Внимание! Документ недействующий.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 1995 г. N 102
О
программе развития конкуренции на
рынках Республики Карелия
В целях
реализации Государственной программы
демонополизации экономики и развития
конкуренции на рынках Российской
Федерации, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 9
марта 1994 года N 191, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу
развития конкуренции на рынках
Республики Карелия на 1995-1996 годы
(основные направления и первоочередные
меры), далее именуемую Программой
развития конкуренции.
2. Координацию действий органов
государственного управления и органов
местного самоуправления Республики
Карелия по реализации Программы
развития конкуренции осуществляет
Комиссия Республики Карелия по
конкурентной политике, образованная в
соответствии с постановлением
Председателя Правительства Республики
Карелия от 26 августа 1994 года N 213.
Председатель Правительства В.
СТЕПАНОВ
Утверждена постановлением
Председателя Правительства
Республики Карелия
от 10 февраля 1995 г. N 102
ПРОГРАММА
развития конкуренции на рынках
Республики Карелия
на 1995-1996 годы
(основные направления и первоочередные
меры)
1. Общие положения
Программа развития конкуренции
на рынках Республики Карелия (основные
направления и первоочередные меры),
далее именуемая Программой развития
конкуренции, устанавливает цели и
приоритеты демонополизации экономики и
развития конкуренции, этапы и методы
формирования и развития конкурентной
среды, задания и мероприятия по развитию
конкуренции в отдельных отраслях и
хозяйственных комплексах Республики
Карелия.
Программа развития конкуренции
учитывает положения Государственной
программы демонополизации экономики и
развития конкуренции на рынках
Российской Федерации (основные
направления и первоочередные меры),
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 9
марта 1994 года N 191.
В Программе развития конкуренции
используются следующие основные
понятия.
Товар - продукт деятельности (включая
работы, услуги), предназначенный для
обмена.
Товарный рынок - рынок по каждому товару,
работе, услуге или по каждой группе
взаимозаменяемых товаров.
Взаимозаменяемые товары - товары,
близкие по потребительским свойствам и
удовлетворяющие в основном одинаковые
потребности.
Товарные границы рынка - набор (перечень)
взаимозаменяемых товаров для
удовлетворения конкретной
потребности.
Географические границы рынка - сфера
обращения товара и его заменителей,
определяемая исходя из экономических
возможностей покупателей в приобретении
товара на соответствующих территориях и
отсутствия этих возможностей за их
пределами. Под соответствующими
территориями наряду с
национально-государственными и
административно-территориальными
образованиями понимаются также группы
населенных пунктов или иные территории,
находящиеся в пределах границ этих
образований.
Межрегиональный товарный рынок - частный
случай товарного рынка, географическими
границами которого является территория
нескольких экономических регионов
(республик, областей и т.п.) со своими
барьерами входа на рынок и выхода с
него.
Хозяйствующие субъекты - занимающиеся
деятельностью по производству,
реализации либо приобретению товаров
частные, государственные, муниципальные
или иные предприятия, акционерные
общества и иные товарищества, союзы,
ассоциации, концерны, а также иные
объединения (организации) и учреждения,
пользующиеся правами юридического лица,
граждане, занимающиеся самостоятельной
предпринимательской деятельностью.
Конкуренция - состязательность
хозяйствующих субъектов, когда их
самостоятельные действия эффективно
ограничивают возможности каждого их них
воздействовать на общие условия
обращения товаров на данном рынке и
стимулируют производство тех товаров,
которые требуются потребителю.
Доминирующее положение - исключительное
положение хозяйствующего субъекта на
рынке определенного товара, дающее ему
возможность оказывать решающее влияние
на конкуренцию, затруднять доступ на
рынок другим хозяйствующим субъектам
или иным образом ограничивать свободу их
экономической деятельности.
Доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта, доля которого
на рынке определенного товара превышает
величину, устанавливаемую ежегодно
Антимонопольным комитетом, за
исключением тех случаев, когда
хозяйствующий субъект докажет, что
несмотря на превышение предельной
величины, его положение на рынке не
является доминирующим. Не может быть
признано доминирующим положение
хозяйствующего субъекта, доля которого
на рынке определенного товара не
превышает 35 процентов.
Естественная монополия - монополия, при
которой создание конкурентной среды на
товарном рынке (в том числе путем ввоза
продукции на данный рынок) независимо от
уровня спроса невозможно или
экономически неэффективно при
существующем уровне научно-технического
прогресса.
