ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2008 года N 795-IV ЗС
О региональной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы
Текст программы с
изменениями см. в распоряжении
Правительства Республики Карелия от
30.01.08 г. N 44р-П
В соответствии с частью 3 статьи 4
Закона Республики Карелия от 6 октября 2005
года N 909-ЗРК "О бюджетных целевых
программах Республики Карелия"
Законодательное Собрание Республики
Карелия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую
региональную целевую программу
"Социальная поддержка инвалидов в
Республике Карелия" на 2008-2011 годы,
одобренную распоряжением Правительства
Республики Карелия от 30 января 2008 года N
44р-П.
2. Направить настоящее
Постановление и указанную региональную
целевую программу в Правительство
Республики Карелия.
3. Настоящее Постановление вступает
в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного
Собрания
Республики Карелия
Н.И. Левин
г. Петрозаводск
22 февраля 2008
года
N 795-IV ЗС
ОДОБРЕНЫ |
УТВЕРЖДЕНЫ |
распоряжением Правительства |
Постановлением |
Республики Карелия |
Законодательного Собрания |
от 30 января 2008 г. |
Республики Карелия |
N 44 р-П |
от 22 февраля 2008 г. |
|
N 795-IV ЗС |
РЕГИОНАЛЬНАЯ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Социальная поддержка инвалидов в
Республике Карелия"
на 2008 — 2011 годы
ПАСПОРТ
региональной целевой программы
"Социальная поддержка инвалидов
в Республике Карелия" на 2008 — 2011 годы
1. |
Наименование Программы |
— региональная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008 - 2011 годы | |||
2. |
Дата принятия решения о разработке проекта целевой Программы Правительством Республики Карелия и утверждении концепции целевой программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
— распоряжение Правительства Республики Карелия от 29 октября 2007 года N З87р-П | |||
3. |
Государственный заказчик Программы |
—
Министерство здравоохранения и
социального развития Республики
Карелия; | |||
4. |
Государственный заказчик-координатор Программы |
— Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия | |||
5. |
Основные разработчики Программы |
—
Министерство здравоохранения и
социального развития Республики
Карелия; | |||
6. |
Цель и задачи Программы |
— цель —
создание условий для реабилитации и
интеграции инвалидов в общество,
формирования равных возможностей для их
полноценного и активного участия в
общественной жизни, улучшение качества
жизни людей с ограниченными
возможностями; | |||
7. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
— уровень
обеспеченности нуждающихся инвалидов
техническими средствами реабилитации,
не входящими в Федеральный перечень
реабилитационных мероприятий,
технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду; уровень
обеспеченности инвалидов
трудоспособного возраста, обратившихся
в центры занятости по вопросу
трудоустройства, дополнительными
рабочими местами; | |||
8. |
Сроки и этапы реализации Программы |
- 2008 - 2011
годы; |
|||
9. |
Перечень подпрограмм |
— не имеется |
|||
10. |
Объемы и источники финансирования Программы |
— общие
затраты на реализацию Программы — 40 000,0
тыс. рублей; |
|||
11. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
— создание
условий для подготовки инвалидов к
независимой жизни в обществе равных
возможностей, профессиональному
самоопределению и профессиональной
деятельности, повышение социальной
активности инвалидов; |
|||
12. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
—
Министерство здравоохранения и
социального развития Республики Карелия
как государственный
заказчик-координатор: |
I. ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ" НА
2008 - 2011 ГОЛЫ
По данным отделения Пенсионного
фонда Российской Федерации по
Республике Карелия,по состоянию на 1
января 2007 года в Республике Карелия
более 84 500 человек являются инвалидами в
результате умственных, физических иди
сенсорных расстройств.
Зачастую инвалиды не могут вести
полноценный образ жизни из-за
существующих в обществе социальных и
физических барьеров, препятствующих их
полноправному участию в общественной
жизни. В результате этого тысячи детей и
взрослых вынуждены вести такой образ
жизни, который приводит к ушгжению их
достоинства и сегрегации.
Ежегодное увеличение числа
инвалидов в Республике Карелия
свидетельствует о масштабности
проблемы. Принимаемые ежегодно или на
краткосрочный период дополнительные
мероприятия или программы, направленные
на социальную поддержку инвалидов, не
приводят к получению максимально
положительных результатов в решении
проблем инвалидов, снижению
инвалидизации общества. Достижение
многопрофильной комплексной
реабилитации и интеграции инвалидов
возможно только в случае принятия
долгосрочной программы, в реализации
которой будут участвовать органы
государственной власти и
неправительственные организации.
Рост числа случаев инвалидности и
отстранения инвалидов от участия в жизни
общества вызван многими факторами. К ним
относятся:
— высокий уровень заболеваемости
населения;
— ухудшение экологической
обстановки;
— войны и последствия войн, другие
формы насильственного разрушения;
— сдерживающие факторы, включая
отсутствие ресурсов, географическую
отдаленность, физические и социальные
барьеры, которые не позволяют многим
инвалидам пользоваться имеющимися
услугами;
— неблагоприятные условия труда;
— недооценка значимости здорового
образа жизни у населения;
— наследственный фактор;
— недостаточное развитие
инфраструктуры соответствующих служб в
области социальной защиты,
здравоохранения, образования,
профессионально-технической подготовки
и трудоустройства;
— недостаточно детально
разработанные индивидуальные программы
реабилитации;
— направление средств на
предоставление узкоспециализированных
услуг, не связанных с потребностями
большинства населения, которому
требуется помощь, и другие косвенные
факторы.
