Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.


ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Об охране труда

Принят Палатой Республики 24 ноября 1994 года


Закон введен в действие с 21.12.94 г.

С изменениями, внесенными

Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 15.11.95 г., б/н, введенным в действие с 15.11.95 г. (Собрание законодательства Республики Карелия N 1, 1996 г., ст.154) признано не соответствующим статье 12 Конституции Республики Карелия и не подлежащим применению положение части 3 статьи 34 Закона Республики Карелия "Об охране труда" о расчете и назначении единовременного пособия "после установления степени вины работодателя и пострадавшего"

29.11.95 г. Законом Республики Карелия "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "Об охране труда" , N 88-зрк, введенным в действие с 15.11.95 г. (Собрание Законодательства Республики Карелия N 1 1996 г ., ст.5)


Настоящий Закон устанавливает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, обеспечивает гарантии прав трудящихся на охрану труда и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в трудовом процессе и в связи с ним.

Глава I

Общие положения


Статья 1. Понятие охраны труда

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Статья 2. Законодательство Республики Карелия об охране труда и сфера его действия

Законодательство Республики Карелия об охране труда состоит из соответствующих норм Конституций Российской Федерации и Республики Карелия, Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и Республики Карелия.

Гарантии реализации права работника на охрану труда и нормативные требования по охране труда не могут быть ниже гарантий и нормативных требований, предусмотренных "Основами законодательства Российской Федерации об охране труда".

Действие законодательства об охране труда Республики Карелия распространяется на:

предприятия, учреждения, организации (в дальнейшем предприятия) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

работодателей;

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

работников кооперативов;

студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику;

военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;

граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятии.

На граждан Республики Карелия, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на предприятиях, находящихся на территории Республики Карелия, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации и Республики Карелия, если иное не предусмотрено заключаемыми ими международными договорами (соглашениями).

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда


Государственная политика Республики Карелия в области охраны труда предусматривает совместные действия законодательных и исполнительных органов власти республики Карелия и Российской Федерации, органов государственного управления, надзора и контроля, профессиональных союзов и предпринимателей, общественных объединений, органов местного самоуправления и предприятий по улучшению условий и охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и основываются на следующих принципах:

приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

1 исполнения министерствами, ведомствами и работодателями
требований законодательства об охране труда и ответственности за их
нарушения;

ответственности должностных лиц за нарушение требований законодательства об охране труда;

координации деятельности в области охраны труда с другими направлениями экономической и социальной политики, с деятельностью в области охраны среды обитания;

в установлении единых требований в области охраны труда для всех предприятий, независимо от видов и форм собственности и хозяйствования;

осуществления независимого, действенного надзора и контроля безопасной техники и технологии, соблюдением требований норм и правил безопасности на предприятиях;

широкого использования достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда;

стимулирования разработки и внедрения безопасной техники, технологии, средств защиты работающих и инструментального контроля среды;

участия в финансировании охраны труда;

взаимодействия и сотрудничества органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительных органов, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;

проведения налоговой и кредитной политики, способствующей созданию здоровых и безопасных условий труда;

государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за условиями труда и соблюдением нормативных актов по охране труда;

общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов трудящихся в области охраны труда, осуществляемого профсоюзами, другими объединениями и трудовыми коллективами предприятий;

экономического стимулирования предприятий в обеспечении безопасных условий труда, а работников - в соблюдении правил и инструкций по охране труда;

обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, моющими, при необходимости дезинсекционными, дератизационными средствами и репеллентами, лечебно-профилактическими питанием за счет средств работодателей;

обязательности своевременного расследования и учета каждого несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и устранения вызвавших их причин;

установления льгот и компенсаций за работу, осуществляемую при наличии опасных и вредных производственных центров, не поддающихся при современном техническом уровне развития производства и организации труда полному устранению или ограничению до установленных норм безопасности и гигиены труда;

подготовки и переподготовки специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях;

установления государственной статистической отчетности по условиям и охране труда, о пострадавших при несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;

всемерной поддержки деятельности представительных организаций трудящихся (профсоюзов) и предпринимателей, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда;

проведения средствами массовой информации эффективной пропаганды передового опыта в области охраны труда и информирования населения о состоянии условий труда на предприятиях;

международного сотрудничества при решении проблем охраны труда;

социальной защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, членов их семей, а также возмещения морального ущерба в случаях, установленных законодательством.

