Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Петрозаводск
от 3 ноября 1999 года № 133-П

О Концепции управления государственным имуществом
Республики Карелия



Постановление введено в действие с 03.11.99 г.

С изменениями и дополнениями, внесенными

25.06.2002 г. постановлением Правительства Республики Карелия "О внесении изменения и дополнений в Концепцию управления государственным имуществом Республики Карелия", № 77-П, введенным в действие с 25.06.2002 г. (Рассылка)


В целях совершенствования системы управления государственным имуществом, усиления роли государства в управлении государственным сектором экономики республики, во исполнение распоряжения Председателя Правительства Республики Карелия от 2 марта 1999 года № 167-р (Собрание законодательства Республики Карелия, 1999, № 3, ст.413) Правительство Республики Карелия постановляет:

Утвердить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом Республики Карелия.

Председатель Правительства С.Л. Катанандов

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Карелия
от 3 ноября 1999 года № 133-П


Концепция
управления государственным имуществом
Республики Карелия


Содержание

Введение

I. Оценка состояния дел и основные проблемы в области управления государственным имуществом в Республике Карелия

II. Главные цели и важнейшие задачи в сфере управления государственным имуществом Республики Карелия.

III. Основные принципы управления государственным имуществом Республики Карелия

IV. Управление государственными унитарными предприятиями и учреждениями

V. Управление принадлежащими Республике Карелия пакетами акций, долями в уставных капиталах хозяйственных обществ.

VI. Управление не закрепленным за государственными унитарными предприятиями и учреждениями государственным имуществом (казной) Республики Карелия

VII. Приватизация - как составная часть системы управления государственным имуществом Республики Карелия

VIII. Обеспечение защиты имущественных прав и интересов Республики Карелия

Заключение

Приложение

Введение


Настоящая Концепция разработана в соответствии с распоряжением Председателя Правительства Республики Карелия от 2 марта 1999г. № 167-р в целях реализации Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг., утвержденной Законодательным Собранием Республики Карелия 10. 02. 99г.

Концепция определяет основные цели, принципы и приоритеты государственной политики Республики Карелия в области управления государственным имуществом, а также механизм их реализации в современных условиях.

В настоящей Концепции под управлением государственным имуществом понимается деятельность органов государственной власти Республики Карелия по осуществлению от имени собственника - Республики Карелия - полномочий владения, пользования и распоряжения государственным имуществом, направленная на достижение поставленных целей.

Предметом управления являются находящиеся в собственности Республики Карелия государственные унитарные предприятия, как имущественные комплексы, государственные учреждения, закрепленное за ними на вещных правах государственное имущество, незакрепленное имущество (казна) Республики Карелия, принадлежащие республике акции (доли в уставных капиталах) хозяйственных обществ, земельные ресурсы Республики Карелия. Вопросы управления недрами, лесами, другими природными ресурсами, а такие объектами интеллектуальной собственности Республики Карелия в настоящей Концепции не затрагиваются.
(Абзац дополнен постановлением Правительства Республики Карелия "О внесении изменения и дополнений в Концепцию управления государственным имуществом Республики Карелия" от 25.06.2002 г., введенным в действие с 25.06.2002 г., рассылка)


Располагая имеющимися правовыми, финансовыми и материальными возможностями воздействия на объекты управления, Республика Карелия, являясь самостоятельным государственным образованием, одновременно является субъектом Российской Федерации и действует в рамках, определяемых федеральным законодательством.

Концепция учитывает особенности проводимых реформ в экономике, а также существующие требования к усилению роли государственного регулирования и контроля, в тои числе в сфере управления и распоряжения государственным имуществом республики. Последнее однако не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в структуре экономики республики. Наоборот, необходимо создание стройной, экономически и логически выверенной системы представлений с конкретными критериями необходимости отнесения тех или иных объектов под непосредственное управляющее воздействие государства и создания жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за эффективным использованием государственного имущества.


1. Оценка состояния дел и основные проблемы
в области управления государственным имуществом в
Республике Карелия


Изменение отношений собственности - одно из основных направлений проведения экономической реформы в России и Карелии.

За период с начала приватизации (с 1992 года) в республике изменили форму собственности - стали частными полностью или с долей государственной собственности 926 предприятий, из которых 311 - республиканской собственности, 601 - муниципальной собственности, 14 - федеральной. Приватизация 497 предприятий произошла путем выкупа имущества трудовыми коллективами, 112 предприятий преобразовались в открытые акционерные общества, из арендных стали частными - 62, около 260 - проданы по конкурсу или на аукционе.

Анализ хода и результатов приватизации показывает, что проделанная работа оказала значительное влияние на формирование рыночной экономики в республике. Решена одна из главных задач экономической реформы - устранена монополия госсобственности в народном хозяйстве, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа. В основном разработана правовая база, регламентирующая порядок и механизмы перехода государственной собственности Республики Карелия в собственность граждан и юридических лиц.


Вместе с тем, необходимо отметить и недостатки в ходе проведения приватизации.

Осуществление приватизации в кратчайшие сроки не способствовало экономической эффективности приватизации применительно к каждому конкретному предприятию. При этом были допущены нарушения федерального законодательства в части установления не предусмотренных законом способов приватизации. Кроме того, осталась нерешенной одна из главных задач приватизации - создание широкого слоя эффективных собственников.


Не были достигнуты и другие цели приватизации:

в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном рынке;

привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;

не выполнен ряд социальных программ, направленных на социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры, в результате недополучения в бюджеты всех уровней средств от приватизации.

В связи с этим возникла необходимость в смене приоритетов в области приватизации.

Также во исполнение п.1 ст.29 и ст. 30 Федерального за кона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" необходимо провести правовую экспертизу всех ранее заключенных сделок приватизации (отчуждения) республиканского имущества и по результатам принять меры по восстановление нарушенных прав Республики Карелия средствами, предусмотренными законом.

При формировании рыночной среды наряду с разгосударствлением государственной собственности необходимо обеспечить эффективное функционирование государственных предприятий и управление другим государственным имуществом.

В настоящее время на территории республики зарегистрировано 148 государственных предприятий республиканского подчинения, из которых 13 не осуществляют хозяйственной деятельности (пять из них находятся в стадии ликвидации), 29 признаны банкротами, в отношении 12 из них конкурсное производство уже завершено. Внешнее управление введено на 6 предприятиях.

Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности 98 государственных предприятий по итогам работы за 1998 год свидетельствует о том, что большинство из них имеют неудовлетворительную структуру баланса, работают с убытками, допускают задолженности по перечислению обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, значительны долги па выплате заработной платы.

Необходимо отметить, что значительная часть государственных предприятий при производстве продукции и оказании услуг получают финансирование из республиканского и местных бюджетов в виде дотаций. Однако, ввиду недостаточного исполнения бюджета такое финансирование осуществляется неудовлетворительно либо не осуществляется вообще. Такое положение дел ставит ряд предприятий в крайне сложное финансовое положение и, прежде всего, предприятия сельскохозяйственной и пищевой промышленности, полиграфии, фармацевтические и геологоразведочные предприятия, предприятия пассажирского транспорта.

