ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2008 года г. Петрозаводск
[ О признании недействующими отдельных
положений
Постановления Правительства Республики
Карелия от 8 октября 2007 года N 151-П]
Верховный Суд Республики Карелия в
составе: председательствующего судьи
Галашевой И.Н. при секретаре Каськовиче
И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Карелия о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Постановления Правительства Республики Карелия от 8 октября 2007 года N 151-П "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением проживающим за пределами городов пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет педагогическими работниками в расположенных на территории Республики Карелия в сельской местности, поселках городского типа учреждениях, работавших на момент выхода на пенсию в государственных или муниципальных образовательных учреждениях Республики Карелия" (далее Порядка),
установил:
Прокурор Республики Карелия
обратился в Верховный Суд Республики
Карелия с заявлением о признании
недействующими и не подлежащими
применению отдельных положений
вышеназванного нормативного акта
ссылаясь на то, что пункт 5 Порядка,
устанавливающий размер возмещения
организациям, оказывающим
жилищно-коммунальные услуги (или)
обеспечивающим гражданами
жилищно-коммунальных услуг, расходов,
связанных с предоставлением гражданам
мер социальной поддержки в части
освобождения граждан от платы за
освещение, противоречит федеральному
законодательству, поскольку регулирует
отношения, отнесенные к компетенции
Законодательного Собрания Республики
Карелия, в связи с чем размер возмещения
указанных расходов должен быть
установлен Законом Республики Карелия, а
не постановлением Правительства
Республики Карелия.
Также, по мнению прокурора, пункт 5
Порядка, допуская возможность
возложения части платы за электрическую
энергию, потребленную сверх
установленных размеров на цели
освещения, на пенсионеров, проработавших
не менее 10 лет педагогическими
работниками в сельской местности, не
соответствует абзацу третьему пункта 5
статьи 55 Закона Российской Федерации
"Об образовании", части 3 статьи 6
Закона Республики Карелия "Об
образовании", согласно которым
указанная категория граждан пользуется
правом на бесплатную жилую площадь с
отоплением и освещением.
Прокурор также считает, что пункт 1
Порядка, устанавливающий, что данный
Порядок регулирует отношения, связанные
с предоставлением мер социальной
поддержки в виде бесплатной жилой
площади с отоплением и освещением
проживающим за пределами городов
пенсионерам, проработавшим не менее 10
лет педагогическими работниками в
расположенных на территории Республики
Карелия в сельской местности, поселках
городского типа учреждениях, работавших
на момент выхода на пенсию в
государственных или муниципальных
образовательных учреждениях Республики
Карелия, в части слов "на территории
Республики Карелия", "Республики
Карелия" противоречит абзацу второму
части 3 статьи 6 Закона Республики
Карелия "Об образовании", так как
правовые предписания абзаца второго
части 3 статьи 6 Закона Республики
Карелия "Об образовании",
содержащиеся в словах "на территории
Республики Карелия" и "Республики
Карелия", утратили силу в связи с
признанием их не соответствующими
Конституции Республики Карелия
Конституционным Судом Республики
Карелия.
Прокурор просил признать недействующими
и не подлежащими применению пункт 1
Порядка в части слов "на территории
Республики Карелия" - с 8 ноября 2007 года
(даты провозглашения Постановления
Конституционного Суда Республики
Карелия от 8 ноября 2007 года), пункт 1
Порядка в части слов "Республики
Карелия" - с 25 марта 2008 года (даты
провозглашения Постановления
Конституционного Суда Республики
Карелия от 25 марта 2008 года), пункт 5
Порядка - с момента принятия
постановления Правительства Республики
Карелия от 8 октября 2007 г. N 151-П.
В
судебном заседании прокурор Яковлев И.В.
заявление поддержал.
Представители Правительства Республики
Карелия заявленные требования не
признали, считают, что оспариваемые
положения Порядка - не противоречат
федеральному законодательству и приняты
в пределах компетенции Правительства
Республики Карелия.
Представитель отдела законодательства
Управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Северо -
Западному федеральному округу с
заявлением согласен.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в
деле, изучив материалы дела, суд находит,
что заявление прокурора подлежит
частичному удовлетворению по следующим
основаниям.