Основными
социально-экономическими и
социально-демографическими
показателями, характеризующими
положение инвалидов в обществе,
являются: участие в трудовой и
общественной деятельности, размер
заработной платы и пенсии, качество
медицинского обслуживания, образования,
трудовой и профессиональной подготовки,
жилищно-бытовые условия. Отдельные
мероприятия, направленные на решение
этих задач, реализовывались в
предшествующий период в рамках
республиканских целевых программ
"Обеспечение беспрепятственного доступа
инвалидов и маломобильных групп
населения к объектам социальной
инфраструктуры на 2003 — 2005 годы" и
"Социальная поддержка инвалидов в
Республике Карелия" на 2004 — 2006 годы
(подпрограмма "Дети-инвалиды"), а также
"Перечня мероприятий по социальной
поддержке инвалидов в Республике
Карелия на 2001 — 2005 годы". Кроме того, за
прошедший период в рамках
международного сотрудничества
реализуются следующие проекты:
"Независимость и трудоустройство
инвалидов в Республике Карелия" (проект
ТАСИС реализуется с "Союзом инвалидов
Финляндии"), "Профессиональная
реабилитация и трудоустройство молодых
инвалидов в Республике Карелия"
(реализуется с Фондом В.П. Шмитца).
Качественные изменения произошли в
работе общественных объединений,
занимающихся деятельностью,
направленной на поддержку инвалидов.
Благодаря их усилиям количество
инвалидов, охваченных различными мерами
поддержки, постоянно увеличивается.
Существенным образом изменилось и
содержание деятельности большинства
общественных объединений, занимающихся
деятельностью в интересах инвалидов:
многие из них выстраивают с государством
партнерские отношения и готовы к
размещению заказа на предоставление
различных социальных услуг данной
категории граждан.
Таким образом, за прошедший период
осуществлялись мероприятия по
укреплению материально-технической базы
сети учреждений медико-социальной
экспертизы, оснащению современным
оборудованием реабилитационных центров,
заложены основы для решения социально
значимых проблем детей-инвалидов,
созданию безбарьерной среды для
инвалидов и маломобильных групп
населения.
Однако проведенные мероприятия, а
также недостаточно широко применяемые
современные образовательные методики не
позволяют в полной мере решать проблемы
реабилитации и интеграции в общество
людей с ограниченными возможностями.
Так, одной из наиболее
актуальных проблем является вовлечение
инвалидов трудоспособного возраста в
трудовую деятельность. По данным
управления Федеральной государственной
службы занятости населения по
Республике Карелия, за 2005 год рынок труда
инвалидов в республике свидетельствует
о том, что при наличии постоянно
растущего со стороны инвалидов
трудоспособного возраста спроса на
рабочие места практически отсутствует
их предложение. Заявленные
организациями республики в 2005 году
вакантные рабочие места для инвалидов
составили всего 0,4 процента общей
потребности в рабочей силе,
зарегистрированной в органах службы
занятости (133 из 36 943 вакансий). При этом
качество предлагаемых для инвалидов
рабочих мест часто не соответствует
специальным требованиям, поэтому
является причиной отказа от данных
вакансий. Очевидно, что в условиях
возрастающих требований, предъявляемых
к качеству рабочей силы, трудоспособные
инвалиды не могут на равных
конкурировать на рынке труда с другими
соискателями работы. Кроме того,
практика показывает, что в новых
экономических условиях существующие
программы по квотированию рабочих мест
не являются привлекательными для
потенциального работодателя, поэтому их
реализация не дает должного эффекта. В 2005
году центрами занятости населения в
рамках заключенных с организациями
соглашений по трудоустройству
безработных граждан было устроено на
работу всего лишь 1,1 процента от общего
числа инвалидов трудоспособного
возраста.
Анализ существующего опыта решения
данной проблемы в Республике Карелия, а
также опыта других субъектов Российской
Федерации, зарубежного опыта позволяет
сделать вывод о том, что такие формы
занятости инвалидов, как квотироваие
рабочих мест и создание специальных
рабочих мест для трудоустройства
инвалидов, являются одними из
оптимальных способов решения проблемы
занятости инвалидов, позволяя последним
успешно интегрироваться в гражданское
сообщество. Основным препятствием для
применения этих форм занятости является
неурегулированность законодательства в
вопросах материального стимулирования
работодателей, что требует внесения
соответствующей законодательной
инициативы.
Дополнением мер по квотированию
рабочих мест может стать поддержка
специализированных организаций,
лечебно-трудовых мастерских, цехов для
организации трудовой деятельности
инвалидов.
Не менее актуальным
остается вопрос, взаимосвязанный с
трудовой деятельностью инвалидов, а
именно — их профессиональной
подготовкой к трудовой деятельности.
