Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 2021 года N 877


Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Вологодской области, долговой политики Вологодской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов



В соответствии со статьями 107.1, 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и для составления проекта областного бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, формирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями области Правительство области постановляет:


1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики Вологодской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (приложение 1).


2. Утвердить основные направления долговой политики Вологодской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (приложение 2).


3. Органам исполнительной государственной власти области осуществлять формирование доходов и расходов по соответствующим отраслям с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Вологодской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.


4. Рекомендовать главам муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений области организовать работу по формированию проектов местных бюджетов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Вологодской области, долговой политики Вологодской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.


5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия и подлежит опубликованию на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).



Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ



Утверждены
Постановлением
Правительства области
от 2 августа 2021 г. N 877
(приложение 1)



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ


I. Общие положения


Основные направления бюджетной и налоговой политики Вологодской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов определяют цели и приоритеты бюджетной и налоговой политики в среднесрочной перспективе и разработаны в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.


Основные направления бюджетной и налоговой политики сохраняют преемственность задач, определенных на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.


В 2020 - 2021 годах налоговая политика области стала одним из главных инструментов, способствующих смягчению экономических последствий от введения ограничительных мер по сдерживанию роста коронавирусной инфекции.


По мере стабилизации экономической ситуации основной целью налоговой и бюджетной политики станет постепенный возврат региона к налоговому и финансовому климату, существовавшему до введения ограничительных мер.


Исходя из поставленной цели, национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", основных положений Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 117-р, бюджетная и налоговая политика в области на 2022 - 2024 годы ориентирована на решение следующих задач:


обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета как базового принципа ответственной бюджетной политики;


создание благоприятной налоговой среды для стимулирования восстановления отраслей экономики и субъектов малого и среднего предпринимательства, содействия занятости населения и легализации доходов;


совершенствование механизма государственной поддержки отдельных категорий населения;


соблюдение условий соглашений, заключенных Правительством области с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении бюджету области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного замещения долговых обязательств области, с учетом дополнительных соглашений по реструктуризации долговых обязательств области;


обеспечение реализации мероприятий, направленных на улучшение качества жизни и благосостояния населения области;


приоритизация и повышение эффективности бюджетных расходов;


сохранение социальной направленности консолидированного бюджета области;


сохранение доли инвестиционных затрат в структуре консолидированного бюджета;


эффективное управление государственным долгом области и сохранение его объема на экономически безопасном уровне;


совершенствование государственного финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;


усиление стимулирующей роли межбюджетных трансфертов, в том числе в части повышения заинтересованности органов местного самоуправления области в содействии развитию экономики соответствующих территорий муниципальных образований области.


Бюджетное планирование основывается на "базовом варианте" прогноза социально-экономического развития области на среднесрочный период.


Увязку бюджетного и стратегического планирования обеспечивают Бюджетный прогноз Вологодской области на период до 2030 года и Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года, целью которой является реализация политики народосбережения путем сохранения демографического потенциала и развития человеческого капитала за счет конкурентоспособности области и формирования пространства развития человека.


Основным инструментом достижения национальных целей развития являются национальные проекты и реализуемые на территории области региональные проекты.


Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированность на достижение целей государственной политики, по-прежнему будут являться государственные программы области. В этой связи необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на повышение качества планирования и эффективности реализации государственных программ области исходя из ожидаемых результатов, с учетом изменения законодательства на федеральном уровне.


Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе их тщательной оценки и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения.


Будет продолжена реализация мероприятий в целях сохранения позиции Вологодской области по итогам ежегодно проводимой Министерством финансов Российской Федерации оценки качества управления региональными финансами.


В целях обеспечения публичности процесса управления общественными финансами будет продолжена работа по реализации мероприятий по обеспечению открытости и прозрачности областного бюджета и бюджетного процесса для граждан. В рамках данного направления будет продолжена работа по актуализации информации о бюджетном процессе в области в рамках информационного ресурса "открытый бюджет - "Бюджет для граждан" и ее размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


Областной бюджет будет сформирован на три года - на очередной финансовый год и плановый период.



