Министерство здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ
ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 10 марта 2009 года N 01/2916-9-32
О результатах осуществления контроля и
надзора за выполнением обязательных
требований, установленных Федеральным
законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический
регламент на молоко и молочную
продукцию"
В целях информирования территориальных
органов Роспотребнадзора о ходе
реализации полномочий по контролю и
надзору за соблюдением обязательных
требований Федерального закона от 12.06.2008
N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко
и молочную продукцию" Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
обращает внимание на следующее.
По состоянию на 25 февраля с.г. в целом по
Российской Федерации удельный вес
молокоперерабатывающих предприятий,
перешедших на упаковку нового образца,
увеличился с 10,5% и составил 31,2%. Среди
субъектов Российской Федерации
лидирующее место занимают Краснодарский
край (93,3%), Тамбовская область (80%),
Новгородская область (66,7%), Вологодская
область (72,7%), Белгородская область (79,3%),
Ставропольский край (55,0%), Омская область
(57,1%).
В то же время крайне низкий процент
предприятий, перешедших на упаковку
нового образца остается в Самарской
области (2,4%), в Ростовской области (9,3%), в
Республике Хакасия (9,1%), а
молокоперерабатывающие предприятия,
находящиеся на территориях Республик
Бурятия, Дагестан, Саха (Якутия), Северная
Осетия, Тыва, Ивановской, Пензенской
областей, Забайкальского края до
настоящего времени не перешли на
упаковку нового образца.
Немаловажным и актуальным остается при
реализации требований Технического
регламента обязательное переоформление
технической документации на молоко и
продукты его переработки, в связи с чем
территориальным органам
Роспотребнадзора необходимо продолжить
работу по согласованию документов на
безвозмездной основе по мере обращений
предприятий в приоритетном порядке.
По информации, поступивший из субъектов
Российской Федерации, удельный вес
предприятий, переоформивших техническую
документацию на продукцию в
соответствии с требованиями
Технического регламента, по состоянию на
25.02.2009 составил 41,3% предприятий.
При этом все предприятия
молокоперерабатывающей промышленности
Тюменской, Тамбовской, Новгородской,
Калининградской, Воронежской,
Белгородской областей переоформили
техническую документацию на продукцию, а
предприятия, находящиеся в
Краснодарском крае, Калужской,
Костромской, Вологодской, Кировской
областях продолжают активно работать в
этом направлении - доля предприятий в
этих субъектах Российской Федерации,
переоформивших техническую
документацию на продукцию, значительно
увеличилась с 77,8% и составила 96,7%.
В то же время в Республике Хакасия и
Забайкальском крае, Пензенской области
до настоящего времени техническая
документация на продукцию остается не
переоформленной.
Вместе
с тем, по результатам проверок
организаций, осуществляющих реализацию
молока и молочной продукции, отмечается
наметившаяся динамика увеличения доли
продукции, реализуемой в упаковке,
соответствующей требованиям
Федерального закона.
Так за анализируемый период удельный вес
продукции, реализуемой в упаковке,
соответствующей требованиям
Федерального закона, возрос с 19,5% до 38,5%
видов. Например, в Белгородской области
вся молочная продукция реализуется
исключительно в новой упаковке. Близки к
завершению, этой работы торговые
организации города Москвы, Астраханской,
Воронежской и Ленинградской областей. В
то же время менее 5% торговых организаций
реализуют молочную продукцию в
соответствующей упаковке в Республиках
Бурятия, Саха (Якутия), в Хабаровском
крае, в Самарской и Амурской областях.
Результатами мониторинга в целом по
Российской Федерации отмечается
небольшая динамика снижения доли
молочной продукции, реализуемой в
упаковке старого образца. Так, за
анализируемый период удельный вес
молочной продукции, реализуемой в
упаковке старого образца, снизился с 69,5%
и составил 57,9%. Вместе с тем, продолжают
реализовывать продукцию в упаковке
старого образца со стакерами или
вкладышами ряд предприятий в Пензенской,
Орловской, Ивановской областях, в
Карачаево-Черкесской и
Кабардино-Балкарской Республиках, в
Приморском крае. На сегодняшний день
остатки упаковки на предприятиях ряда
регионов составляют 6-14-месячный срок
реализации (Карачаево-Черкесской и
Карельской Республиках, в Алтайском
крае, в Иркутской области и т.д.).
Кроме того, Федеральной службой была
запрошена и проанализирована
документированная информация о
практической деятельности
территориальных органов
Роспотребнадзора, связанной с
выявлением действий, вводящих в
заблуждение потребителей, при
реализации молока и продуктов его
переработки.
