Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Вебинары и семинары    Бесплатно для специалистов строительной отрасли


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 июля 2007 года N 273р-П



[Об одобрении Стратегии профилактики экстремизма в Республике Карелия]

(с изменениями на 23 мая 2011 года)



Распоряжение с изменениями, внесенными

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 23.05.2011 г. N 240р-П



В соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в целях реализации государственной политики по противодействию экстремистской деятельности, совершенствования взаимодействия органов исполнительной власти Республики Карелия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия и общественных объединений в Республике Карелия:


1. Одобрить прилагаемую Стратегию профилактики экстремизма в Республике Карелия (далее - Стратегия).

2. Государственному комитету Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями разработать план согласованных действий органов исполнительной власти Республики Карелия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия по реализации Стратегии.

(Пункт в редакции Распоряжения Правительства Республики Карелия от 23.05.2011 г. N 240р-П - см. предыдущую редакцию)

3. Органам исполнительной власти Республики Карелия при осуществлении функций в установленной сфере деятельности руководствоваться положениями Стратегии.

4. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия и органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия при реализации своих полномочий учитывать соответствующие положения Стратегии.

5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на Руководителя Администрации Главы Республики Карелия Хлебалина В.А.

(Пункт в редакции Распоряжения Правительства Республики Карелия от 23.05.2011 г. N 240р-П - см. предыдущую редакцию)


Глава Республики Карелия
С.Л. Катанандов


Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 30 июля 2007 года N 273р-П

Стратегия профилактики экстремизма в Республике Карелия


Введение

Политико-философские категории "толерантность", "экстремизм", "межэтнические отношения", "государственно-конфессиональные отношения", еще недавно используемые преимущественно в научных и политических кругах, сегодня все более глубоко проникают в сферы быта, межличностного общения, все чаще обсуждаются профессиональными сообществами. Однако знания о необходимости жить в согласии не исключают возможности проявления экстремизма, как в российском обществе, так и во всём мире.

Большую роль в этих проявлениях сыграли системные социальные и экономические кризисы, общее падение культурного и образовательного уровня. В обществе порой недооцениваются статистические данные по численно значимым группам населения, которые являются потенциальными участниками несанкционированных выступлений, что провоцирует латентный, а иногда и открытый экстремизм. Запретами несанкционированных акций или призывами к толерантности нельзя подменить фактическое решение социально-политических и экономических проблем, ведь экстремизм, как правило, присущ именно тем слоям общества, которые не видят для себя никаких перспектив.

Экстремизм продолжает представлять реальную опасность для международного сообщества. Большое беспокойство вызывают материалы, пропагандирующие ненависть и рознь, они сегодня легко доступны, их можно обнаружить на прилавках книжных магазинов, в сети Интернет, в средствах массовой информации.

Профилактика экстремизма - это не только задача государства, но и, в немалой степени, гражданского общества. Ее решение зависит от позиции политических партий, общественных объединений, граждан. Важно консолидировать усилия в противодействии его проявлениям, организовать активную просветительскую работу, аргументировано разъяснять опасности экстремизма.

В Российской Федерации на протяжении веков мирно сосуществовали этносы, культуры и религии. Карелия, являясь частью России, имеет общую с ней историческую судьбу. Однако для нашей республики характерны и некоторые особенности, связанные с ее географическим положением. Территория Карелии находится на стыке двух цивилизаций: восточноевропейской и западноевропейской; двух культур: российской и европейской; различных ветвей христианства: православие, католицизм, протестантизм, старообрядчество.

Для развития общества необходимо согласие. В январе 2006 года по инициативе партии "Единая Россия" был создан и подписан 12 политическими партиями и более 500 политическими и общественными организациями во всех регионах России пакт "Соглашение о противодействии национализму, ксенофобии и религиозной розни", который встретил поддержку у 79 процентов россиян.

Значение создания Стратегии профилактики экстремизма для Республики Карелия заключается в необходимости именно сегодня привлечь внимание к проблемам гражданского мира, взаимной ответственности граждан за его судьбу, к поиску способов снижения социальной напряженности в нашем традиционно благополучном регионе.

