Министерство здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ
ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 14 января 2009 года N 01/237-9-32
Об организации контроля и надзора за
выполнением обязательных требований,
установленных Федеральным законом от
12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на
молоко и молочную продукцию",
связанных с предупреждением действий,
вводящих в заблуждение потребителей
В целях формирования единообразия в
правоприменительной практике в деле
осуществления контроля и надзора за
соблюдением хозяйствующими субъектами
обязательных требований вступившего в
силу Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ
"Технический регламент на молоко и
молочную продукцию" (далее -
Технический регламент) в части
предупреждения действий, вводящих в
заблуждение потребителей, Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
обращает внимание на следующее.
В соответствии со статьей 28 Технического
регламента государственный контроль
(надзор) за соблюдением установленных им
требований на молоко и молочную
продукцию, а также в отношении процессов
производства, хранения, перевозки,
реализации и утилизации молока и
продуктов его переработки,
предназначенных для употребления в пищу
(на стадии приемки, ввода в эксплуатацию
объектов производства, периодической
проверки выполнения изготовителем
(продавцом, лицом, выполняющим функции
иностранного изготовителя) требований
Технического регламента и программы
мероприятий по предотвращению
причинения вреда), осуществляется
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору в сфере обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защиты прав
потребителей, каковым является
Роспотребнадзор.
Целью принятия настоящего Технического
регламента согласно его статье 3
являются защита жизни и здоровья
граждан, предупреждение действий,
вводящих в заблуждение потребителей, и
обеспечение достоверности информации о
наименовании, составе и потребительских
свойствах молока и молочной продукции.
Вместе с тем, однозначно трактуемого
определения понятия "действий,
вводящих в заблуждение потребителей"
в Техническом регламенте, как и в иных
действующих нормативных правовых актах,
относящихся к установленной сфере
деятельности Роспотребнадзора, в
настоящее время не сформулировано.
В этой связи, следуя диспозитивным
нормам, определенным в Техническом
регламенте, возможность квалификации
соответствующих действий хозяйствующих
субъектов, реализующих молоко и продукты
его переработки, как вводящих в
заблуждение потребителя, допустима, в
частности, в следующих случаях:
если в наименованиях продуктов, не
являющихся молоком или молочными
продуктами либо молочными составными
продуктами (см. часть 2 статьи 2 и статью 4
Технического регламента), в том числе в
словах, входящих в состав этих
наименований (в том числе в их различных
сочетаниях), при маркировании
(этикетировании) используются понятия,
установленные Техническим
регламентом;
если в
наименованиях продуктов, отнесенных к
объектам технического регулирования в
соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2
Технического регламента, используются
понятия, установленные статьей 4
Технического регламента, не
соответствующие установленным
идентификационным показателям.
Согласно статье 14.7 "Обман
потребителей" КоАП РФ устанавливается
административная ответственность за
совершение противоправных виновных
действий, в том числе, выражающихся во
введении "в заблуждение относительно
потребительских свойств, качества
товара... в организациях, осуществляющих
реализацию товаров... населению, а равно
гражданами, зарегистрированными в
качестве индивидуальных
предпринимателей в сфере
торговли...".
По императивному правилу, закрепленному
в пункте 5 статьи 4 Закона Российской
Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав
потребителей" (далее - Закон РФ "О
защите прав потребителей"), "если
законами или в установленном ими порядке
предусмотрены обязательные требования к
товару..., продавец... обязан передать
потребителю товар..., соответствующий
этим требованиям". Причем, учитывая,
что договор розничной купли-продажи
является публичным договором (см. статьи
426, 492 Гражданского кодекса Российской
Федерации, далее - ГК РФ), продавец должен
обеспечить исполнение названных
обязательств в отношении каждого, кто к
нему обратится.
