ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 октября 2021 года N 130-рп
О прогнозе социально-экономического
развития Омской области на 2022 год и на
период до 2024 года
В соответствии со статьей 10 Закона
Омской области "О Правительстве
Омской области":
Одобрить прогноз
социально-экономического развития
Омской области на 2022 год и на период до 2024
года согласно приложению к настоящему
распоряжению.
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
А.Л.Бурков
Приложение
к распоряжению Правительства Омской
области
от 27 октября 2021 г. N 130-рп
ПРОГНОЗ социально-экономического
развития Омской области на 2022 год и на
период до 2024 года (далее - прогноз)
Раздел 1. Основные показатели прогноза
Наименование показателя |
Единица измерения |
Отчет |
Оценка |
Прогноз | |||||
|
|
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год | |||
|
|
|
|
1-й вариант |
2-й вариант |
1-й вариант |
2-й вариант |
1-й вариант |
2-й вариант |
Валовой региональный продукт <1> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в ценах соответствующих лет <2> |
млрд. рублей |
774,7 |
844,5 |
871,6 |
888,0 |
919,3 |
947,9 |
976,9 |
1017,4 |
в сопоставимых ценах <2> |
в процентах к предыдущему году |
99,6 |
101,4 |
101,0 |
102,3 |
101,9 |
102,7 |
102,3 |
103,0 |
Индекс промышленного производства |
в процентах к предыдущему году |
100,5 |
102,7 |
100,8 |
102,0 |
102,1 |
102,7 |
102,2 |
102,9 |
Добыча полезных ископаемых |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами |
млн. рублей |
2061,4 |
3470,0 |
3218,0 |
3498,0 |
3197,3 |
3656,3 |
3236,3 |
3819,5 |
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
78,2 |
97,0 |
92,0 |
101,5 |
96,0 |
101,8 |
98,0 |
101,4 |
Обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами |
млн. рублей |
864656,0 |
1103852,4 |
1115632,8 |
1135611,8 |
1178399,7 |
1204079,9 |
1245289,4 |
1283731,5 |
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
100,8 |
102,6 |
100,9 |
102,0 |
102,3 |
102,8 |
102,4 |
103,0 |
Производство пищевых продуктов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
100,4 |
100,4 |
100,3 |
101,0 |
100,2 |
101,0 |
100,4 |
101,5 |
Производство напитков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
102,7 |
101,6 |
101,0 |
103,4 |
101,0 |
101,7 |
101,5 |
103,6 |
Производство текстильных изделий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
112,9 |
97,0 |
102,2 |
104,5 |
102,9 |
104,0 |
103,1 |
103,9 |
Производство одежды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
99,5 |
98,0 |
100,5 |
102,2 |
103,0 |
104,4 |
104,0 |
106,0 |
Производство кожи и изделий из кожи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
102,6 |
90,0 |
102,0 |
102,2 |
102,4 |
102,6 |
102,8 |
103,1 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
58,5 |
95,0 |
101,2 |
103,3 |
103,9 |
105,5 |
106,0 |
110,0 |
Производство бумаги и бумажных изделий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
93,8 |
90,0 |
102,5 |
102,8 |
103,0 |
103,8 |
104,2 |
104,8 |
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
126,3 |
60,0 |
100,1 |
100,8 |
100,4 |
101,2 |
101,0 |
101,8 |
Производство кокса и нефтепродуктов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
97,6 |
101,8 |
100,5 |
101,5 |
101,9 |
102,0 |
101,9 |
102,0 |
Производство химических веществ и химических продуктов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
102,2 |
107,0 |
101,0 |
103,0 |
105,8 |
107,0 |
106,2 |
108,0 |
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
107,4 |
90,0 |
103,2 |
107,0 |
109,0 |
109,8 |
109,6 |
112,0 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
94,8 |
108,0 |
100,5 |
102,7 |
104,4 |
104,9 |
105,0 |
105,5 |
Производство прочей неметаллической минеральной продукции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
108,8 |
103,0 |
103,0 |
105,0 |
103,0 |
109,0 |
103,5 |
109,5 |
Производство металлургическое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
91,4 |
110,0 |
100,7 |
101,2 |
100,9 |
101,7 |
101,2 |
102,5 |
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
117,7 |
101,5 |
102,2 |
102,8 |
102,4 |
103,0 |
102,8 |
103,4 |
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
112,8 |
116,0 |
104,5 |
105,3 |
104,9 |
105,8 |
105,2 |
106,0 |
Производство электрического оборудования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
146,2 |
70,0 |
101,8 |
102,4 |
102,2 |
110,0 |
102,6 |
111,0 |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
129,3 |
108,0 |
101,6 |
103,1 |
102,3 |
103,5 |
102,0 |
103,5 |
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
76,7 |
91,2 |
95,8 |
100,5 |
106,0 |
107,0 |
106,7 |
107,4 |
Производство прочих транспортных средств и оборудования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
96,3 |
102,0 |
102,6 |
103,1 |
103,0 |
103,4 |
103,9 |
104,1 |
Производство мебели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
108,5 |
101,8 |
101,4 |
103,0 |
102,8 |
103,5 |
103,6 |
104,2 |
Производство прочих готовых изделий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
175,7 |
105,8 |
101,7 |
101,9 |
102,8 |
103,3 |
103,4 |
104,4 |
Ремонт и монтаж оборудования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
123,7 |
94,0 |
102,7 |
103,8 |
104,0 |
107,0 |
104,0 |
110,0 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами |
млн. рублей |
53173,6 |
57895,5 |
60097,7 |
60512,4 |
62564,1 |
63184,6 |
65131,7 |
65909,2 |
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
94,2 |
105,3 |
100,1 |
100,5 |
100,1 |
100,4 |
100,1 |
100,3 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами |
млн. рублей |
13716,1 |