II. Основные направления налоговой политики области на 2022 - 2024 годы


В целях оказания поддержки субъектам предпринимательства в регионе приняты решения о сохранении существующих и предоставлении дополнительных налоговых преференций на 2021 год.


В число мер поддержки вошли пролонгация действующих в 2020 году пониженных ставок налога по упрощенной системе налогообложения и налога на имущество организаций для субъектов предпринимательства, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции.


Сохранены комфортные условия применения пониженных ставок по упрощенной системе налогообложения для стратегически важных видов деятельности, а также пролонгированы пониженные ставки по налогу на имущество для организаций - владельцев коммерческой недвижимости, использующих специальные налоговые режимы.


При переходе с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на другие налоговые режимы введены пониженные налоговые ставки: по налогу, уплачиваемому на упрощенной системе налогообложения и налогу на имущество организаций (для субъектов бизнеса, перешедших на общепринятую систему налогообложения).


В 2021 году будет проведена предварительная оценка предоставленных мер поддержки на предмет их бюджетной и экономической эффективности.


Реалии настоящего времени диктуют новые задачи налоговой политики, преимущественно ориентированной на переход субъектов предпринимательства от фазы восстановления деятельности после пандемии к дальнейшему развитию.


Налоговая политика области на 2022 - 2024 годы будет основываться на следующих приоритетах:


2.1. Дополнительное стимулирование предпринимательской активности как фактора, способствующего выходу субъектов бизнеса на траекторию роста.


Одним из инструментов повышения предпринимательской инициативы является введение в регионе с 2021 года усовершенствованного механизма применения патентной системы налогообложения, учитывающего особенности ведения бизнеса в каждом муниципальном образовании области и расширяющего возможности применения данного режима в сфере торговли и услуг.


С учетом нововведений федерального законодательства перечень видов деятельности, доступных к осуществлению на патенте, максимально расширен.


Дополнительной мерой улучшения налогового климата для бизнеса будет продление действия нулевой налоговой ставки на патентной системе налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и распространение данной преференции на широкий круг отраслей экономики.


С целью содействия занятости населения и легализации бизнеса самозанятых граждан продолжится популяризация введенного в 2021 году на территории области специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".


2.2. Функционирование механизма поддержки инвестиционных проектов.


Ключевые решения в сфере стимулирования инвестиционной деятельности приняты в 2019 - 2020 годах. В их числе - введение комплекса налоговых преференций для организаций, реализующих приоритетные для региона инвестиционные проекты; внедрение усовершенствованного механизма инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций; предоставление налоговых льгот для организаций - участников специальных инвестиционных контрактов и организаций - резидентов индустриальных парков.


Ожидается, что дополнительные инструменты поддержки вложения инвестиций приведут к положительным результатам как для бизнеса, так и для развития области в целом.


Эффективность введенных мер будет оцениваться по тому, какие новые продукты, услуги, технологии созданы и как вследствие этого увеличился экономический и доходный потенциал региона.


2.3. Обеспечение комфортных налоговых условий для отдельных категорий населения, нуждающихся в государственной поддержке.


Налоговая политика области ориентирована на создание благоприятного режима налогообложения для отдельных категорий населения, нуждающихся в государственной поддержке.


Установленные на региональном уровне льготы по транспортному налогу носят социально значимый характер.


В продолжение взятого курса на социальную ориентированность в 2021 году усовершенствован механизм поддержки отдельных категорий физических лиц: законных представителей детей-инвалидов и инвалидов войн.


Ранее льгота по транспортному налогу предоставлялась при регистрации транспортного средства на ребенка-инвалида. С целью удобства применения налоговой льготы с принятием законодательных поправок льготой сможет воспользоваться родитель (усыновитель), опекун, попечитель ребенка-инвалида.


Еще одно нововведение касается инвалидов войн. В настоящее время данная категория населения пользуется льготой по транспортному налогу, но ее действие ограничено отдельными видами транспортных средств. С внесением изменений в законодательство области в 2021 году инвалиды войн будут приравнены по объему налоговой льготы к ветеранам войн и, соответственно, будут пользоваться льготой в отношении одного любого транспортного средства. Данная мера поддержки будет иметь обратную силу и действовать начиная с налогового периода 2019 года.


Использование введенных в регионе налоговых преференций находится под государственным контролем.