В целом по представленной управлениями
Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации информации
структура административных
правонарушений, выявленных при контроле
(надзоре) за соответствием реализуемой
продукции требованиям Технического
регламента выглядит следующим образом:
ст.14.4
ч.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее
- КоАП РФ) - 4;
ст.14.4 ч.
2 КоАП РФ - 14;
14.5 КоАП
РФ - 2;
ст.14.7
КоАП РФ - 6;
ст.14.8
ч.1 КоАП РФ - 56;
ст.14.15
КоАП РФ - 29,
а также по ст.6.3 КоАП РФ - 5; ст.6.6 КоАП РФ -
1.
Из них в отношении юридических лиц
составлено 6 протоколов об
административном правонарушении,
возбуждено 2 дела об административном
правонарушении. Подавляющее большинство
протоколов об административных
правонарушениях составлялись в
отношении должностных лиц, а также было
составлено 6 протоколов в отношении
работников юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей.
Проанализировав представленные
документы, на основании которых
проводилось производство по делам об
административных правонарушениях, можно
сделать вывод, что территориальными
управлениями не достаточно проработаны
положения Технического регламента и
обозначенные аспекты по его применению
(см. письма от 5 декабря 2008 года N 01/14461-08-23*
и от 14 января 2009 года N 01/237-9-32), а также
имеет место неверное применение Кодекса
Российской Федерации об
административных правонарушениях (см.
методические рекомендации от 3 декабря
2008 года N 01/14303-08-32**).
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует
читать "N 01/14461-08-32". - Примечание
изготовителя базы данных.
** Вероятно, ошибка оригинала. Следует
читать "N 01/14303-8-32". - Примечание
изготовителя базы данных.
В частности по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ в одном из
четырех случаев (Управлением по
Калужской области), было возбуждено
административное расследование без
указания процессуальных действий,
направленных на выяснение всех
обстоятельств дела (экспертиза
продукции не назначена), а также без
указания признаков, которые позволили бы
судить о наличии события данного
правонарушения, в связи с чем
действительность выявления такого
нарушения можно поставить под
сомнение.
В остальных трех случаях (управлениями
по Липецкой и Ярославской областям)
вопрос о привлечении их к
административной ответственности по
части 1 статьи 14.4 КоАП РФ за продажу
продуктов переработки молока, не
соответствующих требованиям стандартов
либо техническим условиям (применяемым в
части, не противоречащей требованиям
Технического регламента и заявленным в
информации для потребителя на этикетках
и маркировке), разрешен был в контексте
выводов экспертов как "несоответствие
требованиям технического регламента"
(при этом экспертные заключения в
материалах дела отсутствовали), что
также ставит законность действий
должностных лиц под сомнение.
Управлениями Роспотребнадзора по
Красноярской, Московской, Самарской и
Ярославской областям были выявлены
нарушения требований Технического
регламента, предъявляемые к
производству и специальным
технологическим процессам производства
и (или) реализации продуктов переработки
молока, которые квалифицированы по
статьям гл.6 КоАП РФ (ст.6.3 и ст.6.6). При этом
ни одно из названных управлений не учло
методические рекомендации Федеральной
службы о возможности квалификации
данных действий по названным статьям -
при условии установления взаимосвязей
между нормами Технического регламента и
Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" (см. письмо
Федеральной службы от 03.12.2008 N 01/14303-8-32).
Привлечение к административной
ответственности по ст.14.7 КоАП РФ во всех
шести случаях выявленных нарушений
осуществлялось за обман потребителей,
выразившийся в доведении информации о
наименовании молока и продуктов его
переработки, не соответствующий
требованиям Технического регламента.
При этом ни в одном случае процедура
идентификации молочной продукции в
соответствии с правилами ст.25
Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ
"Технический регламент на молоко и
молочную продукцию" не была
произведена (экспертиза продукции не
назначалась).
Необходимо иметь в виду, что введение
потребителей в заблуждение относительно
потребительских свойств молока и
молочной продукции должно
характеризоваться нахождением в продаже
либо передачей потребителю товаров, не
соответствующих его требованиям
(связанным как с безопасностью, так и с
терминологией, упаковкой и маркировкой,
включая непосредственные требования к
информации о наименовании, составе и
потребительских свойствах этих товаров,
причем предоставляемые не только на их
упаковке, но и в сопроводительных
документах), что должно устанавливаться
в ходе проведения идентификации молока и
продуктов его переработки (см. ч.1 ст.24
Технического регламента), что в итоге ни
одним территориальным управлением не
было воспринято.
