Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.



ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

О лесах Республики Карелия

Закон Республики Карелия введен в действие с 27.03.93 г.
С изменениями и дополнениями, внесенными
01.10.93 г. Законом Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах Республики Карелия" N XII-20/550, введенным в действие с 20.10.93 г., (Ведомости Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993 г., ст.550)


В статьях 25, 32, 43, 45, 46, 73 слово "Госкомприрода" заменено на "Государственный орган Республики Карелия по охране природы".



Леса Республики Карелия играют ведущую роль в развитии ее экономики и поддержании качества окружающей среды. Они оказывают благотворное влияние на здоровье людей, выполняют санитарно-гигиенические и рекреационные функции, служат хранилищем генофонда растений и животных, стабилизируют биосферные процессы, гидрологический режим территории, предохраняют почву от эрозии, являются источником древесного сырья, ягод, грибов, лекарственных растений.
Многофункциональное значение и длительность воспроизводства лесов придают делу их сохранения, выращивания и эксплуатации характер общенародной задачи.

Р А З Д Е Л I

Общие положения

ГЛАВА 1

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Задачи лесного законодательства Республики Карелия

Задачей лесного законодательства Республики Карелия является регулирование лесных отношений в целях обеспечения равномерного и неистощительного пользования лесами, их охраны и защиты, воспроизводства и повышения продуктивности, решения экономических и экологических проблем региона, а также охраны прав государственных органов, физических и юридических лиц в области лесных отношений.

Статья 2. Лесное законодательство Республики Карелия

Лесные отношения в Республике Карелия регулируются настоящим Законом, другими законодательными актами Республики Карелия независимо от форм пользования землями лесного фонда.

Статья 3. Леса - народное достояние

В соответствии с Конституцией Республики Карелия леса, произрастающие на территории республики, являются собственностью народа Карелии, который реализует это свое право через Верховный Совет Республики Карелия.
Хозяйственное использование лесов осуществляется, как правило, на основе аренды. Леса также могут предоставляться гражданам Республики Карелия в пожизненное наследуемое владение для осуществления лесопользования, связанного с ведением крестьянского(фермерского) хозяйства.
Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право собственности Республики Карелия на произрастающие на ее территории леса, запрещаются.

Статья 4. Лесной фонд. Земли лесного фонда

Все леса в Республике Карелия образуют единый лесной фонд.
Землями лесного фонда признаются лесные земли-покрытые лесом и не покрытые лесом (необлесившиеся лесосеки, гари, редины и т. п.), предназначенные для нужд лесного хозяйства, нелесные земли (сенокосы, питомники, болота и т. п.). Границы земель лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются и закрепляются в натуре в установленном порядке.

Статья 5. Древесно-кустарниковые насаждения, не входящие в лес-
ной фонд

В лесной фонд не входят:
- деревья и группы деревьев, а также иная древеснокустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
- защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов;
- деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не относящихся к городским лесам;
- деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Создание указанных насаждений, уход за ними и использование осуществляются в порядке, определяемом местными Советами народных депутатов и землепользователями, исходя из решаемых ими задач.

Статья 6. Компетенция Республики Карелия в области регулирова-
ния лесных отношений

Ведению Республики Карелия в области регулирования лесных отношений подлежат:
- установление правового режима владения, пользования, распоряжения лесным фондом на территории Республики;
- рассмотрение и утверждение по согласованию с Российской Федерацией расчетной лесосеки в лесфонде республики;
- установление размера лесосечного фонда, порядка его распределения и отпуска древесины на корню;
- установление основных направлений и перспективных планов развития лесного хозяйства, использования лесных ресурсов и полезных природных свойств леса;
- осуществление планирования и финансирования основных видов сельскохозяйственных, лесокультурных, гидромелиоративных работ, противопожарных мероприятий на уровне государственного заказа республики, района;
- финансирование научно-исследовательских работ по лесному хозяйству, охраны лесов от пожаров;
- планирование проведения и финансирования лесоустройства по районам и лесным предприятиям;
- осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;
- перевод лесов из одной группы или категории защитности в другую;
- регулирование лесных отношений по другим вопросам в соответствии с законодательством Республики Карелия;
- установление по согласованию с органом местного самоуправления принципов определения ставок лесных податей и арендной платы;
- утверждение порядка проведения лесных торгов и конкурсов;
- организация ведения государственного учета лесного фонда;
- участие совместно с Российской Федерацией в разработке федеральных программ по рациональному использованию лесного фонда, повышению его продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;
- принятие решений об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций, отрицательно воздействующих на леса.

(Статья в редакции Закона Республики Карелия "О внесении изменений и
дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах Республики Карелия"
от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93 г., Ведомости
Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993 г., ст.550)

Статья 7. Компетенция районных (городских) Советов народных де-
путатов в области регулирования лесных отношений

К ведению районных (городских) Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений относится:
- установление ставок и размеров лесных податей, размеров арендной платы и предоставление льгот по платежам отдельным категориям лесопользователей, а также определение форм внесения лесных податей и арендной платы;
- согласование всех вопросов пользования лесным фондом на территории района;
- принятие решений по распоряжению лесным фондом в лесах местного пользования;
- утверждение по согласованию с органами Государственного комитета Республики Карелия по лесу расчетной лесосеки в лесфонде района (горсовета);
- взимание платы за древесину, отпускаемую на корню (попенная плата), а также платы за побочные пользования в лесфонде района (горсовета);
- определение объемов лесосечного фонда для нужд жителей района (горсовета);
- согласование общего объема лесозаготовок и его распределения по отдельным лесопользователям;
- принятие совместно с Госкомлесом Республики Карелия решений о передаче в аренду участков лесного фонда и регистрация договоров аренды;
- по заключению Государственного комитета Республики Карелия по лесу приостановка и запрещение деятельности лесозаготовительных и иных предприятий при нарушении ими требований данного закона;
- регулирование пользования недревесными лесными ресурсами;
- регулирование использования лесных угодий для нужд охотничьего хозяйства и в рекреационных целях;
- принятие решений по представлению Государственного комитета Республики Карелия по лесу по планам осушения земель лесного фонда;
- принятие решений по установлению особого режима лесопользования в национальных районах или в местах компактного проживания малочисленных народов;
- участие в контроле за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;
- обеспечение проведения мероприятий по охране и защите лесов и борьбе с лесными пожарами;
- определение формы выбора лесопользователя (прямые переговоры, лесные торги, конкурсы) и организация этих мероприятий.

(Статья в редакции Закона Республики Карелия "О внесении изменений и
дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах Республики Карелия"
от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93 г., Ведомости
Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993 г., ст.550)


Статья 7-1. Компетенция районных (городских) администраций
в сфере регулирования лесных отношений".

Ведению районных (городских) администраций в области регулирования лесных отношений подлежат:
- учет лесного фонда;
- распределение утвержденного Советом Министров Республики Карелия лимита лесосечного фонда по лесопользователям;
- организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;
- осуществление совместно со специально уполномоченными органами охраны окружающей природной среды контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
- принятие совместно с владельцем лесного фонда решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование;
- организация и проведение с участием местных органов управления лесным хозяйством лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование;
- ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.

(Статья дополнена Законом Республики Карелия "О внесении изменений и
дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах Республики Карелия"
от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93 г., Ведомости
Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993 г., ст.550)

Статья 8. Компетенция Российской Федерации в области регулиро-
вания лесных отношений в Республике Карелия

К ведению Российской Федерации в области регулирования лесных отношений Республика Карелия относит:
- определение единой научно-технической политики в области охраны, воспроизводства и использования лесных ресурсов;
- разработку с участием Республики Карелия, утверждение и контроль за выполнением государственных (Российской Федерации) программ развития лесного хозяйства;
- установление общих норм и правил использования и воспроизводства, охраны и защиты лесов;
- установление принципов отнесения лесов к соответствующим группам и категориям защитности;
- установление единой системы лесоустройства и лесохозяйственного проектирования;
- установление единого порядка ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра;
Республика Карелия оставляет за собой право определять порядок применения нормативных актов с учетом региональных особенностей лесов и лесохозяйственной деятельности в них.