Функции на управление государственными предприятиями распределены между Министерством государственной собственности Республики Карелия, которое наделяет предприятия имуществом, осуществляет контроль за его использованием, а также согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом, и отраслевыми министерствами и ведомствами, которые осуществляют координацию и регулирование деятельности подведомственных государственных предприятий и, до последнего времени, утверждали уставы вновь создаваемых государственных унитарных предприятий, самостоятельно заключали контракты с их руководителями.

В настоящее время функции по утверждению уставов государственных унитарных предприятий закреплены за Министерством государственной собственности Республики Карелия, отраслевые министерства и ведомства осуществляют подготовку уставов подведомственных предприятий, назначают и освобождают от должности их руководителей, заключают и расторгают с ними трудовые договоры (контракты) по согласованию с Мингоссобственностью Республики Карелия.

Недостаточно четкое определение целей деятельности значительного количества государственных предприятий, отсутствие действенных механизмов контроля и невозможность, в силу несовершенства законодательной базы, оказывать какое-либо существенное влияние на деятельность руководителей государственных унитарных предприятий крайне осложняют процессы управления данными предприятиями. Нет четких критериев, позволяющих сделать выводы о необходимости присутствия в производственной и социальной сферах республики государственного сектора экономики и, в связи с этим, доли участия в них государственных предприятий, учреждений.

В государственной собственности Республики Карелия находится 150 учреждений. Управление государственными учреждениями от имени Республики Карелия осуществляется отраслевыми министерствами и ведомствами, которые по согласованию с Мингоссобственностью Республики Карелия утверждают положения (уставы) республиканских учреждений, назначают на должности их руководителей. Наделение имуществом государственных учреждений производит Министерство государственной собственности Республики Карелия. Наибольшее количество учреждений функционируют в сфере образования-51, культуры-24, здравоохранения-15 и соцзащиты-13.

Регламентированная правовыми актами система контроля за проведением государственными учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. Проверки порядка использования государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями на праве оперативного управления, осуществляемые Мингоссобственностью Республики Карелия свидетельствуют о том, что имущество зачастую используется недостаточно эффективно. Часть имущества сдается в аренду, однако величина арендной платы нередко занижена. Отраслевые министерства и комитеты контролируют деятельность подведомственных им государственных учреждений в недостаточной мере.

Важное места в экономической политике республики занимают проблемы корпоративного управления предприятиями с государственной долей собственности Республики Карелия, созданными в процессе приватизации и в ином порядке.

В настоящее время Республика Карелия является участником 96 хозяйственных обществ с долей государства от 3 до 75%, в большей части эта доля менее 20%. Из них в отношении 6-ти акционерных обществ используется специальное право "золотая акция" .

Управление принадлежащими республике акциями (долями) осуществляется через институт представителей государства. Их число в настоящее время составляет 60 человек. В основном, это работники отраслевых министерств и ведомств. Привлечение профессиональных менеджеров к управлению государственными пакетами акций носит единичный характер. Таким образом, институт представителей государства, в основном, состоит из государственных служащих.

С учетом количества хозяйственных обществ, в которых Республика Карелия является участником, их значимости для экономики республики, отраслевой специфики указанных организаций и ряда иных факторов нельзя признать применяемую систему управления посредством института представителей, состоящих практически исключительно из государственных служащих, эффективной.

Существующий порядок назначения государственных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления.

Практика привлечения доверительных управляющих в большей степени отвечает требованиям профессиональности управления и обеспечения ответственности за его результаты.

Однако основная проблема данной системы управления заключается в том, что цели государства, его интересы , реализуемые посредством участия в хозяйственных обществах, не всегда очевидны не только для доверительных управляющих, но и для государственных органов, их привлекающих. В связи с чем деятельность управляющих основывается на собственном понимании этих целей и интересов.

Отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач перед представителями государства, закрепления в договорах с доверительными управляющими программы мероприятий по реализации этих задач приводит, с одной стороны, к непоследовательности в их деятельности , а в ряде случаев и к неверному пониманию государственных интересов, с другой - к отсутствию оснований для ответственности за неэффективность управления.

Отсутствует четкая и единообразная система отбора, подготовки и оценки лиц, привлекаемых в качестве представителей государства и доверительных управляющих, утверждения предложений о способе достижения цели государства, преследуемой в деятельности соответствующих хозяйственных обществ.

Из находящихся в государственной собственности Республики Карелия объектов недвижимости 178 объектов общей площадью 29 тыс. кв. м. сдается в аренду.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция повышения доходности недвижимости. Так, за 1998 год обеспечено поступление средств в республиканский бюджет от сдачи в аренду государственного имущества в сумме 2143,7 тыс. руб. при плановом задании 2000, 0 тыс. руб. Для сравнения можно отметить, что за 1997 год эти доходы (в сопоставимых ценах) составили 1163, 0 тыс. руб. В 1999 году от сдачи имущества в аренду ожидается поступление средств в бюджет в сумме 2 млн. 500 тыс. руб. Фактическое поступление средств за 5 мес. 1999г. уже составило 1368, 2 тыс. руб., при плановом задании 833, 4 тыс. руб.

Вместе с тем, в существующей системе управления недвижимостью в Республике Карелия имеется ряд нерешенных проблем:


не сформирован реестр государственной недвижимости;

отсутствует система рыночной оценки объектов и имущественных прав;

полномочия республики как собственника недвижимости осуществляются различными органами, деятельность которых часто не взаимоувязана едиными Принципами и установленным порядком; - права республики на принадлежащие ей объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке, что затрудняет распоряжение ими;

недостаточно используется многовариантный (фактически применяется только аренда) и индивидуальный подходы к использованию недвижимости;

большое количество объектов незавершенного строительства не вовлечены в оборот и утрачивают инвестиционную привлекательность;

распоряжение землей осуществляют органы местного самоуправления, пользователю республиканской недвижимостью приходится заключать два не связанных между собой договора, что противоречит мировой практике;


несмотря на устойчивую тенденцию повышения доходов, получаемых от использования недвижимости, эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей.

Таким образом, существующие арендные отношения и подходы к управлению недвижимым имуществом требуют изменений и совершенствования.

