Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2001 года N 92-П

О Программе развития рыбного промысла на Белом море в 2001- 2004 годах


Постановление введено в действие с 18.05.01 г.

Утратило силу на основании постановления Правительства Республики Карелия "О признании утратившим силу постановления Правительства Республики Карелия от 18 мая 2001 года N 92-П" от 12.09.03 г., № 105-П, введенным в действие с 12.09.03 г. (Газета "Карелия" N 106 (1092) от 25 сентября 2003 года)





В целях развития рыбного промысла карельской части Белого моря и в соответствии с постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 23 сентября 1998 года N 639 "Об утверждении мероприятий по оздоровлению социально-экономической ситуации в Беломорском районе" (Собрание законодательства Республики Карелия, 1998, N 20-21, ст.1493) Правительство Республики Карелия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития рыбного промысла на Белом море в 2001-2004 годах (далее - Программа).

2. Определить координатором действий по ее выполнению Государственный комитет по рыбному хозяйству Республики Карелия.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Карелия разработать комплекс мер в рамках своей компетенции в соответствии с положениями Программы.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на Государственный комитет по рыбному хозяйству Республики Карелия.

Председатель Правительства С.Л. Катанандов



Утверждена постановлением
Правительства Республики Карелия
от 18 мая 2001 года N 92-П


ПАСПОРТ
Программы развития рыбного промысла на Белом море в 2001-2004 годах

1. Наименование
Программы

2. Дата принятия решения о разработке Программы

- Программа развития рыбного промысла на Белом море в 2001- 2004 годах

- постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 23 сентября 1998 года N 639 от "Об утверждении мероприятий по оздоровлению социально-экономической ситуации в Беломорском районе"; распоряжение Министра экономики Республики Карелия от 26 января 2000 года N 1 на основании соглашения между Государственным комитетом по рыбному хозяйству Республики Карелия и Институтом экономики Карельского научного центра РАН от 14 августа 2000 года

3. Основные разработчики Программы



4. Цель и задачи Программы

Государственный комитет по рыбному хозяйству Республики Карелия
Институт экономики Карельского научного центра Российской Академии наук (по согласованию)

- развитие прибрежного промысла на Белом море и организация переработки морепродуктов;

- укрепление материально-технической базы рыбохозяйственных предприятий;

- укрепление финансово-экономического положения предприятий

- формирование системы современного менеджмента;

- социальное развитие территории карельского Беломорья.

5. Важнейшие целевые показатели Программы

- увеличение объемов добычи биоресурсов;
- расширение перерабатывающего производства;
- рост объемов рыбоводческих производств;
- увеличение налогооблагаемой базы районов республики;
-увеличение числа рабочих мест;
- рост объемов реализации продукции рыбного промысла.

6. Сроки реализации Программы

7. Основные исполнители Программы


8. Объемы и источники
финансирования Программы

- первый этап - 2001 год
- второй этап - 2002 - 2003 годы
- третий этап - 2004 год

- рыболовецкие колхозы Беломорского, Кемского, Лоухского районов, ОАО "Карелрыбфлот", СевПИНРО, КРКС (по согласованию)


- Всего - 91 654,0 тыс. рублей
в т.ч.:
средства государственной поддержки рыбной отрасли Республики Карелия - 1200 тыс. руб. (1,3%)
привлеченные средства - 63830 тыс. руб. (69,7%) (по согласованию)
средства предприятий - 26624 тыс. руб. (29%) (по согласованию)

9. Ожидаемые конечные результаты Программы

- результат экономический - 274474 тыс. рублей
- дополнительные рабочие места - 236
- бюджетный эффект - 18641,32 тыс. рублей

10. Система организации контроля за реализацией Программы, периодичность

отчета исполнителей, дата представления материалов

- форма представляемой исполнителями отчетности утверждается Государственным комитетом по рыбному хозяйству Республики Карелия по согласованию с Министерством экономики Республики Карелия;

- адресат представления обобщенных отчетов заказчика: Государственного комитета по рыбному хозяйству Республики Карелия;
Министерство экономики Республики Карелия;

- периодичность - полугодовая;

- дата представления отчетов Государственному комитету по рыбному хозяйству Республики Карелия - 10 января, 10 июля.;

- дата представления отчетов Государственным комитетом по рыбному хозяйству Республики Карелия Министерству экономики Республики Карелия - 1 марта, 1 августа;

- электронная версия в формате MS Word 6.0 представляется на дискете или по электронной почте с подтверждением


Введение


Программа развития рыбного промысла на Белом море в 2001 - 2004 годах разработана в соответствии с постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 23 сентября 1998 года N 639 "Об утверждении мероприятий по оздоровлению социально-экономической ситуации в Беломорском районе"; распоряжением Министра экономики Республики Карелия от 26 января 2000 года N 1 на основании соглашения между Государственным комитетом по рыбному хозяйству Республики Карелия и Институтом экономики Карельского научного центра Российской академии наук от 14 августа 2000 года.

Программа по развитию рыбного промысла на Белом море является среднесрочной, ориентированной на период 2001-2004 годы. Принципиальные основы разработаны в соответствии с Программой развития рыбного хозяйства Республики Карелия на период до 2010 года.

Научно-методический инструментарий определил объект и предмет Программы. В качестве основного объекта Программы выбрана совокупность традиционных рыбохозяйственных предприятий, расположенных в прибрежной зоне Белого моря и осуществляющих производственную деятельность в акватории Белого, Баренцева, Норвежского морей.

Особенность представленной Программы состоит в специфике программного предмета, определяющего целевую направленность Программы. Специфика Программы состоит в стимулировании экономического освоения биоресурсов Белого моря в условиях, когда сегодняшние реалии распределили экономические приоритеты в географии промысла в пользу Баренцева и Норвежского морей.

На основе программно-целевого метода определены цели и задачи Программы, этапы и механизмы ее реализации, способы контроля за исполнением программных мероприятий. Полевой этап разработки Программы включал сбор эмпирической информации, систематизированный с использованием статистического, экономического, социологического методов в виде аналитического и прогностического блоков Программы.

При разработке Программы использованы следующие материалы:

Программа развития рыбного хозяйства Республики Карелия на период до 2010 года;

- информация Государственного комитета Республики Карелия по статистике;

- материалы Государственного комитета по рыбному хозяйству Республики Карелия;

- статистические материалы Беломорской, Кемской, Лоухской районных администраций;

- балансы рыболовецких колхозов Беломорского, Кемского, Лоухского районов, материалы, предоставленные правлением Карельского рыбакколхозсоюза;

- материалы формализованного интервью с руководителями рыболовецких колхозов;

- материалы интервью с руководителями рыболовецких колхозов, председателем правления Карельского рыбакколхозсоюза, руководителями и специалистами районных администраций.


I. Анализ современного состояния рыбного промысла на Белом море


1. Биологические ресурсы по основным видам промысла


Сельдь. Сельдь является одним из основных промысловых объектов внутренних районов Белого моря. Промысел этой рыбы ведется круглогодично предприятиями Мурманской, Архангельской областей и Республики Карелия. Наряду с использованием пассивных орудий ведется траловый лов. Основная часть рыбы добывается в осенне-зимний период.

В конце 80-х годов в результате вступления в промысел высокоурожайных поколений 1982, 1983 и 1988 годов промысловый запас сельди вырос до 11 тыс. тонн. В период с 1986 по 1991 год вылавливалось от 1800 до 2200 тонн, затем из-за падения рентабельности стал сокращаться судовой промысел и падать добыча, так как успешное ведение лова пассивными орудиями в большей степени зависит от природно-климатических факторов.

В 2000 году общедопустимый улов данного вида в Белом море составлял 990 тонн. В 2001-2003 годах промысловый запас сельди, благодаря высокоурожайным поколениям 1998 и 1999 годов, вновь будет на высоком уровне в районе 8-9 тыс. тонн, после чего возможно очередное снижение запаса.

Для обеспечения прогнозируемых объемов вылова необходимо интенсифицировать существующий промысел. В пределах установленных квот следует развивать судовой лов в таких перспективных районах, как Восточная Соловецкая Салма и смежные с Онежским заливом районы, губы Кандалакшского залива и Терский берег бассейна. Расширение географии промысла позволит раздвинуть сроки осенней путины, которая традиционно проводится в Сорокской губе Онежского залива. Начинать добычу целесообразно в сентябре, когда сельдь большей частью заканчивает откорм и образует плотные предзимовальные скопления.

Навага. Среднегодовой вылов наваги в Белом море за период 1981-1990 годы был одним из самых высоких за время наблюдений. С 1990 года наметилась тенденция к снижению промысловых усилий, что повлекло за собой уменьшение вылова. Кроме того, в 1992-1995 годы сформировались относительно малочисленные поколения наваги.

Общедопустимый улов данного вида в 2000 году составляет 290 тонн.

Учитывая долговременные тенденции изменения численности наваги Белого моря, связанные с влиянием климатических факторов, при повышении промысловой нагрузки на стада наваги до уровня середины-конца 80-х годов среднегодовой вылов наваги в Белом море в 2005 году возрастет до 1300 тонн, при годовых колебаниях от 1000 до 1800 тонн.