ГЛАВА 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ
ЗА СОСТОЯНИЕМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ,ВОСПРО-
ИЗВОДСТВОМ, ОХРАНОЙ И ЗАЩИТОЙ ЛЕСОВ


Статья 9. Государственное управление использованием, воспроиз-
водством, охраной и защитой лесов

Государственное управление использованием, воспроизводством,охраной и защитой лесов осуществляется Советом Министров Республики Карелия через Государственный комитет Республики Карелия по лесу и его органы на местах - районные (городские) управления по лесу и лесничества.
Государственный комитет Республики Карелия по лесу, районные (городские) управления по лесу и лесничества не могут осуществлять подготовку древесины в порядке рубок главного пользования и ее переработку. Проведение рубок ухода за лесом может проводиться лесхозами и лесничествами только в случае, когда нет иных исполнителей этих работ.
Компетенция Государственного комитета Республики Карелия по лесу и его органов на местах по государственному управлению использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов определяется настоящим Законом, Положением о Госкомлесе, утверждаемым Верховным Советом Республики Карелия.

(Статья в редакции Закона Республики Карелия "О внесении изменений и
дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах Республики Карелия"
от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93 г., Ведомости
Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993 г., ст.550)

Статья 10. Государственный комитет Республики
Карелия по лесу (Госкомлес Республики Карелия)

Госкомлес Республики Карелия:
- осуществляет управление всеми лесами на территории республики;
- разрабатывает основные направления развития лесного хозяйства Республики Карелия;
- определяет приоритетные направления лесопользования; размещает лимиты лесосечного фонда по районам и предприятиям;
- организует работу по учету лесов в Республике Карелия;
- вносит предложения по делению лесов на группы и категории защитности;
- рассматривает и утверждает планы рубок и подсочки, дислокации мест рубок;
- разрабатывает порядок и осуществляет передачу лесных ресурсов в аренду, а также в пожизненное наследуемое владение гражданам (фермерам);
- согласовывает при заключении арендных договоров долгосрочные программы осуществления лесохозяйственных мероприятий, лесовосстановления и охраны лесов, выполняемых арендаторами;
- оформляет и выдает лесопользователям лесорубочные билеты;
- оформляет договоры на взимание с лесозаготовителей залоговых сумм, предназначенных на восстановление лесов;
- координирует мероприятия по борьбе с лесными пожарами, является заказчиком на осуществление авиационной охраны лесов от пожаров;
- осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, независимо от форм пользования;
- вносит предложения по приостановлению лесопользования и изъятию переданных в аренду лесных ресурсов при нарушении лесного законодательства Республики Карелия;
- осуществляет свои функции в соответствии с утвержденным Положением о Госкомлесе Республики Карелия.

Статья 11. Задачи государственного контроля за состоянием, ис-
пользованием, воспроизводством, охраной и защитой
лесов

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми ведомствами, государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами установленного порядка пользования лесными ресурсами, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства лесов, их учета и охраны, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательством Республики Карелия и Российской Федерации.

Статья 12. Органы, осуществляющие государственный контроль за
состоянием, использованием, воспроизводством, охра-
ной и защитой лесов

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов осуществляется Госкомлесом и его органами на местах совместно с Государственным органом Республики Карелия по охране природы и местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции.

(Статья в редакции Закона Республики Карелия "О внесении изменений и
дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах Республики Карелия"
от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93 г., Ведомости
Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993 г., ст.550)

ГЛАВА 3

ВЕДЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ
КАРЕЛИЯ


Статья 13. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного
хозяйства

Государственные органы, предприятия, организации и учереждения, осуществляющие планирование, организацию и ведение лесного хозяйства, при осуществлении лесных пользований должны обеспечивать:
- сохранение и улучшение водоохранных, защитных, климаторегулирующих, оздоровительных и иных природных полезных свойств лесов в интересах охраны здоровья людей, улучшения окружающей среды, поддержания условий обитания растений и животных;
- непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесом для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в древесине и другой лесной продукции;
- расширенное воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности;
- сбережение лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредителей и болезней;
- рациональное использование земель лесного фонда;
- повышение эффективности лесохозяйственного производства на основе единой технической политики, достижений науки и техники.
- сохранение биологического разнообразия, объектов историколитературного и природного наследия. (Абзац дополнительно включен Законом Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах Республики Карелия" от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93 г., Ведомости Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993 г., ст.550)
Для всех без исключения лесопользователей в Республике Карелия обязательно соблюдение действующих на территории республики принципов, норм и правил ведения лесного хозяйства.

Статья 14. Функции государственных органов лесного хозяйства в
области использования и охраны земель лесного фонда

Госкомлес Республики Карелия и подведомственные ему органы по согласованию с районными (городскими) Советами народных депутатов организуют использование по целевому назначению единого лесного фонда Республики Карелия, определяют площади, на которых должны осуществляться различные виды лесных пользований и проводиться мероприятия по воспроизводству лесов, уходу за лесом и т. п. в соответствии с проектами лесоустройства.
Государственные органы лесного хозяйства Республики Карелия осуществляют контроль за использованием земель лесного фонда в соответствии с их целевым назначением и за охраной этих земель в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Карелия.

Статья 15. Предприятия, организации и учреждения, на которые
возлагается ведение лесного хозяйства в лесах Рес-
публики Карелия

Ведение лесного хозяйства Республики Карелия возлагается:
- на предприятия и организации, арендующие лесной фонд на территории, переданной им в аренду;
- на граждан, осуществляющих лесопользование в лесах, переданных им во владение или аренду;
- в городских лесах-на соответствующие Советы народных депутатов;
- в лесах заповедников, национальных и природных парков-на заповедники, национальные и природные парки;
- в иных лесах-на государственные органы лесного хозяйства.

Статья 16. Обязанности предприятий, организаций, учреждений и
граждан, ведущих лесное хозяйство в Республике Ка-
релия

На предприятия, организации, учреждения и граждан, которые ведут лесное хозяйство в лесах Республики Карелия, возлагаются организация непрерывного и неистощительного пользования лесными ресурсами, воспроизводство, охрана, защита и улучшение санитарного состояния лесов, уход за ними, повышение продуктивности, качества лесов и плодородия лесных почв, организация лесных пользований и другие обязанности по ведению лесного хозяйства, устанавливаемые лесным законодательством Республики Карелия и Российской Федерации.

Статья 17. Порядок передачи лесных площадей для других видов
пользования

Передача лесных площадей для других видов пользования, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производится по распоряжению Совета Министров Республики Карелия или решению районных, городских Советов народных депутатов и по согласованию с государственными органами лесного хозяйства и охраны природы.
Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о передаче лесных площадей для других видов пользования, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, устанавливается в соответствии с законодательством о земле.
При изъятии земельных участков, занятых лесами, для государственных или общественных нужд одновременно принимаются решения о сохранении или вырубке леса и о порядке использования получаемой при этом древесины.
Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Советом Министров Республики Карелия.

(Абзац дополнительно включен Законом Республики Карелия "О внесении
изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах
Республики Карелия" от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93
г., Ведомости Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993
г., ст.550)

При переводе лесных земель в нелесные лесопользователем вносится плата, устанавливаемая районными (городскими) Советами народных депутатов на основании кадастровой оценки изымаемого участка и направляемая в районный (городской) бюджет.