II. Главные цели и важнейшие задачи в сфере управления государственным имуществом Республики Карелия

Государственная политика управления государственным имуществом, основанная на настоящей Концепции, преследует следующие цели:

организация эффективной системы управления государственной собственностью;

максимизация доходов республиканского бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью и вовлечение в оборот наибольшего количества объектов государственной собственности;

оптимизация структуры собственности для обеспечения устойчивых предпосылок экономического роста; использование всех государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики республики;

повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей необходимо решить следующие задачи:

провести полную инвентаризацию объектов государственной собственности, создать систему учета этих объектов, осуществить разграничение и оформление прав собственности на них; повысить эффективность управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;

оптимизировать количество объектов управления и перейти к пообъектному управлению;


определить цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

определить перечень отраслей экономики республики, в которых необходимо или целесообразно государственное участие в виде государственных унитарных предприятий или хозяйственных обществ с долей Республики Карелия в уставных капиталах, исходя из реальных объемов производства товаров и услуг и потребностей населения в производимых товарах, работах, услугах;

обеспечить реализацию прав Республики Карелия, как участника (акционера) в коммерческих и некоммерческих организациях;

обеспечить контроль за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроль за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

обеспечить поступление дополнительных доходов в республиканский бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества;

обеспечить защиту имущественных прав и интересов Республики Карелия;

оказывать содействие в создании и становлении финансово- промышленных групп, способных самостоятельно развиваться в условиях конкуренции.

III. Основные принципы управления государственным имуществом

Республики Карелия


Управление государственным имуществом Республики Карелия основано на следующих основных принципах:


целенаправленности;

ответственности:

системности;

эффективности;

профессионализма.

IV. Управление государственными унитарными
предприятиями и учреждениями


Цели и задачи управления

К основным целям и задачам управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями относятся:

оптимизация количества государственных предприятий и учреждений, доведение их количества до разумного числа с учетом реальных потребностей государственного сектора экономики Республики Карелия;

повышение эффективности деятельности государственных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;


усиление контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий и учреждений;

обеспечение поступлений в республиканский бюджет от использования государственного имущества, закрепленного за государственными предприятиями;

погашение кредиторской задолженности государственными предприятиями по налогам, обязательным платежам и по заработной плате, за выполненные работы, услуги поставщикам и подрядчикам.

Механизм реализации целей и задач управления


Достижение поставленных целей и решение задач управления государственными предприятиями и учреждениями предполагает, с одной стороны, создание системы взаимоотношений между государством (в лице соответствующих министерств и ведомств) и руководителями государственных предприятий и учреждений, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, с другой стороны, непосредственное управление государственными органами соответствующим государственным имуществом посредством принятия своевременных и грамотных управленческих решений по созданию, реорганизации или ликвидации юридических лиц, определению предмета и целей их деятельности, изъятию и дальнейшему распоряжению не эффективно или не по назначению используемого имущества. Для реализации целей и задач управления необходимо:

1) осуществить оценку деятельности всех действующих государственных предприятий и учреждений и определить необходимое республике их количество, используя процедуры реорганизации, ликвидации, создания новых государственных предприятий.

Определить порядок создания республиканских государственных унитарных предприятий и учреждений, предусматривающий обязательную подготовку технико-экономического обоснования, согласование с соответствующими министерствами и комитетами и рассмотрение вопроса на заседании Правительства Республики Карелия. При этом главными критериями (целями) создания предприятий должны быть: решение общих (значимых) для республики экономических и социальных задач, пополнение республиканского бюджета;

2) установить порядок представления руководителем государственного предприятия или учреждения на утверждение соответствующего органа исполнительной власти:


программы (плана) действий, направленных на достижение целей, поставленных перед предприятием или учреждением:

периодической отчетности о ходе выполнения утвержденной программы (плана) действий;


3) проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий и учреждений в целях оперативного и своевременного принятия управленческих решений по обеспечению эффективного использования государственного имущества Республики Карелия. Инициировать проведение аудиторских проверок государственных предприятий;

4) создать банк данных государственных унитарных предприятий, содержащий информацию об активах и основных результатах финансово-хозяйственной деятельности;

5) ужесточить контроль за деятельностью руководителей государственных предприятий и учреждений, создать систему, позволяющую применять меры ответственности к руководителям, не обеспечивающим выполнение утвержденной программы (плана) действий по достижения целей, поставленных перед предприятием (учреждением);


6) выработать критерии определения части прибыли государственных предприятий, подлежащей перечислению в республиканский бюджет в виде дохода собственника от пользования государственным имуществом, и порядок ее перечисления.

Контроль эффективности управления


Реализация предполагаемых мероприятий должна обеспечить:

наиболее эффективное использование государственного имущества Республики Карелия и, как следствие, поступление дополнительных доходов в республиканский бюджет;

снижение расходов республиканского бюджета на содержание государственных учреждений вследствие оптимизации их количества;


снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности государственных унитарных предприятий;

оптимизацию объемов дотаций планово-убыточным предприятиям.


V. Управление принадлежащими Республике Карелия пакетами акций, долями в уставных капиталах хозяйственных обществ


Цели и задачи управления

1. Максимизация доходов бюджета.

2. Стимулирование развития производства, улучшение общих финансово-экономических показателей деятельности хозяйственных обществ. Привлечение инвестиций.

3. Обеспечение защиты интересов Республики Карелия в хозяйственных обществах с долей государства в уставных капиталах, являющихся социально значимыми и имеющих особо важное значение для экономики республики, недопущение действий, ведущих к остановке производства при ликвидации этих обществ.

4. Оптимизация управленческих затрат и количества находящихся в государственной собственности пакетов акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ (создание условий управляемости, сокращение расходов, связанных с управлением).

5. Реструктуризация предприятий

Механизм реализации целей и задач управления


Применительно к каждому случаю участия государства в хозяйственных обществах долина быть создана и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве представителей государства, доверительных управляющих и управляющих компаний ( далее - управляющие). При этом выработка предложений о способе достижения цели (программа деятельности управляющего) и их реализация осуществляется лицами, привлекаемыми в качестве управляющих, а оценка и контроль за выполнением - государственными органами.

Способы достижения цели определяются государственными органами в исключительных случаях и только при назначении представителями в органы управления обществ государственных служащих.


Кроме того, необходимо нормативно определить:

пределы полномочий управляющих в зависимости от категории управляющих и характера объекта управления, порядок взаимодействия управляющих и государственных органов при принятии решений, выходящих за пределы полномочий управляющего.

порядок установления информационных потоков о деятельности управляющих и состоянии дел соответствующих хозяйственных обществ, ведения соответствующих баз данных, обработки информации;


обязательные требования к форме и содержание предложений о способах достижения целей государства (программы деятельности управляющего), отчетов управляющих, критерии оценки достижения результатов управления в деятельности хозяйственных обществ;

порядок взаимодействия государственных органов при принятии решений о выборе (назначении) управляющего, а также решений, принимаемых по результатам отчетности управляющих, контроля за их деятельностью и оценки информации о состоянии дел соответствующих хозяйственных обществ.

При обосновании невозможности достижения цели государства, выполнении программы деятельности управляющего могут приниматься решения о прекращении участия Республики Карелия в хозяйственном обществе, о распоряжении акциями (долей) иным образом.

