Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2005 года N 1836-III ЗС


О республиканской целевой программе "Здоровый образ жизни" на период 2005 — 2007 годов и до 2011 года

(с изменениями на 5 февраля 2011 года)



Документ с изменениями, внесенными

20.10.05 г. Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 20.10.2005 N 2018-III ЗС

04.07.06 г. Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый
образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 04.07.2006 N 2556-III ЗС

14.10.06 г. Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года"" от 14.11.2006 N 96-IV ЗС

24.05.07 г. Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый
образ жизни" на период 2005 - 2007 годов и до 2010 года" от 24.05.2007 N 442-IVЗС

27.12.07 г. Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 27.12.2007 N 745-IV ЗС
(В тексте республиканской целевой программы "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года:

слова "Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия" в соответствующих падежах заменены словами "Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия" в соответствующих падежах;

слова "Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия" в соответствующих падежах заменены словами "Министерство образования Республики Карелия" в соответствующих падежах;

слова "Министерство сельского, рыбного хозяйства и продовольствия Республики Карелия" в соответствующих падежах заменены словами "Министерство сельского хозяйства Республики Карелия" в соответствующих падежах.)

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 05.02.2011 г. N 37р-П


В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Республики Карелия "О республиканских целевых программах" (в редакции Закона Республики Карелия от 6 марта 2001 года N 484-ЗРК) Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005 — 2007 годов и до 2010 года", одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 июня 2005 года N 159 р-П.

2. Направить настоящее Постановление и указанную республиканскую целевую программу в Правительство Республики Карелия.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель Законодательного
Собрания Республики Карелия
Н. И. ЛЕВИН



Петрозаводск
16 июня 2005 г.
N 1836-III ЗС


ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Республики Карелия
от 1 июня 2005 г. N 159 р-П


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Законодательного Собрания
Республики Карелия
от 16 июня 2005 г. N 1836-IIIЗС

Республиканская целевая программа "Здоровый образ жизни" на период 2005 — 2007 годов и до 2010 года


Паспорт республиканской целевой программы "Здоровый образ жизни" на период 2005 — 2007 годов и до 2010 года

Наименование Программы

— республиканская целевая программа "Здоровый образ жизни" на период 2005 — 2007 годов и до 2010 года

Решение о разработке Программы

— 4 декабря 2000 года на заседании Комиссии по вопросам улучшения положения женщин в Республике Карелия

Решение о внесении изменений и дополнений в Программу

— наказы избирателей Главе Республики Карелия

Государственный заказчик Программы

— Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Министерство культуры Республики Карелия

Основные разработчики Программы

Министерство здравоохранения и социального развития
Республики Карелия, Министерство образования
Республики Карелия, Министерство культуры Республики Карелия

Цель Программы

— формирование у населения идеологии здорового образа жизни, укрепление физического и духовного здоровья населения через объединенные усилия государства, местного самоуправления и общества; вовлечение населения в систематические занятия физической культурой, спортом и туризмом

Задачи Программы

— формирование здорового образа жизни; улучшение состояния здоровья населения; социально-психологическая реабилитация населения; создание сети социального партнерства и межведомственного взаимодействия: поддержка инициатив, направленных на формирование здорового образа жизни в системах здравоохранения, образования, бизнеса и общественном секторе

Сроки и этапы реализации Программы

— I этап — 2005 год:
внедрение идеологии здорового образа жизни среди населения, проживающего в Республике Карелия, и формирование у населения моделей поведения, соответствующих здоровому образу жизни;
формирование критериев оценки здорового образа жизни
II этап — 2006 год:
формирование здорового образа жизни населения республики на пилотных территориях с последующим распространением опыта на всей территории республики
III этап — 2007 год и далее:
формирование здорового образа жизни населения в Республике Карелия. Оценка результатов реализации Программы

Перечень основных мероприятий Программы

— создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителей Программы;
обеспечение мер, направленных на повышение уровня знаний населения о здоровом образе жизни, организация просветительской деятельности учреждений культуры, образования и здравоохранения по формированию здорового образа жизни, обучение школьников и подростков формированию здорового образа жизни;
создание и реализация межведомственных проектов, направленных на формирование здорового образа жизни и оздоровление населения, развитие системы медицинской профилактики;
повышение роли первичного звена здравоохранения в формировании здорового образа жизни населения, мероприятия по повышению квалификации и уровня знаний специалистов учреждений, обеспечение мероприятий по вовлечению населения в занятия физической культурой, спортом и туризмом, повышение доступности объектов для занятий, проведение массовых детско-юношеских мероприятий, обновление содержания, форм, средств физического воспитания и спортивной подготовки на основе современных технологий; совершенствование нормативно-правовой, материально-технической и организационно-управленческой базы; оказание поддержки в организации рационального питания для детей в образовательных учреждениях; обеспечение мер по расширению производства продуктов питания, обогащенных витаминами и микронутриентами;
проведение мониторинга по реализации программы, проведение , социологических исследований среди населения, применение систем контроля мероприятий, осуществляемых медицинскими и педагогическими работниками

Основные исполнители Программы

Министерство здравоохранения и социального развития
Республики Карелия, Министерство образования
Республики Карелия, Министерство культуры Республики Карелия, Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Республике Карелия (по согласованию); Министерство экономического развития Республики Карелия; Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства
Республики Карелия; Министерство строительства Республики Карелия; Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия (далее — органы местного самоуправления) (по согласованию), общественными организациями и хозяйствующими субъектами (по согласованию);