(Абзац дополнительно включен Законом Республики Карелия "О внесении
изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах
Республики Карелия" от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93
г., Ведомости Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993
г., ст.550)

Статья 18. Возведение производственных объектов, связанных с
ведением лесного хозяйства в лесах Республики Каре-
лия

Для целей ведения лесного хозяйства арендаторы и владельцы могут возводить в установленном порядке на землях лесного фонда производственные объекты, связанные с ведением лесного хозяйства, с передачей в необходимых случаях лесных площадей для других видов пользования в установленном законом порядке.

Статья 19. Порядок производства в лесах работ, не связанных с
ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных
пользований

Строительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых, прокладка кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, буровые и другие работы на землях лесного фонда, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производятся по согласованию с государственными органами лесного хозяйства, местными Советами народных депутатов и другими органами в соответствии с законодательством Республики Карелия.
Указанные работы должны осуществляться способами, не вызывающими ухудшения противопожарного и санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства, после согласования с местными Советами народных депутатов и органами охраны природы под контролем Госкомлеса Республики Карелия.

ГЛАВА 4

ДЕЛЕНИЕ ЛЕСОВ НА ГРУППЫ И КАТЕГОРИИ
ЗАЩИТНОСТИ


Статья 20. Деление лесов на группы

В соответствии с народнохозяйственным значением, местоположением и выполняемыми функциями леса Республики Карелия разделяются на первую, вторую и третью группы.

Статья 21. Леса первой группы

К первой группе относятся леса, выполняющие следующие функции:
- водоохранные (запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, включая запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб);
- защитные (леса противоэрозийные, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения);
- санитарно-гигиенические и оздоровительные (городские леса и лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов).
К первой группе относятся также леса заповедников, национальных и природных парков, особо ценные лесные массивы, включая генетические резервы леса, имеющие научное или историческое значение, и природные памятники. Лесопользование в лесах I группы всецело подчинено поддержанию выполняемых ими функций.

Статья 22. Леса второй группы

Ко второй группе относятся леса, имеющие защитное и эксплуатационное значение, обладающие ограниченными лесосырьевыми ресурсами. Для сохранения защитных функций этих лесов, непрерывности и неистощительности пользования ими требуется более строгий режим лесопользования.

Статья 23. Леса третьей группы

К третьей группе относятся леса, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в древесине.

Статья 24. Порядок отнесения лесов к группам и категориям за-
щитности, перевод их из одной группы или категории
защитности в другую, выделение особо защитных
участков

Отнесение лесного фонда к группам и категориям защитности, выделение особо защитных участков производится, исходя из хозяйственного значения лесного фонда, его местоположения и выполняемых функций.
Отнесение лесного фонда к группам и категориям защитности, перевод лесов из одной группы или категории защитности в другую, а также выделение особо защитных участков во всех группах лесов производится Советом Министров Республики Карелия по согласованию с районными (городскими) Советами.

ГЛАВА 5

РАЗМЕЩЕНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО
И ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ,
СООРУЖЕНИЙ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ, ВЛИЯЮЩИХ
НА СОСТОЯНИЕ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ



Статья 25. Условия размещения, проектирования, строительства и
ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и дру-
гих объектов, влияющих на состояние и воспроизводс-
тво лесов

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, включая воинские, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должны выполняться под контролем Государственного органа Республики Карелия по охране природы мероприятия, обеспечивающие охрану лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов. Экологическая экспертиза проводится за счет средств заказчика проекта.

Статья 26. Согласование проектов и мест строительства предприя-
тий, сооружений и других объектов, влияющих на сос-
тояние и воспроизводство лесов

Определение мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должно производиться на основе Государственной экологической экспертизы государственными органами охраны природы по согласованию с местными Советами народных депутатов и другими органами в соответствии с законодательством Республики Карелия.
Проекты строительства указанных предприятий подлежат согласованию с государственными органами лесного хозяйства и другими органами в случаях и порядке, устанавливаемых законодательством Республики Карелия.

Статья 27. Условия запрещения ввода в эксплуатацию объектов,
влияющих на состояние и воспроизводство лесов

Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, не прошедших экологической экспертизы.

Р А З Д Е Л II

Лесопользование

ГЛАВА 6

ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛИ. ВИДЫ ЛЕСНЫХ
ПОЛЬЗОВАНИЙ


Статья 28. Лесопользователи

Лесопользователями в Республике Карелия могут быть граждане Республики Карелия, предприятия, организации всех видов собственности с участием иностранных юридических лиц и граждан Российской Федерации.

Статья 29. Виды лесных пользований

В лесах, а также на землях лесного фонда, не покрытых лесом, при соблюдении предусмотренных законодательством требований и условий могут осуществляться следующие виды лесных пользований:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных материалов и технического сырья;
- побочные лесные пользования;
- пользование лесом в научно-исследовательских целях;
- пользование лесом в культурно-оздоровительных целях;
- пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование лесом в рекреационных, включая туризм, целях;
- другие виды пользований, не запрещенные Законом.

ГЛАВА 7

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВА НА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ


Статья 30. Предоставление лесопользователям участков для осу-
ществления лесных пользований на условиях аренды, а
также в пожизненное наследуемое владение гражданам

Одной из основных форм предоставления права лесопользования является аренда участков лесного фонда. Арендодателем является Госкомлес Республики Карелия, отвечающий перед Верховным Советом и Советом Министров Республики Карелия за правильность передачи лесных ресурсов в аренду и их рациональное использование. Передача лесного фонда в аренду осуществляется по согласованию с местными Советами народных депутатов на основании Положения об аренде лесов. Преимущественным правом пользуются лица, проживающие на территории местного Совета, а также расположенные на этой территории предприятия и организации, деятельность которых направлена на обеспечение сырьем предприятий Республики Карелия, имеющих лесохозяйственные кадры и опыт ведения лесного хозяйства.
Предоставление лесных площадей для побочного пользования, в том числе для заготовки второстепенных лесных материалов, для сенокошения, пастьбы скота и других лесных пользований, осуществляется органами лесного хозяйства на местах по решению местных Советов народных депутатов.
Арендаторами участков лесного фонда могут быть граждане Республики Карелия, государственные, кооперативные и иные предприятия, включая совместные с участием российских и иностранных юридических лиц. Сроки аренды, ее условия и размер арендной платы определяются законодательством об арендных отношениях и закрепляются в договоре.
Арендная плата устанавливается с учетом действующих (рыночных) цен на лесную продукцию, качества и доступности лесных ресурсов.
Основой для разработки договора аренды участков лесного фонда, определения видов и размеров лесных пользований являются материалы лесоустройства.
Граждане Республики Карелия имеют право на получение в пожизненное наследуемое владение лесных участков для осуществления лесопользования с целью ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Предельные размеры таких участков составляют: в южной Карелии-50 га, в средней-75, в северной-100 га. Площадь спелого леса, как правило, не должна составлять более трети площади участка.
Примечание: к южной Карелии относятся районы Олонецкий, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Лахденпохский, Суоярвский и территории Кондопожского, Питкярантского, Сортавальского горсоветов; к средней-Муезерский, Медвежьегорский, Беломорский и территории Костомукшского и Сегежского горсоветов; к северной-районы Калевальский, Лоухский и территория Кемского горсовета.

Статья 31. Лесорубочный билет и лесной билет

Осуществление лесных пользований, за исключением предусмотренных ст. 48 настоящего Закона, допускается только по специальному разрешению-лесорубочному билету (ордеру) или лесному билету, формы которых утверждаются в установленном порядке. Лесопользователи вправе использовать соответствующие площади только для тех лесных пользований, на которые им выданы лесорубочный билет (ордер) или лесной билет. Самовольная переуступка лесорубочного билета или лесного билета запрещаются.
Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет выдаются органами Госкомлеса Республики Карелия.
Предприятия и организации, во владении которых находится лесной фонд, при осуществлении ими лесных пользований обязаны оформлять право пользования на общих основаниях.