Ключевым элементом системы взаимоотношений с управляющими должен быть принцип приоритета привлечения в качестве доверительных управляющих, управляющих компаний юридических лиц, имеющих в штате аттестованных специалистов, опыт соответствующей деятельности, безупречную деловую репутацию.

Цели и задачи управления акциями (долями), находящимися в государственной собственности Республики Карелия, предполагают осуществление следующих мероприятий:

1) определение порядка участия Республики Карелия в хозяйственных обществах, предусматривающего обязательную подготовку технико-экономического обоснования, согласование с соответствующими министерствами и комитетами, в том числе с антимонопольным органом, и рассмотрение вопроса на заседании Правительства Республики Карелия. При этом главными критериями (целями) участия Республики Карелия в хозяйственных обществах должны быть: решение общих (значимых) для республики экономических и социальных задач, пополнение республиканского бюджета (за счет доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Республике Карелия, а также за счет налогов от создания новых возобновляемых источников платежей).

2) классификация хозяйственных обществ по качественным показателям:


а) степени ликвидности акций;

б) отраслевой принадлежности организации;

в) целям, которые преследует государство в деятельности хозяйственных обществ;


г) возможности влияния на деятельность хозяйственных обществ, обусловленной количеством акций, размером долей (количеством голосов в органах управления организацией);

д) финансовому состоянию организации, в которой участвует государство;

е) численности работников и величины основных фондов;

3) при управлении пакетами акций, закрепленными в государственной собственности, в целях обеспечения защиты интересов Республики Карелия:


координация деятельности министерств и ведомств в процессе управления пакетами акций;

оказание представителям государства методической помощи (проведение семинаров, совещаний, консультирование, подготовка разъяснений по вопросам применения законодательства в области управления хозяйственными обществами);

приобретение акций (долей) хозяйственных обществ для усиления государственного участия, если это необходимо для защиты интересов Республики Карелия и для этого есть необходимые ресурсы;


сохранение пакета акций (доли участия) при осуществлении дополнительных эмиссий;


замена закрепленного в государственной собственности пакета акций на специальное право ("золотую акцию");


пересмотр уставов хозяйственных обществ с позиций обеспечения интересов государства;


4) в целях увеличения доходов бюджета Республики Карелия:


приватизация пакетов акций в соответствии с уже определенными механизмами (аукцион, специализированный аукцион, коммерческий конкурс с инвестиционными условиями);

приобретение акций для целей формирования пакетов акций, которые могут быть переданы в управление (проданы) наиболее эффективно с точки зрения бюджета;


5) в целях привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и поддержки карельских товаропроизводителей:

использование пакетов акций, находящихся в государственной собственности Республики Карелия в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов;

привлечение эффективного собственника, приобретающего пакет акций в процессе приватизации под условия инвестирования в предприятие;

повышение инвестиционной привлекательности предприятий для инвесторов за счет сокращения доли участия государства в уставном капитале;

приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организации и их последующая продажа или передача в доверительное управление;

6) осуществление институциональных преобразований в экономике.

Институционные преобразования в экономике должны быть направлены на постепенное вытеснение неэффективных собственников, в том числе за счет механизма купли-продажи акций, а в отношении организаций, имеющих значительную задолженность перед республиканским бюджетом, посредством инициирования процедур банкротства с тем, чтобы капитализировать задолженность в ликвидные акции вновь образованных в результате реструктуризации "чистых" эффективных организаций.

Контроль эффективности управления

Осуществление контроля за эффективностью управления связано с оценкой:

динамики поступления доходов от управления находящимися в собственности Республики Карелия акциями;

функционирования механизма учета и контроля организаций, в которых государство участвует, а также отчетности и контроля управляющих;


сокращения числа мелких неликвидных пакетов акций в республиканской собственности;

объемов инвестиций, привлекаемых на предприятия в процессе приватизации пакетов акций.


VI. Управление не закрепленным за государственными унитарными
предприятиями и учреждениями государственным имуществом (казной) Республики Карелия


К казне Республики Карелия относится не закрепленное за государственными унитарными предприятиями и учреждениями государственное недвижимое и движимое имущество.

Цели и задачи управления недвижимым имуществом


Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей:

Максимально возможное повышение доходности объектов республиканской недвижимости.

Наиболее эффективное выполнение социальных функций в процессе использования республиканской недвижимости.

Стимулирование за счет недвижимости развития реального сектора экономики.

Вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства.

Сокращение расходов республиканского бюджета на содержание объектов недвижимости.

Для достижения указанных целей необходимо:

сформировать полный реестр республиканской недвижимости, содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий реестр объектов незавершенного строительства;

четко разграничить и скоординировать полномочия всех органов, участвующих в процессе управления недвижимостью;

сформировать объекты управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения);

обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости. Выровнять ставки арендной платы, взимаемой за использование республиканской недвижимости, со ставками, сложившимися на рынке;

создать правовую базу, а в случае необходимости внести предложения в Правительство Российской Федерации об обеспечении возможности использования при распоряжении государственным имуществом различных правовых конструкций, в том числе внесение прав пользования в уставный капитал, ориентируясь на максимальную эффективность и обоснованность в каждом конкретном случае;

создать условия привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе предоставление на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства;


содействовать привлечению инвестиций на предприятия через механизм предоставления государственных гарантий, обеспеченных республиканской недвижимостью;


урегулировать вопросы приобретения республикой недвижимости, четко определив цели, ради достижения которых могут быть произведены такие действия;

обеспечить профессиональную подготовку государственных служащих, осуществляющих управление республиканской недвижимостью;

установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Внести предложения в Правительство Российской Федерации о необходимости определения правовых возможностей изъятия имущества у государственных унитарных предприятий в случаях неправомерного распоряжения ими государственным недвижимым имуществом;

выявить излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество государственных учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано учреждение). Провести изъятие указанного имущества и его перераспределение;

установить единую процедуру принятия решения по использованию (прежде всего по сдаче в аренду) республиканской недвижимости. Эта процедура должна обеспечивать надлежащую оперативность принятия решений и быть ясной для всех его участников.

Механизм реализации целей и задач управления


Для достижения целей и задач, поставленных в сфере управления недвижимостью, необходимо, прежде всего, осуществить переход от отраслевого, к более совершенному, пообъектному принципу управления имуществом, при котором в качестве предмета управления выступает прочно связанный с землей юридически оформленный и должным образом сформированный конкретный объект недвижимости. В этой связи должны быть выполнены:

1) сплошная инвентаризация объектов недвижимости, рыночная оценка объектов недвижимости методом массовой оценки;

2) регистрация прав на проинвентаризированные и оцененные объекты недвижимости;

3) выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. При этом они не должны противоречить законодательству Российской Федерации и должны включать в себя в обязательном порядке следующие принципы:

безусловный приоритет возмездного вида пользования, с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;


высокодоходная недвижимость должна использоваться преимущественно в коммерческих целях;

запрет на предоставление государственных объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен, сложившихся в регионе за аналогичные объекты;


максимальное сокращение льгот при использовании объектов недвижимости;

максимальная прозрачность процедур предоставления в пользование объектов недвижимого имущества с обязательной публикацией списка объектов для всех заинтересованных лиц. При наличии двух и более заявителей обязателен способ предоставления объектов путем проведения торгов;

максимальное упрощение процедуры оформления прав пользования объектами недвижимого имущества и сокращение ее сроков;

объекты незавершенного строительства, объекты, требующие реконструкции, должны предоставляться на инвестиционных условиях исходя из их рыночной стоимости. Объекты, имеющие отрицательную рыночную стоимость, должны предоставляться инвесторам безвозмездно, либо под соответствующий государственным интересам инвестиционный проект с предоставлением государственных компенсаций или гарантий;

4) создание системы страхования государственного имущества, содействие развитию системы страхования инвестиций.