Строительство гражданского общества обусловило на индивидуальном и социальном уровнях, рост осознания гражданином своего места в мире, стране, республике, в первую очередь в системе социально-экономических, этнокультурных и государственно-конфессиональных отношений. Интересы личности, интересы отдельных групп населения сопоставляются с интересами, целями и ценностями других людей, социальных и этнических общностей, культур и вероисповеданий. При этом проявляются невежество, предрассудки, страхи, приводящие к ксенофобии, шовинизму, фашизму, дискриминации и нетерпимости.

В условиях социального, национального, религиозного разнообразия населения Карелии при отсутствии активной стратегии формирования толерантности как инструмента обеспечения согласия между отдельными людьми и группами с различными ценностными ориентациями существует тенденция нарастания социально-экономической, общественно-политической, межэтнической и межрелигиозной нетерпимости. Эти формы проявления нетерпимости могут быть использованы экстремистскими движениями, разжигающими ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе.

Социально-экономическое развитие республики во многом зависит от успешного формирования культуры переговоров, искусства компромиссов, здоровой конкуренции между различными финансово-промышленными группами, сферами малого и среднего бизнеса в условиях модернизации экономики. Поиск оптимальных мер согласия становятся одной из ключевых задач государственной региональной политики, направленной на достижение социального доверия и взаимопонимания как факторов экономического роста, социальной стабильности и личной безопасности.

Разработка Стратегии профилактики экстремизма в Республике Карелия как системы согласованных действий является необходимым условием своевременной профилактики социальной напряженности в обществе.


Субъекты реализации Стратегии


Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия (по согласованию);

органы государственной власти Республики Карелия;

органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия (по согласованию);

государственные учреждения;

муниципальные учреждения (по согласованию);

коммерческие организации (по согласованию);

общественные объединения и иные некоммерческие организации (по согласованию);

средства массовой информации (по согласованию);

граждане (добровольное участие).


Целевые группы как объект профилактики

Семья - предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в воспитании подрастающего поколения, формировании духовно - нравственных ценностей, толерантности и сознательного выбора своего места в системе этнокультурных отношений и вероисповедания.

Дети и молодежь - предусматривается разработка и реализация комплекс-ных образовательных, социальных, психологических мероприятий с участием детей и молодежи по профилактике интолерантности, агрессии, экстремизма и включения детей и молодежи в общественно значимую деятельность.

Работающие и неработающие граждане - разработка и реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих внедрение в социальную практику норм толерантного поведения и гражданской ответственности.

Пенсионеры - разработка и реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих повышение роли пенсионеров в передаче положительного социального опыта, этнокультурных традиций подрастающему поколению.

Мигранты и иммигранты - разработка и реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих социальную адаптацию граждан, прибывающих на постоянное и временное проживание в Республику Карелия.


Этнические общности - разработка и реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих создание условий для удовлетворения этнополитических, этносоциальных и этнокультурных потребностей проживающих в республике народов и национальных меньшинств при сохранении сложившейся социально-экономической и культурно-исторической их интеграции в обществе.

Верующие - разработка и реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих создание условий по реализации Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях".


Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия


Государственно-конфессиональные отношения - характер взаимодействия государства и конфессий, обусловленный действующим законодательством.

Гражданская ответственность - совокупность совместных действий, которые инициируют, поддерживают процессы активного вовлечения людей в процессы управления государством, республикой, районом, городом, поселком. Способность приходить к согласию и действовать вместе с другими во имя совместно поставленных целей.

Иммигрант - иностранный гражданин (лицо без гражданства), прибывший в Российскую Федерацию для постоянного или временного проживания на ее территории.

Конфессия - вероисповедание, самостоятельное религиозное направление, течение, ответвление.

Конфликт этнический (расовый) - форма социального, межгруппового конфликта, при котором противоречия между людьми возникают и обостряются на базе их этнических (расовых) различий или приобретают вид таковых.

Конфликт конфессиональный - форма социального, межгруппового конфликта, при котором противоречия между людьми возникают и обостряются на базе их религиозных (вероисповедальных) различий или приобретают вид таковых.

Межэтнические отношения - отношения между этносами (этническими общностями) в рамках многонационального государства.

Миграция - перемещение людей, связанные с постоянной или временной переменой места их жительства.