Статья 32. Выдача разрешений на размещение туристских лагерей,
баз отдыха и других подобных объектов.

Выдача разрешений на размещение на землях лесного фонда туристских лагерей, баз отдыха и других подобных объектов с возведением строений некапитального типа, а также организации туристических ? маршрутов производится Госкомлесом Республики Карелия и его органами на местах по согласованию с Государственным органом Республики Карелия по охране природы и местными советами народных депутатов.

Статья 33. Порядок предоставления права на пользование лесом в
научно-исследовательских целях

Право на пользование лесом в научно-исследовательских целях предоставляется предприятиям, организациям и учреждениям, в задачи которых, согласно их уставам, положениям или постановлениям вышестоящих органов, входит проведение указанных работ, Госкомлесом Республики Карелия и его органами на местах по согласованию с местными Советами народных депутатов.

Статья 34. Порядок предоставления права на пользование лесом
для нужд охотничьего хозяйства

Право на пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства предоставляется государственным, кооперативным и общественным предприятиям, организациям и учреждениям путем закрепления охотничьих угодий.
Закрепление охотничьих угодий производится на арендной основе районными (городскими) Советами народных депутатов по согласованию с землепользователями.

ГЛАВА 8

ПОРЯДОК ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ


Статья 35. Порядок установления норм главного пользования

Ежегодная норма главного пользования древесиной-расчетная лесосека, как плановый норматив на длительный период, исчисляется при лесоустройстве по каждому предприятию и лесничеству, ведущему лесное хозяйство в пределах административных районов, раздельно по группам лесов и хозяйствам с соблюдением принципа непрерывного и неистощительного пользования.
Расчетная лесосека по республике определяется как сумма расчетных лесосек по административных районам.
При изменении границ лесного фонда, возрастов рубок, групп лесов и категорий защитности и других изменениях, произошедших в лесном фонде, расчетная лесосека может переутверждаться в установленном порядке.

(Абзац дополнительно включен Законом Республики Карелия "О внесении
изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах
Республики Карелия" от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93
г., Ведомости Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993
г., ст.550)

Статья 36. Порядок заготовки древесины. Правила рубок леса

Порядок заготовки древесины устанавливается Правилами рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок и наставлениями по рубкам ухода, утверждаемыми Госкомлесом Республики Карелия.

Статья 37. Определение размера заготовки древесины в порядке
рубок главного пользования

Планирование и проведение заготовки древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется в пределах расчетной лесосеки по группам лесов и хозяйствам по каждому предприятию. Переруб расчетной лесосеки не допускается.

Статья 38. Определение размера заготовки древесины при проведе-
нии рубок промежуточного пользования

Размер заготовки древесины по промежуточному пользованию, реконструктивным и прочим рубкам устанавливается в пределах, определенных лесоустройством.

Статья 39. Порядок лесопользования в лесах, находящихся в зоне
обязательной подсочки

В зоне обязательной подсочки по согласованию с Госкомлесом Республики Карелия допускается рубка незаподсоченных насаждений, но лишь в случаях, когда добыча живицы является нерентабельной.

(Статья в редакции Закона Республики Карелия "О внесении изменений и
дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах Республики Карелия"
от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93 г., Ведомости
Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993 г., ст.550)

ГЛАВА 9

ЛЕСОСЕЧНЫЙ ФОНД


Статья 40. Лесосечный фонд

Лесосечный фонд образуется из спелых древостоев, предусмотренных к рубке на данный год планами рубок подсочки. При этом отнесение древостоев, подлежащих по своим характеристикам подсочке, к лесосечному фонду допускается только после окончания принятой схемы подсочки, без досрочного изъятия их из подсочки.
Отвод, таксация и материально-денежная оценка лесосечного фонда производится в строгом соответствии с Правилами по отводу и таксации лесосек.

ГЛАВА 10

ПОРЯДОК ЗАГОТОВКИ ВТОРОСТЕПЕННЫХ
ЛЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ


Статья 41. Общие требования к заготовке второстепенных лесных
материалов

Заготовка второстепенных лесных материалов для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населения должна осуществляться без причинения вреда лесу.
Заготовка второстепенных лесных материалов (пней, коры, бересты и т. п.) производится по разрешению органов Госкомлеса Республики Карелия в соответствии с действующими правилами.

ГЛАВА 11

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОБОЧНЫХ
ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ


Статья 42. Общие условия осуществления побочных лесных пользо-
ваний

Побочные лесные пользования гражданами Республики Карелия осуществляются бесплатно, за исключением промысловой заготовки древесных соков, грибов, ягод, технического сырья. Порядок и условия побочного пользования с районными (городскими) Советами народных депутатов.

(Абзац в редакции Закона Республики Карелия "О внесении изменений и
дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах Республики Карелия"
от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93 г., Ведомости
Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993 г., ст.550)

(Часть 2 исключена Законом Республики Карелия "О внесении изменений и
дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах Республики Карелия"
от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93 г., Ведомости
Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993 г., ст.550)

Арендаторы, а также владельцы лесных участков,после проведения мероприятий, направленных на повышение продуктивности побочного пользования лесом, создание условий для посещения и отдыха граждан в лесу, могут устанавливать дополнительную плату за побочные лесные пользования. Порядок и условия оплаты согласовываются с районными (городскими) Советами народных депутатов. Все побочные лесные пользования должны осуществляться без причинения вреда лесу.

Статья 43. Промысловая заготовка грибов, ягод, лекарственных
растений и технического сырья

Промысловая заготовка грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья производится предприятиями, организациями, учреждениями-арендаторами и физическими лицами по согласованию с Госкомлесом, Государственным органом Республики Карелия по охране природы, их органами на местах, районными (городскими) Советами народных депутатов.
Примечание: Промысловый сбор-это заготовка дикорастущих силами государственных, кооперативных или частных предприятий (фирм), а также по договорам или контрактам, заключенным с ними юридическими лицами.

Г Л А В А 12

ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОМ В НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, КУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИ-
ТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И ДЛЯ НУЖД ОХОТНИЧЬЕГО
ХОЗЯЙСТВА


Статья 44. Порядок пользования лесом в научно-исследовательских
целях

Для проведения научно-исследовательских работ в лесах соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям на условиях аренды могут выделяться специальные участки.
На выделенных участках могут быть ограничены или полностью запрещены лесные пользования иных предприятий, организаций и учреждений, а также граждан, если это несовместимо с целями проведения научно-исследовательских работ. Решения об ограничении или запрещении принимаются органами, предоставившими право пользования лесом в научно-исследовательских целях.
Порядок пользования лесом в научно-исследовательских целях определяется договором об аренде.

Статья 45. Порядок пользования лесом в культурно-оздоровитель-
ных целях

В целях организации отдыха населения Госкомлес, Государственный орган Республики Карелия по охране природы и их органы на местах, местные Советы народных депутатов проводят в лесах зеленых зон и других лесах, используемых для отдыха населения, мероприятия по благоустройству лесных участков и культурно-бытовому обслуживанию населения с учетом необходимости сохранения лесной среды и природных ландшафтов, с соблюдением архитектурной планировки природных зон и санитарных требований.
Порядок пользования лесом в культурно-оздоровительных целях устанавливается Советом Министров Республики Карелия.