Гренландский тюлень. Начиная с 70-х годов в экологии гренландского тюленя беломорской популяции наблюдаются существенные негативные преобразования, которые затронули такие важные показатели динамики численности, как возрастная структура, миграция, воспроизводство и привели к высокой смертности и снижению темпов пополнения. Учитывая же плохое состояние кормовой базы (мойва, сайка), возросшую численность белого медведя, есть основания считать состояние популяций как неблагоприятное.

Общедопустимый улов на 2000 год в карельской части Белого моря составлял всего 8515 голов.

Кольчатая нерпа. Общедопустимый улов данного вида животного в Карельской части Белого моря для пользователей Республики Карелия в 2000 году составлял 500 голов.

Ламинария. Основными добывающими предприятиями, заготавливающими ламинарию, являются Карельский РКС, ПК "Грумант" и ОАО "Карелрыбфлот". При общедопустимом улове ламинарии-сырца в 2000 году в 1540 тонн добыча ее на 1 сентября составила лишь 376,5 тонн, что во многом объясняется неблагоприятными погодными условиями в период заготовки. Тем не менее по сравнению с периодом до 1999 года, когда среднегодовая добыча данного вида составляла в среднем 45-50 тонн, этот показатель намного выше. Прежде всего это связано с повышением спроса на рынке на ламинарию.

Фукус. Наибольшие запасы фукоидов наблюдаются вдоль поморского и карельского берегов Белого моря и в Кандалакшском заливе. В последние годы объемы заготовок фукоидов колеблются от 200 до 400 тонн. В основном это сборы штормовых выбросов, хотя и существует ряд участков, где их можно добывать прямо из зарослей. В 2000 году на Белом море заготовкой фукуса занимались Карельский РКС и рыболовецкий колхоз "Баренц-рыбак" (бывший "Беломорский рыбак"). На 1 сентября общий объем заготовок составил 733,6 тонн. В 1999 году добыча фукуса на Белом море составила 448,8 тонн.

Анфельция. Сплошных зарослей не образует, растет небольшими площадками среди других видов водорослей. Наиболее значимые скопления данной водоросли сохранились вдоль Поморского и карельского побережий Белого моря, в меньших количествах - в Онежском заливе.

По сравнению с 60-ми годами запасы анфельции сократились почти в 3 раза. В связи с этим, заготовки этой ценной водоросли разрешены только из штормовых выбросов.

В 2000 году заготовкой анфельции на Белом море занимался лишь рыболовецкий колхоз "Победа". Объем добычи составил 20,9 тонн в воздушно-сухом виде.

Следует принять во внимание, что заготовки фукоидов и анфельции в настоящее время в наибольшей мере зависят не от уровня запасов, а от климатических условий (числа штормов) и организации заготовок. По этой причине возможны отклонения в реальных объемах заготовок по сравнению с возможными по состоянию запасов.

2. Состояние и тенденции в развитии рыбохозяйственной деятельности на карельском побережье Белого моря


2.1.Рыболовство


Карельская часть Белого моря является одним из основных промысловых водоемов Республики Карелия. Добыча рыбы, водорослей и других морепродуктов в настоящее время составляет 50-60 % от общего годового объема вылова биоресурсов на внутренних водоемах республики.

Основными объектами рыбного промысла являются беломорская сельдь, навага, корюшка, треска, горбуша, а также нерыбные ресурсы - морские водоросли - ламинария, фукус, анфельция, морские млекопитающие - гренландский тюлень, кольчатая нерпа, белуха.

Объем добычи в 1998-1999 годы, включая любительское рыболовство, составил 1293 и 1353 тонны, что, в целом, соответствует средним значениям за последние 5 лет. Основу уловов рыбы составляют беломорская сельдь и навага - 92 % от общего объема выловленной рыбы, основу добычи водорослей - сбор фукуса - 53 % от общей добычи водорослей.

Главными пользователями биоресурсов Белого моря являются рыболовецкие колхозы Карельского РКС, ОАО "Карелрыбфлот", кроме того, в последние годы значительно выросло количество частных предпринимателей и других рыбозаготовителей различных форм собственности. В 1999 году число зарегистрированных предпринимателей, занимающихся ловом рыбы и добычей водорослей на Белом море превысило 100 человек.

Наиболее важными промысловыми участками карельской части Белого моря являются Сорокская губа и Чупинский залив, где добывается до 90 % беломорской сельди, а также мелководная зона южной части Онежского залива, являющаяся основным местом добычи наваги в зимний период. Наибольший объем заготовок водорослей приходится на прибрежье Соловецких островов, о-в Жижгин, о-ва Большой и малый Жужмуи, Кондостров, Сумские шхеры, губы: Шуерецкая, Калгалакша, Ковда, Чупа, Кемские шхеры. Для обеспечения рационального использования ресурсов водорослей и контроля за промыслом районы их промысловых скоплений в Белом море разделены на 37 участков (секторов), в каждом из которых водоросли добывают один раз в 3 года.

Анализ материалов по рыбохозяйственной деятельности пользователей биоресурсов показывает, что основными промысловыми орудиями лова, применяемыми на Белом море, в настоящее время являются пелагические тралы, мережи сельдяные, наважьи и корюшковые, ставные крупночастиковые невода, заколы, сети. За последние 5 лет произошли некоторые изменения в промысловой базе и характере ведения промысла - возросло количество используемых пелагических тралов, заколов, сетей, корюшковых мереж. В то же время, на промысле практически не используются закидные невода.

Основу судового промысла составляют суда типа МСТБ, СЧС, БП, МРС, оснащенные пелагическими тралами для лова сельди в осенне-зимнюю путину. Судовой промысел, в котором ежегодно принимают участие от 5 до 9 единиц флота, длится с октября по декабрь. За последние 5 лет, в зависимости от подхода сельди и гидрометеорологических условий, вылов колебался от 85 до 450 тонн, составляя от 10 до 50 тонн на трал.

Динамика добычи биоресурсов в карельской части Белого моря свидетельствует о том, что в 90-х годах произошло снижение добычи. Основной причиной падения объемов добычи явилось общее ухудшение экономической ситуации при переходе на новые формы хозяйствования. Добыча многих объектов стала малорентабельной, либо убыточной.

Усилия крупных рыбохозяйственных предприятий сосредоточились на добыче пользующихся стабильным спросом на мировом рынке объектов промысла в Баренцевом море, прежде всего треске и пикши. Рост запасов и вылова атлантической сельди привели к насыщению рынка относительно дешевой и качественной продукцией, поэтому прекратилась добыча сельди в Белом море в летний период, когда вылавливали рыбу с низкими потребительскими качествами. Возросли затраты на промысел и транспортировку наваги в Белом море, сократилось количество выставляемых орудий лова (по оценке СевПИНРО - в 2-3 раза). В то же время возросли объемы слабо контролируемого предпринимательского и любительского лова.

Отсутствие оборотных средств и низкие закупочные цены привели к снижению добычи водорослей. Возникли трудности с переработкой и сбытом продукции из морского зверя. По этой причине колхозы Карельского РКС в течение последних 5 лет не участвуют в зверобойном промысле.

Материалы исследований сырьевой базы основных промысловых объектов Белого моря свидетельствуют о росте запасов беломорской сельди и наваги в 2000-2001 годы при ОДУ по сельди 2300 - 2600 т. в 2000 - 2002 годы (данные ПИНРО). Прогнозируемый объем вылова необходимо достигнуть путем интенсификации судового тралового промысла. В пределах установленных квот следует развивать судовой лов в таких перспективных районах, как Восточная Соловецкая Салма и смежные с Онежским заливом районы, губы Кандалакшского залива и Терский берег. Расширение географии промысла позволит раздвинуть сроки осенней путины, которая традиционно проводится в Сорокской губе Онежского залива. Малотоннажными судами с использованием облегченных тралов возможна добыча от 5 до 10 тонн в сутки.

Запасы водорослей находятся в удовлетворительном состоянии. В связи с вводом новых мощностей по переработке водорослей и ростом спроса на продукты их переработки в последние 2 года наблюдается рост объемов заготовок.

Основной проблемой возрождения рыболовства на Белом море является его сравнительно низкая, по сравнению с Баренцевым морем, рентабельность.

2.2.Рыбоводство


Республика Карелия является одним из самых благоприятных регионов России для индустриального выращивания товарной форели. По своим уникальным природным условиям республика выгодно отличается от всех остальных областей северо-запада России, где также возможно развитие товарного рыбоводства. В первую очередь это обусловлено наличием большого количества глубоководных водоемов с чистой, высокого качества водой. Немаловажным фактором является температурный режим, при котором осуществляется технологический процесс выращивания.

На внутренних водоемах Республики Карелия форелеводство является одним из приоритетных направлений рыбохозяйственной деятельности. В настоящее время идет наращивание объемов товарной рыбной продукции главным образом в результате интенсивного выращивания радужной форели в садках.