Законодательная и исполнительная власть Республики Карелия, с учетом консультаций с объединением работодателей, профсоюзами в лице их соответствующих органов и уполномоченными представительными органами, должностными лицами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает ранее согласованную политику в области охраны труда.


Глава 2

Обеспечение охраны труда


Статья 4. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, с учетом предложений соответствующего профсоюзного органа, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда.

Государственное управление охраной труда осуществляет федеральный государственный орган (Рострудининспекция) по Республике Карелия, функции и полномочия которого в области охраны труда определяются действующим законодательством Российской Федерации Республики Карелия.

Государственное управление охраной труда осуществляет государственный орган, структура, функции и полномочия которого в области охраны труда определяются Председателем Правительства республики Карелия.

Нормы и правила по охране труда, утвержденные Государственными органами управления охраной труда Российской Федерации и Республики Карелия, обязательны для исполнения на территории республики Карелия предприятиями всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.

Статья 5. Управление охраной труда в министерствах, ведомствах, концернах, ассоциациях и объединениях и их полномочия в этой области


Отраслевые министерства, ведомства, концерны, ассоциации и объединения предприятий независимо от форм собственности:

определяют при участии профсоюзных органов и работодателей основные направления деятельности по реализации государственной политики в области безопасности труда;

на основании действующего законодательства и нормативных актов осуществляют разработку отраслевых правил, норм, типовых инструкций, проводят экспертизу проектов строительства и реконструкции объектов производственного и санитарно-бытового назначения, новых технологических процессов и оборудования на соответствие требованиям безопасности и гигиены труда;

организует обучение и проверку в установленном порядке знаний законодательства об охране труда, правил и норм безопасности и гигиены труда руководителями, специалистами и инженерно-техническими работниками предприятий;

осуществляет внутриведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях;

оказывает практическую помощь предприятиям в реализации мер по обеспечению трудящихся спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;

определяет иные меры организаторской работы по охране труда.

Для организации работы по охране труда министерства, ведомства, концерны, ассоциации и объединения предприятий обязаны создавать службы охраны труда.

Статья 6. Управление охраной труда на предприятии и ее обеспечение


Создание и управление системой охраны труда на предприятиях осуществляют работодатели или уполномоченные ими лица.

Структура, численность и техническая оснащенность служб охраны труда устанавливаются работодателем из расчета полной реализации требований настоящего Закона и иных действующих нормативных актов по охране труда. Для сотрудничества по охране труда работодателей и работников и их представителей на предприятии с численностью работников более 10 человек создается совместная комиссия (комитет) по охране труда, в которую на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

На предприятиях с численностью работающих до 100 человек функции специалиста по охране труда могут выполнять лица, уполномоченные на это работодателем (учредителем) или принятые на работу с его согласия. На предприятиях с численностью работающих 100 человек и более вводится должность специалиста по охране труда.

При численности работающих свыше 500 человек создается служба охраны труда во главе с освобожденным от производственной деятельности руководителем службы или заместителем руководителя администрации предприятия по охране труда. Структура и численность службы определяется в зависимости от степени риска производства и территориальной отдаленности рабочих мест и с учетом рекомендаций Государственного органа управления охраной труда.

Работа по охране труда приравнивается к основной производственно-технической деятельности. Работодатель (учредитель) или уполномоченные их лица обязаны обеспечить материально-техническую базу службы охраны труда и замену специалистов по охране труда в период их временного отсутствия.

Ответственность за состояние условий и охраны труда возлагается на работодателя.

