края от 28.09.2018 N
527-п)
Председатель
Правительства Пермского края
Г.П.ТУШНОЛОБОВ
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства
Пермского края
от 03.10.2013 N 1326-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПЕРМСКОГО
КРАЯ "ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ"
(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 30.09.2024 N 730-п, от 13.03.2025 N 179-п)
ПАСПОРТ государственной программы
Пермского края "Общество и власть"
Куратор государственной программы |
Смертин Александр Николаевич, исполняющий обязанности руководителя Администрации губернатора Пермского края | ||||||||
Ответственный исполнитель государственной программы |
Политов Леонид Вячеславович, первый заместитель руководителя Администрации губернатора Пермского края | ||||||||
Период реализации государственной программы |
Этап I: 2014 - 2017 годы; этап II: 2018 - 2023 годы; этап III: 2024 - 2030 годы | ||||||||
Цели государственной программы |
1. Гармонизация межнациональных отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Пермского края и сохранение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, на уровне 85,0% | ||||||||
|
2. Укрепление межрелигиозного согласия в Пермском крае, поддержание удовлетворенности населения имеющимися возможностями реализации своих религиозных потребностей на уровне 94,0% | ||||||||
|
3. Формирование условий для эффективного использования потенциала гражданского общества и доведение активности участия социально ориентированных некоммерческих организаций и инициативных граждан в конкурсах на реализацию социальных проектов до 472 единиц к 2030 году | ||||||||
|
4. Содействие формированию у жителей Пермского края патриотической гражданской позиции и поддержание доли граждан, которые обозначают для себя в качестве важного элемента самоопределения любовь к Отечеству, содействие всестороннему развитию Родины, уважение истории и культурных традиций страны и края, на уровне 94,0% | ||||||||
|
5. Поддержка волонтерского движения в Пермском крае и доведение общей численности граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую (волонтерскую) деятельность, до 435349 человек к 2030 году | ||||||||
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 13.03.2025 N 179-п) | |||||||||
Целевые показатели государственной программы |
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Ед. изм. |
Значения целевых показателей | |||||
|
|
|
|
2025 год (прогноз) |
2026 год (прогноз) |
2027 год (прогноз) |
2028 год (прогноз) |
2029 год (прогноз) |
2030 год (прогноз) |
|
1 |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации, проживающих в Пермском крае |
% |
85,0 |
85,0 |
85,0 |
85,0 |
85,0 |
85,0 |
|
2 |
Доля граждан, удовлетворенных имеющимися возможностями реализации своих религиозных потребностей, в общем количестве взрослого населения Пермского края |
% |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
|
3 |
Уровень патриотических настроений среди населения Пермского края |
% |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
|
4 |
Уровень активности участия социально ориентированных некоммерческих организаций и инициативных граждан в конкурсах на реализацию социальных проектов |
ед. |
467 |
468 |
469 |
470 |
471 |
472 |
|
5 |
Общая численность граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений, в добровольческую (волонтерскую) деятельность |
чел. |
424012 |
426279 |
428547 |
430814 |
433082 |
435349 |
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 13.03.2025 N 179-п) | |||||||||
Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы |
Источники финансового обеспечения |
Расходы (тыс. рублей) | |||||||
|
|
2025 год (план) |
2026 год (план) |
2027 год (план) |
2028 год (план) |
2029 год (план) |
2030 год (план) |
итого | |
|
Всего, в том числе: |
887031,3 |
1600210,4 |
2208174,5 |
2281104,3 |
1252817,8 |
720760,2 |
8950098,5 | |
|
бюджет Пермского края |
879309,6 |
1600210,4 |
2208174,5 |
2281104,3 |
1252817,8 |
720760,2 |
8942376,8 | |
|
федеральный бюджет |
7721,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
7721,7 | |
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 13.03.2025 N 179-п) |
I. Стратегические приоритеты
государственной программы Пермского
края "Общество и власть"
В основе того или иного
общественного порядка согласно всем
теориям общественного развития лежит
общественный договор как система
неоформленных, но фактически
существующих обязательств власти и
разных общественных групп. Власть берет
на себя обязательство создать форматы,
через которые граждане могут
участвовать в общественно-политическом
процессе. От общества власть ожидает
общественно-политической активности при
строгом соблюдении закона и готовности к
компромиссам с властью и между
различными общественными группами.
Социально активное общество
требует от государства создать
максимально благоприятные условия для
реализации общественных программ.
Власть показывает готовность создать
такие условия.
Государственная программа
Пермского края "Общество и власть" (далее
- Программа) направлена на создание
механизмов, обеспечивающих адекватное
реагирование власти на общественный
запрос со стороны общественных
институтов, удовлетворение религиозных
и национальных потребностей населения,
поддержку гражданских инициатив,
мониторинг и учет общественного мнения в
решениях региональной власти. В связи с
этим целями Программы являются:
1. гармонизация межнациональных
отношений, сохранение и поддержка
этнокультурного и языкового
многообразия Пермского края и
сохранение доли граждан, положительно
оценивающих состояние межнациональных
отношений, на уровне 85,0%;
2. укрепление межрелигиозного
согласия в Пермском крае, поддержание
удовлетворенности населения имеющимися
возможностями реализации своих
религиозных потребностей на уровне 94,0%;
3. формирование условий для
эффективного использования потенциала
гражданского общества и доведение
активности участия социально
ориентированных некоммерческих
организаций и инициативных граждан в
конкурсах на реализацию социальных
проектов до 472 единиц к 2030 году;
(п. 3 в ред. Постановления
Правительства Пермского края от 13.03.2025 N
179-п)
4. содействие формированию у
жителей Пермского края патриотической
гражданской позиции и поддержание доли
граждан, которые обозначают для себя в
качестве важного элемента
самоопределения любовь к Отечеству,
содействие всестороннему развитию
Родины, уважение истории и культурных
традиций страны и края, на уровне 94,0%;
5. поддержка волонтерского движения
в Пермском крае и доведение общей
численности граждан Российской
Федерации, вовлеченных центрами
(сообществами, объединениями) поддержки
добровольчества (волонтерства) на базе
образовательных организаций,
некоммерческих организаций,
государственных и муниципальных
учреждений в добровольческую
(волонтерскую) деятельность, до 435349
человек к 2030 году.