Контроль эффективности управления


Выполнение обозначенных концепцией мероприятий призвано обеспечить:


полноту и достоверность реестра объектов недвижимого имущества, находящегося в республиканской собственности;


юридическое оформление права собственности Республики Карелия на объекты недвижимости;


сближение рыночных ставок арендной платы и ставок за аренду государственного имущества;


увеличение поступлений в республиканский бюджет за счет более эффективного использования недвижимости;


снижение расходов республиканского бюджета на содержание недвижимости (на единицу площади).

В отношении государственного движимого имущества применяются цели и задачи управления недвижимым имуществом Республики Карелия, изложенные в настоящем разделе, а также механизм их реализации, за исключением особенностей, относящихся исключительно к порядку управления недвижимым имуществом.

Положения данного раздела распространяются также и на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, в пределах, не нарушающих их прав, предоставленных действующим законодательством, по распоряжению государственным имуществом.

VII. Приватизация как составная часть системы управления государственным имуществом Республики Карелия

В рамках настоящей Концепции с точки зрения вовлечения в процесс приватизации рассматриваются следующие основные элементы государственного имущества: государственные унитарные предприятия, государственные пакеты акций, земля и республиканская недвижимость.


Цели, задачи и принципы государственной политики приватизации


Целью государственной политики в области приватизации является проведение процесса приватизации, результатом которого должно стать повышение эффективности функционирования республиканских предприятий и экономики республики в целом.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

привлечение инвестиций в реальный сектор экономики республики, прежде всего за счет инвесторов, готовых брать на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно выполнять их:


расширение слоя эффективных собственников, ориентированных на развитие производства, создание новых рабочих мест;


обеспечение контроля за выполнением взятых на себя обязательств лицами, ставшими собственниками приватизируемого имущества;

существенное повышение эффективности управления предприятиями за счет усиления ответственности новых собственников и заинтересованности руководства и персонала предприятий за результаты их производственной деятельности;

- рациональное пополнение доходной части бюджета.

Концепция приватизации основывается на следующих основных принципах ее проведения в Республике Карелия:

единстве нормативной правовой базы и методов регулирования процессов приватизации, применяемых в Российской Федерации с учетом полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации;

решения о целесообразности проведения приватизации должны вырабатываться с позиций экономической эффективности совместно органом по управлению государственным имуществом и заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, на которые возложены функции па координации и регулированию деятельности в соответствующих отраслях экономики республики. Решение о приватизации по каждому социально-значимому для республики предприятию принимается Правительством Республики Карелия;

способ приватизации каждого объекта государственной собственности должен выбираться исходя из необходимости достижения сформулированной выше цели;

приватизация должна проводиться с учетом соображений экономической безопасности. Республиканской программой приватизации может быть определен перечень имущества, на участие в приватизации которого установлен запрет для иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц;

в необходимых случаях республика должна сохранить участие в управлении предприятиями в форме закрепленного пакета акций либо введения специального права ("золотой акции").

Основные меры по реализации республиканской политики приватизации


Основными мерами, призванными обеспечить достижение цели республиканской политики в области приватизации и решение задач должны стать:

дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности - высоколиквидные предприятия приватизируются исходя из необходимости привлечения инвестиций на развитие предприятий и максимизации поступлений в республиканский бюджет от их продажи.

Приватизация низколиквидных предприятий осуществляется, в основном, исходя из предпочтительности привлечения эффективных собственников, подтвердивших свою готовность и умение осуществлять реальные инвестиции, принимать на себя и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач и др.). Продажа низколиквидных предприятий собственникам, удовлетворяющим указанным требованиям, при условии тщательного анализа государством предложенного бизнес-плана и реализации мер контроля за системой показателей приватизированного предприятия, может осуществляться, исходя из рассматриваемого принципа, по минимальной цене;

расширение инструментария приватизации - внесение предложений в Правительство Российской Федерации об обеспечении возможности проведения продаж по результатам прямых переговоров с инвесторами в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся. При этом цена должна быть определена исходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком; проведение продаж с рассрочкой под гарантии банков;

принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства. Ориентация на интересы потенциальных инвесторов - при безусловном непротиворечии этих интересов интересам государства;

обязательный учет опыта приватизации - обязательность мероприятий по предпродажной подготовке крупных высоколиквидных пакетов акций с привлечением финансовых консультантов, оценщиков;

сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства при приватизации - приватизация должна рассматриваться не как изолированный этап решения отдельных задач, связанных с единовременным пополнением бюджета, а как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение в перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения отечественного рынка товарами и услугами.

Методы по реализации государственной политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида государственного имущества.

Государственные унитарные предприятия


В соответствии с законодательством Российской Федерации осуществить преобразование государственных унитарных предприятий в акционерные общества, за исключением случаев, когда функции, выполняемые предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм;

провести ускоренную приватизацию объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для государственных нужд, преимущественно в целях создания новых производств;

определить целесообразность создания государственных вертикально интегрированных промышленных структур, использующих государственное имущество на правах доверительного управления.