Существующая на сегодняшний день
практика профессиональной подготовки
инвалидов не удовлетворяет реальным
потребностям данной категории лиц. Так,
например, в 2005 году финансирование
профессионального обучения (курсовой
подготовки) инвалидов осуществлялось
только через органы службы занятости
населения. В этот период за счет средств
федерального бюджета прошли
профессиональное обучение 49 инвалидов
из числа тех, кто имел показания к труду и
в соответствии с Законом Российской
Федерации "О занятости населения в
Российской Федерации" был признан
безработным. Многие инвалиды в силу
специфики своего заболевания не могут
проходить обучение в образовательных
учреждениях общего типа. Таким образом,
существует объективная потребность в
совершенствовании системы
допро-фессиональной и профессиональной
подготовки инвалидов на базе
действующих в республике учреждений
начального, среднего специального и
высшего образования. Для этого
необходимо разработать специальные
методики и образовательные программы в
соответствии с государственными
образовательными стандартами,
адаптированные для обучения инвалидов.
Следует расширить перечень профилей
подготовки, обеспечить доступность и
оснащенность мест профессиональной
подготовки для людей с ограниченными
возможностями, формировать
государственный заказ на подготовку
специалистов определенного профиля.
Реабилитация инвалидов должна
включать мероприятия, призванные
сократить последствия возникшей
непригодности и позволить инвалиду
полностью интегрироваться в общество.
Рассматривая процессы инвалидизации в
Республике Карелия, стоит отметить, что
многие инвалиды испытывают затруднения
в передвижении вне дома, так как в
республике существующие объекты
социальной инфраструктуры, а также
жилищного фонда в большинстве случаев не
приспособлены для доступа инвалидов.
Кроме того, многие инвалиды
зачастую испытывают дефицит общения,
большинство из них — одиноко
проживающие граждане. Их образ жизни во
многом определяется тем, как они
проводят свободное время, какие
возможности создает для этого общество.
Активно занимаясь социокультурной и
спортивной деятельностью, инвалиды
делают свою жизнь более полнокровной. В
этом смысле полезно и важно привлекать
людей с ограниченными возможностями к
участию в спортивных и
культурно-массовых мероприятиях. Это
позволит достичь позитивных изменений в
образе и качестве жизни инвалидов.
Крайне важным также является создание
условий для формирования безбарьерной
среды обитания инвалидов.
Как показывает статистика, в
структуре общей инвалидности пенсионеры
по возрасту, имеющие группу
инвалидности, составляют 80,5 процента.
Многие из них признаны инвалидами уже в
пенсионном возрасте. Так, по данным ФГУ
"Главное бюро медико-социальной
экспертизы по Республике Карелия", в 2005
году из 12 357 лиц, впервые признанных
инвалидами, 9281, или 75 процентов от общего
числа, составляют лица пенсионного
возраста. Это означает, что для данной
целевой группы с учетом возрастной
специфики и состояния здоровья
необходима система мер государственной
поддержки, а именно, такие направления
реабилитации, как восстановительные
медицинские мероприятия,
социально-средовая,
социально-психологическая,
социокультурная и социально-бытовая
адаптация, а также
физкультурно-оздоровительные
мероприятия. Существующая на
сегодняшний день в республике сеть
реабилитационных учреждений (1
реабилитационный центр для инвалидов,
реабилитационное отделение в структуре
МУ КЦСО Сортавальского района, 7 центров
реабилитации для детей и подростков с
ограниченными возможностями, 12
отделений реабилитации детей-инвалидов
в центрах социального обслуживания
населения) не может удовлетворять
потребности инвалидов старше 18 лет, так
как в основном предназначена для
детей-инвалидов.
В этом контексте необходимо решать
вопросы расширения инфраструктуры
организаций, оказывающих услуги
инвалидам данной категории, повышения
качества предоставляемых услуг, в том
числе путем обеспечения
реабилитационным оборудованием
учреждений социальной инфраструктуры,
расширения спектра социальных услуг,
предоставляемых инвалидам на дому
(социально-бытовая адаптация). Кроме
того, данная категория инвалидов
нуждается в обеспечении техническими
средствами реабилитации, не входящими в
Федеральный перечень реабилитационных
мероприятий и технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, утвержденный распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30
декабря 2005 года N 2347-р.
Одной из негативных тенденций в
решении многопрофильных проблем
инвалидов и их семей является отсутствие
координации и интеграции в работе
различных служб, имеющих отношение к
инвалидам. Приоритетным остается
узковедомственный подход, что не
позволяет создать действенную систему
реабилитации инвалидов. Одним из
действенных инструментов решения этого
вопроса является Совет по делам
инвалидов при Главе Республики Карелия,
Положение о котором утверждено Указом
Главы Республики Карелия от 21 марта 2003
года N 67 (в редакции Указа Главы
Республики Карелия от 25 мая 2007 года N 74). В
его деятельности необходимо искать
новые подходы для обеспечения
межведомственного взаимодействия в
законодательном, содержательном,
структурном и технологическом аспектах
при решении проблем реабилитации
инвалидов, повышения ответственности
органов исполнительной власти и
местного самоуправления, призванных в
пределах своей компетенции решать
данные вопросы. Существенную роль в
решении вопроса межведомственного
взаимодействия может сыграть
государственное стационарное
учреждение социального обслуживания
"Республиканский центр реабилитации
инвалидов" как базовая площадка для
разработки, внедрения и адаптации
инновационных технологий в работе с
различными категориями инвалидов,
обобщения полученного опыта на
межведомственном уровне.