Объемы финансирования Программы (в ценах 2004 года)

на весь период - 38401,0 тыс. рублей, из них:

средства бюджета Республики Карелия - 36696,0 тыс.рублей, внебюджетные средства - 1705,0 тыс.рублей, в том числе:


Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия - 24834,0 тыс. рублей,

из них: средства бюджета Республики Карелия - 24758,0 тыс.рублей, внебюджетные средства - 76,0 тыс.рублей;

Министерство образования Республики Карелия - 2490,0 тыс. рублей, из них:

средства бюджета Республики Карелия - 2340,0 тыс.рублей, внебюджетные средства - 150,0 тыс.рублей;

Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия - 9177,0 тыс. рублей, из них:

средства бюджета Республики Карелия - 7698,0 тыс.рублей, внебюджетные средства - 1479,0 тыс.рублей;

Министерство экономического развития Республики Карелия - 1900,0 тыс. рублей, из них:

средства бюджета Республики Карелия - 1900,0 тыс.рублей, внебюджетные средства - 0,0 тыс.рублей;

Министерство строительства Республики Карелия - 528050,0 тыс. рублей, из них:

средства бюджета Республики Карелия - 528050,0 тыс.рублей, внебюджетные средства - 0,0 тыс.рублей (предусмотрены в долго-срочной инвестиционной программе Республики Карелия на 2005-2006 годы и до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 26 июня 2004 года N 311р-П и в долгосрочной инвестиционной программе Республики Карелия на 2007-2008 годы и до 2012 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 26 июля 2006 года N 206р-П)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

— снижение уровня инвалидности от сосудистых осложнений артериальной гипертензии до 5,4 на 10 тыс. человек; цереброваскулярных болезней до 17,0
на 10 тыс. человек; снижение уровня заболеваемости населения инфекциями, передающимися половым путем до 560,6 на 100 тыс. человек; снижение заболеваемости туберкулезом постоянного населения до 48,9 на 100 тыс. человек;
снижение общей смертности населения Республики Карелия до 15,1 процента;
снижение естественной убыли населения до 3,2 процента; повышение доли населения, в том числе детей, подростков, учащихся и студентов всех учебных и образовательных учреждений, охваченных услугами, мероприятиями, предусмотренными Программой на 5,9 процента;
повышение удельного веса населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 16 процентов;
повышение удельного веса населения, вовлеченного в туристские путешествия внутри республики.


(Паспорт в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 20.10.2005 N 2018-III ЗС)

(Паспорт в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 27.12.2007 N 745-IV ЗС)


Введение

Основные термины и понятия


Гигиенические навыки — умения, основанные на овладении гигиеническими знаниями о здоровом образе жизни и правильном их использовании, закрепленные в результате обучения, опыта и многократного повторения и характеризующиеся способностью совершать действия, направленные на сохранение, укрепление и восстановление здоровья.

Гигиеническое воспитание и обучение —- система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни как отдельных людей, так и общества в целом.

Здоровый образ жизни — это такая форма жизнедеятельности, преимущественно в досуговой сфере, и такой образ мыслей, которые удовлетворяют естественные психоэмоциональные, культурные и физиологические потребности человека, и направлены на сохранение и укрепление его этногенетических, этносоциальных и этнокультурных основ, обеспечивая самоутверждение посредством всестороннего и гармоничного развития.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ), 1948). ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым "обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека".

Это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном или индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний (на индивидуальном уровне) или процесс снижения уровней смертности, заболеваемости и инвалидности (на популяционном уровне) и повышение ощущаемого уровня здоровья. Здоровье общества следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позволяющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью. Здоровье рассматривается ВОЗ как одно из основных прав человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.

Здоровье населения — медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

Здоровье населения — совокупность индивидуальных уровней здоровья, которая характеризует жизнеспособность общества и прогноз его дальнейшего социально-экономического развития,

Здоровье психическое — динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

Здоровье сексуальное — способность к удовлетворяющим сексуальным отношениям и к реализации репродуктивной функции организма.

Мотивация к формированию потребности в здоровье — побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.

Основные термины и понятия определены Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным научно-исследовательским центром профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации, Московской медицинской академией им. И. М. Сеченова, Российской медицинской академией последипломного образования.


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Состояние здоровья населения Республики Карелия вызывает большую тревогу. Несмотря на сохраняющийся в Республике Карелия в 2003 году рост рождаемости, начавшийся в 2000 году, показатель ее — 10,2 (9,6 в 2002 году) на 1000 населения, на естественной убыли населения это не отразилось.

Рост смертности в 2003 году (19,9 на 1000 человек против 17,8 в 2002 году) определяет естественную убыль населения. На долю умерших в трудоспособном возрасте приходится 39,7 процента (37 процентов — 2002 год).

Продолжительность жизни по сравнению с наиболее развитыми западными странами остается низкой. В 2002 году продолжительность жизни у мужчин составила 55,9 лет, у женщин — 69,7 года (для сравнения с Российской Федерацией: у мужчин — 58,47 лет, у женщин — 72,04 года). При этом 85 процентов смертности населения обусловлено тремя причинами заболеваний: заболевания системы кровообращения, травмы и отравления, новообразования. Корни этих заболеваний лежат в изменившемся образе жизни населения, распространении вредных привычек, складывающихся новых традициях питания, повышении психоэмоциональных нагрузок, снижении физической активности населения. Особую тревогу вызывает злоупотребление алкоголем, токсическими и наркотическими веществами.