Государственная монополия - федеральная
монополия, созданная в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
определяющим товарные границы
монопольного рынка, субъекта монополии
(монополиста), формы контроля и
регулирования его деятельности, а также
компетенцию контролирующего органа.
Временная монополия - монополия в
условиях временного отсутствия
конкуренции.
Демонополизация - снижение концентрации
производства товаров и создание
необходимых условия для развития
конкуренции на товарных рынках.
Программа развития конкуренции - целевая
комплексная программа, содержащая
обоснованный перечень и сроки
выполнения мероприятий по
демонополизации конкретных товарных
рынков, объемы необходимых финансовых и
других ресурсов с дифференциацией их по
источникам образования и потребления,
перечень органов власти и управления, а
также хозяйствующих субъектов,
ответственных за реализацию мероприятий
и программы в целом.
Конкурентный рынок - рынок, на котором
нет ни входных барьеров, ни
безвозвратных издержек.
Безвозвратные издержки - издержки,
которые осуществляются хозяйствующим
субъектом и не могут быть возвращены в
том числе в составе цены ни при каких
обстоятельствах.
Входной барьер - любые организационные,
экономические, финансовые препятствия,
которые мешают новому хозяйствующему
субъекту участвовать в конкуренции с уже
существующими хозяйствующими
субъектами на конкурентном рынке.
Экономический размер предприятия
(хозяйствующего субъекта) определяется
одним или совокупностью показателей:
годовым оборотом капитала,
производственной мощностью, объемом
производства и поставок на
рассматриваемый рынок.
Структура рынка - основные характерные
черты рынка, в число которых входят
количество и экономические размеры
хозяйствующих субъектов, степень
сопоставимости товаров одного рынка,
легкость входа на рынок (входные
барьеры), легкость выхода с рынка (потери
при прекращении деятельности на рынке),
доступность рыночной информации.
Ценовое лидерство - рыночная ситуация,
свойственная олигополии, при которой
повышение или понижение цен изучаемым
хозяйствующим субъектом поддерживается
всеми или большинством компаний на рынке
(т.е. хозяйствующий субъект действует на
рынке независимо от конкурентов).
Олигополия - рыночная структура,
состоящая из небольшого числа
хозяйствующих субъектов, при которой по
крайней мере некоторые их них
контролируют значительную долю рынка
(доминируют на рынке), а появление новых
хозяйствующих субъектов затруднено или
невозможно.
Монопсония - рыночная структура,
состоящая из одного покупателя и
хозяйствующих субъектов -
товаропроизводителей (поставщиков).
2.
Цели и задачи Программы развития
конкуренции
Целью
демонополизации экономики и развития
конкуренции на рынках Республики
Карелия является повышение
эффективности общественного
производства на основе рыночного
регулирования экономических
процессов.
Основной задачей демонополизации
экономики и развития конкуренции на
рынках Республики Карелия в 1995-1996 годах
является снижение концентрации
производства и создание необходимых
условий для развития конкуренции на
рынках Республики Карелия по
приоритетным группам товаров (работ,
услуг).
Реализация этой задачи
предусматривает:
анализ сложившихся товарных рынков
Республики Карелия, поведения на них
хозяйствующих субъектов и их
объединений;
формирование необходимых
организационно-экономических
предпосылок для эффективной конкуренции
на рынках Республики Карелия;
создание правовых и
организационно-экономических условий
для включения рыночных механизмов
оптимизации товаропотоков, формирования
цен и тарифов на социально значимые
товары и услуги;
учет структуры рынка при приватизации
хозяйствующих субъектов в целях
повышения конкурентоспособности и
эффективности их деятельности;
развитие предпринимательства.
Процесс демонополизации экономики и
развития конкуренции на рынках
Республики Карелия предусматривает учет
следующих общих требований:
направленность на решение актуальных
проблем экономики республики через
создание и развитие конкурентного
рынка;
ориентация на защиту прав и интересов
потребителей;
комплексность решения задач развития
конкуренции, приватизации и структурной
перестройки экономики;
дифференцированный подход к
мероприятиям по развитию конкуренции с
учетом особенностей товарных рынков и
сложившихся экономических условий;
взаимосвязанность решения проблем
развития конкуренции на рынках
Российской Федерации и Республики
Карелия;
учет факторов интеграции экономики
Российской Федерации и Республики
Карелия в мировую систему хозяйства,
открытости товарных рынков для
международной конкуренции в сочетании с
мерами по защите товаропроизводителей
Республики Карелия;
наблюдение и анализ изменений структур
рынков Республики Карелия;
обеспечение гласности проводимых
мероприятий по развитию конкуренции и их
результатов.