Значительные потенциальные возможности в размещении форелевых хозяйств имеет побережье Белого моря. Внутренне расположение, относительно малые размеры и хорошая изученность делают Белое море уникальным водоемом для садкового выращивания товарной форели. Это обеспечивается наличием многочисленных, хорошо изолированных проливов и заливов, особенно в Карельской части моря, с более высокой (по сравнению с открытой частью) средней годовой температурой воды и пониженной соленостью.

В настоящее время в республике существует ряд хозяйств, расположенных на побережье и в бассейне Белого моря.

Рыболовецкий колхоз "Кереть". Основан на базе бывшего Чупинского рыбзавода. Находится в поселке Чупа, Лоухского района. Поселок расположен в Чупинской губе Белого моря. В собственности р/к "Кереть" находится форелевое садковое хозяйство, расположенное в Кандалакшском заливе (губа Чупа) Белого моря. Проектная мощность хозяйства составляет 100 тонн. В 1999 году было выращено 39 тонн товарной форели. В настоящее время хозяйство законсервировано из-за недостаточности денежных средств.

Рыболовецкий колхоз "Вирма". Помимо рыбодобывающей деятельности, колхоз осуществляет деятельность по товарному рыбоводству на пресноводных водоемах, расположенных в бассейне Белого моря. В 1999 году р/к "Вирма" вырастил 4 тонны товарной форели в садках у Беломорской ГЭС. С 2000 года колхоз выращивает товарную форель на новой площадке на Палокоргском водохранилище. РБО на организацию этого хозяйства было разработано в 1999 году, проектная мощность составляет 100 тонн. Прогноз выращивания на 2000 год составляет 35 тонн товарной форели.

ООО "ВАК". Хозяйство расположено в Беломорском районе на озере Шуезеро, в 55 километрах от города Беломорска. Проектная мощность хозяйства - 100 тонн товарной форели ежегодно. Функционирует с 1998 года. В 1998 и 1999 годах было выращено соответственно 24 и 30 тонн товарной форели. В 2000 году из-за трудностей в реализации форели рыбоводная деятельность не велась.

Рыболовецкий колхоз "12-я Годовщина Октября". Расположен в Кемском районе, с. Калгалакша. В настоящий момент для колхоза разрабатывается проект на организацию форелевого садкового хозяйства мощностью до 50 тонн на озере Лисье.

Основными сдерживающими факторами в увеличении производимых объемов товарной форели, как в бассейне Белого моря, так и в целом по республике, являются отсутствие своего отечественного кормопроизводства, не уступающего по качеству зарубежному и недостаточное количество высококачественного посадочного материала.

В 2000 году начал производство посадочного материала радужной форели по финской технологии Кончезерский рыбопитомник при ПХ АО "Кондопога" с проектной мощностью до 16 тонн посадочного материала навеской 3-4 грамма. Существует необходимость в создании подобных питомников в бассейне Белого моря, что позволит обеспечить потребности в посадочном материале товарное производство в данном регионе.

Значительные сложности для предприятий создает отсутствие системы льготного кредитования форелевых хозяйств на приобретение посадочного материала и кормов, учитывая сезонный характер работ и высокие ставки банковского кредита. Это тормозит развитие мощностей по переработке форели на предприятиях республики.

При решении этих вопросов существуют перспективы доведения объемов выращивания товарной форели в бассейне Белого моря до 5000 тонн к 2010 году.

2.3. Марикультура


На данный момент основным и единственным объектом марикультуры на Белом море является мидия Mytilus edulis.

С 1983 года проводились эксперименты по созданию на Белом море мидиевых плантаций при участии ОАО "Карелрыбфлота", Карелрыбвода и Зоологического института Российской академии наук. В результате были достигнуты следующие результаты: разработаны виды субстратов для выращивания мидий, определено оптимальное время для помещения субстрата в воду, выбраны оптимальные места для размещения мидиевых плантаций, разработана технология получения мидиевого гидролизата.

За период выращивания мидий в Кандалакшском заливе было установлено свыше 33 га мидиевых плантаций. Первый урожай был снят в 1987 году. Начиная с 1991 года, в результате прогрессирующей инфляции и из-за невозможности финансирования в необходимых объемах данной отрасли со стороны государства происходит сильное сокращение вновь вводимых участков. К концу 1994 года площадь мидиевых плантаций составила всего 17,1 га. Наибольшее количество мидии-сырца было снято в 1987 году - 97 тонн. Вследствие сокращения вновь вводимых в эксплуатацию объемы мидии-сырца постепенно снижались и составили в 1994 году всего 25,9 тонн. Однако в последние годы объемы выращенной мидии несколько возросли и составили в 1999 году 57 тонн.

2.4. Промышленная переработка


В настоящее время промышленной переработкой биоресурсов Белого моря, а также объектов океанического промысла и пресноводных на Карельском побережье Белого моря занимаются такие предприятия, как ОАО "Карелрыбфлот", рыболовецкий колхоз "Кереть", рыболовецкие колхозы Карельского РКС.

Самое крупное из этих предприятий ОАО "Карелрыбфлот" обладает достаточными производственными мощностями для выпуска широкого ассортимента рыбной продукции, а именно рыбы мороженой, соленой, сушено-вяленой, копченой, пряного посола и маринадов, кулинарных изделий, пищевых морепродуктов, консервов и пресервов. В 1999 году предприятием увеличен выпуск практически по всему ассортименту выпускаемой рыбной продукции по сравнению с 1998 годом. Выпуск товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы, составил 19845 тонн, прирост 5,4 %. Выпуск по береговому подразделению предприятия в г. Беломорске в 1999 году составил 435 тонн против 256 тонн в 1998 году. Прирост 69,9 % был достигнут за счет увеличения выпуска рыбы соленой, включая сельдь, копченой, пряного посола и маринадов, кулинарных изделий. В группе кулинарных изделий возрос выпуск формованных кулинарных изделий (1999 г.- 98 тонн, 1998 г. - 62 тонны, прирост 58,1%). Процент использования производственных мощностей по кулинарии в 1999 году составил 55,5 % (в 1998 г.-36,5%). Прогнозируется увеличение процента использования производственных мощностей по кулинарии в 2000 году и в 2001 году в том числе и за счет увеличения выпуска салатов из ламинарии. С этой целью предприятие возобновило добычу ламинарии в 2000 году, осуществляет закуп сырья у частных лиц, у рыболовецкого колхоза "Вирма", ПК "Грумант". На начало сентября 2000 года предприятием заморожено 71 тонна ламинарии в нашинкованном виде, которая в дальнейшем будет направлена на промпереработку.

В 1999 году на предприятии было снято с мидиевых плантаций Белого моря 57 тонн мидий (1998 г. - б тонн). Было выпущено 2 тонны варено-мороженой мидии и реализовано 36 тонн мидии-сырца.

Рыба и морепродукты, добытые на Белом море, в полном объеме перерабатываются на самом предприятии.

Рыболовецкий колхоз "Кереть"

Береговые производственные мощности позволяют выпускать рыбу соленую, копченую, пряный посол и маринады, пресервы. В 1999 году выпуск товарной пищевой рыбопродукции составил 94 тонны. Процент использования производственных мощностей мал (по копчению - 1,9%, по пресервам - 1,9 %). На предприятии имеется холодильник производственной мощностью 0,18 тыс. тонн. Сертификация консервного цеха позволит в 2001 году выпустить 150 туб консервов (процент освоения мощностей составит 31,3 %).

Рыболовецкий колхоз "Заря Севера"

Производит переработку водорослей фукуса в крупку фукуса (1998 г, - 21 тонна, 1999 г. - 101 тонна, 8мес.2000 г. - 90 тонн). На момент окончания сезона сбора водорослей заготовлено 120 тонн фукуса в сыром виде. Это позволит выпустить дополнительно до конца 2000 года 100 тонн крупки фукуса. В колхозе ведется реконструкция молочно - товарной фермы с целью создания на ее базе цеха по производству крупки фукуса производственной мощностью 500 тонн в год. Сырье для производства крупки фукуса - собственной заготовки и покупное.

3. Необходимость реформирования работы рыбохозяйственных предприятий размещенных на побережье Белого моря.


В настоящее время сложилась система факторов, обуславливающих необходимость реформирования деятельности рыбохозяйственных предприятий. Противоречивость современных тенденций, определяющих актуальность реформирования, обусловлена, с одной стороны, сложным экономическим положением предприятий, которому сопутствуют снижение судового тралового промысла, сужение географии промысла, неразвитость отечественного кормопроизводства, недостаток посадочного материала для форелевых хозяйств, и т.п.

С другой стороны, существует целый ряд факторов, требующих интенсификации и рационализации деятельности рыбохозяйственных предприятий:

- неполное использование сырьевого потенциала Белого моря;

- недостаточное использование производственных мощностей по промышленной переработке биоресурсов;

- рост объемов слабо контролируемого предпринимательского и любительского лова;

- рост спроса на продукты переработки водорослей;

- благоприятные перспективы товарного рыбоводства, развития марикультуры мидий;

- необходимость выполнения предприятиями градообразующих функций по сохранению поселенческой среды;

- высокая значимость предприятий в бюджетообразовании районов.

II. Методическое обоснование Программы


1.Цели, задачи Программы и пути их достижения


Цель Программы - развитие рыбного промысла карельского Беломорья.

