Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

ПРАВИТЕЛЬСТВО
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 1999 г. № 22-П


О Концепции развития культуры в Республике Карелия до 2008 года



Постановление введено в действие с 22.06.99 г.

С дополнениями, внесенными

14.09.04 г. Постановлением Правительства Республики Карелия "О внесении дополнения в постановление Правительства Республики Карелия от 22 июня 1999 года N 22-П", № 93-П, введенным в действие с 14.09.04 г. (Газета "Карелия " N 105 (1236) от 21 сентября 2004 года, стр. 6)


В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг. "Возрождение Карелии" Правительство Республики Карелия постановляет:
1. Одобрить разработанную Министерством культуры Республики Карелия Концепцию развития культуры в Республике Карелия до 2008 года.
2. Министерству культуры и по связям с общественностью Республики Карелия использовать положения Концепции развития культуры в Республике Карелия до 2008 года при разработке программ, планов и нормативно-правовых актов республики по вопросам развития культуры.
(Пункт дополнен постановлением Правительства Республики Карелия "О внесении дополнения в постановление Правительства Республики Карелия от 22 июня 1999 года N 22-П" от 14.09.04 г., введенным в действие с 14.09.04 г., газета "Карелия " N 105 (1236) от 21 сентября 2004 года, стр. 6)

Председатель Правительства Республики Карелия С. Л. КАТАНАНДОВ


ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Республики Карелия
от 22 июня 1999 г.
№ 22-П

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ до 2008 года

Введение

1. Основой данной Концепции развития культуры в Республике Карелия до 2008 года (далее - Концепция) является признание органами государственной власти Республики Карелия культурной специфики в качестве одного и базовых факторов развития территории.
Концепция развития культуры в Республике Карелия призвана определить приоритеты государственной культурной политики с целью создания условий для реализации конституционного права граждан Республики Карелия в отношении культуры.
Концепция направлена на формирование новой парадигмы мышления всех субъектов культурной деятельности в условиях рыночной экономики.
Концепция предусматривает поддержку творческих работников и создание условий для развития искусства во взаимодействии со всеми сферами культуры.
Концепция нацелена на активную финансовую политику в сфере культуры, предусматривает переход от отраслевого принципа управления культурой к межведомственному социокультурному программированию.
Данная Концепция учитывает социально-экономические условия Республики Карелия и имеющийся в ней культурный потенциал.
Принципы определения основных задач Концепции заключаются в установлении приоритетов, формировании структур и обеспечении достаточных средств для создания условий, способствующих реализации возможностей человеческой личности.
Данная Концепция одобрена коллегией Министерства культуры Республики Карелия, творческими союзами и руководителями республиканских учреждений культуры 24 декабря 1998 года.

Раздел I. Факторы, влияющие на развитие культуры в период экономических преобразований

2. Преимущества развития культуры:
1) огромный историко-культурный и духовный потенциал, представляющий интерес не только для республики, но и для различных стран и регионов;
2) заповедные ландшафтные и этнокультурные территории;
3) самобытная традиционная культура коренных народов: карелов, вепсов, русских;
4) всемирно известные памятники истории и культуры: ансамбль Кижского погоста. Валаамский архипелаг, территориальная близость к памятникам Соловецкого монастыря (о. Соловки);
5) значительный творческий потенциал в области искусства;
6) многопрофильная сеть учреждений культуры.
3. Проблемы развития культуры:
1) критическое состояние сферы культуры на фоне социально-экономического кризиса в Республике Карелия и в России в целом;
2) слабая материально-техническая база учреждений культуры, обострение материальных проблем культуры как следствие недостаточного финансирования;
3) нескоординированность усилий различных уровней управления культурой и отсутствие приоритетов;
4) низкий уровень экономической и юридической компетенции;
5) преобладание в условиях экономических преобразований "бюджетное сознания", вызванного сложностью переориентации мышления и отсутствием выработки самостоятельных решений, способствующих выживанию учреждений культуры в условиях финансового кризиса;
6) низкий уровень социальной защищенности работников культуры.
4. Современная социокультурная ситуация, оказывающая непосредственное влияние на проблемы в сфере культуры
Усиление социальной напряженности вызвано:
-проблемами занятости населения, снижением социального статуса жителей сел и лесных поселков, неуверенностью в завтрашнем дне;
-снижением уровня физической и психической культуры населения;
-преобладанием в структуре населения "проблемных групп": социально незащищенных, малообеспеченных, безработных, лиц без определенного места жительства.

Раздел II. Государственная политика в сфере культуры

Превратить политику в сфере культуры, в один из ключевых фактор" стратегии устойчивого развития, усилить роль культуры в процессе социальных преобразований.

5. Цели

Государственная политика в области культуры рассматривает культуру как компонент устойчивого развития в координации с политикой в других социальных областях.
Главной целью государственной культурной политики на ближайшую перспективу является поддержка такого состояния общества, которое обеспечивает все необходимые предпосылки для политического, социального и экономического обновления Республики Карелия, создание условий для развития творческого потенциала сферы культуры.
Стратегической целью культурной политики Республики Карелия является сохранение самобытной многонациональной культуры, культурного наследия, содействие развитию литературы и искусства, возрождение

духовных традиций, а также сохранение их в условиях финансового кризиса.
Основной целью культурной политики является стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для саморазвития культуры, вхождение культуры Республики Карелия в мировое сообщество, улучшение качества жизни всех членов общества.
Переход на самоорганизацию культурной жизни предполагает:
-развитие и поддержку социально-культурных инициатив, стимулирование творческой активности населения, поддержку общественных проектов и новых форм культурно-досуговой деятельности;
- ориентацию культурной политики на приоритетные социальные группы и категории населения;
-концентрацию материальных и кадровых ресурсов на поддержку на высоком уровне ведущих учреждений и коллективов (с целью создания "эталонов", лучших образцов культурной жизни);
-сохранение и развитие культуры национальных этнических групп, включая сохранение исторических памятников, языка, литературы, религии, народного творчества во всех его формах;
- создание условий для регионального, межрегиональных и международных культурных контактов.
6. Основные функции и задачи
Функции:
- гармонизация социальной среды;
- формирование личности;
-стимулирование развития самостоятельности, инициативы;
- рекреативно-оздоровительные. Задачи:

- обеспечение и защита конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

- приобщение населения республики и в первую очередь детей к культуре Республики Карелия;
-сохранение накопленного потенциала в сфере культуры;
- сохранение единого культурного пространства, формирование кадастра культурных ценностей;
-сохранение многонациональной культуры Республики Карелия, культурного наследия, возрождение духовных традиций и ценностей;
- создание альтернативных форм культурного обслуживания населения.
7. Приоритетные направления

Определение жесткой системы приоритетов по следующим направлениям:

-отраслевых, т. е. определение тех вопросов деятельности, которые являются наиболее значимыми в развитии культуры Республики Карелия;
-социальных, т. е. определение тех социальных групп населения, которые в первую очередь нуждаются в защите и поддержке;
-экономических, т. е. определение тех учреждений культуры, государственное инвестирование которых перспективно для развития культуры в республике.
В качестве приоритетов на ближайшую перспективу Концепция определяет:
- управление культурой на основе социокультурного программирования, информационных, интеллектуальных, творческих и финансовых ресурсов;
-сохранение и наращивание информационного потенциала сферы культуры; создание на основе технологий электронных телекоммуникаций

единой информационной сети, объединяющей республиканские и районные звенья;
- вступление в информационное общество и овладение информационными и телекоммуникационными технологиями;
-создание центров программирования сферы культуры;
-формирование автономных центров развития культуры на местах;
- обеспечение более полного признания культуры и искусства в качестве одного из основных аспектов образования и развития художественного воспитания;
-создание специализированной системы переподготовки кадров, ориентированной на использование новых технологий;
-использование культурного наследия в социально-экономическом развитии Республики Карелия;
-стимулирование творчества и участия в культурной жизни.

Раздел III. Механизм реализации. Источники финансирования. Ожидаемый результат

8. Механизм реализации основных задач и приоритетов в сфере культуры:

1) совершенствование нормативно-правовой базы;
2) адресная поддержка инициатив, проектов и программ;
3) подготовка кадров в сфере культуры;
4) разработка долгосрочных программ развития культуры и искусства на основе разработки бизнес-планов;
5) вовлечение памятников истории и культуры, музейных коллекций в социально-экономическую деятельность Республики Карелия, в т. ч. в инфраструктуру туризма;
6) привлечение средств российских и международных фондов и проектов;
7) совершенствование управления в сфере культуры: восстановление вертикальных управленческих связей между субъектами управления различных уровней; установление горизонтальных связей между различными субъектами культуры на договорной основе (договоры с творческими союзами, ассоциациями, общественными организациями, фондами и др.);
8) формирование социальных информационных служб;
9) создание и развитие инфраструктуры культуры в Республике Карелия.

9. Финансовые ресурсы, необходимые для достижения целей, предусмотренные данной Концепцией:
1) бюджетное финансирование (бюджет Российской Федерации, бюджет Республики Карелия: республиканский и муниципальные).
Совершенствование и изменение системы бюджетного финансирования сферы культуры с разделением средств, выделяемых из бюджетов, на две части:
-пассивную, предназначенную на выплату заработной платы и покрытие расходов по содержанию зданий и объектов культуры и искусства;
-активную, предназначенную на финансирование мероприятий, программ и проектов на конкурсной основе;
2) налоговые льготы;
3) собственные доходы учреждений культуры;
4) доходы от вовлечения ресурсов сферы культуры в экономическую деятельность Республики Карелия (культура - как ресурс развития территории);
5) доходы от проведения лотерей, аукционов и т. д.;
6) привлечение средств российских и международных фондов и проектов;
7) другие привлеченные средства

10. Ожидаемый результат:
1) сохранение единого культурного пространства, формирование и реализация единой государственной политики в сфере культуры в Республике Карелия;
2) создание и обеспечение условий для сохранения и развития культуры Республики Карелия;
3) создание новых технологий в сфере культуры;
4) создание информационных центров, центров программирования сферы культуры;
5) формирование многоканальной системы финансирования сферы культуры;
6) установление механизмов взаимодействия между различными субъектами культуры в республике;
7) поднятие статуса и профессионализма работников культуры и искусства;
8) создание привлекательного имиджа Республики Карелия.


Текст сверен по:
“Собрание законодательства
Республики Карелия”
№ 6 (июнь 1999г),
ст. 887


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в отделе баз данных ИВЦ ПГУ


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