Одним из существенных негативных факторов риска, влияющих на состояние здоровья населения, является пьянство и алкоголизм. По данным медицинской статистики, в 2003 году заболеваемость алкоголизмом в Республике Карелия составила 140,3 на 100 тысяч населения (в 1998 году — 85,3). В действительности эти цифры надо увеличить в 3 — 4 раза. На 16,3 процента отмечается рост психотических расстройств, связанных с употреблением алкоголя, которые являются индикатором распространенности алкоголизма, их показатель в 2003 году составил 117,1 на 100 тыс. населения против 98,0 в 2002 году. Особое опасение вызывает употребление алкогольных напитков молодежью. По данным Центра социальных исследований Карельского государственного педагогического университета, за 2001 - 2003 годы систематически употребляют пиво 63,8 процента выпускников школ республики, а в таких городах, как Костомукша, Медвежьегорск, п. Кончезеро этот процент доходит до 80. По данным государственной статистики, в структуре потребительских расходов на покупку алкогольных напитков расходуется 2,9 процента из бюджета домашних хозяйств.

Ситуация вызывает тревогу, так как, по данным Всемирной организации здравоохранения, при достижении уровня среднедушевого потребления 8 литров алкоголя (в пересчете на 96-процентный спирт) в год наступает процесс необратимого изменения генофонда нации.


Обращает на себя внимание распространенность табакокурения в республике, которое приобрело характер эпидемии. По данным опроса учащихся 5—11 классов курит каждый третий подросток.

Экономическая нестабильность, повышение психоэмоциональных нагрузок привели к ухудшению психического здоровья населения. По данным Республиканского психолого-медико-педагогического центра, ежегодно с проблемами психического характера обращается более 1100 семей. Это и проблемы личностных особенностей детей, нарушение их эмоционально-волевой сферы (суициды, антиобщественное поведение), проблемы интеллектуального развития, взаимоотношения с родителями.

Среди социально дезадаптированных детей и подростков распространенность психической патологии достигла 95 процентов. По данным кабинета медико-психологической помощи ГУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер", отмечается значительный рост невротических расстройств у детей и подростков.

По данным Всероссийской диспансеризации детского населения, в 2002 году 63,15 процента детей имеют отклонения в состоянии здоровья, лидирующее место занимают (15,3 процента) болезни органов пищеварения (у детей от 0 до 6 лет — 14,5 процента; от 7 до 17 лет — 17,3 процента), что требует незамедлительных мер по организации рационального питания, прежде всего в общеобразовательных учреждениях.

Недостаточен объем двигательной активности, необходимый для укрепления здоровья детей, школьников, учащейся молодежи. Падает уровень образования, культуры, нравственности населения, прежде всего подрастающего поколения.

Для того чтобы остановить неблагоприятные тенденции — депопуляцию, постарение населения, высокую смертность в любом возрасте, необходимо создание инфраструктуры служб, чьи функции должны быть шире, чем просто оказание медицинской помощи. Необходимо развитие профилактических подходов, подготовка кадров, поддержка организаций, работающих в области укрепления здоровья населения.

Проблематика формирования здорового образа жизни — это проблематика формирования мировоззрения и соответствующих принципов социального поведения. При этом основополагающими побудительными мотивами к здоровому образу жизни являются: духовность, нравственность и самодостаточность. В свою очередь стремление к познанию цели и смысла бытия являются поводом к глубокой внутренней жизни, формирующей культурно-познавательные потребности, круг общения и соответствующие жизненные приоритеты, что в совокупности и является стержневой, принципиальной основой здорового образа жизни, основой содержательной качественной личности.

Дальнейшее улучшение состояния здоровья населения требует подхода к здоровью с точки зрения его широкого понимания и учета всех факторов, определяющих здоровье, таких, как образ жизни, социальное благополучие, психологический климат, физико-химические факторы окружающей среды. Необходимо более жесткое смещение акцентов от лечебных к профилактическим мероприятиям и пересмотр самого подхода к здоровью.


Назрела необходимость изменить отношение к здоровью не только отдельных лиц, но и всего общества, поставить здоровье в ряд приоритетных проблем социально-экономического развития Республики Карелия. Здоровье республики — это не набор "хороших" показателей здоровья, а стиль общественного мышления и социальной политики.

Проблемы, которые необходимо решать в процессе оздоровления республики, сложны и многообразны. Их успешное решение, особенно в условиях весьма ограниченных ресурсов, возможно только при условии единой государственной политики в системе организации формирования здорового образа жизни и вовлечении всех заинтересованных секторов общества, осуществление целенаправленных скоординированных действий органов исполнительной и законодательной власти, заинтересованных министерств и ведомств, органов местного самоуправления и общественных организаций.

Данная Программа направлена на формирование идеологии здорового образа жизни, воздействие на управляемые факторы риска, прежде всего факторы поведения, привычки, отношения и установки поведения людей через информацию и обеспечение активных форм участия самого населения, внедрение методов антиалкогольного и антинаркотического воспитания личности.

Особую, ведущую роль в эффективной реализации Программы и формировании у населения Республики Карелия идеологии здорового образа жизни следует определить за сферой образования и культуры, которые на протяжении продолжительного времени наработали определенные методы и приемы в целенаправленном формировании представлений, установок и социальных ориентиров в эстетическое, экологическое, патриотическое и идеологическое воспитание.