На
ближайший период определяются следующие
приоритетные направления развития на
рынках Республики Карелия:
осуществление первоочередных
мероприятий по демонополизации и
развитию конкуренции в следующих
социально-значимых для республики
хозяйственных комплексах:
производство и переработка продуктов
питания;
торговля, в том числе оптовая;
строительный хозяйственный комплекс;
энергетика и
нефтепродуктообеспечение;
осуществление государственного
контроля за ходом приватизации
государственных и муниципальных
предприятий в целях соблюдения
антимонопольных требований;
анализ наиболее значимых для Республики
Карелия межрегиональных рынков и
выявление барьеров входа на рынки и
выхода с них;
устранение экономических и
административных барьеров для
свободного перемещения товаров, услуг и
капитала на рынках Республики Карелия и
на межрегиональных рынках;
снижение финансово-экономических,
организационных и правовых барьеров для
входа на рынок новых экономических
структур;
пропаганда политики развития
конкуренции и подготовка кадров для
реализации антимонопольного
законодательства и развития конкуренции
в различных сферах экономики.
4.
Организационное, информационное и
финансовое обеспечение
Программы развития конкуренции
Выполнение первоочередных
мероприятий по демонополизации
экономики и развитию конкуренции на
рынках Республики Карелия
предусматривает создание
соответствующего организационного
механизма управления и координации этим
процессом в системе органов управления
республики.
Реализация Программы развития
конкуренции возлагается на
Правительство Республики Карелия и
Карельское территориальное управление
ГКАП России.
Координацию действий министерств,
других республиканских органов
исполнительной власти и органов
местного самоуправления Республики
Карелия по реализации Программы
развития конкуренции осуществляет
Комиссия Республики Карелия по
конкурентной политике.
Антимонопольное регулирование,
демонополизация и развитие конкуренции
на рынках Республики Карелия требуют
необходимой информации об уровне
монополизации рынков и о монопольных
действиях на них хозяйствующих
субъектов.
С этой целью в соответствии с
Государственной программой
демонополизации экономики и развития
конкуренции на рынках Российской
Федерации будет создана федеральная
информационно-справочная система
антимонопольного регулирования,
демонополизации экономики и развития
конкуренции (Приложение N 1 к
Государственной программе
демонополизации экономики и развития
конкуренции на рынках Российской
Федерации).
Подготовка и переподготовка кадров в
области развития конкуренции
предусматривает:
изучение потребности в кадрах и
разработку учебных программ по
направлениям развития конкуренции на
рынках Республики Карелия;
организацию подготовки, переподготовки
и повышения квалификации работников
органов управления республики, городов и
районов;
организацию консультативной службы по
вопросам антимонопольного
законодательства, демонополизации
экономики и развития конкуренции на базе
центров подготовки кадров;
проведение регулярных консультаций
Карельского территориального
управления ГКАП России с обществами
защиты прав потребителей, союзами
предпринимателей, промышленников,
профсоюзами и другими общественными
организациями.
Источниками финансирования мероприятий
и работ по реализации Программ развития
конкуренции являются средства бюджета
Республики Карелия, а также средства,
получаемые от приватизации
государственного и муниципального
имущества, соответствующие внебюджетные
фонды, добровольные отчисления
предприятий, организаций и учреждений.
Для стимулирования инициативного
разукрупнения хозяйствующих субъектов с
целью создания конкурирующих структур
могут использоваться налоговые льготы,
устанавливаемые в законодательном
порядке.
5.
План первоочередных мероприятий
по реализации целей и задач развития
конкуренции
на рынках Республики Карелия на 1995-1996
годы
¦ Сроки ¦
Ответственные
Содержание и направление работ ¦ испол-¦
исполнители
¦ нения ¦
+-------+
1 ¦ 2 ¦ 3
1. Анализ экономической ситуа- I-II кв.
ции в республике 1995 г.
1.1 Краткая экономическая ха- январь
Минэкономики РК
рактеристика республики 1995 г.
1.2 Определение товарных гра- март
Минэкономики РК;
ниц рынков 1995 г. Госкомстат РК;
КТУ ГКАП России
1.3 Определение географических март
Минэкономики РК;
границ товарных рынков 1995 г. Госкомстат
РК;
КТУ ГКАП России
1.4 Определение степени домини- апрель КТУ
ГКАП России;
рования хозяйствующих субъ- 1995 г.
