ПРАВИТЕЛЬСТВО
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 1999 г. № 22-П
О
Концепции развития культуры в
Республике Карелия до 2008 года
Постановление введено в действие с
22.06.99 г.
С дополнениями, внесенными
14.09.04 г. Постановлением
Правительства Республики Карелия "О
внесении дополнения в постановление
Правительства Республики Карелия от 22
июня 1999 года N 22-П", № 93-П, введенным в
действие с 14.09.04 г. (Газета "Карелия " N 105
(1236) от 21 сентября 2004 года, стр. 6)
В
соответствии с Концепцией
социально-экономического развития
Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг.
"Возрождение Карелии" Правительство
Республики Карелия постановляет:
1. Одобрить разработанную
Министерством культуры Республики
Карелия Концепцию развития культуры в
Республике Карелия до 2008 года.
2. Министерству культуры и по связям
с общественностью Республики Карелия
использовать положения Концепции
развития культуры в Республике Карелия
до 2008 года при разработке программ,
планов и нормативно-правовых актов
республики по вопросам развития
культуры.
(Пункт дополнен постановлением
Правительства Республики Карелия "О
внесении дополнения в постановление
Правительства Республики Карелия от 22
июня 1999 года N 22-П" от 14.09.04 г., введенным в
действие с 14.09.04 г., газета "Карелия " N 105
(1236) от 21 сентября 2004 года, стр. 6)
Председатель Правительства Республики Карелия С. Л. КАТАНАНДОВ
ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Республики Карелия
от 22 июня 1999 г.
№ 22-П
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
до 2008 года
Введение
1.
Основой данной Концепции развития
культуры в Республике Карелия до 2008 года
(далее - Концепция) является признание
органами государственной власти
Республики Карелия культурной специфики
в качестве одного и базовых факторов
развития территории.
Концепция развития культуры в
Республике Карелия призвана определить
приоритеты государственной культурной
политики с целью создания условий для
реализации конституционного права
граждан Республики Карелия в отношении
культуры.
Концепция направлена на
формирование новой парадигмы мышления
всех субъектов культурной деятельности
в условиях рыночной экономики.
Концепция предусматривает
поддержку творческих работников и
создание условий для развития искусства
во взаимодействии со всеми сферами
культуры.
Концепция нацелена на активную
финансовую политику в сфере культуры,
предусматривает переход от отраслевого
принципа управления культурой к
межведомственному социокультурному
программированию.
Данная Концепция учитывает
социально-экономические условия
Республики Карелия и имеющийся в ней
культурный потенциал.
Принципы определения основных
задач Концепции заключаются в
установлении приоритетов, формировании
структур и обеспечении достаточных
средств для создания условий,
способствующих реализации возможностей
человеческой личности.
Данная Концепция одобрена
коллегией Министерства культуры
Республики Карелия, творческими союзами
и руководителями республиканских
учреждений культуры 24 декабря 1998 года.
Раздел I. Факторы, влияющие на развитие культуры в период экономических преобразований
2. Преимущества развития
культуры:
1) огромный историко-культурный и
духовный потенциал, представляющий
интерес не только для республики, но и
для различных стран и регионов;
2) заповедные ландшафтные и
этнокультурные территории;
3) самобытная традиционная культура
коренных народов: карелов, вепсов,
русских;
4) всемирно известные памятники
истории и культуры: ансамбль Кижского
погоста. Валаамский архипелаг,
территориальная близость к памятникам
Соловецкого монастыря (о. Соловки);
5) значительный творческий
потенциал в области искусства;
6) многопрофильная сеть учреждений
культуры.
3. Проблемы развития
культуры:
1) критическое состояние сферы
культуры на фоне
социально-экономического кризиса в
Республике Карелия и в России в целом;
2) слабая материально-техническая
база учреждений культуры, обострение
материальных проблем культуры как
следствие недостаточного
финансирования;
3) нескоординированность усилий
различных уровней управления культурой
и отсутствие приоритетов;
4) низкий уровень экономической и
юридической компетенции;
5) преобладание в условиях
экономических преобразований "бюджетное
сознания", вызванного сложностью
переориентации мышления и отсутствием
выработки самостоятельных решений,
способствующих выживанию учреждений
культуры в условиях финансового
кризиса;
6) низкий уровень социальной
защищенности работников культуры.
4. Современная
социокультурная ситуация, оказывающая
непосредственное влияние на проблемы в
сфере культуры
Усиление социальной напряженности
вызвано:
-проблемами занятости населения,
снижением социального статуса жителей
сел и лесных поселков, неуверенностью в
завтрашнем дне;
-снижением уровня физической и
психической культуры населения;
-преобладанием в структуре
населения "проблемных групп": социально
незащищенных, малообеспеченных,
безработных, лиц без определенного места
жительства.
Раздел II. Государственная политика в сфере культуры
Превратить политику в сфере культуры, в один из ключевых фактор" стратегии устойчивого развития, усилить роль культуры в процессе социальных преобразований.
5. Цели
Государственная политика в
области культуры рассматривает культуру
как компонент устойчивого развития в
координации с политикой в других
социальных областях.
Главной целью
государственной культурной политики на
ближайшую перспективу является
поддержка такого состояния общества,
которое обеспечивает все необходимые
предпосылки для политического,
социального и экономического обновления
Республики Карелия, создание условий для
развития творческого потенциала сферы
культуры.
Стратегической
целью культурной политики
Республики Карелия является сохранение
самобытной многонациональной культуры,
культурного наследия, содействие
развитию литературы и искусства,
возрождение
духовных
традиций, а также сохранение их в
условиях финансового кризиса.
Основной
целью культурной политики является
стимулирование процессов
самоорганизации культурной жизни,
создание условий для саморазвития
культуры, вхождение культуры Республики
Карелия в мировое сообщество, улучшение
качества жизни всех членов общества.
Переход на самоорганизацию
культурной жизни предполагает:
-развитие и поддержку
социально-культурных инициатив,
стимулирование творческой активности
населения, поддержку общественных
проектов и новых форм
культурно-досуговой деятельности;
- ориентацию культурной политики на
приоритетные социальные группы и
категории населения;
-концентрацию материальных и
кадровых ресурсов на поддержку на
высоком уровне ведущих учреждений и
коллективов (с целью создания "эталонов",
лучших образцов культурной жизни);
-сохранение и развитие культуры
национальных этнических групп, включая
сохранение исторических памятников,
языка, литературы, религии, народного
творчества во всех его формах;
- создание условий для
регионального, межрегиональных и
международных культурных контактов.
6. Основные функции и
задачи
Функции:
- гармонизация социальной среды;
- формирование личности;
-стимулирование развития
самостоятельности, инициативы;
- рекреативно-оздоровительные.
Задачи:
- обеспечение и защита конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;
-
приобщение населения республики и в
первую очередь детей к культуре
Республики Карелия;
-сохранение накопленного
потенциала в сфере культуры;
- сохранение единого культурного
пространства, формирование кадастра
культурных ценностей;
-сохранение многонациональной
культуры Республики Карелия,
культурного наследия, возрождение
духовных традиций и ценностей;
- создание альтернативных форм
культурного обслуживания населения.
7. Приоритетные
направления
Определение жесткой системы приоритетов по следующим направлениям:
-отраслевых, т. е.
определение тех вопросов деятельности,
которые являются наиболее значимыми в
развитии культуры Республики Карелия;
-социальных, т. е. определение тех
социальных групп населения, которые в
первую очередь нуждаются в защите и
поддержке;
-экономических, т. е. определение
тех учреждений культуры,
государственное инвестирование которых
перспективно для развития культуры в
республике.
В качестве приоритетов на
ближайшую перспективу Концепция
определяет:
- управление культурой на основе
социокультурного программирования,
информационных, интеллектуальных,
творческих и финансовых ресурсов;
-сохранение и наращивание
информационного потенциала сферы
культуры; создание на основе технологий
электронных телекоммуникаций
единой
информационной сети, объединяющей
республиканские и районные звенья;
- вступление в информационное
общество и овладение информационными и
телекоммуникационными технологиями;
-создание центров программирования
сферы культуры;
-формирование автономных центров
развития культуры на местах;
- обеспечение более полного
признания культуры и искусства в
качестве одного из основных аспектов
образования и развития художественного
воспитания;
-создание специализированной
системы переподготовки кадров,
ориентированной на использование новых
технологий;
-использование культурного
наследия в социально-экономическом
развитии Республики Карелия;
-стимулирование творчества и
участия в культурной жизни.
Раздел III. Механизм реализации. Источники финансирования. Ожидаемый результат
8. Механизм реализации основных задач и приоритетов в сфере культуры:
1)
совершенствование нормативно-правовой
базы;
2) адресная поддержка инициатив,
проектов и программ;
3) подготовка кадров в сфере
культуры;
4) разработка долгосрочных программ
развития культуры и искусства на основе
разработки бизнес-планов;
5) вовлечение памятников истории и
культуры, музейных коллекций в
социально-экономическую деятельность
Республики Карелия, в т. ч. в
инфраструктуру туризма;
6) привлечение средств российских и
международных фондов и проектов;
7) совершенствование управления в
сфере культуры: восстановление
вертикальных управленческих связей
между субъектами управления различных
уровней; установление горизонтальных
связей между различными субъектами
культуры на договорной основе (договоры
с творческими союзами, ассоциациями,
общественными организациями, фондами и
др.);
8) формирование социальных
информационных служб;
9) создание и развитие
инфраструктуры культуры в Республике
Карелия.
9.
Финансовые ресурсы, необходимые для
достижения целей, предусмотренные
данной Концепцией:
1) бюджетное финансирование (бюджет
Российской Федерации, бюджет Республики
Карелия: республиканский и
муниципальные).
Совершенствование и изменение
системы бюджетного финансирования сферы
культуры с разделением средств,
выделяемых из бюджетов, на две части:
-пассивную, предназначенную на
выплату заработной платы и покрытие
расходов по содержанию зданий и объектов
культуры и искусства;
-активную, предназначенную на
финансирование мероприятий, программ и
проектов на конкурсной основе;
2) налоговые льготы;
3) собственные доходы учреждений
культуры;
4) доходы от вовлечения ресурсов
сферы культуры в экономическую
деятельность Республики Карелия
(культура - как ресурс развития
территории);
5) доходы от проведения лотерей,
аукционов и т. д.;
6) привлечение средств российских и
международных фондов и проектов;
7) другие привлеченные средства
10. Ожидаемый результат:
1) сохранение единого культурного
пространства, формирование и реализация
единой государственной политики в сфере
культуры в Республике Карелия;
2) создание и обеспечение условий
для сохранения и развития культуры
Республики Карелия;
3) создание новых технологий в сфере
культуры;
4) создание информационных центров,
центров программирования сферы
культуры;
5) формирование многоканальной
системы финансирования сферы культуры;
6) установление механизмов
взаимодействия между различными
субъектами культуры в республике;
7) поднятие статуса и
профессионализма работников культуры и
искусства;
8) создание привлекательного имиджа
Республики Карелия.
Текст сверен по:
“Собрание законодательства
Республики Карелия”
№ 6 (июнь 1999г),
ст. 887
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена
в отделе баз данных ИВЦ ПГУ
Ссылается на