15683,7 |
16392,6 |
17620,6 |
17133,5 |
19241,7 |
17908,0 |
21212,1 |
индекс производства |
в процентах к предыдущему году |
115,0 |
105,0 |
100,5 |
105,0 |
100,5 |
105,0 |
100,5 |
106,0 |
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
101067,0 |
104627,5 |
109580,7 |
113490,5 |
117156,2 |
121337,2 |
127081,6 |
132123,1 |
в сопоставимых ценах |
в процентах к предыдущему году |
100,2 |
100,0 |
100,9 |
104,5 |
102,9 |
103,0 |
104,0 |
104,4 |
Инвестиции в основной капитал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
210476,6 |
226557,0 |
241285,0 |
248103,9 |
258715,5 |
271973,5 |
277938,5 |
298994,6 |
в сопоставимых ценах |
в процентах к предыдущему году |
113,6 |
103,5 |
102,8 |
105,4 |
103,1 |
104,8 |
103,1 |
104,9 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв.м общей площади |
541,2 |
577,0 |
455,2 |
569,0 |
496,0 |
620,0 |
519,2 |
649,0 |
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению |
декабрь в процентах к декабрю предыдущего года |
104,9 |
106,3 |
104,1 |
103,8 |
104,0 |
103,8 |
104,0 |
103,8 |
Оборот розничной торговли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
355778,5 |
383391,2 |
402745,2 |
408320,8 |
423108,3 |
439496,1 |
445385,4 |
474843,9 |
в сопоставимых ценах |
в процентах к предыдущему году |
96,3 |
100,9 |
101,3 |
103,2 |
101,7 |
104,5 |
102,1 |
105,1 |
Объем платных услуг населению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
95901,1 |
109898,1 |
116353,6 |
118743,5 |
123192,5 |
128415,9 |
130436,8 |
139004,8 |
в сопоставимых ценах |
в процентах к предыдущему году |
88,0 |
110,4 |
101,9 |
104,8 |
102,1 |
105,2 |
102,3 |
105,4 |
Прибыль (убыток) организаций <3> |
млн. рублей |
60984,2 |
73181,0 |
77078,8 |
79258,7 |
81839,6 |
86555,7 |
87562,0 |
95012,7 |
Прибыль прибыльных организаций <3> |
млн. рублей |
83310,5 |
97056,7 |
101909,6 |
103850,7 |
107514,6 |
111639,5 |
113750,4 |
120347,4 |
Экспорт товаров <4> |
млн. долларов США |
762,7 |
958,3 |
993,7 |
1016,0 |
1033,5 |
1079,6 |
1078,2 |
1163,7 |
Импорт товаров <4> |
млн. долларов США |
451,2 |
460,2 |
494,3 |
494,7 |
522,9 |
523,9 |
550,1 |
552,2 |
Фонд начисленной заработной платы работников <5> |
млн. рублей |
229751,7 |
239200,0 |
249000,0 |
253500,0 |
259400,0 |
268700,0 |
270500,0 |
285000,0 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата <5> |
рублей |
37827,6 |
40100,0 |
42000,0 |
42700,0 |
44000,0 |
45500,0 |
46200,0 |
48500,0 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
рублей |
31338,0 |
32600,0 |
33500,0 |
34200,0 |
34600,0 |
36000,0 |
35800,0 |
38000,0 |
Среднедушевые денежные доходы населения |
рублей в месяц |
27262,0 |
28300,0 |
29400,0 |
29700,0 |
30480,0 |
31200,0 |
31830,0 |
32900,0 |
Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения |
рублей в месяц |
10325,0 |
10635,0 |
10954,0 |
10954,0 |
11360,0 |
11424,0 |
12135,0 |
12248,0 |
Численность рабочей силы |
тыс. человек |
1021,2 |
1012,4 |
1001,0 |
1012,7 |
1001,0 |
1017,1 |
1005,0 |
1020,0 |
Уровень зарегистрированной безработицы (среднегодовой) |
в процентах от численности экономически активного населения |
3,6 |
2,5 |
1,8 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
1,4 |
Численность населения (среднегодовая) |
тыс. человек |
1915,2 |
1892,6 |
1871,6 |
1872,7 |
1850,9 |
1853,9 |
1834,8 |
1838,8 |
<1> - В основных ценах.
<2> - За 2020 год приведены оценочные
данные Министерства экономики Омской
области.
<3> - Приведены значения показателя без
учета деятельности банков в связи с тем,
что территориальные банки крупных
кредитных организаций с широкой сетью
подразделений не представляют
отчетность в территориальные учреждения
Центрального банка Российской Федерации
по месту их нахождения в разрезе
субъектов Российской Федерации в
соответствии с Указанием Центрального
банка Российской Федерации от 8 октября
2018 года N 4927-У, а также без учета
деятельности обособленных
подразделений организаций, не
предоставляющих отчетность в
территориальные органы Федеральной
службы государственной статистики в
соответствии с приказом Федеральной
службы государственной статистики от 24
июля 2019 года N 421.
<4> - По данным Сибирского таможенного
управления за 2020 год.
<5> - Приведены значения показателя по
полному кругу организаций (без учета
заработной платы наемных работников у
индивидуальных предпринимателей и
физических лиц).
Раздел 2. Пояснительная записка к
прогнозу
Прогноз разработан на основе сценарных
условий социально-экономического
развития Российской Федерации на
очередной финансовый год и плановый
период, тенденций развития Омской
области за предшествующие годы,
фактически складывающейся ситуации в
текущем финансовом году, прогнозных
данных о деятельности хозяйствующих
субъектов, осуществляемой на территории
Омской области, на очередной финансовый
год и плановый период, мер по
социально-экономическому развитию
Омской области, предусмотренных
областным законодательством, информации
органов исполнительной власти Омской
области.
Показатели прогноза рассчитаны исходя
из необходимости выполнения задач,
установленных Указом Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 года N
474 "О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года", Общенациональным планом
действий, обеспечивающих восстановление
занятости и доходов населения, рост
экономики и долгосрочные структурные
изменения, Стратегией
социально-экономического развития
Омской области до 2025 года, утвержденной
Указом Губернатора Омской области от 24
июня 2013 года N 93, концепциями и планами
мероприятий по развитию отраслей
экономики и социальной сферы Омской
области.