Национальное общественное объединение - добровольное объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности, образованное в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Профилактика - это совокупность мероприятий по предотвращению возникновения и распространения негативных явлений, направленная на социальную стабильность, снятие социального напряжения.

Религиозное объединение - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.

Социально-культурная адаптация мигрантов и иммигрантов - приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в обществе системой норм и ценностей.

Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Толерантность этническая - позитивное отношение к представителям других этнических общностей, иных культур, при одновременном сохранении позитивного отношения к людям своей национальности.

Этнос - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая общими признаками (территория, язык, материальная и духовная культура, психический склад, самосознание, выраженное самоназванием (этнонимом).

Этническая общность - часть этноса, сохраняющая его общие признаки.

Экстремизм - приверженность в политике и идеях к крайним взглядам, насильственным способам действия по навязыванию другим группам своих представлений и ценностей. Включает в себя религиозный, национальный, политический, идеологический, расовый, социальный и другие виды экстремизма.


Анализ возможных причин усиления социальной напряженности в Республике Карелия


Анализ социально-экономической ситуации в Карелии позволяет выделить следующие риски и угрозы устойчивому экономическому и стабильному социальному развитию Республики Карелия, способные в будущем стать источником социальной напряженности:


- в монопрофильных населенных пунктах, на долю которых приходится 77 процентов поселений Карелии, при банкротстве или прекращении деятельности градообразующего предприятия, безработица может принять застойный характер, развитие новых видов деятельности в таких населенных пунктах крайне затруднено;


- отток населения (преимущественно трудоспособного возраста) из периферийных территорий, в результате чего на этих территориях останутся только жители нетрудоспособного возраста или лица, ведущие асоциальный образ жизни;


- процесс старения населения Карелии предполагает изменение приоритетов в расходовании бюджетных средств всех уровней власти, что может привести к увеличению расходов на социальную сферу;


- собственные бюджеты многих сельских поселений не могут обеспечить в полной мере население социальными услугами в пределах своей компетенции, что требует дотаций из бюджетов других уровней;

- зависимость эффективного развития сельских поселений от уровня профессиональной квалификации муниципальных служащих;


- значительная часть населения не готова к приходу внешних инвесторов и негативно настроена по отношению к внешним предпринимателям;


- наличие конфликтных ситуаций, когда между работодателем (собственником бизнеса) и наемными работниками не удается найти компромисса по вопросам заработной платы и социального пакета работников;


- наличие имущественной дифференциации населения между жителями городов и сельских населенных пунктов, между работниками разных отраслей, между занятым и незанятым населением, между работающими и пенсионерами и лицами, получающими социальные пособия;


- наличие межэтнических конфликтов, вызванных изменением национальной структуры населения, разными нормами поведения и правилами жизнедеятельности;


- наличие межрелигиозных конфликтов в связи с общим международным и внутрироссийским нарастанием напряженности в отношениях между представителями разных конфессий;


- уровень политической, правовой, экономической грамотности отдельных групп населения продолжает оставаться низким, что создает предпосылки для роста количества коммерческих махинаций, политического и экономического популизма;


-недоверие граждан к уровню профессиональной компетентности и некоррупционности представителей органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе работников правоохранительных органов;


- наличие нелегальной миграции.

В анализе социальной напряженности безусловно важно опираться на региональную статистику, отражающую динамику показателей уровня и качества жизни населения, уровня преступности, количество самоубийств, количество массовых акций протеста и численности их участников и т. д.

К сожалению, в Карелии не проводятся регулярные мониторинги социальной напряженности, которые позволяли бы отслеживать динамику ее основных показателей.

Поэтому первичная оценка ситуации представлена на основе данных исследования "Социокультурный портрет Карелии" ( грант РГНФ N 06-03-42301 а/С, рук. Пивоев В.М.).

Из показателей социальной напряженности опросники включают такие индикаторы, как удовлетворенность жизнью, чувство защищенности от различных опасностей, доверие к органам власти, готовность участвовать в акциях протеста.