Статья 46. Порядок пользования лесом для нужд охотничьего хо-
зяйства

Лесные пользования и лесохозяйственные мероприятия в лесах должны осуществляться с учетом необходимости сохранения благоприятных условий для обитания диких животных (сохранение токов, воспроизводственных участков).
Численность животных в лесах регулируется по согласованию с местными Советами народных депутатов и органами Госкомлеса и Государственным органом Республики Карелия по охране природы в пределах допустимой для лесных угодий плотности с тем, чтобы животные не наносили ущерба лесному и сельскому хозяйству.
Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, за которыми закреплены (переданы в аренду) охотничьи угодья, предоставляется право производить посевы кормовых растений и проводить другие биотехнические мероприятия, необходимые для ведения охотничьего хозяйства. Участки для посева кормовых растений выделяются органами Госкомлеса Республики Карелия.
Порядок пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства определяется договором об аренде.

ГЛАВА 13

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ


Статья 47. Права и обязанности лесопользователей

Лесопользователь имеет право:
- осуществлять лесные пользования и иную хозяйственную деятельность в соответствии с условиями договора;
- в предусмотренных договором случаях в установленном законодательством порядке пользоваться в границах арендуемого участка землями лесного фонда, общераспространенными полезными ископаемыми, а также совершать иные действия, не запрещенные законом. Водные объекты предоставляются в пользование в соответствии с законом Республики Карелия;
- собственности на продукцию и доходы, полученные в результате пользования лесными ресурсами;
- получать от арендодателя в установленные сроки лесосечный фонд и лесорубочные билеты, а также право пользования лесоустроительной документацией, необходимой для осуществления хозяйственной деятельности;
- производить в установленном порядке строительство дорог, лесных складов, пожарно-химических станций, жилых и хозяйственных построек, сооружений для биотехнических мероприятий, хранения и первичной переработки заготовленного сырья и продуктов (навесы, сушилки, хранилища для инвентаря, оборудования, ульев, продуктов медосбора и другой продукции) и иных объектов, необходимых для осуществления лесных пользований;
- на защиту своих законных интересов, в случаях их нарушения, в арбитражном или судебном порядке.
Лесопользователь-арендатор в зависимости от видов осуществляемых лесных пользований обязан:
- при прекращении договора возвратить лесной фонд арендодателю в состоянии, предусмотренном этим договором;
- возместить ущерб арендодателю в полном объеме, если состояние возвращаемого лесного фонда по окончании срока действия договора не отвечает требованиям, предусмотренным договором;
- вносить арендную плату в размерах и в сроки, установленные договором;
- обеспечить выполнение предусмотренных договором аренды мероприятий по качественному восстановлению не покрытых лесом площадей и повышению продуктивности древесных и недревесных ресурсов в арендуемом лесном фонде;
- оказывать содействие арендодателю в проведении лесоустройства;
- выполнять иные требования по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, предусмотренные лесным законодательством, установленными правилами и нормами, а также указаниями Госкомлеса республики по этим вопросам.
Владелец лесного участка имеет право:
- самостоятельно вести хозяйство в лесном фонде;
- осуществлять лесные пользования и иную хозяйственную деятельность;
- пользоваться землями лесного фонда, общераспространенными полезными ископаемыми и совершать другие действия, не запрещенные законом. Водные объекты предоставляются в пользование в соответствии с законом Республики Карелия;
- в случае изъятия лесного участка получать полную компенсацию затрат, а также возмещение убытков.
Владелец лесного участка обязан:
- обеспечивать воспроизводство, охрану, защиту и улучшение санитарного состояния лесов, уход за ними, повышение продуктивности лесов и плодородия почв, организацию лесных пользований и учет текущих изменений в лесном фонде;
- пользоваться древесными и иными растительными ресурсами леса и его полезными природными свойствами в пределах научно-обоснованных норм и выполнять требования, предусмотренные лесным законодательством;
- возмещать в установленном порядке ущерб, причиненный лесному хозяйству в результате нарушения лесного законодательства.

Статья 47-1. Защита и гарантии прав лесопользователей

Вмешательство в хозяйственную деятельность пользователей лесным фондом, связанную с использованием лесных ресурсов, не допускается, за исключением случаев нарушения лесопользователями лесного и природоохранного законодательства.
Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению. Убытки, причиненные лесопользователям нарушением их прав, подлежат возмещению. Споры о восстановлении нарушенных прав лесопользователей и о возмещении им убытков рассматриваются в суде или арбитражном суде.
Права лесопользователей могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом, другими заонодательными актами Российской Федерации и Республики Карелия.
При ихъятии для государственных и общественных нужд земель лесного фонда лесопользователю возмещаются в полном объме все прямые убытки, связанные с этим изъятием.

(статья дополнительно включена Законом Республики Карелия "О
внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О
лесах Республики Карелия" от 01.10.93 г., введенным в действие
с 20.10.93 г., Ведомости Верховного Совета Республики Карелия
N 11-12, 1993 г., ст.550)

Статья 47-2. Антимонопольные требования.

Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также лесопользователей, направленные на:
- ограничение вопреки условиях лесных торгов и конкурсов доступа к участию в них юридических лиц, в том числе иностранных, и физических лиц, желающих приобрести право на лесные пользования в соответствии с настоящим Законом;
- уклонение от выдачи разрешительных документов победителям на лесных торгах или конкурсах;
- дискриминацию лесопользователей, создающих структуры, конкурирующие с предприятиями, занимающими доминирующее положение в лесопользовании;
- дискриминацию лесопользователей в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.

(статья дополнительно включена Законом Республики Карелия "О
внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О
лесах Республики Карелия" от 01.10.93 г., введенным в действие
с 20.10.93 г., Ведомости Верховного Совета Республики Карелия
N 11-12, 1993 г., ст.550)

ГЛАВА 14

ПРЕБЫВАНИЕ ГРАЖДАН В ЛЕСАХ


Статья 48. Право граждан на пребывание в лесах

Граждане Республики Карелия имеют право свободно пребывать в лесах, собирать дикорастущие плоды, грибы, ягоды и другие пищевые продукты леса бесплатно, за исключением случаев, когда эти пользования предоставляются на улучшенных или искусственно создаваемых угодьях или в специально оборудованных местах отдыха. Порядок и условия пользования лесами в указанных целях устанавливаются местными Советами народных депутатов.
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждений лесных культур, засорения лесов, разорения муравейников, гнездовий птиц и т. п. Вести сбор дикорастущих ягод, плодов в сроки и способами, не наносящими ущерба их воспроизводству.

Статья 49. Условия, при которых может быть ограничено лесополь-
зование граждан

Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов и т. п. могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством Республики Карелия, в интересах пожарной безопасности, ведения лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в лесах особоохраняемых территорий (заповедники, национальные и природные парки) в связи с установленным в них специальным порядком лесопользования.

ГЛАВА 15

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ


Статья 50. Основание прекращения права лесопользования

Право лесопользования прекращается в случаях:
- добровольного отказа от осуществления лесных пользований при взаимном согласии сторон;
- истечения срока действия договора, если одна из сторон заявила о его прекращении;
- ликвидации предприятия, организации, учреждения;
- полного изъятия земель лесного фонда для государственных или общественных нужд с возмещением арендатору всех вложенных затрат;
- использования арендатором лесных ресурсов в целях, не предусмотренных договором;
- использования лесного фонда с нарушениями лесного законодательства, приводящими к ухудшению состояния лесов;
- невнесения арендной платы в сроки, установленные договором;
- невыполнения арендатором обязанностей по восстановлению лесов в соответствии со статьей 59 настоящего закона;
- невыполнения арендатором обязанностей, предусмотренных договором;
- отнесения лесов к группам и категориям защитности, обуславливающим невозможность продолжения пользования лесным фондом.
- возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием ем лесным фондом;
- систематических (более двух раз) нарушений лесопользователем установленных правил пользования лесным фондом, или нанесших значительный вред лесному фонду;
- возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и других);
- если пользователь в течение установленного в разрешительном документе срока не приступил к пользованию участками лесного фонда в предусмотренных объемах;
- возникновения и распространения пожара по вине лесопользователя. (абзацы дополнительно включены Законом Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах Республики Карелия" от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93 г., Ведомости Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993 г., ст.550)

Право пожизненного наследуемого владения лесным участком прекращается в следующих случаях:
- добровольного отказа от владения лесным участком;
- смерти владельца лесного участка, если правопреемники отказываются от этих прав;
- использования лесного участка с нарушением статьи 47 настоящего Закона;
- изъятия в установленном порядке земель лесного фонда для государственных или общественных нужд с возмещением владельцу затрат, понесенных им в процессе освоения участка;
- принятия решения о прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Прекращение права пользования лесным фондом оформляется аннулированием разрешительных документов государственным органом, выдавшим эти разрешительные документы.