В 2019 - 2020 годах усовершенствован механизм оценки эффективности налоговых преференций на региональном уровне с учетом формирования системы управления налоговыми расходами и общих требований, утвержденных Правительством Российской Федерации. Оценка налоговых расходов области осуществляется кураторами налоговых расходов в рамках мониторинга реализации подведомственных государственных программ и в соответствии с ежегодно утверждаемым перечнем налоговых расходов.


На муниципальном уровне механизм оценки эффективности налоговых расходов местных бюджетов будет внедрен в 2021 году.



III. Основные направления бюджетной политики на 2022 - 2024 годы


3.1. Общие положения


При формировании областного бюджета на 2022 - 2024 годы в первоочередном порядке будут предусмотрены бюджетные ассигнования на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", на реализацию инициатив и проектов Губернатора области, направленных на улучшение качества жизни и благосостояния населения области.


Основными направлениями бюджетной политики являются:


осуществление бюджетных расходов с учетом возможностей доходной базы бюджета;


сохранение достигнутых соотношений к среднемесячному доходу от трудовой деятельности средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента Российской Федерации;


формирование государственных программ области исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития области и индикаторов их достижения с одновременным обеспечением охвата государственными программами области максимально возможного числа направлений социально-экономического развития области и большей части бюджетных ассигнований;


своевременное принятие решений по приоритизации расходов в целях обеспечения проведения мероприятий, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции;


содействие дальнейшему увеличению доли расходов местных бюджетов, формируемых в программном формате;


повышение эффективности бюджетных расходов;


недопущение роста кредиторской и дебиторской задолженности областного бюджета, принятие мер по ликвидации сложившейся кредиторской и дебиторской задолженности областного бюджета;


расширение практики использования механизмов государственно-частного партнерства, в том числе в социальной сфере.


Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ области и непрограммных направлений деятельности органов государственной власти области будут сформированы с учетом решений Совета по разработке и реализации государственных программ Вологодской области и повышению эффективности бюджетных расходов.



3.2. Основные направления бюджетной политики в области социальной сферы


3.2.1. При планировании объема расходных обязательств областного бюджета будут учтены бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", что позволит сформировать ресурс на финансирование национальных целей развития в социальной сфере.


На период 2022 - 2024 годов будет обеспечено сохранение достигнутых соотношений к среднемесячному доходу от трудовой деятельности средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента Российской Федерации.


3.2.2. В сфере образования и молодежной политики для достижения национальных целей бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:


внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;


формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;


создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;


внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций;


модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;


формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;


создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);


создание новых мест в общеобразовательных организациях.


3.2.3. В сфере здравоохранения для достижения национальных целей бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:


завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тыс. человек, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек;


улучшение медицинской инфраструктуры;


укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения в рамках мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции;


внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов;


формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;


сокращение дефицита медицинских кадров.


В 2022 - 2024 годах бюджетные ассигнования по отрасли "Здравоохранение" будут сформированы на финансовое обеспечение реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с соблюдением установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Российской Федерации нормативов объемов медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, среднего подушевого норматива финансирования.


Расходы областного бюджета на уплату взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения будут предусмотрены с индексацией к предыдущему году.


3.2.4. В сфере социальной политики для достижения национальных целей бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:


реализация мероприятий по оказанию финансовой поддержки семьям при рождении детей, включая повышение доступности жилья семьям с детьми;


создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, формирование механизмов профессиональной подготовки и переподготовки родителей;


разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.


В 2022 - 2024 годах будут предусмотрены расходы на предоставление установленных мер социальной поддержки и социальных выплат населению области исходя из действующих условий их предоставления, расходы на предоставление социальных услуг населению, организацию оздоровления и отдыха детей.


В трехлетнем периоде планируется сохранить объем расходов областного бюджета, направляемых на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Будет продолжена реализация мероприятий по компенсации ипотечной ставки семьям при рождении детей, молодым и многодетным семьям, предоставление многодетным семьям единовременной выплаты из областного бюджета взамен предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, реализация программы регионального материнского капитала.