Правительством Республики Карелия
принято постановление от 8 октября 2007
года N 151, которым утвержден Порядок
предоставления мер социальной поддержки
в виде бесплатной жилой площади с
отоплением и освещением проживающим за
пределами городов пенсионерам,
проработавшим не менее 10 лет
педагогическими работниками в
расположенных на территории Республики
Карелия в сельской местности, поселках
городского типа учреждениях, работавших
на момент выхода на пенсию в
государственных или муниципальных
образовательных учреждениях Республики
Карелия (далее - пенсионеры,
проработавшие не менее 10 лет
педагогическими работниками в сельской
местности).
Пунктом 5 Порядка установлены размеры
возмещения организациям, оказывающим
жилищно - коммунальные услуги и (или)
обеспечивающим получение гражданами
жилищно - коммунальных услуг, расходов,
связанных с предоставлением гражданам
мер социальной поддержки.
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона
Российской Федерации "Об
образовании" установлено, что размер,
условия и порядок возмещения расходов,
связанных с предоставлением мер
социальной поддержки, устанавливаются
законодательными актами субъектов
Российской Федерации. Такое же
регулирование содержится и в статье 2
Федерального закона от б мая 2003 года N
52-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации
"Об основах федеральной жилищной
политики" и другие законодательные
акты Российской Федерации в части
совершенствования системы оплаты жилья
и коммунальных услуг", согласно
которой размер, условия и порядок
возмещения расходов на предоставление
льгот по оплате жилья и коммунальных
услуг устанавливаются законодательными
актами субъектов Российской Федерации и
учитываются в межбюджетных отношениях.
Исходя из указанных положений
федерального законодательства суд
полагает, что размер возмещения
расходов, связанных с предоставлением
мер социальной поддержки по оплате
жилья, должен быть установлен
законодательным актом субъекта
Российской Федерации.
Согласно подпункту "б"
пункта 1 статьи 5 Федерального закона
"Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации" законодательное
регулирование по предметам ведения
субъекта Российской Федерации и
предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации в пределах
полномочий субъекта Российской
Федерации осуществляет законодательный
(представительный) орган
государственной власти субъекта
Российской Федерации, которым в
соответствии со статьей 32 Конституции
Республики Карелия является
Законодательное Собрание Республики
Карелия.
Таким образом, размер, порядок и условия
возмещения расходов, связанных с
предоставлением '' педагогическим
работникам права на бесплатную жилую
площадь с отоплением и освещением в
сельской местности, рабочих поселках
(поселках городского типа), должны быть
установлены законом, а не постановлением
Правительства Республики Карелия.
В соответствии с абзацем третьим части 3
статьи 6 Закона Республики Карелия "Об
образовании", на который ссылаются
представители Правительства Республики
Карелия, порядок предоставления
указанных в абзаце втором настоящей
статьи мер социальной поддержки
определяется Правительством Республики
Карелия. Однако данный Закон Республики
Карелия не наделяет Правительство
Республики Карелия полномочиями по
установлению размера возмещения
расходов, связанных с предоставлением
указанных мер социальной поддержки.
Учитывая, что пункт 5 Порядка принят по
вопросу, который не может быть
урегулирован нормативным правовым актом
Правительства Республики Карелия,
имеются основания для признания его
недействительным.
Кроме того, пункт 5 Порядка противоречит
закону и по своему содержанию.
Оспариваемым пунктом Порядка ограничен
размер возмещения организациям,
оказывающим жилищно-коммунальные услуги
и (или) обеспечивающим получение
гражданами жилищно-коммунальных услуг,
расходов, связанных с предоставлением
пенсионерам, проработавшим не менее 10
лет педагогическим работниками в
сельской местности, мер социальной
поддержки в части освобождения от платы
за освещение.
Однако в соответствии с абзацем 3 пункта 5
статьи 55 Закона Российской Федерации
"Об образовании" педагогические
работники образовательных учреждений в
порядке, установленном
законодательством Российской Федерации,
пользуются правом на бесплатную жилую
площадь с отоплением и освещением в
сельской местности, рабочих поселках
(поселках городского типа). Данное право
не ограничивается нормативами либо
иными показателями.
