Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2008 год г. Петрозаводск

[По делу о признании отдельных положений Порядка предоставления ветеранам,
инвалидам и семьям имеющих детей-инвалидов, мер социальной поддержки по
обеспечению жильем противоречащим Федеральному законодательству]


В составе председательствующего судьи Кудиновой Т.В.
При секретаре Комягиной Л.И.
С участием прокурора Дорохова А.Н.


Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Карелия о признании отдельных положений Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям имеющих детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденного Постановлением правительства Республики Карелия от 23.06.06 года N 81-п (в редакции 'Постановлений правительства от 2.10.06 года N 132-п, от 23.10.06 года N 142-п, от 8.12.06 года N 172-п, от 29.08.07 года N 131-п) противоречащим Федеральному законодательству,

установил:


Прокурор Республики Карелия обратился в Верховный суд РК с заявлением, в котором просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующими со дня принятия п.2 Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее Порядок) утвержденного Постановлением Правительства РК от 23.06.2006 года N 81-П (в редакции Постановлений Правительства РК от 2.10.2006 года N 132-п, от 23.10.2006 года N 142-п, от 8.12.2006 года N 172-п, от 29.08.2007 года N 131-п) в части слов: « в случае совпадения даты постановки на учет граждан очередность определяется в зависимости от степени нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий» противоречащим федеральному жилищному законодательству и статье 5 закона РК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия»; пункт 7 указанного порядка в части ограничивающей право отдельных категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2Федерального закона «О ветеранах» на получение субсидии в полном объеме противоречащим закону ФЗ «О ветеранах» с момента вступления в законную силу изменений в указанный федеральный закон, а так же подпункт 5 пункта 8 PI абзац 1 пункта 10 в части слов: «в период с 1 января 2006 года» противоречащим Федеральным законам «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», так как указанные законы вступили в силу с 1 января 2005 года, и ограничение граждан на получении мер социальной поддержке сроком противоречит действующему федеральному законодательству.

Указанные противоречащие действующему законодательству положения Порядка влекут нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, относящихся к категориям, перечисленным в преамбуле Постановления.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель Правительства- Республики Карелия по доверенности Петинов М.В. заявленные требования считает обоснованными лишь в части и пояснил, что действительно часть положений оспариваемого Порядка, после внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах» стала противоречить ему, в связи с чем были внесены изменения в Постановление правительства РК от 23 июня 2006 года, и оспариваемые прокурором п.2 и 7 Порядка изложены в новой редакции, в соответствии с действующим законодательством, но Постановление еще не опубликовано.

Требования прокурора относительно подпункта 5 пункта 8 и абзаца 1 пункта 10 Порядка, считает необоснованными, положения указанных пунктов, несмотря на то, что там указана дата 1 января 2006 года не противоречит действующему законодательству. Федеральный законодатель предоставил право субъектам РФ определить форму предоставления рассматриваемых мер социальной поддержки. Определение перечня документов , необходимых для получения гражданином мер социальной поддержки, сроков и порядка предоставления таких документов относится к компетенции субъектов РФ. В соответствии с Порядком право на получение субсидии подтверждается выдачей гражданину свидетельства, выдаваемого Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия на основании документов: копии документа удостоверяющего личность, копии документов, подтверждающих отнесение гражданина к одной из категорий граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ», справкой об общей площади занимаемого жилого помещения и о лицах, зарегистрированных в лотом помещении по песту жительства заявителя, документы, подтверждающие родственные отношения гражданина и лиц, указанных в качестве совместно с ним проживающих членов семьи, таким образом, концепция Порядка предполагает субсидии, прежде всего на приобретение жилья, а не на возмещение расходов гражданина по самостоятельному улучшению жилищных условий, что соответствует букве и духу федерального законодательства в данной сфере. Оспариваемые предписания Порядка предусматривают переходный период, в рамках которого предусматривается возмещение гражданину расходов в связи с исполнением в период с 1 января 2006 года до истечения срока действия свидетельства денежных обязательств по приобретению или строительству жилья. Порядок мог бы и не содержать оспариваемых предписаний, в таком случае, лица, которые .уже приобрели жилье в собственность, не получили бы мер социальной поддержки, полагает, что оспариваемые предписания приняты в интересах граясдан. Кроме того, просит учесть, что Постановление правительства РФ «Об утверждении правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» было принято 15 октября 2005 года.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Дорохова А.Н., представителя правительства РК Петикова М.В., суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Постановлением Правительства РК от 23.06.2006 года N. 81-П «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Постановление) утверждены Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей, инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем. В настоящее время Постановление действует в редакции постановлений Правительства РК от 2.10.2006 N 132-П, от 23.10.2006 N 142-П, от 24.11.2006 N 167-П, от 8.12.2006 N 172-П, от 29.08.2007 N 131-П, первоначальный текст Постановления был опубликован в газете « Карелия» от 6.07.2006 N72, Постановления о внесении изменений в Постановление опубликованы соответственно в газете « Карелия» от 24.10.2006 N 119, от 14.11.2006 N 127, от 16.01. 2007 N3, от 16.12.2006 N 141 и в собрании законодательства Республики Карелия N 8 август 2007.