В этой связи, в контексте
рассматриваемого Технического
регламента, введение потребителей в
заблуждение относительно
потребительских свойств молока и
молочной продукции будет
характеризоваться нахождением в продаже
либо передачей потребителю товаров, не
соответствующих его требованиям,
связанным как с безопасностью, так и с
терминологией, упаковкой и маркировкой,
включая непосредственные требования к
информации о наименовании, составе и
потребительских свойствах этих товаров,
причем предоставляемые не только на их
упаковке, но и в сопроводительных
документах (см. пункты 2 и 5 статьи 1
Технического регламента).
В качестве же "иного обмана
потребителей" (статья 14.7 КоАП РФ) в
данном случае могут фигурировать факты
реализации фальсифицированных
продуктов, понятие которых раскрывается
в статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N
29-ФЗ "О качестве и безопасности
пищевых продуктов" (с изменениями,
внесенными Федеральным законом от 12.06.2008
N 88-ФЗ, далее - ФЗ "О качестве и
безопасности пищевых продуктов"),
признающей таковыми пищевые продукты,
умышленно измененные (поддельные) и (или)
имеющие скрытые свойства и качество,
информация о которых является заведомо
неполной или недостоверной.
В соответствии со статьей 5 ФЗ "О
качестве и безопасности пищевых
продуктов", статьей 10 Закона РФ "О
защите прав потребителей"
изготовитель (продавец) обязан
своевременно довести до сведения
потребителя необходимую и достоверную
информацию о качестве и безопасности
пищевых продуктов, соблюдении
требований нормативных документов при
изготовлении и обороте пищевых
продуктов, обеспечивающую возможность
их правильного выбора.
Кроме
того, исходя из установленного статьей 8
Закона РФ "О защите прав
потребителей" объективного права
потребителя на получение необходимой и
достоверной информации о товаре,
очевидно, что действия, выразившиеся в
предоставлении потребителям неполной
или недостоверной информации о
продукции, относящейся к объектам
технического регулирования по
рассматриваемому Техническому
регламенту, образуют состав
административного правонарушения,
предусматривающего административную
ответственность по части 1 статьи 14.8 КоАП
РФ. Причем в данном случае предметом
соответствующей оценки со стороны
должностного лица, уполномоченного на
составление протокола об
административном правонарушении, должна
служить как таковая непосредственная
информация о товаре, тогда как при
выявлении виновных действий,
направленных на введение потребителя в
заблуждение, оцениваться будет сам
товар.
Оценка полноты информации, приведенной
на упаковке молока и продуктов его
переработки, должна производиться на
основе положений статей 36, 37
Технического регламента. При этом
достоверность представленной
информации должна подтверждаться
результатами экспертизы
сопроводительных документов и
установлением соответствия информации,
содержащейся на этикетках, результатам
идентификации молока и продуктов его
переработки.
По смыслу статьи 1 ФЗ "О качестве и
безопасности пищевых продуктов"
(применительно к понятию идентификации
пищевых продуктов") и статьи 24
Технического регламента идентификация
молока и продуктов его переработки
включает в себя:
1)
отнесение молока и продуктов его
переработки к сфере применения
Технического регламента;
2)
установление соответствия молока и
продуктов его переработки, в том числе их
наименований и идентификационных
показателей, требованиям Технического
регламента;
3)
установление соответствия молока и
продуктов его переработки сведениям,
содержащимся в информации для
потребителей, декларации о соответствии
или сертификате соответствия,
предоставленных изготовителем или
продавцом.
В случае если информация о молоке
(продуктах его переработки),
содержащаяся в сопроводительных
документах и на этикетках, не
соответствует наименованиям и (или)
показателям идентификации, а также в
случае недостоверности и
недостаточности представленной
информации по сравнению с требованиями
Технического регламента (см. статью 25),
необходимо возбудить дело об
административном правонарушении в
области законодательства о защите прав
потребителей и провести
административное расследование (см.
статьи 28.1 и 28.7 КоАП РФ), в ходе которого
надлежит осуществить процессуальные
действия, установленные Кодексом
Российской Федерации об
административных правонарушениях, к
числу которых, в частности, относятся:
истребование сведений (статья 26.10),
направление поручений и запросов (статья
26.9), взятие проб и образцов продукции
(статья 26.5), назначение экспертизы
(статья 26.4). При этом правовым основанием
для реализации соответствующих функций
по контролю и надзору для должностных
лиц территориальных органов
Роспотребнадзора будут служить
взаимосвязанные положения пункта 2 части
2 статьи 25 Технического регламента и
пункта 5.18 Положения о Федеральной службе
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 30
июня 2004 года N 322.
В
случае проведения в рамках производства
по делу об административном
правонарушении экспертизы для целей
идентификации соответствующего
продукта в определении о назначении
экспертизы перед экспертом должны быть
поставлены вопросы с учетом требований,
сформулированных в части 8 статьи 25
Технического регламента, а при решении
вопроса о проведении исследований
(испытания) молока и продуктов его
переработки по основаниям, указанным в
части 7 статьи 25 Технического регламента,
применяются показатели идентификации,
предусмотренные в статье 26 Технического
регламента. Причем, как при
идентификации молока и продуктов его
переработки, осуществляемой на
основании результатов полученных
органолептических, физико-химических и
микробиологических показателей, так и на
основании представленных эксперту
сопроводительных документов к
исследуемому продукту, необходимо
четкое определение не только
последовательности соответствующих
действий в целом, но и объемов проводимых
исследований в частности.
В конечном итоге надлежащим
доказательством по делу об
административном правонарушении по
статье 14.7 КоАП РФ будет являться
заключение эксперта, содержащее выводы о
результатах идентификации молока и
продуктов его переработки,
подтверждающее несоответствие
заявленной информации о товаре тем
существенным характеристикам продукции,
которые определены в Техническом
регламенте.
Поскольку объектом административных
правонарушений, ответственность за
которые установлена главой 14 Особенной
части КоАП РФ, являются правоотношения в
области осуществления
предпринимательской деятельности в
целом, изначально необходимо иметь в
виду ее определение, сформулированное в
пункте 1 статьи 2 ГК РФ, согласно которому
предпринимательской деятельностью
является самостоятельная,
осуществляемая на свой риск
деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от
пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг
лицами, зарегистрированными в этом
качестве в установленном законом
порядке.
Однако как таковые области
предпринимательской деятельности, в
которых могут быть совершены данные
правонарушения, Кодексом Российской
Федерации об административных
правонарушениях не определены (если иное
явственно не следует из содержания
соответствующей конкретной нормы КоАП
РФ). В этой связи, учитывая положения
статьи 43 Закона РФ "О защите прав
потребителей", а также положения
статей 8, 10, 12, 13 Закона РФ "О защите прав
потребителей", в которых установлено,
что обязанной стороной по отношению к
потребителю выступают в равной степени и
продавцы и изготовители товаров,
субъектами административной
ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП
РФ могут являться как продавец, так и
изготовитель молока и продуктов его
переработки, в то время как по статье 14.7
КоАП РФ (с учетом ее буквального
содержания) состав административного
правонарушения определяют виновные
действия соответствующих лиц только в
сфере розничной торговли.
Кроме
того, в контексте вышеизложенного
необходимо иметь в виду, что при
доказывании наличия вины изготовителя в
части введения в заблуждение
потребителей и нарушения их прав на
получение необходимой и достоверной
информации о товаре следует
устанавливать конечную цель
использования произведенного молока и
продуктов его переработки - поставку
произведенной продукции в розничную
торговую сеть для продажи потребителю.
В то же время привлечение продавца
(изготовителя) молока или продукта его
переработки к административной
ответственности не исключает их
соответствующую гражданско-правовую
ответственность за противоправные
действия, связанные с нарушением
требований Технического регламента. В
этой связи правовой основой для исковых
требований в защиту прав потребителей
при совершении продавцом действий,
вводящих потребителей в заблуждение, или
свидетельствующих о предоставлении им
недостоверной информации о
наименовании, составе и потребительских
свойствах молока и молочной продукции,
могут служить соответствующие положения
ГК РФ о признании сделок
недействительными (см. статьи 178 и 179 ГК
РФ).
В соответствии со статьями 41, 42
Технического регламента
ответственность за нарушение его
требований, а также возмещение вреда в
связи с их невыполнением, причиненного
жизни или здоровью граждан, возлагается
на изготовителя, продавца либо лицо,
выполняющее функции иностранного
изготовителя на основании договора с ним
в части обеспечения соответствия
поставляемой продукции требованиям
Технического регламента, в порядке,
предусмотренном законодательством
Российской Федерации.
В целом же при осуществлении в форме
государственного контроля (надзора)
оценки соответствия молока и продуктов
его переработки, а также процессов их
производства, обязательным требованиям,
установленным Техническим регламентом
(см. части 2, 3 статьи 27 и пункты 2 и 3 статьи
28 Технического регламента), необходимо
(как уже отмечалось выше) исходить из
того, что в настоящий момент КоАП РФ не
предусматривает в принципе специальную
административную ответственность за
нарушения либо несоблюдение
установленных техническими
регламентами обязательных требований в
отношении товаров потребительского
назначения и связанных с их
производством и оборотом иных объектов
технического регулирования.
В этой связи (вплоть до внесения в КоАП РФ
необходимых изменений) вопрос
привлечения виновных лиц к
административной ответственности
следует разрешать путем применения тех
составов административных
правонарушений, предусмотренных в
Особенной части КоАП РФ, которые
отнесены к полномочиям должностных лиц
территориальных органов
Роспотребнадзора (см. приказ
Роспотребнадзора от 01.06.2005 N 421) и по
которым возможно квалифицировать
соответствующие виновные
противоправные действия должностных и
юридических лиц.
Так,
одним из требований к порядку реализации
продуктов переработки молока,
установленных статьей 17 Технического
регламента, является положение (часть 2
статьи 17), императивно возлагающее на
продавца обязанность иметь копии
документов, подтверждающих соответствие
этих продуктов требованиям данного
Технического регламента, каковыми
являются декларация о соответствии (см.
статью 31 Технического регламента) либо
сертификат соответствия (см. статью 32
Технического регламента). При этом
добровольное подтверждение
соответствия молока и продуктов его
переработки, осуществляемое заявителем
по собственной инициативе в форме
добровольной сертификации (часть 4
статьи 29 Технического регламента), не
может заменять проведение обязательного
подтверждения соответствия молока и
продуктов его переработки требованиям
Технического регламента (часть 6 статьи 29
Технического регламента).
Поскольку "продажа товаров... без
сертификата соответствия (декларации о
соответствии), удостоверяющего
(удостоверяющей) безопасность таких
товаров... для жизни и здоровья людей"
определяет состав административного
правонарушения по части 2 статьи 14.4 КоАП
РФ, выявление фактов нахождения в
розничной торговле продуктов
переработки молока без вышеназванных
документов должно являться основанием
для возбуждения в отношении виновного
лица дела об административном
правонарушении по данной норме КоАП РФ.
Кроме того, отсутствие указанных
документов и как следствие -
невозможность обеспечить исполнение
обязанностей, возлагаемых на продавца
положениями части 3 статьи 17
Технического регламента, будет
приводить к нарушению с его стороны
соответствующих требований Правил
продажи отдельных видов товаров,
утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от
19.01.95 N 55 (далее - Правила продажи),
предусмотренных, в частности, в его
пункте 12. Также является очевидным, что
неисполнение продавцом иных
обязательных требований из числа
предусмотренных статьей 17 Технического
регламента в их причинно-следственной
связи с соответствующими требованиями
Правил продажи будет образовывать
состав административного
правонарушения, ответственность за
которое предусмотрена статьей 14.15 КоАП
РФ.
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует
читать "от 19.01.98". - Примечание
изготовителя базы данных.