При разработке прогноза уточнены
параметры планового периода прогноза
социально-экономического развития
Омской области на 2021 год и на период до 2023
года, утвержденного распоряжением
Правительства Омской области от 28
октября 2020 года N 218-рп, что обусловлено
динамикой восстановительного роста в 2021
году ряда основных показателей, в том
числе индексов производства по видам
экономической деятельности
"Обрабатывающие производства",
"Обеспечение электрической энергией,
газом и паром; кондиционирование
воздуха", "Водоснабжение;
водоотведение, организация сбора и
утилизации отходов, деятельность по
ликвидации загрязнений", а также
оборота внешней торговли и показателей
потребительской активности населения. С
учетом реализации крупных
инвестиционных проектов в
обрабатывающем производстве, сельском
хозяйстве, а также на территории особой
экономической зоны "Авангард"
улучшены прогнозные оценки объема
инвестиций в основной капитал. В связи с
поступлением официальной
статистической информации за 2020 год
скорректирован в сторону повышения
прогноз показателей финансовой
деятельности организаций,
среднемесячной номинальной начисленной
заработной платы, среднемесячного
дохода от трудовой деятельности,
среднедушевых денежных доходов
населения.
Распространение новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) негативно сказалось на
развитии экономики Омской области в 2020
году. Объем валового регионального
продукта Омской области (далее - ВРП) в 2020
году по оценке сократился на 0,4 процента
к уровню 2019 года и составил 774,7 млрд.
рублей.
Влияние ограничительных мер, введенных в
марте - апреле 2020 года на территории
Российской Федерации в условиях
распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19), привело к снижению
деловой активности организаций, росту
безработицы и, как следствие, снижению
уровня денежных доходов населения.
Ограничить спад в экономике и обеспечить
ее дальнейшее восстановление позволили
меры поддержки бизнеса и населения,
принятые на федеральном и региональном
уровнях.
Индекс промышленного производства в 2020
году составил 100,5 процента к уровню 2019
года в результате увеличения выпуска
продукции в обрабатывающем секторе на 0,8
процента, прежде всего пищевых
продуктов, напитков, химических веществ
и химических продуктов, электронных и
оптических изделий и снижения объемов
производства нефтепродуктов, резиновых
и пластмассовых изделий,
металлургических изделий, прочих
транспортных средств и оборудования, а
также объемов обработки древесины и
производства изделий из дерева и пробки,
кроме мебели, производства изделий из
соломки и материалов для плетения.
Объем производства
сельскохозяйственной продукции в 2020
году увеличился на 0,2 процента
относительно уровня 2019 года и составил
101,1 млрд. рублей, что обусловлено ростом
объемов производства продукции
растениеводства (на 3,2 процента к уровню
2019 года). Собрано 3034,2 тыс. тонн зерна (в
весе после доработки) или 99,4 процента к
уровню 2019 года, что соответствует 2 месту
среди субъектов Сибирского федерального
округа. В результате неблагоприятных
погодных условий 2020 года (суховей и
почвенная засуха) зафиксирована гибель 60
тыс. га посевов, что привело к снижению
урожайности зерновых культур до 15,3
центнера с одного гектара убранной
площади. По производству продукции
животноводства Омская область занимала
среди регионов Сибирского федерального
округа: 3 место - по производству мяса (202,9
тыс. тонн), 4 место - по производству
молока (617,2 тыс. тонн), 6 место - по
производству яиц (635,8 млн. штук).
Объем инвестиций в основной капитал по
итогам 2020 года составил 210,5 млрд. рублей и
в сопоставимых ценах увеличился на 13,6
процента к уровню 2020 года.
Объем ввода в эксплуатацию жилья в 2020
году составил 541,2 тыс. кв.м, что на 0,6
процента выше уровня 2019 года.
Прибыль прибыльных организаций (без
учета деятельности банков, а также
обособленных подразделений организаций)
по итогам 2020 года увеличилась на 4,2
процента к уровню 2019 года и составила 83,3
млрд. рублей. Сальдированный финансовый
результат (сальдо прибыли и убытков
организаций) увеличился до 61 млрд.
рублей, что выше уровня 2019 года на 3,7
процента.
Индекс потребительских цен на товары и
платные услуги в Омской области в
декабре 2020 года составил 104,9 процента к
декабрю 2019 года.
Наибольший спад в 2020 году наблюдался в
секторах экономики, ориентированных на
потребительский спрос. Оборот розничной
торговли составил 355,8 млрд. рублей и
сократился на 3,7 процента к уровню 2019
года, объем платных услуг населению
составил 95,9 млрд. рублей и сократился на
12 процентов.
Среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата работников организаций
Омской области в 2020 году выросла на 7
процентов и составила 37827,6 рубля,
среднедушевые денежные доходы населения
Омской области увеличились на 1,1
процента и составили 27262 рубля.
Уровень зарегистрированной безработицы
в среднем за год составил 3,6 процента от
численности экономически активного
населения. На динамике показателей
безработицы отразились принятые меры,
направленные на обеспечение
дополнительной поддержки незанятого
населения (введение упрощенного порядка
регистрации в качестве безработного,
повышение минимального и максимального
пособия по безработице, дополнительные
выплаты безработным гражданам,
воспитывающим детей до 18 лет).
В 2021 году объем ВРП по оценке составит 844,5
млрд. рублей и в сопоставимых ценах
увеличится к уровню 2020 года на 1,4
процента. Динамику показателя будут
определять объемы промышленного и
сельскохозяйственного производства, а
также инвестиционная активность
организаций.
Индекс промышленного производства в 2021
году по оценке составит 102,7 процента к
уровню предыдущего года в основном за
счет роста в обрабатывающем секторе (на
2,6 процента), в том числе в результате
увеличения объемов производства
нефтепродуктов, химических веществ и
химических продуктов, готовых
металлических изделий, кроме машин и
оборудования, электронных и оптических
изделий, напитков, пищевых продуктов, а
также металлургических изделий.
