Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

для специалистов метрологических служб и отдела контроля качества    Вебинары и семинары   



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 декабря 2007 года N 459р-П

[О Концепции региональной целевой программы "Дети Карелии" на 2008-2011 годы]


В соответствии со статьей 3 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК "О бюджетных целевых программах Республики Карелия" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2005, N 10, ст. 937):

1. Одобрить прилагаемую Концепцию региональной целевой программы "Дети Карелии" на 2008-2011 годы (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, государственными заказчиками: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия (подпрограмма "Здоровое поколение"), Министерство образования Республики Карелия (подпрограмма "Одаренные дети", подпрограмма "Дети и семья").

3. Установить предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Карелия в размере 73210 тыс.рублей.

4. Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерству образования Республики Карелия обеспечить в установленном порядке разработку проекта региональной целевой программы "Дети Карелии" на 2008-2011 годы.

Глава Республики Карелия С.Л. Катанандов

Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 15 декабря 2007 года N 459р-П

Концепция
региональной целевой программы "Дети Карелии"
на 2008-2011 годы

Введение


Настоящая Концепция региональной целевой программы "Дети Карелии" на 2008-2011 годы (далее - Программа "Дети Карелии") разработана в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утверждены постановлением Верховного Совета Российской Федерации 22 июля 1993 года N 5487-1), Посланием Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 г.) от 10 мая 2006 года, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007-2010 годы, Законом Республики Карелия от 6 июня 2005 года N 876-ЗРК "О некоторых вопросах деятельности государственной системы здравоохранения Республики Карелия", а также в целях реализации Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года, реализации инициатив Главы Республики Карелия в области образования, здравоохранения и спорта, утвержденных распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 февраля 2006 года N 39р-П, во исполнение протокола заседания Правительства Российской Федерации от 20 июля 2006 года N 25 "О мерах, направленных на улучшение положения детей в Российской Федерации на 2007-2010 годах", Соглашения между Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию и Правительством Республики Карелия о намерении заключить и исполнить государственный контракт о софинансировании мероприятий федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы, а также в целях решения приоритетных задач жизнеобеспечения детей, защиты их прав и интересов, укрепления социальной значимости семьи как основного института общества, профилактики социального неблагополучия несовершеннолетних, обеспечения целенаправленного процесса воспитания детей, изложенных в ежегодных докладах о положении детей в Республике Карелия.


1. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ПРОБЛЕМЫ
ПРИОРИТЕТНЫМ ЗАДАЧАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ


По данным доклада "О положении детей в Республике Карелия за 2005 год" в республике карелия проживает 135,1тыс. детей. к числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, -3494 человека, из них проживает в детских домах 1133 ребенка, в гуз "специализированный дом ребенка" - 91 ребенок; дети-инвалиды - 2806 человек; дети, находящиеся в социально опасном положении, - 3740 человек; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - 28000 человек; подростки, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, - 1443 человека. более 14000 детей, то есть 8 процентов от общего количества детей, нуждаются в особой заботе государства.

Указанные группы детей в первую очередь нуждаются в социальной реабилитациииадаптации, интеграции в семью и общество.

Вместе с тем дети нуждаются не только в решении обозначенных проблем, но и реализации права на развитие их природных задатков, адресной поддержки одаренных детей со стороны государства, в создании благоприятных условий для интеллектуального, физического и творческого развития детей в интересах личности, общества и государства.

Демографическая ситуация, сложившаяся в республике, как и в целом по Российской Федерации, в последнее десятилетие остается весьма сложной. За 2005 год население республики сократилось на 5,6 тыс. человек, или на 0,8 процента. По-прежнему главной причиной сокращения численности населения республики является естественная убыль населения.

Отмеченная с 2000 по 2003 год положительная динамика роста рождаемости населения была обусловлена не ростом интенсивности рождений, а некоторым пополнением численности женщин, вступивших в детородный период. Однако величина этого прироста была незначительной. В 2004 году родилось 7320 детей, а в 2005 году число родившихся составило 6952 ребенка. Уровень рождаемости, который в 2005 году составил 9,9 родившихся на 1000 населения, не обеспечивает простого воспроизводства населения.

К началу 2006 года на территории республики карелия проживало 135100 детей. общая численность детей и подростков за 2004-2005 годы уменьшилось на 13,3 тыс. человек. их доля в общей численности населения сократилась с 20,9 процента до 19,4 процента.

Детское население Республики Карелия с каждым годом сокращается в среднем на 4,3 процента. С 2003 года численность детей в возрасте от 0 до 18 лет сократилась на 13242 человека. В ближайшее десятилетие ожидается уменьшение населения моложе трудоспособного возраста с 20,9 процента в 2003 году до 17,7 процента в 2011 году. К 2011 году численность детей уменьшится по сравнению с 2003 годом на 28000 человек, что определяет дальнейшую тенденцию сокращения численности населения республики. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Воздействие социально-экономических, экологических, социально-психологических факторов, ухудшение структуры питания и ослабление внимания к проблеме полноценного и рационального питания, снижение эффективности традиционных профилактических мероприятий в последнее десятилетие привело к прогрессирующему ухудшению здоровья детей.

Вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями.

Из числа родившихся детей только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми. В структуре заболеваемости новорожденных и младенческой смертности преобладают отдельные состояния перинатального периода и врождённые пороки развития.

По результатам проведенной в 2002 году всероссийской диспансеризации в республике карелия доля здоровых детей составляет только 18 процентов, в то время как аналогичный показатель по российской федерации составляет 32 процента.

Уровень заболеваемости детей и подростков республики превышает средне-российские показатели. В структуре общей заболеваемости детского населения по республике ведущее место занимают болезни органов дыхания, второе место - болезни органов пищеварения.

В последнее десятилетие значительно ухудшилось состояние здоровья школьников. За период перед поступлением в школу и к моменту окончания 9 класса количество детей с понижением остроты зрения увеличивается на 8 процентов; с нарушением осанки - на 6 процентов; со сколиозом - на 6 процентов. Отмечается практически 100-процентная пораженность детей кариесом.