Одним из ключевых моментов успешного осуществления программных мероприятий является широкая пропаганда Программы на организационном этапе и широкое освещение по мере выполнения программных мероприятий в средствах массовой информации, на общественных мероприятиях. Необходимо создать систему стимулов для поощрения здорового образа жизни среди населения республики.

Укрепление здоровья общества в Карелии является неотъемлемой частью экономического развития республики, становления полноценного демократического общества.

Построение политически и экономически развитой республики невозможно в условиях слабого здоровья населения.


В условиях социально-экономических преобразований необходима государственная поддержка и выделение на эти цели средств из бюджетов разных уровней.

II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы


Главной стратегической (долгосрочной) целью является формирование у населения Республики Карелия идеологии здорового образа жизни, укрепление физического и духовного здоровья населения в Республике Карелия через объединенные усилия государства, местного самоуправления и общества.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:

— формирование здорового образа жизни;

— улучшение состояния здоровья населения;

— социально-психологическая реабилитация населения;

— создание сети социального партнерства и межведомственной кооперации;

— поддержка эффективных инициатив в системах здравоохранения, образования, бизнеса и общественном секторе.

Сроки реализации Программы — 2005 — 2007 годы и до 2011 года. В Программе еду смотрено поэтапное осуществление мероприятий.

I этап — 2005 год — внедрение идеологии здорового образа жизни среди населения, проживающего в Республике Карелия, и формирование у населения моделей введения, соответствующих здоровому образу жизни. Формирование критериев оценки образа жизни.

II этап — 2006 год — формирование здорового образа жизни населения в пилотных территориях с последующим распространением опыта на всей территории республики.

III этап — 2007 год и далее — формирование здорового образа жизни населения Республики Карелия. Оценка результатов реализации Программы.

III. Программные мероприятия


В Программе предусматривается реализация следующих мероприятий:

— создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителей программы;

— обеспечение мер, направленных на повышение уровня знаний населения о здоровом образе жизни, организация просветительской деятельности учреждений культуры, образования и здравоохранения по формированию здорового образа жизни, обучение школьников и подростков формированию здорового образа жизни;

— создание и реализация межведомственных проектов, направленных на формирование здорового образа жизни и оздоровление населения, развитие системы медицинской профилактики; повышение роли первичного звена здравоохранения в формировании здорового образа жизни населения, мероприятия по повышению квалификации и уровня знаний специалистов учреждений, обеспечение мероприятий по вовлечению населения в занятия физической культурой, спортом и туризмом, повышение доступности объектов для занятий, проведение массовых детско-юношеских мероприятий, обновление содержания, форм, средств физического воспитания и спортивной подготовки на основе современных технологий, содействие развитию в Республике Карелия современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса;

— совершенствование нормативной правовой, материально-технической и организационно-управленческой базы;

— оказание поддержки в организации рационального питания для детей в общеобразовательных учреждениях, обеспечение мер по расширению производства продуктов питания, обогащенных витаминами и микронутриентами;

— проведение мониторинга по реализации Программы, проведение социологических исследований среди населения, применение систем контроля мероприятий, осуществляемых медицинскими и педагогическими работниками.

IV. Ресурсное обеспечение программы


Мероприятия Программы реализуются за счет средств бюджета Республики Карелия, фондов и других источников, разрешенных законодательством, а также за счет административных, организационных, информационных и человеческих ресурсов основных исполнителей Программы.

Распределение средств на реализацию Программы в разрезе распорядителей кредитов приводится в приложении к Программе.


V. Механизм реализации программы


Государственные заказчики Программы — Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Министерство культуры Республики Карелия.

Координатор Программы — координационный совет при Главе Республики Карелия, образованный распоряжением Главы Республики Карелия от 18 июня 2004 года N 354-р.

Исполнители Программы:

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия;

Министерство культуры Республики Карелия;

Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Республике Карелия (по согласованию);

Министерство экономического развития Республики Карелия;

Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия;

Министерство строительства Республики Карелия.

Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму.
(Абзац дополнительно включен Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 27.12.2007 N 745-IV ЗС - см. предыдущую редакцию)

По основным направлениям реализации Программы создаются рабочие группы. Перед членами каждой рабочей группы ставятся соответствующие задачи и сроки их исполнения. Исполнители в установленные сроки отчитываются перед координационным советом при Главе Республики Карелия о выполнении мероприятий по реализации Программы, формируют бюджетную заявку на ассигнования из республиканского бюджета и представляют ее на рассмотрение в координационный совет при Главе Республики Карелия.

Исполнители в целях реализации мероприятий Программы на муниципальном уровне заключают соглашения с органами местного самоуправления на условиях со-финансирования.


VI. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации


Координационный совет при Главе Республики Карелия, в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает координацию деятельности исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективности использования средств. Для осуществления текущей работы по управлению Программой может быть образована дирекция под руководством ответственного исполнителя.

К реализации Программы привлекаются органы местного самоуправления (по согласованию). Для рационального использования выделенных на реализацию Программы средств координационный совет при Главе Республики Карелия определяет первоочередные мероприятия и объем их финансирования. Координационный совет при Главе Республики Карелия оказывает методическую помощь исполнителям Программы.

Государственные заказчики Программы представляют отчет о реализации Программы один раз в год.


VII. Oцeнкa социально-экономической эффективности реализации программы


Для оценки социально-экономической эффективности и результативности Программы используется система показателей, представленных в следующей таблице.

