Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

от 22 июня 1995 г. N 483

О Художественно-экспертном совете по декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам и ремеслам при Председателе Правительства Республики Карелия

Постановление введено в действие с 22.06.95 г.
Утратило силу на основании постановления Председателя Правительства Республики Карелия "О признании утратившими силу некоторых актов Председателя Правительства Республики Карелия " от 28.09.2000 г., № 273, введенным в действие с 28.09.2000 г. (Рассылка)

В связи с расширением функций Художественного совета по декоративно-прикладному искусству при Председателе Правительства Республики Карелия, утвержденного распоряжением Председателя Правительства Республики Карелия от 12 апреля 1995 года N 243-р, постановляю:

1. Именовать его Художественно-экспертный совет по декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам и ремеслам при Председателе Правительства Республики Карелия.

2. Утвердить прилагаемое Положение о Художественно-экспертном совете по декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам и ремеслам при Председателе Правительства Республики Карелия.

Председатель Правительства В. СТЕПАНОВ

Утверждено постановлением
Председателя Правительства
Республики Карелия
от 22 июня 1995 года N 483

Положение
о Художественно-экспертном совете по
декоративно-прикладному искусству, художественным
промыслам и ремеслам при Председателе Правительства
Республики Карелия

1. Общие положения


1.1. Художественно-экспертный совет по декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам и ремеслам (далее Совет) образуется при Председателе Правительства Республики Карелия.

1. 2. В своей деятельности Совет руководствуется Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", постановлением Правительства Российской Федерации "О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ", указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Законом Республики Карелия "О культуре", принятыми в соответствии с ними законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Республики Карелия, а также настоящим Положением.

1. 3. Совет является коллегиальным экспертно-консультативным органом, объединяющим представителей государственных учреждений, творческих организаций, художественных промыслов, художников, искусствоведов и других специалистов, чья деятельность связана с сохранением культурного наследия, сохранением и развитием ремесленно-промысловых традиций народного искусства.

1. 4. Совет осуществляет свою работу в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления, творческими союзами, государственными, общественными и коммерческими организациями.

2. Основные задачи Совета:


2.1. Участие в разработке научно обоснованной политики в области декоративно-прикладного и народного искусства, направленной на сохранение, возрождение и развитие в регионе художественных промыслов и ремесел на основе исторически сложившихся художественно- стилевых особенностей и традиционных технологий местного народного искусства с учетом современных эстетических требований.

2.2. Содействие защите государственных и общенациональных интересов по сохранению самобытных традиций народного искусства, художественных промыслов и ремесел.

2.3. Содействие созданию условий творческого развития коллективов предприятий народных художественных промыслов и индивидуально работающих мастеров, художников, поддержка и сохранение их творческой индивидуальности, самобытности искусства, обеспечению высокого художественного уровня и технического качества изделий, расширению и обновлению ассортимента художественной продукции в соответствии со спросом населения.

2.4. Координация работы по производству и контроль за качеством художественных изделий, изготовляемых предприятиями народных художественных промыслов, индивидуально работающими мастерами и художниками, ассоциациями, кооперативами и другими организациями организационно-правовых форм и форм собственности.

2.5. Улучшение форм пропаганды народного искусства, творчества народных мастеров и художников. Оказание помощи творческим коллективам промыслов, отдельным мастерам и художникам в организации выставок, проведение творческих конкурсов и других мероприятий, направленных на развитие и повышение художественного уровня и качества изделий.

2.6. Участие в подготовке предложений по правовой и социальной защите художественных промыслов, индивидуально работающих художников и мастеров.

3. Функции Совета


В соответствии с возложенными на него задачами Совет:

3.1. Рассматривает вопросы, связанные с разработкой и реализацией целевых программ сохранения, возрождения и развития художественных промыслов и ремесел, их финансированием. Участвует в разработке предложений и осуществляет контроль за реализацией проектов создания историко-культурных охранных зон ремесленно-промысловых традиций.

3.2. Вносит предложения по формированию временных научных коллективов, проведению комплексных экспедиций по сбору этнографических материалов промыслов и ремесел в местах их традиционного бытования, формированию банка данных народных мастеров, художественных промыслов.