(Часть 3 дополнительно включена Законом Республики Карелия "О
внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О
лесах Республики Карелия" от 01.10.93 г., введенным в действие
с 20.10.93 г., Ведомости Верховного Совета Республики Карелия
N 11-12, 1993 г., ст.550)

ГЛАВА 16

ОСОБЕННОСТИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ В
ГОРОДСКИХ ЛЕСАХ


Статья 51. Основное назначение городских лесов

Городские леса используются прежде всего в культурно-оздоровительных целях и для отдыха населения.

Статья 52. Запрещение в городских лесах лесных пользований, не
совместимых с проведением культурно-оздоровительных
мероприятий и организацией отдыха населения

Заготовка древесины в порядке проведения рубок главного пользования, заготовка живицы, второстепенных лесных материалов, древесных соков, а также промысловая заготовка других продуктов побочного пользования лесом, охота и пастьба скота в городских лесах запрещаются.
Законодательством Республики Карелия в городских лесах могут быть запрещены и другие виды лесных пользований, если они несовместимы с проведением культурно-оздоровительных мероприятий и с организацией отдыха населения.

ГЛАВА 17

ОГРАНИЧЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ В ЗАПО-
ВЕДНИКАХ, НАЦИОНАЛЬНЫХ И ПРИРОДНЫХ
ПАРКАХ, ПАМЯТНИКАХ ПРИРОДЫ И ДРУГИХ
ПРИРОДООХРАННЫХ ОБЪЕКТАХ


Статья 53. Ограничение лесных пользований в заповедниках, наци-
ональных и природных парках, памятниках природы и
других природоохранных объектах

В заповедниках, национальных и природных парках, памятниках природы запрещаются лесные пользования, не совместимые с их целевым назначением.
Порядок осуществления лесных пользований в заповедниках, национальных и природных парках, памятниках природы определяется законодательством Республики Карелия и Российской Федерации.

ГЛАВА 18

ОСОБЕННОСТИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
В ПРИГРАНИЧНОЙ ПОЛОСЕ


Статья 54. Особенности лесопользования в приграничной полосе

Пользование лесами в приграничной полосе осуществляется в порядке, устанавливаемом данным законом и другим законодательством Республики Карелия по согласованию с командованием пограничных войск.

ГЛАВА 19

ЛЕСА МЕСТНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ


Статья 55. Порядок выделения лесов местного пользования, их ос-
новное назначение

В лесах всех групп выделяются леса местного пользования, которые находятся в распоряжении районных (городских) Советов народных депутатов. Площади этих лесов определяются по совместному решению Госкомлеса и Совета, утверждаемому в установленном порядке Советом Министров республики.
Леса местного пользования используются только для удовлетворения потребностей в древесине населения, предприятий сельского хозяйства и местных нужд.

Статья 56. Порядок лесопользования в лесах местного пользования

Отпуск древесины населению в лесах местного пользования предоставляется только в ежегодное пользование органами Госкомлеса Республики Карелия в соответствии с решениями местных Советов народных депутатов в объемах, не превышающих годичных потребностей населения в дровах и деловой древесине, а также для аналогичных нужд учреждений, организаций, расположенных на данной территории.
По решению местных Советов отпуск древесины может быть произведен со скидкой в размере 50 процентов по "Таксам на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню" или бесплатно.

Статья 57. Ведение лесного хозяйства в лесах местного пользова-
ния

Ведение лесного хозяйства, охрана лесов и лесовосстановление в лесах местного пользования определяются Госкомлесом Республики Карелия и финансируются за счет республиканского фонда лесного хозяйства.

ГЛАВА 20

ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ЛЕСНЫХ СПОРОВ

Статья 58. Органы, разрешающие лесные споры

Все споры, связанные с применением настоящего Закона, разрешаются судами в соответствии с их компетенцией.


Р А З Д Е Л III

Воспроизводство и повышение продуктивности
лесов

ГЛАВА 21

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕСОВ И ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ


Статья 59. Порядок восстановления лесов и лесоразведения

На вырубках, гарях и иных бывших под лесом площадях осуществляется восстановление лесов, а на других землях, предназначенных для создания новых лесов, проводится лесоразведение.
Объемы работ по лесовосстановлению и лесоразведению определяются проектом организации и развития лесного хозяйства, составляемым при лесоустройстве с учетом фактических изменений, происходящих в лесном фонде.
Восстановление и разведение лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала осуществляются арендаторами и владельцами лесных участков.
Госкомлесом Республики Карелия могут для этих целей привлекаться иные предприятия и организации, а также финансироваться эти работы.
Лесовосстановление осуществляется с соблюдением следующих требований:
- обеспечения обязательного облесения вырубок хозяйственно-ценными породами в установленные сроки;
- улучшения породного состава и повышения продуктивности лесов, их защитных и средообразующих свойств;
- максимального использования естественной возобновительной способности лесов;
- сохранения генетического фонда и биологического многообразия лесов;
- формирования насаждений из древесных пород с улучшенными наследственными свойствами. Не допускается использование нерайонированных лесных семян и посадочного материала, а также непроверенных на посевные качества и не отвечающих требованиям стандарта семян древесных и кустарниковых пород.
Ответственность за лесовосстановление, заготовку лесных семян и обеспечение лесопосадочным материалом возлагается на лесопользователей и Госкомлес Республики Карелия. При разработке новой техники и технологий для заготовки и трелевки древесины и их применении должны учитываться требования по сохранению благоприятных условий для лесовосстановления.

(Часть в редакции Закона Республики Карелия "О внесении изменений и
дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах Республики Карелия"
от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93 г., Ведомости
Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993 г., ст.550)

Лесоразведение проводится на нелесных землях лесного фонда в целях повышения лесистости территорий, предотвращения эрозионных процессов и улучшения экологической обстановки.
Проведение работ по лесоразведению осуществляется по специальным программам и проектам, утверждаемым органами Госкомлеса Республики Карелия.

ГЛАВА 22

ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА
ЛЕСОВ


Статья 60. Мероприятия по повышению продуктивности и качества
лесов

В целях улучшения качественного состава лесов должны проводиться рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные с реконструкцией малоценных лесных насаждений, осуществляться мероприятия по улучшению возрастного состава, в т. ч. по предотвращению накопления перестойных насаждений, а также по повышению продуктивности лесов.

Статья 61. Обязанности арендаторов, владельцев лесных участков
по повышению продуктивности и качества лесов

Арендаторы и владельцы лесных участков обязаны:
- проводить уход за лесом, работы по селекции древесных работ, мероприятия по повышению плодородия почв, осушению избыточно увлажненных земель, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, а также мероприятия, направленные на улучшения породного состава, качества лесов, повышение их продуктивности и защитных свойств. При этом должны быть обеспечены сохранность и своевременное воспроизводство ценных древесных пород;
- принимать меры к наиболее полному и эффективному использованию земель лесного фонда для восстановления и создания новых лесов на предназначенных для этого площадях.