Развитие рыбного промысла на Белом море основывается на реализации следующих стратегических направлений, в рамках которых представлены основные задачи:

- укрепление материально-технической базы рыбохозяйственных предприятий:

обновление и модернизация материально-технических ресурсов;

внедрение научно-технических достижений;

развитие инновационных видов производственной деятельности;

укрепление финансово-экономического положения предприятий:

развитие системы льготного кредитования рыбохозяйственных предприятий из средств поддержки рыбной отрасли Республики Карелия, разработка системы взаимного кредитования;

усиление инвестиционной привлекательности предприятий;

формирование системы современного менеджмента;

формирование цивилизованного рынка сбыта продукции; подготовка и переподготовка кадров;

формирование вертикальных интеграционных связей;

развитие современной кооперации предприятий;

организация и развитие маркетинга;

- социальное развитие территории карельского Беломорья:

- оптимизация социально-демографической структуры населения;

- совершенствование образовательного потенциала территории;

- снижение уровня безработицы и совершенствование структуры занятости населения;

- повышение благосостояния и уровня жизни населения;

- развитие социальной инфраструктуры территории;

- развитие местного сообщества на основе возрождения лучших традиций духовной и культурной жизни поморских сел.

Этапы реализации Программы условно подразделяются на три части, в рамках которых реализуется приведенный выше круг задач:

I этап - 2001 год - организационный. В рамках данного этапа предполагается проведение программных мероприятий, ориентированных на документальную подготовку инвестиционных проектов, проведение конкурсов, разработку бизнес-планов, организацию интеграционных и кооперативных связей между предприятиями, включенными в цепь: снабжение - производство - переработка - реализация. Основной акцент этапа делается на максимальное использование имеющихся у предприятий собственных материально-технических и финансовых ресурсов на осуществление мероприятий, дающих наиболее быстрый экономический эффект в условиях ограниченных капитальных вложений республиканского и федерального бюджета.

II этап - 2002 - 2003 годы. В рамках данного этапа предполагается реализация капитальных вложений на мероприятия, подготовленные на предыдущем этапе и предполагающие долгосрочный эффект. На этом этапе формируются предпосылки для устойчивого экономического развития хозяйственных субъектов различных организационно-правовых форм и, в целом, возрождения рыбного промысла на Белом море.

III этап - 2004 год - возвратный. В рамках третьего этапа происходит развитие производственной деятельности рыбохозяйственных предприятий преимущественно за счет собственных средств при постепенном снижении бюджетных инвестиций, сопровождающихся возвратом вложенных средств.

2. Использование программно-целевого метода для развития рыбного промысла на Белом море


Программно-целевой метод, лежащий в основе разработки Программы развития рыбного промысла на Белом море в 2001-2004 годах, направлен на обоснование способов решения современных проблем социально-экономического развития карельской части Белого моря и определение направлений освоения ресурсов Белого моря.

В процессе разработки Программы, инструментарий программно-целевого метода является наиболее пригодным для решения поставленных задач. Методология разработки различного рода программ предполагает определенную последовательность как их формирования, так и реализации конкретных мероприятий. Эта последовательность представлена следующими основными этапами:

- определение проблемы;

- определения желаемого состояния объекта или разработка целей развития объекта;

- анализ современного состояния объекта, ресурсов необходимых для достижения поставленной цели;

- определение стратегических направлений и мероприятий для достижения поставленной цели;

- организация реализации мероприятий и направлений, разработанных в Программе.

В совокупности основные этапы представляют целевую комплексную Программу.

Планирование и управление процессом развития социально-экономической сферы рыбной отрасли предусматривает программирование состояния материально-технической базы экономических субъектов, в частности градообразующих предприятий рыболовецких сел, которыми являются колхозы, и экономического положения, движения трудовых ресурсов. Объектами программирования стали системы производственной и непроизводственной деятельности, а также взаимодействие населения с отраслями специализации и инфраструктуры по различным социальным и экономическим параметрам.

3. Составляющие элементы Программы


Программа развития рыбного промысла на Белом море базируются на комплексной оценке инвестиционной привлекательности рыболовецких колхозов.

Комплексная оценка строится на многокритериальной основе, предполагающей учет следующих составляющих:

- финансово-экономический статус предприятий;

- производственно-техническая оснащенность предприятий;

- социально-экономическая значимость градообразующих предприятий.

1) Финансово-экономический статус предприятий

Оценка и сравнение предприятий по финансово-экономическому статусу, проведенные на основе показателей ликвидности (платежеспособности) и финансовой устойчивости, позволяет представить следующую последовательность (по шкале изменения финансово-экономического статуса от более благоприятного к менее благоприятному):

- Карельский РКС:

р/колхоз "Беломор";

р/колхоз "Заря Севера";

р/колхоз "Баренц-рыбак";

р/колхоз "12-я Годовщина Октября";

р/колхоз "Вирма" и "Победа". (Оба предприятия находятся приблизительно в равных условиях по соотношению активов и пассивов, но в первом полугодии 2000 года "Вирма" показывает резкий рост реализации продукции при столь же резком росте задолженности. Рост задолженности связан с вложениями в развитие колхоза, по соотношению прироста реализации и прироста пассивов видно, что колхоз может погасить задолженность за три - четыре года.)

Следует отметить, что несмотря на относительно неплохие показатели финансовой устойчивости, рыболовецкие колхозы имеют недостаточно собственных оборотных средств или нерационально используют свои собственные средства, что сказывается на погашении краткосрочных обязательств.

Источниками инвестирования капитальных вложений в развитие предприятий являются следующие ресурсы:

- собственные средства (амортизационные отчисления, нераспределенная прибыль, резервные и специальные фонды);

- привлеченные средства (федеральный и республиканский кредиты, средства зарубежных и российских инвесторов и прочие привлеченные средства).

2) Производственно-техническое оснащение предприятий

Производственно-технический анализ оснащения предприятий определил две основные группы предприятий, сильно различающихся по своей производственной базе, необходимой для развития рыбного промысла в Белом море.

К хорошо оснащенной группе предприятий относятся ОАО "Карелрыбфлот", рыболовецкие колхозы "Беломор" и "Заря Севера", ко второй - остальные 4 предприятия и прежде всего колхоз "Победа".

На фоне недостаточной оснащенности производственной базой, существует группа предприятий, которые активно стремятся ее расширить, планируя осваивать акватории Белого моря и увеличивая объемы производства. К таким предприятиям относятся рыболовецкие колхозы "Баренц-рыбак", "Вирма" и "Победа". Кроме того, два последних стремятся перейти на более высокий качественный уровень производства - переработку, а также развитие товарного рыбоводства.

Таким образом, потребности в значительном обновлении орудий лова и флота испытывают рыболовецкие колхозы "Баренц-рыбак", "Вирма", "Победа" и "12-я Годовщина Октября", приоритетность которых должна быть определена по объемам и видам планируемой деятельности на Белом море.

Одними из видов реальной поддержки обновления флота могут стать выделение долгосрочных кредитов из фондов Республики Карелия на приобретение судов колхозами и гарантии Правительства Республики Карелия для получения коммерческих кредитов для строительства судов предприятиями на основе разработанных бизнес-планов предприятий, согласно утвержденному порядку.

3) Социально-экономическая значимость градообразующих предприятий

Различие рыболовецких колхозов по этому критерию крайне затруднительно без исследования влияния колхозов на развитие социальной среды населенных пунктов. Колхозы являются практически основными сферами приложения труда местного населения, и определяются как градообразующие.

Максимальное количество занятого местного населения в работе предприятия наблюдается в рыболовецких колхозах "Баренц-рыбак" и "Победа".

Помимо непосредственной хозяйственной деятельности, колхозы осуществляют деятельность по обеспечению социальной и экономической жизнеспособности населенного пункта и его жителей. Различия по этому критерию связаны с неодинаковыми возможностями предприятий: финансовыми, производственно-техническими и исторически сложившейся территориальной дифференциацией, развитием коммуникаций, удаленностью от центра и т.п. Учет вышеперечисленных параметров усугубляет или наоборот - благоприятствует функциям, реализуемым колхозами в селах.

В ряде случаев, экономическое состояние колхозов непосредственным образом влияет на уровень социально-экономического состояния сел и возможности его развития. Социально-экономическая значимость предприятия тем выше, чем больше социальных проблем может решить предприятие.

На основании вышесказанного, наиболее высокий социально значимый статус имеют рыболовецкие колхозы "Победа", "12-я Годовщина Октября", "Беломор".

Имея в виду социально-экономическую значимость предприятий для локальных территорий, при разработке мероприятий по возрождению рыбного промысла, следует особое внимание обратить на их координацию действий с местными органами власти.

4. Механизмы реализации, организация управления и контроль над выполнением Программы



5. Основные результаты реализации Программы


Основные результаты реализации Программы развития рыбного промысла на Белом море сводятся к следующим основным блокам:

- интенсификация использования биоресурсов Белого моря;

- обновление материально-технологического обеспечения предприятий;

- укрепление финансового положения рыбохозяйственных предприятий;

- расширение сфер приложения труда, снижение уровня безработицы;

- сохранение поморских сел карельской части Белого моря;

- увеличение поступлений в бюджеты всех уровней.

Результаты реализации Программы измеряются размером экономического, социального и бюджетного эффектов от реализации программных мероприятий.

III. Ресурсное обеспечение реализации Программы и ожидаемые результаты


1. Материально - технические ресурсы


В период социально-экономической трансформации хозяйственного освоения ресурсов Белого моря произошли серьезные изменения в сфере обеспечения предприятий необходимыми материально-техническими ресурсами, в частности переход от централизованного на систему договорных, кредитно-заемных отношений.

В настоящее время предприятия рыбного хозяйства Республики Карелия испытывают серьезные проблемы в обновлении материально-технической базы. Они обусловлены, в первую очередь, отсутствием возможностей привлечения заемных средств (в частности, высокими процентными ставками банковских кредитов) и недостаточными объемами собственных финансовых средств (в частности, объемами нераспределенной прибыли, которая может быть направлена на обновление материально-технической базы).

Вместе с тем, развитие в освоении ресурсов Белого моря невозможно без наличия необходимой материально-технической базы, к основным объектам которой относятся промысловый флот, орудия лова, оборудование для переработки сырья и товарного рыбоводства.

Оценивая производственно-технические ресурсы предприятий, основное внимание в разделе Программы уделяется фактическому наличию объектов производственной базы, потребностям в ее расширении, и возможностям их удовлетворения.

Колхозы сильно различаются по оснащенности объектами промыслового флота (таблица 1). Высокий уровень оснащенности отмечен у двух колхозов "Заря Севера" и "Беломор", которые имеют суда и лодки. Полностью отсутствуют суда для промысла на Белом море у рыболовецких колхозов "Победа", "12-я Годовщина Октября". Следует отметить, что определенное количество гребных лодок и мотолодок имеется у колхозников, на которых они осуществляют лов рыбы, заготовку водорослей, их количество не зафиксировано в таблице. Оснащенность промысловым флотом свидетельствует о возможностях колхозов заниматься освоением Белого моря, ловлей рыбы, заготовкой ламинарии, анфельции, добычей морского зверя.

В настоящее время количеству судов, имеющихся у рыболовецких колхозов, соответствуют объемы освоения ими сырьевой базы. Насколько точны эти соответствия, следует говорить после конкретных расчетов производственных мощностей и данных по объемам вылова рыбы. Тем не менее, в колхозах, не имеющих производственной базы для освоения моря, имеется ясное представление о том, какие суда и для каких целей необходимо приобрести в ближайшее время.

В таблице 1 приведены потребности беломорских предприятий рыбного хозяйства в обновлении материальных средств.

Таблица 1


Промысловый флот

Тип судна

Имеется (кол-во судов)

Необходимое (кол-во судов)

р/к "Победа" (с. Гридино)

БП-72

-

2

МРБ

1

1 (ремонт)

Мотолодки

4

р/к "Баренц-рыбак" (с. Поньгома)

БП-72

2

1

Гребные лодки

19

5

р/к "12-я Годовщина Октября" (с. Калгалакша)

МСТБ

-

1

МРБ

-

1

БП-72

-

2

Мотолодки

2

Гребные лодки

10

р/к "Заря Севера" (с. Колежма)

МРБ

1

БПМ-74

-

2

Мотолодки

30

10

Мотодор

3

2

р/к "Вирма" (с. Вирма)

МСТБ

1

БПМ-74

-

2

МТБР

1

1

МРТК

-

3

р/к "Беломор" (с. Нюхча)

МРБ-40

3

Мотолодки

3

Гребные лодки

8

р/к "Кереть" (п. Чупра)

БП-72

1

2

Бураны

2

Мотолодки

8

ОАО "Карелрыбфлот" (г. Беломорск)

ПТР-300

1

1

МРБ

1

МСТБ

1

БП-72

3

Таблица 2


Орудия лова для промысла на Белом море

Орудия лова

Имеется (кол-во)

Необходимо
(кол-во)

р/к "Победа" (с. Гридино)

Ставной невод крупночастиковый

5

10

Трал

2

2

Сети

20

Мережи

20

р/к "Баренц-рыбак" (с. Поньгома)

Заколы мелкочастиковые

2

2

Заколы крупночастиковые

2

10

Мережи наважьи

150

50

Тягл, невода

2

р/к "12-я Годовщина Октября" (с. Калгалакша)

Ставной невод мелкочастиковый

2

2

Ставной невод крупночастиковый

1

10

Трал

1

2

Заколы мелкочастиковые

10

10

Заколы крупночастиковые

12

Мережи

40

100

Сети

60

Механические драги

2

р/к "Заря Севера" (с. Колежма)

Мережи сельдяные

33

50

Мережи наважьи

442

100

р/к "Вирма" (с. Вирма)

Ставной невод мелкочастиковый

2

7

Ставной невод крупночастиковый

4

Трал сельдяной

2

Трал

3

2

Мережи наважьи

30

"Беломор" (с. Нюхча)

Мережи наважьи

300

ОАО "Карелрыбфлот" (г. Беломорск)

Мережи сельдяные

5

40

Мережи наважьи

70

100

Трал

1

2

Механические драги

2

Закол мелкочастиковый

5

Таблица 3


Оборудование для переработки существующей сырьевой базы и для товарного рыбоводства

Наименование оборудования

Имеется

Необходимо (кол-во)

р/к "Победа" (с. Гридино)

Оборудование для переработки морских водорослей

3

Холодильное оборудование

3

Рыборазводный комплекс

1

р/к "12-я Годовщина Октября" (с. Калгалакша)

Сушильная установка

1

Очистительная установка

1

Скороморозильный аппарат

1

р/к "Заря Севера" (с. Колежма)

Реконструкция участка по переработке фукусной крупки

1

р/к "Вирма" (с. Вирма)

Садки 6 м

25

Вакуум

2

Слайзер

2

Скороморозильный аппарат

2

Коптильная камера

2

р/к "Кереть" (п. Чупа)

Холодильное оборудование

2

Коптильная камера

8

ОАО "Карелрыбфлот" (г. Беломорск)

Садки

8 га

Коптильный цех

Производственная мощность - 678

Пресервный цех

Производственная мощность - 3000

Кулинарный цех

Производственная мощность - 200

Оснащение мидиевых плантаций

40 га


Как видно из представленных материалов, большинство колхозов стремятся обновить имеющиеся орудия лова.

Сырьевые ресурсы Белого моря позволяют расширить объемы их добычи. Однако имеющийся пригодный для использования флот и средства лова колхозов не позволяют увеличить объемы и перейти на качественно новые формы освоения, и переработки сырья.

Наибольшими мощностями производственной базы располагают рыболовецкие колхозы "Беломор" и "Заря Севера". В максимальной степени увеличить свою производственную деятельность на Белом море, и, кроме того, расширить объемы производства по различным направлениям, стремятся рыболовецкие колхозы "Победа" и "Вирма".

В области товарного форелеводства планируют расширить свою деятельность колхозы "Вирма", "12-я Годовщина Октября" и "Победа".

Развивать перерабатывающую деятельность и осваивать новые ее виды планируют колхозы "Заря Севера" (в частности, организовать переработку водорослей, производство кормовой крупки) и "12-я Годовщина Октября" (переработку водорослей, добычу морского зверя, вытапливание жира, выделку шкур).

Приобретение дополнительного перерабатывающего оборудования, позволит данным предприятиям перейти к выпуску совершенно иной, более качественной продукции и увеличению ее потребительской ценности.

Реализация планов колхозов по первичной переработке добываемого сырья должна быть обеспечена вводом морозильных мощностей до 200 т, с использованием небольших скороморозильных установок мощностями до 20 т/сутки.

С приобретением новых производственных единиц и обновлением оборудования изменится в благоприятную сторону экономическое положение предприятий.

2.Трудовые ресурсы


Из данных, представленных рыбохозяйственными предприятиями Государственному комитету по рыбному хозяйству Республики Карелия, видно, что самым крупным колхозом по численности занятых в Беломорском районе является "Беломор" - 110 человек, в "Вирме" трудится 58, а в "Заря Севера" - 83 человека (табл.1).

Таблица 4

Город, район

Населенный пункт

Общая численность населения (чел.)

Численность трудоспособного населения (чел.)

Предприятие (рыболовецкий колхоз)

Численность работающих на предприятии (чел.)

Численность работающих по руд. согл. (чел.)