Показатели результативности и социально-экономической эффективности Программы

Наименование

Содержание

Единицы измерения

Ожидаемые результаты




2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2011 год к 2005 году; +-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Показатели цели

Повышение доли населения, охваченного услугами и мероприятиями Программы

доля населения, охваченного услугами и мероприятиями Программы, в общей численности постоянного населения Республики Карелия

%

21,1

21,4

22,2

24,6

26,2

26,4

27,0

+5,9

Повышение доли населения, охваченной обучением основам здорового образа жизни

доля населения, обученного основам здорового образа жизни, в общей численности постоянного населения Республики Карелия

%

17,6

16,4

19,5

22,3

19,7

21,2

22,8

+4,6

Повышение доли населения, прошедшего оздоровление в Центрах здоровья

доля населения, прошедшего оздоровление в центрах здоровья, в общей численности постоянного населения Республики Карелия

%

0,03

0,07

0,07

0,08

0,8

1,5

+1,47

Показатели задач

Рост количества организаций, вовлеченных в реализацию Программы

количество организаций, вовлеченных в реализацию Программы

единиц

42

50

50

55

55

58

60

+18

Рост количества жителей, обученных основам здорового образа жизни в профильных школах пациентов

количество жителей, обученных основам здорового образа жизни в профильных школах пациентов

тыс. человек

19,4

20,7

18,9

21,7

25,3

25,5

26,0

+6,6

Насыщение населения информационно-пропагандистскими материалами по здоровому образу жизни

количество подготовленных и выпущенных информационно-пропагандистских материалов по ЗОЖ

тыс. экземпляров

16,2

22,6

82,8

93,8

62,8

63,0

65,0

+48,8

Рост количества мероприятий, проектов, выставок, конкурсов, семинаров, скрининг-исследований и др, по сохранению здоровья

количество мероприятий, проектов, выставок, конкурсов, семинаров, скрининг-исследований и др, по сохранению здоровья

мероприятий

441

756

922

991

1009

1010

1050

+609

Создано действующих центров здорового образа жизни на базе муниципальных учреждений культуры и учреждений здравоохранения

единиц

5

10

12

13

+ 13

Построено объектов социальной сферы

единиц

-

-

-

1

-

2

5

+5

Проведено реконструкции объектов социальной сферы

единиц

-

1

-

2

3

4

-

+4

Рост охвата школьников горячим питанием

количество школьников, охваченных горячим питанием, к общему количеству школьников в Республике Карелия

%

83,5

85,0

85,0

90,8

93,0

92,0

95,0

+ 11,5

Показатели эффективности

Снижение общей смертности населения Республики Карелия

общая смертность населения Республики Карелия

человек на
1000 населения

18,1

16,8

15,9

16,2

15,5

15,2

15,1

-3,0

Снижение естественной убыли населения

естественная убыль населения

человек на
1000 населения

8,2

6,8

5,3

5,1

4,0

3,4

3,2

-5,0

Снижение уровня инвалидности от сосудистых осложнений артериальной гипертонии

уровень инвалидности от сосудистых осложнений артериальной гипертонии

число случаев на 10 тыс. человек

19,8

14,9

5,5

3,4

5,5

5,5

5,4

-14,4

Снижение уровня инвалидности от цереброваскулярных болезней

уровень инвалидности от цереброваскулярных болезней

число случаев на 10 тыс. человек

77,2

44,6

22,4

15,8

17,5

18,0

17,0

-60,0

Снижение заболеваемости туберкулезом постоянного населения

заболеваемость туберкулезом постоянного населения

число случаев на 100 тыс. человек

62,2

58,7

62,5

49,5

51,9

48,9

48,8

-13,4


VIII. Мероприятия по реализации республиканской целевой программы "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2011 года

N

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

п/п

реализации,

годы

1

2

3

4

I. Создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителей Программы

1.

Презентация Программы в средствах массовой информации

2005

создание механизма межведомственного управления реализацией программ по здоровому образу жизни на различных уровнях: на уровне межведомственного взаимодействия заинтересованных министерств, федеральных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления республики, бизнеса и общественных организаций (привлечение не менее 40 организаций в год)

2.

Оказание содействия и методическая поддержка органам местного самоуправления по созданию и реализации программ по здоровому образу жизни

2005-2011


3.

Межведомственная координация и контроль за Программой

2005-2007 и до 2011


II. Формирование идеологии здорового образа жизни

4.

Проведение на телевидении и радио передач по пропаганде здорового образа жизни для различных групп населения, специальных передач для молодежи, а также издание рекламной полиграфической продукции по вопросам профилактики алкоголизма, наркомании, табакокурения

2005-2007 и до 2011

2005-2011 - 777 передач, 90 наименований рекламной продукции тиражом 300,8 тыс. экземпляров, 43 тыс.экземпляров в год; в том числе 2010-2011 - 180 передач, 12 наименований рекламной продукции, тиражом 128 тыс. экземпляров

5.

Создание, приобретение и размещение различных видов социальной рекламы по здоровому образу жизни в средствах массовой информации, в учреждениях социальной сферы и на рекламных щитах, включая
вопросы профилактики алкоголизма, наркомании, табакокурения

2006-2010

2006-2010 -9 видов рекламной продукции, 65 наименований;
в том числе 2010-5 наименований

6.

Организация кинопоказа фильмов, пропагандирующих здоровый образ жизни, в том числе по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения

2005-2011

2005-2011 - 10 кинофильмов,
в том числе 2010-2011- 2 кинофильма

7.