3.3. Рассматривает вопросы художественно-стилевой направленности развития декоративно-прикладного и народного искусства, проводит экспертизу изделий на их соответствие традициям местной национальной культуры, дает рекомендации по повышению художественного уровня и технического качества изготавливаемой продукции, вносит предложения по внедрению в производство новых, снятию с производства устаревших и восстановлению традиционных видов художественных изделий.

Примечание.
На отдельных предприятиях традиционных художественных промыслов по представлению Совета решением Председателя
Правительства Республики Карелия на базе художественных советов этих предприятий могут быть образованы секции Совета с правом утверждения художественных изделий. В состав такой секции помимо членов коллектива предприятий должны входить не менее 2-3 членов Совета, представители местного отделения Союза художников России, органов культуры, налоговой инспекции. План работы секции и отчет о ее работе рассматриваются и утверждаются на заседаниях Совета.

3.4. Принимает решения об отнесении к изделиям народных художественных промыслов продукции, производимой предприятиями различных форм собственности, а также индивидуально работающими мастерами, художниками региона, в соответствии с критериями (прилагаются).

3.5. Готовит рекомендации о целесообразности выдачи патентов на индивидуальную трудовую деятельность в сфере художественного производства.

3.6. Совместно с Госкомитетом Республики Карелия по собственности и территориальными органами управления имуществом рассматривает вопросы,связанные с приватизацией предприятий народных художественных промыслов, дает рекомендации по сохранению их специфики, художественно-стилевых особенностей, технологии производства, сложившихся форм творческой деятельности, рационального использования творческих коллективов.

3.7. Оказывает содействие в обеспечении правовой защиты предприятий народных художественных промыслов и выпускаемой ими продукции. Рассматривает предложения о введении авторских подписей, гарантирующих художественный уровень и соответствие изделий данного промысла местным художественным традициям.

3.8. Подготавливает предложения по обеспечению экономических и организационно-правовых основ, гарантирующих сохранение и стимулирующих развитие традиционных художественных промыслов и ремесел в условиях рыночной экономики.

3.9. Участвует в организации и проведении выставок работ, выпускаемых предприятиями художественных промыслов, изделий мастеров и художников, конкурсов на лучшие образцы изделий декоративно-прикладного и народного искусства.

3.10. Периодически проводит выездные заседания Совета на предприятиях, выпускающих художественные изделия. Рассматривает состояние творческой работы на предприятиях, вместе с их художественными советами анализирует качество и ассортимент выпускаемой продукции, дает рекомендации по совершенствованию творческой работы, развитию стилевой направленности изготавливаемых изделий.

3.11. Ходатайствует в установленном порядке о присвоении народным мастерам и художникам почетных званий, выдвижении на соискание государственных и других премий, награждении государственными наградами за активную и плодотворную творческую работу.

4. Порядок работы Совета


4.1. Совет работает по утвержденному им плану.

4.2. Решения Совета принимаются простым большинством голосов при обязательном присутствии на заседании не менее двух третей состава Совета и оформляются протоколом. Протокол заседания подписывается председателем и ответственным секретарем Совета.

В том случае, если автор представленных на рассмотрение образцов является членом Совета, при решении вопроса об оценке его работ он не участвует в голосовании.

4.3. Выписка из протокола выдается предприятию или индивидуально работающему мастеру не позднее 10 дней после просмотра их изделий на Совете.

4.4. Готовит проекты нормативных актов на рассмотрение Председателю Правительства Республики Карелия для принятия практических мер, связанных с сохранением и развитием народных художественных промыслов и ремесел.

5. Состав Совета


5.1. В состав Совета входят высококвалифицированные специалисты декоративно-прикладного и народного искусства (художники, ведущие мастера народных промыслов), представители местных органов культуры, Союза художников, а также искусствоведы, этнографы, работники музеев, налоговой службы, торговых организаций.

В составе Совета должно быть не менее двух третьих художников, искусствоведов, мастеров художественных промыслов и других творческих работников от общего количества членов Совета.

5.2. Состав Совета, председатель, его заместители и ответственный секретарь утверждаются Председателем Правительства Республики Карелия.

5.3. Художественно-экспертный Совет подотчетен в своей работе Председателю Правительства Республики Карелия.