При привлечении к административной
ответственности по ст.14.5, 14.15 и ч.1 ст.14.8
КоАП РФ практических во всех случаях не
прослеживается четкой и единообразной
позиции при квалификации выявленных
нарушений, т.е. квалификация деяний,
совершенных в рассматриваемой области
правоотношений, осуществлена без учета
отграничения смежных составов
правонарушений по объективной стороне
правонарушения. Кроме того не учтена
возможность использования любого
способа доведения до потребителей
достоверной информации о молоке и
молочной продукции в целях обеспечения
реализации Технического регламента.
Между тем соответствующие разъяснения
были даны Федеральной службой в письме
от 5 декабря 2008 года N 01/14461-8-23* "О
выполнении обязательных требований,
установленных Федеральным законом от
12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на
молоко и молочную продукцию".
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует
читать "N 01/14461-08-32". - Примечание
изготовителя базы данных.
Таким образом, подводя итоги проделанной
работы территориальными управлениями
Роспотребнадзора по осуществлению
государственного контроля и надзора за
соблюдением Технического регламента на
молоко и продукты его переработки,
Федеральная служба предлагает обратить
особое внимание на необходимость более
тщательного изучения положений
Технического регламента и организации
методической проработки по его
применению.
При
пресечении фактов нарушений
законодательства Российской Федерации в
указанной сфере деятельности, а также
при применении предусмотренных
законодательством Российской Федерации
мер ограничительного характера,
должностные лица органов
Роспотребнадзора должны строго
руководствоваться принципами
законности, объективности и
обоснованности, а меры, направленные на
недопущение и (или) ликвидацию
последствий нарушений юридическими
лицами и гражданами обязательных
требований Технического регламента на
молоко и молочную продукцию должны
носить в первую очередь
предупредительный и профилактический
характер. При этом также необходимо
исходить из того, что в условиях
продолжающегося кризиса в экономике
социальнозначимая продукция не должна
исчезнуть из торговой сети, в связи с чем
важно учитывать при определении мер,
принимаемых по фактам выявленных
нарушений, соответствие указанных мер
тяжести нарушений, их потенциальной
опасности для жизни, здоровья людей, не
допуская необоснованное ограничение
прав и законных интересов граждан,
юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей.
Учитывая изложенное, а также в
дополнение к письмам Роспотребнадзора
от 28.01.2009 N 01/1077-9-32, от 03.03.2009 N 01/2581-9-32 "О
реализации Федерального закона от 12.06.2008
N 88-ФЗ" предлагаю продолжить
мониторинг за оборотом молока и молочной
продукции на соответствие требованиям
Федерального закона.
Информацию направлять по вторникам
начиная с 10 марта 2009 года два раза в месяц
до 16:00 (МСК) в виде таблицы по системе
электронного перевода отчетов на сайт
report.gsen.ru с учетом логина и пароля, а также
пояснительной записки - на бумажном
носителе и по электронной почте
(moloko@gsen.ru).
При направлении документов по
электронной почте файлы просим
именовать следующим образом:
"Субъект-молоко-ГГММДД.doc" - для
пояснительной записки в файле формата MS
Word 95-2003;
"Субъект-молоко-ГГММДД.xls" - для
приложений с таблицами в файле формата MS
Excel 95-2003,
где:
Субъект - наименование субъекта РФ в
именительном падеже (например,
Московская_область, г.Санкт-Петербург,
Ханты-Мансийский_АО);
ГГММДД - дата отчета год-месяц-число
(например, 090315 для 15 марта 2009 года).
Примеры наименования файлов:
Приморский_край-молоко-09090311.xls
Республика_Саха(Якутия)-молоко-090318.doc
Поле "тема" письма электронной
почты просим заполнять аналогичным
образом.
Руководитель
Г.Г.Онищенко
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен
по:
рассылка
Ссылается на
- О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 19 августа 2024 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- Технический регламент на молоко и молочную продукцию (с изменениями на 22 июля 2010 года) (редакция, действующая с 27 июля 2011 года) (утратил силу с 01.01.2016 на основании Федерального закона от 02.05.2015 N 126-ФЗ)
- О применении технических регламентов
- О выполнении обязательных требований, установленных Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", связанных с маркированием молока и продуктов его переработки
- Об организации контроля и надзора за выполнением обязательных требований, установленных Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", связанных с предупреждением действий, вводящих в заблуждение потребителей