Государственные пакеты акций

При принятии приватизационных решений учитывать, чтобы такие их элементы как сроки приватизации, способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими сбалансированно сочетали интересы пополнения бюджета и интересы перспективного развития приватизируемого предприятия;

приватизацию высоколиквидных пакетов акций проводить с ориентацией на значительные поступления в бюджет, привлекая для этого в обязательном порядке финансового консультанта;

приватизацию низколиквидных пакетов акций осуществлять путем их продажи по минимальной цене при условиях принятия новых собственником пакета инвестиционных и (или) социальных обязательств, проведения независимого предварительного анализа бизнес-плана претендента и контроля со стороны государства за системой показателей приватизированного предприятия;

определение размеров приватизируемых пакетов акций, определение способов и сроков их приватизации проводить с ориентацией на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии этих интересов интересам государства;

при приватизации пакетов акций способами, предусматривающими инвестиционные вложения, ориентироваться прежде всего на отрасли, дающие быструю отдачу. Планируемые к реализации инвестиционные программы должны быть сжаты во времени до технологически приемлемого уровня;

в случае внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации о приватизации - проведение прямой продажи акций по результатам переговоров с инвестором при признании аукциона (конкурса) несостоявшимся. При этом цена при проведении прямой продажи должна быть не ниже стартовой цены объекта на несостоявшемся аукционе, определенной по данным независимого оценщика;

при наличии у государства пакетов акций размером менее 25 процентов в целях исключения действий, направленных на снижение доли участия государства, возможны следующие действия:

внесение акций в уставный капитал другого акционерного общества по рыночной стоимости;


увеличение государственного пакета до уровня не ниже блокирующего за счет внесения по рыночной стоимости государственного имущества в уставный капитал общества или приобретения акций на вторичном рынке, с последующей продажей в установленном порядке пакета акций стратегическому инвестору;


продажа государственного пакета акций по льготной цене работникам предприятий, в том числе в процессе создания народных предприятий;


осуществлять выпуски ценных бумаг, размещаемых на фондовых рынках и обеспечивающих их владельцам отсроченное право на приобретение акций, находящихся в государственной собственности.

Земля и республиканская недвижимость

Осуществить законодательное урегулирование вопросов создания единых имущественных комплексов, состоящих из земельного участка вместе с расположенными на нем зданиями, сооружениями, элементами производственной инфраструктуры;

обеспечить организационные условия для приватизации объектов недвижимости, включая предприятия одновременно с земельными участками, возможность внесения земельных участков в уставный капитал хозяйственных обществ при приватизации;

там, где это целесообразно и возможно, провести приватизацию излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества, изъятого в установленном законодательством порядке у государственных унитарных предприятий и учреждений;

принимать в государственную собственность Республики Карелия объекты недвижимости , находящиеся в Федеральной собственности, в счет погашения задолженности по финансовым обязательствам Российской Федерации перед Республикой Карелия;

привлекать инвесторов для поддержания памятников истории и культуры, осуществляя при этом контроль со стороны государства за неизменностью целевого использования указанных объектов.

Государственный контроль за ходом проведения приватизации
и постприватизационным развитием предприятий

Цель государственного контроля - минимизация рисков в отношении использования государственного имущества, безусловная реализация принимаемых новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки.

Этапы государственного контроля:

1) подготовка государственного имущества к приватизации:


контроль за целесообразностью выбора тех или иных объектов государственной собственности в качестве объектов приватизации;

контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации государственного имущества (величина отчуждаемых пакетов акций, способ приватизации, сроки приватизации, цена приватизируемого имущества и т.п.);


2) непосредственная реализация приватизационных процедур:

тщательный анализ претендентов на право участия в аукционах и коммерческих конкурсах по продаже государственного имущества (анализ деловой репутации претендентов, продолжительности их деятельности, данных об источниках средств, которыми осуществляется оплата приватизируемого имущества и др.);

тщательный анализ бизнес-планов по выполнению инвестиционных и (или) социальных обязательств, принимаемых новыми собственниками по условиям коммерческих конкурсов;

3) выполнение новым собственником взятых на себя обязательств:

разработка для приватизированных предприятий системы показателей их постприватизационного развития с учетом отраслевых особенностей, специфики производимой продукции и других факторов;


контроль за обязательным соблюдением разработанной системы показателей постприватизационного развития предприятий;

контроль за своевременным и полным исполнением новыми собственниками принятых на себя инвестиционных и (или) социальных обязательств, внедрение процедур, минимизирующих риски неисполнения таких обязательств (от штрафных санкций до возвращения объектов в собственность государства);

контроль за характером использования приватизированных объектов, условиями приватизации которых предусматривались определенные ограничения (объекты социального назначения, памятники истории и культуры и др.);

контроль и блокирование действий акционерных обществ с долей участия государства, направленных на снижение размеров государственных пакетов акций.

VIII. Обеспечение защиты имущественных прав и интересов Республики Карелия


В целях повышения эффективности управления и доходности государственного имущества Республики Карелия, обеспечения возможности его наилучшего использования, в том числе для выполнения социальных функций государства, основными задачами по обеспечению защиты имущественных прав и интересов Республики Карелия являются:


устранение нарушений действующего законодательства о приватизации и управлении государственным имуществом;

обеспечение правовой чистоты сделок с участием государственного имущества Республики Карелия;


исполнение договоров с государственным имуществом Республики Карелия.


Механизм реализации указанных задач предусматривает принятие мер, в том числе судебных, направленных на устранение (пресечение) противоправных, нарушающих интересы Республики Карелия действий иных лиц, в том числе:

организацию проверок соблюдения государственными предприятиями, учреждениями, другими пользователями государственного имущества Республики Карелия требований законодательства в сфере имущественных отношений;

повышение ответственности руководителей государственных органов, предприятий, учреждений за принимаемые решения по управлению и распоряжению государственным имуществом;

повышение эффективности взаимодействия государственных органов, в том числе путем более четкого разграничения полномочий по управлению государственным имуществом;


издание правовых актов, подготовка предложений о внесении поправок в действующие правовые акты;


систематический анализ и проверка законности (юридическая экспертиза) заключенных сделок с государственным имуществом Республики Карелия, учет всех незаконных сделок;

постоянный контроль за исполнением договорных обязательств пользователями государственного имущества Республики Карелия;

подготовка и направление материалов в налоговые, правоохранительные органы в случаях выявления нарушений действующего законодательства;

обращение в суд или арбитражный суд с исками об изменении, расторжении, признании недействительными сделок с государственным имуществом Республики Карелия, о применении последствий недействительности сделок, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о взыскании долга, о понуждении к исполнению договоров;

обеспечение исполнения решений суда, арбитражного суда.


Заключение

Для осуществления всего комплекса мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, необходимо финансовое и нормативно-правовое обеспечение.

План подготовки нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Концепции, изложен в приложении к настоящей Концепции.

Кроме того, для реализации конституционных прав республики по распоряжению собственностью, расположенной на территории республики, необходимо инициировать принятие на федеральном уровне закона о порядке передачи объектов федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, ускорить подписание Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Карелия, а также Соглашения по передаче в государственную собственность Республики Карелия имущества предприятий и организаций, пакетов акций, находящихся в федеральной собственности.

В качестве источников финансирования мероприятий Концепции могут быть привлечены:


средства республиканского бюджета;

средства инвесторов при реализации государственного имущества, в том числе пакетов акций , на коммерческих конкурсах с инвестиционными и социальными условиями;

кредитные ресурсы, предоставляемые предприятиям коммерческими банками под гарантии Правительства Республики Карелия, обеспечиваемые объектами гарантийного залогового фонда Республики Карелия;

средства пользователей (арендаторов) государственного имущества, осуществляющих в соответствии с договорами аренды, ссуды капитальный ремонт, реконструкцию объектов государственной собственности Республики Карелия;

другие предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Карелия доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Республики Карелия.