Издание приложения "Жить и быть здоровым" к газете "Карелия" (ежеквартально) и других средств массовой информации по вопросам здорового образа жизни, рационального питания

2005-2011

не менее 4 выпусков в год, не менее 90 статей в год

8.

Разработка на конкурсной основе и использование логотипа Программы "Здоровый образ жизни"

2005-2011

пропаганда здорового образа жизни

9.

Разработка методических рекомендаций для специалистов по проведению обучающих школ по формированию идеологии здорового образа жизни во время летнего оздоровительного отдыха детей (не менее 10 школ)

2005-2007

не менее 10 школ 2005-2007- 10 школ

10.

Проведение обучающих школ для пациентов в лечебно-профилактических учреждениях республики по профилактике социально значимых заболеваний, в том числе алкоголизма, наркомании и табакокурения

2005-2011

не менее 120 школ ежегодно; 2005-2011 - 900 школ, обучение не менее 19 тыс. пациентов ежегодно, не менее 157 тыс. пациентов за весь период действия Программы

11.

Издание сборника "Из опыта работы образовательных учреждений Республики Карелия по внедрению здоровье сберегающих технологий и созданию качественных условий безопасности детей и подростков"

2006

тираж сборника - 200 экземпляров для распространения опыта образовательных учреждений, внедряющих здоровье сберегающие технологии

12.

Приобретение для муниципальных библиотек Республики Карелия популярной и учебно-методической литературы по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения и пропаганде здорового образа жизни для населения

2005-2010

2005-2010 - буклеты, брошюры, книги, методические пособия и рекомендации - не менее 20 тыс. экземпляров ежегодно

III. Организация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни

13.

Разработка рекомендаций для организаций по включению в коллективные договоры обязательств по оздоровлению работников, членов их семей в части развития физкультурно-оздоровительной работы

2005-2010

повышение уровня информированности различных слоев населения Республики Карелия по вопросам здорового образа жизни с целью улучшения демографической ситуации в республике

работников, членов их семей в части развития физкультурно-оздоровительной работы

здорового образа жизни с целью улучшения демографической ситуации в республике

14.

Проведение дней здоровья ВОЗ, приуроченных к Всемирному дню без табака, Всемирному дню по борьбе со СПИДом, Всемирному дню здоровья и других просветительских мероприятий и культурных акций

2005-2011

не менее 19 мероприятий в год,
2005-2011 - не менее 200 мероприятий за весь
период действия Программы

15.

Проведение конкурса журналистов на лучшую газетную публикацию, теле-, радиосюжет на тему "Здоровый образ жизни" (ежегодно)

2005-2011

1 конкурс ежегодно;
2005-2011 - не менее 7 конкурсов

16.

Проведение республиканских и содействие в проведении районных конкурсов "Семья", пропагандирующих здоровую семью и здоровый образ жизни (ежегодно)

2005-2011

не менее 1 конкурса в год; 2005-2011 - не менее 7 конкурсов
1

17.

Организация республиканских конкурсов: "Школа-территория здоровья", "Лучшая школьная спортивная площадка года" (ежегодно)

2005-2010

не менее 1 мероприятия в год; 2005-2010 - не менее 6 мероприятий

18.

Организация конкурса проектов "Школа, формирующая здоровый образ жизни"

2005-2010

не менее 6 конкурсов и программ за весь период действия Программы

19.

Реализация социальных программ Карельского республиканского отделения общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", в том числе:
-по профилактике негативных явлений в среде молодежи;
-по обучению населения оказанию первой помощи и уходу за больными

2005-2011

не менее 2 программ ежегодно

20.

Поддержка детской, молодежной и общественной инициативы (в том числе женских общественных организаций), образовательных и социальных проектов и программ по формированию здорового образа жизни

2005-2010

не менее 1 проекта ежегодно

21.

Организация конкурса партнерских проектов, направленных на пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Реализация международных проектов в социальной сфере

2006-2011

не менее 3 конкурсов за период действия Программы, не менее 2 проектов ежегодно

22.

Участие бизнеса в реализации социальных программ и проектов на территории республики, направленных на создание условий для здорового образа жизни

2005-2007 и до 2010

не менее 1 проекта и программы в год

23.

Поддержка политики здорового образа жизни на муниципальном уровне, создание модели межведомственного взаимодействия и муниципальных центров здоровья

2005-2011

совместное проведение конференций, семинаров,
ярмарок, выставок, консультаций, лекций,
скрининг-исследований:
- не менее 400 мероприятий ежегодно

24.

Организация и проведение конкурса по определению лучших организаций (предприятий) в области охраны труда

2005-2010

1 конкурс ежегодно;
2005-2010 - не менее 6 конкурсов

25.

Предоставление оздоровительных услуг[ оказываемых ГУП РК "Водно-спортивный Центр" студентам Петрозаводского государственного университета на 2005/06 учебный год

2005

поддержка инициативы по сохранению и укреплению здоровья студентов

26.

Форум "Здоровый образ жизни"

2006

поддержка инициатив органов исполнительной и законодательной власти, гражданского общества по формированию здорового образа жизни у населения республики

27.

Народный лыжный праздник Республики Карелия, г. Петрозаводск

2005-2011

ежегодно 2005-2011 - не менее 40 праздников и фестивалей* * - реализуются в т.ч. в рамках республиканской целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Республике Карелия на 2006-2010 годы" и долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и массового спорта в Республике Карелия на 2011-2015 годы"

28.

Республиканский фестиваль зимнего футбола



29.