Предлагаемый комплекс мер
направлен на межотраслевой подход к
решению задач, направленных на
социальную поддержку инвалидов. Так,
вопросы профессионального обучения и
образования инвалидов входят в
компетенцию органов управления
образованием и занятости, вопросы
создания условий для беспрепятственного
доступа инвалидов к объектам социальной
инфраструктуры входят в компетенцию
органов культуры, управления
образованием, здравоохранения и
социального развития, вопросы
организации подготовки и переподготовки
кадров в области социальной защиты
инвалидов входят в компетенцию органов
образования и социального развития.
Одним из элементов системы,
оказывающей поддержку инвалидам,
являются общественные организации,
работающие в интересах данной категории.
За последние годы их деятельность стала
более ориентирована на содействие
демократизации и укрепление институтов
гражданского общества, дальнейшее
совершенствование и развитие
партнерских отношений с органами
государственной власти, органами
местного самоуправления. На сегодняшний
день в Республике Карелия создано и
действует около 60 общественных
объединений инвалидов, защищающих права
и законные интересы граждан данной
категории. Их деятельность направлена на
оказание социальной реабилитации и
интеграции инвалидов, приобщение их к
труду, образованию, культуре и спорту,
улучшение материально-бытовых условий.
Учитывая их важную роль, необходимо
оказывать им содействие и помощь.
Кроме того, в соответствии с
положениями Федерального закона от 12
января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях" следует активнее внедрять
в жизнь практику размещения заказов на
оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд некоммерческими
организациями.
Организационной основой
реализации государственной политики
Республики Карелия в сфере социальной
защиты и решения заявленных проблем
должна стать региональная целевая
программа социальной поддержки
инвалидов в Республике Карелия на 2008 —
2011 годы (далее — Программа), направленная
на создание условий, улучшающих уровень
жизни инвалидов.
Необходимость комплексного
решения проблем, связанных с
реабилитацией инвалидов,
программно-целевым методом обусловлена
рядом объективных причин, в том числе:
— масштабностью, сложностью и
многообразием проблем реабилитации
инвалидов и интеграции их в общество, что
предполагает разработку и осуществление
комплекса программных мероприятий,
взаимоувязанных по конкретным целям,
ресурсам, срокам реализации и
исполнителям;
— необходимостью выполнения в
рамках единой программы мероприятий,
требующих длительных сроков
реализации;
— потребностью в координации
усилий органов государственной власти и
негосударственных организаций, в том
числе общественных объединений
инвалидов.
С учетом имеющегося опыта
реализации республиканских целевых
программ по социальной поддержке
инвалидов использование
программно-целевого метода
представляется наиболее целесообразным
для создания в Республике Карелия
развитой системы реабилитации и
интеграции инвалидов в общество.
Реализация в рамках Программы
комплекса мероприятий предусматривает
создание централизованных механизмов их
координации, а также формирование
системы индикаторов и показателей
изменений в рассматриваемой сфере.
Потребность в решении задач в течение
ограниченного времени, необходимость
концентрировать финансовые ресурсы на
проведении наиболее важных мероприятий,
возможность осуществлять постоянный
мониторинг результатов делают
необходимым использование
программно-целевого метода. Данный
подход позволяет строить деятельность
органов государственной власти и
местного самоуправления на основе
единой государственной политики, что
будет способствовать более эффективному
результату. Преимуществом использования
программно-целевого метода при
финансировании мероприятий Программы
являются также более эффективные формы и
методы контроля за использованием
средств бюджета Республики Карелия.
Основными факторами риска при
решении указанной проблемы
программно-целевым методом в данном
варианте могут быть:
— ухудшение в целом
социально-экономической ситуации в
Республике Карелия, Российской
Федерации;
— возникновение экологических
катастроф и крупных техногенных
аварий;
— отсутствие правового
регулирования по отдельным вопросам в
отношении инвалидов.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ
И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ, ЦЕЛЕВЫЕ
ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Региональная целевая программа
"Социальная поддержка инвалидов в
Республике Карелия на 2008 — 2011 годы"
направлена на координацию усилий всех
заинтересованных структур по решению
проблем инвалидов, возникающих в
современных социально-экономических
условиях.
Актуальность Программы, ее цели и
задачи определяются исходя из
мониторинга социально-экономического
положения инвалидов Республики Карелия,
необходимости обеспечения реализации
Концепции социально-экономического
развития Республики Карелия на период до
2012 года, утвержденной постановлением
Законодательного Собрания Республики
Карелия от 4 июля 2006 года N 2520-III, во
исполнение рекомендаций ежегодного
доклада "О положении инвалидов в
Республике Карелия", а также результатов
ранее действовавших программ по решению
проблем инвалидов.
Основной целью региональной
целевой Программы является создание
условий для реабилитации и интеграции
инвалидов в общество, формирования
равных возможностей для их полноценного
и активного участия в общественной
жизни, улучшение качества жизни людей с
ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели
Программы потребуется реализация
мероприятий, направленных на решение
следующих задач:
1. Создание благоприятных условий
для профессиональной реабилитации и
занятости инвалидов.
2. Создание возможностей для
профессионального обучения и
образования инвалидов.
3. Улучшение качества обслуживания
инвалидов.
4. Создание условий для
формирования безбарьерной среды.
5. Улучшение качества жизни
инвалидов.
6. Создание условий для участия
инвалидов в политической, общественной,
культурной, спортивной жизни и
экономических процессах.
7. Формирование благоприятного
общественного мнения в отношении
инвалидов.