Анализ общих показателей удовлетворенности жизнью показывает, что в целом скорее удовлетворена своей жизнью примерно половина населения Карелии (рис. 1). В сравнении с опросами ВЦИОМ проведенными осенью 2006 года это ниже, чем в среднем по России (65-70 процентов), тогда как по Карелии - 41, 8 процента



Рис. 1. Удовлетворенность жизнью

В наибольшей степени неудовлетворенны своей жизнью жители сел и поселков городского типа (30 процентов). В районных городах и Петрозаводске доля тех, кто неудовлетворен своей жизнью, составляет примерно четверть опрошенных. Анализ самооценок респондентами своего материального положения (диагр.2)(1) показывает, что примерно четверть опрошенных (22,6 процента) испытывают серьезные трудности с удовлетворением своих базовых повседневных потребностей и могут быть отнесены к категориям "нищих" и "бедных", пятая часть (21,8 процента) может быть отнесена к категории "малообеспеченных".

(1) Л.А.Беляева. Социальная стратификация и средний класс в России, стр. 57.

Доля бедных по самооценке респондентов сопоставима (в пределах 5 процентов погрешности) с уровнем относительной бедности населения Республики, который, по данным Карельского научного центра Российской академии наук оценивается в 17,3 процента(2).

(2) См. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия по 2020 года.

Фактором социальной напряженности является и значительная дифференциация доходов населения в Республике Карелия. Среднедушевые доходы 10 процентов наиболее обеспеченных жителей республики превышают доходы 10 процентов наименее обеспеченных жителей республики более чем в 10 раз. Разрыв в доходах наиболее и наименее обеспеченных граждан продолжает расти (за 5 лет разрыв увеличился на 40 процентов) (рис.2).


Рис. 2. Самооценка материального положения

Средняя заработная плата по полному кругу предприятий и организаций республики составляет 10367 рублей. По видам деятельности средняя заработная плата колеблется от 6812 рублей (сельское хозяйство) до 18516 рублей (производство и распределение электроэнергии, газа воды) и 18142 рублей (добыча полезных ископаемых). Разница в средней заработной плате по отраслям Карелии составляет примерно 3 раза.

Выше средней по республике заработная плата в Костомукшском (15790 руб.) и Петрозаводском (12038 руб.) городских округах, в Кемском (13823 руб.) и Беломорском (11480 руб.) районах. Наименьшая заработная плата в Пряжинском (7785 руб.), Пудожском (7743 руб.) и Олонецком (7703 руб.) муниципальных районах. Разница между средней заработной платой по районам Карелии более чем в 2 раза.

Источником социальной напряженности является и просроченная задолженность по заработной плате, которая в 2006 году составила 56,5 млн. рублей. Задолженность имеют 60 предприятий перед 6 400 человеками. Более половины объема задолженности превышает 60 и более дней. Рост задолженности по заработной плате в 2006 году произошел в Пудожском, Муезерском и Лахденпохском районах.

Анализ ситуации на рынке труда показал, что трудовой потенциал Карелии оценивается в 480 тыс. человек, из них занято в экономике 350 тыс. человек. Заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках составила 34,1 тыс. вакансий.

На регулируемом рынке труда в 2006 году искали работу 54, 3 тыс. человек, из них 40,5 тыс. человек признаны безработными. Уровень официально регистрируемой безработицы составил 2,9 процента от экономически активного населения. Наиболее высокий уровень официальной безработицы зарегистрирован в Калевальском районе (10,2 процента), Пудожском районе (9,6 процента), Беломорском районе (7,6 процента), Лоухском районах (7,2 процента). Доля молодежи (16-29 лет) среди ищущих работу и обратившихся в службу занятости составляет 44 процента. Из состава получающих пособие по безработице 72,2 процента - безработные, выплаты пособия которым рассчитаны из минимального размера.

Если учесть, что бедность во всех классических социологических и политологических теориях рассматривается как питательная среда для экстремистских настроений и действий, то эта проблема сегодня является серьезной угрозой социальной стабильности в Республике Карелия.

Результаты замеров других индикаторов социальной напряженности представлены в диаграмма 3 и 4. Как видно из диаграммы 3, жителей Карелии больше всего беспокоят проблемы преступности, бедность и произвол властных структур (рис. 3).