Республиканский фестиваль "Папа, мама, я - спортивная семья", г. Петрозаводск



30.

Фестиваль спортивных игр "Онежские старты", г. Петрозаводск



31.

Республиканский фестиваль на призы клуба "Кожаный мяч", г. Петрозаводск



32.

Республиканский фестиваль мини-баскетбола, г. Петрозаводск



33.

Организация и проведение выставки "Здоровье Карелии"

2005-2011

1 выставка ежегодно, не менее 2000 посетителей, 20 мероприятий 2005-2011 - 7 выставок, не менее 14 тыс. посетителей, 140 мероприятий

34.

Проведение научно-практических исследований по перспективному развитию первичного здравоохранения, анализ заболеваемости, медико-демографического прогноза в республике

2005-2007

не менее 1 исследования в год; 2005-2007 - не менее 3 исследований

35.

Организация обучающих семинаров для персонала государственных учреждений здравоохранения

2005-2011

не менее 20 семинаров ежегодно

36.

Проведение скрининг-исследований населения в центрах здоровья на территории Республики Карелия и обеспечение населения обоснованными рекомендациями по сохранению здоровья

2010-2011

2010-2011 - не менее 15 тыс. комплексных обследований;
2010 - 5,4 тыс. комплексных обследований;
2011 - 10,0 тыс. комплексных обследований

IV. Создание условий для формирования здорового образа жизни как главного социального приоритета населения

37.

Содействие в реализации проектов по созданию центров здорового образа жизни на базе муниципальных учреждений культуры, в том числе:
- Лахденпохский район - сельский Дом культуры пос. Эстерло (2007 год)
- Кемский район - Детская музыкальная школа г. Кеми (2006 год)
- Олонецкий район - Дом культуры пос. Ильинский (2006 год)
- Пудожский район - сельский клуб пос. Красноборский (2007 год)
- Лоухский район - городской Дом культуры пос. Пяозерский (2006 год)
- Кондопожский район - сельский клуб пос. Гирвас (2007 год)
- Питкярантский район - культурно-оздоровительный клуб "Сампо" при
районном Доме культуры (2006 год)
- Пряжинский район - сельский клуб пос. Эссойла (2006 год)
- Беломорский район - сельская библиотека пос. Сосновец (2007 год)
- Муезерский район - сельский Дом культуры пос. Ледмозеро (2006 год)

2006-2007 и до 2010

не менее 10 центров здорового образа жизни

38.

Создание и обеспечение деятельности на базе ГУЗ "Республиканский центр медицинской профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины":
- методического кабинета здорового образа жизни;
- редакционно-издательского отдела по разработке, тиражированию и распространению методической литературы

2005-2007

расширение возможностей по оказанию услуг населению и изданию информационно-просветительской литературы

39.

Содействие в оборудовании учреждений культуры, образования, спорта и социальной сферы для организации занятий физической культурой в молодежной среде (софинансирование)

2006-2010

2006-2010 дооборудование 10 учреждений

40.

Строительство:
- амбулатории, пос. Шуя (2005-2010 годы);
- амбулатории, пос. Святозеро (2009 год);
- фельдшерско-акушерских пунктов в районах республики (2007-2010 годы).
Реконструкция:
- поликлиники, пос. Лоухи (2005-2010 годы);
- центральной районной больницы, пос. Пряжа (2005 год);
- Республиканского дома физкультуры, г.Петрозаводск (2005-2010 годы);
- спортивного комплекса "Курган", г. Петрозаводск (2005-2010 годы).
Строительство, реконструкция объектов здравоохранения, физкультуры и
спорта:
- ЦРБ, г. Олонец;
- ЦРБ, г.Кемь;
- акушерско-хирургический комплекс с поликлиникой, пос. Калевала;
- врачебные амбулатории в районах республики:
- поликлиника, г.Суоярви;
- ЦРБ, г.Петрозаводск (блок А);
- физкультурно-оздоровительный комплекс, г.Костомукша;
- физкультурно-оздоровительные комплексы в районах республики:
бассейн, г.Костомукша; бассейн, г.Петрозаводск

2005-2010








2008-2010

2005-2010 - построить не менее 5 объектов, реконструировать не менее 4 объектов

V. Организация мероприятий по обеспечению здорового питания

41.

Методическое содействие в организации питания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Республики Карелия, с соблюдением физиологических норм потребления продуктов питания

2005-2011

улучшение качества здоровья населения Республики Карелия вследствие увеличения производства и потребления функциональных продуктов питания

42.

Методическое содействие в обеспечении в соответствии с физиологическими нормами йодированной пищевой солью государственных и муниципальных учреждений с организованным питанием: дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования, лечебно-оздоровительных учреждений, учреждений социальной защиты

2005-2011


43.

Методическое содействие в введении обязательной круглогодичной "С-витаминизации" питания в государственных и муниципальных учреждениях: дошкольных образовательных учреждений, социальной защиты, общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования, лечебно-профилактических и домах ребенка (ежедневная витаминизация пищи или выдача витаминных препаратов)

2005-2011


44.

Обеспечение мер по сохранению производства продуктов питания массового потребления, обогащенных витаминами и микронутриентами (витамином "С", бета-каротином, витамином "Е", железом, кальцием, йодом, морепродуктами, соей, отрубями, белком): производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий с использованием биологически-активных добавок; производство обогащенной молочной продукции

2005-2011

объемы производства:
не менее 10 тыс. тонн ежегодно

45.