Приоритетными направлениями
взаимодействия органов власти и
институтов гражданского общества в
Пермском крае являются:
1. поддержка и развитие
добровольчества (волонтерства) в
Пермском крае;
2. реализация эффективной
национальной политики в Пермском крае;
3. развитие
государственно-конфессиональных
отношений на территории Пермского края;
4. содействие в развитии
некоммерческого сектора;
5. содействие формированию у
жителей Пермского края гражданской
позиции, патриотических настроений;
6. содействие развитию правовой,
политической и финансовой культуры
населения Пермского края, оценка и
диагностика тенденций развития
общественно-политических процессов в
регионе;
7. реализация государственной
политики в области архивного дела в
Пермском крае.
Данные приоритеты реализуются в
рамках следующих проектов и комплексов
мероприятий.
1.1. Региональный проект "Мы вместе
(Воспитание гармонично развитой
личности)"
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 13.03.2025 N 179-п)
С 2022 года Пермский край принимает
участие в федеральном конкурсе на
реализацию практик поддержки и развития
добровольчества (волонтерства) "Регион
добрых дел" (до 2024 года в рамках
реализации федерального проекта
"Социальная активность" национального
проекта "Образование", с 2025 года в рамках
федерального проекта "Мы вместе
(Воспитание гармонично развитой
личности)" национального проекта
"Молодежь и дети") в целях развития
волонтерской (добровольческой)
деятельности, создания инфраструктуры
поддержки волонтерства
(добровольчества) во всех сферах
человеческой деятельности, привлекает
федеральные средства на реализацию
лучших практик в сфере добровольчества
(волонтерства).
Общественно значимый результат
регионального проекта установлен в
соответствии с федеральным проектом "Мы
вместе (Воспитание гармонично развитой
личности)" национального проекта
"Молодежь и дети", который направлен на
решение задачи по созданию условий для
развития наставничества, поддержки
общественных инициатив и проектов, в том
числе в сфере добровольчества
(волонтерства), в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 07 мая
2024 г. N 309 "О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года".
В рамках регионального проекта:
реализуются лучшие практики
поддержки добровольчества
(волонтерства) по итогам проведения
ежегодного конкурса по предоставлению
субсидии субъектам Российской Федерации
на реализацию практик поддержки и
развития добровольчества (волонтерства)
"Регион добрых дел";
проводятся информационная и
рекламная кампании, в том числе
размещаются рекламные ролики на
телевидении и в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
1.2. Региональный проект "Развитие
инфраструктуры в сфере патриотического
воспитания"
В рамках адресной инвестиционной
программы Пермского края с 2026 по 2029 год
предусмотрены проектно-изыскательские и
строительно-монтажные работы по
имущественному комплексу
государственного бюджетного учреждения
"Пермский краевой учебно-методический
центр военно-методического воспитания
молодежи "Авангард".
В настоящее время учебные сборы для
обучения начальным знаниям в области
обороны и основам военной службы
допризывной молодежи Пермского края
проводятся на арендованных площадках
коммерческих загородных лагерей и
образовательных учреждений Пермского
края. При вводе в эксплуатацию нового
имущественного комплекса к 2029 году будет
возможность проведения учебных сборов с
проектной мощностью 300 человек.
1.3. Комплекс процессных мероприятий
"Укрепление единства российской нации,
формирование общероссийской
гражданской идентичности и
этнокультурное развитие народов
Пермского края"
Сегодня Пермский край -
сложносоставный в этническом отношении
регион. На территории субъекта проживают
представители более 120 народов.
Сфера государственной
национальной политики Пермского края не
просто одна из наиболее сложных и
многоуровневых общественных систем, но и
система, обладающая внутренней
структурой и собственными механизмами
развития. И задача органов власти не
только констатировать и выявлять фактор
наличия собственного механизма
развития, но и обеспечивать и
регулировать вектор этого развития в
конструктивном направлении.
Системность и комплексность
деятельности органов государственной
власти Пермского края в сфере
межэтнических отношений обеспечивается
на основе концептуальных подходов,
воплощающихся в краевых целевых
программах. С 1993 года, когда в Пермской
области была разработана первая в России
программа поддержки развития
национальных культур, реализовано пять
программ.
Главным результатом реализации
программного подхода явилось сохранение
межнациональной стабильности в регионе.
Важен и накопленный позитивный опыт
практического воссоздания национальных
традиций разных народов Пермского края,
которые в новых кардинально
изменившихся условиях не утрачивают
своей способности активно
воздействовать и влиять на все сферы
общественной жизни.
Благодаря программе поддержки
развития национальных культур работа по
сохранению самобытности народов
Пермского края, а также по профилактике
проявлений этнического экстремизма
приобрела системный характер,
оформилась в качестве одного из
стратегических направлений развития
социально-экономической сферы Пермского
края, получила широкий общественный
резонанс в других регионах России.
Применение программных средств и
методов позволило качественно улучшить
и увеличить количество мероприятий с
этнической тематикой.
В рамках программ получили
развитие школы с изучением родных
языков, национальные народные праздники
и фольклорные фестивали, региональные
творческие мастерские и выставки по
народным промыслам и ремеслам, ежегодный
пермский межрегиональный форум "Русский
мир", Общественная приемная для
мигрантов, Школа русского языка для
представителей новых этнических групп,
этнографические экспедиции,
конференции, детские профильные лагеря.
Вместе с тем в сфере
межнациональных отношений имеются
нерешенные проблемы, такие как:
отсутствие мотивации к изучению
родного языка у учащихся и отсутствие
мотивации к преподаванию языка у
педагогов;
необходимость постоянного
обновления учебно-методического
комплекса для коми-пермяцких и
коми-язьвинских школ;
необходимость включения
регионального компонента в изучение
языка и литературы для национальных школ
Пермского края;
высокий уровень юридической
безграмотности этнических трудовых
мигрантов. Трудовые мигранты прибывают в
Пермский край, не имея минимальных
представлений об особенностях
российского трудового законодательства,
что создает почву для злоупотреблений со
стороны недобросовестных работодателей
и провоцирует непреднамеренные
нарушения законодательства самими
мигрантами. Эти обстоятельства
формируют в среде мигрантов чувство
недоверия к органам власти, влияют на
рост количества правонарушений со
стороны мигрантов.