Рис. 3. Оценка защищенности от различных опасностей

Опрос показал, что наиболее низок уровень доверия населения к правоохранительным органам и региональным отделениям политических партий (рис.4). Эта тенденция прослеживается и в общероссийских опросах. Исследования показывают, что одним из острейших социальных противоречий современной России является противоречие между ценностью свободы человека и его необеспеченной безопасностью. Отражением этого противоречия является

*Исследования члена-корреспондента РАН, российского социолога Н. И. Лапина
"критически низкий уровень доверия институтам власти", а чтобы гарантировать право на безопасность и защиту личности, требуются неординарные меры по повышению эффективности работы правоохранительных органов и развитию гражданской культуры всего населения страны.(3)

(3) См. Лапин Н.И. Как чувствуют себя и к чему стремятся граждане России // Социс, 2003, N 6.

Рис. 4. Уровень доверия к различным органам власти в Республике Карелия

Серьезной проблемой для Карелии, как и для России в целом, является и коррумпированность властных структур. По данным нашего опроса свыше 30 процентов населения сталкивались с фактами вымогательства и коррупции (рис. 5).

Рис. 5. Факты коррупции и вымогательства


В контексте кондопожских событий (2006 год) для Карелии важным является отслеживание показателей межэтнической напряженности и отношения к мигрантам. Примерно четверть опрошенных (рис.6) считают отношения между коренным населением и мигрантами в той или иной степени напряженными.

Рис. 6. Отношения приезжих с коренным населением


В целом сравнение с результатами опроса Фонда общественного мнения (14 декабря 2006 года) показывает более высокий протестный потенциал в Карелии в сравнении со средним по России (31 процент). В Карелии суммарный показатель тех, кто готов участвовать в акциях протеста составляет 47,1 процента (см. рис. 1).

Совершенно очевидно, что может существовать значительная разница между декларируемой готовностью участвовать в акциях протеста и реальным участием в них. Согласно разработкам "Левада-Центра", реально участвуют в акциях протеста примерно 40 процентов заявивших о своей готовности, то есть можно оценить протестный потенциал как 18-19 процентов населения Карелии.

Согласно статистике МВД РК за 2006 год всего в 2006 году прошло 190 публичных акций, в которых участвовала 41838 человек, что составляет примерно 6 процентов населения республики. Согласно официальной статистике МВД РК в сравнении с 2005 годом произошел значительный рост количества массовых акций (более чем в три раза) и количества их участников (почти в два раза), что, безусловно, позволяет говорить о росте социальной напряженности в республике. Существенное расхождение с данными социологического опроса, связано с тем, что в официальную статистику не вошли стихийные акции протеста. Несмотря на имеющиеся расхождения, и данные официальной статистики, и социологический опрос показывают безусловный рост протестного потенциала и протестной активности населения. Совпадение данных социологического опроса и статистики МВД РК отмечается относительно групп с максимальным протестным потенциалом.

Анализ результатов социологического исследования по возрастным группам показывает, что наибольшим протестным потенциалом обладает молодежь до 23 лет - 57,4 процента и группа старше 50 лет - 54,7 процента (рис. 7).

Рис. 7. Готовность к участию в акциях протеста (в %)


Анализ социально-экономической ситуации в Республике Карелия позволяет выявить сильные и слабые стороны в организации профилактических мер экстремизма.


Сильные стороны:


- открытие новых промышленных предприятий, развитие средних и малых форм предпринимательства и хозяйствования и как следствие предоставление новых рабочих мест;

- положительная динамика развития дружеских отношений с другими государствами и субъектами Российской Федерации;

- плодотворное сотрудничество Карелии и Финляндии;

- создание в муниципальных районах и городских округах домов (центров) национальных культур и социально-культурной адаптации мигрантов и иммигрантов;

- поддержка и развитие родных языков, национальных культур и традиций этнических общностей, проживающих в Республику Карелия;

- демократическая государственная политика взаимодействия с националь-ными общественными и религиозными объединениями.


Слабые стороны:


- нестабильность социально-экономического состояния муниципальных образований;

- наличие неурегулированных миграционных процессов;

- недостаточность условий для организации молодежного досуга и самореализации молодежи;

- неразвитость системы организации личной безопасности человека;

- слабая социальная компетентность населения.


Цели, задачи, принципы и приоритетные направления реализации Стратегии


Цель: создание социально благополучного пространства, свободного от экстремизма, способствующего формированию гражданской ответственности и развитию позитивных общественных отношений.