3.2.5. В сфере культуры для достижения национальных целей бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:


укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации;


продвижение талантливой молодежи в сфере музыкального искусства;


укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры;


поддержка добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации.


3.2.6. В сфере физической культуры и спорта для достижения национальных целей бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:


создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культуры и спортом, массовым спортом;


повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта; подготовка спортивного резерва.



3.3. В области национальной экономики


3.3.1. В сфере экономики на предстоящий период приоритетом является финансирование национальных проектов. Это развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение доступным жильем и формирование комфортной городской среды, создание конкурентоспособного экспортно ориентированного сегмента в базовых отраслях промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, повышение производительности труда, реализация мероприятий в сфере экологического благополучия населения, а также развитие цифровой экономики.


С учетом привлечения средств федерального бюджета планируется реализовать проекты, способствующие переходу экономики на качественно иные темпы развития, существенно улучшающие качество жизни населения, проекты в сфере развития городской и цифровой инфраструктуры.


3.3.2. В сфере сельского хозяйства бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:


сохранение продовольственной безопасности региона;


стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;


стимулирование роста производства пищевых продуктов;


создание условий для роста инвестиций в агропромышленный комплекс области, повышения энергетической эффективности сельскохозяйственного производства и роста финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей области;


создание высококвалифицированного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.


3.3.3. В сфере дорожного хозяйства и транспорта бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:


в сфере дорожного хозяйства для достижения национальных целей - на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения до конца 2024 года. В 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов будет продолжена реализация масштабного инвестиционного проекта по строительству моста через реку Шексну в городе Череповце, будет начато строительство моста через реку Вологду в створе улицы Некрасова;


в сфере транспорта в 2022 году будет продолжена модернизация аэропортовых комплексов в городах Вологде и Великом Устюге, сохранена государственная поддержка обеспечения транспортного обслуживания населения авиационным и внутренним водным транспортом, а также предоставление льготного проезда автомобильным транспортом обучающимся образовательных организаций отдельных типов.


3.3.4. В сфере лесного хозяйства бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:


эффективное исполнение переданных области полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений;


создание лесопарковых зон, зеленых зон, лесопарковых зеленых поясов;


восстановление вырубленных, погибших и поврежденных лесов;


обеспечение жителей области деловой древесиной для строительства жилых домов и дровами для отопления;


снижение объемов незаконных рубок леса.


В целях решения данных задач будут продолжены мероприятия, направленные на развитие рационального лесопользования и воспроизводства лесов, создание эффективной системы профилактики, обнаружения незаконных рубок, тушения лесных пожаров, лесовосстановление, повышение продуктивности и качества лесов, проведение работ по лесоустройству, повышение эффективности государственного лесного контроля и надзора.


3.3.5. В области развития малого и среднего предпринимательства бюджетная политика будет направлена на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности на территории области.


В целях решения данных задач будут продолжены мероприятия, направленные на повышение доступности финансовых ресурсов и инфраструктуры поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства и пропаганды предпринимательства (стимулирование граждан к осуществлению предпринимательской деятельности).


3.3.6. В сфере занятости населения бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:


формирование сбалансированного регионального рынка труда;


содействие в реализации прав граждан в области труда;


привлечение высококвалифицированных работников из других регионов, соотечественников, проживающих за рубежом.


В сфере занятости населения наряду с социальной поддержкой безработных граждан и трудоустройством граждан, ищущих работу, будут осуществляться меры активной политики занятости (профессиональная ориентация граждан, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, организация проведения оплачиваемых общественных работ, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и безработных граждан, содействие самозанятости безработных граждан), способствующие снижению уровня безработицы.



3.4. В области жилищно-коммунального хозяйства


В сфере жилищно-коммунального хозяйства для достижения национальных целей бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:


увеличение доли городов с благоприятной городской средой;


использование механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды;


обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;


обеспечение населения области качественной питьевой водой;


обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности в энергетике;


развитие газификации на территории области;


комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности.


В 2022 - 2024 годах бюджетные ассигнования в области жилищно-коммунального хозяйства будут направлены на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: благоустройство дворовых, общественных территорий, мест массового отдыха (городских парков), переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт систем водоснабжения и водоотведения, строительство и реконструкцию объектов газоснабжения, подготовку объектов теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период, обеспечение безопасных условий нахождения людей в зданиях общеобразовательных организаций, учреждений культуры и отдыха, имеющих встроенные и пристроенные котельные.



3.5. В области охраны окружающей среды


Бюджетная политика в области охраны окружающей среды для достижения национальных целей будет направлена на решение следующих основных задач:


экологическое оздоровление водных объектов и сохранение уникальных водных систем;


ликвидация всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок;


уменьшение совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в воздух в городах;


обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.


В целях решения данных задач в трехлетнем периоде будут предусмотрены расходы на развитие комплексного мониторинга окружающей среды и государственного экологического надзора, сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий областного значения, на проведение инженерных мероприятий, формирование основ экологической культуры населения области и обеспечение оперативного информирования и просвещения населения по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования.



3.6. В области капитального строительства


В области капитального строительства бюджетная политика будет направлена на концентрацию ресурсов на объектах с высокой степенью готовности, на объектах, имеющих большое значение для социально-экономического развития региона и муниципальных образований, объектах, строительство которых осуществляется на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета.


В трехлетнем периоде будет продолжена работа по урегулированию обязательств застройщиков, признанных банкротами, перед участниками долевого строительства и обязательств застройщиков для завершения строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимого имущества, строительство которых осуществляется с привлечением средств граждан - участников долевого строительства.



3.7. В области государственного управления


Бюджетная политика в области государственного управления будет направлена на решение следующих основных задач:


совершенствование организации государственной службы;


оптимизация деятельности органов государственной власти области;


реализация механизмов противодействия коррупции;


повышение эффективности и прозрачности деятельности органов исполнительной государственной власти области;


повышение уровня финансового управления в органах исполнительной государственной власти области путем повышения ответственности органов исполнительной государственной власти области за выполнение возложенных на них функций;


повышение эффективности использования кадровых резервов органов исполнительной государственной власти области, областного кадрового резерва;


внедрение современных и совершенствование эффективных технологий на государственной службе.


В целях решения данных задач в трехлетнем периоде будут предусмотрены расходы на мероприятия по совершенствованию системы государственной гражданской службы области.



3.8. В области межбюджетных отношений


3.8.1. Межбюджетные отношения в 2022 - 2024 годах будут формироваться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и закона области от 6 декабря 2013 года N 3222-ОЗ "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области".


Приоритетными задачами в сфере межбюджетных отношений являются:


содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов в целях исключения рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств;


реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


стимулирование органов местного самоуправления в увеличении собственной доходной базы местных бюджетов;


сохранение высокой роли выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов;


продолжение политики замены дотаций (части дотаций) на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности дифференцированными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц;


обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований области;


распределение максимального количества межбюджетных трансфертов при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;


повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов;


реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства;


вовлечение граждан в процесс принятия решений о распределении муниципальных финансов;


реализация мероприятий по обеспечению открытости и прозрачности бюджетного процесса в муниципальных образованиях области;


сокращение муниципального долга.


3.8.2. При формировании бюджетной политики региона в части межбюджетных отношений с муниципальными образованиями области на 2022 - 2024 годы будут учтены выпадающие доходы местных бюджетов по единому налогу на вмененный доход.


В целях компенсации выпадающих доходов местных бюджетов с учетом развития налоговой базы по налогам на совокупный доход в муниципальных образованиях законом области от 15 декабря 2020 года N 4822-ОЗ "Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" утверждены дифференцированные нормативы отчислений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты муниципальных районов и городских округов, размер которых составляет: на 2021 год - от 6,57% до 18,12%, на 2022 год - от 7,58% до 20,4%, на 2023 год - от 7,29% до 19,65%.


За пять месяцев 2021 года совокупные поступления в местные бюджеты налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 1,5 раза превышают поступления данных доходных источников за аналогичный период 2020 года и составляют 1,1 млрд. рублей. Это подтверждает полную компенсацию местным бюджетам выпадающих доходов от отмены единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.


В 2022 - 2024 годах мониторинг данного направления бюджетной политики будет продолжен.


3.8.3. В части выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований области:


В целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и повышения качества государственных (муниципальных) услуг, оказываемых потребителям, будет действовать формализованный порядок определения ежегодно утверждаемого законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период критерия выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований области, исходя из необходимости достижения которого будет сформирован объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области.


Государственные полномочия по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений бюджетам поселений, входящих в состав муниципальных районов, по расчету и установлению дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, заменяющих полностью и (или) частично дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений бюджетам поселений, будут осуществляться органами местного самоуправления муниципальных районов области в соответствии с законом области от 6 декабря 2013 года N 3223-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений бюджетам поселений за счет средств областного бюджета" с выделением им субвенций из областного бюджета на реализацию указанных полномочий.


В целях стимулирования роста доходного потенциала муниципальных образований области, повышения самодостаточности и финансовой самостоятельности местных бюджетов в настоящее время установлен единый норматив отчислений от упрощенной системы налогообложения в бюджеты муниципальных районов в размере 50%, бюджеты городских округов - 20%. С 2018 года городским округам установлен единый норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 5%. При формировании бюджетной политики региона в части межбюджетных отношений с муниципальными образованиями области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов будет рассматриваться возможность передачи местным бюджетам единых нормативов от отдельных неналоговых доходов, в частности, от платы за негативное воздействие на окружающую среду.


В целом в перспективе планируется расширение перечня передаваемых муниципальным образованиям области по единым нормативам доходных источников субъекта Российской Федерации.


Будет продолжена практика корректировки дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов с учетом достижения показателей, характеризующих качество управления муниципальными финансами.


3.8.4. В части софинансирования расходных обязательств местных бюджетов:


выделение субсидий из областного бюджета, в том числе на реализацию национальных проектов, реализуемых на федеральном уровне, будет осуществляться в рамках государственных программ области, на основании перечня субсидий бюджетам муниципальных образований области, предоставляемых из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;


приоритетными расходными обязательствами муниципальных образований области, софинансирование которых осуществляется за счет субсидий, являются расходные обязательства местных бюджетов, софинансирование которых осуществляется за счет средств, поступающих из федерального бюджета;


для поселений, прошедших процедуру объединения в 2019 году, предусмотрены иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований области по результатам реализации инициатив о преобразовании поселений путем их объединения.


3.8.5. В части финансового обеспечения осуществления государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления области:


финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления области, будет осуществляться за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета. Ключевой задачей в сфере предоставления субвенций является обеспечение достаточности средств областного бюджета, направляемых на исполнение переданных полномочий;


в целях повышения качества управления региональными финансами будет продолжено предоставление единой субвенции, что будет способствовать усилению финансовой самостоятельности органов местного самоуправления по распоряжению средствами, поступающими из областного бюджета на финансовое обеспечение переданных полномочий, а также повышению эффективности использования таких средств.


3.8.6. Формирование и исполнение местных бюджетов области будет осуществляться на основе муниципальных программ, что предполагает увязку бюджетных ассигнований и конкретных мероприятий, направленных на достижение приоритетных целей социально-экономического развития территорий.


По итогам 2020 года доля расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов) области в общем объеме расходов местных бюджетов составила 95,2% с ростом к уровню 2019 года на 1,4 процентных пункта.


В дальнейшем будет оказываться необходимое методическое содействие в вопросах увеличения доли расходов, сформированных программно-целевым методом планирования, в общем объеме расходов местных бюджетов.


В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и имеющихся рисков несбалансированности бюджетов межбюджетные отношения будут направлены на усиление ответственности органов местного самоуправления области за проводимую бюджетную политику в части:


соблюдения муниципальными образованиями области условий заключенных соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных районов (городских округов) области, соглашений о выполнении показателей, характеризующих уровень управления муниципальными финансами муниципальных районов (городских округов);


проведения взвешенной долговой и бюджетной политики;


безусловного исполнения принятых расходных обязательств, в первую очередь расходных обязательств, связанных с обеспечением оплаты труда и решением вопросов в социальной сфере области.


При возникновении рисков необеспечения принятых расходных обязательств местных бюджетов будут рассматриваться вопросы предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета в целях покрытия временных кассовых разрывов.