Приложение к Положению
о Художественно-экспертном совете
по декоративно-прикладному искусству,
художественным промыслам и ремеслам

Критерии оценки художественного уровня и технического качества художественных изделий, выпускаемых предприятиями народных художественных промыслов и индивидуально работающими мастерами

"Критерии" являются методическими рекомендациями для членов Художественно-экспертного совета по декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам и ремеслам, в обязанности которого входит определение художественного уровня и технического качества представляемых на Совет художественных изделий.

"Критерии" должны способствовать использованию единых объективных требований к художественным изделиям, выполняемым предприятиями народных художественных промыслов, различных фирм собственности, кооперативами, ассоциациями, индивидуально работающими мастерами.


Предлагаемые показатели включают принципиальные критерии оценки художественного уровня и технического качества изделий, отвечающие художественно-стилевой традиции конкретного промысла, а также соответствующие современным эстетическим требованиям.

При оценке новых художественных изделий следует учитывать, что в процессе изготовления изделий традиционных художественных промыслов широко применяется их варьирование с использованием ручного творческого труда. В зависимости от особенностей материала, разновидности изделий их вариантное исполнение может выражаться в изменении формы изделия, приемах его декорирования, цветовом и орнаментальном решении композиции и т.д. Имея в виду эту особенность производства изделий народных художественных промыслов, Художественно-экспертный совет утверждает изделия, отвечающие традициям искусства определенного промысла без последующего утверждения вариантов изделий.

В развитие п.3.4 Положения о Совете при оценке художественного уровня и технического качества изделий НХЛ члены художественного экспертного совета руководствуются следующими показателями, содержащими критерии оценок:

1. Соответствие изделия художественно-стилевой направленности промысла - показатель, характеризующий степень выявления в изделии исторически сложившейся системы выразительных средств искусства промысла и художественно-технических приемов исполнения изделия, соответствия современным эстетическими представлениям; степень творческого вклада автора в развитие традиции; новизну художественного решения.

2. Целостность художественного решения изделия - показатель, отражающий уровень образно-эмоционального замысла в форме и декоре изделия; гармония пропорциональных отношений; взаимосвязь формы, декора и цветового решения, их подчиненность общей композиции изделия; воплощение пространственно-ритмических свойств, композиция формы и декора; органичность включения изобразительных мотивов в форму и декоративный строй изделия; соответствие формы, масштаба, декора изделия современному интерьеру (современному костюму); обоснованность цветового решения с учетом традиционных и современных эстетических представлений; композиционное равновесие пространства (фона) и плотности декора; выявление и художественная трактовка природных свойств материала.

3. Функциональная обусловленность художественного решения изделия - показатель, определяющий степень выявления в изделии его функционального назначения (декоративного, утилитарного); воплощение функциональных особенностей в декоративном и образном решении изделий; соответствие изделия современным формам использования произведений декоративно-прикладного искусства (конкретность предназначения, социальная адресованность, характер бытования в современной среде и пр.).

4. Техническое качество изделия - показатель, отражающий рациональность использования и совершенствования приемов традиционной технологии; уровень технического исполнения и отделки, соответствие формы и декора изделия применяемому материалу; сохранение в процессе изготовления изделия последовательности приемов традиционной технологии, принципиально важных для сохранения системы выразительных средств искусства данного промысла.

5. Исполнительское мастерство - показатель, характеризующий степень совершенства исполнения изделия; творческое использование традиционных художественно-технических приемов; возможность вариантного исполнения изделия.

6. Экологическая чистота и безопасность изделий - показатель, характеризующий безвредность изделий, соприкасающихся с пищевыми продуктами и телом человека. Учитывается применительно к видам изделий, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Подтверждается сертификатом безопасности товара.


Одновременно членами Художественно-экспертного совета рассматриваются упаковка и рекламно-сопроводительная документация (красочно оформленный ярлык, буклет, рекламный паспорт и т.д.), их способность передать принадлежность изделия к народным художественным промыслам.

Представленным на утверждение художественным изделиям простым голосованием даются оценки "принять с одобрением", "принять", "отклонить" .

Удельный вес художественных изделий, принятых "с одобрением", может рассматриваться в качестве синтезирующего показателя, характеризующего художественный уровень изделий и результативность художественно-творческой работы на предприятиях, а также служить основанием для премирования.




Текст документа сверен по:
"Собрание Законодательства
Республики Карелия" N 10 (13) 1995 г.
статья 1058


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в отделе баз данных ИВЦ ПГУ


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