Доля (%) работников из других населенных пунктов

Лоухский

п. Чупа

"Кереть"

63

6

25,4

г. Кемь и Кемский

Д. Калгалакша

94

63

"12-я Годовщина Октября"

137

2

56,9

-"-

с. Поньгома

"Баренц-рыбак"

32

3

-"-

Гридино

"Победа"

Беломорский

г. Беломорск

Карельский РКС

32

2

Беломорский

с. Колежма

265

130

"Заря Севера"

83

6

Беломорский

с. Вирма

55

Нет

"Вирма"

58

21

52

Беломорский

с. Нюхча

474

196

"Беломор"

110

10

Беломорский

г. Беломорск

ОАО "Карелрыбфлот"

249

10

1,6


В таблице 4 Беломорский район представлен тремя селами: Колежма, Вирма и Нюхча. Самое крупное из них по численности населения - с. Нюхча (474 чел.) Здесь численность трудоспособного населения составляет 41,4% от общей численности. Из трудоспособного населения 56,1% работает в рыболоведческом колхозе (р/к) "Беломор". Кроме того, 5,1% работает по трудовому соглашению. Таким образом р/к "Беломор" обеспечивает работой 61,1% трудоспособного населения села. Аналогичная ситуация в с. Колежма. В колхозе "Заря Севера", расположенном на территории этого населенного пункта, работает б3,5% трудоспособного населения постоянно и 4,6% - по трудовому соглашению. Всего 68,1%. Из других населенных пунктов в этих колхозах никто не работает. Совершенно иная ситуация сложилась в с. Вирма. В р/к "Вирма" работает постоянно 58 чел. (из них 52% - из других населенных пунктов) и 21 человек - по трудовому соглашению. Всего в этом колхозе работает 79 чел.

Лоухский район представлен колхозом "Кереть", расположенным на территории поселка Чупа. В колхозе работает постоянно 63 чел (из них 25,4% - из других населенных пунктов), по трудовому соглашению - 6 человек.

На территории Кемского района осуществляют хозяйственную деятельность рыболовецкие колхозы: "12-я Годовщина Октября" (д. Калгалакша), "Баренц-рыбак" (с.Поньгома), "Победа" (с. Гридино).

Среди представленных в таблице 4 рыбохозяйственных предприятий (по данным, предоставленным Государственному комитету по рыбному хозяйству Республики Карелия) самым крупным по численности работающих является ОАО "Карелрыбфлот" с общей численностью занятых береговой обработкой 249 человек и производственным персоналом 200 человек.

Таблица 5

Город, район

Населенный пункт

Предприятие (рыбоколхоз)

Численность работающих на предприятии (чел.)

всего

ИТР

служащие

производственный персонал

всего

рыбаки

Лоухский

п. Чупа

"Кереть"

63

8

12

43

15

г. Кемь и Кемский

д. Калгалакша

"12-я Годовщина Октября"

137

7

-

111

101

-"-

с. Поньгома

"Баренц-рыбак"

32

-

10

22

22

Беломорский

г.Беломорск

Карельский РКС

34

10

4

20

-

Беломорский

с. Колежма

"Заря Севера"

83

-

11

66

62

Беломорский

с. Вирма

"Вирма"

58

9

2

47

38

Беломорский

с. Нюхча

"Беломор"

110

6

14

90

76

Беломорский

г.Беломорск

ОАО "Карелрыбфлот"

249

21

28

200

10


Доля рыбаков среди производственного персонала самая высокая в колхозе "Баренц-рыбак", "Заря Севера" и "12-я Годовщина Октября" (100%, 93,9% и 91% соответственно), довольно высока в р/к "Вирма"(80,9%), и минимальная в ОАО "Карелрыбфлот" (5%) (см. таблицу 5).

Таблица 6

Населенный пункт

Предприятие (р/колхоз)


Численность работающих на предприятии (чел.)

Всего

ИТР

служащие

производственный персонал

Чел.

%

всего

рыбаки (доля от производственного персонала в %)

п. Чупа

"Кереть"

63

100

12,7

19

68,3

34,9

д.Калгалакша

"12-я Годовщина Октября"

137

100

5,1

-

81

91

с. Поньгома

"Баренц-рыбак"

32

100

-

31,3

68,8

100

г. Беломорск

Карельский РКС

34

100

29,4

11,8

58,8

-

с. Колежма

"Заря Севера"

83

100

-

13,3

79,5

93,9

с. Вирма

"Вирма"

58

100

15,5

3,5

81

80,9

с. Нюхча

"Беломор"

110

100

5,5

12,7

81,8

84,4

г. Беломорск

ОАО "Карелрыбфлот"

249

100

8,4

11,2

80,3

5

Среди 5 рыболовецких колхозов, представленных в таблице 5, самым крупным по численности работающих является колхоз "12-я Годовщина октября" (137 чел.), однако доля ИТР здесь самая низкая (5,1%), а служащих вообще нет. В колхозе высокая доля производственного персонала (81%), из них 91% - рыбаки, из которых 20% - сезонные, работающие на Белом море, остальные 80% - работающие постоянно на Баренцевом море. Причем, из числа рыбаков, работающих на Баренцевом море 18% - из д. Калгалакша, где находится колхоз, остальные (82%) - из других населенных пунктов.


Колхоз "Баренц-рыбак" отличается высокой долей служащих (31,3%) и отсутствием инженерно-технического персонала. Производственный персонал представлен только рыбаками (100%). Инженерно-технические работники отсутствуют также и в колхозе "Заря Севера". Наиболее высокая доля ИТР - в колхозах "Кереть" (12,7%) и "Вирма" (15,5%).

В основном по всем колхозам доля рыбаков одинакова от 65,5% до 73,7% (см. таблицу 6). Исключением является р/к "Кереть" с долей рыбаков 23,8% от численности работающих.

Таблица 7

Населенный пункт

Предприятие (р/колхоз)

Численность работающих на предприятии (%)

1999 г.

ввод новых рабочих мест 2001-2004 гг.

2004 г.

п. Чупа

"Кереть"

63

41

104

д. Калгалакша

"12-я Годовщина Октября"

137

41

178

с. Поньгома

"Баренц-рыбак"

32

6

38

г. Беломорск

Карельский РКС

34

-

34

с. Колежма

"Заря Севера"

83

7

90

с. Вирма

"Вирма"

58

70

128

с. Нюхча

"Беломор"

110

-

110

с. Гридино

"Победа"

41

33

74

г. Беломорск

ОАО "Карелрыбфлот"

249

38

228

Итого

766

236

1043

3. Финансовые ресурсы


Основным источником инвестирования капитальных вложений в развитие предприятий рыбного хозяйства Республики Карелия являются:

- собственные средства (амортизационные отчисления, нераспределенная прибыль, резервные и специальные фонды);

- привлеченные средства (коммерческие кредиты, средства зарубежных и российских инвесторов и прочие привлеченные средства).

При недостатке для инвестирования собственных средств и высоком риске долгосрочных банковских кредитов рыболовецкие предприятия стоят перед необходимостью:

- добиться сокращения издержек производства;

- повысить качество и ассортимент выпускаемой продукции;

- реализовать активную политику продвижения товаров на внутренний и внешний рынки.

Амортизационная политика также играет большую роль в формировании финансовой политики предприятий и организаций рыбного хозяйства Республики Карелия. Предприятия могут применять метод ускоренной амортизации, увеличивая тем самым издержки, производить переоценку основных средств с учетом рыночной стоимости либо по рекомендуемым коэффициентам, что опять повлияет на издержки производства, а следовательно, на уровень внереализационных расходов. Кроме того, сумма амортизации влияет и на налогооблагаемую прибыль предприятия.

Следует учитывать и то положительное обстоятельство, что в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 10 августа 1995 года N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятиями и организациями" рыболовецкие колхозы (артели) освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии, что производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объема вылова водных биоресурсов в которых составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

Отрасль в целом оказывается прибыльной; реализация продукции увеличилась в 1999 году до 498 млн. руб. (по выборке предприятий) по сравнению с 272 млн. в 1998 году, демонстрируя эффект девальвационного роста, проявляющийся после кризиса 1998 года во многих отраслях российской промышленности.

Несмотря на значительный рост обьемов реализации, тревожной тенденцией является снижение нормы прибыли в последние годы - соответственно 19%, 16% и 8% в 1998 г., 1999 г. и первом полугодии 2000 г. Эта тенденция снижает возможность инвестирования в развитие рыбной отрасли за счет собственных средств предприятий.

Незавершенное строительство имеет слишком большой объем (почти половину всех внеоборотных активов), в них заморожены большие средства (135 млн. руб. по выборке предприятий).

Сохранение добычи на Белом море связано с сохранением сел карельского Поморья. Если позволить промыслу уйти с Белого моря, вслед за ним уйдет и активное население. Этот процесс уже начинает происходить.

Карелия оказывается перед перспективой того, что в рыбацких поселках останется экономически несамостоятельное население, и они перейдут в разряд полностью дотационных. Это недопустимо с социальной точки зрения и создает дополнительную нагрузку на бюджет с точки зрения экономической.

В чисто рыночной экономике капитал перетекает в области деятельности с более высокими нормами прибыли, следовательно в данном случае необходимо применить меры государственного регулирования. К таким мерам следует отнести как непосредственную поддержку промысла на Белом море за счет федеральных программ, так и совершенствование системы выделения квот на ловлю рыбы океанических пород, увязывая их с развитием хозяйства на Белом море.

Источники финансирования Программы могут состоять из собственных средств предприятий, банковских кредитов и средств внешних инвесторов. Основным источником финансирования должны стать собственные средства предприятий. Общая сумма, необходимая для выполнения Программы развития рыбного промысла на Белом море, определена в объеме 91654 тыс. рублей.