Основными направлениями расходования указанных бюджетных средств являются:

проведение инвентаризации государственного имущества Республики Карелия;

организация и проведение конкурсов на право доверительного управления, безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Карелия, других конкурсов и аукционов;

оплата услуг независимых экспертов, оценщиков, аудиторов, привлекаемых для определения реальной рыночной стоимости государственного имущества Республики Карелия, проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий;


содержание и охрана временно не закрепленного за предприятиями, учреждениями государственного имущества Республики Карелия;


проведение капитального ремонта нежилых помещений;

проведение других работ по управлению и распоряжению государственным имуществом Республики Карелия.


Ожидаемые результаты


Реализация настоящей Концепции, проводимая под систематическим контролем органов государственной власти Республики Карелия, позволит не только упорядочить процесс осуществления Республикой Карелия полномочий собственника государственного имущества, но и добиться достижения намеченных целей по повышению эффективности использования государственного имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов республиканского бюджета вследствие обеспечения условий для стабильного функционирования объектов государственного сектора экономики республики.

Конкретные цифры получаемых доходов от использования государственного имущества Республики Карелия и расходы по его содержанию ежегодно утверждаются республиканским бюджетом Республики Карелия.

Полная инвентаризация, классификация государственного имущества, проведение мероприятий по повышению его ликвидности являются непременным условием привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных государственных активов. Притоку инвестиций в производство будет содействовать и развитие системы страхования инвестиций и имущества.

Проведение приватизации в соответствии с изменившимися приоритетами в пользу индивидуального подхода к передаче государственного имущества в частную собственность означает учет экономического состояния объекта, градостроительных, социальных, экономических последствий приватизации, поиск потенциальных стратегических инвесторов, учет интересов республики. Это, в свою очередь, позволит Республике Карелия оптимизировать структуру принадлежащих ей активов, стать полноправным субъектом экономических отношений.

В связи с защитой имущественных прав и интересов республики и возвратом в государственную собственность имущества из чужого незаконного владения будут решаться и социальные задачи по сохранению и созданию новых рабочих мест за счет организации производств на базе данного имущества.

Решение всех этих задач в республике позволит перевести работу по управлению государственным имуществом на новый качественный уровень, сохранив при этом общую направленность в проводимой Российской федерацией политике экономических реформ.

IX. Управление земельными ресурсами Республики Карелия

Оценка состояния дел и основные проблемы в области управления земельными ресурсами Республики Карелия


В результате проводимой в России с 1991 года масштабной земельной реформы в республике произошли значительные, принципиальные преобразования в области земельных правоотношений.

Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Наряду с государственной сложилась частная собственность на землю граждан и юридических лиц, в собственность которых передано 49,4 тыс. га земель.

Важным итогом земельных преобразований является обеспечение земельными участками граждан. Сельским и городским жителям переданы в собственность тысячи гектаров земель. Они получили земельные участки под строительство жилья, для ведения личных подсобных хозяйств, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, садоводства и огородничества.

На 1 января 2002 года в республике насчитывалось 199,5 тысячи граждан - собственников, владельцев и пользователей земельных участков, в том числе 12,3 тысячи собственников земельных долей.

В собственность граждан перешло 11,8 тыс.га. Кроме того, собственники земельных долей имеют в собственности 35,8 тыс.га сельскохозяйственных угодий республики.

За годы земельной реформы в республике реорганизовано 36 сельскохозяйственных предприятий. В результате приватизировано 39,5 тыс.га земель совхозов. В пользование крестьянских (фермерских) хозяйств передано 7,2 тыс.га земель, из них 2,6 тыс. га предоставлено в собственность.

Не менее важным итогом проводимых реформ является введение платности землепользования. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.

Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1998 году - 24,9 млн. рублей, в 1999 году - 53,5 млн. рублей, в 2000 году - 73,2 млн. рублей, в 2001 году - 78,3 млн. рублей.

В соответствии с федеральным законодательством формируются основы земельного рынка и его инфраструктура.

Количество сделок с землей постоянно растет. В 2001 году в республике зарегистрировано 792 сделки купли-продажи земельных участков, что на 33 процента больше, чем в 2000 году.

Продолжаются работы по инвентаризации земель и целевому зонированию территорий.

Созданы основы автоматизированной системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю.

Земельным кодексом Российской Федерации определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.

Однако, несмотря на положительные моменты проводимых земельных преобразований, ряд поставленных целей и задач не достигнут.

До настоящего времени не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. До конца не создана научно-обоснованная система земельного законодательства. Нет правового механизма эффективного управления земельными ресурсами. Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограни-

чена отсутствием систематизированных и достоверных сведении о земельных участках и иных объектах недвижимости.


Цели и задачи в сфере управления земельными ресурсами Республики Карелия


Главной целью государственной политики в сфере управления земельными ресурсами является повышение эффективности землепользования, формирование эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.

Для республики важнейшей задачей на современном этапе является обеспечение проведения земельных преобразований на ее территории.

Для достижения указанной цели и успешного проведения земельной реформы в республике органам исполнительной власти Республики Карелия необходимо направить усилия на решение следующих задач:

создание условий для проведения в республике реформирования земельных правоотношений;

организация эффективной системы управления земельными ресурсами Республики Карелия и на этой основе повышение доходов республиканского бюджета от использования и распоряжения земельными ресурсами;

стимулирование эффективного использования земли и иной недвижимости и развитие рынка недвижимости;

использование земельных ресурсов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики республики;

организация системы контроля за рациональным и эффективным использованием земельных ресурсов.


Механизм реализации целей и задач управления


В целях обеспечения реформирования земельных правоотношений необходимо в соответствии с федеральным законодательством провести мероприятия по инвентаризации земель, разграничению государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность Республики Карелия и собственность муниципальных образований, внесению сведений о земельных участках, отнесенных к собственности Республики Карелия, в Единый государственный реестр земель, государственной регистрации прав собственности на землю.

Необходимо определить земельные участки, находящиеся в собственности Республики Карелия, для непосредственного обеспечения государственных нужд (с тем, чтобы передать и закрепить их на праве постоянного (бессрочного) пользования за государственными учреждениями, а также органами государственной власти Республики Карелия) и участки, которые могут быть использованы в коммерческих целях (предоставляемые гражданам и юридическим лицам в аренду либо в собственность).

Приоритетное значение при реформировании земельных правоотношений приобретает реализация принципа единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, что позволит обеспечить целостность управления и распоряжения земельными участками, возможность их приватизации непосредственно как единых объектов недвижимости, а также обеспечить гарантии надежности регистрации прав на недвижимость.

Только в этом случае может быть организована эффективная система управления земельными ресурсами Республики Карелия.