Статья 7. Права и обязанности работников, участвующих в трудовом процессе в области охраны труда


Каждый работник имеет право:

на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

на получение достоверной информации, в том числе ознакомления с необходимой документацией, от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о средствах и способах, защищающих от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

на мотивированный отказ от выполнения работ в случае несоответствия условий труда нормативным актам или необеспечения работника средствами индивидуальной защиты до приведения рабочего места в соответствие с требованиями норм охраны труда;

на отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;

на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановления деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае частичной утраты профессиональной трудоспособности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием;

на проведение инспектирования органами Государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;

на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда;

на участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраной труда на своем рабочем месте;

на внесение предложений по улучшению условий труда.

Работник обязан:

соблюдать нормы и правила, инструкции и приказы по охране труда, с которыми он ознакомлен, издаваемые работодателями во исполнение настоящего Закона и регламентирующие действия и поведение работника, а также нести ответственность за их выполнение в установленном Законом порядке;

выполнять медицинские рекомендации по результатам проведения периодических обследований состояния здоровья;

правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

не перемещать, не демонтировать, не разрушать, не удалять, не отключать средства безопасности и гигиены труда на своем рабочем месте и предприятии и не предпринимать любые действия, приводящие к снижению уровня безопасности труда других работников;

немедленно сообщать другим работникам и непосредственному руководителю о ситуациях, создающих угрозу жизни и здоровью людей, возникновения аварий;

немедленно сообщать представителю администрации предприятия о любом несчастном случае или случае повреждения здоровья, происшедшем в процессе работы или в связи с ней;

проходит профилактические прививки в обязательном порядке на производствах, связанных с риском возникновения инфекционных заболеваний.

Статья 8. Права и обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии


Работодатель обязан обеспечить:

безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;

соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте;

организацию санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с действующими нормативами;

режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;

выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производствах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением;

эффективный контроль параметров опасных и вредных факторов на рабочих местах;

возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

приведение в установленные сроки аттестации рабочих мест по условиям труда, с обязательной их сертификацией;

информирование работника о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах;

обучение, инструктаж работников и проверку знаний ими норм, правил и инструкций по охране труда;

беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля и общественного контроля для проверок состояния условий и охраны труда на предприятии и соблюдения законодательства об охране труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

своевременное удержание из заработной платы платы работника суммы штрафа, наложенного органом государственного надзора за нарушение законов и иных нормативных актов о труде и охране труда, привлечение виновных к дисциплинарной ответственности, отстранение их от должности в установленном порядке;

необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;

представление органам надзора и контроля необходимой информации о состоянии условий и охраны труда на предприятии, выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве;

обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работодатель имеет право:

входить с предложением в соответствующие органы управления охраной труда о разработке или изменении стандарта безопасности труда или норм и правил по охране труда;

на информацию от органов управления и надзора, в том числе при проведении инспекции и расследования;

на сопровождение официальных лиц при инспектировании и участие в совещаниях в органах управления и надзора при рассмотрении жалоб на условия труда;

на проведение инспекции при расследовании службами государственного управления, надзора и контроля в случае установления им оборудования или применения технологического процесса, как возможного источника производственной опасности;

на проведение совещаний и консультаций с органами государственного управления и надзора по завершению инспекций или расследований;

на аппеляцию и обжалование решений соответствующих государственных органов управления, надзора и контроля; ходатайство должно быть подано в вышестоящий или судебный орган в течение 15 дней после получения решения;

на получение услуг и содействие государственных органов в области обучения и пропаганды безопасных методов и приемов труда;

привлекать работников к дисциплинарной, материальной ответственности и в случае необходимости передавать материалы в правоохранительные органы для привлечения к административной и уголовной ответственности.

Статья 9. Нормативное обеспечение охраны труда

Нормативное обеспечение охраны труда включает в себя;

стандарты безопасности труда (ССБТ);

социально-экономические нормативы;

инструкции, нормы, правила;

сертификат безопасности предприятия;

другие нормативные акты в области охраны труда.

Стандарты, нормы, инструкции и правила разрабатываются и утверждаются в порядке, устанавливаемом государственными органами по охране труда Российской Федерации и Республики Карелия и являются обязательными для всех должностных лиц и работников предприятий.

Коллективный договор и соглашение по охране труда имеет юридическую силу и подлежат безусловному выполнению.