Подготовка рекомендаций по организации горячего и лечебного питания работающих промышленных предприятий с учетом вредных производственных факторов

2005-2007 и до 2010

обесценение условий организации здорового питания на предприятиях с вредными производственными факторами

VI. Проведение мониторинга и контроля за реализацией мероприятий Программы

46.

Разработка критериев мониторинга медико-социологических исследований с целью определения уровня физического, психического здоровья детей, молодежи и семьи; степени распространенности вредных привычек в молодежной среде. Проведение мониторинга вредных привычек

2005-2006 и до 2011

получение информации о состоянии здоровья населения Республики Карелия как необходимого условия оценки эффективности реализации мероприятий Программы и увеличения продолжительности активной трудоспособности граждан

47.

Разработка методики и организация проведения мониторинга состояния физического развития обучающихся детей и молодежи

2005-2006 и до 2010

48.

Осуществление мониторинга реализации Программы и подготовки информационно-аналитических материалов по участию бизнеса в мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья работающих

2005-2007 и до 2010

49.

Подготовка ежегодного аналитического доклада по реализации мероприятий Программы, формирующих здоровый образ жизни

2005-2007 и до 2011


Приложение
к Программе


Распределение средств на реализацию Программы в разрезе распорядителей кредитов (тыс.рублей)


(в редакции распоряжения Правительства Республики Карелия от 15 сентября 2005 года N 266 р-П)

Наименование министерств

Средства бюджета Республики Карелия по годам (тыс.рублей)

Внебюджетные средства по годам (тыс.рублей)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

всего 2005-2010

2005

2006

2007

2008

2009

2010

всего 2005-2010

Министерство здравоохранения, социального развития Республики Карелия

13540,0

4095,0

2063,0

2570,0

1120,0

1370,0

24758,0

0,0

60,0

4,0

0,0

0,0

12,0

76,0

Министерство образования Республики Карелия

40,0

944,0

904,0

152,0

162,0

138,0

2340,0

0,0

75,0

75,0

0,0

0,0

0,0

150,0

Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия

99,0

1486,0

1493,0

1370,0

1780,0

1470,0

7698,0

396,0

260,0

161,0

254,0

254,0

154,0

1479,0

Министерство экономического развития Республики Карелия

700,0

300,0

300,0

300,0

150,0

150,0

1900,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Министерство строительства Республики Карелия*

(53000,0)

(31550,0)

(11100,0)

(249100,0)

(85000,0)

98300,0)

(528050,0)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Итого

14379,0

6825,0

4760,0

4392,0

3212,0

3128,0

36696,0

396,0

395,0

240,0

254,0

254,0

166,0

1705,0


* Средства предусмотрены в долгосрочной инвестиционной программе Республики Карелия на 2005-2006 и до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 26 июня 2004 года N 311р-П и на 2007-2008 и до 2012 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 26 июля 2006 года N 206р-П.

Распределение финансирования по источникам, разделам и годам реализации Программы (тыс.рублей)

N п/п

Мероприятие

Источник
финансирования

Общий
объем
финансирования

Объем финансирования по годам (тыс.рублей)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I.

Создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителей Программы

-

-

-

-

-

-

-

-

II.

Формирование идеологии здорового образа жизни

в том числе

13725,0

2859,0

2785,0

2259,0

2012,0

1922,0

1888,0

бюджет Республики Карелия

13725,0

2859,0

2785,0

2259,0

2012,0

1922,0

1888,0

III.

Организация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни

в том числе

18501,0

11896,0

2935,0

1336,0

574,0

924,0

836,0

бюджет Республики Карелия

16826,0

11500,0

2570,0

1096,0

320,0

670,0

670,0

внебюджетные средства

1675,0

396,0

365,0

240,0

254,0

254,0

166,0

IV.

Создание условий для формирования здорового образа жизни как главного социального приоритета населения

в том числе

6057,0

-

1452,0

1405,0

2060,0

570,0

570,0

бюджет Республики Карелия

6057,0

-

1422,0

1405,0

2060,0

570,0

570,0

внебюджетные средства

30,0

-

30,0

-

-

-

-

бюджет Республики Карелия
долгосрочная инвестиционная Программа

(528050,0)

(53000,0)

(31550,0)

(11100,0)

(249100,0)

(85000,0)

(98300,0)

V.

Организация мероприятий по обеспечению здорового питания

-

-

-

-

-

-

-

-

VI.

Проведение мониторинга и контроля за реализацией мероприятий Программы

в том числе

118,0

20,0

48,0

-

-

50,0

-

бюджет Республики Карелия

118,0

20,0

48,0

-

-

50,0

-

Всего по Программе

в том числе

38401,0

14775,0

7220,0

5000,0

4646,0

3466,0

3294,0

бюджет Республики Карелия

36696,0

14379,0

6825,0

4760,0

4392,0

3212,0

3128,0

внебюджетные средства

1705,0

396,0

395,0

240,0

254,0

254,0

166,0

".


(Раздел в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 20.10.2005 N 2018-III ЗС)

(Раздел в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 04.07.2006 N 2556-III ЗС)

(Раздел в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года"" от 14.11.2006 N 96-IV ЗС)

(Раздел в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005 - 2007 годов и до 2010 года" от 24.05.2007 N 442-IVЗС)

(раздел в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года" от 27.12.2007 N 745-IV ЗС)

Текст документа сверен по:
Собрание Законодательства республики Карелия N 6 2005 г. Ст. 571


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в системе "Кодекс"

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