Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

XXVII сессия XXV созыва

РЕШЕНИЕ

от 22 марта 2006 года N XXV/XXVII-262

Об утверждении муниципальной целевой
программы «Развитие сферы культуры города Петрозаводска на период 2006 - 2008 гг.»


Рассмотрев и обсудив проект муниципальной целевой программы «Развитие сферы культуры города Петрозаводска на период 2006 - 2008 гг.», в целях реализации муниципальной политики в области культуры и искусства города Петрозаводска, Петрозаводский городской Совет

РЕШИЛ:

1. Утвердить муниципальную целевую программу «Развитие сферы культуры города Петрозаводска на период 2006 - 2008 гг.» (далее - программа) согласно приложению.

2. Финансирование реализации программы осуществлять в пределах ассигнований, утвержденных в бюджете города Петрозаводска на очередной финансовый год.

3. После принятия Петрозаводским городским Советом решения о бюджете на очередной финансовый год, исходя из финансовых возможностей городского бюджета на реализацию данной целевой программы объем финансирования в целом и по годам, сроки реализации программы, конкретные цели и задачи, достигаемые в рамках программы, подлежат корректировке путем внесения изменений в программу.

4. Опубликовать настоящее решение в официальном периодическом издании Петрозаводского городского Совета.

Председатель Петрозаводского городского Совета Г.А. Масликов

Приложение к решению
Петрозаводского городского Совета
от 22.03.2006 г. N XXV/XXVII-262

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА НА ПЕРИОД 2006-2008 гг.»

ПАСПОРТ

муниципальной целевой программы
"Развитие сферы культуры г. Петрозаводска на период 2006-2008 гг."


1. Наименование программы

- муниципальная целевая программа «Развитие сферы культуры г. Петрозаводска на период 2006-2008 гг.»

2. Основание для разработки программы

- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131 ФЗ ( с изменениями от 29.12.2004);
- Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре», от 09.10.92 N 3612-1;
- Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006-2010 гг. «Возрождение Карелии», утвержденная ЗС РК от 25.12.02, N 405 -III;
- Концепция развития культуры в Республике Карелия до 2008 года, утвержденная постановлением Правительства РК от 22.06.99 N 22-П;
- Республиканская целевая программа «Развитие сферы культуры в Республике Карелия на период до 2010 года», утвержденная постановлением Правительства РК от 29.11.99 N 153-П;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.01 N 1756-р.

3. Заказчик Программы

- Администрация г. Петрозаводска

4. Основные разработчики Программы

- Управление культуры Комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта Администрации г. Петрозаводска;
- Муниципальные учреждения культуры и учреждения дополнительного образования детей г. Петрозаводска;
- Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия и республиканские учреждения культуры, искусства и кинематографии.

5. Цели и задачи программы

- развитие сферы культуры как фактора повышения конкурентоспособности города на российском и международном уровне;
- совершенствование системы управления сферой культуры: переход от управления «настоящим» к управлению «будущим»;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития культуры г. Петрозаводска;
- создание условий для преемственности традиций культуры и искусства и развития сферы культуры;
- создание благоприятной среды для генерирования творческих идей и их практической реализации в различных сферах социально - культурной деятельности горожан;
- интеграция усилий государства, органов местного самоуправления, бизнеса, городских сообществ в реализации стратегии развития культуры г. Петрозаводска;
- создание условий для привлечения инвестиций в развитие г. Петрозаводска.

6. Важнейшие целевые показатели

- расширение спектра услуг, оказываемых муниципальными учреждениями культуры г.Петрозаводска;
- увеличение туристической посещаемости мероприятий учреждений культуры г. Петрозаводска рост числа межведомственных проектов, реализуемых муниципальными и республиканскими учреждениям'и культуры

7. Сроки реализации Программы

2006-2008 г.г.

8. Приоритетные направления Программы

- повышение конкурентоспособности сферы культуры Петрозаводска в России и в Европе;
- развитие муниципальной сети учреждений культуры;
- развитие ряда отраслевых направлений культуры и искусства Петрозаводска;
- совершенствование системы управления развитием сферы культуры Петрозаводска.

9. Основные исполнители Программы

- Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта;
- структурные подразделения администрации г. Петрозаводска;
- Министерство культуры и по связям с общественностью РК (по согласованию);
- муниципальные учреждения культуры и дополнительного образования детей;
- республиканские учреждения культуры ( по согласованию).

10. Объем и источники финансирования Программы

- бюджет города;
- бюджет Республики Карелия ( в соответствии с Законом РК о бюджете);
- собственные доходы муниципальных учреждений культуры;
- спонсорские и другие привлеченные средства.

11 . Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
.

- улучшение положительной оценки населением работы учреждений сферы культуры в Петрозаводске на 10 %;
- увеличение количества пользователей электронных информационных услуг на 40 %;
- рост числа партнеров, участвующих в реализации проектов в сфере культуры на 20 %;
- увеличение количества посещений сайта управления культуры и других учреждений культуры муниципальной сети из России и зарубежья на 50 %;
- увеличение количества участников, представляющих Петрозаводск, в конкурсах, фестивалях, других культурных акциях российского и международного уровня на 50 %;
- увеличение в результате реализации Программы привлеченных внебюджетных средств на деятельность в сфере культуры на 50 %;
- ежегодный рост туристического потока в г. Петрозаводске;
- создание единой базы данных о субъектах культуры и искусства города;
- разработка механизмов взаимодействия различных субъектов культуры.

12. Период, основание и порядок корректировки Программы

- ежегодно на основании среднесрочного прогноза и бюджетов соответствующих уровней Заказчиком в установленном порядке после разработки прогноза социально-экономического развития Республики Карелия и принятия бюджета на последующий год, после изменений в отраслевых и районных программах


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


1.1. Введение. В современном мире, в котором обостряется конкуренция за ресурсы развития, сфера культуры приобретает новое значение. Если ранее было принято рассматривать культуру как организацию досуга для населения или профессиональную деятельность в области искусства, то теперь она рассматривается и как важный фактор привлекательности территории или региона для проживания и инвестирования, и как самостоятельная отрасль экономики. Последнее нашло свое отражение в набирающем в мире популярность термине «творческие индустрии», который объединяет традиционные виды искусства и современные медиа-технологии в единый комплекс деятельности, направленный на создание и на продвижение новых видов продукции и услуг. Проиллюстрировать подобные тенденции можно на примере организации Дня города. Организация культурной программы в центре Петрозаводска позволила организовать дополнительно 150 торговых точек, привлечь единовременно до 30 тысяч горожан, увеличить денежный оборот до 10 млн. рублей (если считать, что каждый вышедший на праздник потратил в среднем 300 рублей), организовать более 1.300 временных дополнительных рабочих мест. По расчетам экономистов администрации города, празднование 300-летнего юбилея Петрозаводска позволило увеличить финансовый оборот в июне 2003 года на 300 млн. рублей, что по действовавшей тогда схеме налогообложения принесло в городской бюджет дополнительно около 20 млн. рублей. И хотя в рамках нынешнего развития схем единого налога на вмененный доход говорить о прямом бюджетном эффекте Дня города можно только применительно к продаже билетов на представление на стадионе «Спартак» (приносит в среднем около 500.000 руб.), косвенные экономические эффекты таких массовых культурных мероприятий налицо.

В условиях глобализации культуры повышается значение участия субъектов культуры в российских и международных проектах, что способствует привлечению ресурсов извне. В то же время, сфера культуры Петрозаводска оказывается в состоянии конкуренции с аналогичными сферами других городов и регионов. Конкурентоспособность культуры Петрозаводска в целом необходимо признать достаточно высокой. Возможность получения в городе полного цикла музыкального образования, близость от Петрозаводска о. Кижи - памятника культуры всемирного значения, географическая близость «культурной столицы» - Санкт-Петербурга, живые национальные традиции Республики Карелия, связывающие нас с североевропейскими соседями (в первую очередь, Финляндией), - все это и многое другое создало достаточно высокий потенциал сферы культуры Петрозаводска. Однако данный ресурс был накоплен в рамках системы бюджетного финансирования, которая на протяжении уже последних 15 лет испытывает серьезные проблемы. В результате, можно наблюдать некоторый спад в ряде областей культуры. В то же время, в сфере культуры постепенно растет коммерческий сектор, развиваются проектная деятельность и общественная активность. В свою очередь, государственная политика в сфере культуры также трансформируется - в качестве приоритетов обозначается сохранение историко-культурного наследия, поддержка профессионального искусства, национальных традиций народов, проживающих на данной территории.

Сферу культуры Петрозаводска необходимо рассматривать как сложную систему интересов действующих в городе учреждений и организаций культуры различной подчиненности (федеральной, республиканской, муниципальной, общественной, частной) и направленности. Муниципальная система культуры Петрозаводска, по утверждениям экспертов, постепенно выходит из психологического состояния растерянности, вызванного уменьшением бюджетного финансирования, ухудшением материально-технической базы и постоянным изменением нормативно-правовой базы. Однако осваиваемые муниципальными учреждениями культуры проектные механизмы и механизмы социального партнерства пока неустойчивы, а их становление проходит на фоне активизации в сфере культуры бизнес-структур и общественных организаций.

Все это ставит задачу модернизации модели развития сферы культуры Петрозаводска, поиска новых управленческих механизмов поддержки и развития ее конкурентоспособности на российском и международном уровне.

Ранее в сфере культуры Петрозаводска городские целевые программы не осуществлялись. Данный проект имеет особенное значение еще и потому, что в рамках проекта Стратегического плана развития Петрозаводска до 2010 года в качественной стратегической цели обозначено превращение Петрозаводска в один из гуманитарных центров России - городов, которые строят свое развитие на ресурсах образования, науки, культуры, общественных отношений.

1.2. Описание муниципальной системы культуры г.Петрозаводска. В настоящее время сеть муниципальных учреждений культуры представлена учреждениями, реализующими различные направления культурной политики города:

Образовательная деятельность

- МОУ ДОД «Детская музыкальная школа N 1 им. Г.Синисало»,

- МОУ ДОД «Детская музыкально-хоровая школа» и 1 филиал,

- МОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. Г.В.Свиридова», МОУ ДОД «Детская школа искусств» и 3 филиала,

- МОУ ДОД «Детская художественная школа»,

- МУ «Городской танцевальный клуб «Ритм».

- Информационное обеспечение населения

- МУ «Централизованная библиотечная система» (2 центральных библиотеки и 13 филиалов-библиотек).

- Социокультурная деятельность и организация культурного досуга населения

- МУ «Социально-культурный центр» (5 филиалов).

- МУ «Городской выставочный зал»

Специфика муниципальной сети заключена в том, что она совмещает четыре функции культурно-творческую, образовательную, информационно-просветительскую и рекреационную.

Важными субъектами культурной деятельности являются образовательные учреждения города, развивающие в своей деятельности художественно-эстетическое направление. К таким учреждениям относятся Средняя общеобразовательная школа N 1, Гимназия N 37, Дворец и Дома творчества детей и юношества, Детский театральный центр и др.

В качестве сложившихся преимуществ муниципальной системы культуры г. Петрозаводска необходимо назвать следующее:

- достаточная инфраструктура учреждений культуры, их выгодное расположение на территории города;

- наличие средних специальных и высших образовательных учреждений в сфере культуры, способствующих формированию кадрового потенциала города;

- творческая активность и инициативность сотрудников учреждений культуры, их готовность к развитию собственной деятельности;

- высокий уровень профессиональной подготовки воспитанников музыкальных школ в сфере музыкального исполнительства, что подтверждается ежегодными победами на республиканских, всероссийских и международных конкурсах.

Кроме того, одним из важных факторов развития сферы культуры является концентрация республиканских учреждений культуры и их информационных, кадровых, культурных ресурсов в городе, что позволяет в перспективе объединить и увеличивать общие усилия сферы культуры.

В качестве положительных тенденций, наблюдаемых в муниципальной системе культуры г. Петрозаводска за последние пять лет, можно представить следующие процессы:

- формирование устойчивой системы городских праздников, конкурсов и фестивалей;

- расширение спектра услуг (социально-культурных и образовательных), оказываемых всеми учреждениями культуры;

- создание единого культурного пространства в городе посредством включения концертных площадок каждого микрорайона в общую систему праздников и праздничных мероприятий и наличия в каждом микрорайоне культурных объектов; создание единой сети информационных услуг населению через библиотечное обслуживание;

- использование образовательных технологий, как инструмента развития культуры, рост востребованности горожанами культурных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями;

- постепенное развитие материально-технической базы учреждений;

- высокий уровень мобильности любительских художественных коллективов, их активная гастрольная деятельность, особенно в летний период;

- увеличение числа творческих союзов, увеличение числа выставочных площадей;

- развитие конкуренции в сфере культуры;

- развитие проектной деятельности в сфере культуры;

- усиление роли медиа-технологий в культурной практике горожан;

- объединение ресурсов различных структур администрации города для реализации общегородских культурных проектов.

Вместе с тем дальнейшему процессу развития сферы культуры мешают следующие проблемы:

- отсутствие сформированной системы мониторинга процессов в сфере культуры, отражающей потребности жителей города и качественные показатели деятельности учреждений культуры;

- слабое развитие системы привлечения в муниципальную систему культуры внебюджетного финансирования;

- отсутствие системы повышения квалификации кадров в сфере менеджмента культуры;

- низкий, в целом, уровень материально-технической оснащенности учреждений культуры;

- отсутствие в городе современного концертного зала с соответствующим техническим оснащением для проведения значительных социально-культурных событий российского и международного уровня;

- существенное ухудшение ситуации для большой части творческих любительских коллективов из-за разрушения ведомственной сети учреждений культуры и потери репетиционной базы;

- значительное ослабление механизма поддержки деятелей профессионального искусства (в частности писателей, художников, театральных деятелей);

- слабое развитие негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры и отсутствие сетевых связей между ними;

- отсутствие единого информационного пространства в сфере культуры, низкий уровень информационного сопровождения деятельности учреждений;

- разобщенность в деятельности республиканских и муниципальных органов управления культурой.

В целом, ситуацию в сфере культуры г. Петрозаводска в настоящее время можно охарактеризовать как переход от этапа стихийного развития к этапу осмысления стратегии развития и интеграции ресурсов различных субъектов культурной деятельности.

2. Стратегия культурной политики Петрозаводска


2.1. Цели и принципы.

Стратегической целью культурной политики Петрозаводска на долгосрочную перспективу является развитие сферы культуры как фактора повышения конкурентоспособности города на российском и международном уровне. Масштабность этой цели и достаточно кратковременный характер программы развития сферы культуры Петрозаводска на 2006-2008 гг. диктует ее стратегический статус, который может быть обозначен как «программа подготовки прорыва».

В этой связи содержание муниципальной политики Петрозаводска в области культуры на ближайший период можно определить как интеграция и освоение новых методов развития с целью повышения культурного статуса Петрозаводска в России и Европе.

Удерживая такие традиционные для культурной политики ценности как сохранение культурного наследия, создание условий для самореализации взрослых и детей в культурной сфере на профессиональной и любительской основе, доступность услуг, сфера культуры Петрозаводска должна проделать путь от состояния «остродефицитной бюджетной отрасли» к состоянию стратегически значимой сферы развития города.

Это возможно на основе реализации следующих принципов:

- реализация стратегии развития г. Петрозаводска как одного из гуманитарных (образовательных, научных, культурных, общественных) центров России;

- сохранение накопленных традиций и развитие современных форм культуры и искусства;

- создание благоприятной среды для генерирования творческих идей и их практической реализации в различных сферах социально-культурной деятельности;

- интеграция усилий органа местного самоуправления, государства, бизнеса, городских сообществ в реализации стратегии развития культуры г. Петрозаводска;

- совершенствование системы управления муниципальной сферы культуры: переход от управления «настоящим» к управлению «будущим».

2.2. Приоритетные направления программы:

- повышение конкурентоспособности сферы культуры Петрозаводска в России и в Европе;

- развитие муниципальной сети учреждений культуры;

- развитие ряда отраслевых направлений культуры и искусства ;

- совершенствование системы управления развитием сферы культуры Петрозаводска.

2.3. Ожидаемые результаты реализации программы:

- повышение уровня положительной оценки населением работы учреждений сферы культуры в Петрозаводске на 10 % (2005 г. - 61 %);

- увеличение количества пользователей электронных информационных услуг на 40%;

- рост числа партнеров, участвующих в реализации проектов в сфере культуры на 20 %;

- увеличение количества посещений сайта управления культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта и учреждений культуры муниципальной сети из России и зарубежья на 50 %;

- увеличение количества участников, представляющих Петрозаводск, в конкурсах, фестивалях, других культурных акциях российского и международного уровня на 50 %;

- увеличение в результате реализации Программы привлеченных внебюджетных средств на деятельность в сфере культуры на 50 %

- ежегодный рост туристического потока в г. Петрозаводске ;

- создание единой базы данных о субъектах культуры и искусства города,

- разработка механизмов взаимодействия различных субъектов культуры.

3. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий отражает приоритетные направления деятельности в рамках реализации данной программы.

3.1. Конкурентоспособность сферы культуры Петрозаводска.

В «Стратегическом плане развития города Петрозаводска до 2010 года» отмечается, что конкурентные преимущества города сосредоточены в области гуманитарной деятельности, в том числе в сфере культуры.

Во всем мире меняется отношение к культуре как важнейшей составляющей жизни человека, культура становится фактором развития территории, может определять ее значимость. Идет интенсивный поиск современного продукта, который может привлечь на территорию туристов и способствовать развитию всей инфраструктуры бизнеса. Еще одним аспектом конкурентоспособности города является создание его привлекательного имиджа: город с развитой культурной, благоприятной для жизни средой свидетельствует о безопасности социальной ситуации и более привлекателен для инвесторов. Таким образом, культура рассматривается как ресурс конкурентоспособности Петрозаводска. Программа также направлена на укрепление конкурентоспособности муниципальной сферы культуры.

В этом контексте проведение на территории города Международных, российских, региональных и городских фестивалей и праздников и других значимых культурных акций может быть не только средством создания разнообразной, развивающей культурной среды, средством сплочения городского сообщества, но и возможностью развития событийного туризма, создания инвестиционно - привлекательного имиджа города. Таким образом, ближайшими задачами сферы культуры в области повышения конкурентоспособности города являются:

- определение и поддержка имиджевых культурных событий, способствующих привлечению ресурсов и повышающих культурный статус города;

- информационное продвижение местного культурного продукта на рынок внутри и за пределы Петрозаводска;

- разработка совместно с туристическими структурами программы мониторинга (исследования и анализа) услуг муниципальной сферы культуры;

- создание новых услуг, имеющих спрос как у местного населения так и у гостей города;

- интеграция единого календаря культурных событий;

- создание системы поддержки участия деятелей культуры в российских и международных акциях.

3.2. Развитие муниципальной сети учреждений культуры

В соответствии с Федеральным Законом « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ФЗ от 06.10.2003 г.) муниципальная сеть учреждений культуры реализует заказ муниципальных органов управления городского округа на предоставление услуг дополнительного музыкального и художественного образования, организации библиотечного обслуживания, создания условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры.

В настоящее время существование сети дает возможность стабильного производства муниципальных услуг в области культуры, наполнения культурной среды. Но сама сеть нуждается в реформировании, в более точном позиционировании своей деятельности на рынке культурных услуг в городе и регионе. Значительной проблемой становится старение кадрового ресурса учреждений, отсутствие у сотрудников и руководителей навыков инновационной деятельности, управленческой подготовки, которая позволила бы выстроить новую успешную стратегию деятельности учреждения, основанную на принципе самостоятельного поведения на рынке услуг, понимании стратегических задач всей муниципальной культурной политики.

В настоящее время материально-техническое состояние муниципальных учреждений культуры является одним из самых уязвимых мест, что негативно отражается на всех составляющих их деятельности. Сужаются возможности расширения спектра услуг, повышения их качества и привлекательности сферы культуры у горожан. Необходима модернизация деятельности этих учреждений.

Поэтому важнейшими задачами культурной политики г. Петрозаводска в развитии муниципальной сети до 2008 года станут:

• определение стратегических направлений развития каждого муниципального учреждения в соответствии с изменившимися нормативно- правовьми и социально - экономическими условиями;

• организация работы по повышению квалификации работников муниципальных учреждений, в том числе поддержка межведомственных проектов в этой области;

• создание механизмов стимулирования и поощрения профессионального творческого роста специалистов;

• модернизация управления сетью;

• сохранение и развитие материально-технического комплекса учреждений культуры и создание условий для реализации их потенциала;

• информационное продвижение услуг муниципальных учреждений.

3.3. Развитие отраслевых направлений культуры и искусства Петрозаводска. Краткая характеристика направлений деятельности.

Отличительной особенностью Программы является то, что она предусматривает разработку специализированных подпрограмм, учитывающих профессиональную специфику отдельных отраслей сферы культуры города. Принципами определения перечня подпрограмм стало наличие позитивного опыта работы по программам развития отдельных отраслей муниципальной культуры, а также необходимость в первоочередном внимании к наиболее уязвимым сферам культурной жизни города. Основной целью этой части работ является содействие консолидации профессиональных сообществ в разработке специализированных отраслевых программ: "Библиотека. Горожане: грани взаимодействия", "Развитие изобразительного искусства в городе Петрозаводске", "Музыкальное и художественное образование, поддержка и развитие творческих способностей детей и молодежи", "Социокультурные проекты".

3.3.1. «Библиотека. Горожане: грани взаимодействия».

Раздел «Библиотека. Горожане: грани взаимодействия», направлен на развитие системы библиотечно-информационного обслуживания городского населения Петрозаводска и совершенствование этой системы посредством модернизации библиотек в условиях информатизации общества.

Век новых информационных технологий требует в деятельности библиотек пересмотра традиционных библиотечных услуг, а также принципиально новой политики в отношении библиотек со стороны органов местного самоуправления, которые способствовали бы их становлению в роли универсальных общедоступных информационных центров поддержки процессов демократизации и построения гражданского общества, а также реализации культурных преобразований и экономических реформ.