С разбивкой равными долями на период реализации Программы, ежегодные капиталовложения должны составить примерно 22900 тыс. рублей. Учитывая, что прибыль группы основных предприятий рыбной отрасли Республики Карелия в последние годы значительно ниже этой цифры (4312 тыс. руб. в 1999 г.) очевидно, что только за счет собственных средств предприятий Программу не выполнить даже при значительной коррекции в сторону снижения расходов. Но при комплексном скоординированном использовании различных источников финансирования и распределении затрат и возврата средств во времени, проблему можно решить. Для этого нужно на начальном этапе выполнения программы использовать средства господдержки рыбной отрасли Республики Карелия, гарантии Правительства Республики Карелия по кредитам, собственные средства предприятий для развертывания наиболее рентабельных проектов на успешно действующих предприятиях. Поскольку бюджет Республики Карелия на 2001 год уже сформирован, в этом году невозможно предусматривать бюджетное финансирование. Этот год следует использовать для конкретизации бизнес-планов предприятий и подготовки проектно-технической документации. В 2002 - 2003 годы необходимо максимально возможное использование привлеченных средств.

Такими направлениями являются развитие добычи и переработки водорослей, промышленное рыбоводство, лов беломорской сельди.

Для добычи водорослей это, в первую очередь, организация их первичной переработки (сушка, замораживание, дробление). Цех по производству фукусной крупки имеется в р/к "Заря Севера" и существует программа его модернизации. Планируется создание цеха по переработке водорослей в Кемском районе.

4. Оценка эффективности реализации Программы


Собственная переработка и сбыт позволяют реализовать водоросли за 4 р./кг, а крупку - до 15 р./кг. Увеличение объемов заготовки водорослей с 795 т. в 1999 г. до допустимых 1500 тонн даст рост выручки от этого вида деятельности ориентировочно на 5 млн. руб. в год, что при норме прибыли 30% позволит возвращать 1,5 млн. рубля.

Увеличение вылова сельди с 251 тонны в 1999 г. до ОДУ в 1000 тонн даст рост реализации на 7,5 млн. рублей в год, что при норме прибыли 25 - 28% позволит возвращать до 2,5 млн. рублей ежегодно.

Развитие товарного рыбоводства даст рост продукции на 20 млн. рублей, что при норме прибыли 20% - 25% позволит возвращать 4-5 млн. рублей ежегодно.

Финансирование Программы ожидается за счет собственных средств предприятий, средств поддержки рыбной отрасли Республики Карелия, привлеченных средств инвесторов и коммерческих банков и преобладающем финансировании разворачивающихся проектов за счет средств, возвращаемых предприятиями, на последующих этапах Программы (2003 -2004 годы).

ОЦЕНКА ЗАТРАТ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ТЫС. РУБ.)
По Белому морю, оценка, в сопоставимых ценах


Примечание: данные, приведенные в этой таблице, несколько расходятся с данными, приведенными в табл. 1. Исключены суда МСТБ, МРТК, МТБР, добавлено 5 судов МРБ. Коррективы внесены в соответствии с Программой строительства, модернизации рыбопромысловых судов Республики Карелия до 2005 года.

Мероприятие (введение в строй)

Всего (2001-2004 гг.)

В том числе по годам:

2001

2002

2003

2004

1. Потребность в судах, промысловом вооружении и оборудовании (кол-во)

1

БП-72

10

2

3

3

2

2

БПМ-74

4

1

1

1

1

3

МРБ

7

2

1

2

2

4

Мотодор

2

1

1

5

Мотолодки

18

4

6

4

4

6

Гребные лодки

5

1

2

2

7

Буран

8

2

2

2

2

8

Трал

8

2

2

2

2

9

Трал сельдяной

4

1

1

1

1

10

Сети

0

11

Мережи сельдяные

120

30

30

30

30

12

Мережи наважьи

200

50

50

50

50

13

Заколы мелкочаст.

12

3

3

3

3

14

Заколы крупночаст.

10

2

3

3

2

15

Невод ставн.крупночаст.

24

6

6

6

6

16

Невод став. мелкочаст.

9

2

3

3

1

17

Механические драги

2

1

1

18

Холодильное оборудование

6

1

2

2

1

19

Скороморозильный аппарат

2

1

1

20

Сушильная установка

1

1

21

Очистительная установка

6

1

2

1

2

22

Вакуум установка

2

2

23

Коптильное оборудование

10

2

3

3

2

24

Слайсер

2

2

25

Рыборазводный комплекс

1

1

26

Садки, 6 м

25

10

8

7

27

Мидиевые плантации, га

40

8

12

10

10

28

Трубы, п. м

25500

5100

10200

10200

29

Сети для мидиевых плант.

133

66,7

67

30

Реконструкция участка по переработке крупки фукуса

1

1

II. Потребность в финансовых средствах (тыс. руб.)

31

Стоимость, по видам:

32

Суда

59700,0

12500,0

17100,0

17600,0

12500,0

33

Лодки

434,0

92,0

158,0

132,0

52,0

34

Средства лова

4658,0

1157,0

1182,0

1178,5

1140,5

35

Холодильное оборудование

2900,0

150,0

1300,0

1300,0

150,0

36

Производственное оборудование

23962,0

1298,0

13013,0

5843,0

3808,0

37

Всего, за период

91654,0

15197,0

32753,0

26053,5

17650,5

38

В том числе, по источникам:

Ср-ва гос. поддержки рыбн. отр. РК

1200,0

привлеченные средства

63830,0

собственные средства предприятий

26624,0

III. Суммарная ежегодная добыча в натуральном выражении, тонн

39

Рыба (сельдь, навага)

6800

1650

1695

1710

1745

40

Форель

650

100

150

200

200

41

Водоросли

4470

950

1105

1190

1225

42

Мидии, сырец

1500

300

300

400

500

43

Итого:

13420

3000

3250

3500

3670

IV. Экономический результат (валовая выручка), тыс. руб.

44

Результат экон. за каждый год

274474,0

63610,0

73244,0

69908,0

67712,0

V. Занятость (создание рабочих мест)

45

Занятость

236

44

87

62

43

VI. Бюджетный эффект за год от всех мероприятий, тыс. руб.

46

Подоходный налог

736,32

137,28

271,44

193,44

134,16

47

Налог на прибыль

11300,4

2527,6

3017,4

2970,2

2785,1

48

НДС

6604,6

1471,8

1778,5

1736,0

1618,3

49

Общий бюджетный эффект (за весь период с 2001-2004 гг.)

18641,32


IV. Система программных мероприятий по развитию рыбного промысла на Белом море

1. Программные мероприятия по системе рыбохозяйственных предприятий и рыболовецких колхозов


Разработка системы программных мероприятий в отношении рыбохозяйственных предприятий и рыболовецких колхозов обусловлена необходимостью их реформирования. В настоящее время кардинальной трансформации социально-экономического положения экономических субъектов, хозяйствующих на территории карельского Беломорья, не произойдет. В связи с этим, наиболее актуальными проблемами являются: стабилизация современного экономического положения предприятий и сохранение социально-экономического потенциала территориальных образований для реализации возможностей перспективного освоения ресурсов моря. Для этого необходима разработка мероприятий организационно-экономического характера в трех основных областях:

- формирование системы оптимального квотирования предприятий, занимающихся освоением ресурсов Белого моря,

- организация финансовой поддержки предприятий, занимающихся освоением ресурсов Белого моря,

- разработка и реализация системы лизинговых отношений между предприятиями судостроения, рыболовецкими колхозами,

- организация процесса привлечения иностранных инвестиций под гарантии Правительства Республики Карелия для обновления и модернизации промыслового флота рыболовецких колхозов;

- организация системы льготного кредитования рыболовецких колхозов, прошедших конкурсную оценку инвестиционных проектов.

2. Программные мероприятия в рамках системы предпринимательской деятельности


Современная ситуация, связанная с развитием предпринимательской, деятельности на Белом море, характеризуется рядом проблем, нуждающихся в решении в рамках Программы. Развитие предпринимательской деятельности как формы реализации экономической активности населения, требует мер государственной поддержки и стимулирования. Это касается, прежде всего, таких видов поддержки как оказание организационно-консультационных, информационно-образовательных услуг, льготного кредитования и налогообложения.

Еще одним направлением программных мероприятий в рамках системы предпринимательской деятельности является стимулирование развития мобильных малых предприятий, которые способны к производственной переориентации в условиях неустойчивого платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию.

Важным направлением программных мероприятий является развитие и расширение интеграции и кооперации между частными предпринимателями и существующими рыболовецкими колхозами как взаимодополняющих агентов хозяйственной деятельности на Белом море.

С учетом новой инновационной роли предпринимательской деятельности Программа должна учитывать ее роль в производстве новых видов продукции промысловой деятельности. Этот вид деятельности должен стать объектом государственного стимулирования.

В то же время зафиксированный поток неконтролируемой добычи биоресурсов, наносящих экономический и экологический ущерб, актуализирует функции государства по регулированию промысловой деятельности на Белом море.

3. Программные мероприятия для выполнения с администрациями местного самоуправления


Социально-экономическая значимость предприятий, в частности рыболовецких колхозов и ОАО "Карелрыбфлот", достаточна высока, она включает реализацию градообразующих функций, которые они выполняют - обеспечение рабочими местами, оказание материальной помощи объектам социальной сферы. Экономическое состояние колхозов непосредственным образом влияет на уровень социально-экономического состояния сел и возможности его развития. В связи с этим при разработке мероприятий по возрождению рыбного промысла следует особое внимание обратить на содействие развитию колхозов со стороны местных органов самоуправления.

В настоящее время основной областью совместной деятельности является формирование новых рабочих мест.
Со стороны администраций местного самоуправления необходимо:

- содействие открытию перерабатываюших производств, предоставляющих новые рабочие места;

- организация контроля при проведении ремонтно-строительных работ дорог для стабилизации процесса транспортировки рыбной продукции;

- регулирование системы бесперебойного электроснабжения сел для формирования условий стабильной работы оборудования.

V. Перечень мероприятий Программы

Мероприятия

Перечень нормативных документов, необходимых для реализации мероприятий

Ожидаемые результаты (социальные, экономические, бюджетные, экологические, количественная оценка)

Средства, требуемые для реализации мероприятия, тыс. рублей

Источники финансирования (федеральный, республиканский, бюджеты, бюджеты ОМСУ, внебюджетные источники, средства предприятий, банков)

Срок реализации

Исполнители

1. Интенсификация судового тралового промысла биоресурсов Белого моря

- приобретение судов и орудий лова колхозами "Вирма", "Победа", "Заря Севера", 12-я Годовщина Октября", "Кереть"

Разработка инвестиционных проектов предприятий и предоставление гарантий Правительства Республики Карелия для получения льготных кредитов колхозам

Рост объемов добычи биоресурсов, в частности:
- сельди до 1,5 тыс. т
- наваги до 1 тыс. т.
предоставление 132 рабочих мест

Приобретение:
- судов - 59700,0
- орудий лова -377,0

Собственные средства предприятий, привлеченные средства

2001-2004 годы

Рыболовецкие колхозы

2. Организация производств по переработке водорослей

- повышение объемов заготовки фукуса, ламинарии предприятиями "Заря Севера", "12-я Годовщина Октября", "Победа"

- приобретение морозильного и сушильного оборудования колхозами "Кереть", "Заря Севера", "12-я Годовщина Октября", "Победа"

- реконструкция цеха по производству крупки фукуса колхозам "Заря Севера"

- расширение пресервного производства предприятием ОАО "Карелрыбфлот"

- формирование пресервных производств в рамках колхозов

- расширение мощностей консервного цеха колхоза "Кереть"

Разработка инвестиционных проектов предприятий и предоставление льготных кредитив

Рост добычи водорослей:

- ламинарии до 1500 т
- анфельции до 20 т
- фукуса до 700 т,
расширение перерабатывающего производства:

-кормовой крупки га 500 т/год

-переработка, сушка водорослей т/год

-пресервов до 100 т/год

-консервов до 150 туб/год

-предоставление 71 рабочих мест

-увеличение налогооблагаемой базы районов

На приобретение оборудования:

Морозильного - 3900,0

Коптильного - 640,0

Реконструкция цеха по производству крупки фукуса;

Расширение консервного цеха;

Формирование и расширение пресервного производства;

Приобретение сушильного и очистительного оборудования - на общую сумму 6690,0

Собственные средства предприятий, привлеченные средства

2002-2004 годы

Рыболовецкие колхозы Госкомитет по рыбному хозяйству Республики Карелия

Минэкономики Республики Карелия

ОАО "Карелрыбфлот"

3. Развитие форелевого хозяйства

-выделение льготных денежных кредитов на приобретение посадочного материала и кормов

- организация централизованного обеспечения кормами товарного рыбоводства
- создание питомника по производству посадочного материала для товарного форелеводства на Белом море

- расширение форелевого хозяйства колхозов "Вирма", "Кереть", "12-я Годовщина Октября"

Разработка инвестиционных проектов предприятий

Рост объемов форелевого производства до 5000 т/год

Предоставление 10 новых рабочих мест

Создание питомника и расширение форелевых хозяйств 2100,0

Собственные средства предприятий, средства государственной поддержки рыбной отрасли Республики Карелия

2002-2004 годы

Рыболовецкие колхозы Госкомитет по рыбному хозяйству Республики Карелия

Минэкономики Республики Карелия

4. Расширение мидиевых плантаций на предприятии ОАО "Карелрыбфлот"

Реализация инвестиционного проекта

Добыча мидий сырца к 2004- до 100 т

Предоставление около 20 рабочих мест

На расширение плантаций 14700,0

Собственные средства предприятий, привлеченные средства

2002-2004 годы

ОАО "Карелрыбфлот"

5. Ужесточение контроля за использованием выделяемых квот рыболовецкими колхозами и частными предпринимателями

Нормативные акты местного самоуправления

Оптимизация рыбного промысла

2001 год

Госкомитет по рыбному хозяйству Республики Карелия

6. Совершенствование системы безопасности мореплавания и перерабатывающего производства

Кодекс законов о труде

Снижение факторов риска и реализация мероприятий по охране труда

2001-2004 годы

Предприятия рыбного хозяйства

7. Разработка положения о введении повышающих коэффициентов при выделении квот по Баренцевому морю в зависимости от участия предприятий в развитиии промысла и переработки на Белом море

Положение, утвержденное Правительством Республики Карелия

Создание инструмента государственного регулирования хозяйственной деятельности предприятий на Белом море

2001 год

Госкомитет по рыбному хозяйству Республики Карелия

8. Систематическая разработка прогнозных оценок по продуктивности и допустимому улову (ОДУ) ресурсов Белого моря

Договорные документы, акты о сотрудничестве с Госкомрыболовством Российской Федерации

Получение достоверной информации об имеющихся ресурсах Белого моря и возможностях их использования

2001-2002 годы

Госкомитет по рыбному хозяйству Республики Карелия, СевПИНРО

9. Организация доступа к информации относительно состояния, продуктивности и ОДУ Белого моря

Договорные документы, акты о сотрудничестве

Возможность планирования деятельности рыболовецких колхозов на основании научных прогнозов,

предоставление около 3 рабочих мест

2001-2005 годы

Госкомитет по рыбному хозяйству Республики Карелия

10. Разработка системы мероприятий по пресечению незаконного лова и превышения норм вылова на Белом море и внутренних водоемах Республики Карелия

Постановление Правительства Республики Карелия

Госкомитет по рыбному хозяйству Республики Карелия, МВД Республики Карелия, бассейновое управление "Карелрыбвод"



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Программа развития рыбного промысла на Белом море является примером поиска новых форм государственного регулирования хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях формирования рыночного пространства. Контекст Программы предполагает выстраивание таких форм взаимоотношений государства и субъектов, при которых экономическая рациональность целевых приоритетов сочетается с их социальной значимостью. В соответствии с этим возрастает регулирующая роль государства наряду с экономической самостоятельностью хозяйствующих субъектов, что актуализирует разнообразие форм и методов их взаимодействия.

В основе политики развития рыбного промысла на Белом море, реализованной в настоящей Программе, представлены следующие принципиальные положения:

- разработка Программы развития рыбного промысла не является узкоотраслевой задачей, а рассматривается в общем процессе социально-экономического развития локальных территорий, что предполагает координацию и кооперирование как отраслевых, так и территориальных подходов. Программа имеет научное обоснование, учитывает интересы и проблемы местного сообщества;

- политика развития рыбного промысла должна быть гибкой и адаптированной к предприятиям разного организационно-хозяйственного статуса и предприятиям, имеющим разный уровень инвестиционной привлекательности;

- дифференцированная политика, реализованная в Программе, инструментально обеспечивает, по крайней мере, две стратегии:

поддержка инвестиционно привлекательных предприятий, где выше вероятность получения экономического эффекта;

прямые и косвенные способы поддержки предприятий, уровень инвестиционной привлекательности которых невысок.

Список сокращений, используемых в Программе

1. Карельский РКС - Карельский рыбакколхозсоюз


2. ПК "Грумант" - Производственный кооператив "Грумант"

3.ОАО "Карелрыбфлот" - Открытое акционерное общество "Карелрыбфлот"

4.МСТБ - малый стальной бот

5.СЧС - средний рыболовный сейнер типа СЧС - 150

6.БП - промысловый бот

7. МРС - малый рыболовный сейнер

8.СевПИНРО - Северное отделение Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии им. Книповича

9.ООО "ВАК" - общество с ограниченной ответственностью "ВАК"

10. ПХ АО "Кондопога" - подсобное хозяйство акционерного общества "Кондопога"

11. Р/к - рыболовецкий колхоз

12. РБО - рыбоводное биологическое обоснование

13. МРБ - малый рыболовный бот

14. ПТР - приемотранспортный рефрижератор

15. МРТК - малый рыболовный траулер (краболов)

16. ОДУ - объем допустимого улова



Текст сверен по:
Официальная рассылка


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в отделе баз данных ИВЦ ПГУ


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