В целях повышения доходов республиканского бюджета от использования и распоряжения земельными ресурсами Республики Карелия необходимо активизировать вовлечение в гражданский оборот единых объектов недвижимости, что предполагает:

дальнейшую приватизацию земельных участков одновременно с приватизацией расположенных на них объектов недвижимости;

внедрение в практику включения земельных участков в уставный капитал государственных унитарных предприятий при их преобразовании в процессе приватизации;

продажу либо сдачу в аренду под приватизированными объектами недвижимости земельных участков, находящихся в государственной собственности;

продажу на конкурсной основе находящихся в государственной собственности свободных земельных участков или права на заключение договора их аренды;

внедрение и совершенствование арендных отношений на землю, как наиболее эффективного вида земельных правоотношений;

усиление контроля за сбором земельных платежей.

Масштабность данных процессов позволит привлечь в бюджет значительные дополнительные доходы.

Реализация государственной политики по стимулированию эффективного использования земли и иной недвижимости и развития рынка недвижимости предусматривает осуществление следующих мер:

обеспечение условий для создания государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий и обеспечение публичности его сведений;

проведение территориального зонирования земель поселений и иных территорий с целью установления разрешенного использования земель и градостроительных регламентов;

обеспечение условий для проведения землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения, закрепленных за сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

в соответствии с федеральным законодательством создание условий, стимулирующих объединение земельных долей в земельные участки, находящиеся в собственности или аренде у сельскохозяйственных организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, с последующим гражданским оборотом исключительно земельных участков;

организация эффективного контроля за охраной и использованием земельных ресурсов, направленного на сохранение и восстановление природных свойств земель;

организация и проведение комплекса мероприятий, включающего проверку использования земельны участков, находящихся в государственной собственности, выявление и изъятие неэффективно используемых земельных участков с их последующей конкурсной продажей или передачей в аренду иным пользователям, более эффективно использующим земельные ресурсы.

Использование земельных ресурсов Республики Карелия в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики республики требует проведения следующих мероприятий:

сокращение сроков получения застройщиками прав на земельные участки для строительства;

создание условий для формирования земельных участков как объектов недвижимости посредством разработки землеустроительной, градостроительной и иных видов документации;

создание условий для развития конкуренции на рынке услуг по формированию и техническому описанию земельных участков;

стимулирование развития ипотечного кредитования с использованием земельных участков в качестве обеспечения залога.


Контроль эффективности управления


Проведение предполагаемых мероприятий должно обеспечить:

реализацию конституционного права собственности на землю и иную недвижимость;

полноту и достоверность сведений о земельных ресурсах Республики Карелия;

государственную регистрацию прав собственности Республики Карелия на земельные участки;

активизацию вовлечения земли и иной недвижимости в хозяйственный оборот;

наиболее эффективное использование земельных ресурсов Республики Карелия и, как следствие, увеличение поступления доходов в республиканский бюджет;

привлечение инвестиций в реальный сектор экономики Республики Карелия.


(Раздел IX дополнительно включен постановлением Правительства Республики Карелия "О внесении изменения и дополнений в Концепцию управления государственным имуществом Республики Карелия" от 25.06.2002 г., введенным в действие с 25.06.2002 г., рассылка)


Приложение
к Концепции управления государственным
имуществом Республики Карелия


План

подготовки нормативных правовых актов, обеспечивающих
реализацию Концепции управления государственным
имуществом Республики Карелия

№ пп

Наименование проекта
нормативного правового акта

Срок
подготовки

Ответственные исполнители

1

Закон Республики Карелия "Об управлении государственным имуществом Республики Карелия"

1 кв. 2000 г

Министерство государственной собственности Республики Карелия

2

3акон Республики Карелия "О Карельской республиканской программе приватизации государственного имущества"

IVкв. 2000 г.

Министерство государственной собственности Республики

Карелия, Министерство экономики Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия

3

Постановление Правительства Республики Карелия "О порядке учета и ведения реестра государственного имущества Республики Карелия"

1 кв.

2000 г.

Министерство государственной собственности Республики
Карелия, Министерство экономики Республики Карелия

4

Постановление Правительства Республики Карелия "О порядке страхования объектов недвижимости , находящихся в государственной собственности Республики Карелия"

1 кв.
2000 г.

Министерство государственной собственности Республики

Карелия, Министерство финансов Республики Карелия

5

Постановление Правительства Республики Карелия "Об утверждении Положения о порядке сдачи в аренду государственного имущества Республики Карелия"

IV кв.

1999 г.

Министерство государственной собственности Республики

Карелия, Министерство финансов Республики Карелия

6

Постановление Правительства Республики Карелия "Об утверждении Положения о порядке передачи государственного имущества Республики Карелия в безвозмездное пользование"

IV кв. 1999г.

Министерство государственной собственности Республики
Карелия, Министерство финансов Республики Карелия

7

Постановление Правительства Республики Карелия "О порядке создания республиканских государственных унитарных предприятий и учреждений"

1 кв.

2000 г.

Министерство государственной собственности Республики
Карелия, Министерство экономики Республики Карелия

8

Постановление Правительства
Республики Карелия "Об
утверждении форм отчетности руководителей государственных унитарных предприятий"

1 кв. 2000 г.

Министерство государственной собственности Республики
Карелия

9

Распоряжение Министерства государственной собственности Республики Карелия " О порядке дачи согласия на продажу недвижимого имущества государственного унитарного предприятия, находящегося в собственности Республики Карелия"

IVкв.1999

Министерство государственной собственности Республики
Карелия

10*

Распоряжение Министерства государственной собственности Республики Карелия "О порядке привлечения оценщиков
к оценке объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Республики Карелия"

1 кв. 2000 г.

Министерство государственной собственности Республики
Карелия

11

Подготовка предложений в Правительство Российской Федерации (Мингосимущество России) о необходимости определения правовых возможностей:
изъятия имущества у государственных унитарных предприятий (в случаях неправомерного распоряжения ими недвижимостью неиспользуемого либо используемого не по назначению государственного имущества):
использования при распоряжении государственным имуществом различных правовых конструкций (например внесение прав пользования в уставный капитал);
проведения продаж по результатам прямых переговоров с инвесторами в случае признания аукциона (конкурса) не состоявшимся.

II кв. 2000 г.

Министерство государственной собственности Республики Карелия, соответствующие республиканские органы исполнительной власти



* - нормативные правовые акты должны быть подготовлены в течение двух месяцев после принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации.


Текст сверен по:
Официальная рассылка


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в отделе баз данных ИВЦ ПГУ

О Концепции управления государственным имуществом Республики Карелия (с изменениями и дополнениями на 25.06.2002 г.)

Вид документа:
Постановление Правительства Республики Карелия от 03.11.1999 N 133-П

Принявший орган: Правительство Республики Карелия

Статус: Действующий

Тип документа: Нормативный правовой акт

Дата начала действия: 03.11.1999


Опубликован: "Собрание законодательства Республики Карелия" № 11 (ноябрь 1999 г.) ст.1594

Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919301131

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919301131

На него ссылаются




 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane