ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И
ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 30 июля 2021 года N ПГ/21145-6-1
Об основаниях для отстранения работников, не привитых от COVID-19
Вопрос: На каком
законном основании отстранять
работников, не привитых от СOVID-19?
Ответ:
Федеральная служба по труду и
занятости, рассмотрев обращение,
поступившее из Министерства труда и
социальной защиты Российской Федераци, в
пределах компетенции сообщает.
Согласно статье 35 Федерального
закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" (далее -
Федеральный закон N 52-ФЗ)
профилактические прививки проводятся
гражданам в соответствии с
законодательством Российской Федерации
для предупреждения возникновения и
распространения инфекционных
заболеваний.
Правовые основы государственной
политики в области иммунопрофилактики
инфекционных болезней, осуществляемой в
целях охраны здоровья и обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения Российской
Федерации, установлены Федеральным
законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об
иммунопрофилактике инфекционных
болезней" (далее - Федеральный закон N
157-ФЗ).
Профилактическая прививка
против новой коронавирусной инфекции
(далее - СOVIО-19) внесена в календарь
профилактических прививок по
эпидемическим показаниям (приказ
Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N
1307н).
Решение о проведении
профилактических прививок по
эпидемическим показаниям (в виде
мотивированных постановлений о
проведении профилактических прививок
гражданам или отдельным группам граждан)
(далее - постановления) принимают Главный
государственный санитарный врач
Российской Федерации, главные
государственные санитарные врачи
субъектов Российской Федерации при
угрозе возникновения и распространения
инфекционных заболеваний,
представляющих опасность для окружающих
(подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального
закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10
Федерального закона N 157-ФЗ).
В
постановлениях главных государственных
санитарных врачей субъектов Российской
Федерации определены категории (группы)
граждан так называемых "групп
риска", которые по роду своей
профессиональной деятельности
сталкиваются с большим количеством
людей и должны пройти вакцинацию. При
вынесении подобных постановлений
граждане, подлежащие вакцинации, вправе
отказаться от прививок, но в этом случае
они должны быть отстранены от
выполняемых работ на период
эпидемиологического неблагополучия.
В
данных постановлениях также указано, что
вакцинация не распространяется на лиц,
имеющих противопоказания к
профилактической прививке против СOVID-19.
Противопоказания должны быть
подтверждены медицинским заключением.
Граждане, юридические лица,
индивидуальные предприниматели обязаны
выполнять требования санитарного
законодательства, а также постановлений,
предписаний должностных лиц,
осуществляющих федеральный
государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
(статьи 10, 11 Федерального закона N 52-ФЗ).
Вакцинация позволяет снизить
риски не только для конкретного
привитого работника, но и прервать
цепочку распространения заболевания и
стабилизировать эпидпроцесс, если
прививки получило требуемое для
достижения коллективного иммунитета
количество граждан.
Для
контроля за эпидемическим процессом и
стабилизации ситуации по заболеваемости
СOVID-19 необходимо обеспечить уровень
коллективного иммунитета не менее 80% от
списочного состава коллектива, с учетом
лиц, переболевших СOVID-19 и
вакцинированных (не более 6 месяцев
назад), непривитые, имеющие медицинские
противопоказания, и прочие должны
составлять не более 20% от списочного
состава работающих.
К
прочим в том числе могут относиться
работники;
направленные организацией на
обучение с отрывом от работы (на весь
период действия постановления),
получающие стипендию за счет средств
организации;
на весь
период действия постановления
находящиеся в простоях, а также в
неоплаченных отпусках по инициативе
работодателя;
находящиеся в отпусках по
беременности и родам, в отпусках в связи
с усыновлением ребенка со дня рождения
усыновленного ребенка, а также в отпуске
по уходу за ребенком;
обучающиеся в образовательных
организациях и находящиеся в
дополнительном отпуске без сохранения
заработной платы, а также работники,
поступающие в образовательные
организации, находящиеся в отпуске без
сохранения заработной платы для сдачи
вступительных экзаменов в соответствии
с законодательством Российской
Федерации;
не
явившиеся на работу по болезни (в течение
всего периода болезни до возвращения на
работу в соответствии с листками
нетрудоспособности или до выбытия по
инвалидности);
находящиеся в длительных
служебных командировках за границей.
Принимаемые Российской
Федерацией профилактические и
противоэпидемические меры в рамках
предотвращения распространения COVID-19
вызваны особыми обстоятельствами, носят
временный характер и направлены
исключительно во благо сохранения
здоровья граждан.
В
соответствии с абзацем восьмым части
первой статьи 76 Трудового кодекса
Российской Федерации, пунктом 2 статьи 5
Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N
157 "Об иммунопрофилактике
инфекционных болезней" в случае
отсутствия у работодателя
документального подтверждения
прохождения работником вакцинации к
установленному сроку работодателю
необходимо издать приказ об отстранении
работника без сохранения заработной
платы в случае отказа работника пройти
вакцинацию без уважительной причины (при
отсутствии сведений о противопоказаниях
к вакцинации).
Начальник
Правового управления
Б.С.Гудко
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
Вестник образования России,
N 17, 2021 год
Ссылается на