Задачи:

1. Поиск и реализация путей и механизмов, способствующих консолидации общества на основе согласия и взаимной ответственности через гражданское просвещение, пропаганду идеи ненасилия во всех сферах общественной жизни, контрпропаганду экстремизма.

2. Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества на основе приоритета духовно-нравственных и культурных ценностей, стимулирование общественных и гражданских инициатив.

3. Создание системы научно-методического и информационного сопровож-дения процессов духовного возрождения, оптимизации общественного взаимодей-ствия, предупреждения роста социальной напряженности, устранения предпосылок обострения социальных конфликтов и проявлений экстремизма.

Приоритетные направления реализации Стратегии:

1. Вовлечение граждан в процессы консолидации общества на основе согласия и взаимной ответственности и повышение их социальной компетентности.

2. Внедрение новых социальных технологий в формирование гражданской позиции населения и создание эффективной инфраструктуры поддержки общественно- значимых инициатив.

3. Создание эффективного партнерства социальных институтов и граждан на основе инновационных моделей управления.

4. Совершенствование системы мониторинга социальных процессов в Республике Карелия и результативности реализации Стратегии по профилак-тики экстремизма.

Принципы реализации Стратегии:

1. Принцип комплексности подходов к формированию толерантного сознания и поведения, к профилактике экстремизма.

2. Принцип взаимного уважения граждан, проживающих на территории Республики Карелия.

3. Принцип гражданского договора, взаимной ответственности государства и общества в поиске согласия в самых разных сферах жизни.

4. Принцип открытости действий органов государственной власти, включая правоохранительные органы, и местного самоуправления в ситуациях социальной напряженности и профилактике экстремизма.

5. Принцип актуальности, своевременности и современности используемых технологий, методов, форм работы органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций.

6. Принцип непрерывности и преемственности в формировании установок толерантного сознания, гармоничном сосуществовании, противодействии экстремизму.

7. Принцип законности: презумпция невиновности, неотвратимость наказания за противоправные действия.

8. Принцип обеспечения безопасности личности, общества и государства.

9. Принцип приоритетности мер, направленных на предупреждение экстремизма.


Механизмы и условия реализации Стратегии


Данная Стратегия определяет содержание согласованных действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций с целью дальнейшей разработки программ, проектов и мероприятий, направленных на ее реализацию.

N п/п

Условия

Механизмы

1

2

3

1.

Нормативное правовое обеспечение

совершенствование нормативной правовой базы;
разработка доступной системы ознакомления населения с правовыми актами;
обобщение и распространение опыта регионов России и Карелии по развитию информационно - коммуникационных систем правового просвещения населения;
выпуск информационных сборников;
проведение открытых дискуссий по вопросам соблюдения прав человека, законности, обеспечения безопасности населения

2.

Научно-методическое
обеспечение

формирование перечня научно-методической литературы по вопросам формирования толерантного сознания, профилактики экстремизма;
обобщение и распространение положительного опыта, как в Российской Федерации, так и в Республике Карелия;
выпуск информационно-методических сборников;
проведение научно-практических конференций и семинаров

3.

Социально-экономическое обеспечение

разработка методик подготовки программ социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов с учетом миграционных процессов;
распространение передового опыта развития муниципальных образований по решению социально-экономических проблем населения;
развитие форм активного включения населения в трудозанятость;
создание условий для включения институтов гражданского общества в реализацию общественно значимых программ

4.

Образовательное обеспечение

разработка обучающих программ о культуре, традициях и обычаях народов, населяющих Карелию и введение их в национально-региональный компонент образовательных программ образовательных учреждений;
обобщение и распространение опыта работы образовательных учреждений по вопросам воспитания обучающихся в культуре мира и согласия;
выпуск информационно-методических сборников, научно-популярной, художественной и справочной литературы;
проведение тренингов, семинаров, конференций руководителей и специалистов по формированию социальной компетентности обучающихся

5.

Просветительское обеспечение

создание сети культурно-просветительной работы со всеми слоями населения (молодежь, работающая и неработающая части населения, пенсионеры) через разнообразные формы и технологии: лектории, "круглые столы", дискуссионные площадки и другое;
обобщение и распространение опыта организации и передовых методик культурно-просветительной работы с населением;
выпуск методических материалов для госу-дарственных и муниципальных служащих по организации и проведению просвещения населения;
проведение встреч населения с творческими коллективами национальных общественных объединений

6.

Социально-психологическое обеспечение

разработка методических рекомендаций для органов местного самоуправления по социально-психологической и социально-педагогической работе с населением;
обобщение и распространение положительного опыта работы в субъектах Российской Федерации и Республике Карелия по развитию социально-психологических технологий профилактики экстремизма;
выпуск методической литературы по организации и проведению тренингов с населением и отдельными социальными группами;
проведение курсов для руководителей и специалистов по организации социально - психологической работы с населением

7.

Информационное обеспечение

создание информационного культурно-образовательного портала "ЭТНОМИР КАРЕЛИИ";
распространение информации о гражданской позиции населения через создание сайтов, введение рубрик в газетах и журналах регионального и муниципального уровней;
создание банка данных субъектов профилактики экстремистских проявлений о наличии социальнозначимых программ и проектов, направленных на формирование гражданского мира;
проведение электронных дистанционных семинаров по проблемам профилактики экстремизма

8.

Развитие наглядной агитации

разработка и издание плакатов, листовок буклетов, документальных журналов, социальной рекламы, телепередач о дружбе, равенстве, мире, уважении, о разнообразии культур на основе человеческих ценностей

9.

Проведение мониторинга.
Аналитическое обеспечение

разработка технологий, инструментария и исследовательских методик;
подготовка экспертов;
проведение исследований и подготовка аналитических докладов по исследуемой ситуации;
обобщение и распространение передового опыта аналитического обеспечения;
выпуск информационных бюллетеней по итогам мониторингов;
размещение информации на сайтах

10.

Организационно-управленческое обеспечение

обеспечение деятельности Общественного совета при Главе Республики Карелия по противодействию экстремизму;
обобщение и распространение передового опыта реализации государственной политики в области противодействия экстремизму;
выпуск информационного бюллетеня "Лучшие практики управления профилактикой экстремизма";
проведение консультативных встреч, "круглых столов", открытых дискуссий, переговорных площадок



Повышение эффективности реализации государственной политики в области профилактики экстремизма


Эффективное государственное управление способно обеспечить стабильность социально-экономического развития и достижение гражданского мира и согласия.

Мероприятия по внедрению эффективной системы управления, ориентированной на результат, которые позволят достичь значительных результатов в сфере повышения эффективности государственного управления:

- принятие эффективных среднесрочных программ;


- формирование единой системы индикаторов результативности деятель-ности органов государственной власти и бюджетных программ, в том числе, внедрение системы внутреннего аудита эффективности;

- внедрение передовых методов обучения специалистов органов государственной власти;

- создание системы планирования и оценки результативности деятельности государственных гражданских служащих, базирующейся на должностных регламентах;

- контроль за деятельностью подведомственных организаций и учреждений.

Основные направления повышения эффективности реализации государственной политики в области профилактики экстремизма.

I. В сфере аналитической деятельности:

- проведение мониторинговых исследований процесса формирования гражданского общества, выявление динамики развития общественных и межрегиональных связей в целях устранения негативных явлений;

- изучение ситуации, выявление наиболее перспективных форм и благоприятных условий межсекторного взаимодействия, разработка рекомендаций для федеральных органов государственной власти и управления на территории региона, органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления по формированию механизмов эффективного межсекторного взаимодействия в регионе;

- анализ, обобщение и использование в практике наиболее ценного отечественного и зарубежного опыта инициативного решения группами населения социально значимых вопросов.

II. В сфере стандартизации и регламентации государственных услуг:

- создание новых эффективных механизмов оказания государственных услуг, ориентированных на интересы граждан и учитывающих их потребности;

- разработка и внедрение стандартов массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан;

- внедрение объективных процедур контроля и оценки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

III. В сфере повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества:

- развитие правовых, экономических и организационных механизмов по укреплению взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества;

- расширение форм общественного участия (НПО, бизнеса, населения) в осуществлении государственной социальной политики;

- содействие созданию единого, открытого и прозрачного информационного пространства, обеспечивающего диалог власти и общества;

- ресурсное обеспечение внедрения, продвижения и развития гражданских инициатив, направленных на укрепление диалога власти и общества, гармонизацию социальной и экономической среды;

- развитие социальной ответственности бизнеса;

- создание и развитие гибкой системы гражданского образования и образования взрослых, направленной на повышение общей культуры населения, воспитание патриотизма, на самореализацию личности и улучшение качества жизни населения.