Таким образом, судом установлено, что нормативно правовой акт принят в пределах полномочий органа (должностного лица), в форме, в которой он вправе принимать нормативные правовые акты, и порядок введения нормативного правового акта в действие соблюден.

Несмотря на то, что часть требований признаны заинтересованным лицом обоснованными и внесены изменения в оспариваемый нормативный правовой акт, суд рассматривает заявленные требования в полном объеме, поскольку на день рассмотрения дела, изменения не опубликованы.

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что в случае совпадения даты постановки граждан на учет очередность определяется в зависимости от степени нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий. Вместе с тем действующее жилищное законодательство не определяет степень нуждаемости гражданина, ее зависимость от каких - либо факторов. Таким образом, данное положение правового акта фактически предоставляет право лицу, принимающему решение о постановке на учет, произвольно определять степень нуждаемости по собственным критериям.

Кроме того, указанный пункт противоречит статье 5 Закона Республики Карелия от 6.02.2006 N958-ЗРК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия», в соответствии с которой учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по единому списку, исходя из времени принятия таких граждан на учет. При рассмотрении заявлений, поданных несколькими гражданами одновременно (в один день), их очередность определяется по времени подачи заявлений и документов.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт противоречит закону субъекта, имеющему большую юридическую силу.

Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что размер субсидии на приобретение жилья в собственность определяется как результат произведения 18 квадратных метров общей площади жилья и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Карелия.

Федеральным законом «О ветеранах», действующим в редакции Федерального закона от 22.07.2008 года N 153-ФЗ, вступившего в силу с 25.07.2008 года предусмотрено, что размер общей площади используемой федеральным законодательством для расчета субвенций субъектам РФ, и Порядком для расчета размера субсидий, зависит от категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ( подпункты 2,3 пункта 3 статьи 23.2) и составляет не только 18, но и 22 квадратных метра.

Таким образом, п.7 Порядка, после внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах» вошел в противоречие с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, поскольку ограничивает право граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» на получение субсидии в полном объеме, и признается недействующим с 25.07.2008 года, со дня вступления в силу изменений в закон «О ветеранах».

Подпункт 5 пункта 8 и абзац первый пункта 10 Порядка в той части, которая предусматривает, что право на возмещение расходов на строительство или приобретение жилья имеют граждане, исполнившие указанные денежные обязательства в период с 1 января 2006 года, противоречит положениям федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которые предусматривают предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, субъектами Российской Федерации, вступили в действие с 1 января 2005 года (Федеральный закон от 29. 12. 2004 N 199-ФЗ).

Доводы представителя Правительства РК о том, что указанные положения не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит несостоятельными, поскольку субъектам

Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов и граждан, указанных в подпунктах 2,3 пункта 3 ст. 23.2 закона « О ветеранах» по обеспечению жильем переданы с 1 января 2005 года и предоставление данной меры поддержки гражданам, указанным в Федеральных законах «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» только с 1 января 2006 года нарушает их право на получение мер социальной поддержки.

Довод о том, что Правила предоставления субвенций из Федерального бюджета субъектам РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов были утверждены Постановлением Правительства РФ N614 только 15.10.2005 года не являются основанием для ограничения права граждан на получение мер социальной по обеспечению жильем с 1 января 2005 года.

Изменения, ограничивающие право граждан на получение мер социальной поддержки сроком с 1 января 2006 года были внесены в оспариваемый Порядок, Постановлением Правительства РК от 8.12.2006 года NN 12-П, опубликованы в газете «Карелия» от 16.12.2006 N 141 и признаются недействующими со дня принятия.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 194 -199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Заявление прокурора Республики Карелия удовлетворить.

Признать п.2 Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденного Постановлением Правительства РК от 23.06.2006 года N 81-П, (в редакции Постановлений Правительства РК от 2.10.2006 N 132-П, от 23.10.2006 N 142-П, от 8.12.2006 N 172-П, от 29.08.2007 N 131-П) в части слов «в случае совпадения даты постановки на учет граждан очередность определяется в зависимости от степени нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий» противоречащим ст.5 закона РК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия» и недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Признать п.7 указанного Порядка в части ограничивающей право отдельных категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» на получение субсидии в полном объеме противоречащим подпункту 2 пункта 3 статьи 23.2 закона РФ « О ветеранах» и недействующим с 25 июля 2008 года (со дня вступления в законную силу изменений, внесенных в закон РФ «О ветеранах»).

Признать подпункт 5 пункта 8 и абзац 1 пункта 10 Порядка в части слов: «в период с 1 января 2006 года» противоречащим Федеральному закону «О ветеранах» и Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и недействующим со дня принятия.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «Карелия» в соответствии со ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации».

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Карелия.

Судья Верховного суда
Республики Карелия
Т.В. Кудинова

Текст сверен по:
официальная рассылка

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