Р А З Д Е Л IV

Охрана и защита лесов

ГЛАВА 23

ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ


Статья 62. Охрана и защита лесов

Все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других причиняющих вред лесу действий, а также защите от вредителей и болезней.

Статья 63. Осуществление мероприятий по охране и защите лесов

Осуществление мероприятий по охране и защите лесов возлагается на Госкомлес Республики Карелия и его органы на местах, местные Советы народных депутатов, а также на арендаторов и владельцев лесных участков.
Совет министров Республики Карелия, местная администрация в соответствии с законодательством Республики Карелия обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, по борьбе с лесными пожарами, привлекают для их тушения население, противопожарную технику и транспортные средства, запрещают на период высокой пожарной опасности, в необходимых случаях, посещение населением лесов и въезд в них транспортных средств.

Статья 64. Обязанности Совета Министров республики, местной ад-
министрации по борьбе с лесными пожарами

Совет Министров Республики Карелия, местная администрация в целях предотвращения возникновения лесных пожаров и борьбы с ними:
- организуют ежегодно разработку и выполнение предприятиями, учреждениями, организациями, на которые возложена охрана лесов, и лесопользователями мероприятий по противопожарной профилактике и подготовке к пожароопасному сезону в лесах; ежегодно до начала пожароопасного сезона утверждают оперативные планы борьбы с лесными пожарами, предусматривающие конкретные противопожарные мероприятия;
- устанавливают порядок привлечения рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и населения, противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, организаций и учреждений для тушения лесных пожаров, обеспечения средствами передвижения, питанием и медицинской помощью, предусматривают на периоды особо высокой опасности пожаров в лесах создание резервных пожарных подразделений и обеспечивают поддержание их готовности к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;
- оказывают содействие в строительстве дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов, в завозе горючего и смазочных материалов в районы действия подразделений авиационной охраны лесов, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение государственных органов лесного хозяйства в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств с запасом горючего;
- организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах;
- обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территории республики, района, создавая для этой цели специальные комиссии.

ГЛАВА 24

ЛЕСНАЯ ОХРАНА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ


Статья 65. Лесная охрана в Республике Карелия

Охрану и защиту лесов на территории республики осуществляют Государственная лесная охрана Госкомлеса Республики Карелия и его органы на местах, а также лесная служба предприятий-арендаторов. Они наделяются правами по пресечению и предупреждению нарушений правил охраны и защиты лесов, установленного порядка осуществления лесных пользований, использования земель лесного фонда в соответствии с их целевым назначением, а также по пресечению и предупреждению других действий, причиняющих вред лесу.
Работники государственной лесной охраны имеют право налагать административные штрафы на должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Республики Карелия, предъявлять в суде и арбитражном суде иски о возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба.

(Абзац дополнительно включен Законом Республики Карелия "О внесении
изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах
Республики Карелия" от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93
г., Ведомости Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993
г., ст.550)

Работники государственной лесной охраны подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств республиканского внебюджетного фонда лесного хозяйства. Перечень работников государственной лесной охраны утверждается Госкомлесом Республики Карелия.

(Абзац дополнительно включен Законом Республики Карелия "О внесении
изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах
Республики Карелия" от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93
г., Ведомости Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993
г., ст.550)

Статья 67-1. Лесной мониторинг.

Лесной мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и повышения их природоохранных функций. Структура, содержание и порядок осуществления лесного мониторинга устанавливаются совместно государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации и государственным органом охраны окружающей природной среды Российской Федерации.

(Статья дополнительно включена Законом Республики Карелия "О
внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия
"О лесах Республики Карелия" от 01.10.93 г., введенным в
действие с 20.10.93 г., Ведомости Верховного Совета Республики
Карелия N 11-12, 1993 г., ст.550)


Р А З Д Е Л V

Лесоустройство. Государственный учет лесного
фонда и государственный лесной кадастр

ГЛАВА 25
ЛЕСОУСТРОЙСТВО


Статья 66. Лесоустройство

Лесоустройство представляет собой комплекс специализированных мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства; организацию неистощительных лесных пользований, эффективного воспроизводства, охраны и защиты леса; осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. Лесоустройству предшествует аэрофотосъемка лесов.
При лесоустройстве выполняются:
- установление (восстановление) границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда, уточнение деления лесов на группы и категории защитности;
- инвентаризация лесного фонда, при которой устанавливается возрастной и природный состав лесов, их состояние, качественные и количественные характеристики лесных ресурсов, выявление лесокультурного фонда, фонда лесоразведения, лесоосушения, подсочки, рубок главного, промежуточного пользования, реконструктивных и прочих рубок, учет потерь древесины на лесосеках, оценка результатов хозяйственной деятельности в лесу за истекший межревизионный период;
- разработка проектов организации и развития лесного хозяйства, в которых дается подробная характеристика лесного фонда, комплексная оценка ведения лесного хозяйства и лесных пользований за предшествующий период, обосновывается расчетная лесосека главного пользования, разрабатываются основные положения ведения лесного хозяйства, определяются объемы мероприятий по лесовосстановлению, лесоразведению, реконструкции малоценных молодняков, лесоосушению, промежуточному пользованию, реконструктивным рубкам, охране и защите леса, лесным промыслам и побочным пользованиям;
- составление картографических материалов-планшетов, планов лесонасаждения, схематических карт.
Лесоустроительный проект организации и развития лесного хозяйства, в том числе и расчетная лесосека главного пользования, после их утверждения являются основными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и осуществления лесных пользований.
По заказам предприятий-арендаторов и владельцев лесных участков лесоустроительные предприятия могут выполнять также разработку планов рубок-подсочки. Планы рубок-подсочки утверждаются Госкомлесом Республики Карелия.

Статья 67. Государственный учет лесного фонда и государственный
лесной кадастр

Государственный учет лесного фонда ведется на основе материалов лесоустройства и систематической фиксации текущих изменений в лесах, вызываемых лесоэксплуатацией, ведением лесного хозяйства, естественным развитием насаждений, стихийными явлениями.
Учет текущих изменений в лесном фонде ведется ежегодно всеми предприятиями-арендаторами и владельцами лесных участков в книгах лесного фонда, таксационном описании и на планшетах; результаты годичных текущих изменений представляются органам Госкомлеса Республики Карелия.
Единовременный периодический государственный учет лесов проводится Госкомлесом Республики Карелия по единой системе, за счет средств республиканского фонда лесного хозяйства.
Государственный лесной кадастр содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, распределении его по лесопользователям, количественном и качественном состоянии лесного фонда, делении лесов на группы и категории защитности, их экономической оценке и другие данные, необходимые для рационального ведения лесного хозяйства и эффективного пользования лесами, обоснования размеров платы за лесные ресурсы и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде. Государственный лесной кадастр ведется органами Госкомлеса Республики Карелия как по лесам, находящимся в его ведении, так и по лесам владельцев лесных участков за счет средств республиканского фонда лесного хозяйства.


Р А З Д Е Л VI

Фонд лесного хозяйства. Лесные подати.

(Название дополнено Законом Республики Карелия "О внесении
изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах
Республики Карелия" от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93
г., Ведомости Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993
г., ст.550)

ГЛАВА 26
ФОНД ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА


Статья 68. Республиканский фонд лесного хозяйства

Республиканский фонд лесного хозяйства создается при Госкомлесе Республики Карелия с целью формирования средств на ведение лесного хозяйства республики.Источниками республиканского фонда являются:
- плата за древесину на корню в размере двухкратной таксовой стоимости без рентной добавки и платы за землю;
- средства, выделяемые из общегосударственных (Российской Федерации) программ на повышение продуктивности лесов.
Размер отчислений в фонд и направление его расходования утверждаются Верховным Советом Республики Карелия.