Объем производства продукции сельского
хозяйства по итогам 2021 года по оценке
составит 104,6 млрд. рублей и в
сопоставимых ценах сохранится на уровне
2020 года, что обусловлено повторением
аномальных агрометеорологических
условий почвенной засухи. Валовый сбор
зерна (в весе после доработки) составит
2980 тыс. тонн. В животноводстве
производство мяса составит 192,7 тыс. тонн,
молока - 607,8 тыс. тонн, яиц - 515,7 млн. штук.
В 2021 году объем инвестиций составит по
оценке 226,6 млрд. рублей, или 103,5 процента в
сопоставимых ценах к уровню 2020 года. На
территории Омской области продолжается
реализация инвестиционных проектов по
строительству и модернизации объектов
промышленного производства, сельского
хозяйства, а также инфраструктурных
проектов. До конца 2021 года акционерным
обществом (далее - АО) "Группа компаний
"Титан" предполагается завершить
мероприятия по переходу на цеолитное
алкилирование производства кумола. В 2021
году планируется завершить
строительство на территории
Русско-Полянского муниципального района
Омской области солнечной электростанции
Группой компаний "Хевел" (общество с
ограниченной ответственностью (далее -
ООО) "Авелар солар технолоджи").
Запланировано окончание реализации
проектов по строительству и расширению
животноводческого комплекса открытым
акционерным обществом (далее - ОАО)
"Цветнополье", созданию
современного элеваторного комплекса для
хранения и подработки зерновых и
масличных культур ООО
"Старгород-Агро".
За счет бюджетных средств планируется
ввести в эксплуатацию 18,3 км
автомобильных дорог регионального и
муниципального значения, мостовые
переходы в Калачинском и Кормиловском
муниципальных районах Омской области
протяженностью 135,7 п.м и 18,5 п.м
соответственно, завершить реконструкцию
здания районного дома культуры в г. Таре.
Объем ввода в эксплуатацию жилья в 2021
году по оценке составит 577 тыс. кв.м, что
на 6,6 процента выше уровня предыдущего
года. В целях увеличения доступности
жилья в Омской области, поддержки
жилищного строительства продолжается
реализация пилотного проекта АО
"ДОМ.РФ" по предоставлению
гражданам ипотечных жилищных займов на
приобретение жилых помещений в
многоквартирных домах со сниженной
процентной ставкой, а также
предоставлению займов на частичную
оплату первоначального взноса при
приобретении жилья по ипотеке.
Прибыль прибыльных организаций (без
учета деятельности банков, а также
обособленных подразделений организаций)
в 2021 году по оценке составит 97,1 млрд.
рублей (116,5 процента к уровню 2020 года),
сальдированный финансовый результат - 73,2
млрд. рублей (120 процентов).
Объем внешнеторгового оборота Омской
области в 2021 году по оценке составит 1418,5
млн. долларов США и увеличится на 16,9
процента к уровню 2020 года. Экспорт
составит 958,3 млн. долларов США (рост на 25,6
процента), импорт - 460,2 млн. долларов США
(рост на 2 процента).
Показатели потребительской активности
населения Омской области по итогам 2021
года будут демонстрировать
положительную динамику. Оборот
розничной торговли в 2021 году по оценке
составит 383,4 млрд. рублей и увеличится на
0,9 процента к уровню 2020 года, объем
платных услуг населению - 109,9 млрд. рублей
(рост на 10,4 процента).
Индекс потребительских цен на товары и
платные услуги населению в Омской
области в декабре 2021 года по оценке
составит 106,3 процента к декабрю
предыдущего года.
Среднемесячная заработная плата
работников организаций Омской области в
2021 году по оценке увеличится до 40,1 тыс.
рублей (на 6 процентов относительно
уровня 2020 года). Среднедушевые денежные
доходы составят 28,3 тыс. рублей (рост на 3,8
процента к уровню 2020 года).
Численность рабочей силы в 2021 году
уменьшится по сравнению с 2020 годом на 8,8
тыс. человек и составит 1012,4 тыс. человек,
показатель зарегистрированной
безработицы составит 2,5 процента от
численности экономически активного
населения.
Развитие региональной экономики и
социальной сферы в среднесрочной
перспективе прогнозируется по двум
вариантам, которые различаются моделями
поведения хозяйствующих субъектов и
перспективами повышения
конкурентоспособности региональной
экономики. Динамика ВРП будет
формироваться преимущественно под
влиянием ситуации, складывающейся в
промышленном производстве, сельском
хозяйстве, строительстве, сфере торговли
и услуг.
Прогноз социально-экономического
развития Омской области выполнен на
вариативной основе. Первый вариант
прогноза сформирован на основе
консервативных оценок
социально-экономического развития
Омской области с учетом затяжного
восстановления экономики и структурного
замедления темпов ее роста в
среднесрочной перспективе. Несмотря на
наметившиеся положительные тенденции,
последствия распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) в полной
мере не преодолены, сохраняется ряд
определенных ограничений, направленных
на борьбу с ростом заболеваемости. В
прогнозируемом периоде ожидается
умеренный рост потребительской
активности населения, прибыли
организаций. Темпы роста инвестиций в
основной капитал даже при сохранении
намеченных инвестиционных программ
будут ниже, чем во втором варианте. Более
низкие темпы роста основных
экономических показателей негативно
скажутся на темпах роста заработной
платы и доходов населения.
Объем ВРП по первому варианту прогноза в
2022 году составит 871,6 млрд. рублей и в
сопоставимых ценах увеличится на 1
процент к уровню 2021 года, в 2024 году - 976,9
млрд. рублей с ростом на 5,3 процента к
уровню 2021 года в сопоставимых ценах.
Второй вариант прогноза определен в
качестве основы для формирования
областного бюджета и предполагает более
высокие темпы социально-экономического
развития Омской области в результате
эффективной реализации мер
государственной
социально-экономической политики, а
также достижения национальных целей и
стратегических задач развития
Российской Федерации на период до 2030
года, определенных Указом Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 года N
474.
В прогнозируемый период на фоне
увеличения как внутреннего, так и
внешнего спроса, повышения
эффективности основного капитала и
производительности труда,
обеспечивающих выпуск
конкурентоспособной продукции с высокой
добавленной стоимостью, прогнозируется
ускорение темпов роста в обрабатывающих
отраслях. Кроме того, планируется
завершение ряда значимых инвестиционных
проектов в сфере нефтепереработки,
создание новых и модернизация
действующих мощностей пищевых
производств, а также объектов
сельскохозяйственного производства.
При успешной реализации комплекса мер
экономической политики объем ВРП в 2022
году составит 888 млрд. рублей и в
сопоставимых ценах увеличится на 2,3
процента к уровню 2021 года, в 2024 году - 1017,4
млрд. рублей и увеличится на 8,3 процента в
сопоставимых ценах к уровню 2021 года.
Объем промышленного производства в 2022
году в сопоставимых ценах по первому
варианту прогноза составит 100,8 процента
к уровню 2021 года, по второму варианту - 102
процента. На динамику показателя в
основном окажет влияние прогнозируемое
увеличение в обрабатывающих отраслях (на
0,9 - 2 процента к уровню 2021 года).
Наибольшую долю в структуре
обрабатывающих производств Омской
области занимают нефтехимический
комплекс, пищевая промышленность и
машиностроение.
Перспективы отрасли нефтепереработки
связаны с реализацией программы
модернизации АО "Газпромнефть-Омский
НПЗ", которая позволит повысить
эффективность переработки нефти и
увеличить выпуск средних дистиллятов,
различных видов моторного топлива и
кокса. Объемы производства
нефтепродуктов в 2024 году составят 104,4 -
105,6 процента к уровню 2021 года по
вариантам прогноза соответственно.
Ожидается сохранение положительной
динамики в сфере производства
химических веществ и химических
продуктов за счет увеличения выпуска
метилтретбутилового эфира,
полипропилена (ООО "Полиом"), фенола,
изопропанола, востребованного в
лакокрасочной, химической, авиационной,
медицинской, мебельной, пищевой
промышленности, организации
производства катализаторов
каталитического крекинга, катализаторов
гидроочистки средних дистиллятов
(входящих в состав дизельного топлива) и
катализаторов гидрокрекинга вакуумного
газойля (ООО "Газпромнефть -
Каталитические системы"). Объемы
производства по данному виду
экономической деятельности в 2024 году
увеличатся на 13,5 - 19 процентов к уровню 2021
года по первому и второму вариантам
прогноза соответственно.
Восстановление рынка шинной продукции
после спада предыдущего года, расширение
выпуска филиалом АО "Объединенная
двигателестроительная корпорация"
федеральным государственным унитарным
предприятием (далее - ФГУП) "Омское
моторостроительное объединение имени
П.И. Баранова" резинотехнических
изделий, используемых в производстве
авиационных двигателей, а также
прогнозируемое в связи с развитием
деловой активности в строительной
отрасли увеличение производства
материалов из пластмассы, применяемых
при проведении строительных и подрядных
работ, будут способствовать росту
объемов производства резиновых и
пластмассовых изделий в 2024 году на 10,2 - 13,7
процента к уровню 2021 года по первому и
второму вариантам прогноза
соответственно.
В машиностроительном комплексе Омской
области перспективы связаны с
реализацией политики импортозамещения,
мер государственной поддержки, в том
числе в рамках государственной
программы Российской Федерации
"Развитие промышленности и повышение
ее конкурентоспособности",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 15
апреля 2014 года N 328, государственной
программы Российской Федерации
"Развитие оборонно-промышленного
комплекса", утвержденной
постановлением Правительства
Российской Федерации от 16 мая 2016 года N
425-8, а также участием омских предприятий
в национальном проекте
"Производительность труда",
федеральном проекте "Промышленный
экспорт".
За счет увеличения объемов производства
радиолокационной, радионавигационной
аппаратуры и радиоаппаратуры
дистанционного управления, интегральных
электронных схем в АО "Центральное
конструкторское бюро автоматики",
цифровых датчиков температуры в АО
"Научно-производственное предприятие
"Эталон", развития производств
новых видов продукции в АО "Омский
научно-исследовательский институт
приборостроения", электрической
распределительной и регулирующей
аппаратуры в ООО
Научно-производственный центр
"Диагностика, надежность машин и
комплексная автоматизация", ООО
"Научно-производственное объединение
"Мир", ООО Производственное
объединение (далее - ПО)
"Высоковольтные электротехнические
аппараты" рост в 2024 году объемов
производства электронных и оптических
изделий составит 15,3 - 18,1 процента к
уровню 2021 года по первому и второму
вариантам прогноза соответственно,
объемов производства электрического
оборудования -6,7 - 25 процентов к уровню 2021
года по первому и второму вариантам
прогноза соответственно.
Выпуск машин и оборудования, не
включенных в другие группировки, в 2024
году составит в сопоставимых ценах 106 -
110,4 процента к уровню 2021 года по первому и
второму вариантам прогноза
соответственно. Положительная динамика
связана с развитием производства
посевных комплексов и
почвообрабатывающих агрегатов
(Федеральное государственное бюджетное
учреждение "Омский экспериментальный
завод", ООО "Агротехника", ООО
"СИБЗАВОДАГРО", ООО
"ДиборЭкспорт", ООО
"Омсельмаш"), а также оборудования
для нефтегазодобычи.
Объем производства автотранспортных
средств, прицепов и полуприцепов к концу
прогнозируемого периода увеличится на 8,4
- 15,5 процента к уровню 2021 года по первому
и второму вариантам прогноза
соответственно в результате увеличения
производства комплектующих и
принадлежностей для автотранспортных
средств, оборудования для
сельскохозяйственной техники.
Организация серийного производства
ракет-носителей семейства "Ангара"
на базе унифицированных ракетных
модулей в ПО "Полет" - филиале АО
"Государственный космический
научно-производственный центр им. М.В.
Хруничева", строительство
испытательного комплекса на площадке
филиала публичного акционерного
общества (далее - ПАО) "ОДК-Сатурн" -
"Омское Моторостроительное
конструкторское бюро" для проведения
опытно-конструкторских работ и
изготовления малоразмерных
газотурбинных двигателей, а также
комплектующих авиационных двигателей в
АО "Омское Моторостроительное
конструкторское бюро" и АО "Высокие
Технологии" позволят обеспечить
прирост объемов производства прочих
транспортных средств и оборудования в 2024
году на уровне 9,8 - 11 процентов к 2021 году
по первому и второму вариантам прогноза
соответственно.
Ожидается увеличение объемов выпуска
заготовок и профилей из нелегированной
стали, в результате которого выпуск
металлургической продукции в 2024 году в
сопоставимых ценах составит 102,8 процента
к уровню 2021 года по первому варианту
прогноза и 105,5 процента по второму
варианту прогноза.
В среднесрочном периоде прогнозируется
положительная динамика в производстве
готовых металлических изделий, кроме
машин и оборудования. В 2024 году объемы
производства по данному виду
экономической деятельности в
сопоставимых ценах составят 107,6 - 109,5
процента к уровню 2021 года по первому и
второму вариантам прогноза
соответственно за счет увеличения
выпуска строительных стальных
конструкций в АО "Омский
электромеханический завод", фланцев и
метизной продукции в ООО
"Нефтехимпромторг", стальных котлов
водогрейных в закрытом акционерном
обществе "Омский завод инновационных
технологий", металлической тары
филиалом ООО "Грайф Пермь".
Индекс производства по виду
экономической деятельности "Ремонт и
монтаж машин и оборудования" в 2024 году
составит 111,1 - 122,2 процента к уровню 2021
года по первому и второму вариантам
прогноза соответственно. Положительная
динамика обусловлена увеличением работ
по ремонту техники и оборудования на
омских предприятиях.
Правительством Омской области
планируется реализация мероприятий,
направленных на развитие сотрудничества
омских промышленных организаций с
крупными федеральными и корпоративными
заказчиками, содействие устойчивому
развитию организаций
оборонно-промышленного комплекса,
организацию выпуска на данных
предприятиях высокотехнологичной и
импортозамещающей продукции. Повышению
конкурентоспособности и экономической
устойчивости промышленного комплекса
Омской области будет способствовать
реализация государственной программы
Омской области "Развитие
промышленности и научно-технической
деятельности в Омской области",
утвержденной постановлением
Правительства Омской области от 16
октября 2013 года N 258-п.
В пищевой промышленности Омской области
перспективными направлениями в
среднесрочном периоде станут
производство молочной продукции, мяса и
мясной продукции. Выпуск пищевых
продуктов в 2024 году в сопоставимых ценах
составит 100,9 - 103,5 процента к уровню 2021
года по первому и второму вариантам
прогноза соответственно. Динамика
показателя будет обеспечена за счет
модернизации действующих
производственных мощностей такими
предприятиями, как ООО "Ястро", АО
"Любинский молочноконсервный
комбинат", АО "Омский бекон", ООО
"Сибирский комбинат
хлебопродуктов", ООО "АгроТрейд",
ООО "Сибирские колбасы", ООО
"Старгород-Агро", а также в связи с
увеличением объемов поставок продукции
на экспорт.
Планируется возобновление выпуска водки
и спирта на производственных мощностях
ООО "Ликероводочный завод "Оша" и
сохранение ежегодного темпа роста пива и
пивных напитков. В этих условиях объем
производства напитков в 2024 году в
сопоставимых ценах составит 103,5 - 108,9
процента к уровню 2021 года по первому и
второму вариантам прогноза
соответственно.
К 2024 году по консервативному варианту
прогнозируется сокращение объема добычи
полезных ископаемых - на 13,4 процента к
уровню 2021 года, по базовому варианту
предполагается положительная динамика -
рост объемов выпуска до 104,8 процента к
уровню 2021 года вследствие проведения
работ по повышению продуктивности
скважин Тевризского газоконденсатного
месторождения.
Объем производства по виду
экономической деятельности
"Обеспечение электрической энергией,
газом и паром; кондиционирование
воздуха" в 2024 году составит 100,3 - 101,2
процента к уровню 2021 года по вариантам
прогноза соответственно.
Деятельность организаций, относящихся к
виду экономической деятельности
"Водоснабжение; водоотведение,
организация сбора и утилизации отходов,
деятельность по ликвидации
загрязнений", в среднесрочной
перспективе также будет
характеризоваться положительной
динамикой. По первому варианту объемы
производства возрастут на 1,5 процента к
уровню 2021 года. По второму варианту
ожидается ежегодный прирост в среднем на
5,3 процента за счет ввода в эксплуатацию
в 2023 году мусоросортировочного
комплекса и полигона размещения твердых
коммунальных отходов на территории
Таврического муниципального района
Омской области.
Объем производства продукции сельского
хозяйства в 2022 году в сопоставимых ценах
составит 100,9 - 104,5 процента к уровню 2021
года, в 2024 году - 108 - 112,4 процента к уровню
2021 года по первому и второму вариантам
прогноза соответственно. Положительная
динамика показателя обусловлена
реализацией мероприятий Программы
развития агропромышленного комплекса
Омской области до 2025 года, утвержденной
распоряжением Правительства Омской
области от 29 декабря 2020 года N 284-рп,
направленных на увеличение объемов
производства продукции в отрасли
растениеводства посредством применения
высокоурожайных сортов
сельскохозяйственных культур,
осуществления комплекса мероприятий по
повышению плодородия почв, а также на
наращивание объемов производства в
животноводстве. К 2024 году ожидается
увеличение валового сбора зерна (в весе
после доработки) до 3112 - 3275,8 тыс. тонн,
масличных культур - до 427,5 - 450 тыс. тонн.
В подотраслях "Молочное
скотоводство" и "Птицеводство"
продолжатся реализация мероприятий по
повышению продуктивности
сельскохозяйственных животных и птицы,
совершенствование
селекционно-племенной работы, а также
ввод в эксплуатацию новых
производственных мощностей и завершение
реконструкции и модернизации
действующих производств. К 2024 году
производство яиц увеличится до 850,1 - 855,3
млн. штук, производство мяса составит 208,6
- 212,2 тыс. тонн.
Развитию отраслей сельского хозяйства
также будут способствовать их системная
модернизация, повышение эффективности
государственной поддержки
сельхозтоваропроизводителей, введение
нового механизма дифференцированного
подхода к предоставлению субсидий,
переход на электронный формат оказания
государственных услуг в сфере
агропромышленного комплекса.
В среднесрочной перспективе продолжится
реализация мероприятий, направленных на
обеспечение устойчивого развития
сельского хозяйства и сельских
территорий Омской области, в том числе в
рамках государственной программы Омской
области "Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия Омской области",
утвержденной постановлением
Правительства Омской области от 15
октября 2013 года N 252-п.
Реализация на федеральном и
региональном уровне макроэкономической
политики, направленной на рост
производительности труда в экономике,
снижение административных барьеров для
осуществления предпринимательской
деятельности, расширение мер поддержки
инвестиционной деятельности будут
способствовать улучшению делового и
инвестиционного климата в регионе. Кроме
того, повысить конкурентоспособность
экономики Омской области, эффективность
бизнеса за счет создания
технологической инфраструктуры и
специализированных сервисов позволит
реализация национальных проектов
"Малое и среднее предпринимательство
и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы",
"Производительность труда",
"Международная кооперация и
экспорт".
Объем инвестиций в основной капитал в 2022
году в сопоставимых ценах увеличится на
2,8 - 5,4 процента к уровню 2021 года, в 2024 году
- на 9,3 - 15,9 процента к уровню 2021 года и
составит 278 - 299 млрд. рублей по первому и
второму вариантам прогноза
соответственно.
В прогнозируемом периоде продолжится
реализация крупных инвестиционных
проектов: модернизация АО
"Газпромнефть - Омский НПЗ",
создание производства катализаторов
каталитического крекинга и
гидропроцессов ООО "Газпромнефть -
Каталитические системы", создание
установки гидроизодепарафинизации
филиалом ООО "Газпромнефть - смазочные
материалы" - "Омский завод смазочных
материалов", создание производства
бисфенола А, строительство комплекса по
производству эпоксидных смол,
строительство завода по производству
поликарбонатов, создание производств
изомеризации н-бутана и дегидрирования
изобутана АО "Группа компаний
"Титан", реализация проектов,
направленных на экономию затрат по
энергоресурсам и увеличение
производительности существующих
мощностей, развитие инфраструктуры,
автоматизацию производственных
процессов ООО "Омский завод
технического углерода", строительство
испытательного комплекса для проведения
опытно-конструкторских работ и
изготовления малоразмерных
газотурбинных двигателей филиалом ПАО
"ОДК-Сатурн" - "Омское
Моторостроительное конструкторское
бюро". Значительный объем инвестиций в
отраслях машиностроения запланирован в
рамках проекта реконструкции и
технического перевооружения ПО
"Полет" - филиала АО
"Государственный космический
научно-производственный центр им. М.В.
Хруничева" для серийного изготовления
ракет-носителей "Ангара".
В рамках инвестиционных программ
филиалом АО "Объединенная
двигателестроительная корпорация" -
ФГУП "Омское моторостроительное
объединение имени П.И. Баранова"
продолжится реализация проектов в целях
обеспечения ремонта турбореактивных
двигателей, АО "Омский завод
транспортного машиностроения" -
проектов по созданию серийного
производства инновационных
рефрижераторных контейнеров для
перевозки рыбы и скоропортящихся
продуктов.
В агропромышленном комплексе
планируется реализация инвестиционных
проектов, предусматривающих создание
новых и модернизацию действующих
объектов сельскохозяйственного
производства, в том числе проекта по
созданию производственной базы ООО
"Ястро", строительству
овощехранилища ООО "Ачаирский
агропродукт", созданию комплекса по
производству семян масличных и зерновых
культур АО "Основа Холдинг",
комплекса по глубокой переработке и
подработке подсолнечника, рапса, сои для
производства растительного масла ООО
"АгроТрейд", созданию частного
агропромышленного парка ООО
"Управляющая компания
"Индустриальный парк "Макошь",
строительству складов
сельскохозяйственной продукции на
территории Омского муниципального
района Омской области ООО "Агропарк
"Макошь".
Будет продолжена реализация
инвестиционных проектов по
строительству животноводческих
комплексов (АО "Племенной конный завод
"Омский", ООО "Рассвет", ООО
"Агро-Милк Азово").
Кроме того, продолжится реализация
значимых инвестиционных проектов в
других отраслях региональной экономики:
строительство многофункционального
спортивного комплекса (ООО "Арена"),
станций по заправке автотранспортных
средств, а также центров сервисного
обслуживания газомоторной техники (ООО
"Ретракс"), реконструкция здания в
административно-гостиничный комплекс
(ООО "Компания "Топ Лайн"),
строительство бизнес-отеля (ООО
"Космос Отель Омск"), создание
радиологического центра (Группа
компаний "Мединвестгрупп").
ООО "Брусника. Кварталы Драверта. Омск.
Специализированный застройщик" и ООО
"Специализированный застройщик
"Эталон-Омск" предусмотрена
реализация на территории г. Омска
мероприятий, направленных на развитие
жилищного строительства, создание
жилищного фонда и иных объектов,
необходимых для функционирования жилой
застройки.
В среднесрочной перспективе
прогнозируется постепенное увеличение
объемов ввода жилья. В 2022 году будет
введено в эксплуатацию 455,2 - 569 тыс. кв.м
жилья по первому и второму вариантам
прогноза соответственно. В 2024 году ввод в
эксплуатацию жилья составит 519,2 тыс. кв.м
по первому варианту прогноза, 649 тыс. кв.м
- по второму варианту прогноза.
Развитию жилищной сферы, повышению
доступности жилья (в том числе за счет
предоставления социальных выплат
молодым семьям и жилых помещений для
детей-сирот), снижению процентной ставки
по ипотечным жилищным кредитам будет
способствовать реализация мероприятий
государственной программы Омской
области "Создание условий для
обеспечения граждан доступным и
комфортным жильем и
жилищно-коммунальными услугами в Омской
области", утвержденной постановлением
Правительства Омской области от 16
октября 2013 года N 264-п.
В среднесрочной перспективе
прогнозируется положительная динамика
внешнеторгового оборота Омской области
за счет роста объемов производства
запущенных и модернизированных в 2020 - 2021
годы объектов агропромышленного и
нефтехимического комплексов, а также
реализации региональных проектов в
рамках национального проекта
"Международная кооперация и
экспорт".
По первому варианту прогноза прирост
объемов экспорта и импорта продукции в
2024 году к уровню 2021 года составит 12,5 и 19,5
процента, по второму варианту - 21,4 и 20
процентов соответственно за счет
увеличения экспорта и импорта товаров в
страны ближнего зарубежья.
Прогнозируется увеличение экспорта
продукции химической промышленности,
резиновых и пластмассовых изделий,
электронных и оптических изделий,
продовольственных товаров и
сельскохозяйственного сырья, в том числе
за счет расширения механизмов поддержки
экспорта готовой продукции аграрного
сектора, товаропроводящих сетей за
рубежом, а также активного продвижения
продукции организаций Омской области на
международных электронных площадках (Ebay,
Amazon, Alibaba).
Наращивание объемов импорта Омской
области будет обеспечено за счет
расширения и модернизации производств
предприятиями Омской области (закупка
предприятиями региона оборудования,
сырья и продукции иностранного
производства), организации и проведения
в г. Омске ярмарок зарубежных товаров.
С учетом прогнозируемых в региональной
экономике процессов ожидается улучшение
финансовых результатов деятельности
организаций. Прибыль прибыльных
организаций (без учета деятельности
банков, а также обособленных
подразделений организаций) в 2024 году по
первому и второму вариантам прогноза
составит 113,8 - 420,3 млрд. рублей (прирост к
уровню 2021 года на 17,2 - 24 процента
соответственно), сальдированный
финансовый результат - 87,6 - 95 млрд. рублей
(прирост на 19,7 - 29,8 процента
соответственно). Определяющее влияние на
формирование финансового результата
будет оказывать деятельность
организаций обрабатывающих производств,
а также субъектов малого
предпринимательства.
Среднегодовые темпы роста индекса
потребительских цен на товары и платные
услуги населению в Омской области
составят 104 - 103,8 процента в год.
Прогнозируется положительная динамика
показателей, характеризующих уровень
жизни населения, в том числе в результате
роста уровня оплаты труда в реальном
секторе экономики, реализации
Правительством Омской области мер по
повышению заработной платы работников
бюджетной сферы, предоставления
предусмотренных законодательством мер
социальной поддержки отдельным
категориям граждан.
Среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата в 2022 году увеличится на
4,7 - 6,5 процента к уровню 2021 года по
первому и второму вариантам прогноза
соответственно, в 2024 году вырастет на 15,2 -
20,9 процента к уровню 2021 года и составит
46,2 - 48,5 тыс. рублей по вариантам прогноза
соответственно. Фонд начисленной
заработной платы работников организаций
Омской области в 2024 году составит 270,5 - 285
млрд. рублей по первому и второму
вариантам прогноза соответственно.
Среднемесячная начисленная заработная
плата наемных работников в организациях,
у индивидуальных предпринимателей и
физических лиц (среднемесячный доход от
трудовой деятельности) в 2024 году по
сравнению с уровнем 2021 года увеличится
на 9,8 - 16,6 процента. Среднедушевые
денежные доходы населения Омской
области в 2024 году возрастут до 31,8 - 32,9 тыс.
рублей (на 12,5 - 16,3 процента к уровню 2021
года).
Величина прожиточного минимума на душу
населения в Омской области в 2024 году
составит 12,1 - 12,2 тыс. рублей по первому и
второму вариантам прогноза
соответственно.
С учетом повышения уровня
потребительского спроса в 2022 - 2024 годах
прогнозируется постепенное
восстановление и развитие
потребительского рынка Омской области.
Оборот розничной торговли в 2022 году
составит 402,7 - 408,3 млрд. рублей, в 2024 году -
445,4 - 474,8 млрд. рублей и в сопоставимых
ценах увеличится на 5,2 - 13,3 процента к
уровню 2021 года по первому и второму
вариантам прогноза соответственно.
Объем платных услуг населению в 2022 году
вырастет до 116,4 - 118,7 млрд. рублей, в 2024
году составит 130,4 - 139 млрд. рублей
(прирост на 6,4 - 16,2 процента к уровню 2021
года по вариантам прогноза
соответственно).
В целях повышения эффективности
развития рынка труда, создания
дополнительных условий для обеспечения
занятости населения реализуются
мероприятия, предусмотренные
государственной программой Омской
области "Регулирование отношений в
сфере труда и занятости населения Омской
области", утвержденной постановлением
Правительства Омской области от 16
октября 2013 года N 257-п, Комплексом мер по
восстановлению численности занятого
населения Омской области в 2021 году,
утвержденным распоряжением
Правительства Омской области от 28 января
2021 года N 4-рп (в том числе
профессиональное обучение и
дополнительное профессиональное
образование отдельных категорий
граждан, стимулирование работодателей к
найму на работу безработных граждан), а
также региональной программой Омской
области по снижению доли населения с
доходами ниже прожиточного минимума.
В течение среднесрочного периода
прогнозируется стабилизация ситуации в
сфере труда и занятости, замедление
оттока рабочей силы и увеличение
численности прибывающего в регион
экономически активного населения, в том
числе за счет реализации
государственной программы "Оказание
содействия добровольному переселению в
Омскую область соотечественников,
проживающих за рубежом", утвержденной
постановлением Правительства Омской
области от 9 марта 2013 года N 235-п, которая
частично восполняет миграционную убыль
населения.
Численность рабочей силы в 2022 году
составит 1001 - 1012,7 тыс. человек, в 2024 году -
1005 - 1020 тыс. человек по вариантам прогноза
соответственно. Уровень
зарегистрированной безработицы в 2022
году составит по первому варианту
прогноза 1,8 процента, по второму варианту
прогноза - 1,6 процента от численности
экономически активного населения. В
прогнозируемый период ожидается
постепенное снижение уровня
зарегистрированной безработицы, в 2024
году до 1,5 - 1,4 процента по вариантам
прогноза соответственно.