Статья 10. Обеспечение требований охраны труда при проектировании строительства и эксплуатации предприятий и объектов


Проектирование строительства и эксплуатация предприятий и объектов, разработка и выпуск средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, средств коллективной и индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям по охране труда, не допускаются.

Проекты производственных объектов и средств производства подлежат Государственной экспертизе, а опытные образцы продукции, подлежащей обязательной сертификации, - государственным испытаниям на соответствие их стандартам, отвечающим требованиям по охране труда. Виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, подлежат лицензированию органами государственного надзора.

Новые или реконструированные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в установленном порядке.

На действующих предприятиях, согласно положению о сертификации, оформляется соответствующий сертификат безопасности.

Статья 11. Обеспечение безопасности работников при производстве и применении вредных веществ


Не допускается производство, хранение и применение новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека.

На предприятиях, деятельность которых связана с производством, хранением и применением вредных веществ, разрабатывается необходимая нормативно-техническая документация и проводятся организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие веществ на работников.

Статья 12. Профессиональная подготовка в области охраны труда

Государство обеспечивает и контролирует подготовку специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях.

Программы общетехнических и специальных дисциплин всех профессиональных учебных заведений должны содержать соответствующие разделы и обеспечивать непрерывную трудоохранную подготовку молодых специалистов и формировать их сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

В соответствии с профилем в высших учебных заведениях предусматривается обязательное преподавание специального курса охраны труда.

Руководители и специалисты предприятий (объединений, предприятий, организаций, учреждений), согласно утвержденному Министерством труда и занятости Республики Карелия перечню отраслей, специалисты служб охраны труда, а также иные должностные лица, связанные с деятельностью, которая может вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности (работников) на территории Республики Карелия, обязаны не реже одного раза в 5 лет повышать свою квалификацию в области охраны труда.

Лица, не имеющие необходимой подготовки, установленной настоящей статьей Закона, не допускаются к производству работы, требующей специальных знаний в области охраны труда.

Статья 13. Финансирование охраны труда

Финансирование охраны труда осуществляется государством и предприятиями. Бюджетные ассигнования на охрану труда (средства республиканского и местного бюджетов), выделяемые в соответствующих бюджетах отдельной строкой, используются для содержания органов управления, надзора и контроля за охраной труда, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнения государственных целевых программ по охране труда, на обеспечение мероприятий по охране труда в учреждениях и организациях, финансируемых за счет соответствующего бюджета.

Финансирование деятельности государственных инспекторов по охране труда осуществляется за счет средств социального страхования.

Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется из собственных средств предприятий и является обязательным элементом хозяйственной деятельности. Размер средств, выделяемых на охрану труда, определяется коллективным договором.

Работники предприятия не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.

Статья 14. Обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании здоровых и безопасных условий труда, работников в соблюдении правил и норм охраны труда


Средства, израсходованные предприятием на охрану труда, не подлежат налогообложению.

Льготному налогообложению подлежит также часть прибыли предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций, малых предприятий и внедренческих организаций, полученная за счет создания и внедрения новых, выпуска и реализации существующих средств коллективной и индивидуальной защиты работающих, приборов контроля производственной среды и средств дозиметрии.

При заключении коллективного договора (соглашения по охране труда) предприятие вправе устанавливать работникам доплаты или дополнительные льготы за работу без нарушений правил и инструкций по охране труда.


Глава 3

Гарантии реализации права
работников на охрану труда

Статья 15. Гарантии реализации права на охрану труда при приеме на работу


При приеме на работу должны соблюдаться требования КЗоТ, нормативных актов по охране труда и настоящего Закона. Работодатель обязан ознакомить работника с достоверной характеристикой его рабочего места, включая опасные и вредные производственные факторы, а также с размерами компенсационных доплат и льгот за работу в неблагоприятных условиях труда.

При приеме на работу с заведомо высоким уровнем риска возникновения профессионального заболевания работодатель обязан предупредить работника о наиболее вероятном сроке возникновения заболевания.