Статья 69. Порядок использования фонда лесного хозяйства

Средства республиканского фонда лесного хозяйства расходуются на финансирование лесохозяйственных мероприятий и расширенное воспроизводство лесных ресурсов, выполняемых всеми арендаторами, владельцами лесного фонда и другими лесопользователями.
Финансирование осуществляется на договорной основе между Госкомлесом Республики Карелия, арендаторами, владельцами лесного фонда, другими лесопользователями и лесовосстановителями.

ГЛАВА 26-1

ЛЕСНЫЕ ПОДАТИ
Статья 69-1. Лесные подати
Лесные подати являются платой, взимаемой за:
- древесину, отпускаемую на корню;

- заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота; промысловую заготовку: древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и за другие виды побочных лесных пользований;
- пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование лесным фондом в туристических и спортивных целях.
В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда.

Статья 69-2. Ставки и размеры лесных податей.
Порядок и условия взимания лесных податей

Лесопользователи, за исключением арендаторов, вносят лесные подати в форме разовых и (или) регулярных платежей в течение всего срока действия предоставленного права пользования лесным фондом.
Размеры лесных податей определяются по ставкам, устанавливаемым за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом, а по отдельным видам пользования лесным фондом - по гектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда.
Порядок и условия взимания лесных податей, а также принципы определения ставок и размеров лесных податей устанавливаются Верховным Советом Республики Карелия по согласованию с районными (городскими) Советами народных депутатов.
Конкретные ставки и размеры лесных податей устанавливают районные (городские) Советы народных депутатов.
Статья 69-3. Формы внесения лесных податей
Лесные подати могут вноситься в формах:
- денежных платежей;
- в натуральной форме с предоставлением части заготовленной или иной произведенной продукции;
- выполнения работ или предоставления услуг.
Формы внесения лесных податей определяются районными (городскими) Советами народных депутатов и оговариваются в разрешительном документе.

Статья 69-4. Распределение платежей за пользование лесным
фондом

Лесные подати и арендная плаиа поступают в бюджеты районов и городов, на территориях которых осуществляется пользование лесным фондом.
Часть этих средств по решению районных (городских) Советов народных депутатов может направляться на охрану и защиту лесов.

Статья 69-5. Льготы по платежаи за пользование
лесным фондом
Районные (городские) Советы народных депутатов могут уста-
навливать льготы отдельным категориям лесопользователей, вплоть
до полного освобождения от лесных податей.

(Глава дополнительно включена Законом Республики Карелия "О внесении
изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах
Республики Карелия" от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93
г., Ведомости Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993
г., ст.550)


Р А З Д Е Л VII

Ответственность за нарушение лесного
законодательства

ГЛАВА 27

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Статья 70. Виды нарушений лесного законодательства

Купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен лесного фонда, а также самовольная переуступка права владения лесными ресурсами и осуществления лесных пользований недействительны.
Юридические и физические лица, виновные в совершении указанных сделок, а также в:
- незаконной порубке и повреждении деревьев и кустарников;
- уничтожении или повреждении леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем;
- нарушении требований правил пожарной безопасности в лесах;
- повреждении леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущем его усыхание или заболевание;
- уничтожении или повреждении лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление;
- использовании участков земель лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов и т.п. без надлежащего разрешения на использование этих участков;
- нарушении сроков возврата временно занимаемых участков лесного фонда или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;
- самовольном сенокошении и пастьбе скота в лесах и на землях лесного фонда, не покрытых лесом;
- самовольном сборе дикорастущих плодов, грибов и ягод на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам, а также с нарушением установленных сроков их сбора;
- нарушении установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины и заготовки живицы;
- уничтожении и повреждении ограничительных знаков и иной символики, а также мест отдыха и организованных стоянок в лесах;
- уничтожении лесной фауны, а также разрушении условий ее нормального существования;
- вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов;
- осуществлении лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете;
- досрочном изъятии сосновых насаждений из подсочки;
- рубке незаподсоченных насаждений, запроектированных в подсочку при лесоустройстве;
- проведении подсочки в лесах первой группы;
- несоблюдении сроков примыкания и ширины лесосек;
- рубке средневозрастных и приспевающих насаждений;
- повреждении сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда;
- засорении лесов бытовыми отходами и отбросами;
- уничтожении или повреждении лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях лесного фонда;
несут уголовную и административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Карелия и Российской Федерации.
Законодательством Республики Карелия может быть установлена ответственность и за другие нарушения лесного законодательства.

Статья 71. Ответственность за ущерб, причиненный нарушением
лесного законодательства

Лесопользователи обязаны возместить ущерб, причиненный нарушением лесного законодательства, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством Республики Карелия и Российской Федерации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору аренды, в т. ч. за изменение и расторжение договора в одностороннем порядке, виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством Республики Карелия и договором аренды.
Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются без возмещения затрат лицам, виновным в самовольном занятии участков, произведенном ими за время незаконного пользования участками, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, строений и сооружений.

(Часть дополнительно включена Законом Республики Карелия "О внесении
изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О лесах
Республики Карелия" от 01.10.93 г., введенным в действие с 20.10.93
г., Ведомости Верховного Совета Республики Карелия N 11-12, 1993
г., ст.550)

Статья 72. Изъятие незаконно добытой древесины и иной лесной
продукции

Незаконно добытая древесина и иная лесная продукция подлежат изъятию и передаче соответствующему предприятию, организации и учреждению-арендатору или владельцу лесного участка, если нарушены их права. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции взыскивается ее рыночная стоимость. При отсутствии владельца лесопродукции она переходит в собственность местных Советов.
Любая "аварийная" древесина, в том числе затонувшая или выброшенная на берег, если она свыше одного года не реализуется прежним владельцем, становится собственностью местных Советов народных депутатов, на территории которых она находится.

Статья 73. Приостановление лесопользования при нарушении поряд-
ка пользования лесами

В соответствии с настоящим Законом при нарушении лесопользователями установленного порядка пользования лесами осуществление лесопользования может быть приостановлено Госкомлесом и Госкомприродой Республики Карелия или их органами на местах по согласованию с районными (городскими) Советами народных депутатов.

Статья 74. Приостановление работ, представляющих опасность для
состояния и воспроизводства лесов

В случаях и в порядке, устанавливаемых законодательством, могут быть приостановлены проводимые предприятиями, организациями, учреждениями работы, если они представляют опасность для состояния и воспроизводства лесов в связи с невыполнением при проведении этих работ технологических, санитарных и других мероприятий, обеспечивающих охрану лесов от пожаров и устранение вредного воздействия на состояние и воспроизводство лесов.

Статья 75. Ответственность за уничтожение или повреждение за-
щитных и озеленительных древесно-кустарниковых на-
саждений, не входящих в лесной фонд

Лица, виновные в незаконном уничтожении или повреждении защитных и озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд, несут ответственность, установленную законодательством за уничтожение или повреждение особо охраняемых лесов первой группы, если законодательством не установлена более строгая ответственность за указанные действия.

Статья 76. Ответственность за невыполнение обязательных мероп-
риятий по восстановлению, улучшению состояния и при-
родного состава лесов, повышению их продуктивности,
а также по использованию ресурсов спелой древесины

За невыполнение обязательных мероприятий по восстановлению, улучшению состояния и природного состава лесов, повышению их продуктивности, а также по использованию ресурсов спелой древесины виновные в этом лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Карелия и Российской Федерации.

Первый заместитель Председателя Верховного Совета
Республики Карелия И. П. АЛЕКСАНДРОВ

Петрозаводск. 27 марта 1992 г.
N XII-12/313

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в отделе баз данных ИВЦ ПГУ


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