В 2005 году отмечен рост показателя инвалидизации детей до 17 лет, который составил 19,8 на 1000 детского населения при 17,5 в 2001 году (РФ - 19,6 на 1000 детей в 2004 г.). В структуре причин детской инвалидности на первом месте стоят психические заболевания, на втором - врожденные аномалии развития, на третьем - болезни нервной системы и органов дыхания.

Таким образом, низкий уровень здоровья женщин репродуктивного возраста, увеличение количества случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями, прогрессирующее ухудшение состояния здоровья детей во всех возрастных группах, являются основанием для включения подпрограммы "Здоровое поколение" на 2008-2011 годы в состав Программы "Дети Карелии".

Социальные и экономические проблемы общества на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей.

В настоящее время наиболее острыми проблемами семьи являются проблемы взаимоотношений в семье - детско-родительские и супружеские конфликты, педагогическая несостоятельность родителей в воспитании детей. Прогрессируют процессы снижения ответственности родителей за воспитание и содержание детей, жестокого обращения с ними, алкоголизации родителей. С каждым годом в 2 раза увеличивается количество случаев жестокого обращения с детьми.

Результатами этих процессов является увеличение случаев социального сиротства детей, рост численности безнадзорных детей в республике, числа семей социального риска, а именно родителей, безнаказанно отказывающихся от выполнения своих родительских обязанностей по содержанию и воспитанию собственных детей, в т.ч. родителей, лишенных родительских прав в возрасте до 30 лет. Группа риска расширяется и пополняется детьми, рожденными несовершеннолетними матерями.

Сохраняется устойчивая тенденция увеличения семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, с 1069 семей в 2002 году до 2252 семей в 2005 году, в которых проживает 3740 детей. Из них 8,3 процента детей проживают в многодетных семьях, 32,8 процента детей - в неполных, 27,6 процента детей в семьях, где родители не выполняют свои обязанности.

Существующую в настоящее время в республике сеть социозащитных учреждений нельзя считать оптимальной в связи с тем, что количество учреждений не соответствует утвержденным социальным нормативам. В настоящее время данные учреждения только на 18 процентов удовлетворяют потребности семей и детей в социальных услугах.

Обострение социально-экономических проблем неизбежно влечет за собой развитие негативных тенденций в подростковой среде.

На протяжении последних лет, несмотря на некоторое снижение количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием в республике, их удельный вес от общего числа преступлений остается по-прежнему высоким и составляет 10-13 процентов.

Наибольшая криминогенная активность проявляется несовершеннолетними в возрасте 16-17 лет. Отмечается тенденция возрастания темпов криминализации среди возрастной категории 14-15 лет. В тоже время доля детей в возрасте до 14 лет от общего количества несовершеннолетних данного подросткового возраста остается неизменной (0,3 процента). Процесс вовлечения в криминальную деятельность подросткового населения младшей возрастной группы не прекращается. Большинство подростков нуждается в особых условиях воспитания, коррекции поведения и даже изоляции.

Продолжается активное втягивание подростков в негативные процессы, связанные с алкоголизацией и наркотизацией молодежи. Число несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел за употребление спиртных напитков, наркотических и одурманивающих веществ увеличилось за 3 года почти в три раза.

В послании президента российской федерации федеральному собранию российской федерации 25 апреля 2005 года особо отмечается, что успех политики во всех сферах жизни тесно связан с решением острейших демографических проблем, что необходимо повысить престиж материнства и отцовства; создать условия, благоприятствующие рождению и воспитанию детей.

Актуальность программы, ее цели и задачи определяются исходя из мониторинга положения детей республики карелия, необходимости обеспечения реализации концепции социально-экономического развития республики карелия на период до 2012 года, реализации инициатив главы республики карелия в области образования, здравоохранения и спорта, во исполнение рекомендаций ежегодного доклада о положении детей в республике карелия, а также результатов реализации мероприятий прежних республиканских целевых программ по решению острейших проблем детства.

Программа "дети карелии" призвана обеспечить качественный комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, особенно уязвимых категорий, решению проблем неблагополучия семей с детьми.

Новизна Программы "Дети Карелии" в отличие от предыдущих программ будет состоять в следующем:

- ориентированность Программы как на решение более широкого круга проблем сохранения и улучшения здоровья детей и подростков, на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семьи с детьми-инвалидами;

- применение современных технологий и инноваций при решении проблем семьи и детей;

- направленность выбранных целей и задач, а также мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями;

- использование возможностей неправительственных общественных организаций Республики Карелия и других институтов гражданского общества в реализации задач Программы.

2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ
РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


В предыдущие годы республиканская целевая программа "дети карелии" была направлена на координацию усилий всех заинтересованных структур как на республиканском, так и муниципальном уровнях, и объединение различных ресурсов по решению проблем детей, возникающих в новых социально-экономических условиях. программно-целевой подход в реализации мер по улучшению положения детей доказал свою эффективность.

Реализация республиканской целевой программы "Дети Карелии" в предыдущие годы позволила ежегодно улучшать качественные показатели здоровья и социального положения около 25 тысяч детей. За период действия республиканской целевой программы "Дети Карелии" во всех муниципальных образованиях Республики Карелия были разработаны мероприятия по улучшению положения детей, по укреплению потенциала семьи.

Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации республиканских целевых программ по улучшению положения детей в Республике Карелия, остается много вопросов в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне.

Вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста осложнения беременности и родов возникают в 66,3 процента, продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями.

Более половины детей имеют функциональные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий, лишь каждый третий ребенок может считаться здоровым.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Республике Карелия обусловливает необходимость их решения программным методом.

Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех ступенях их развития и воспитания. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей: создание государственной системы выявления с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому одаренному ребенку; разработка индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка; формирование личностного и профессионального самоопределения.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении данного негативного социального явления преждевременно, поэтому программные мероприятия должны быть направлены не только на количественное расширение, но и на качественное совершенствование системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности. При этом необходимо внедрять принципы ювенальной юстиции, используя при этом опыт ряда регионов Российской Федерации. Повышать качество и доступность социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.

В настоящее время наблюдается стабилизация роста детской инвалидности, в среднем 2 процента детей от численности детского населения являются инвалидами. подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семье, в связи с этим работа специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями требует усиления профилактической направленности.

Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства.

Ежегодно уменьшается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 1 января 2007 года в республике воспитывается 3248 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 1 января 2006 года - 3495 детей), из них 1991 находятся под опекой (попечительством) граждан (2005 - 2153 ребенка), 47 в приемных семьях (2005 - 13 детей), 913 в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 80 детей находится в семьях патронатных воспитателей, фактически в учреждениях проживает 833 ребенка, в 2005 году - 1081 ребенок.

Увеличивается количество детей, переданных на воспитание в семьи граждан. Так, в 2005 году из выявленных и поставленных на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи переданы 568 детей, в 2004 году - 559 детей. Внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно сопровождаться организацией деятельности по подготовке приемных родителей, сопровождению семей, что позволит улучшить положение детей, создать благоприятную обстановку для их жизнедеятельности.

Активное внедрение таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реализация программно-целевого метода в решении проблем детства позволит обеспечить достаточно высокий уровень межведомственной координации. Накопленный опыт программно-целевого метода осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий республиканских целевых программ, наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в районах подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках программы "дети карелии".

Использование программно-целевого метода для решения проблем детства обусловлено многообразием, сложностью и масштабностью задач по решению проблем детства, необходимостью создания благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, защиты их интересов, а также разработки и реализации комплекса программных мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОБЛЕМНОЙ
СИТУАЦИИ В РАССМАТРИВАЕМОЙ СФЕРЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ
ВВЕДЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА

Отсутствие региональной целевой программы в сфере реализации государственной социальной политики в интересах детей не позволит обеспечить комплексное решение проблем детей и семей с детьми, качественное улучшение ситуации в состоянии здоровья детей и подростков.

Отказ от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей повлечет разрозненность усилий органов исполнительной власти Республики Карелия, снижение их ответственности, несистемное решение стоящих задач в этой области, распыление средств бюджетов всех уровней, результатом чего станет:

- ухудшение здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста;

- снижение уровня выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, формирующих будущую высокопрофессиональную элиту в сфере науки и техники, изобретательства, культуры и искусства и т.д.;

- рост количества семей с детьми, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, количества безнадзорных и беспризорных детей, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних;

- рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе за счет усиления вторичной волны социального сиротства, вызванной неадекватной социализацией, социальной незащищенностью выпускников интернатных учреждений;

- увеличение доли детей, находящихся на государственном попечении в интернатных учреждениях;

- ухудшение условий интеграции детей-инвалидов в общество, увеличение числа детей-инвалидов, проживающих в специализированных детских учреждениях;

- увеличение доли детей с глубокой умственной отсталостью, находящихся на домашнем обучении без предоставления комплексной реабилитационной помощи.

При отсутствии введения программно-целевого метода не будет достигнуто комплексного решения поставленных задач, решение каждой из которых неразрывно от других влияет на достижение общего желаемого результата.

Отсутствие подпрограммы "Здоровое поколение" приведет к снижению доли родившихся здоровых детей, росту заболеваемости детей и подростков, первичной инвалидности и смертности в детском и подростковом возрасте.

Отсутствие подпрограммы "Одаренные дети" повлечет за собой ухудшение состояния работы с детьми и подростками по различным направлениям их творческой и интеллектуальной деятельности, общественных инициатив и спорта, что в дальнейшем негативно скажется на качестве кадрового потенциала республики.

Отсутствие в образовательных учреждениях современных технологий работы с одаренными детьми, недостаточное финансовое и материально-техническое оснащение не позволят осуществлять оказание этим детям необходимой социальной, профессиональной, психологической, педагогической помощи.

Отказ от системных республиканских массовых мероприятий (конкурсов, конференций, соревнований, олимпиад и других) разрушит сложившуюся в республике целостную систему предъявления результатов творческой деятельности детей, выстроенную от образовательных учреждений через муниципальный этап до республиканского и федерального уровня. Включение в социально значимую деятельность большинства детей и подростков обеспечивает их полезную занятость в свободное время и является эффективным средством профилактики асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

Отсутствие подпрограммы "Дети и семья" не позволит обеспечить комплексность решения проблем безнадзорности и беспризорности, создания условий для эффективной социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и особенно реинтеграции несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы, а также развития новых форм профилактической работы с семьей и детьми.

Вне рамок подпрограммы представляется проблематичным обеспечить дальнейшее развитие различных форм занятости "трудных" подростков, склонных к совершению противоправных действий и представляющих реальную угрозу для осложнения криминогенной обстановки в летнее время.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов социальной и трудовой реабилитации несовершеннолетних может быть увеличение числа повторных правонарушений среди несовершеннолетних.

Отсутствие подпрограммы повлечет за собой снижение эффективности работы по созданию благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности детей-сирот, что приведет к сокращению числа детей, лишенных родительского попечения, передаваемых в семьи, и для социализации выпускников детских домов.

В случае отсутствия подпрограммы увеличится число детей-инвалидов и уменьшится число семей с детьми-инвалидами, получающих комплексную реабилитацию и помощь в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, особенно с детьми-инвалидами, имеющими умственную отсталость.

4. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА
СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВАРИАНТАМ ПРЕИМУЩЕСТВ И РИСКОВ


Программа "Дети Карелии" является важным элементом государственной социальной политики по улучшению положения детей в Республике Карелия и действенным механизмом решения проблем детства. Использование программно-целевого подхода дает возможность последовательно осуществлять меры по улучшению положения детей, что должно привести к улучшению демографической ситуации и укреплению интеллектуального потенциала республики, сохранению и поддержанию основных параметров жизнедеятельности детей.

Концепция Программы "Дети Карелии" рассматривает три возможных варианта ее реализации:

1. Реализация Программы "Дети Карелии" в запланированных объемах финансирования, что позволит достичь запланированных целевых показателей в течение срока реализации Программы в 2008-2011 годы.

При этом варианте решение целей и задач программы, достижение целевых индикаторов будет достигнуто.

Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем. Негативные тенденции в экономике республики более всего отражаются на семейном благополучии, что приводит к росту социального сиротства, увеличению числа правонарушений среди несовершеннолетних, росту численности беспризорных и безнадзорных детей. Проблемы реабилитации и интеграции детей-инвалидов касаются всего общества, они могут быть разрешены только последовательными комплексными усилиями на всех уровнях государственного устройства, в координации с институтами гражданского общества, семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской инвалидности, ухудшению положения детей-инвалидов. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного, снижение заболеваемости, создание условий для сохранения здоровья детей в общеобразовательных учреждениях возможно только при комплексном подходе различных ведомств, учреждений и семьи.

2. Принятие Программы "Дети Карелии" в уменьшенном объеме финансирования.

Сокращение финансирования Программы "Дети Карелии" из бюджета Республики Карелия приведет к невозможности реализации части программных мероприятий, при сохранении основных направлений решения вопросов по улучшению положения детей. В случае уменьшения объема финансирования средства из бюджета Республики Карелия будут направлены на реализацию наиболее приоритетных мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении основных целей:

- создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей;

- обеспечение функционирования единой системы учета и выявления детей, находящихся в социально опасном положении;

- обеспечение эффективной адаптации и реабилитации детей, оказавшихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации;

- обеспечение выявления, развития и адресной поддержки наиболее талантливых и одаренных детей, их занятости социально значимой деятельностью в соответствии с природными задатками как эффективного средства профилактики асоциальных проявлений среди несовершеннолетних;

- обеспечение социально-психологической поддержкой и медико-социальной помощью детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение детей-инвалидов средствами самообслуживания и реабилитационным оборудованием.

К рискам, указанным в первом варианте решения проблемы, добавится невозможность реализации части программных мероприятий по решению наиболее острых проблем детского неблагополучия. Снижение показателей общей заболеваемости детей, числа детей в общеобразовательных учреждениях, имеющих отклонения в состоянии здоровья, будет замедлено. Доля безнадзорных детей будет увеличиваться, число детей-инвалидов, получающих реабилитационные услуги, будет уменьшаться. Ухудшение последних двух показателей будет происходить не так быстро, как в случае полного отсутствия финансирования Программы "Дети Карелии".

3. Третий вариант - решение проблемы непрограммными средствами. Это может привести к утрате применяемого в настоящее время комплексного скоординированного подхода.

В качестве базового предлагается первый вариант, позволяющий решить цели и задачи Программы.

5. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СРОКИ И ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Реализация Программы "Дети Карелии" рассчитана на период с 2008 года до 2011 года без выделения этапов.

6. ОЦЕНКА РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Ресурсное обеспечение Программы "Дети Карелии" предусматривается за счет средств бюджета Республики Карелия. Объем финансирования Программы "Дети Карелии" рассчитан в ценах соответствующих лет.

Предельные объемы финансирования Программы из бюджета Республики Карелия

(тыс. рублей)

Источники финансирования и направления расходов

Объем финансирования на 2008-2011 годы - всего (тыс. рублей)

В том числе

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Региональная целевая программа "Дети Карелии" на 2008-2011 гг. - всего

73210,0

16760,0

18161,0

18559,0

19730,0

НИОКР- всего

900,0

360,0

160,0

190,0

190,0

Прочие нужды - всего

72310,0

16400,0

18001,0

18369,0

19540,0

7. ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ПРЕДЛАГАЕМОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ


Реализация Программы "Дети Карелии" позволит последовательно осуществлять меры по улучшению положения детей, что повлияет на улучшение демографической ситуации и укрепление интеллектуального потенциала республики, сохранение и поддержку основных параметров жизнедеятельности детей.

Реализация программы "дети карелии" позволит:

- улучшить качество жизни и здоровья детей;

- повысить качество и доступность социальных услуг для семьи с детьми, а также образовательных услуг для семьи с детьми-инвалидами;

- усовершенствовать государственную систему социальной защиты и поддержки несовершеннолетних, в том числе детей-сирот, способную оказывать действенную помощь от экстренной и оперативной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, до долговременной последовательной работы и поддержки детей, нуждающихся в особой заботе государства;

- обеспечить условия для организованного детского оздоровительного отдыха детей.

Реализация мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" позволит к 2012 году:


- сохранить долю новорожденных детей, охваченных неонатальным скринингом на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз на уровне 96 процентов;

- увеличить долю беременных женщин, охваченных пренатальным биохимическим обследованием на наследственные заболевания плода до 85 процентов;

- снизить коэффициент смертности детей в возрасте от рождения до 4 лет (включительно) на 1000 новорожденных соответствующего года рождения до 10,0;

- увеличить долю детей I-II групп здоровья до 84 процентов;

- снизить уровень первичной детской инвалидности на 10000 детей до 28,6 процента.

В ходе реализации подпрограммы "Одаренные дети" будет создана государственная система выявления, развития и поддержки одаренных детей, охватывающая более 60 процентов детского населения школьного возраста, направленная на создание благоприятных условий для интеллектуального, физического и творческого развития детей в интересах личности, общества и государства, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Будет сформирован региональный банк данных одаренных детей в возрасте от 5 до 18 лет с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.

Число одаренных детей школьного возраста, получивших моральное и материальное поощрение за высокие результаты в интеллектуальной и творческой деятельности в рамках подпрограммы, увеличится к 2012 году на 16 процентов.

Дальнейшее развитие получит система республиканских конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей. Будут разработаны и внедрены новые технологии по выявлению и адресной поддержке одаренных детей, в том числе из сельской местности, проживающих в трудных жизненных условиях.

Реализация мероприятий подпрограммы "Дети и семья" позволит организовать эффективную систему работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства, направленную на оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации. В результате выполнения мероприятий подпрограммы предполагается увеличить количество прошедших социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что создаст условия, обеспечивающие снижение детской беспризорности, значительное снижение числа безнадзорных детей, сокращение социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних.

Реализация направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" позволит к 2012 году добиться следующих показателей:

- уменьшение доли безнадзорных детей от числа детского населения - до 1,5 процента;

- увеличение доли детей, получивших социальную реабилитацию в специали-зированных учреждениях для несовершеннолетних, - до 25 процентов;

- увеличение доли детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отдохнувших в республиканских сменах отдыха, - до 15 процентов;

- снижение удельного веса детей, не имеющих основного общего образования и по различным причинам нигде не обучающихся и не работающих, - до 0,2 процента;

- увеличение удельного веса семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, - до 20 процентов;

- увеличение доли социально-педагогических, социально-психологических, социально-правовых услуг, предоставленных семьям учреждениями социальной помощи семье и детям, - до 70 процентов.

Реализация мероприятий подпрограммы позволит внедрить новые реабилитационные технологии и обеспечить детей с ограниченными возможностями индивидуальными техническими средствами реабилитации, увеличить количество детских реабилитационных центров и укрепить их материально-техническую базу, привить детям-инвалидам профессиональные навыки и создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей с отклонениями в развитии.

Реализация направления "Семья с детьми-инвалидами" к 2012 году позволит добиться следующих показателей:

- увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, - до 85 процентов;

-
увеличение доли детей-инвалидов с тяжелой формой заболевания, получивших услуги в системе образования, - до 85 процентов.

Выполнение мероприятий подпрограммы позволит снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение, увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи граждан; обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и интеграцию их в общество.

В результате реализации направления "Дети-сироты" к 2012 году доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи граждан, составит 12 процентов.

В результате реализации подпрограммы Республика Карелия получит экономический эффект в виде снижения затрат бюджета Республики Карелия за счет:

- предотвращения получения детьми инвалидности вследствие проведения скрининга беременных женщин на маркеры наследственных и врожденных заболеваний, инвазивных методов пренатальной диагностики и соответствующих профилактических мероприятий;

- уменьшения числа детей-инвалидов школьного возраста;

- уменьшения числа детей, имеющих хроническую патологию.

В целом результативность реализации Программы "Дети Карелии" можно оценивать по следующим показателям:

Показатели

Единица измерения

2006 год
(базовый)

Динамика реализации Программы по годам

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

5

6

7

Смертность детей от рождения до 4 года (включительно) на 1000 новорожденных соответствующего года рождения

коэффициент

10,0

9,9

9,8

9,7

9,6

Доля безнадзорных детей от общего числа детского населения

процент к общему числу детей

2,7

2,4

2,4

1,5

1,5

Уровень первичной детской инвалидности на 10000 детей

коэффициент

29,3

29,2

29,1

28,9

28,6

Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, их занятости социально значимой деятельностью

процент от общей численности детского населения школьного возраста

25

27

30

34

37

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях граждан (не родственников)

процент от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

5,8

7,5

10

11

12

Доля детей-инвалидов с тяжелой формой заболевания, получивших услуги в системе образования

процент от общего числа детей-инвалидов с тяжелой формой заболевания

60

70

75

80

85

.


В результате Программы "Дети Карелии" будет получен экономический эффект за счет:

1) снижения потребности в затратах бюджета Республики Карелия на решение ряда социальных вопросов. Например, сокращение затрат на содержание детей в учреждениях интернатного типа, а также на интеграцию и адаптацию выпускников этих учреждений позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы с детьми и их семьями, нуждающимися в особой заботе государства.

Снижение затрат бюджета будет достигнуто за счет:

предотвращения получения детьми инвалидности вследствие проведения скрининга новорожденных и соответствующих профилактических мероприятий;

уменьшения количества детей-инвалидов школьного возраста;

уменьшения количества детей школьного возраста, переходящих в третью группу здоровья из второй группы;

увеличения количества детей школьного возраста, переходящих в первую группу здоровья из второй группы;

увеличения относительной доли детей, оставшихся без попечения родителей, направляемых на воспитание в семьи граждан;

2) сохранения и увеличения численности трудоспособного населения, в результате чего можно рассчитывать на соответствующее увеличение валового регионального продукта.

Увеличение численности трудоспособного населения может быть достигнуто за счет:

уменьшения количества инвалидов (скрининг, профилактическая работа с детьми школьного возраста второй группы здоровья);

предоставление возможности работать родителям, чьи дети не стали инвалидами;

предоставление возможности родителям работать вследствие проведения в отношении их детей-инвалидов реабилитационных мероприятий;

возможности трудоустроиться детям-инвалидам по достижении соответствующего возраста и вследствие проведения реабилитационных мероприятий;

уменьшения количества подростков, попадающих в исправительные учреждения.

Проведенный анализ показывает, что в 2012 году экономический эффект от реализации Программы "Дети Карелии" составит около 36 млн. рублей. Численность населения, положение которого улучшится в результате реализации Программы "Дети Карелии", составит более 30 тыс. человек.

8. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЧАСТИЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ФОРМИРОВАНИЕ
И РЕАЛИЗАЦИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


В число органов исполнительной власти Республики Карелия, ответственных за формирование и реализацию Программы "Дети Карелии", предполагается включить следующие министерства:

по подпрограмме "Здоровое поколение" - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия;

по подпрограмме "Одаренные дети" - Министерство образования Республики Карелия, Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, Государственный комитет по спорту и делам молодежи Республики Карелия;

по подпрограмме "Дети и семья":

- направление "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, Государственный комитет по спорту и делам молодежи Республики Карелия;

- направление "Семья с детьми-инвалидами" - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Государственный комитет по спорту и делам молодежи Республики Карелия, Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия;

- направление "Дети-сироты" - Министерство образования Республики Карелия.

9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


Предлагаемые сроки реализации Программы "Дети Карелии" - 2008-2011 годы. Финансирование Программы "Дети Карелии" за счет средств бюджета Республики Карелия планируется осуществлять в объеме 73210,0 тыс.руб., в том числе по следующим направлениям: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 900,0 тыс. рублей, прочие нужды - 72310,0 тыс. рублей.

Приведенные предложения по финансированию расходов по подпрограммам за счет бюджета Республики Карелия носят предельный (прогнозный) характер.

Привлечение внебюджетных средств предполагается из федерального бюджета в виде оснащения социозащитных учреждений оборудованием в рамках реализации федеральной программы "Дети России" на 2007-2010 годы в соответствии с плановой заявкой.

По направлению "научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" предполагается проводить разработку и совершенствование:

- методики отслеживания потребности в социальных услугах различных категорий семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами, и мониторинга эффективности деятельности учреждений, предоставляющих социальные услуги семье и детям;

- современных технологий комплексной реабилитации детей-инвалидов, посещающих образовательные учреждения, а также проживающих в семье, с целью максимального развития их умственных и физических возможностей;

- исследований причин детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- современных технологий мониторинга развития одаренных детей.

По направлению "Прочие нужды" предполагается осуществление следующих мероприятий:

- проведение скрининга беременных женщин на маркеры наследственных и врожденных заболеваний, инвазивных методов пренатальной диагностики и соответствующих профилактических мероприятий;

- обеспечение функционирования единой системы выявления и учета безнадзорных детей и детей-инвалидов;

- ресурсное обеспечение эффективной адаптации и реабилитации детей, нуждающихся в социальной и педагогической реабилитации;

- разработка и реализация опытно-экспериментальных (пилотных) проектов по внедрению новых форм профилактики безнадзорности и интеграции детей-инвалидов;

- подготовка стационарных оздоровительных лагерей и баз отдыха учреждений образования, укрепление их материальной базы;

- развитие и внедрение новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- организацию отдыха и оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание единой системы выявления и учета одаренных детей;

- ресурсное обеспечение и переоборудование учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги семье и детям, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемных семей, учреждений специального (коррекционного) образования, предоставляющих комплексные психолого-медико-педагогические услуги ребенку-инвалиду и его родителям, образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы творческого развития детей в различных областях деятельности, ремонт и оснащение оздоровительных лагерей.

Разработка и выполнение комплекса мероприятий Программы "Дети Карелии" будет способствовать улучшению качества жизни и здоровья детей, решению проблем неблагополучия детей, осуществлению государственной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Объемы финансирования Программы за счет средств
бюджета Республики Карелия по основным направлениям

(в тыс. рублей)


N
п/п


Направление расходов


Всего

Объем финансирования

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

5

6

7

1.

Подпрограмма "Здоровое поколение"

12916,0

2850,0

3116,0

3349,0

3601,0

1.1.

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия

12166,0

2700,0

2916,0

3149,0

3401,0

1.2.

Министерство образования Республики Карелия

750,0

150,0

200,0

200,0

200,0

2.

Подпрограмма "Одаренные дети"

11900,0

2300,0

2900,0

3300,0

3400,0

2.1.

Министерство образования Республики Карелия

10500,0

2000,0

2500,0

3000,0

3000,0

2.2.

Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия

1400,0

300,0

400,0

300,0

400,0

3.

Подпрограмма "Дети и семья", всего,
в том числе

48394,0

11610,0

12145,0

11910,0

12729,0

3.1.

"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

34528,0

8260,0

8795,0

8444,0

9029,0

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия

9868,0

2310,0

2475,0

2444,0

2639,0

Проведение исследований и мониторинга деятельности социозащитных учреждений

300,0

60,0

60,0

90,0

90,0

Организация республиканских мероприятий, акций, конкурсов, издательская деятельность, апробация новых методик

6543,0

1590,0

1650,0

1654,0

1649,0

Оснащение оборудованием социозащитных учреждений

3025,0

660,0

765,0

700,0

900,0

Министерство образования Республики Карелия

20000,0

5000,0

5000,0

5000,0

5000,0

Организация в период школьных каникул профильных лагерей

12000,0

3000,0

3000,0

3000,0

3000,0

Подготовка стационарных лагерей и баз отдыха учреждений образования

8000,0

2000,0

2000,0

2000,0

2000,0

Администрация Главы Республики Карелия

1990,0

400,0

500,0

500,0

590,0

Организация контроля и проведение мониторинга деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, разработка и внедрение новых социальных технологий в установленной сфере деятель-ности

Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия

800,0

200,0

200,0

200,0

200,0

Организация республиканских мероприятий, акций, фестивалей

Государственный комитет Республики Карелия по спорту и делам молодежи

1870,0

350,0

620,0

300,0

600,0

Организация конкурсов, апробация новых методик

3.2.

"Семья с детьми-инвалидами"

12866,0

3100,0

3100,0

3216,0

3450,0

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия

5633,0

1450,0

1350,0

1358,0

1475,0

Проведение мониторинга

200,0

200,0

Организация республиканских мероприятий, акций, конкурсов, издательская деятельность, апробация новых методик

1240,0

350,0

375,0

245,0

270,0

Оснащение оборудованием учреждений

4193,0

900,0

975,0

1113,0

1205,0

Министерство образования Республики Карелия

5633,0

1250,0

1350,0

1458,0

1575,0

Информационно-методическое обеспечение, участие в массовых мероприятиях различного уровня

4000,0

1000,0

1000,0

1000,0

1000,0

Оснащение оборудованием учреждений специального (коррекционного) образования

1633,0

250,0

350,0

458,0

575,0

Государственный комитет Республики Карелия по спорту и делам молодежи

400,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Поддержка организации физкультурно-оздоровительной работы среди детей-инвалидов

Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия

1200,0

300,0

300,0

300,0

300,0

Организация республиканских мероприятий, акций, фестивалей

3.3.

"Дети-сироты"

1000,0

250,0

250,0

250,0

250,0

Министерство образования Республики Карелия

Организация республиканских мероприятий, издательская деятельность

1000,0

250,0

250,0

250,0

250,0

ИТОГО

73210,0

16760,0

18161,0

18559,0

19730,0


10. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ,
ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ОЦЕНИВАТЬ ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ


Цель Программы "Дети Карелии": создание благоприятных условий для улучшения основных показателей качества жизни детей, комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи Программы "Дети Карелии":

- создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, укрепление здоровья детей, в том числе репродуктивного;

- создание благоприятных условий для интеллектуального, физического и творческого развития детей в интересах личности, общества и государства;

- профилактика социального неблагополучия семей с детьми, усиление ответственности родителей за воспитание детей;

- совершенствование системы работы с детьми в детских домах и интернатах в направлении образования, культурного, творческого развития и социализации детей, подготовки их к самостоятельной жизни;

- совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- создание условий для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;

- профилактика социального сиротства, развитие вариативных семейных форм устройства детей-сирот;

- обеспечение экономической самостоятельности и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений;

- совершенствование системы организованного детского отдыха, способствующего развитию физических, нравственных, интеллектуальных, творческих качеств личности, полезной занятости.

Достижение указанных целей и задач будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу "Дети Карелии".

В структуре Программы "Дети Карелии" предлагается выделить три подпрограммы: "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья".

В подпрограмме "дети и семья" мероприятия будут распределены по направлениям: "профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "семья с детьми-инвалидами", "дети-сироты".

Подпрограмма "дети и семья" будет способствовать улучшению положения семей с детьми, созданию благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию, а также, обеспечивающих детям оздоровительный отдых, занятость и развитие в период школьных каникул.

Целями подпрограммы "Здоровое поколение" являются:

- создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей;

- сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного;

- снижение заболеваемости детей и подростков;

- профилактика первичной инвалидности и смертности в детском и подростковом возрасте.

Достижение указанных целей предполагает решение следующих основных задач:

- обеспечение доступности оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, послеродового периода;

- профилактика наследственной патологии и врожденных аномалий у детей;

- совершенствование системы и повышение качества оказания медицинской помощи новорожденным и детям раннего возраста;

- создание условий для сохранения здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях.

Целевые индикаторы и показатели результатов реализации подпрограммы "Здоровое поколение"

Показатели

Единица измерения

2006 год
(базовый)

Динамика реализации Программы по годам

2008

2009

2010

2011

Уровень первичной детской инвалидности на 10000 детей

коэффициент

29,3

29,2

29,1

28,9

28,6

Смертность детей от рождения до 4 года (включительно) на 1000 новорожденных соответствующего года рождения

коэффициент

10,0

9,9

9,8

9,7

9,6

Доля здоровых детей (I-II группы)

процент от общей численности детского населения

78,6

80,0

81,0

83,0

84,0

Доля беременных женщин, охваченных пренатальным биохимическим обследованием на наследственные заболевания плода

процент от общей численности беременных, состоящих на учете

50,8

70,0

75,0

80,0

85,0

Доля новорожденных детей, охваченных неонатальным скринингом на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз

процент от общей численности новорожденных детей

96,0

96,0

96,0

96,0

96,0


Целью подпрограммы "Одаренные дети" является обеспечение в Республике Карелия благоприятных условий для выявления, развития и государственной поддержки творческих, интеллектуально развитых, активных, социально ответственных детей.

Задачами подпрограммы являются:

- создание единой региональной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях деятельности, повышение эффективности межведомственного взаимодействия в данной области;

- создание сети опорных образовательных учреждений, уполномоченных в каждом муниципальном районе и городском округе выявлять и оказывать адресную поддержку одаренным детям, консультативную помощь родителям и педагогам по проблемам интеллектуальной и художественной одаренности, творческого развития детей, оказания им психолого-педагогической помощи;

- стимулирование разработки и внедрения эффективных методик работы с талантливыми детьми, улучшение координации деятельности образовательных учреждений различных типов, видов и ведомственной принадлежности по выявлению и развитию одарённых детей на базе регионального центра творческого развития детей;

- оснащение детских творческих коллективов современным материально-техническим оборудованием;

- выявление и поддержка одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от центров образования, культуры, науки;

- создание республиканского банка данных одаренных детей.

Целевые индикаторы и показатели результатов реализации подпрогр аммы "Одаренные дети"

Показатели

Единица измерения

2006 год
(базовый)

Динамика реализации Программы по годам

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, их занятости социально значимой деятельностью

процент от общей численности детского населения школьного возраста

25

27

30

34

37

Количество одаренных детей школьного возраста, получивших моральное и материальное поощрение, за достижение высоких результатов в интеллектуальной и творческой деятельности в рамках подпрограммы

человек

60

70

80

90

100

Количество проведенных системных республиканских мероприятий по различным направлениям деятельности

единиц

10

13

15

17

20


Целями подпрограммы "Дети и семья" являются:

- содействие улучшению положения семей с детьми, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

- профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия как условий, препятствующих нормальному развитию и социализации детей и способствующих безнадзорности и правонарушениям;

- совершенствование системы организованного детского оздоровительного отдыха; комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество;

- развитие вариативных семейных форм устройства детей-сирот.

Учитывая специфику проблем различных категорий детей, в рамках подпрограммы рассмотрено несколько направлений.

В рамках направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается решение следующих задач:

- улучшение социального здоровья семьи и детей, профилактика семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации;

- укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- повышение качества профилактической работы по предупреждению социального сиротства, социально опасного положения детей;

- развитие инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- обеспечение условий для организованного детского оздоровительного отдыха детей;

- обеспечение доступности и повышение качества предоставляемых услуг детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- развитие сети социозащитных учреждений, предоставляющих социальные услуги семьям с детьми, направленных на укрепление социального здоровья семьи;

- раннее выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, детей, подвергающихся жестокому обращению в семье, и создание межведомственной системы по организации мер помощи детям и семьям;

- реабилитация, социальная адаптация, профессиональная подготовка к жизнеустройству и трудоустройству лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.

Целевые индикаторы и показатели результатов реализации направления
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Показатели

Единица измерения

2006 год
(базовый)

Динамика по годам реализации Программы

2008

2009

2010

2011

Доля безнадзорных детей от общего числа детского населения

процент к общему числу детей

2,7

2,4

2,4

1,5

1,5

Доля детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних

процент к общему числу детей, находящихся в социально опасном положении

25,4

24,5

24,8

24,8

25,0

Доля детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отдохнувших в республиканских сменах отдыха

процент от общего количества детей, состоящих на учете в органах социальной защиты

11,2

8,4

11,6

14,7

15,0

Удельный вес детей, не имеющих основного общего образования и по различным причинам нигде не обучающихся и не работающих

процент к общему числу детей, подлежащих обучению

0,4

0,4

0,3

0,25

0,2

Удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей

процент к общему числу семей с детьми,

10,9

12,0

15,0

18,0

20,0

Доля социально-педагогических, социально-психологических, социально-правовых услуг, предоставленных семьям учреждениями социальной помощи семье и детям

процент услуг к общему числу услуг, предоставляемых учреждениями социальной помощи семье и детям

50,5

52,0

55,0

60,0

70,0


В рамках направления "Семья с детьми-инвалидами" предусматривается решение следующих задач:

- создание условий для интеграции детей-инвалидов в массовые образовательные учреждения и обеспечение доступности социально-реабилитационных услуг в системе дошкольного образования по месту жительства;

- расширение спектра и повышение качества предоставляемых услуг семьям с детьми-инвалидами, обеспечение территориальной доступности социальных услуг детям с ограниченными возможностями;

- внедрение современных технологий в комплексную реабилитацию с целью максимального развития имеющихся умственных и физических возможностей детей-инвалидов;

- ресурсное обеспечение специализированных учреждений социальной защиты для детей с ограниченными возможностями для проведения реабилитации детей-инвалидов,

- ресурсное обеспечение учреждений дошкольного образования реабилитационным оборудованием для интеграции инвалидов в общество в качестве полноценных членов;


- разработка механизмов поддержки семьи, имеющих детей-инвалидов не обслуживающих себя;

- развитие системы ранней интеграции детей-инвалидов в нормальную среду.

Целевые индикаторы и показатели результатов реализации направления
"Семья с детьми-инвалидами"


Показатели

Единица измерения

2006 год
(базовый)

Динамика по годам реализации Программы

2008

2009

2010

2011

Доля детей-инвалидов с тяжелой формой заболевания, получивших услуги в системе образования

процент от общего числа детей-инвалидов с тяжелой формой заболевания

60

70

75

80

85

Доля детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями

процент от общего числа детей-инвалидов

69,0

78,0

80,0

80,0

85,0


В рамках направления "Дети-сироты" предусматривается решение следующих задач:

- реализация системы мероприятий по пропаганде и развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- разработка, апробация и внедрение инновационных технологий работы по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по подготовке, консультированию и сопровождению семейных форм попечения;

- создание системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях, а также в замещающих семьях в постинтернатный период;

- защита прав и законных интересов ребенка;

- совершенствование системы работы с детьми в детских домах и интернатах в направлении образования, культурного и творческого развития, социализации детей, подготовке их к самостоятельной жизни;

- разработка и внедрение в действие критериев оценки результатов работы с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечения.

Целевой индикатор реализации направления "Дети-сироты"

Показатели

Единица измерения

2006 год
(базовый)

Динамика реализации Программы по годам

2008

2009

2010

2011

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях граждан (не родственников)

процент от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

5,8

7,5

10

11

12


11. ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

При разработке Программы "Дети Карелии" предполагается использование принципов, обеспечивающих обоснованный выбор программных мероприятий и сбалансированное решение основного комплекса проблем и задач Программы в соответствии с ее целями.

Механизмы формирования мероприятий будут основаны на следующих критериях:

- направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей (управление по результатам);

- общереспубликанское значение решаемых проблем, направленность мероприятий Программы на системные изменения;

- комплексный подход, включающий проектно-аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, апробацию, распространение результатов мероприятий и проектов, нормативно-правовое обеспечение, формирование кадрового потенциала, использование информационно-коммуникационных технологий.

Государственные заказчики Программы "Дети Карелии" формируют предложения по проектам Программы и подпрограмм, привлекая к разработке мероприятий, целевых индикаторов и показателей научные институты, представителей общественных организаций, основываясь на результатах анализа выполнения Программы "Дети Карелии" за предшествующий период. Подготовленные предложения государственные заказчики Программы представляют министерству - государственному заказчику-координатору для формирования перечня мероприятий Программы на основе предложений, признанных целесообразными.

12. ФОРМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ


Государственный заказчик - координатор:

1) подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации целевой Программы;

2) осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;

3) несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы "Дети Карелии" в целом, осуществляет координацию ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств бюджета Республики Карелия и средств из внебюджетных источников, выделяемых на ее реализацию;

4) осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой Программы, а также анализ рационального и эффективного использования средств;

5) подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации целевой Программы.

Государственный заказчик-координатор осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по реализации программных мероприятий и несет ответственность за выполнение целевой Программы в целом.

Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы "Дети Карелии" государственный заказчик - координатор Программы ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития Республики Карелия уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения.

В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы "Дети Карелии" создается дирекция по реализации программы "Дети Карелии". Дирекция является межведомственным коллегиальным органом, представляющим и согласующим интересы всех заинтересованных сторон.


Текст сверен по:
официальная рассылка




 


 

Яндекс.Метрика    © 2022 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane