ПРАВИТЕЛЬСТВО
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 1999 г. № 22-П
О
Концепции развития культуры в
Республике Карелия до 2008 года
Постановление введено в действие с 22.06.99
г.
С дополнениями, внесенными
14.09.04 г. Постановлением Правительства
Республики Карелия "О внесении
дополнения в постановление
Правительства Республики Карелия от 22
июня 1999 года N 22-П", № 93-П, введенным в
действие с 14.09.04 г. (Газета "Карелия "
N 105 (1236) от 21 сентября 2004 года, стр. 6)
В
соответствии с Концепцией
социально-экономического развития
Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг.
"Возрождение Карелии"
Правительство Республики Карелия
постановляет:
1. Одобрить разработанную Министерством
культуры Республики Карелия Концепцию
развития культуры в Республике Карелия
до 2008 года.
2. Министерству культуры и по связям с
общественностью Республики Карелия
использовать положения Концепции
развития культуры в Республике Карелия
до 2008 года при разработке программ,
планов и нормативно-правовых актов
республики по вопросам развития
культуры.
(Пункт дополнен постановлением
Правительства Республики Карелия "О
внесении дополнения в постановление
Правительства Республики Карелия от 22
июня 1999 года N 22-П" от 14.09.04 г., введенным
в действие с 14.09.04 г., газета "Карелия
" N 105 (1236) от 21 сентября 2004 года, стр. 6)
Председатель Правительства Республики Карелия С. Л. КАТАНАНДОВ
ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Республики Карелия
от 22 июня 1999 г.
№ 22-П
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
до 2008 года
Введение
1.
Основой данной Концепции развития
культуры в Республике Карелия до 2008 года
(далее - Концепция) является признание
органами государственной власти
Республики Карелия культурной специфики
в качестве одного и базовых факторов
развития территории.
Концепция развития культуры в
Республике Карелия призвана определить
приоритеты государственной культурной
политики с целью создания условий для
реализации конституционного права
граждан Республики Карелия в отношении
культуры.
Концепция направлена на формирование
новой парадигмы мышления всех субъектов
культурной деятельности в условиях
рыночной экономики.
Концепция предусматривает поддержку
творческих работников и создание
условий для развития искусства во
взаимодействии со всеми сферами
культуры.
Концепция нацелена на активную
финансовую политику в сфере культуры,
предусматривает переход от отраслевого
принципа управления культурой к
межведомственному социокультурному
программированию.
Данная Концепция учитывает
социально-экономические условия
Республики Карелия и имеющийся в ней
культурный потенциал.
Принципы определения основных задач
Концепции заключаются в установлении
приоритетов, формировании структур и
обеспечении достаточных средств для
создания условий, способствующих
реализации возможностей человеческой
личности.
Данная Концепция одобрена коллегией
Министерства культуры Республики
Карелия, творческими союзами и
руководителями республиканских
учреждений культуры 24 декабря 1998 года.
Раздел I. Факторы, влияющие на развитие культуры в период экономических преобразований
2. Преимущества развития
культуры:
1) огромный историко-культурный и
духовный потенциал, представляющий
интерес не только для республики, но и
для различных стран и регионов;
2) заповедные ландшафтные и
этнокультурные территории;
3) самобытная традиционная культура
коренных народов: карелов, вепсов,
русских;
4) всемирно известные памятники истории и
культуры: ансамбль Кижского погоста.
Валаамский архипелаг, территориальная
близость к памятникам Соловецкого
монастыря (о. Соловки);
5) значительный творческий потенциал в
области искусства;
6) многопрофильная сеть учреждений
культуры.
3. Проблемы развития
культуры:
1) критическое состояние сферы культуры
на фоне социально-экономического
кризиса в Республике Карелия и в России в
целом;
2) слабая материально-техническая база
учреждений культуры, обострение
материальных проблем культуры как
следствие недостаточного
финансирования;
3) нескоординированность усилий
различных уровней управления культурой
и отсутствие приоритетов;
4) низкий уровень экономической и
юридической компетенции;
5) преобладание в условиях экономических
преобразований "бюджетное
сознания", вызванного сложностью
переориентации мышления и отсутствием
выработки самостоятельных решений,
способствующих выживанию учреждений
культуры в условиях финансового
кризиса;
6) низкий уровень социальной
защищенности работников культуры.
4. Современная
социокультурная ситуация, оказывающая
непосредственное влияние на проблемы в
сфере культуры
Усиление социальной напряженности
вызвано:
-проблемами занятости населения,
снижением социального статуса жителей
сел и лесных поселков, неуверенностью в
завтрашнем дне;
-снижением уровня физической и
психической культуры населения;
-преобладанием в структуре населения
"проблемных групп": социально
незащищенных, малообеспеченных,
безработных, лиц без определенного места
жительства.
Раздел II. Государственная политика в сфере культуры
Превратить политику в сфере культуры, в один из ключевых фактор" стратегии устойчивого развития, усилить роль культуры в процессе социальных преобразований.
5. Цели
Государственная политика в
области культуры рассматривает культуру
как компонент устойчивого развития в
координации с политикой в других
социальных областях.
Главной целью
государственной культурной политики на
ближайшую перспективу является
поддержка такого состояния общества,
которое обеспечивает все необходимые
предпосылки для политического,
социального и экономического обновления
Республики Карелия, создание условий для
развития творческого потенциала сферы
культуры.
Стратегической
целью культурной политики
Республики Карелия является сохранение
самобытной многонациональной культуры,
культурного наследия, содействие
развитию литературы и искусства,
возрождение
духовных
традиций, а также сохранение их в
условиях финансового кризиса.
Основной целью
культурной политики является
стимулирование процессов
самоорганизации культурной жизни,
создание условий для саморазвития
культуры, вхождение культуры Республики
Карелия в мировое сообщество, улучшение
качества жизни всех членов общества.
Переход на самоорганизацию культурной
жизни предполагает:
-развитие и поддержку
социально-культурных инициатив,
стимулирование творческой активности
населения, поддержку общественных
проектов и новых форм
культурно-досуговой деятельности;
- ориентацию культурной политики на
приоритетные социальные группы и
категории населения;
-концентрацию материальных и кадровых
ресурсов на поддержку на высоком уровне
ведущих учреждений и коллективов (с
целью создания "эталонов", лучших
образцов культурной жизни);
-сохранение и развитие культуры
национальных этнических групп, включая
сохранение исторических памятников,
языка, литературы, религии, народного
творчества во всех его формах;
- создание условий для регионального,
межрегиональных и международных
культурных контактов.
6. Основные функции и
задачи
Функции:
- гармонизация социальной среды;
- формирование личности;
-стимулирование развития
самостоятельности, инициативы;
- рекреативно-оздоровительные. Задачи:
- обеспечение и защита конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;
- приобщение
населения республики и в первую очередь
детей к культуре Республики Карелия;
-сохранение накопленного потенциала в
сфере культуры;
- сохранение единого культурного
пространства, формирование кадастра
культурных ценностей;
-сохранение многонациональной культуры
Республики Карелия, культурного
наследия, возрождение духовных традиций
и ценностей;
- создание альтернативных форм
культурного обслуживания населения.
7. Приоритетные
направления
Определение жесткой системы приоритетов по следующим направлениям:
-отраслевых, т. е. определение тех
вопросов деятельности, которые являются
наиболее значимыми в развитии культуры
Республики Карелия;
-социальных, т. е. определение тех
социальных групп населения, которые в
первую очередь нуждаются в защите и
поддержке;
-экономических, т. е. определение тех
учреждений культуры, государственное
инвестирование которых перспективно для
развития культуры в республике.
В качестве приоритетов на ближайшую
перспективу Концепция определяет:
- управление культурой на основе
социокультурного программирования,
информационных, интеллектуальных,
творческих и финансовых ресурсов;
-сохранение и наращивание
информационного потенциала сферы
культуры; создание на основе технологий
электронных телекоммуникаций
единой
информационной сети, объединяющей
республиканские и районные звенья;
- вступление в информационное общество и
овладение информационными и
телекоммуникационными технологиями;
-создание центров программирования
сферы культуры;
-формирование автономных центров
развития культуры на местах;
- обеспечение более полного признания
культуры и искусства в качестве одного
из основных аспектов образования и
развития художественного воспитания;
-создание специализированной системы
переподготовки кадров, ориентированной
на использование новых технологий;
-использование культурного наследия в
социально-экономическом развитии
Республики Карелия;
-стимулирование творчества и участия в
культурной жизни.
Раздел III. Механизм реализации. Источники финансирования. Ожидаемый результат
8. Механизм реализации основных задач и приоритетов в сфере культуры:
1)
совершенствование нормативно-правовой
базы;
2) адресная поддержка инициатив, проектов
и программ;
3) подготовка кадров в сфере культуры;
4) разработка долгосрочных программ
развития культуры и искусства на основе
разработки бизнес-планов;
5) вовлечение памятников истории и
культуры, музейных коллекций в
социально-экономическую деятельность
Республики Карелия, в т. ч. в
инфраструктуру туризма;
6) привлечение средств российских и
международных фондов и проектов;
7) совершенствование управления в сфере
культуры: восстановление вертикальных
управленческих связей между субъектами
управления различных уровней;
установление горизонтальных связей
между различными субъектами культуры на
договорной основе (договоры с
творческими союзами, ассоциациями,
общественными организациями, фондами и
др.);
8) формирование социальных
информационных служб;
9) создание и развитие инфраструктуры
культуры в Республике Карелия.
9. Финансовые ресурсы,
необходимые для достижения целей,
предусмотренные данной Концепцией:
1) бюджетное финансирование (бюджет
Российской Федерации, бюджет Республики
Карелия: республиканский и
муниципальные).
Совершенствование и изменение системы
бюджетного финансирования сферы
культуры с разделением средств,
выделяемых из бюджетов, на две части:
-пассивную, предназначенную на выплату
заработной платы и покрытие расходов по
содержанию зданий и объектов культуры и
искусства;
-активную, предназначенную на
финансирование мероприятий, программ и
проектов на конкурсной основе;
2) налоговые льготы;
3) собственные доходы учреждений
культуры;
4) доходы от вовлечения ресурсов сферы
культуры в экономическую деятельность
Республики Карелия (культура - как ресурс
развития территории);
5) доходы от проведения лотерей,
аукционов и т. д.;
6) привлечение средств российских и
международных фондов и проектов;
7) другие привлеченные средства
10. Ожидаемый результат:
1) сохранение единого культурного
пространства, формирование и реализация
единой государственной политики в сфере
культуры в Республике Карелия;
2) создание и обеспечение условий для
сохранения и развития культуры
Республики Карелия;
3) создание новых технологий в сфере
культуры;
4) создание информационных центров,
центров программирования сферы
культуры;
5) формирование многоканальной системы
финансирования сферы культуры;
6) установление механизмов
взаимодействия между различными
субъектами культуры в республике;
7) поднятие статуса и профессионализма
работников культуры и искусства;
8) создание привлекательного имиджа
Республики Карелия.
Текст
сверен по:
“Собрание законодательства
Республики Карелия”
№ 6 (июнь 1999г),
ст. 887
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в отделе баз данных ИВЦ ПГУ
Ссылается на