Помимо этого, как во взаимосвязи, так и
безотносительно к Правилам продажи, под
виновные действия, влекущие привлечение
к административной ответственности по
статье 14.15 КоАП РФ, могут подпадать
выявленные случаи несоблюдения
продавцом и иных обязательных
требований Технического регламента,
установленных, в частности, его статьями
35 и 36. При этом для квалификации
правонарушения по статье 14.15 КоАП РФ
помимо прочего может использоваться
пункт 5 Правил продажи в части,
устанавливающей необходимость
соблюдения продавцом при реализации
товаров, включая молоко и продукты его
переработки, обязательных требований,
установленных, в том числе, в "других
нормативных документах" (т.е. в данном
случае - в Техническом регламенте).
В
случае же выявления при продаже
продуктов переработки молока фактов
несоответствия продукции требованиям
стандартов либо техническим условиям,
применяемым в части, не противоречащей
требованиям Технического регламента, и
заявленным в информации для потребителя
на этикетках и маркировке, в отношении
виновных лиц следует рассматривать
вопрос о привлечении их к
административной ответственности по
части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Обращаем Ваше внимание, что положения,
изложенные в настоящем письме и
отражающие позицию Роспотребнадзора по
вопросам, связанным с реализацией
функций по контролю и надзору за
соблюдением обязательных требований
Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ
"Технический регламент на молоко и
молочную продукцию" (в части
предупреждения действий, вводящих в
заблуждение потребителей), даны в
причинно-следственной связи
соответствующих положений этого
Технического регламента с ныне
действующими нормами КоАП РФ и иных
законодательных актов, т.е. исходя из
состояния нормативной правовой базы в
настоящее время.
По мере начала формирования
правоприменительной практики в сфере
технического регулирования и в связи с
предстоящими изменениями в
законодательном регулировании
организации деятельности по контролю и
надзору в целом (связанными, в частности,
с принятием Федерального закона от 26.12.2008
N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля"), указанная позиция будет
уточняться и дополняться.
Особое внимание обращаем на то, что при
применении рекомендаций данного письма
следует учитывать положения письма
Роспотребнадзора от 05.12.2008 N 01/14461-08-32 "О
выполнении обязательных требований,
установленных Федеральным законом от
12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на
молоко и молочную продукцию",
связанных с маркированием молока и
продуктов его переработки".
При этом положения обоих писем впредь до
особого распоряжения в полном объеме
сохраняют свою актуальность, в том числе,
применительно к Федеральному закону от
24.06.2008 N 90-ФЗ "Технический регламент на
масложировую продукцию".
В целях своевременного повышения
эффективности методического
обеспечения соответствующей
деятельности территориальных органов
Роспотребнадзора на основе анализа
складывающейся правоприменительной
практики и ее дальнейшей оптимизации
прошу в срок до 1
февраля 2009 года представить первую
документированную информацию о
практической деятельности, связанной с
выявлением соответствующих нарушений в
сфере технического регулирования.
Копии соответствующих процессуальных
документов по
возбужденным/рассмотренным делам об
административных правонарушениях
следует направлять по электронной почте
на e-mail: Andriyashina_NV@gsen.ru с одновременным их
направлением посредством почтовой
связи.
Руководитель
Г.Г.Онищенко
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен
по:
рассылка
Ссылается на
- О защите прав потребителей (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (статьи 454 - 1109) (с изменениями на 24 июля 2023 года) (редакция, действующая с 12 сентября 2023 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (с изменениями на 28 февраля 2024 года)
- Технический регламент на молоко и молочную продукцию (с изменениями на 22 июля 2010 года) (редакция, действующая с 27 июля 2011 года) (утратил силу с 01.01.2016 на основании Федерального закона от 02.05.2015 N 126-ФЗ)
- Технический регламент на масложировую продукцию (утратил силу с 30.06.2015 на основании Федерального закона от 29.06.2015 N 165-ФЗ)
- О выполнении обязательных требований, установленных Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", связанных с маркированием молока и продуктов его переработки
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О результатах осуществления контроля и надзора за выполнением обязательных требований, установленных Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"
- О направлении Рекомендаций по применению технических регламентов
- О реализации Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (фактически утратило силу)