Решение задач Программы
предполагается в течение всего срока ее
реализации (в течение 2008 — 2011 годов).
Целевые индикаторы и показатели результатов выполнения Программы
Наименование показателя |
Единицы измерения |
2006 год (базовый) |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||||
Цель: создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, формирования равных возможностей для их полноценного и активного участия в общественной жизни, улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями | |||||||||||
Удельный вес численности инвалидов, не имеющих бессрочной инвалидности, которым по результатам ежегодного переосвидетельствования в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы снижена тяжесть инвалидности |
процент |
2,9 |
3,5 |
3,7 |
3,9 |
4,1 | |||||
Задача 1. Создание благоприятных условий для профессиональной реабилитации и занятости инвалидов | |||||||||||
Уровень обеспеченности инвалидов, обратившихся в центры занятости по вопросу трудоустройства, дополнительными рабочими местами |
процент |
6,7 |
8,7 |
7,7 |
7,7 |
7,7 | |||||
Задача 2. Создание возможностей для профессионального обучения и образования инвалидов | |||||||||||
Удельный вес инвалидов, направленных на обучение, от общего количества инвалидов, обратившихся в центры занятости по вопросу получения профессиональной подготовки |
процент |
3,0 |
37,0 |
49,0 |
52,0 |
52,0 | |||||
Задача 3. Улучшение качества обслуживания инвалидов | |||||||||||
Количество объектов социальной инфраструктуры, оснащенных реабилитационным оборудованием для инвалидов* |
объект |
— |
— |
4 |
5 |
9 | |||||
Количество молодых инвалидов с тяжелой патологией, включенных в процесс реабилитации и социальной адаптации* |
человек |
— |
— |
— |
20 |
40 | |||||
Количество специалистов учреждений социальной инфраструктуры, органов местного самоуправления, исполнительной власти, общественных организаций, принявших участие в мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров |
человек |
20 |
— |
35 |
70 |
35 | |||||
Задача 4. Создание условий для формирования безбарьерной среды | |||||||||||
Количество инвалидов по слуху, воспользовавшихся услугами по сурдопереводу в виде титров* |
человек |
— |
470 |
520 |
570 |
620 | |||||
Количество светофорных объектов, оснащенных звуковым сигналом* |
штука |
4 |
— |
4 |
3 |
3 | |||||
Количество лифтов, оснащенных системой озвучивания* |
штука |
— |
— |
1 |
— |
1 | |||||
Количество пандусов, переоборудованных туалетов, приобретенных и установленных средств малой механизации, подъемных устройств, вспомогательных приспособлений в помещениях социальной инфраструктуры, наиболее часто посещаемых инвалидами* |
штука |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 | |||||
Количество инвалидов по зрению, воспользовавшихся услугами специального радиовещания* |
человек |
— |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 | |||||
Количество инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, получивших автомобили* |
человек |
— |
— |
15 |
12 |
10 | |||||
Количество обученных родителей детей-инвалидов, а также инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата вождению легковых автомобилей |
человек |
— |
5 |
10 |
10 |
10 | |||||
Задача 5. Улучшение качества жизни инвалидов | |||||||||||
Уровень обеспеченности нуждающихся инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду |
процент |
0,05 |
0,32 |
0,40 |
0,45 |
0,51 | |||||
Задача 6. Создание условий для участия инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах | |||||||||||
Удельный вес численности инвалидов, принимающих участие в общественных, культурных и спортивных мероприятиях, от общего числа инвалидов |
процент |
2,0 |
— |
3,0 |
3,5 |
3,5 | |||||
Задача 7. Формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов | |||||||||||
Количество (тираж) изданной полиграфической продукции |
штука |
— |
— |
1000 |
1500 |
200 |
Срок реализации Программы — 2008 —
2011 годы. Реализация Программы будет
осуществляться без выделения этапов
реализации задач.
III. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Мероприятия Программы увязаны по
ожидаемым результатам, срокам,
исполнителям (приложение к Программе).
Структура мероприятий Программы
сформирована исходя из ее
целесообразности для достижения
поставленных целей.
Перечень мероприятий Программы
включает следующие разделы:
I. Создание благоприятных условий
для профессиональной реабилитации и
занятости инвалидов.
II. Создание возможностей для
профессионального обучения и
образования инвалидов.
III. Улучшение качества обслуживания
инвалидов.
IV. Создание условий для
формирования безбарьерной среды.
V. Улучшение качества жизни
инвалидов.
VI. Создание условий для участия
инвалидов в политической, общественной,
культурной, спортивной жизни и
экономических процессах.
VII. Формирование благоприятного
общественного мнения в отношении
инвалидов.
Мероприятия Программы направлены
на:
— поддержку действующих
специализированных организаций,
лечебно-трудовых мастерских, цехов для
организации трудовой деятельности
инвалидов и создания дополнительных
рабочих мест
— профессиональное обучение и
образование инвалидов;
— приобретение реабилитационного
оборудования для учреждений социальной
защиты, предоставляющих на территории
Республики Карелия услуги инвалидам, а
также на организацию подготовки и
переподготовки кадров в области
социальной защиты инвалидов;
— создание условий для
беспрепятственного доступа инвалидов к
информации, объектам социальной
инфраструктуры;
— обеспечение техническими
средствами реабилитации и
предоставление реабилитационных услуг,
необходимых для создания оптимальной
для инвалидов среды жизнедеятельности
(не входящими в Федеральный перечень
реабилитационных мероприятий и
технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду),
утвержденный распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30
декабря 2005 года N 2347-р;
— организацию и проведение
конкурса социальных проектов для
общественных организаций и учреждений
социальной инфраструктуры,
направленного на улучшение положения
инвалидов и интеграцию их в общество, а
также на создание условий для
социокультурной реабилитации инвалидов
и проведение соревнований по
инва-спорту;
— информационное освещение
проблем инвалидов. Мероприятия
Программы предусматривают:
— реабилитацию и социальную
адаптацию инвалидов;
— укрепление системы профилактики
инвалидизации;
— развитие инновационных
технологий и форм работы по реабилитации
и социальной адаптации инвалидов;
— обеспечение доступности и
повышение качества предоставляемых
инвалидам услуг;
— развитие сети социозащитных
учреждений, предоставляющих социальные
услуги инвалидам;
— ресурсное обеспечение
учреждений социальной инфраструктуры,
занимающихся проблемами инвалидов.
Оценка реализации Программы будет
осуществляться по следующим
показателям:
— уровень обеспеченности
инвалидов техническими средствами
реабилитации, не входящими в Федеральный
перечень реабилитационных мероприятий,
технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду;
— уровень обеспеченности
инвалидов трудоспособного возраста,
обратившихся в центры занятости по
вопросу трудоустройства,
дополнительными рабочими местами;
— удельный вес инвалидов
трудоспособного возраста, направленных
на обучение, от общего количества
инвалидов, обратившихся в центры
занятости по вопросу получения
профессиональной подготовки;
— удельный вес численности
инвалидов, не имеющих бессрочной
инвалидности, которым по результатам
ежегодного переосвидетельствования в
федеральных государственных
учреждениях медико-социальной
экспертизы снижена тяжесть
инвалидности;
— удельный вес численности
инвалидов, принимающих участие в
общественных культурных и спортивных
мероприятиях, от общего числа
инвалидов.
IV. ОБОСНОВАНИЕ
РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Финансирование программных
мероприятий Программы
предусматривается замечет средств
бюджета Республики Карелия.
Реализацию мероприятий Программы
планируется осуществить по 7 основным
направлениям.
Объем финансирования Программы за
счет средств бюджета Республики Карелия
составляет 40 000,0 тыс. рублей.
Предполагаемые сроки реализации
Программы — 2008 — 2011 годы.
Основные направления финансирования Программы
(млн. рублей в ценах соответствующих лет)
Задачи |
Источник финансирования |
Объем финансирования | ||||
|
|
2008 -2011 годы, всего |
в том числе по годам | |||
|
|
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Задача 1. Создание возможностей для профессиональной реабилитации и занятости инвалидов |
бюджет Республики Карелия |
10,75 |
5,7 |
1,45 |
1,55 |
2,05 |
Задача 2. Создание возможностей для профессионального обучения и образования инвалидов |
бюджет Республики Карелия |
11,35 |
2,25 |
2,9 |
3,1 |
3,1 |
Задача 3. Улучшение качества обслуживания инвалидов |
бюджет Республики Карелия |
1,8 |
— |
0,35 |
0,65 |
0,8 |
Задача 4. Создание условий для формирования безбарьерной среды |
бюджет Республики Карелия |
11,94 |
2,05 |
4,38 |
3,06 |
2,45 |
Задача 5. Улучшение качества жизни инвалидов |
бюджет Республики Карелия |
2,08 |
— |
0,52 |
0,73 |
0,83 |
Задача 6. Создание условий для участия инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах |
бюджет Республики Карелия |
1,9 |
— |
0,35 |
0,85 |
0,7 |
Задача 7. Формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов |
бюджет Республики Карелия |
0,18 |
— |
0,05 |
0,06 |
0,07 |
Итого |
|
40,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Распределение объемов финансирования в
разрезе государственных
заказчиков
Программы
(млн. рублей в ценах
соответствующих лет)
Государственные заказчики Программы |
Сроки реализации (годы) |
Источники финансирования |
Финансирование по годам (в млн. рублей) | ||||
|
|
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
итого |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2008 - 2011 |
бюджет Республики Карелия |
8,0 |
7,85 |
7,35 |
7,5 |
30,7 |
Министерство образования Республики Карелия |
2008 - 2011 |
бюджет Республики Карелия |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
8,0 |
Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия |
2008 - 2011 |
бюджет Республики Карелия |
— |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,45 |
Государственный комитет Республики Карелия по физической культуре и спорту |
2008 - 2011 |
бюджет Республики Карелия |
— |
— |
0,5 |
0,35 |
0,85 |
Итого |
|
|
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
40,0 |
V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Государственным
заказчиком-координатором Программы
является Министерство здравоохранения и
социального развития Республики
Карелия. Государственными заказчиками
Программы — Министерство
здравоохранения и социального развития
Республики Карелия, Министерство
образования Республики Карелия,
Министерство культуры и по связям с
общественностью Республики Карелия,
Государственный комитет Республики
Карелия по физической культуре и спорту,
Министерство труда и занятости
Республики Карелия.
В ходе реализации Программы
Министерство здравоохранения и
социального развития Республики Карелия
обеспечивает координацию деятельности
основных разработчиков и исполнителей
Программы, которые осуществляют в
установленном порядке меры по полному и
качественному выполнению
соответствующих мероприятий
Программы.
Министерство здравоохранения и
социального развития Республики Карелия
как государственный
заказчик-координатор:
— несет ответственность за
своевременную и качественную подготовку
и реализацию Программы;
— осуществляет координацию
деятельности исполнителей Программы по
подготовке и реализации программных
мероприятий, а также по анализу
использования средств бюджета
Республики Карелия;
— ежегодно согласовывает с
Министерством экономического развития
Республики Карелия уточненные
показатели эффективности Программы на
соответствующий год, а также
подготавливает в установленном порядке
предложения по уточнению перечня
программных мероприятий на очередной
финансовый год;
— осуществляет ведение
ежеквартальной отчетности по реализации
целевой программы;
— подготавливает годовой отчет о
ходе реализации Программы на основе
информации, представленной органами
исполнительной власти Республики
Карелия — исполнителями Программы.
Министерства, являющиеся
государственными заказчиками и
исполнителями Программы, ежегодно:
— разрабатывают предложения по
уточнению перечня программных
мероприятий на очередной финансовый год,
уточняют затраты по программным
мероприятиям, а также механизм
реализации Программы;
— уточняют перечень целевых
индикаторов и показателей эффективности
реализации Программы на соответствующий
год и их поквартальную разбивку.
В целях обеспечения согласованных
действий при реализации Программы
механизм управления Программой и
механизм взаимодействия
государственного заказчика и
исполнителей осуществляется в
соответствии с постановлением
Правительства Республики Карелия от 17
апреля 2006 года N 44-П "Об утверждении
Порядкаразработки и реализации
бюджетных целевых программ Республики
Карелия" (в редакции постановления
Правительства Республики Карелия от 9
июля 2007 года N 109-П).
VI. ОЦЕНКА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ
Выполнение мероприятий Программы
позволит:
— создать условия для подготовки
инвалидов к независимой жизни в обществе
равных возможностей, профессиональному
самоопределению и профессиональной
деятельности, повысить социальную
активность инвалидов;
— повысить обеспеченность
инвалидов техническими средствами,
облегчающими самообслуживание;
— создать условия и возможность
для социальной реабилитации людей с
ограничениями жизнедеятельности;
— продолжить создание в Республике
Карелия безбарьерной среды для
инвалидов и маломобильных групп
населения;
— улучшить качество жизни и
повысить реабилитационный потенциал у
инвалидов, нуждающихся в социальной
поддержке;
— создать дополнительные рабочие
места для инвалидов;
— улучшить информированность
общества об основных проблемах
инвалидов и имеющихся возможностях их
решения, что должно способствовать
развитию в обществе терпимости к
инвалидам и их проблемам.
Одним из показателей эффективности
реализации Программы является ежегодное
увеличение количества инвалидов, не
имеющих бессрочной инвалидности,
которым по результатам ежегодного
переосвидетельствования в федеральных
государственных учреждениях
медико-социальной экспертизы снижена
тяжесть инвалидности. Планируется, что в
2008 году данный показатель составит 3,5
процента, 2009 год — 3,7 процента, 2010 год — 3,9
процента, 2011 год — 4,1 процента.
Реализация планируемых в рамках
Программы мероприятий позволит достичь
социального эффекта в виде возврата к
профессиональной, общественной и
бытовой деятельности около 16,0 тысячи
инвалидов, в результате за счет
увеличения численности трудоспособного
населения можно рассчитывать и на
соответствующее увеличение валового
регионального продукта.
Осуществление мероприятий,
предусмотренных Программой, позволит
сократить количество инвалидов,
проходящих повторно курс реабилитации и
социальной адаптации на базе ГСУ СО
"Республиканский центр реабилитации",
что даст экономию средств бюджета
Республики Карелия в размере 1,5 млн.
рублей за период реализации Программы.
Обеспечение техническими
средствами реабилитации, не входящими в
Федеральный перечень реабилитационных
мероприятий и технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, и создание маневренного фонда
технических средств реабилитации даст
экономию бюджета Республики Карелия в
размере 1,9 млн. рублей за период
реализации Программы.
Таким образом,
экономический эффект от реализации
Программы составит в среднем 3,4 млн.
рублей.
Ухудшения экологических
показателей в Республике Карелия при
реализации Программы не
предполагается.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к региональной целевой программе
"Социальная поддержка инвалидов
в Республике Карелия"
на 2008 - 2011 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
программных мероприятий
N |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации (годы) |
Исполнители |
Ожидаемые результаты (социальные, количественные оценки) |
||||||
I. Создание благоприятных условий для профессиональной реабилитации и трудовой занятости инвалидов |
||||||||||
1. |
Организация работы по созданию и оборудованию дополнительных рабочих мест, улучшению качества труда инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата, по зрению, с психическими заболеваниями |
2008 - 2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание более 60 дополнительных рабочих мест. Улучшение качества труда инвалидов, увеличение объема выпускаемой продукции. Организация временной трудовой занятости более 40 молодых инвалидов в год. Охват более 150 инвалидов в год различными мерами социально-трудовой и социально-бытовой адаптации и реабилитации. |
||||||
II. Создание возможностей для профессионального обучения и образовании инвалидов |
||||||||||
2. |
Организация профессионального обучения инвалидов путем курсовой подготовки и переподготовки |
2009 - 2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
приобретение профессии 130 инвалидами для решения проблемы активного включения их втрудовую деятельность |
||||||
3. |
Организация профессиональной подготовки инвалидов на дому |
2008 - 2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
приобретение профессиональных навыков 24 инвалидами, изолированными от общества, для организации их трудовой занятости |
||||||
4. |
Организация проведения группового курса профессиональной реабилитации для инвалидов, проживающих в районах Республики Карелия |
2009 - 2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
профессиональная реабилитация 27 инвалидов, проживающих в районах Республики Карелия. |
||||||
5. |
Создание условий для получения базового профессионального образования молодежи из числа инвалидов с ограниченными возможностями |
2008 - 2011 |
Министерство образования Республики Карелия |
получение
профессионального образования
инвалидами в количестве 60 человек. |
||||||
III. Улучшение качества обслуживания инвалидов |
||||||||||
6. |
Приобретение оборудования для создания условий по адаптации и реабилитации инвалидов в учреждениях социальной инфраструктуры республики |
2009 - 2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
улучшение качества социального обслуживания инвалидов путем расширения видов реабилитационных услуг, предоставляемых инвалидам в районах республики. |
||||||
7. |
Организация оказания социальных услуг по социальной адаптации и реабилитации молодых инвалидов с тяжелой патологией |
2008 - 2011 |
Министерство |
улучшение качества жизни 40 молодых инвалидов с тяжелой патологией и их родителей путем появления возможности для социокультурной реабилитации. |
||||||
8. |
Организация и проведение семинаров по вопросам адаптации и реабилитации инвалидов |
2009 - 2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
изучение и распространение положительного опыта в работе с инвалидами на территории Республики Карелия. Внедрение новых технологий в работе с инвалидами. |
||||||
IV. Создание условий для формирования безбарьерной среды |
||||||||||
9. |
Предоставление услуг, связанных с информационным обеспечением инвалидов посредством внедрения скрытого субтитрования (телетекст), специального радиовещания |
2008 - 2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание условий для социальной реабилитации более 1000 инвалидов по слуху. |
||||||
10. |
Установка звуковых сигналов на светофорные объекты в местах компактного проживания инвалидов в городах республики |
2009 - 2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание условий для социальной реабилитации более 800 инвалидов по зрению. | ||||||
11. |
Приобретение и установка оборудования для озвучивания лифтов для инвалидов по слуху в учреждениях социальной инфраструктуры |
2009, 2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание условий для социальной реабилитации для более 300 инвалидов по слуху, проживающих в Петрозаводске. | ||||||
12. |
Устройство пандусов, переоборудование туалетов, установка средств малой механизации, подъемных устройств, вспомогательных приспособлений в помещениях социальной инфраструктуры, наиболее часто посещаемых инвалидами |
2008 - 2010 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, посещающих учреждения социальной инфраструктуры. | ||||||
13. |
Приобретение автомобилей для инвалидов, имеющих установленные медицинские показания на обеспечение транспортными средствами реабилитации и поставленных в очередь на их получение в органах социальной защиты до 1 января 2005 года |
2009 - 2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
обеспечение возможности для 37 инвалидов, получивших автомобили, использования технических средств реабилитации. | ||||||
14. |
Обучение родителей детей-инвалидов, а также инвалидов вождению легковых автомобилей на основании заключения бюро медико-социальной экспертизы о показаниях к вождению |
2008 - 2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
обеспечение возможности для 35 родителей детей-инвалидов и инвалидов использования технических средств реабилитации. | ||||||
V. Улучшение качества жизни инвалидов | ||||||||||
15. |
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду |
2009 - 2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
улучшение качества жизни инвалидов — более 100 человек, создание условий для их социальной реабилитации. | ||||||
16. |
Приобретение и обеспечение инвалидов по зрению мобильными телефонами для слепых со специальной программой, озвучивающей отображаемое на дисплее, "говорящими часами", "говорящими глюкометрами" |
2009 - 2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
улучшение качества жизни инвалидов по зрению — более 500 человек, создание условий для их социальной реабилитации. | ||||||
VI. Создание условий для
участия инвалидов в политической,
общественной, культурной, спортивной
жизни | ||||||||||
17. |
Обеспечение реализации лучших социальных проектов общественных организаций и учреждений социальной инфраструктуры, направленных на улучшение положения инвалидов и интеграцию их в общество |
2009 - 2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание условий для участия 200 инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах. | ||||||
18. |
Проведение фестивалей, конкурсов и прочих мероприятий, способствующих выявлению творческих способностей инвалидов |
2009 - 2011 |
Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия |
создание условий для социо-культурной реабилитации 300 инвалидов. | ||||||
19. |
Обеспечение участия инвалидов в соревнованиях по инваспорту |
2010, 2011 |
Государственный комитет Республики Карелия по физической культуре и спорту |
создание условий для участия 450 инвалидов в спортивной жизни. | ||||||
VII. Формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов | ||||||||||
20. |
Информационное освещение проблем инвалидов |
2009 - 2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
правовое просвещение инвалидов с целью эффективного решения стоящих перед ними проблем, формирование толерантного отношения общества к инвалидам. |
Текст документа сверен по:
Собрание Законоательства
Республики Карелия N 2 2008 г.
Ст.117