Для анализа результатов проводимой работы будет осуществляться ежемесячный мониторинг исполнения бюджетов муниципальных образований области, обеспечения их сбалансированности, своевременности осуществления расчетов, погашения кредиторской задолженности, а также ежегодная оценка качества управления муниципальными финансами.



Утверждены
Постановлением
Правительства области
от 2 августа 2021 г. N 877
(приложение 2)



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ


I. Итоги реализации долговой политики в 2015 - 2021 годах


За период 2015 - 2020 годов государственный долг области сокращен на 19,2 млрд. рублей.


По итогам исполнения областного бюджета 2020 года Вологодская область по уровню государственного долга в объеме налоговых и неналоговых доходов из 85 субъектов Российской Федерации заняла 20 место, поднявшись на 2 позиции по сравнению с уровнем 2019 года (в 2012 году регион из 83 субъектов Российской Федерации был на 81 месте, рост в рейтинге составил 61 позицию).


С 2017 года Правительство области стремилось досрочно погасить дорогие коммерческие кредиты, в 2019 году данный процесс был успешно завершен. По состоянию на 1 января 2020 года долговые обязательства перед кредитными организациями погашены в полном объеме. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, сложившуюся в 2020 году, Правительству области удалось исполнить социальные обязательства перед гражданами и оказать поддержку бизнесу в полном объеме без привлечения банковских кредитов.


В 2020 году Вологодской областью с Министерством финансов Российской Федерации заключено дополнительное соглашение от 30 сентября 2020 года N 6/5/5/5/5/5/5/5 о продлении срока погашения реструктуризированных бюджетных кредитов из федерального бюджета с 7 до 12 лет. В соответствии с условиями данного соглашения обязательства в объеме 1,7 млрд. рублей, подлежащие уплате в 2020 году, перенесены равными платежами на 2025 - 2029 годы. Высвобождаемые средства областного бюджета в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам направлены на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением распространения коронавирусной инфекции и на компенсацию снижения налоговых и неналоговых доходов в сравнении с 2019 годом.


По итогам исполнения 2020 года государственный долг области составил 15,7 млрд. рублей или 24,7% от фактического объема поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. За январь - декабрь 2020 года объем государственного долга области сократился на 9,2 млн. рублей, за счет выполнения принципалом обязательств по кредитному договору, обеспеченному государственной гарантией области.


По состоянию на 1 января 2021 года в структуре государственного долга области коммерческие заимствования отсутствуют, задолженность по бюджетным кредитам из федерального бюджета составила 99,4% или 15,6 млрд. рублей, действующей является одна государственная гарантия области с объемом обязательств 98,1 млн. рублей или 0,6%.


По итогам исполнения областного бюджета 2021 года условия соглашений, заключенных Правительством области с Министерством финансов Российской Федерации, о предоставлении бюджету области из федерального бюджета бюджетных кредитов для рефинансирования долговых обязательств области с учетом условий реструктуризации бюджетных кредитов планируется исполнить в полном объеме.



II. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики области


Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики области в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов, являются:


необходимость выполнения условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;


ухудшение экономической ситуации, связанной с последствиями COVID-19, замедление темпов экономического роста;


необходимость в финансировании крупных инвестиционных проектов;


необходимость финансового обеспечения расходных обязательств области, принимаемых с учетом реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года";


необходимость увеличения расходов областного бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы;


необходимость сохранения позиции в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости в соответствии с системой оценки Министерства финансов Российской Федерации.



III. Цели и задачи долговой политики области


По итогам исполнения областного бюджета в 2022 - 2024 годах условия соглашений, заключенных Правительством области с Министерством финансов Российской Федерации, о предоставлении бюджету области из федерального бюджета бюджетных кредитов для рефинансирования долговых обязательств области с учетом условий реструктуризации бюджетных кредитов должны быть выполнены в полном объеме.


Долговая политика Вологодской области - управление государственным долгом области в целях сохранения объема государственного долга области на экономически безопасном уровне, соблюдения требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.


