Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2002 года N 77-П

О внесении изменения и дополнений в Концепцию управления государственным имуществом Республики Карелия

В целях дальнейшего проведения земельной реформы на территории республики, создания условий для повышения эффективности землепользования, формирования и развития эффективного механизма управления земельными ресурсами Республики Карелия Правительство Республики Карелия постановляет:

Внести в Концепцию управления государственным имуществом Республики Карелия (далее - Концепция), утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 3 ноября 1999 года N 133-П "О Концепции управления государственным имуществом Республики Карелия" (Собрание законодательства Республики Карелия, 1999, N 11, ст. 1594) следующие изменение и дополнения:

1) в абзаце четвертом Введения после слов "хозяйственных обществ" дополнить словами ", земельные ресурсы Республики Карелия", слова "землями сельскохозяйственного назначения" исключить;

2) дополнить Концепцию разделом IX следующего содержания:


"IX. Управление земельными ресурсами Республики Карелия

Оценка состояния дел и основные проблемы в области управления земельными ресурсами Республики Карелия


В результате проводимой в России с 1991 года масштабной земельной реформы в республике произошли значительные, принципиальные преобразования в области земельных правоотношений.

Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Наряду с государственной сложилась частная собственность на землю граждан и юридических лиц, в собственность которых передано 49,4 тыс. га земель.

Важным итогом земельных преобразований является обеспечение земельными участками граждан. Сельским и городским жителям переданы в собственность тысячи гектаров земель. Они получили земельные участки под строительство жилья, для ведения личных подсобных хозяйств, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, садоводства и огородничества.

На 1 января 2002 года в республике насчитывалось 199,5 тысячи граждан - собственников, владельцев и пользователей земельных участков, в том числе 12,3 тысячи собственников земельных долей.

В собственность граждан перешло 11,8 тыс.га. Кроме того, собственники земельных долей имеют в собственности 35,8 тыс.га сельскохозяйственных угодий республики.

За годы земельной реформы в республике реорганизовано 36 сельскохозяйственных предприятий. В результате приватизировано 39,5 тыс.га земель совхозов. В пользование крестьянских (фермерских) хозяйств передано 7,2 тыс.га земель, из них 2,6 тыс. га предоставлено в собственность.

Не менее важным итогом проводимых реформ является введение платности землепользования. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.

Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1998 году - 24,9 млн. рублей, в 1999 году - 53,5 млн. рублей, в 2000 году - 73,2 млн. рублей, в 2001 году - 78,3 млн. рублей.

В соответствии с федеральным законодательством формируются основы земельного рынка и его инфраструктура.

Количество сделок с землей постоянно растет. В 2001 году в республике зарегистрировано 792 сделки купли-продажи земельных участков, что на 33 процента больше, чем в 2000 году.

Продолжаются работы по инвентаризации земель и целевому зонированию территорий.

Созданы основы автоматизированной системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю.

Земельным кодексом Российской Федерации определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.

Однако, несмотря на положительные моменты проводимых земельных преобразований, ряд поставленных целей и задач не достигнут.

До настоящего времени не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. До конца не создана научно-обоснованная система земельного законодательства. Нет правового механизма эффективного управления земельными ресурсами. Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограни-

чена отсутствием систематизированных и достоверных сведении о земельных участках и иных объектах недвижимости.


Цели и задачи в сфере управления земельными ресурсами Республики Карелия


Главной целью государственной политики в сфере управления земельными ресурсами является повышение эффективности землепользования, формирование эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.

Для республики важнейшей задачей на современном этапе является обеспечение проведения земельных преобразований на ее территории.

Для достижения указанной цели и успешного проведения земельной реформы в республике органам исполнительной власти Республики Карелия необходимо направить усилия на решение следующих задач:

создание условий для проведения в республике реформирования земельных правоотношений;

организация эффективной системы управления земельными ресурсами Республики Карелия и на этой основе повышение доходов республиканского бюджета от использования и распоряжения земельными ресурсами;

стимулирование эффективного использования земли и иной недвижимости и развитие рынка недвижимости;

использование земельных ресурсов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики республики;

организация системы контроля за рациональным и эффективным использованием земельных ресурсов.


Механизм реализации целей и задач управления


В целях обеспечения реформирования земельных правоотношений необходимо в соответствии с федеральным законодательством провести мероприятия по инвентаризации земель, разграничению государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность Республики Карелия и собственность муниципальных образований, внесению сведений о земельных участках, отнесенных к собственности Республики Карелия, в Единый государственный реестр земель, государственной регистрации прав собственности на землю.

Необходимо определить земельные участки, находящиеся в собственности Республики Карелия, для непосредственного обеспечения государственных нужд (с тем, чтобы передать и закрепить их на праве постоянного (бессрочного) пользования за государственными учреждениями, а также органами государственной власти Республики Карелия) и участки, которые могут быть использованы в коммерческих целях (предоставляемые гражданам и юридическим лицам в аренду либо в собственность).

Приоритетное значение при реформировании земельных правоотношений приобретает реализация принципа единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, что позволит обеспечить целостность управления и распоряжения земельными участками, возможность их приватизации непосредственно как единых объектов недвижимости, а также обеспечить гарантии надежности регистрации прав на недвижимость.

Только в этом случае может быть организована эффективная система управления земельными ресурсами Республики Карелия.

В целях повышения доходов республиканского бюджета от использования и распоряжения земельными ресурсами Республики Карелия необходимо активизировать вовлечение в гражданский оборот единых объектов недвижимости, что предполагает:

дальнейшую приватизацию земельных участков одновременно с приватизацией расположенных на них объектов недвижимости;

внедрение в практику включения земельных участков в уставный капитал государственных унитарных предприятий при их преобразовании в процессе приватизации;

продажу либо сдачу в аренду под приватизированными объектами недвижимости земельных участков, находящихся в государственной собственности;

продажу на конкурсной основе находящихся в государственной собственности свободных земельных участков или права на заключение договора их аренды;

внедрение и совершенствование арендных отношений на землю, как наиболее эффективного вида земельных правоотношений;

усиление контроля за сбором земельных платежей.

Масштабность данных процессов позволит привлечь в бюджет значительные дополнительные доходы.

Реализация государственной политики по стимулированию эффективного использования земли и иной недвижимости и развития рынка недвижимости предусматривает осуществление следующих мер:

обеспечение условий для создания государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий и обеспечение публичности его сведений;

проведение территориального зонирования земель поселений и иных территорий с целью установления разрешенного использования земель и градостроительных регламентов;

обеспечение условий для проведения землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения, закрепленных за сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

в соответствии с федеральным законодательством создание условий, стимулирующих объединение земельных долей в земельные участки, находящиеся в собственности или аренде у сельскохозяйственных организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, с последующим гражданским оборотом исключительно земельных участков;

организация эффективного контроля за охраной и использованием земельных ресурсов, направленного на сохранение и восстановление природных свойств земель;

организация и проведение комплекса мероприятий, включающего проверку использования земельны участков, находящихся в государственной собственности, выявление и изъятие неэффективно используемых земельных участков с их последующей конкурсной продажей или передачей в аренду иным пользователям, более эффективно использующим земельные ресурсы.

Использование земельных ресурсов Республики Карелия в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики республики требует проведения следующих мероприятий:

сокращение сроков получения застройщиками прав на земельные участки для строительства;

создание условий для формирования земельных участков как объектов недвижимости посредством разработки землеустроительной, градостроительной и иных видов документации;

создание условий для развития конкуренции на рынке услуг по формированию и техническому описанию земельных участков;

стимулирование развития ипотечного кредитования с использованием земельных участков в качестве обеспечения залога.


Контроль эффективности управления


Проведение предполагаемых мероприятий должно обеспечить:

реализацию конституционного права собственности на землю и иную недвижимость;

полноту и достоверность сведений о земельных ресурсах Республики Карелия;

государственную регистрацию прав собственности Республики Карелия на земельные участки;

активизацию вовлечения земли и иной недвижимости в хозяйственный оборот;

наиболее эффективное использование земельных ресурсов Республики Карелия и, как следствие, увеличение поступления доходов в республиканский бюджет;

привлечение инвестиций в реальный сектор экономики Республики Карелия.".

Глава Республики Карелия
С.Л.Катанандов

Текст сверен по:
Официальная рассылка



 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