Статья 16. Гарантии права на охрану труда в процессе трудовой деятельности


Отказ работника от выполнения работы в связи с неблагоприятными и опасными условиями труда не влечет для него каких-либо дисциплинарных, правовых, экономических и других санкций. За время вынужденного простоя по вине предприятия за работниками сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В случае причинения вреда здоровью или частичной утраты трудоспособности вследствие работы во вредных и опасных условиях труда работодатель обязан возместить работнику ущерб, причиненный здоровью в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Карелия.

При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания, работодатель на основании медицинского заключения обязан перевести его на другую работу в установленном законодательством порядке.

Статья 17. Право работника на информацию, льготы и компенсацию по условиям труда


Работодатель обязан информировать работников предприятия о состоянии условий труда на рабочих местах и предусмотренных в связи с этим льготами, компенсациями, средствами индивидуальной защиты при поступлении на работу и периодичности по результатам проверок или при изменениях производственного процесса, а также по требованию работника.

Категория работников, имеющих право на льготы и компенсацию в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, характер и размеры таких льгот и компенсаций определяются соответствующими нормативными актами Российской Федерации и Республики Карелия.

По решению трудового коллектива, внесенному в коллективный договор, предприятие вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительной льготы и компенсации работникам, занятым в производствах с вредными и тяжелыми условиями труда.

Работники, получившие трудовое увечье, либо иное повреждения здоровья по вине предприятия, а также члены семьи пострадавшего в случае его смерти вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, имеют право на возмещение ущерба и единовременное пособие в соответствии с законодательством.

Статья 18. Гарантии работникам за вынужденный простой в случаях ликвидации рабочего места или закрытия предприятия в связи с необеспечением здоровых и безопасных условий труда


За работниками сохраняется рабочее место (должность) и средняя заработная плата за время приостановки работ на рабочих местах, производственных участках либо в целом на предприятии вследствие нарушений настоящего Закона и других нормативных актов по охране и гигиене труда Республики Карелия и Российской Федерации.

При ликвидации рабочего места вследствие технической невозможности обеспечения и безопасных условий труда, подтвержденной органами Государственной экспертизы условий труда и органами Государственного надзора и контроля, работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить за счет предприятия переподготовку работника для использования его на других рабочих местах с сохранением на время переподготовки средней заработной платы.

В случае приостановки или закрытия предприятия вследствие необеспечения норм охраны труда работодатель обязан обеспечить работников рабочими местами на других предприятиях либо организовать их переподготовку в соответствии с законодательством. За период вынужденного простоя и переподготовки работникам выплачивается заработная плата из расчета последних двух месяцев по месту прежней работы.

Статья 19. Обучение и инструктирование работников предприятия по вопросам охраны труда


Все вновь принимаемые работники, а также переводимые на другую работу, должны проходить инструктаж по безопасности и гигиене труда, обучение безопасным приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве со сдачей экзаменов и последующей периодической аттестацией.

Все вновь поступившие на работу должны быть ознакомлены с основами правового обеспечения и социальной защиты трудящихся в области охраны труда, а при наличии коллективного договора - с его содержанием.

Статья 20. Запрещение допуска лиц к работе, которая противопоказана им по состоянию здоровья


Перечень работ, производств видов работ и профессий, имеющих медицинское противопоказания для лиц с физическими недостатками или соответствующими отклонениями состояния здоровья, определяют органы Минздравмедпрома и Госсанэпиднадзора Российской Федерации.

Запрещается прием, привлечение или допуск работников, в том числе с их согласия, к работе, которая по заключению медицинских органов противопоказана им по состоянию здоровья.

Статья 21. Запрещение допуска к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки по охране труда

Все работники предприятий , включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктирование, проверку знаний правил и норм по охране труда в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей, и переаттестацию в порядке и сроки, установленные для их профессий и видов работ.

Запрещается допуск к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки, не прошедших в установленном порядке обучения, инструктирование и проверку знаний по охране труда.

Статья 22. Запрещение допуска к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр


Работодатель обязан в случаях, предусмотренных законодательством, организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников предприятий.

Медицинские осмотры работников проводятся за счет работодателя.

При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнения им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать работника к выполнению им трудовых обязанностей.