Минэкономики РК;
ектов на соответствующих Госкомстат РК
товарных рынках
2. Разработка программ разви-
тия конкуренции на товарных
рынках Республики Карелия,
определенных в качестве при-
оритетных направлений на
1995-1996 годы
2.1 Производство и переработка март
Министерство сельс-
продуктов питания 1995 г. кого и рыбного
хозяй-
ства, продовольствия
РК;
Минэкономики РК;
Госкомстат РК;
Госкомсобственность
РК;
КТУ ГКАП России;
Органы местного само-
управления республики
2.2 Торговля (в т.ч. оптовая) март Комитет
по торговле
1995 г. РК;
Карелпотребсоюз;
Карелвнешторг; МВС РК;
Минэкономики РК;
Госкомстат РК;
КТУ ГКАП России;
Органы местного само-
управления республики
2.3 Строительный хозяйственный июнь
Госстрой РК;
комплекс 1995 г. Минэкономики РК;
Госкомстат РК;
Госкомсобственность
РК;
КТУ ГКАП России;
Органы местного само-
управления республики
2.4 Энергетика и нефтепродукто- март
Комитет по топливно-
обеспечение 1995 г. энергетическому обес-
печению и жилищно-ком-
мунальному хоз-ву РК;
Минэкономики РК;
Госкомстат РК;
Госкомсобственность
РК;
КТУ ГКАП России;
Органы местного само-
управления республики
3. Разработка программ разви- 1995-
Минэкономики РК;
тия конкуренции на товарных 1996 гг.
Госкомстат РК;
рынках временных монополий
Госкомсобственность
(в соответствии с решениями РК;
Комиссии РК по конкурентной
Министерства и ведом-
политике) ства РК;
КТУ ГКАП России;
Органы местного само-
управления республики
4. Экспертиза проектов демоно- 1995-
Комиссия РК по конку-
полизации и развития конку- 1996 гг.
рентной политике
ренции на товарных рынках
5. Разработка предложений по II кв.
Минэкономики РК;
регулированию деятельности КТУ ГКАП
России
в сфере естественных моно-
полий
6. Мониторинг товарных рынков ежеква-
Госкомстат РК;
ртально Минэкономики РК;
КТУ ГКАП России
7. Проведение мероприятий по 1995-
Госкомсобственность
разукрупнению объединений 1996 гг. РК;
хозяйствующих субъектов, Минэкономики
РК;
препятствующих развитию
заинтересованные ми-
конкуренции на товарных нистерства и
ведомс-
рынках РК (в соответствии с тва, органы
местного
решениями Комиссии РК по самоуправления,
хо-
конкурентной полититке) зяйствующие
субъекты;
КТУ ГКАП России
8. Разработка предложений и 1995- Комиссия
РК по кон-
проектов нормативных актов 1996 гг.
курентной политике;
по ликвидации или снижению Минэкономики
РК;
до обоснованного уровня ор- КТУ ГКАП
России
ганизационно-экономических,
финансовых, информационных
и др. барьеров входа на ры-
нок. Предотвращение приня-
тия нормативных актов по
созданию барьеров входа на
рынок
9. Развитие предпринимательст- 1995-
Минэкономики РК;
ва, в т.ч. создание системы 1996 гг. Минфин
РК;
приоритетов и льгот поддерж- КТУ ГКАП
России
ки предпринимательства в це-
лях развития конкуренции (в
соответствии с "Программой
поддержки малого предприни-
мательства в РК на 1994-
1995 гг.", утвержденной по-
становлением СМ РК от 25.03.
94 г. N 131)
10. Организационное и кадровое
обеспечение Программы раз-
вития конкуренции
10.1 Организационно-техническое 1995-
Минэкономики РК;
обеспечение работы Комиссии 1996 гг. КТУ
ГКАП России
Республики Карелия по кон-
курентной политике
10.2 Подготовка и использование 1995-
Министерство обра-
в сиситеме обучения и пере- 1996 гг. зования
РК;
подготовки кадров специали-
Петрозаводский уни-
зированных программ и учеб- верситет;
ных курсов по антимонополь- КТУ ГКАП
России;
ной политике и развитию Министерства и
ведом-
конкуренции ства РК
10.3 Проведение научно-позна-
вательных, информационных и 1995- Комисиия
по конкурен-
учебных программ на радио и 1996 гг. тной
политике
телевидении, подготовки се-
рии статей в периодической
печати по проблемам демоно-
полизации экономики и раз-
вития конкуренции
11. Контроль за ходом реализа- 1995- Комиссия
по конкурен-
ции Программы развития кон- 1996 гг. тной
политике
куренции
Текст сверен по:
Собрание Законодательства
Республики Карелия
N 4 1995 г.,
ст. 485