Отсутствуют такие ограничения и
в части 3 статьи 6 Закона Республики:
Карелия "Об образовании", согласно
которой доживающие за пределами городов
пенсионеры, проработавшие не менее
девяти лет педагогическими работниками
в расположенных на территории
Республики Карелия в сельской местности,
поселках городского типа учреждениях,
работавшие на момент выхода на пенсию в
государственных или муниципальных
образовательных учреждениях Республики
Карелия, пользуются правом на бесплатную
жилую площадь с отоплением и освещением
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с
федеральным законодательством и
законодательством Республики Карелия
пенсионеры, проработавшие не менее 10 лет
педагогическими работниками в сельской
местности, имеют право пользоваться
жилой площадью (жилым помещением) с
отоплением и освещением без внесения
какой-либо платы.
Поскольку сама мера социальной
поддержки указанных лиц не может быть
ограничена каким-либо нормативами, то и
размер возмещения расходов на
предоставление меры социальной
поддержки также не может быть поставлен
в зависимость от нормативов либо иных
показателей.
Правоотношения, возникающие между
организациями, предоставляющими меры
социальной поддержки и производящими
возмещение указанным организациям
расходов уполномоченными государством
органами (организациями), являются
бюджетно-финансовыми и относятся к
публичным. Поэтому ограничение размера
возмещения расходов на предоставление
мер социальной поддержки влечет за собой
ограничение права указанной категории
граждан на бесплатную жилую площадь с
отоплением и освещением в сельской
местности, так как организации,
оказывающие жилищно-коммунальные
услуги, вынуждены предоставлять льготу
по оплате потребленной указанными
гражданами электрической энергии только
в тех размерах, которые подлежат
возмещению в соответствии с пунктом 5
Порядка.
Вместе с тем, абзацем вторым пункта 3
статьи 3 Закона Российской Федерации
"Об образовании" установлено, что
законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации не могут
ограничивать права физических и
юридических лиц по сравнению с
законодательством Российской Федерации
в области образования.
Таким образом, пункт 5 Порядка не
соответствует абзацу третьему пункта 5
статьи 55 Закона Российской Федерации
"Об образовании" и части 3 статьи 6
Закона Республики "Об
образовании".
Доводы
представителей Правительства
Республики в этой части не могут быть
приняты во внимание, поскольку основаны
на неправильном толковании действующего
законодательства.
Пунктом 1 Порядка установлено, что
настоящий Порядок регулирует отношения,
связанные с предоставлением мер
социальной поддержки в виде бесплатной
жилой площади с отоплением и освещением
проживающим за пределами городов
пенсионерам, проработавшим не менее 10
лет педагогическими работниками в
расположенных на территории Республики
Карелия в сельской местности, поселках
городского типа учреждениях, работавших
на момент выхода на пенсию в
государственных или муниципальных
образовательных учреждениях Республики
Карелия.
Указанные положения Порядка
основывались на абзаце втором части 3
статьи 6 Закона Республики Карелия "Об
образовании".
Постановлениями Конституционного Суда
Республики Карелия от 08 ноября 2007 года и
от 25 марта 2008 года признаны не
соответствующими Конституции
Республики Карелия правовые предписания
абзаца второго части 3 статьи 6 Закона
Республики Карелия "Об
образовании", содержащиеся в словах
"на территории Республики Карелия"
и "Республики Карелия".
В соответствии с частью 2 статьи 79 Закона
Республики Карелия "О конституционном
Суде Республики Карелия"
постановление Конституционного Суда
Республики Карелия действует
непосредственно и не требует
подтверждения другими органами и
должностными лицами. Акты или их
отдельные положения, признанные не
соответствующими Конституции
Республики Карелия, утрачивают силу и не
подлежат применению.
Таким образом, правовые предписания
абзаца второго части 3 статьи 6 Закона
Республики Карелия "Об
образовании", содержащиеся в словах
"на территории Республики Карелия"
и "Республики Карелия", утратили
силу в связи с признанием их не
соответствующими Конституции
Республики Карелия вышеназванными
постановлениями Конституционного Суда
Республики Карелия.
Соответственно, пункт 1 Порядка в части
слов "на территории Республики
Карелия" и "Республики Карелия"
противоречит абзацу второму части 3
статьи 6 Закона Республики Карелия.
Доводы представителей Правительства
Республики Карелия о том, что требования
прокурора в указанной части не
подведомственны суду общей юрисдикции
не могут быть признаны состоятельными,
поскольку, как указал Конституционный
Суд Российской Федерации в своем
определении от 2 апреля 2001 года N 152-0, суды
общей юрисдикции вправе и обязаны,
руководствуясь в своем решении
соответствующим Постановлением
Конституционного Суда Российской
Федерации и частью второй статьи 87
Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской
Федерации", подтверждать, что
положения конституций, уставов, законов
субъектов Российской Федерации содержат
такие же нормы, какие ранее были признаны
Конституционным Судом Российской
Федерации противоречащими Конституции
Российской Федерации, и в связи с эти
признавать их недействующими.
Согласно части 2 статьи 253
Гражданского процессуального кодекса РФ
установив, что оспариваемый нормативный
правовой акт или его часть противоречит
федеральному закону либо другому
нормативному правовому акту, имеющим
большую юридическую силу, суд признает
нормативный правовой акт недействующим
полностью или в части со дня его принятия
или иного указанного судом времени.
Суд считает, что вышеуказанные
оспариваемые положения Порядка подлежат
признанию недействующими со дня
вступления решения суда в законную силу,
а не с более ранних дат, как просил
прокурор, поскольку данные положения
применялись ранее на территории
Республики Карелия и в соответствии с
этими положениями реализовывались права
граждан и организаций, что соответствует
и правовой позиции Конституционного
Суда Российской Федерации, изложенной в
постановлении от 27.01.2004 года и
определении от 04.03.2004 года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ и
подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 части
второй Налогового кодекса РФ с
Правительства Республики Карелия
подлежит взысканию в доход государства
государственная пошлина в размере 2000
рублей.
На основании изложенного,
руководствуясь ст. ст. 194-198, главой 24
Гражданского процессуального кодекса
РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Республики Карелия
удовлетворить частично.
Признать недействующими следующие
положения Порядка предоставления мер
социальной поддержки в виде бесплатной
жилой площади с отоплением и освещением
проживающим за пределами городов
пенсионерам, проработавшим не менее 10
лет педагогическими работниками в
расположенных на территории Республики
Карелия в сельской местности, поселках
городского типа учреждениях, работавших
на момент выхода на пенсию в
государственных или муниципальных
образовательных учреждениях Республики
Карелия, утвержденного постановлением
Правительства Республики Карелия от 8
октября 2007 года N 151-П:
пункт 1 в части слов "на территории
Республики Карелия" и в части слов
"Республики Карелия"; пункт 5
полностью.
Указанные положения Порядка
предоставления мер социальной поддержки
в виде бесплатной жилой площади с
отоплением и освещением проживающим за
пределами городов пенсионерам,
проработавшим не менее 10 лет
педагогическими работниками в
расположенных на территории Республики
Карелия в сельской местности, поселках
городского типа учреждениях, работавших
на момент выхода на пенсию в
государственных или муниципальных
образовательных учреждениях Республики
Карелия, утвержденного постановлением
Правительства Республики Карелия от 8
октября 2007 года N 151-П, признать
недействующими и не подлежащими
применению со дня вступления решения в
законную силу.
Взыскать с Правительства
Республики Карелия в доход государства
государственную пошлину в размере 2000
рублей (две тысячи рублей).
Сообщение о принятом решении подлежит
опубликованию в газете "Карелия" в
соответствии со ст. 35 Закона РФ "О
средствах массовой информации" и
частью 3 ст. 253 Гражданского
процессуального кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в
Верховный суд Российской Федерации
через Верховный Суд Республики Карелия в
течение десяти дней со дня принятия
решения в окончательной форме.
Судья И.Н. Галашева
Текст документа сверен по:
Официальной рассылке
Ссылается на
- О Конституционном Суде Республики (утратил силу с 15 марта 2021 года на основании Закона Республики Карелия от 25 февраля 2021 года N 2547-ЗРК)
- Об образовании (с изменениями на 27 января 2013 года)
- Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением проживающим за пределами городов пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет педагогическими... (с изменениями на 27 октября 2008 года)