Программа поддержки развития
национальных культур строится на основе
целевого подхода по сохранению и
развитию самобытности трех основных
групп народов, проживающих на территории
Пермского края:
народов, для которых территория
Пермского края является исконной и
единственной территорией проживания, -
коми-пермяков и коми-язьвинцев. Основной
задачей по отношению к народам данной
группы является сохранение и развитие их
этнической уникальности;
народов, традиционно населяющих
Пермский край. Данную группу
представляют русские, татары, башкиры,
белорусы, украинцы, удмурты, марийцы,
чуваши, евреи, поляки, немцы, проживающие
в регионе на протяжении столетий.
Основной задачей по отношению к народам
данной группы является создание условий
для самостоятельного развития с учетом
удовлетворения национальных
потребностей;
этнические группы, активно
развивающиеся в рамках современных
миграционных процессов (народы Кавказа,
Средней Азии). Основной задачей по
отношению к народам данной группы
является содействие их представителям в
социальной адаптации и интеграции в
местное сообщество.
Решение поставленных задач
возможно только при совместной работе
органов государственной власти, органов
местного самоуправления и
общественности.
В рамках организации этой работы в
Пермском крае:
созданы подразделения по
внутренней политике в администрациях
районов и городских округов;
в муниципальных образованиях
назначены ответственные за мониторинг
этнополитической ситуации в
территориях;
в муниципалитетах ведется
реализация муниципальных программ по
национальной политике;
осуществляется ежегодное обучение
на курсах повышения квалификации
муниципальных сотрудников, отвечающих
за этноконфессиональную сферу.
В целях координации деятельности
всех заинтересованных структур в сфере
реализации государственной
национальной политики в Пермском крае
действуют несколько коллегиальных
площадок:
координационный совет по
национальным вопросам при губернаторе
Пермского края. На примере краевого
координационного совета в районах и
городах Пермского края созданы
консультативные органы - муниципальные
координационные советы по национальным
вопросам;
совет руководителей национальных
общественных объединений Пермского
края.
Приоритеты и цели государственной
национальной политики Пермского края
определены в соответствии с положениями
следующих стратегических документов:
Стратегии государственной
национальной политики Российской
Федерации на период до 2025 года,
утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N
1666 "О Стратегии государственной
национальной политики Российской
Федерации на период до 2025 года";
государственной программы
Российской Федерации "Реализация
государственной национальной политики",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 29
декабря 2016 г. N 1532;
Стратегии противодействия
экстремизму в Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. N
1124;
(в ред. Постановления Правительства
Пермского края от 13.03.2025 N 179-п)
национальных целей развития
Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года,
определенных Указом Президента
Российской Федерации от 07 мая 2024 г. N 309 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года";
Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 02 июля 2021 г. N 400 "О
Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации".
С учетом основных положений
указанных стратегических документов
приоритетами государственной
национальной политики Пермского края
являются:
укрепление гражданского единства,
гражданского самосознания и сохранение
самобытности многонационального народа
Российской Федерации (российской нации);
сохранение этнокультурного и
языкового многообразия Пермского края;
сохранение русского языка как
государственного языка Российской
Федерации и языков народов Российской
Федерации, проживающих в Пермском крае;
гармонизация межнациональных
(межэтнических) отношений, профилактика
экстремизма и предупреждение конфликтов
на национальной и религиозной почве;
создание дополнительных
социально-экономических, политических и
культурных условий для улучшения
социального благополучия граждан,
обеспечения межнационального и
межрелигиозного мира и согласия в
Пермском крае.
В соответствии с приоритетами
государственной национальной политики
Пермского края целями программы
поддержки развития национальных культур
являются:
укрепление национального согласия,
обеспечение политической и социальной
стабильности, развитие демократических
институтов путем оказания поддержки
некоммерческим организациям в сфере
реализации государственной
национальной политики;
укрепление общероссийской
гражданской идентичности и единства
многонационального народа Российской
Федерации (российской нации);
обеспечение равенства прав и
свобод человека и гражданина независимо
от расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и
должностного положения, места
жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также от
других обстоятельств, сохранение
стабильно высокого уровня толерантного
отношения к представителям другой
национальности;
гармонизация национальных и
межнациональных (межэтнических)
отношений, сохранение и поддержка
этнокультурного и языкового
многообразия Российской Федерации,
традиционных российских
духовно-нравственных ценностей как
основы российского общества и
увеличение доли граждан, положительно
оценивающих состояние межнациональных
отношений, в общем количестве граждан
Российской Федерации, проживающих в
Пермском крае;
обеспечение успешной социальной и
культурной адаптации иностранных
граждан в Российской Федерации и их
интеграции в российское общество.
Программа поддержки развития
национальных культур является ключевым
инструментом государственного
управления в сфере реализации
государственной национальной политики
Пермского края.
Реализация государственной
национальной политики Российской
Федерации в соответствии с пунктами 42, 43
части 1 статьи 44 Федерального закона от 21
декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах
организации публичной власти в
субъектах Российской Федерации"
является предметом совместного ведения
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, в связи с чем
приоритеты Пермского края коррелируют с
приоритетами государственной
национальной политики Российской
Федерации, определенными на федеральном
уровне, с учетом региональной специфики.
Повышение эффективности системы
координации деятельности
государственных органов и органов
местного самоуправления при реализации
государственной национальной политики
Российской Федерации обеспечивается
посредством развития институтов
гражданского общества, поддержки
общественно значимых инициатив,
развития взаимодействия институтов
гражданского общества и населения с
органами публичной власти в решении
вопросов, которые могут вызвать рост
социальной напряженности.
Ежегодно проводимые семинары по
реализации государственной
национальной политики в субъектах
Российской Федерации способствуют
повышению эффективности
государственного и муниципального
управления в сфере реализации
государственной национальной политики
Российской Федерации.
Совершенствование взаимодействия
государственных органов и органов
местного самоуправления с институтами
гражданского общества в целях
укрепления гражданского единства
многонационального народа Российской
Федерации (российской нации), сохранения
межнационального мира и согласия
осуществляется в рамках реализации
Программы путем предоставления субсидий
из регионального бюджета некоммерческим
организациям, осуществляющим
деятельность в сфере реализации
государственной национальной политики
Российской Федерации.
Установление полномочий и
ответственности руководителей
(должностных лиц) органов
государственной власти Пермского края и
органов местного самоуправления в сфере
профилактики экстремизма и раннего
предупреждения межнациональных
(межэтнических) и межрелигиозных
конфликтов и напряженности
обеспечивается в том числе посредством
государственной информационной системы
мониторинга в сфере межнациональных и
межконфессиональных отношений и раннего
предупреждения конфликтных ситуаций.
Совершенствование мер правового
регулирования в отношении институтов
гражданского общества, а также оказание
государственной поддержки
некоммерческим организациям,
осуществляющим деятельность в сфере
реализации государственной
национальной политики Российской
Федерации, обеспечивают создание
условий для повышения участия
институтов гражданского общества, в том
числе межнациональных общественных
объединений, национально-культурных
автономий, некоммерческих организаций в
сфере духовно-просветительской
деятельности и иных некоммерческих
организаций, осуществляющих
деятельность, направленную на
гармонизацию межнациональных
(межэтнических) и межрелигиозных
отношений, в решении задач
государственной национальной политики
Российской Федерации.
Совершенствование мер правового
регулирования в отношении иностранных
граждан, противодействие незаконной
миграции, усиление контроля за
миграционными потоками являются
основами для успешной социальной и
культурной адаптации и интеграции
иностранных граждан в российское
общество.
1.4. Комплекс процессных мероприятий
"Развитие
государственно-конфессиональных
отношений"
Одним из важных направлений
является обеспечение конституционного
права граждан на свободу совести и
вероисповеданий, формирование
цивилизованных
государственно-церковных
(конфессиональных) отношений, реализация
в полном объеме Федерального закона от 26
сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и
о религиозных объединениях".
В Пермском крае зарегистрировано 500
религиозных организаций <1>. Среди них
около 50% организаций представляют
Пермскую митрополию Русской
Православной Церкви, 20% - мусульманские
организации, 5% - организации Русской
Православной Старообрядческой Церкви, 25%
- организации иных религиозных конфессий
и деноминаций, в основном
протестантского толка.
<1> На 01 июля 2024 года.
По данным социологических
исследований, в регионе количество
граждан, относящих себя к верующим,
является стабильным и составляет 75 - 77%
жителей Пермского края. В регионе
традиционно высок уровень доверия к
институту церкви, уровень
удовлетворенности возможностью
реализации своих религиозных
потребностей у верующих жителей
Пермского края составляет 94%. В Пермском
крае остается стабильно высокий уровень
веротерпимости (толерантности). Более 90%
жителей Пермского края ежегодно
характеризуют отношения между людьми
разного вероисповедания в своем
населенном пункте как доброжелательные
и бесконфликтные.
Подобная ситуация стала возможна в
связи с применением органами
государственной власти региона разных
форм государственно-конфессионального
взаимодействия, которые в этот
исторический период включают в себя:
взаимодействие с пермскими
учеными-религиоведами;
использование социологического
мониторинга межрелигиозных отношений;
постоянное взаимодействие с
действующими общественными
межконфессиональными организациями:
Межконфессиональным консультативным
комитетом Пермского края и Советом
Протестантских Евангельских Церквей
Пермского края;
выстраивание индивидуального
диалога с каждой религиозной конфессией,
представленной на территории Пермского
края;
проведение научных конференций и
симпозиумов;
организация встреч руководителей
религиозных организаций с руководством
Пермского края;
организация обучающих семинаров
для органов государственной власти и
органов местного самоуправления с
религиозными организациями.
На данном этапе развития
государственно-конфессионального и
межконфессионального диалогов в
Пермском крае нормативно-правовое
регулирование осуществляется
посредством следующих законов и
подзаконных актов:
Федеральный закон от 26 сентября 1997
г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о
религиозных объединениях";
Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N
327-ФЗ "О передаче религиозным
организациям имущества религиозного
назначения, находящегося в
государственной или муниципальной
собственности";
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N
114-ФЗ "О противодействии экстремистской
деятельности";
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N
73-ФЗ "Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации";
распоряжение Президента
Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N
281-рп "О передаче религиозным
организациям культовых зданий и иного
имущества";
приказ Министерства юстиции
Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. N
53 "О государственной религиоведческой
экспертизе".
Приоритетами в сфере
государственно-конфессиональных
отношений Пермского края являются:
укрепление межрелигиозного
согласия, обеспечение политической и
социальной стабильности;
профилактика экстремизма и
предупреждение конфликтов на
национальной и религиозной почве.
Реализация мероприятий в сфере
государственно-конфессиональных
отношений Пермского края направлена на:
обеспечение стабильного
позитивного развития сферы
межрелигиозных отношений в Пермском
крае - доля граждан, положительно
оценивающих состояние
межконфессиональных отношений, в общем
количестве взрослого населения
Пермского края;
создание условий для реализации
религиозных потребностей - доля граждан,
удовлетворенных имеющимися
возможностями реализации своих
религиозных потребностей, в общем
количестве взрослого населения
Пермского края;
обеспечение равенства прав и
свобод человека и гражданина независимо
от расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и
должностного положения, места
жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также от
других обстоятельств;
создание условий и оказание
поддержки религиозным объединениям и
организациям в сохранении памятников
истории, архитектуры и
градостроительства культового
назначения - осуществлены работы по
сохранению объектов культурного
наследия религиозного назначения;
развитие толерантных отношений в
религиозной среде - реализованы
социально значимые конфессиональные
проекты.
Задачи государственного
управления, способы их эффективного
решения в сфере
государственно-конфессиональных
отношений в Пермском крае:
повышение эффективности
государственно-конфессионального
диалога, развитие взаимодействия
религиозных организаций с институтами
гражданского общества, органами
государственной власти и органами
местного самоуправления;
повышение качества
межконфессионального взаимодействия
при работе с Межконфессиональным
консультативным комитетом Пермского
края и Советом Протестантских
Евангельских Церквей Пермского края;
минимизация проявлений
религиозного экстремизма и религиозной
нетерпимости;
сохранение у граждан
удовлетворенности имеющимися
возможностями реализации своих
религиозных потребностей;
сохранение памятников истории и
культуры культового назначения на
территории Пермского края;
создание условий и оказание
финансовой, организационной и иной
помощи религиозным объединениям и
организациям в сохранении памятников
истории, архитектуры и
градостроительства культового
назначения;
мониторинг конфессиональной
ситуации и деятельности новых культов в
Пермском крае;
сохранение и популяризация
традиционных российских
духовно-нравственных ценностей,
совершенствование системы
государственно-конфессионального
диалога.
1.5. Комплекс процессных мероприятий
"Содействие в развитии некоммерческого
сектора"
В Пермском крае зарегистрировано
3569 НКО (в 2014 году - 760 НКО). В их число
входят 1337 общественных организаций, 818
автономных некоммерческих организаций,
500 религиозных организаций, 300
некоммерческих фондов, 128 некоммерческих
партнерств, 131 территориальное
общественное самоуправление, 27 казачьих
обществ, 393 иных некоммерческих
организаций <2>.
<2> На 10 июля 2024 года, по данным
Управления Министерства юстиции
Российской Федерации.
Из общего числа НКО социально
ориентированными, по данным
Минэкономразвития России, являются 1339
(далее - СО НКО). При этом перечни СО НКО
формируются также Росстатом и
муниципальными образованиями во
исполнение указа губернатора Пермского
края от 03 марта 2014 г. N 25 "О
государственном реестре социально
ориентированных некоммерческих
организаций Пермского края - получателей
государственной поддержки". Критерии для
включения НКО в различные системы данных
неоднозначны, что существенно
затрудняет объективную оценку масштабов
сектора.
Количественные несоответствия
данных Росстата и Минэкономразвития
России связаны с тем, что существующая
нормативная база фактически исключает
из реестра СО НКО большой пласт
некоммерческого сектора (например, НКО,
занимающиеся развитием туризма,
благоустройством, экологическими
проблемами и т.д.), поскольку по
определению Федерального закона от 12
января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях" они являются социально
ориентированными, но при этом не
соответствуют критериям включения в
данный перечень.
Вместе с тем большая часть
государственной поддержки
некоммерческого сектора направлена
именно на стимулирование развития СО
НКО. Законодательством закреплены
различные формы поддержки:
закупка товаров, работ и услуг на
контрактной основе;
предоставление льгот по уплате
налогов и сборов;
информационная поддержка
деятельности НКО;
передача в безвозмездное
пользование муниципального имущества;
консультационная поддержка
деятельности НКО;
обучение профессиональных кадров и
добровольцев;
предоставление льгот для
юридических лиц - жертвователей;
предоставление льготных условий
аренды помещений;
выдача НКО субсидий на развитие
деятельности;
грантовая поддержка деятельности
НКО.
Наиболее распространенной формой
поддержки организаций некоммерческого
сектора является финансовая, которая
реализуется в виде конкурсов на
получение субсидий и грантов, иные формы
поддержки менее распространены.
В рамках реализации комплекса
процессных мероприятий "Содействие в
развитии некоммерческого сектора":
оказывается материальная и
финансовая поддержка СО НКО;
представляются субсидии СО НКО на
осуществление уставной деятельности;
проводится краевой конкурс
социальных и гражданских инициатив
среди СО НКО Пермского края;
обеспечивается участие СО НКО и
представителей гражданского общества в
решении задач социально-экономического
и общественного развития Пермского
края;
проводится Пермский краевой форум
общественности и добровольчества.
1.6. Комплекс процессных мероприятий
"Повышение вовлеченности населения в
мероприятия по патриотическому
воспитанию"
Патриотическое воспитание -
воспитание патриотической личности,
характеризующееся развитием в
гражданине фундаментальной личностной
установки, которая определяет оценочную
позицию человека по отношению к
социокультурной действительности и
мотивирует на общественно значимую
деятельность, в которой эта позиция
выражается. Содержанием этой установки
является неразрывная связь с историей,
традицией, территорией и культурой своей
страны в целом и частном, то есть от
уровня малой родины до уровня великой
Родины.
Система патриотического
воспитания - совокупность мер,
принимаемых субъектами государственной
политики в сфере воспитания,
направленных на патриотическое
воспитание граждан Российской
Федерации, включая разработку и
внедрение программ воспитания в
образовательных организациях,
проведение тематических мероприятий, а
также оказание адресной поддержки
организаций (в том числе общественных
движений), уставная деятельность которых
направлена на гражданское и
патриотическое воспитание детей и
молодежи.
В рамках комплекса процессных
мероприятий "Повышение вовлеченности
населения в мероприятия по
патриотическому воспитанию":
осуществляется деятельность
государственного бюджетного учреждения
"Пермский краевой учебно-методический
центр военно-патриотического воспитания
молодежи "Авангард";
проводятся мероприятия по
патриотическому воспитанию.
1.7. Комплекс процессных мероприятий
"Развитие правовой, политической и
финансовой культуры населения"
Реализация направления
осуществляется в рамках следующих
мероприятий:
1. развитие финансовой культуры
населения.
Государственная политика,
направленная на повышение финансовой
грамотности населения в Пермском крае,
реализуется с 2013 года. Расходы на
реализацию указанных мероприятий
предусматриваются в рамках
государственных программ Пермского края
начиная с 2018 года. Начиная с 2022 года
мероприятиями, направленными на
повышение финансовой грамотности,
обеспечивается охват не менее 1000 человек
взрослого населения и не менее 3075
человек в группе обучающихся Пермского
края.
При этом уровень финансовой
грамотности населения Пермского края
остается пока еще достаточно низким и
требует долговременной систематической
и скоординированной работы всех
заинтересованных сторон, в том числе в
рамках настоящей Программы. Навыки
личного финансового планирования и
формирования финансовых резервов на
случай непредвиденных обстоятельств
по-прежнему отсутствуют у большинства
домохозяйств. Уровень финансовой
культуры, а также стремления граждан
финансово обеспечить свою пенсию и
обеспечить доходность и гарантию
сохранности сбережений, используя
различные финансовые услуги и
финансовые инструменты, остается низким.
Одновременно повышается актуальность
вопросов, связанных с
информированностью граждан о правах
потребителей финансовых услуг и
способах их защиты.
Обеспечение личной финансовой
безопасности населения становится одним
из приоритетных направлений при
формировании государственной политики.
Целью государственной политики в
сфере реализации Программы является
создание основ для формирования
финансово грамотного поведения
населения Пермского края.
Одной из задач Программы в связи с
этим является содействие развитию
финансовой культуры населения Пермского
края.
В рамках реализации комплекса
процессных мероприятий планируется:
проведение мероприятий,
направленных на повышение финансовой
культуры населения Пермского края,
предусматривающих охват взрослого
населения Пермского края в количестве не
менее 1000 человек ежегодно;
проведение мероприятий,
направленных на повышение финансовой
культуры населения Пермского края,
предусматривающих охват целевой
аудитории обучающихся Пермского края в
количестве не менее 3075 человек ежегодно;
проведение мероприятий по
изготовлению информационных материалов
"Бюджет Пермского края для граждан",
предусматривающих бесплатное
распространение брошюр и размещение
электронной версии информационных
материалов в открытом доступе на
официальном сайте Министерства финансов
Пермского края;
2. мониторинг общественного мнения.
При формулировании приоритетов
развития Пермского края и реализации
государственной политики в регионе
важно ориентироваться на общественное
мнение жителей региона. Изучение
общественного мнения как канал
постоянной связи между населением и
властью имеет принципиально важное
значение для организации деятельности
органов власти в Пермском крае.
Общественное мнение является основным
критерием оценки эффективности
деятельности органов власти Пермского
края. На сегодняшний день в регионе
регулярно осуществляется
социологический мониторинг
общественного мнения жителей Пермского
края, позволяющий получать информацию о
социально-экономической и политической
ситуации в регионе в оценках
общественного мнения.
Проведение краевого
социологического мониторинга включает в
себя организацию
научно-исследовательских работ для
оценки и анализа эффективности
деятельности органов власти и органов
местного самоуправления, тенденций
развития общественно-политической
ситуации в Пермском крае посредством
общественного мнения.
Цель мероприятия - получение
глубокого, содержательного, системного
представления об общественном мнении
жителей Пермского края, определяющем
эффективность деятельности органов
государственной власти и местного
самоуправления, тенденции развития
общественно-политических и
социально-экономических процессов в
регионе, правильность принятых
управленческих решений. Социологический
мониторинг служит инструментом для
решения управленческих задач.
Задачи мероприятия:
систематическое отслеживание и
оценка динамики общественного мнения по
направлениям развития
общественно-политических и
социально-экономических процессов в
Пермском крае;
анализ динамики общественного
мнения по направлениям развития
общественно-политических и
социально-экономических процессов в
Пермском крае;
прогнозирование тенденций
развития общественного мнения по
направлениям развития
общественно-политических и
социально-экономических процессов в
Пермском крае;
мониторинг, диагностирование и
прогнозирование электоральных
настроений различных социальных групп.
Мониторинг общественного мнения
реализуется в соответствии с указом
губернатора Пермского края от 29 февраля
2008 г. N 9 "Об утверждении Положения о
мониторинге общественного мнения".
Мониторинг общественного мнения
направлен на увеличение числа основных
управленческих решений, оцениваемых
методами общественного мнения,
становление социологического
мониторинга неотъемлемым инструментом
для решения управленческих задач и
предполагает регулярное проведение
социологического мониторинга
общественного мнения - не менее 3
мониторингов в год;
3. бесплатная юридическая помощь.
Основные направления
государственной политики в области
обеспечения граждан бесплатной
юридической помощью определяются
Президентом Российской Федерации
(статья 4 Федерального закона от 21 ноября
2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической
помощи в Российской Федерации"). Основы
государственной политики Российской
Федерации в сфере развития правовой
грамотности и правосознания граждан,
утвержденные Президентом Российской
Федерации 28 апреля 2011 г. N Пр-1168,
направлены на формирование высокого
уровня правовой культуры населения и
определяют принципы, цели, основные
направления и содержание
государственной политики Российской
Федерации в сфере развития правовой
грамотности и правосознания граждан.
Основными целями государственной
политики в данной сфере являются:
создание условий для реализации
установленного Конституцией Российской
Федерации права граждан на получение
квалифицированной юридической помощи,
оказываемой бесплатно в случаях,
предусмотренных федеральными законами и
законами субъектов Российской
Федерации;
формирование и развитие
государственной системы бесплатной
юридической помощи;
создание условий для осуществления
прав и свобод граждан, защиты их законных
интересов, повышения уровня социальной
защищенности, а также обеспечение их
доступа к правосудию.
Требования к государственной
политике субъектов Российской Федерации
в сфере предоставления бесплатной
юридической помощи определяются
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N
324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в
Российской Федерации".
На уровне Пермского края
государственная политика в данной сфере
реализуется в рамках Закона Пермского
края от 07 ноября 2012 г. N 111-ПК "О бесплатной
юридической помощи в Пермском крае", иных
нормативно-правовых актах и Программы.
В сфере предоставления бесплатной
юридической помощи Программа
конкретизирует положения и направления
развития с учетом специфики условий и
доступных ресурсов региона. При этом
обеспечивается согласованность целей,
инструментов и механизмов достижения
целей с государственной политикой. В
частности, обеспечение предоставления
бесплатной юридической помощи
гражданам, имеющим право на ее получение,
в 100% случаев обращения, а также
обеспечение установленного количества
просмотров Единого краевого портала по
правовому просвещению граждан Пермского
края (https://pravovsem59.ru).
С 2013 года на территории Пермского
края действует государственное казенное
учреждение "Государственное юридическое
бюро Пермского края" (далее - Учреждение).
Целью деятельности Учреждения помимо
предоставления бесплатной юридической
помощи гражданам, имеющим право на ее
получение, являются также правовое
информирование и правовое просвещение
населения.
Включение бесплатной юридической
помощи, правового информирования и
просвещения в состав Программы оказало
заметное влияние на правовую культуру
населения Пермского края.
Предоставление квалифицированной
бесплатной юридической помощи, правовое
информирование и правовое просвещение
осуществляется в 10 постоянных пунктах в 9
муниципальных образованиях Пермского
края. Помощь в остальных муниципальных
образованиях осуществляется во
временных пунктах приема граждан. Так,
Учреждение осуществляет:
прием граждан в
многофункциональных центрах
предоставления государственных услуг
Пермского края;
выезды в составе мобильной
приемной губернатора Пермского края;
совместные выезды с участием
Управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Пермскому краю,
адвокатами и нотариусами.
С 2022 года осуществляется выезд на
спецавтомобиле, оборудованном для
осуществления выездных консультаций
граждан, имеющих право на получение
бесплатной юридической помощи и
проживающих в удаленных районах
Пермского края.
Создан и функционирует Единый
краевой портал по правовому просвещению
граждан Пермского края (https://pravovsem59.ru), на
котором размещается информация
(социальные видеоролики, брошюры,
памятки и иное) различными субъектами,
входящими в систему бесплатной
юридической помощи. В 2023 году указанный
портал посетили 289664 гражданина.
По данным мониторинга за 2023 год
(данные Минюста России), на территории
Российской Федерации 33434608 человек
входят в категорию граждан, имеющих
право на получение бесплатной
юридической помощи. Государственными
юридическими бюро в 186634 случаях была
оказана бесплатная юридическая помощь.
Количество случаев обращений в
Учреждение за предоставлением
бесплатной юридической помощи в 2023 году
возросло по сравнению с уровнем 2014 года
более чем на 90% и составило 7227 случаев.
Среднее количество случаев
обращений в каждое государственное
юридическое бюро в Российской Федерации
за 2023 г. составляет не более 4500,
показатель Учреждения выше среднего по
стране.
В ближайшие годы в условиях
тенденции создания государственных
юридических бюро на большей части
территории Российской Федерации,
совершенствования правового
регулирования в сфере бесплатной
юридической помощи и правового
просвещения, создания единой
федеральной информационной системы для
оказания бесплатной юридической помощи
(распоряжение Правительства Российской
Федерации от 26 ноября 2021 г. N 3340-р "Об
оказании бесплатной юридической помощи
с применением электронных сервисов") и
прогнозируемого устойчивого роста
экономики ожидается повышение уровня
востребованности юридической помощи у
населения и, соответственно, количества
случаев обращений.
Возможность получения бесплатной
юридической помощи будет предоставлена
каждому обратившемуся гражданину
Пермского края путем организации
видео-конференц-связи, выезда мобильного
офиса в места, где отсутствуют
постоянные пункты приема граждан.
Организация данных мероприятий будет
осуществляться на основании соглашений
о сотрудничестве между Учреждением и
каждым муниципальным образованием.
В последние годы происходят
принципиальные изменения, связанные с
внедрением новых технических средств
коммуникации и возникновением на их
основе новой формы взаимодействия с
использованием электронных сервисов. В
2022 году Минюстом России создана
информационная система "Правовая
помощь", которая станет не только
основной общероссийской цифровой
платформой для получения бесплатной
юридической помощи, но и важным
механизмом правового просвещения
граждан, обеспечит их актуальной
информацией в разных жизненных
ситуациях. В настоящее время
продолжаются работы по развитию данной
информационной системы и переводу ее в
статус федеральной государственной
информационной системы, где одними из
основных операторов будут являться
государственные юридические бюро (в том
числе Учреждение).
В условиях дальнейшего развития
информационного общества, в котором
информация и уровень ее применения и
доступности кардинальным образом влияют
на экономические и социокультурные
условия жизни граждан, ожидается
повышение востребованности цифровых
услуг в правовой сфере;
4. обеспечение доступа жителей
Пермского края к информации о
деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления (указ
губернатора Пермского края от 27 сентября
2010 г. N 70 "Об Администрации губернатора
Пермского края"; распоряжение
Правительства Пермского края от 28
сентября 2022 г. N 346-рп "О создании
государственного казенного учреждения
Пермского края "Информационный центр
Пермского края").
В Пермском крае ведется системная
работа по реализации единой
информационной политики. Согласно
положениям Федерального закона от 09
февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении
доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов
местного самоуправления" работа органов
власти, в том числе губернатора
Пермского края, в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" является неотъемлемой
частью комплексного подхода в вопросах
повышения уровня прозрачности органов
власти. Особое внимание уделяется
развитию страниц губернатора в
социальных сетях (далее - официальные
аккаунты), а также рассмотрению
информации пользователей, размещаемой в
официальных аккаунтах губернатора
(далее - сообщения), оперативной
подготовке и размещению качественных
ответов (далее - обратная связь), а также
принятию мер по результатам
рассмотрения сообщений пользователей.
Важно отметить, что количество
сообщений, поступающих в официальные
аккаунты губернатора Пермского края в
социальных сетях, ежегодно
увеличивается: с 68844 сообщений в 2020 году
до 80577 сообщений в 2023 году.
В условиях дальнейшего развития
информационного общества уровень
доступности и открытости информации о
деятельности губернатора Пермского края
кардинальным образом влияет на
вовлеченность жителей Пермского края в
развитие экономических и
социокультурных условий жизни граждан. В
связи с этим прогнозируется дальнейшее
повышение востребованности обратной
связи от главы региона в социальных
сетях.
Для обеспечения качественной и
своевременной обратной связи в
социальных сетях реализуются следующие
задачи:
своевременный мониторинг
обращений жителей в официальные
аккаунты;
оперативная маршрутизация
сообщений, поступивших в официальные
аккаунты, ответственному лицу
соответствующего органа власти для
организации рассмотрения сообщения,
подготовки и размещения ответа.
Маршрутизация осуществляется в срок до 30
минут, который установлен распоряжением
губернатора Пермского края от 07 августа
2020 г. N 146-р "Об организации работы с
информацией, размещаемой в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет";
осуществление контроля за
своевременностью и качеством подготовки
ответственными лицами ответов на
сообщения, соблюдением ответственными
лицами порядка и сроков, установленных
распоряжением губернатора Пермского
края от 07 августа 2020 г. N 146-р "Об
организации работы с информацией,
размещаемой в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
В результате выполнения всех
поставленных задач обеспечивается
своевременная обработка не менее чем 80%
сообщений, поступивших в официальные
аккаунты, что способствует открытости
органов государственной власти
Пермского края и формированию
положительного образа власти в глазах
населения.
1.8. Комплексы процессных мероприятий
"Реализация государственной политики в
области архивного дела" и "Обеспечение
деятельности Агентства по делам архивов
Пермского края"
Архивы являются значимой и
незаменимой частью историко-культурного
наследия страны и региона. Предоставляя
доступ к архивной информации, они
содействуют решению задач
социально-экономического,
политического, образовательного,
воспитательного и культурного
характера, способствуют развитию
гражданского общества и эффективному
государственному управлению.
В трех государственных архивах
Пермского края хранится 2795426 дел: ГКБУ
"Государственный архив Пермского края" -
1656053 дела; КГБУ "Пермский государственный
архив социально-политической истории" -
1066111 дел; ГКБУ "Коми-Пермяцкий окружной
государственный архив" - 73262 дела. В
каждом из 43 муниципальных образований
Пермского края действует муниципальный
архив. Из них 42 архива наряду с
муниципальной частью хранят
государственную часть архивного фонда
Пермского края, которая составляет 771318
дел. В целом в государственных и
муниципальных архивах Пермского края
хранится 5050142 дела <3>.
<3> На 01 января 2023 года.
Архивные документы пользуются
устойчивым спросом у граждан и
организаций. Традиционно архивы
обрабатывают большое количество
запросов социально-правового характера,
подавляющая часть которых обусловлена
потребностью граждан в документальном
подтверждении сведений о трудовой
деятельности (трудовом стаже, льготном
трудовом стаже, заработной плате,
несчастном случае на производстве). В 2015
г. государственные и муниципальные
архивы Пермского края исполнили 93291
запрос социально-правового характера, к
2019 г. этот показатель достиг значения в
110830 запросов. В условиях пандемии новой
коронавирусной инфекции COVID-19 количество
запросов снизилось до 71606 в 2020 г. и 70059 в 2021
г. В 2022 г. наметился рост числа таких
запросов - 72443.
В то же время за последние годы в
архивной отрасли произошел рост
количества тематических запросов,
которые связаны с предоставлением
архивной информации по определенной
проблеме, теме, событию, факту.
Значительную часть таких запросов
составляют запросы об истории семьи:
генеалогические сведения (рождение,
бракосочетание, смерть), информация об
участии родственников в войнах, их
пребывании в эвакуации или плену. Если в
2015 году государственные и муниципальные
архивы Пермского края исполнили 2113
тематических запросов, то в 2016 г. этот
показатель увеличился в 5 раз и достиг
значения в 10480 запросов. В 2018 г.
исполнение тематических запросов
достигло пика - 23366 запросов. Даже в
период пандемии исполнение тематических
запросов держалось на высоком уровне (13930
запросов в 2020 году и 14242 запроса в 2021
году), а в 2022 году стало приближаться к
доковидным значениям - 17251.
Увеличение числа тематических
запросов в том числе обусловлено
проводимой федеральной политикой по
цифровой трансформации
государственного управления, которая
сделала информацию более доступной для
граждан. Архивы имеют сайты в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", размещают на них
каталоги своих архивных фондов,
электронные базы данных, инструкции по
поиску и получению информации, ведут
страницы в социальных сетях. С 2020 года в
Пермском крае функционирует
информационная система с автоматизацией
основных направлений деятельности
архивной отрасли - Единая
государственная архивная
информационная система Пермского края
"Архивы Прикамья" (далее - ЕГАИС ПК "Архивы
Прикамья"). Она представляет собой
централизованную систему, состоящую из 10
функциональных и вспомогательных
подсистем-модулей, которые позволяют
удаленно осуществлять поиск,
запрашивать архивные документы и
работать с ними на платформе. Особая роль
в регионе уделяется переводу архивных
документов в электронный вид (оцифровке).
В настоящее время оцифровано и размещено
в ЕГАИС ПК "Архивы Прикамья" более 290
тысяч дел. Оцифровка архивных документов
является неотъемлемой частью
государственного задания для
государственных архивов Пермского края.
Активное использование архивных
документов также осуществляется в
рамках научно-просветительской
деятельности архивов. Ежегодно
проводится не менее 30 передвижных,
виртуальных и стационарных
историко-документальных выставок,
издается не менее 3 печатных изданий на
основе архивных документов. Проводятся
форумы, конференции, семинары по
актуальным вопросам развития архивного
дела, сохранения исторической памяти и
патриотического воспитания молодежи.
Правовые основания финансового
обеспечения расходов Пермского края в
сфере архивного дела:
1. комплекс процессных мероприятий
"Реализация государственной политики в
области архивного дела":
Закон Пермского края от 09 июля 2007 г.
N 74-ПК "О наделении органов местного
самоуправления муниципальных и
городских округов государственными
полномочиями по хранению,
комплектованию, учету и использованию
архивных документов государственной
части документов архивного фонда
Пермского края";
Закон Пермского края от 10 апреля 2018
г. N 210-ПК "Об архивном деле в Пермском
крае";
постановление Правительства
Пермского края от 24 сентября 2012 г. N 901-п
"Об утверждении Положения об Агентстве
по делам архивов Пермского края";
постановление Правительства
Пермского края от 29 сентября 2014 г. N 1071-п
"Об утверждении Порядка формирования,
утверждения государственного задания на
оказание государственных услуг
(выполнение работ) и его финансового
обеспечения, Порядка проведения
мониторинга исполнения
государственного задания на оказание
государственных услуг (выполнение работ)
и внесения изменений в государственное
задание на оказание государственных
услуг (выполнение работ) и объем его
финансового обеспечения, Порядка
определения объема и условий
предоставления субсидий
государственным бюджетным и автономным
учреждениям на иные цели";
постановление Правительства
Пермского края от 14 августа 2024 г. N 540-п "Об
установлении расходного обязательства
Пермского края на проведение
мероприятий в сфере развития архивного
дела в Пермском крае";
распоряжение председателя
Правительства Пермского края от 19
августа 2013 г. N 121-рпп "О форуме архивистов
Пермского края";
1.2. комплекс процессных мероприятий
"Обеспечение деятельности Агентства по
делам архивов Пермского края":
Закон Пермского края от 10 апреля 2018
г. N 210-ПК "Об архивном деле в Пермском
крае";
указ губернатора Пермского края от
16 ноября 2020 г. N 152 "О структуре
исполнительных органов государственной
власти Пермского края и составе
Правительства Пермского края";
указ губернатора Пермского края от
30 декабря 2022 г. N 126 "О системе
исполнительных органов государственной
власти Пермского края".
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- О некоммерческих организациях (с изменениями на 13 декабря 2024 года)
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 21 апреля 2025 года)
- Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (с изменениями на 26 декабря 2024 года) (редакция, действующая с 13 января 2025 года)
- Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации
- Об утверждении Ежегодного доклада о положении молодежи в Пермском крае за 2021 год
- Об утверждении Ежегодного доклада о положении молодежи в Пермском крае за 2022 год
- О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. N 1326-п "Об утверждении государственной программы Пермского края "Общество и власть"
- О внесении изменения в государственную программу Пермского края "Общество и власть", утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. N 1326-п