Статья 23. Социальное страхование работников предприятий от несчастных случаев и профессиональных заболеваний


Работники предприятий подлежат обязательному социальному страхованию работодателем от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.


Статья 24. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда


На тяжелых работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин, лиц с ограниченной трудоспособностью и несовершеннолетних.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями утверждается Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительных органов. Председатель Правительства Республики Карелия вправе дополнить этот перечень по согласованию с республиканским объединением профсоюзов.

При обнаружении у работников признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке.


Глава 4

Надзор и контроль за соблюдением
законодательства об охране труда



Статья 25. Органы Государственного надзора и контроля

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляют федеральные органы государственного надзора и контроля за охраной труда по Республике Карелия, не зависящие в своей деятельности от администраций предприятий и вышестоящих органов управления и действующих в соответствии с положениями, утвержденными в установленном порядке.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля добиваются неукоснительного соблюдения работодателем и работниками законодательных и иных нормативных актов по охране труда, оказывают помощь предприятиям в организации работы по улучшению условий и охраны труда, в проведении обучений и проверки знаний работников по вопросам охраны труда, дают объективную оценку состояния охраны труда при возникающих спорах между работодателем, работниками или их полномочными представителями.

Они имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент наложения взыскания.

Решения должностных лиц государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, обязательны для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Должностные лица государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Карелия.

Положение о статусе государственного инспектора по охране труда утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные объединения в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными Государственным органом управления охраной труда Республики Карелия совместно с республиканским объединением профсоюзов.

Профсоюзные организации в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

получать от администрации предприятий нормативные акты, приказы и распоряжения, регулирующие охрану труда на предприятии;

предъявлять обязательные для исполнения требования о приостановке работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников. При несогласии с данным требованием работодатель обязан его выполнить и одновременно может обратиться в государственную инспекцию по охране труда для его отмены;

выдавать работодателям обязательные к рассмотрению предписания об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда. При несогласии работодателя с выданным предписанием (или отдельными его пунктами) он может обратиться в государственную инспекцию по охране труда для принятия окончательного решения. В случае необращения в государственную инспекцию по охране труда или отсутствия решения об отмене выданного предписания в течение 15 дней с момента его получения работодатель обязан приступить к выполнению требований по устранению нарушений и сообщить об их выполнении в указанные сроки лицу или органу, выдавшему предписание;

осуществлять проверку состояния условий охраны труда, а также мероприятий и обязательств по охране труда, предусмотренных в коллективных договорах и соглашениях, вносить представления в компетентные государственные органы о привлечении к административной ответственности должностных лиц, представляющих работодателя и виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке и согласовании нормативных документов по охране труда;

обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушениями законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

Статья 27. Обеспечение условий для функционирования органов надзора и контроля на предприятиях


Администрация предприятия обязана обеспечить представителям государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда необходимые условия для выполнения возложенных на них задач и функций.

Государственные и хозяйственные органы управления, администрация, должностные лица и работники предприятий за воспрепятствование законной деятельности или ограничение прав представителей органов государственного и общественного надзора и контроля несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 28. Расследование несчастных случаев и аварий на производстве


Все несчастные случаи, профессиональные заболевания и аварии на производстве подлежат учету и расследованию в установленном порядке.


Глава 5

Ответственность за нарушение законодательных
и иных нормативных актов по охране труда

Статья 29. Экономическая ответственность работодателя за невыполнение требований законодательства об охране труда


За невыполнение требований законодательства от охране труда, нанесение вреда здоровью в результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний либо гибели на производстве работодатель (собственник, учредитель) возмещает причиненный ущерб и потерянный доход потерпевшим, а также отчисляет средства в счет бюджета по повышенным тарифным ставкам, утвержденным Председателем Правительства Республики Карелия в зависимости от класса сертификата, выданного Государственной Экспертизой условий труда.

Отчисление средств в бюджет не освобождает работодателя от обязанностей компенсации ущерба здоровью трудящихся за работу в неблагоприятных условиях труда, а также возмещения причиненного ущерба и потерянного дохода потерпевшим в результате несчастного случая и (или) профессионального заболевания на производстве.

За нарушения законодательства об охране труда, выявленные органами государственного надзора и общественного контроля, приведшие к ухудшению условий труда, росту производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также за систематическое невыполнение предписаний контролирующих органов предприятие (работодатель) в установленном порядке выплачивает из собственных доходов штраф в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения.

Размер штрафа определяется органом, налагающих штраф, в зависимости от характера и вида нарушения, причиненного вреда. Штраф за указанные нарушения налагается специально уполномоченными органами государственного надзора и контроля. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в судебном порядке.

Штраф за нарушение законодательства об охране труда за невыполнение мер, предусмотренных соответствующими предписаниями, списывается из доходов предприятия в бесспорном порядке.

Уплата штрафов не освобождает работодателя от обязанности возмещения вреда, причиненного работнику увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, а также от создания здоровых и безопасных условий труда.

Статья 30. Экономическая ответственность научно исследовательских и проектно-конструкторских организаций за разработку проектов, средств производства и технологий, не отвечающих требованиям правил и норм охраны труда


Научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, разработавшие и внедрившие проекты средств производства и новые технологии вопреки требованиям ст.10 настоящего Закона, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих отступлений.

Статья 31. Экономическая ответственность предприятий за выпуск и сбыт продукции производственного назначения, не отвечающей требованиям охраны труда


Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственного назначения, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 32. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда


Должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 33. Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда


За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 34. Выплаты и компенсации работнику за вред, причиненный его здоровью при исполнении трудовых обязанностей


Работодатель несет материальную ответственность за вред, причиненный здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, в виде трудового увечья с частичной или полной утратой профессиональной трудоспособности, профессиональным заболеванием, гибелью в порядке и размерах, установленных Гражданским Кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Минимальный размер единовременного пособия должен составлять:

при смертельном исходе - не менее 10 годовых заработков;

при установлении инвалидности;

1 группы - не менее 5 годовых заработков;

2 группы - не менее 3 годовых заработков;

3 группы - не менее 1 годового заработка.

(На основании постановления Конституционного Суда Республики
Карелия от 15.11.95 г., б/н, положение части 2 статьи 34 Закона
Республики Карелия "Об охране труда" признать соответствующим
Конституции Республики Карелия )

Единовременное пособие рассчитывается и назначается работодателем лишь после расследования причин несчастного случая или профессионального заболевания.

(На основании постановления Конституционного Суда Республики
Карелия от 15.11.95 г., б/н, положение части 3 статьи 34 Закона
Республики Карелия "Об охране труда" о расчете и назначении
единовременного пособия "после установления степени вины
работодателя и пострадавшего" признать не соответствующим статье 12
Конституции Республики Карелия и не подлежащим применению)

(Часть в редакции Закона Республики Карелия "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "Об охране труда" от 29.11.95 г., введенного в действие с 15.11.95 г. Собрание Законодательства Республики Карелия N 1 1996 ., ст.5)

Единовременное пособие не облагается налогом, на него не начисляются страховые взносы.

Статья 35. Приостановка хозяйственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда


В случае, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений связана с опасностью для жизни и здоровья работников и населения, их деятельность может быть приостановлена по предписанию должностных лиц органов государственного надзора и контроля, а решение о закрытии указанных предприятий принимается органами Государственного надзора и контроля Республики Карелия.

Решение органов Государственного надзора и контроля о закрытии предприятия может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 36. О порядке введения Закона Республики Карелия "Об охране труда"


Настоящий Закон вводится в действие со дня опубликования.

С момента введения в действие настоящего Закона утрачивает силу Закон Карельской Автономной Советской Социалистической Республики от 12 ноября 1991 года "О единовременной денежной компенсации в связи с потерей работником профессиональной трудоспособности или его смерти вследствие трудового увечья".

Нормативные акты органов Государственного Управления, действующие в части, противоречащий настоящему Закону, приводятся в соответствие с ним в течение трех месяцев со дня вступления его в силу. Председатель Правительства Республики Карелия В.Н.Степанов

г.Петрозаводск
6 декабря 1994 года
N 25-ЗРК

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в отделе баз данных ИВЦ ПГУ.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