Основные цели долговой политики Вологодской области - недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета, поддержание размера и структуры государственного долга области в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки. Задачи долговой политики области:


обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости областного бюджета;


сохранение объема государственного долга области на экономически безопасном уровне;


обеспечение исполнения долговых обязательств области в полном объеме и в установленные сроки;


осуществление учета долговых обязательств области своевременно и в полном объеме в Государственной долговой книге Вологодской области;


обеспечение раскрытия информации о государственном долге области;


осуществление контроля за показателями долговой устойчивости областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области (предельными значениями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации);


обеспечение высокого уровня долговой устойчивости областного бюджета.



IV. Инструменты реализации долговой политики области


В структуре государственного долга области рыночные заимствования отсутствуют. Учитывая сложную экономическую ситуацию, вызванную распространением коронавирусной инфекции, в перспективе может возникнуть потребность в привлечении рыночных заимствований.


Инструментами реализации долговой политики области являются:


1) мониторинг финансовых рынков в целях определения стоимости кредитных ресурсов и депозитных средств (контроль за состоянием финансовой сферы в целях увеличения поступлений доходов в областной бюджет от размещения временно свободных средств на банковских депозитах, мониторинг возможности привлечения прямых дешевых государственных заимствований);


2) поддержание текущей ликвидности областного бюджета через использование бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета;


3) рассмотрение возможности привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета стоимостью не более 3% годовых и сроком погашения до 15 лет при реализации крупных инвестиционных проектов;


4) обеспечение высокого уровня долговой устойчивости областного бюджета:


объем государственного долга области к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений - не более 50%;


годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга области, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - не более 13%;


доля расходов на обслуживание государственного долга области в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - не более 5%;


5) проведение мероприятий по сокращению рисков по действующему условному обязательству области (за период 2014 - 2020 годов доля условных обязательств в структуре государственного долга области уменьшена на 15,2 процентных пункта - с 15,3% на 1 января 2014 года (4,9 млрд. рублей) до 0,1% (98,7 млн. рублей) на 1 января 2021 года. Действующей остается одна государственная гарантия области):


осуществление контроля за выполнением принципалом обязательств по кредитному договору, обеспеченному государственной гарантией области, в полном объеме и в установленные сроки;


не предоставление государственных гарантий области в 2022 - 2024 годах ввиду больших финансово-экономических рисков;


6) при возникновении острой кризисной ситуации с поступлением доходов в областной бюджет осуществление привлечения кредитов кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 1% годовых;


7) сохранение ограничения для муниципальных образований области, получающих бюджетные кредиты из областного бюджета, по привлечению в местный бюджет кредитов кредитных организаций исключительно по ставке на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.



V. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом области


К основным рискам, возникающим в процессе управления государственным долгом области и влияющим на эффективность долговой политики в среднесрочном периоде, относятся:


ухудшение экономической ситуации в Российской Федерации, в том числе снижение темпов экономического роста, повышение уровня инфляции, в том числе из-за последствий распространения коронавирусной инфекции;


риск недостижения планируемых объемов поступления доходов областного бюджета;


риск ликвидности - отсутствие на едином счете областного бюджета необходимого объема средств для исполнения расходных и долговых обязательств области в полном объеме в установленный срок;


риск роста государственного долга области.


Основной мерой, принимаемой для управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, является осуществление достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам внутреннего финансирования дефицита областного бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по привлечению рыночных заимствований для финансирования дефицита областного бюджета и погашения государственных долговых обязательств.



VI. Ожидаемые итоги реализации долговой политики области в 2022 - 2024 годах


Результатом реализации долговой политики в 2022 - 2024 годах должны стать выполнение в полном объеме условий соглашений о реструктуризации действующих обязательств по предоставленным бюджетным кредитам, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации.


Планируется достижение следующих показателей долговой устойчивости:


по состоянию на 1 января 2023 года:


- объем государственного долга области не более 30% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;


- доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций не более 16,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;


по состоянию на 1 января 2024 года:


- объем государственного долга области не более 25% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;


- доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций не более 18,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;


по состоянию на 1 января 2025 года:


- объем государственного долга области не более 20% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024 год;


- доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций не более 19,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024 год.


Кроме того, реализация долговой политики направлена на обеспечение доступности информации о государственном долге области.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