Этот раздел определяет приоритетные направления работы библиотек, ориентированные на создание комфортной технологичной и современной информационной среды.

Цель данного направления:

Развитие экономически целесообразной системы библиотечно-информационного обслуживания горожан, обеспечивающей свободный доступ к информационным ресурсам и отвечающей запросам и потребностям населения.

Задачи:

- Расширение единого библиотечно-информационного пространства города посредством дальнейшего внедрения в муниципальных библиотеках новых информационных технологий;

- Формирование качественно нового, адекватного ожиданиям пользователей библиотек, книжного фонда;

- Создание новых моделей библиотечного обслуживания горожан в соответствии с их культурными и информационными потребностями;

- Приоритетное обслуживание самой многочисленной категории пользователей: детей и юношества;

- Совершенствование системы непрерывного повышения квалификации библиотечных работников;

- Разработка механизма партнёрского взаимодействия библиотек города с государственными и общественными структурами;

- Расширение спектра библиотечных услуг.

3.3.2. «Развитие изобразительного искусства в г. Петрозаводске».

Изобразительное искусство одна из важных сфер культуры Петрозаводска, обеспечивающих не только полноценность её развития, но и престиж столичного города, формирующих «культурное наследие» будущего. И в то же время сегодня - это одна из самых «уязвимых» областей местной социокультурной среды, нуждающаяся в особой поддержке и внимании.

Цепь деятельности в рамках этого направления Программы является формирование системы поддержки профессионального изобразительного искусства, направленной на создание благоприятных условий для его сохранения и развития.

Достижение поставленной цели предполагается с помощью решения следующих задач:

- целевая поддержка муниципальных учреждений культуры, занимающихся выставочной и просветительской деятельностью в области изобразительных искусств;

- преодоление межведомственной разобщённости и создание единой программы развития изобразительного искусства в Петрозаводске;

- актуализация сферы изобразительного искусства как части культурного достояния Петрозаводска (городская топонимика, календарь памятных дат и событий, т.п.);

- поддержка частных и общественных художественных инициатив, проектов в сфере изобразительного искусства, как традиционного, так и современного; популяризация изобразительного искусства.

3.3.3. «Социокультурные проекты».

Предпосылкой разработки данного раздела Программы стало повышение активности городского населения в создании культурного продукта. Подготовка и проведение большинства городских культурных акций проходит при активном участии самих горожан.

Несмотря на трудности с репетиционными базами развиваются любительские творческие коллективы, являющиеся значительной составной частью культурной среды города. Кроме того, сложилась практика культурно-просветительской деятельности среди социально незащищенных слоев населения, она находит организационную и финансовую поддержку органов социальной защиты населения, а значит при более точном определении целей, задач и методов этой деятельности сфера культуры может сформировать круг партнеров, чьи интересы находятся в области социальной адаптации отдельных категорий населения.

Таким образом, актуальными задачами данного направления являются:

- создание механизмов поддержки социокультурной активности жителей города;

- систематизация работы по социальной адаптации средствами культуры социально незащищенных слоев населения.

3.3.4. "Музыкальное и художественное образование, поддержка и развитие творческих способностей детей и молодежи".

Специалисты отмечают необходимость интеграции ресурсов муниципальной сети и республиканских учреждений, органов управления культурой города и республики, городского сообщества для создания благоприятных условий творческого роста одаренных детей, условий для эстетического воспитания подрастающего поколения.

Разрабатываемая подпрограмма предполагает решение следующих задач:

- повышение социального статуса одаренных детей, их профессиональная ориентация;

- приобщение детей и молодежи к лучшим образцам отечественной и мировой культуры;

- развитие трехступенчатой системы подготовки специалистов музыкального искусства;

- вовлечение лучших образцов детского художественного творчества в систему культурных услуг населению города;.

- содействие участию учащихся Детских музыкальных и художественной школ в культурных акциях за пределами Петрозаводска.

3.4. Управление сферой культуры г. Петрозаводска.

В настоящее время ситуация в сфере управления характеризуется следующим образом:

- ведомственная разобщенность органов управления культурой города и республики;

- в муниципальной сфере преобладает режим «функционирования», а не режим «развития»;

- не достаточно изучены процессы, происходящие в городском культурном сообществе в последние годы, культурные потребности и ожидания горожан.

Реализация Программы невозможна без модернизации системы управления сферой культуры. Ресурсом совершенствования системы являются следующие позитивные факторы:

-ряд муниципальных учреждений в настоящее время разрабатывает концепции и программы своей деятельности

-муниципальные учреждения имеют статус юридического лица, способствующий большей самостоятельности поведения на рынке культурных услуг;

-сложившийся демократический стиль управления, развитая система горизонтальных связей и «корпоративный дух» в сети муниципальных учреждений культуры;

-готовность команды управленцев к изменениям, наличие успешного опыта разработки и реализации инновационных проектов.

На данном этапе актуальными задачами модернизации станут:

-развитие системы управления на основе стратегического планирования, совершенствование программно-целевого метода управления;

-внедрение системы мониторинга процессов в сфере культуры и исследований социо-культурной среды города;

-развитие межведомственной интеграции и кооперации, формирование единой культурной политики города на основе партнерских отношений и приоритетная поддержка межведомственных проектов;

-активное вовлечение городского сообщества в процессы формирования единого культурного пространства и стимулирование творческой активности населения;

-адаптация муниципальной сферы культуры к новым нормативно-правовым условиям.

Система программных мероприятий муниципальной целевой программы «Развитие сферы культуры города Петрозавоска на период 2006-2008 гг.»

N

Мероприятия и первоочередные меры

Перечень нормативных документов, необходимых для реализации мероприятий

Ожидаемые результаты

Сроки реализации

Средства, требуемые для реализации мероприятий, (тыс. руб.)

Исполнители

Федера
льный, рес- публиканский бюджеты

Бюджет города

Иные источн ики

1.

Повышение конкурентоспособности сферы культуры Петрозаводска

1.1

Разработка программы «Новые туристические продукты и городские фестивали Петрозаводска».

Не требуется

Развитие событийного туризма, создание разнообразной, развивающейся, культурной среды

2006

Администрация г. Петрозаводска

1.2

Реализация крупных международных интеграционных проектов в том числе:
- Международного фестиваля «Кантеле»;
- Международного фестиваля городов -побратимов Петрозаводска; и др.

Не требуется

Эффективное использование внешних и внутренних ресурсов для развития сферы культуры и повышение статуса города на международном уровне

2007 2006,2008

300,0

100,0 100,0

100,0 50,0

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (по согласованию), Министерство культуры и по связям с общественностью РК (по согласованию), Администрация г. Петрозаводска

1.3

Разработка, реализация и продвижение крупных целевых проектов в сфере культуры и культурного туризма, в том числе: - День города Петрозаводска,
- Праздник «Город-детям»,
- Международный зимний фестиваль «Гиперборея» ,
- Летний ландшафтный фестиваль «Созвучие белых ночей»,
- Симпозиум скульпторов;
- Конкурс снежных и ледовых скульптур;
- Конкурс песчаных скульптур «Петрозаводские дюны»,
- Конкурс композиций из воздушных шаров,
- Конкурс флюгеров и т. д.

Не требуется

Оживление культурной, деловой и туристской активности г. Петрозаводска, повышение его инвестиционной привлекательности

2006-2008

6000,0

6000,0

Администрация г. Петрозаводска

1.4

Участие в реализации крупных республиканских и международных культурных акций:
- Международного фестиваля ремесленного труда;
- Международного фестиваля «Калакунда»;
- Джазового фестиваля «Звезды и мы»;
- Международного фестиваля «Музыка. Юность. Надежда» и других мероприятий, проводимых в рамках межрегионального и международного сотрудничества.

Не требуется

Повышение эффективности использования финансовых, организационных и творческих ресурсов
для достижения максимального социаль-
ного и экономического результата

2006-2008

-

-

150,0

Министерство культуры и по связям с общественностью РК (по согласованию), Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска

1.5

Организация фестивалей, конкурсов, и др. творческих мероприятий для детей и юношества:

Не требуется

Поддержка и развитие активной творческой среды для формирования культурной элиты города

2006-2008

600,0

150,0

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам

- Международного детского музыкально- театральный фестиваля «Золотые ключики»;

раз в три года

молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г.

- Открытого хорового фестиваля «Виват, мальчишки»;

раз в два года

Петрозаводска

- Городского открытого конкурса юных композиторов «Музыка - душа моя»;

раз в два года

- Регионального турнира по спортивному танцу «Хрустальный башмачок»;

i

ежегодно

- Международного детского фестиваля юных пианистов «Северное сияние»;
- Праздника музыки северных стран

ежегодно


ежегодно

«Сайта Люсия»;
- Хоровой ассамблеи «Лаулу»;
- Зимней Академии искусств . «Северные музы».

раз в два года

ежегодно

1.6

Создание фонда грантов на участие в культурных событиях российского и международного уровня.

Не требуется

Создание системы поддержки деятелей культуры, одаренных детей, участвующих в российских и международных акциях

2006 -2008

300,0

Администрация г. Петрозаводска

1.7

Разработка концепции строительства концертно-развлекательного комплекса в г. Петрозаводске

Не требуется

Поддержка имиджевых культурных событий, способствующих привлечению ресурсов и повышающих культурный

2006- 2008

Администрация г. Петрозаводска

1.8

Формирование презентационного пакета сферы культуры города Петрозаводска.

Не требуется

Информационное продвижение культурного продукта на рынок внутри и за пределы Петрозаводска

2006- 2008

Администрация г. Петрозаводска

1.9

Организация работы городской общественной Комиссии по культурно-историческому наследию.

Постановление Главы самоуправления города от 26.11.2003 N3581

сохранение и развитие культурно-исторического
наследия города

2006- 2008

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска

2.

Развитие муницицальной сети сферы культуры Петрозаводска

2.1.

Модернизация сети муниципальных учреждений культуры.

Не требуется

создание условий для привлечения в сферу культуры дополнительных финансовых ресурсов

2006-2008

Администрация г. Петрозаводска

2.2.

Разработка и реализация информационных проектов, направленных на продвижение муниципальных культурных услуг для населения и гостей города.

Не требуется

Эффективное использование внешних и внутренних ресурсов
для развития сферы культуры

2006-2008

Администрация г. Петрозаводска, Министерство культуры и по связям с общественностью РК ( по согласованию)

2.3.

Организация и проведение мониторинга потребности в кадрах.

Не требуется

Нормирование эффективной кадровой
политики в г. Петрозаводске

2006-2008

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска

2.4.

Участие специалистов муниципальных учреждений культуры в обучающих семинарах и программах, проводимых Министерством культуры РК и республиканскими учреждениями культуры.

Не требуется

Эффективное использование ресурсов сферы культуры, создание условий для формирования партнерских связей

2006-2008

150,0

Министерство культуры и по связям с общественностью РК (по согласованию), Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска

2.5.

Разработка и реализация проектов по кадровому менеджменту (в т.ч. с городами - побратимами).

Не требуется

Апробирование зарубежного опыта в деятельности муниципальных учреждений культуры

2006-2008

-

-

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска

2.6.

Организация курсов по обучению компьютерной грамотности для работников сферы культуры и дополнительного образования детей.

Не требуется

Вовлечение современных информационных технологий в деятельность учреждений культуры и дополнительного образования детей

2006-2008

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска

2.7.

Организация и проведение профессиональных конкурсов, курсов повышения квалификации, стажировок, творческих лабораторий и др. мероприятий для работников культуры и дополнительного образования.

Не требуется

Создание условий для профессионального роста и повышения качества работы

2006-2008

100,0

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска,

2.8.

Проведение аттестации всех категорий работников сферы культуры

Приказ Министерства образования России от 26.06.2000 г. N 1908 и приложение «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»

Мониторинг системы художественного образования, повышение эффективности художественного образования в муниципальных учреждениях культуры

2006-2008

-

-

-

2.9.

Поддержка и развитие материально-технического комплекса учреждений культуры и создание условий для реализации их потенциала

Создание благоприятной материально-технической базы для реализации творческих проектов и образовательной деятельности

2.9.1.

Текущий ремонт: МУ «Детская музыкально-хоровая школа, МУ «Городской Выставочный зал», МУ «Социально-культурный центр», МУ «Детская школа искусств».

Проектно-сметная документация

2006-2008

-

1050,0

-

Администрация г.Петрозаводска

2.9.2.

Проработка варантов размещения МУ «Детская музыкальная школа им. Г.Свиридова» в микрорайоне Кукковка и МУ «Детская школа искусств» в микрорайоне Древлянка.

Не требуется

2006-2008

-

-

-

Администрация г.Петрозаводска

2.9.

Приобретение и ремонт оборудования:

Не требуется

2006-2008

-

300,0

-

Управление культуры

3

- создание долгосрочной программы по обследованию, ремонту и обновлению парка музыкальных инструментов;
- приобретение технического оборудова ния и программного обеспечения для реализации творческих проектов;
- приобретение мебели для МУ «ЦБС»;
- пошив костюмов ансамблю бального танца «Ритм»

-

-

комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска

3.

Развитие отраслевых направлений культуры и искусства Петрозаводска

3.1.

Разработка и реализация отраслевых подпрограмм:
- «Библиотека. Горожане: грани взаимодействия »;
- «Музыкальное и художественное обра зование, поддержка и развитие творче ских способностей детей и молодежи»;
- « Социокультурные проекты»;
- «Развитие изобразительного искусства г. Петрозаводска».

Не требуется

Создание стратегии эффективного комплексного развития сферы культуры и искусства Петрозаводска.

2006-2008

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска

3.2.

Совершенствование системы библиотечно-информационного обслуживания в муниципальных библиотеках

3.2. 1

Информатизация и информационное сопровождение деятельности муниципальных библиотек:
- продление и реализация целевой подпрограммы МУ «ЦБС» «Подписка на 2006-2008 гг.»;
-продление и реализация целевой подпрограммы МУ «ЦБС» «Комплектование библиотечных фондов на период 2006-2008 гг.»;
- создание службы правовой информации на базе информационно-библиографического отдела Центральной городской библиотеки МУ «ЦБС» г. Петрозаводска
- участие в проекте «Электронный Петрозаводск»

Программа «Информатизация МУ «ЦБС» на 2006-2008 г.» Программа.

Программа



Не требуется





Не требуется

Создание и интеграция информационных библиотечных ресурсов; предоставление горожанам свободного доступа к современным информационным ресурсам; развитие новых форм библиотечных услуг, создающих предпосылки для наиболее полной реализации потребностей всех категорий населения; привлечение внимания общественности к деятельности муниципальных библиотек

2006-2008

1500,0

600,0

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска,

3.3.

Музыкальное и художественное образование, поддержка и развитие творческих способностей детей и молодежи

3.3.1

Развитие системы музыкального и художественного образования и профессиональной ориентации одаренных детей:
-разработка и внедрение в работу образовательных учреждений развивающих методик с использованием произведений различных видов искусства; -разработка и внедрение инновационных учебных планов и программ и обеспечение их методическими материалами; -разработка экспериментальных развивающих и обучающих компьютерных программ для использования в образовательных учреждениях и организациях досуга.

Не требуется

совершенствование и модернизация системы художественного образования

2006-2008

150,0

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска, Министерство образования и по делам молодежи РК ( по согласованию), Министерство культуры и по связям с общественностью РК (по согласованию)

3.3.2

Поддержка и развитие действующей многоступенчатой системы музыкального образования и просвещения в г. Петрозаводске.

Не требуется

Совершенствование системы профессионального музыкального образования

2006-2008

Министерство культуры и по связям с общественностью РК (по согласованию), Администрация г. Петрозаводска

3.3.3

Организация и проведение семинаров-совещаний «Современные технологии в музыкальном и художественном образовании» для преподавателей детских музыкальных и художественных школ, общеобразовательных учреждений и гимназий с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Не требуется

Объединение творческих и педагогических инноваций для решений модернизации художественного образования

2006-2008

60,0

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска, Министерство культуры и по связям с общественностью РК (по согласованию)

3.3.4

Участие одаренных детей в международных, российских, республиканских, муниципальных фестивалях, конкурсах, творческих школах и иных творческих проектах

Не требуется

Создание благоприятных условий для профессионального и творческого роста детей и молодежи

2006-2008

90,0

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска

3.3. 5

Выдвижение одаренных детей на стипендии и другие формы поддержки и поощрения, осуществляемые Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерством культуры и по связям с общественностью РК, российскими и зарубежными фондами.

Не требуется

Повышение социального статуса одаренных детей и их профессиональная ориентация

2006-2008

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска

3.3.6

Учреждение степендий Администрации г. Петрозаводска для одаренных детей

постановление Главы самоуправления г.Петрозавод ска от 22.12.03 N 3795

Повышение социального статуса одаренных детей, содействие их профессиональной ориентации

2006-2008

210,0

Администрация г. Петрозаводска

3.3.7

Учреждение стипендий Администрации г. Петрозаводска студентам Карельской государственной консерватории им. Глазунова.

Постановление главы самоуправления г. Петрозаводска

Содействие развитию трехступенчатой системы музыкального образования, и профессиональной подготовки кадров

2006-2008

165,0

Администрация г. Петрозаводска

3.4.

Развитие изобразительного искусства г. Петрозаводска

3.4.1

Разработка и реализация творческих и выставочных проектов в области профессионального искусства в том числе:
- Международной Триеннале современ ного искусства;
- Международной выставки акварельной живописи «Аквабиеннале»
- Выставок карельских художников в Петрозаводске и за его пределами.
- Участие в крупных республиканских проектах в области изобразительного искусства.

Не требуется

Преодоление культурной изолированности города от современных культурных процессов, привлечение внимания и содействие развитию интереса жителей г. Петрозаводска к изобразительному искусству

2006-2008
раз в 3 года раз в два года ежегодно
ежегодно

150,0

150,0

Администрация г. Петрозаводска, Министерство культуры и по связям с общественностью РК (по согласованию)

3.4.
2

Предоставление льгот за аренду, коммунальные услуги и техническое обслуживание арендуемых помещений под персональные творческие мастерские, офисы творческих союзов

Постановление Главы самоуправления N4396 от 26.10.99 г.

Создание благоприятных условий для профессиональной деятельности в сфере искусства

2006-2008

1200,0

Администрация г. Петрозаводска

3.4. 3

Учреждение грантов Администрации города Петрозаводска на творческие проекты профессиональных художников

2006-2008

180,0

Администрация г. Петрозаводска

3.4. 4

Создание полиграфической продукции о художниках Петрозаводска

2006-2008

200,0

Администрация г. Петрозаводска, Министерство культуры и по связям с общественностью РК (по согласованию)

3.5

Социокультурные проекты

3.5. 1

Участие в создании Центра российской кинематографии в г. Петрозаводске.

Соглашение между Министерством
культуры РК и Администрацией г. Петрозаводска

Создание современного кинозрелищного комплекса, соответствующего мировым стандартам; продвижение лучших отечественных фильмов.

2006-2008

Министерство культуры и по связям с общественностью РК (по согласованию), Администрация г. Петрозаводска

3.5.2

Создание и организация деятельности муниципальной Детской студии ремесел на базе Центра ремесел.

Не требуется

Гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие их творческих и личностных качеств

2006-2008

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска

3.5.3

Организация открытых творческих мастерских на базе муниципального Центра ремесел - филиала МУ «Социально-культурный центр» для реализации учебной и консультативной деятельности по традиционным ремеслам.

Не требуется

Сохранение и развитие традиционных культур, создание условий для консолидации мастеров народного творчества

2006-2008

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска

3.5. 4

Реализация проектов «Мосты над барьерами» и «Шаг навстречу» для детей с ограниченными возможностями.

Не требуется

Использование ресурсов сферы культуры для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

2006-2008

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска, Министерство культуры и по связям с общественностью РК (по согласованию)

3.5.
5

Организация курсов, семинаров, творческих школ по традиционному искусству для малообеспеченных групп населения, инвалидов, воспитанников детских домов и интернатов, безработных.

Республиканские и городские целевые программы

Вовлечение различных социальных групп в социально- культурную деятельность

2006-2008

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска, Министерство культуры и по связям с общественностью РК (по согласованию) , Министерство социальной защиты РК (по согласованию

4.

Совершенствование системы управления сферой культуры

4.1.

Разработка Концепции развития сферы культуры г. Петрозаводска на период с 2008 по 2015 года

Не требуется

Определение стратегических целей, главных задач и механизмов их достижения в сфере культуры г. Петрозаводска как культурно- исторического делового и туристского центра Северо-Запада России

2006-2008

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска, Министерство культуры и по связям с общественностью РК (по согласованию)

4.2.

Разработка проекта программы развития сферы культуры в г. Петрозаводске на период с 2008 по 2015 гг.

Не требуется

Определение приоритетных направлений развития сферы культуры в г. Петрозаводске на основе всех видов культурных ресурсов, сроков и механизмов реализации, финансовых источников.

2006-2008

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска, Министерство культуры и по связям с общественностью РК (по согласованию)

4.3.

Совершенствование механизмов взаимодействия по реализации республиканской и муниципальной программ развития сферы культуры, социокультурных и творческих проектов.

Не требуется

Повышение эффективности использования организационных, творческих, кадровых и финансовых ресурсов

2006-2008

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска, Министерство культуры и по связям с общественностью РК (по согласованию)

4.4.

Организация и проведение мониторинга эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры на основе прогнозно-целевых показателей.

Не требуется

Обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов сферы культуры

2006-2008

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска

4.5.

- Разработка дизайн-проекта и информационное сопровождение web-страницы Управления культуры и муниципальных учреждений культуры на сайте Администрации г. Петрозаводска;
- Работа со средствами массовой информации.

Не требуется

Обеспечение гласности хода реализации Программы

2006-2008

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска

4.6.

Организация мероприятий по презентации Программы широкой общественности.

Не требуется

Информационное обеспечение и поиск партнеров

2006-2008

Управление культуры комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации г. Петрозаводска

ИТОГО:

300,0

12155,0

7650,0

Итого по программе: 20105,0 тыс. руб.

Текст сверен по:
официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