IV. В сфере координации деятельности субъектов профилактики экстремизма:

- разработка и осуществление партнерских проектов, направленных на решение социальных проблем, заключение соглашений, договоров о сотрудни-честве;

- оказание содействия в осуществлении взаимного контроля деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти республики и органов местного самоуправления;

- обучение государственных и муниципальных служащих навыкам и практике работы в партнерстве с негосударственными некоммерческими организациями;

- участие в работе коллегиальных рабочих органов.


Этапы реализации Стратегии

1 этап - 2007 год.

Принятие Стратегии.

Задачами первого этапа являются:

1. Привлечение внимания всех органов государственной власти, профессиональных сообществ, общественных объединений к проблеме.

2. Разработка научно-методических основ выявления профилактики экстремизма; формирования толерантного поведения и сознания в обществе.

3. Мониторинг социально-экономического развития региона.

4. Разработка и реализация планов согласованных действий субъектов профилактики экстремизма.

2 этап - 2008-2009 годы.

Реализация планов согласованных действий субъектов профилактики экстремизма.

Диагностика и мониторинг состояния предпосылок угроз экстремизма.

Создание межведомственного института социальной политики.

Задачами второго этапа являются:

1. Внедрение в практику работы комплексных мер по профилактике экстремизма.

2. Формирование толерантного поведения в обществе.

3. Диагностика и мониторинг состояния проблемы.

3 этап - до 2010-2011 годов.

Оценка и анализ современной ситуации.

Реализация планов согласованных действий субъектов профилактики экстремизма.

Системный мониторинг социально-экономического и общественно-политического развития республики.

Обобщение и публикация опыта положительных практик профилактики экстремизма.

Задачами третьего этапа являются:

1. Комплексный анализ современной ситуации; оценка и обоснование наметившихся тенденций в профилактике экстремизма, формировании толерантного поведения и сознания социальных групп.

2. Разработка системы оценки эффективности мероприятий.

3. Создание рекомендаций в соответствии с современной ситуацией развития комплексных мер по профилактике экстремизма и формированию толерантного поведения.

4 этап - 2012 год.

Создание нового проекта.

Диагностика и мониторинг ситуации, оценка конфликтных, деструктивных процессов в обществе.

Корректировка региональных и муниципальных целевых программ, государственными заказчиками которых являются субъекты профилактики.

Задачами четвертого этапа являются:

Создание современного проекта Комплексных мер по профилактике экстремизма.



Ожидаемые результаты реализации Стратегии


Главным результатом реализации Стратегии должно стать создание правового пространства, свободного от проявлений экстремизма; консолидация общества на основе согласия и взаимной ответственности, а также устойчивое неприятие в обществе к любым проявлениям экстремизма, приоритет духовно-нравственных, гражданских и культурных ценностей в деятельности органов государственных власти, местного самоуправления, политических, общественных, религиозных и других организаций.

Данный результат возможен при условии, если:

- реализованы мероприятия, которые привели к консолидации общества на основе согласия и взаимной ответственности через гражданское просвещение, пропаганду идеи ненасилия во всех сферах общественной жизни, контрпропаганду экстремизма;

- создана эффективная система взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества на основе приоритета духовно-нравственных и культурных ценностей, стимулирование общественных и гражданских инициатив;

- создана система научно-методического и информационного сопровождения процессов духовного возрождения, что привело к оптимизации общественного взаимодействия, предупреждению роста социальной напряженности, устранению предпосылок обострения социальных конфликтов и проявлений экстремизма, отсутствию на территории Республики Карелия экстремистских организаций; сведению к минимуму действий граждан на почве ксенофобии, интолерантности в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений.

Последовательная реализация принципов и механизмов Стратегии - путь к гражданскому миру и согласию.


Текст сверен по:
официальная рассылка


 


 

Яндекс.Метрика    © 2022 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane