ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 февраля 2021 года N 152-р
Об утверждении Стратегии развития
физической культуры и спорта в
Республике Саха (Якутия) на период до 2030
года
В соответствии с Законом Республики Саха
(Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О
Стратегии социально-экономического
развития Республики Саха (Якутия) до 2032
года с целевым видением до 2050 года":
1. Утвердить Стратегию развития
физической культуры и спорта в
Республике Саха (Якутия) на период до 2030
года (далее - Стратегия) согласно
приложению к настоящему распоряжению.
2. Министерству по физической культуре и
спорту Республики Саха (Якутия)
(Григорьев И.Ю.) разработать и внести в
Правительство Республики Саха (Якутия) в
двухмесячный срок проект плана
мероприятий по реализации Стратегии.
3. Рекомендовать органам местного
самоуправления Республики Саха (Якутия)
руководствоваться положениями
Стратегии при разработке и реализации
муниципальных программ и иных
документов.
4. Контроль исполнения настоящего
распоряжения возложить на заместителя
Председателя Правительства Республики
Саха (Якутия) Местникова С.В.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 26 февраля 2021 г. N 152-р
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА
ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
1. Общие положения
Стратегия развития физической культуры
и спорта в Республике Саха (Якутия) на
период до 2030 года (далее - Стратегия)
разработана на основании Стратегии
развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации на период до 2030
года и представляет собой межотраслевой
документ стратегического планирования в
сфере физической культуры и спорта
Республики Саха (Якутия) на период до 2030
года, направленный на создание правовых,
экономических и организационных условий
и гарантий для развития
физкультурно-спортивного движения в
Республике Саха (Якутия) и определяет
задачи и приоритетные направления
реализации государственной политики
Республики Саха (Якутия) для создания
современной отрасли в сфере физической
культуры и спорта, не только в целях
обеспечения развития спорта высших
достижений в Республике Саха (Якутия), но
и для развития физической культуры и
спорта, как важнейшей составляющей
социальной политики государства, так как
спорт способствует долголетию человека,
сплочению семьи, формированию здорового,
морально-психологического климата в
различных социально-демографических
группах, снижению травматизма,
заболеваемости.
Стратегия подготовлена с учетом задач,
определенных Президентом Российской
Федерации, национальным проектом
"Демография", федеральным проектом
"Спорт - норма жизни", и приоритетных
направлений деятельности Правительства
Российской Федерации, позволяющих
обеспечить высокие и устойчивые темпы
экономического роста, важнейших
законодательных и нормативно-правовых
актов, определяющих политику
государства в сфере физической культуры
и спорта на длительную перспективу.
Стратегия содержит комплекс мер, которые
последовательно реализуются и дают свои
результаты. По каждому направлению
Стратегии устанавливаются целевые
показатели, которые должны быть
достигнуты в результате реализации всех
мер и мероприятий.
Разработка и реализация Стратегии
основаны на следующих ценностях и
принципах физической культуры и спорта:
соответствие национальным целям и
стратегическим задачам развития
Российской Федерации;
обеспечение равных возможностей для
занятий физической культурой и спортом
по месту жительства, учебы и работы для
всех категорий и групп граждан;
открытость и доступность информации в
сфере физической культуры и спорта для
граждан;
удовлетворенность граждан условиями для
занятий физической культурой и спортом;
обеспечение условий для подготовки
высококвалифицированных спортсменов, их
спортивного долголетия, саморазвития и
самореализации, духовно-нравственного и
патриотического воспитания;
ориентация на долгосрочную перспективу
стратегического планирования развития
физической культуры и спорта с учетом
научно-технологического и цифрового
развития;
обеспечение "чистоты" и
безопасности спорта, а также
нетерпимость к нарушению антидопинговых
правил;
учет региональных особенностей развития
физической культуры и спорта.
ориентированность на человека -
формирование навыков и умений в сфере
физической культуры и спорта, прежде
всего для сохранения здоровья и
активного долголетия, обеспечения
физического и духовного благополучия;
доступность - адаптация территорий,
сооружений и помещений для
максимального удовлетворения всех
категорий граждан в занятиях физической
культурой и спортом;
неразрывность - гармоничное
существование всех видов физической
активности, их взаимодействие,
взаимозависимость и
взаимодополняемость, а также активная
интеграция в жизнь общества;
партнерство - учет региональных
особенностей развития физической
культуры и спорта, формирование
согласованных интересов и равного
сотрудничества работников,
работодателей, государства и бизнеса,
направленных на устойчивое развитие
сферы физической культуры и спорта;
открытость миру - верность олимпийским
принципам, равенству и справедливости,
готовность воспринимать и делиться всем
лучшим в мировом спорте и активно
бороться против попыток использования
спорта в неспортивных интересах;
прозрачность - свободный доступ к
информации, открытые и двусторонние
коммуникации;
безопасность - обеспечение надежного
функционирования объектов спорта,
механизмов и систем защиты участников
занятий физической культурой и спортом,
спортивных состязаний и других массовых
спортивных мероприятий;
равенство - возможность для занятий
физической культурой и спортом для всех
категорий и групп граждан вне
зависимости от возраста, пола,
социального статуса и места жительства;
свобода выбора - обеспечение
многообразия видов физической культуры
и спорта, предоставляющих человеку
широкие возможности самореализации и их
доступности;
устойчивое экономическое развитие -
стремление к инновациям, поддержка
конкуренции и частной инициативы, а
также развитие форм пропорционально
сочетанного бюджетного и внебюджетного
финансирования спорта.
Стратегия направлена на формирование и
реализацию скоординированной
государственной политики в сфере
физической культуры и спорта. Ведущим
вектором Стратегии является
межотраслевое и межведомственное
взаимодействие, координация и
консолидация деятельности
заинтересованных органов
исполнительной власти, органов местного
самоуправления, общественных, научных и
образовательных организаций, институтов
гражданского общества и экспертного
сообщества, а также обеспечение единства
нормативно-правовой базы в сфере
физической культуры и спорта и иных
социальных сферах.
2. Нормативно-правовые и информационные
основы
Стратегия разработана в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
Указом Президента Российской Федерации
от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных
целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года";
Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N
329-ФЗ "О физической культуре и спорте в
Российской Федерации";
Государственной программой Российской
Федерации "Доступная среда",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 29
марта 2019 г. N 363;
Государственной программой Российской
Федерации "Развитие физической
культуры и спорта", утвержденной
постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N
302;
Национальной программой
социально-экономического развития
Дальнего Востока на период до 2024 года и
на перспективу до 2035 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 24 сентября 2020 г. N 2464-р;
Конституцией Республики Саха (Якутия);
Законом Республики Саха (Якутия) от 19
декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии
социально-экономического развития
Республики Саха (Якутия) до 2032 года с
целевым видением до 2050 года";
Законом Республики Саха (Якутия) от 18
июня 2009 г. 696-З N 327-IV "О физической
культуре и спорте в Республике Саха
(Якутия)";
Законом Республики Саха (Якутия) от 17
июня 2015 г. 1483-З N 523-V "О национальных
видах спорта Республики Саха
(Якутия)";
Паспортом национального проекта
"Демография";
Паспортом федерального проекта "Спорт
- норма жизни".
3. Анализ текущего состояния физической
культуры и спорта в Республике Саха
(Якутия)
Итоги реализации Стратегии развития
физической культуры и спорта Республики
Саха (Якутия) на период до 2020 года
доказали, что выбранный путь,
направленный на повышение роли
физической культуры и спорта в
формировании здорового образа жизни
населения, увеличения количества людей,
занимающихся физической культурой и
спортом, обеспечения достойных
выступлений якутских спортсменов на
российских и международных
соревнованиях оказался результативным.
Наблюдается положительная динамика доли
населения Республики Саха (Якутия),
систематически занимающегося
физической культурой и спортом в общей
численности населения в возрасте от 3 до
79 лет: в 2010 г. - 203 972 чел. - 21,2%; в 2011 г. - 214 923
чел. - 22,4%; в 2012 г. - 223 023 чел. - 23,2%; в 2013 г. - 224
030 чел. - 25,3%; в 2014 г. - 263 334 чел. - 29,4%; 2015 г. - 286
000 чел. - 32,0%; 2016 г. - 312 352 чел. - 34,8%; 2017 г. - 323 341
чел. - 35,83%; 2018 г. - 352 516 чел. - 38,91%; 2019 г. - 376 467
чел. - 41,55%, 2020 г. - план 43,50%.
В 2019 году согласно единому календарному
плану физкультурных и спортивных
мероприятий из запланированных 550
мероприятий проведено 532 мероприятия, из
них 273 - массовые мероприятия, 121 - по
национальным видам спорта, 90 - по
адаптивному спорту, 53 - по
детско-юношескому спорту. Общий охват
участников за отчетный период составил
333 тыс. человек. Для сравнения: в 2010 году -
372 мероприятия - 220 тыс. человек; в 2011 году -
249 мероприятий - 126 тыс. человек; в 2012 году -
309 мероприятий - 126 тыс. человек; в 2013 году -
282 мероприятия - 210 тыс. человек; в 2014 году -
331 мероприятие - 214 тыс. человек; в 2015 году -
345 мероприятий - 442 тыс. человек; в 2016 году -
338 мероприятий - 289 тыс. человек; в 2017 году -
326 мероприятий - 308 тыс. человек; в 2018 году -
312 мероприятий - 361 тыс. человек.
Из крупных спортивных мероприятий,
прошедших в период 2014 - 2020 годов можно
выделить:
2014 год - VI Спортивные игры народов
Республики Саха (Якутия) в с. Намцы
Намского улуса, Чемпионат Мира по боксу
среди студентов в г. Якутске, Чемпионат
мира по мас-рестлингу в г. Якутске.
2015 год - III Спартакиада трудовых
коллективов Республики Саха (Якутия),
посвященной 70-летию Победы в Великой
Отечественной войне.
2016 год - III Спартакиада зимних видов
спорта в Республике Саха (Якутия),
Чемпионат России по вольной борьбе среди
мужчин в г. Якутске, VI Международные
спортивные игры "Дети Азии".
2017 год - Чемпионат и Первенство России по
вольной борьбе (спорт глухих) в г.
Якутске, I этап Чемпионата России по
волейболу сидя среди мужских команд в г.
Якутске, XII Спартакиада Республики Саха
(Якутия) по адаптивным видам спорта, XX
Спартакиада по национальным видам
спорта "Игры Манчаары" в с.
Верхневилюйск Верхневилюйского улуса.
2018 год - Чемпионат России по боксу,
Чемпионат Мира по мас-реслингу.
2019 год - Кубок Мира по Вольной борьбе, VII
Спортивные игры народов Республики Саха
(Якутия) в с. Амга Амгинского улуса,
Чемпионата мира по международным шашкам
среди женщин, Чемпионат и первенство
России по северному многоборью.
В связи со сложившейся
эпидемиологической ситуацией во всем
мире, и распространением новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) не
удалось реализовать план 2020 года в части
проведения соревновательных
мероприятий.
Во многом увеличение количества
занимающихся физической культурой и
спортом обусловлено динамичным
развитием спортивной инфраструктуры.
В рамках реализации федеральной целевой
программы "Развитие физической
культуры и спорта в Российской
Федерации" и Инвестиционной программы
Республики Саха (Якутия) в период с 2010 по
2020 гг. в республике введено в
эксплуатацию 25 объектов спорта, в том
числе: стадионов на 3000 мест со
стандартным футбольным полем и беговой
дорожкой на 400 метров - 5; спортивных
залов, в том числе многофункциональных -
9; спортивных комплексов, центров - 7;
бассейнов - 2; футбольный манеж с
искусственным покрытием на 3000 мест - 1;
надстройка 3 этажа училища олимпийского
резерва им. Р.М. Дмитриева - 1.
За десятилетний период на строительство
объектов спорта выделено 8 939,75 млн
рублей, в том числе из федерального
бюджета - 3 858,39 млн рублей, из
государственного бюджета Республики
Саха (Якутия) - 4 082,20 млн рублей, из
внебюджетных источников - 999,15 млн
рублей.
В 2020 году завершено строительство и
введены в эксплуатацию объекты спорта,
такие как: многофункциональный
спортивный комплекс в г. Среднеколымске
Среднеколымского улуса (района),
спортивный комплекс с универсальным
залом и плавательным бассейном в п.
Нижний Бестях Мегино-Кангаласского
улуса, многофункциональный спортивный
зал в с. Бердигестях Горного улуса.
По линии общереспубликанского движения
добрых дел "Моя Якутия в XXI веке"
(далее - ОРДДД "Моя Якутия в XXI веке")
в период с 2012 по 2020 гг. введено в
эксплуатацию 48 объектов спорта, в том
числе: спортивные залы, детско-юношеские
спортивные школы, культурно-спортивные
комплексы, многофункциональные центры
культуры и спорта и др.
За период 2012 - 2020 гг. на строительство
(реконструкцию) объектов спорта по линии
ОРДДД "Моя Якутия в XXI веке" выделено
277 418,51 тыс. рублей.
Также, в 2020 году по линии ОРДДД "Моя
Якутия в XXI веке" введены в
эксплуатацию еще три объекта спорта:
спортивный зал в с. Харыялах
Верхневилюйский улус;
культурно-спортивный комплекс в с.
Маймага Намского улуса; борцовский зал в
с. Боробул Таттинского улуса.
В 2010 году уровень обеспеченности
спортивными сооружениями в Республике
Саха (Якутия) составлял 22,3 процента.
Согласно данным федерального
статистического наблюдения по форме N
1-ФК на 2019 год по республике имеется 1 869
спортивных объектов, в том числе 871
спортивный зал, 51 плавательных бассейн,
575 плоскостных спортивных сооружений, 22
лыжные базы, 23 стадиона и 327 прочих
спортивных объектов. Фактические данные
спортивных сооружений и его размеры
составляют: спортивный зал - 233,48 кв.м,
плавательный бассейн - 7,44 кв.м зеркала
воды, плоскостные спортивные сооружения
- 355,92 кв.м. Отсюда следует, что уровень
обеспеченности населения спортивными
сооружениями исходя из единовременной
пропускной способности объектов спорта
в 2020 году составляет 45 процентов.
Число спортивных сооружений по годам: 2014
г. - 1720; 2015 г. - 1741; 2016 г. - 1750; 2017 г. - 1754; 2018 г. -
1816, 2019 г. - 1869.
В республике уделяется большое внимание
развитию спорта высших достижений и
системы подготовки спортивного резерва.
На сегодняшний день функционируют 85
физкультурно-спортивных организации, в
том числе:
3 центра спортивной подготовки;
1 училище олимпийского резерва;
9 спортивных школ олимпийского резерва;
3 спортивные школы;
52 детско-юношеские спортивные школы;
5 других организаций, осуществляющих
деятельность в области ФКиС;
12 муниципальных управлений спорта.
Общее количество занимающихся в системе
подготовки спортивного резерва
Республики Саха (Якутия) составляет 38 779
человек, культивируются 43 вида спорта, из
них 13 базовых видов спорта (бокс, дзюдо,
легкая атлетика, плавание, пулевая
стрельба, спортивная борьба, стендовая
стрельба, стрельба из лука, лыжные гонки,
спорт лиц с поражением ОДА, спорт глухих,
мас-рестлинг, шашки). По сравнению с 2014
годом (34 839 человек) количество
занимающихся увеличилось на 3 940 человек,
что составляет 10,10 процента от общего
количества занимающихся.
Общая численность тренеров по
республике составляет 1 335 человек, в том
числе штатных тренеров - 1 116 человек.
Спорт высших достижений (олимпийский)
предполагает систематическую плановую
многолетнюю подготовку и участие в
соревнованиях в избранном виде спорта с
целью достижения максимально возможных
спортивных результатов, победы на
крупнейших спортивных соревнованиях.
Эффективность работы оценивается по
результатам выступления
спортсменов-учащихся на Олимпийских,
Паралимпийских и Сурдолимпийских играх,
чемпионатах, Кубках, первенствах мира,
Европы, международных турнирах, а также
чемпионатах и первенствах Российской
Федерации.
Подготовка спортсменов высокого класса
велась по 11 олимпийским базовым видам
спорта, по которым якутские спортсмены
входят в составы сборных команд
Российской Федерации и успешно
выступают на российских и международных
спортивных аренах: вольная борьба, бокс,
легкая атлетика, лыжные гонки, стрельба
из лука, пулевая стрельба, пауэрлифтинг,
дзюдо, плавание, волейбол-сидя, стендовая
стрельба.
В республике принят ряд мер,
направленных на существенное улучшение
государственной поддержки спорта. С 2004
года успешно реализована ведомственная
целевая программа по подготовке
спортсменов Республики Саха (Якутия) к
Олимпийским, Паралимпийским, а также
Сурдлимпийским играм. В период с 2009 по 2019
годы было завоевано 2 медали летних и
зимних Олимпийских игр, 3 медали
Паралимпийских игр, 6 медалей
Сурдлимпийских игр.
В Республике Саха (Якутия)
физкультурно-оздоровительная работа с
инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется
на принципах межведомственного
взаимодействия в организациях,
относящихся к различным ведомствам:
образования, культуры, здравоохранения,
труда и социального развития, физической
культуры и спорта. Организована и
ведется совместная работа с
региональными общественными
организациями инвалидов и спортивными
федерациями (Федерация по адаптивным
видам спорта, Федерация спорта глухих,
Федерация спорта слепых, Всероссийское
общество инвалидов, Всероссийское
общество глухих, Всероссийское общество
слепых). Ежегодный прирост количества
лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов, систематически
занимающихся физической культурой и
спортом, в общей численности указанной
категории населения, не имеющего
противопоказаний для занятий физической
культурой и спортом составляет 1,5
процента (2013 год - 3868 чел., 2019 - 10495 чел.).
Благодаря включению адаптивных видов
спорта в программу крупных спортивных
мероприятий, таких как спортивные игры
народов Якутии и спартакиада "Игры
Манчаары", VII Спортивные игры народов
Республики Саха (Якутия) органы местного
самоуправления стали больше внимания
уделять адаптивной физической культуре
и спорту.
Кроме названных видов спорта высокие
спортивные результаты спортсмены
республики показывают по 5 неолимпийским
видам спорта: мас-рестлингу, шашкам,
кикбоксингу, мини-футболу, спортингу.
Проведена большая работа по возрождению,
сохранению, и дальнейшему развитию
народных игр и национальных видов
спорта, модернизации и
совершенствованию правил соревнований.
За 10 лет реализации Закона Республики
Саха (Якутия) от 18 июня 2009 г. 696-З N 327-IV "О
физической культуре и спорте в
Республике Саха (Якутия)" создана
нормативно-правовая основа развития
национальных видов спорта. Принят
отдельный Закон Республики Саха (Якутия)
от 17 июня 2015 г. 1483-З N 523-V "О национальных
видах спорта Республики Саха (Якутия)".
Внесены изменения в Федеральный закон
"О физической культуре и спорте" N
170-ФЗ от 23 июня 2014 г., в части развития
национальных видов спорта на всей
территории Российской Федерации.
Развитие национальных видов спорта в
Республике Саха (Якутия) носят плановый и
устойчивый характер. В 2012 году
Министерством спорта Республики Саха
(Якутия) утвержден реестр национальных
видов спорта. Периодически (через каждые
4 года) проводятся Спартакиады по
национальным видам спорта "Игры
Манчаары". С 2009 по 2019 гг. численность
населения систематически занимающихся
национальными видами спорта увеличилось
на 52 процента.
С 2009 по 2020 гг. проведена целенаправленная
работа по созданию всероссийских
федераций и продвижению на
всероссийский уровень трех национальных
видов спорта Республики Саха (Якутия):
мас-рестлинг, борьба хапсагай и якутские
национальные прыжки. Более успешный
результат достигнут по виду спорта
мас-рестлинг.
В 2011 году была создана и в 2017 году
зарегистрирована в Министерстве юстиции
Российской Федерации Международная
федерация мас-рестлинга, которая сегодня
насчитывает в своем составе 52
национальные федерации, со всех
континентов земного шара.
Всероссийская федерация мас-рестлинга
получила государственную аккредитацию и
приобрела статус общероссийской
спортивной федерации (Приказ Минспорта
РФ от 20 февраля 2015 г. N 155). ВФМР - стала
первой общественной организацией по
национальным видам спорта, которая
получила статус общероссийской.
Приказом Министерства спорта Российской
Федерации от 5 ноября 2019 г. N 898 Утвержден
Федеральный стандарт спортивной
подготовки по виду спорта мас-рестлинг.
Научно-методическим советом
Министерства образования и науки
Республики Саха (Якутия) одобрена и
рекомендована общеобразовательным
учебным заведениям республики учебная
программа по национальным видам спорта:
мас-рестлингу, якутским прыжкам и борьбе
хапсагай, как вариативная часть учебной
программы урока физкультуры.
Модернизируется система подготовки
спортивного резерва в Республике Саха
(Якутия) согласно которой:
перепрофилировались государственные
бюджетные учреждения Республики Саха
(Якутия) и определились их основные виды
деятельности;
утвержден перечень мероприятий по
переименованию и перепрофилированию
государственных бюджетных учреждений
Республики Саха (Якутия);
проекты уставов государственных
бюджетных учреждений утверждены
Министерством имущественных и земельных
отношений Республики Саха (Якутия).
В республике реализуется региональный
проект "Спорт - норма жизни" (далее -
региональный проект), который был
разработан в соответствии с
Методическими указаниями по разработке
национальных проектов (программ),
утвержденным Председателем
Правительства Российской Федерации Д.А.
Медведевым от 4 июня 2018 г. N 4072п-П6.
Ключевые показатели регионального
проекта и их значения к 2020 году:
доля граждан, систематически
занимающихся физической культурой и
спортом - 43,5 процента;
доля детей и молодежи, систематически
занимающихся физической культурой и
спортом, в общей численности детей и
молодежи - 74 процента;
доля граждан среднего возраста,
систематически занимающихся физической
культурой и спортом, в общей численности
граждан среднего возраста - 27 процентов;
доля граждан старшего возраста,
систематически занимающихся физической
культурой и спортом, в общей численности
граждан старшего возраста - 11 процентов;
уровень обеспеченности граждан
спортивными сооружениями исходя из
единовременной пропускной способности
объектов спорта - 43,6 процента;
доля занимающихся по программам
спортивной подготовки в организациях
ведомственной принадлежности
физической культуры и спорта, в общем
количестве занимающихся в организациях
ведомственной принадлежности
физической культуры и спорта - 38,8
процента.
4. Цели и задачи Стратегии
Согласно стратегии
социально-экономического развития
Республики Саха (Якутия) до 2032 года,
миссия Республики Саха (Якутия) состоит в
создании уникального пространства для
реализации талантов и знаний людей,
ответственных за эффективное
использование природных ресурсов
республики и сохранение первозданной
природы для будущих поколений и всего
мира. При этом Республика Саха (Якутия)
ассоциируется как лидер международного
уровня по конкурентоспособности
человеческого капитала.
Целью Стратегии является создание
благоприятных условий для мотивации
населения на ведение здорового образа
жизни населения, на систематические
занятия физкультурой и спортом,
повышение спортивного мастерства и
конкурентоспособности спортсменов
республики на российском и
международном уровнях, выход
национальных видов спорта Республики
Саха (Якутия) на международную арену и
укрепление международного
сотрудничества.
Задачи Стратегии включают в себя:
разработку и совершенствование
нормативно-правовой базы для развития
сферы физической культуры и спорта;
мотивацию граждан к здоровому образу
жизни и систематическим занятиям
физической культурой и спортом;
создание для всех категорий групп
населения условий для занятий
физической культурой и спортом, массовым
спортом, повышение уровня их
двигательной активности и физической
подготовленности;
совершенствование подхода к управлению
спортивной инфраструктурой, в том числе
на этапах планирования, проектирования и
эксплуатации;
укрепление материально-технической базы
отрасли, в том числе путем строительства
новых, реконструкции, капитального
ремонта и благоустройства действующих
спортивных сооружений;
повышение качества услуг в сфере
физической культуры и спорта,
оказываемых населению, и повышение
посещаемости и доступности спортивных
сооружений;
развитие системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
кадров в сфере физической культуры,
спорта и спортивной медицины;
создание условий для эффективной
системы подготовки в спорте высших
достижений, способной обеспечить
конкурентоспособность республиканских
спортсменов на мировом уровне, с
привлечением научно-методического,
медико-биологического и медицинского
обеспечения.
реализацию Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" в каждом
муниципальном улусе (районе);
развитие международного спортивного
сотрудничества, поддержку
представителей Республики Саха (Якутия)
на международных спортивных
организациях, популяризацию и развитие
народных игр и национальных видов спорта
народов Якутии в Российской Федерации и
за рубежом;
популяризацию и развитие киберспорта;
популяризацию и развитие системы
спортивных мероприятий туристской
направленности, в том числе развитие
горнолыжного и велосипедного видов
туризма, а также развитие национальных
видов спорта как части традиционной
культуры народов Российской Федерации и
стимула развития внутреннего туризма;
совершенствование системы спортивной
подготовки детей и молодежи,
формирование условий для развития
школьного и студенческого спорта;
популяризацию и развитие национальных и
традиционно развиваемых видов спорта и
спортивных дисциплин Республики Саха
(Якутия), в том числе путем улучшения
системы проведения спортивных
мероприятий по национальным видам
спорта, обеспечение беспрерывной
системы занятий национальными видами
спорта от детского до пожилого возраста,
развитие спортивных связей по
национальным видам спорта Республики
Саха (Якутия) на международном уровне,
развитие спортивной индустрии по
национальным видам спорта Республики
Саха (Якутия);
укрепление авторитета республики, в том
числе с помощью проведения на высоком
организационном уровне крупных
международных спортивных соревнований и
физкультурных мероприятий;
обеспечение ускоренного внедрения
цифровых технологий (цифровая
трансформация) сферы физической
культуры и спорта.
5. Этапы реализации, направления и
ожидаемые результаты Стратегии
Реализация Стратегии осуществляется
поэтапно, первый этап - 2021 - 2024 годы,
второй этап - 2025 - 2030 годы.
Для достижения к 2030 году поставленных
задач, в сфере физической культуры и
спорта необходимо реализовать следующие
приоритетные направления развития:
1. Создание равных возможностей
гражданам для занятий физической
культурой и спортом.
Большим препятствием для занятий
физической культурой и массовым спортом
является неудовлетворительное
состояние спортивных сооружений и их
общее количество. За последние годы
общий прирост физкультурно-спортивных
сооружений обеспечивается, в основном,
за счет увеличения сети плоскостных
сооружений. Но при суровых климатических
условиях Якутии, необходимы капитальные
спортивные сооружения в шаговой
доступности во всех населенных пунктах.
Ведущим фактором должно стать развитие
массового спорта, доступного людям
разного возраста и разного уровня
физического состояния, привлечение к
занятиям максимального количества всех
граждан. Основными методами достижения
этой задачи являются:
совершенствование нормативно-правовой
базы, обеспечивающей комплексную
правовую регламентацию массового
спорта, в том числе адаптивного,
закрепление целей, задач и принципов его
развития, установление правового
статуса физкультурно-спортивных клубов,
их учредителей и участников, мер
государственной поддержки, установление
особенностей организации и проведения
массовых спортивных мероприятий и
соревнований;
развитие адаптивной физической культуры
и адаптивного спорта, физической
реабилитации лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов,
включая развитие системы
спортивно-адаптивных школ;
содействие оздоровлению населения
средствами адаптивной физической
культуры (в том числе вследствие
перенесенных заболеваний, вызванных
новой коронавирусной инфекцией COVID-19);
пропаганда Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" (ГТО),
открытие в муниципальных образованиях
центров тестирования (ГТО) и привлечение
граждан различного пола, возраста и
состояния здоровья к выполнению
нормативов испытаний (тестов) комплекса;
предложения комплекса мер по
совершенствованию системы поощрения
лиц, выполнивших нормативы испытаний
(тестов) на знаки отличия для
муниципальных образований, организаций,
учебных заведений;
развитие клубного спорта;
развитие киберспорта;
развитие системы спортивных мероприятий
туристской направленности, в том числе
развитие горнолыжного и велосипедного
видов туризма;
развитие физической культуры и спорта
среди граждан старшего возраста;
развитие физической культуры и спорта в
сельской местности;
развитие интеллектуальных видов спорта;
пропаганда и развитие массового и
спортивного плавания;
пропаганда и дальнейшее развитие
национальных и традиционно развиваемых
видов спорта и спортивных дисциплин;
информационно-техническое обеспечение
видов спорта, в том числе развитие видов
спорта с использованием информационных
технологий;
подход к персональному выбору модели
здорового образа жизни, ориентированной
на возрастные потребности и
социально-экономические возможности
категорий населения;
организация бесплатного доступа детей и
подростков, состоящих на учете в органах
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, иных
детей из семей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации на спортивные
объекты подведомственных учреждений;
организация просветительной работы по
месту жительства и отдыха населения по
пропаганде физической культуры и спорта,
возможностей
физкультурно-оздоровительной
деятельности в профилактике негативных
социальных явлений;
совершенствование и развитие механизмов
информационно-коммуникационного
сопровождения деятельности в сфере
физической культуры и спорта, в том числе
освещение массовых мероприятий
физической культуры и спорта в средствах
массовой информации, на официальных
сайтах и на страницах региональной
печатной и электронной газеты "Спорт
Якутии";
реализация проектов и мероприятий,
направленных на пропаганду физической
культуры, спорта и здорового образа
жизни.
2. Совершенствование механизмов
управления развития физической культуры
и спорта в республике.
Совершенствование управления
физической культурой и спортом, как
непроизводственной сферой и
функционирующим в ее рамках рынком
физкультурно-оздоровительных и
спортивных услуг, требует внедрения
современных подходов и приемов. Это
позволит обеспечить адекватное решение
задач государственной политики в
области физической культуры и спорта с
учетом рационального использования
имеющихся ресурсов и максимально
возможной сбалансированности спроса и
предложения физкультурно-спортивных
услуг. Основными методами достижения
этой задачи, являются:
определение приоритетных видов спорта в
республике;
установление критериев и методики
оценки эффективности деятельности
региональных спортивных федераций по
развитию видов спорта, включая оценку их
роли в содействии развитию массового
спорта;
формирование рейтинга эффективности
федераций;
совершенствование системы развития
национальных и традиционно развиваемых
видов спорта и спортивных дисциплин;
совершенствование мер государственной
поддержки, в том числе грантовой
поддержки негосударственных
организаций (общественных проектов и
инициатив), действующих в сфере
физической культуры и спорта;
разработка механизма выделяемых
бюджетных и внебюджетных средств на
развитие видов спорта, в том числе
достижение высоких спортивных
результатов на официальных
международных соревнованиях, с учетом
приоритетности видов спорта и повышение
контроля за их расходованием;
повышение прозрачности планирования
бюджетных ассигнований на реализацию
мероприятий Единого календарного плана
физкультурных и спортивных мероприятий;
совершенствование системы спортивной
подготовки, в том числе: развитие
детско-юношеского спорта, школьного
спорта, студенческого спорта и
подготовки спортивного резерва, включая
формирование единой системы координации
деятельности и методического
обеспечения физкультурно-спортивных
организаций, реализующих программы
спортивной подготовки всех уровней;
участие общественно-государственного
физкультурно-спортивного объединения
"Юность России" в реализации
государственной политики в области
детско-юношеского спорта;
совершенствование нормативно-правовой
базы, регулирующей вопросы системы
подготовки спортивного резерва;
разработка нормативно-правового акта
регулирующего штатную численность
учреждений в сфере физической культуры и
спорта.
наличие ставки инструкторов по
физической культуре и спорту в штатных
расписаниях предприятий;
создание устойчивой системы развития на
Всероссийском и международном уровнях
национальных видов спорта: мас-рестлинг,
борьба хапсагай, якутские прыжки, в
которую в том числе войдут: разработка и
утверждение федеральных стандартов и
примерных программ спортивной
подготовки по национальным видам спорта
(борьба хапсагай, якутские прыжки),
ведение реестра национальных видов
спорта Республики Саха (Якутия);
внедрение народных игр и национальных
видов спорта в программу учебного
процесса по физическому воспитанию в
общеобразовательных организациях и
учреждениях среднего профессионального
образования;
содействие развитию
физкультурно-спортивных обществ,
организаций;
в организациях, осуществляющих
спортивную подготовку, создание
оптимальных условий для подготовки
спортсменов и получения ими
соответствующего образования, в том
числе с использованием дистанционных
технологий;
внедрение системы государственной
аккредитации физкультурно-спортивных
организаций и контроля (в том числе
общественного контроля) за соблюдением
ее требований;
организационное развитие и методическая
поддержка сети организаций,
осуществляющих спортивную подготовку
путем: поэтапного совершенствования
федеральных стандартов спортивной
подготовки по видам спорта с учетом
преемственности их требований на
спортивно-оздоровительном этапе;
оснащение современным спортивным
инвентарем и оборудованием организаций,
осуществляющих спортивную подготовку,
разработка типовых решений оснащения
спортивных объектов спортивным
оборудованием и инвентарем с учетом
этапов спортивной подготовки;
развитие системы поиска, отбора и
комплексного сопровождения спортивно
одаренных детей, включая их спортивную
ориентацию;
совершенствование системы
реабилитационных и абилитационных
мероприятий, направленных на
восстановление здоровья и повышение
работоспособности спортсменов
средствами физической культуры и
спорта;
формирование системы социальной
адаптации и профориентации спортсменов
на дальнейшую карьерную траекторию.
3. Развитие спортивной инфраструктуры.
Спортивные объекты, сооружения являются
одной из составляющих
социально-экономического развития
населенных пунктов, создавая
дополнительные рабочие места, выступая в
роли мест организации досуга граждан,
как молодых при занятиях в
детско-юношеских спортивных школах и
секциях, так и более взрослых граждан,
которые могут приобщаться к здоровому
образу жизни через занятия фитнесом,
плаванием, игровыми видами спорта. Для
развития инфраструктуры сферы
физической культуры и спорта необходима
реализация комплекса следующих мер:
развитие форм совместного использования
объектов спорта различной ведомственной
принадлежности и форм собственности, в
том числе спортивной инфраструктуры
образовательных организаций во
внеучебное время, для реализации
программ спортивной подготовки, а также
в интересах граждан;
расширение практики применения
соглашений о государственно-частном
(муниципально-частном) партнерстве и
концессионных соглашений при
строительстве, реконструкции и
эксплуатации объектов спорта и
необходимых для их функционирования
объектов инженерной транспортной
инфраструктуры;
совершенствование требований к
материально-технической базе спортивных
объектов и регламентов ее
использования;
развитие инфраструктуры, включая
оснащение современным спортивным
инвентарем и оборудованием, организаций,
осуществляющих подготовку спортивных
сборных команд, в том числе по адаптивным
видам спорта;
адаптация общественных пространств,
рекреационных и парковых зон,
общедомовых территорий многоквартирных
домов и жилых комплексов к занятиям
физической культурой и спортом;
обмен опытом по реализации успешных
инициатив и государственных программ
для решения задач, связанных с
планированием развития городской
инфраструктуры, позволяющей вести
здоровый образ жизни;
развитие инфраструктуры
спортивно-тренировочных центров для
подготовки спортивных сборных команд по
всем видам спорта в условиях
природно-климатических зон республики;
повышение эффективности использования
спортивно-тренировочных центров в целях
их максимальной загрузки;
развитие материально-технической базы
центров подготовки резерва спортивных
сборных команд республики;
создание инфраструктуры для развития
системы подготовки спортивного резерва
и спорта высших достижений с учетом нужд
лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов;
приведение в нормативное состояние
объектов спорта, нуждающихся в
капитальном ремонте.
4. Совершенствование подготовки
спортсменов спорта высших достижений и
спортивного резерва Республики Саха
(Якутия). Усиление мер социальной защиты
спортсменов и тренеров.
Для совершенствования подготовки
спортсменов высокого класса и
спортивного резерва Республики Саха
(Якутия) необходима реализация комплекса
следующих мер:
модернизация системы развития
детско-юношеского спорта и подготовки
спортивного резерва, включая
совершенствование системы отбора
талантливых спортсменов;
совершенствование системы проведения
республиканских соревнований среди
школьных команд по различным видам
спорта в целях привлечения большего
числа детей и подростков к занятиям
спортом и отбора наиболее талантливых из
них для занятия спортом высших
достижений;
разработка и внедрение системы
многолетнего спортивного отбора
одаренных юных спортсменов на основе
модельных характеристик физической и
технической подготовленности,
физического развития и оценки состояния
здоровья;
разработка учебно-тренировочных
программ спортивных школ по видам спорта
с учетом современных спортивных
технологий;
модернизация системы подготовки
спортсменов высокого класса, включая
совершенствование системы управления
процессом подготовки спортсменов
высокого класса;
разработка программы развития
олимпийских, паралимпийских и
сурдлимпийских видов спорта в
Республике Саха (Якутия) до 2030 года;
внедрение инновационных технологий
подготовки спортсменов, включая
медицинское обеспечение, в том числе лиц
с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование функции
регионального центра спортивной
подготовки для спортивных сборных
команд, в которых разыгрывается
наибольшее количество комплектов
медалей;
создать систему подготовки спортсменов -
кандидатов, вошедших в состав основных
спортивных сборных команд страны по
видам спорта, а также проработать
возможность заключения соглашений с
субъектами Российской Федерации о
подготовке спортсменов Республики Саха
(Якутия) на территории субъектов
Российской Федерации;
развитие молодежных общественных
организаций в сфере физической культуры
и спорта;
принятие мер по развитию студенческого
спорта в Республике Саха (Якутия),
включая создание спортивных клубов и
оказание информационной поддержки
развитию студенческого спорта в
Республике Саха (Якутия);
проведение раз в 2 года комплексных
спортивных мероприятий среди учебных
заведений по зимним и летним видам
спорта;
создание резервных спортивных сборных
команд по видам спорта, проведение
отбора молодых спортсменов в спортивные
команды, разработка для них
индивидуальных целевых программ
подготовки, создание оперативной
системы контроля и анализа
эффективности тренировочного процесса;
обеспечение научно-методическим и
медицинским сопровождением спортсменов
резервных спортивных команд, а также
обеспечение их спортивным инвентарем и
экипировкой;
создание системы стажировки ведущих
тренеров в спортивных сборных командах
России по видам спорта;
продолжение системы непрерывного
образования, включая подготовку и
повышение квалификации тренерского
состава, специалистов спортивной
медицины, спортивных судей, работающих в
спортивных сборных командах Республики
Саха (Якутия);
разработка системы мер по усилению
ответственности лиц, применяющих
запрещенные средства и методы в спорте;
продолжение реализации мер по поддержке
спортсменов и тренеров, в том числе путем
пересмотра адресности поддержки ведущим
спортсменам Республики Саха (Якутия);
разработка предложений о медицинском
страховании спортсменов - членов
спортивных сборных команд Республики
Саха (Якутия);
содействие развитию практики
благотворительной деятельности граждан
и организаций;
расширение сотрудничества со
всероссийскими спортивными
организациями по основным направлениям
развития физической культуры и спорта;
развитие и расширение связи и
сотрудничества со всероссийскими
спортивными организациями;
развитие сотрудничества со
всероссийскими спортивными
организациями, объединяющими граждан с
ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов;
поддержка развития спортивных контактов
и связей с регионами Российской
Федерации;
привлечение ведущих тренеров страны для
работы со спортсменами и спортивными
командами Республики Саха (Якутия);
осуществление мер по защите интересов
якутского спорта и спортсменов на
всероссийской и международной арене.
5. Совершенствование профессионального
образования и кадрового обеспечения
сферы физической культуры и спорта.
Дальнейшая реализация кадровой политики
в сфере физической культуры и спорта
предполагает выработку системных
подходов к подготовке и эффективному
использованию кадровых ресурсов, в том
числе к прогнозированию потребности
отрасли в кадрах. Необходимо принятие на
всех уровнях управленческих решений по
созданию условий, обеспечивающих
развитие кадрового потенциала, поиску
новых эффективных механизмов управления
развитием кадров отрасли.
Для реализации кадровой политики и
развития кадрового потенциала
необходимы:
разработка системных подходов к
формированию и развитию кадрового
потенциала на основе мониторинга и
прогноза кадровой потребности в сфере
физической культуры и спорта;
развитие системы повышения квалификации
и профессиональной переподготовки
кадров, с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных
технологий;
развитие системы повышения квалификации
руководителей учреждений в сфере
физической культуры и спорта,
физкультурно-спортивных организаций,
осуществляющих спортивную подготовку;
развитие отраслевой системы
квалификаций в сфере физической
культуры и спорта на основе
взаимодействия работодателей,
спортивных федераций, образовательных
организаций, актуализация и разработка
профессиональных стандартов, в том числе
для фитнес-индустрии, внедрение
независимой оценки квалификации
работников отрасли, включая тренеров и
специалистов для реализации типовых
программ спортивной подготовки по видам
спорта;
совершенствование механизма целевого
практико-ориентированного обучения
специалистов в сфере физической
культуры и спорта с применением
дистанционных образовательных
технологий на основе мониторинга и
прогноза кадровой потребности
необходимого числа профильных
специалистов, соответствующих
современным требованиям к уровню
компетенций, а также для подготовки
специалистов по мас-рестлингу со знанием
иностранных языков и международного
спортивного права;
совершенствование действующей системы
стимулирования спортсменов, тренеров,
спортивных судей и иных специалистов в
области физической культуры и спорта, в
том числе за счет внебюджетных средств;
развитие механизмов преференций для
спортсменов высокой квалификации, в том
числе завершающих спортивную карьеру, в
сфере трудоустройства;
развитие волонтерского движения в
спорте.
6. Научно-методическое,
медико-биологическое и антидопинговое
обеспечение физической культуры и
спорта.
Для повышения эффективности управления
процессом подготовки за счет применения
научных технологий, получения
объективной информации о функциональном
состоянии спортсменов, уровне
специальной физической, технической,
тактической и психологической
подготовленности и выработки
предложений для своевременной коррекции
тренировочного процесса необходимо:
принять меры по активизации научных
исследований в области физической
культуры и спорта;
разработать эффективные
физкультурно-оздоровительные системы,
средства и методы, направленные на
укрепление здоровья различных категорий
и групп населения, повышение и продление
работоспособности и социальной
активности трудящихся и пенсионеров, а
также социальной и физической адаптации
лиц с ограниченным здоровьем и
инвалидов;
развивать спортивную науку с учетом
межведомственного принципа работы в
целях опережающего
научно-технологического и
инновационного развития спорта высших
достижений, спортивной подготовки и
профессионального спорта;
обеспечить разработку и внедрение
эффективных физкультурно-спортивных
технологий, модернизацию системы
научно-методического,
медико-биологического, психологического
и педагогического обеспечения
спортивных сборных команд страны и
спортивного резерва;
обеспечить соответствие подготовки
научных кадров высшей квалификации
потребностям науки в сфере физической
культуры и спорта;
повысить роль врачебно-физкультурных
диспансеров в оценке состояния здоровья
спортсменов, их способностей и
возможностей;
оптимизировать систему
медико-биологического обеспечения
спортсменов сборных команд и
спортивного резерва;
разработать комплекс мер по улучшению
антидопингового обеспечения развития
спорта высших достижений и подготовки
спортивного резерва;
разработать и внедрить систему обучения
и аттестации тренеров и врачей по
вопросам противодействия применению
допинга;
усилить ответственность спортсменов,
тренеров и медицинских работников за
использование допинговых средств и
методов в спорте и физической культуре;
обеспечить научно-методическое
сопровождение развития национальных
видов спорта Республики Саха (Якутия);
разработать и внедрить порядок
медицинского обеспечения спортивных
соревнований.
7. Цифровая трансформация сферы
физической культуры и спорта.
Спорт как экономическая отрасль
является собирательной, синтетической, и
включает в себя множественные элементы
других отраслей - медицину,
строительство (инфраструктуру),
экономику (МСП, услуги), промышленность
(производство инвентаря), цифровые
технологии (платформы и сервисы,
технические решения для
профессионального спорта), образование
(подготовку спортсменов, тренеров,
методистов) и т.д.
В рамках реализации цифровой
трансформации необходимы:
цифровизация государственных функций
Министерства по физической культуре и
спорту Республики Саха (Якутия) на основе
единой цифровой платформы путем
стимулирования вовлеченности населения
в занятия физической культурой и спортом
за счет создания и популяризации
соответствующих цифровых
онлайн-сервисов, мобильных приложений и
социальных сетей для всех категорий
граждан;
повышение эффективности ключевых
процессов спорта высших достижений и
профессионального спорта путем
внедрения цифровых инструментов,
позволяющих оптимизировать управление
спортивной подготовкой и подготовкой
спортивного резерва, присвоением
спортивных разрядов и званий, а также
формированием календарных планов
физкультурных и спортивных мероприятий;
внедрение цифровых технологий в
управление спортивной инфраструктурой,
в том числе при создании новых объектов
спорта;
совершенствование процессов принятия
управленческих решений в сфере
физической культуры и спорта за счет
развития инструментов и технологий
сбора, обработки и анализа данных
статистической отчетности;
создание нормативно-правового
регулирования, позволяющего обеспечить
цифровую трансформацию в сфере
физической культуры и спорта;
выявление и поддержка перспективных
негосударственных инициатив и продуктов
в области цифровизации физической
культуры и спорта, в том числе с
использованием механизмов
государственно-частного партнерства;
повышение квалификации,
профессиональной переподготовки и
развития специалистов сферы физической
культуры и спорта по направлениям
цифровой грамотности и
информационно-коммуникационных
технологий.
Начало первого этапа реализации
Стратегии характеризуется
необходимостью выхода от негативного
воздействия пандемии 2020 года. До 2024 года
планируется:
1) решение стратегических задач по
созданию для всех категорий и групп
населения условий для занятий
физической культурой и спортом, в том
числе увеличение уровня обеспеченности
населения объектами спорта в рамках
реализации Федерального проекта
"Спорт - норма жизни" Национального
проекта "Демография";
2) проведение на высоком организационном
уровне крупных международных спортивных
мероприятий;
3) проведение мероприятий, приуроченных к
100-летию физкультурного движения в
Республике Саха (Якутия);
4) определение 2023 года годом спорта;
5) создание системы непрерывного
образования, повышения квалификации
кадров и системы независимой оценки
квалификаций в установленной сфере
деятельности;
6) реализация мер государственной
поддержки негосударственных
организаций (общественных проектов и
инициатив), действующих в сфере
физической культуры и спорта;
7) материально-техническое обеспечение
спортивных объектов республики;
8) развитие экспериментальной и
инновационной деятельности в сфере
физической культуры и спорта;
9) продолжение цифровой трансформации
сферы физической культуры и спорта;
10) упорядочение сети подведомственных
учреждений Министерства по физической
культуре и спорту Республики Саха
(Якутия);
11) утверждение методических
рекомендаций по определению численности
работников муниципальных образований в
области физической культуры и спорта,
спортивных учреждений с учетом
характера их деятельности;
12) обеспечение 100-процентного
использования объектов спорта в
постсоревновательный период, в том числе
объектов, построенных в рамках
проведения VIII Спортивных игр народов
Республики Саха (Якутия) в с. Борогонцы
муниципального района "Усть-Алданский
улус (район)";
13) создание фонда поддержки физической
культуры и спорта;
14) восстановление программы Олимпийской
подготовки;
15) проведение на высоком уровне
мероприятий, приуроченных к
празднованию 75-летия первого
Олимпийского чемпиона ЯАССР Р.М.
Дмитриева;
16) проведение III съезда работников
физической культуры и спорта Республики
Саха (Якутия);
17) закрепление хозяйствующих субъектов,
организаций, спонсоров за ведущими
спортсменами по базовым видам спорта;
18) развитие спортивной инфраструктуры в
Алданском районе, строительство базы для
развития для зимних видов спорта, в том
числе биатлона, лыжных гонок, горных лыж;
19) предоставление компенсационных
выплат работникам, прибывшим
(переехавшим) на работу в сельские
населенные пункты в рамках средств
Национальной программы
социально-экономического развития
Дальнего Востока до 2024 года и на
перспективу до 2035 года;
20) реализация программы
Общественно-государственного
физкультурно-спортивного объединения
"Юность России";
21) развитие кадрового потенциала и
модернизация инфраструктуры системы
дополнительного образования детей в
рамках проекта "Успех каждого
ребенка";
22) разработка и участие в работе по
утверждению федеральных стандартов и
примерных программ спортивной
подготовки по национальным видам
спорта;
23) создание условий для развития
спортивной индустрии по мас-рестлингу,
претендующего войти в олимпийскую
программу, как неотъемлемого условия
полноценного развития спорта.
На втором этапе реализации Стратегии
планируется:
1) обеспечение для большей части
населения в шаговой доступности
организационных и инфраструктурных
условий для занятий физической
культурой и спортом, включая адаптивный
спорт;
2) формирование новых управленческих и
организационных механизмов,
направленных на устойчивое развитие
физической культуры и спорта, в том числе
на вовлечение граждан в систематические
занятия физической культурой и спортом;
3) продолжение работы по
совершенствованию цифровой
трансформации сферы физической культуры
и спорта и усовершенствование
механизмов предоставления гражданам и
организациям услуг в сфере физической
культуры и спорта;
4) обеспечение дальнейшего развития
механизмов межотраслевого
взаимодействия в целях опережающего
научно-технологического развития
физической культуры и спорта и
использования ее возможностей для
профилактики заболеваний, продвижения
интересов Республики Саха (Якутия) на
всероссийской и международной арене;
5) формирование системы повышения
инвестиционной привлекательности
отрасли физической культуры и спорта,
прежде всего путем стимулирования
предпринимательства и
государственно-частного партнерства;
6) строительство (ремонт) интернатов
республиканских спортивных школ;
7) продолжение материально-технического
обеспечения спортивных объектов
республики;
8) предоставление компенсационных выплат
работникам, прибывшим (переехавшим) на
работу в сельские населенные пункты в
рамках средств Национальной программы
социально-экономического развития
Дальнего Востока до 2024 года и на
перспективу до 2035 года;
9) совершенствование системы
научно-методического,
медико-биологического, медицинского и
антидопингового обеспечения физической
культуры и спорта;
10) завоевание медалей Олимпийских,
Паралимпийских и Сурдлимпийских игр;
11) закрепление авторских прав,
оформление патентов на изобретения и
товарные знаки в пользу Республики Саха
(Якутия), производство и экспорт
спортивной экипировки, инвентаря и
оборудования по мас-рестлингу.
12) признание мас-реслинга Международным
Олимпийским комитетом.
6. Механизмы управления, финансовое
обеспечение, мониторинг реализации
Стратегии и ее целевые показатели
Исполнительным органом государственной
власти, ответственным за координацию
деятельности участников отраслевой
стратегии, является Министерство по
физической культуре и спорту Республики
Саха (Якутия), которое совместно с
отраслевыми министерствами и
ведомствами, органами местного
самоуправления и другими организациями
подготавливает в установленном порядке
предложения по уточнению перечня
программных мероприятий, затрат на их
реализацию, а также механизм отраслевой
стратегии.
Мониторинг и контроль реализации
Стратегии будут осуществляться
Министерством по физической культуре и
спорту Республики Саха (Якутия) с
участием заинтересованных органов
исполнительной власти,
физкультурно-спортивных организаций
Республики Саха (Якутия), в том числе
республиканских федераций по видам
спорта и общероссийских
физкультурно-спортивных обществ.
Финансовое обеспечение реализации
Стратегии предусматривается за счет
средств государственного бюджета
республики, бюджетов органов местного
самоуправления Республики Саха (Якутия)
и внебюджетных источников, а также
привлечения федеральных средств.
Согласно утвержденной Стратегии
развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации на период до 2030
года от 24 ноября 2020 г. N 3081-р задачей
субъектов Российской Федерации является
поддержание доли расходов по разделу
"Физическая культура и спорт" в
общем объеме расходов консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
на уровне не ниже 2,4 процента, повышение
указанной доли расходов осуществляется
с учетом бюджетных возможностей
конкретного субъекта Российской
Федерации.
Государственная поддержка может также
осуществляться путем выделения субсидий
на поддержку и развитие видов спорта,
предоставления субсидий бюджетам
органов местного самоуправления
Республики Саха (Якутия) на
строительство и реконструкцию
муниципальных спортивных объектов,
предоставления субсидий общественным
объединениям, осуществляющим содействие
развитию физической культуры и спорта, в
том числе среди инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Потери в сфере физической культуры и
спорта, вызванные в связи со сложившейся
ситуацией распространения новой
коронавирусной инфекции, уже сегодня
являются значительными. Возврат в
нормальный режим жизнедеятельности
будет сложным. При минимальных потерях,
связанных с приостановкой деятельности
в условиях пандемии в качестве основных
стратегических целевых ориентиров
развития физической культуры и спорта в
Республике Саха (Якутия) на первом этапе
(2021 - 2024 годы) и на втором этапе (2025 - 2030
годы) определены:
доля граждан Республики Саха (Якутия),
систематически занимающихся физической
культурой и спортом, в общей численности
населения в возрасте с 3 до 79 лет (на
первом этапе - до 55 процентов в 2024 году и
на втором этапе - до 70 процентов в 2030
году);
уровень обеспеченности населения
спортивными сооружениями исходя из
единовременной пропускной способности
объектов спорта (на первом этапе - до 49
процентов и на втором этапе - до 55
процентов);
увеличение доли детей и молодежи в
возрасте от 3 до 29 лет, систематически
занимающихся физической культурой и
спортом, в общей численности детей и
молодежи (на первом этапе - до 86 процентов
и на втором этапе - до 92 процентов);
увеличение доли обучающихся и студентов,
систематически занимающихся физической
культурой и спортом, в общей численности
данной категории населения (на первом
этапе - до 78 процентов и на втором этапе -
до 90 процентов);
увеличение доли граждан среднего
возраста (женщины в возрасте от 30 до 54
лет, мужчины в возрасте от 30 до 59 лет),
систематически занимающихся физической
культурой и спортом, в общей численности
граждан среднего возраста (на первом
этапе - до 40 процентов и на втором этапе -
до 58 процентов);
увеличение доли граждан старшего
возраста (женщины в возрасте от 55 до 79
лет, мужчины в возрасте от 60 до 79 лет),
систематически занимающихся физической
культурой и спортом, в общей численности
граждан старшего возраста (на первом
этапе - до 23 процентов и на втором этапе -
до 35 процентов);
увеличение доли населения Республики
Саха (Якутия), систематически
занимающегося национальными видами
спорта, в общей численности населения в
возрасте от 3 до 79 лет (на первом этапе - до
2,98 процента и на втором этапе - до 3,48
процента);
увеличение доли лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов,
систематически занимающихся физической
культурой и спортом, в общей численности
указанной категории населения, не
имеющего противопоказаний для занятий
физической культурой и спортом (на
первом этапе - до 28 процентов и на втором
этапе - до 30 процентов).
7. Механизм достижения целей Стратегии
Стратегия реализуется в формате
портфелей проектов и программ,
направленных на достижение поставленных
в ней целей.
Реализация Стратегии предполагает
налаженную систему контроля, регулярную
проверку и оценку хода ее реализации
(оценка промежуточных результатов) как
со стороны руководства Министерства по
физической культуре и спорту Республики
Саха (Якутия), так и независимыми
экспертами. А также возможность
корректировки элементов стратегии в
зависимости от меняющихся условий
существования отрасли.
Координатор реализации Стратегии:
Министерство по физической культуре и
спорту Республики Саха (Якутия).
Мониторинг реализации Стратегии
осуществляется посредством
комплексного анализа результатов
мероприятий по реализации Стратегии и
соответствия достигнутых целевых
показателей реализации Стратегии
целевым показателям реализации
Стратегии, предусмотренным приложением
к Стратегии.
Реализация Стратегии осуществляется
органами государственной власти в
соответствии с их полномочиями в
установленной сфере деятельности.
Органы государственной власти,
принимающие участие в реализации
Стратегии, представляют в Министерство
по физической культуре и спорту
Республики Саха (Якутия) информацию о
фактически достигнутых результатах,
проблемах и рисках, а также о
предпринимаемых мерах по их
преодолению.
Управление, координация и контроль за
ходом выполнения мероприятий по
реализации Стратегии осуществляются
органами управления физической
культурой и спортом региона.
Реализация Стратегии обеспечивается
также увязкой документов
стратегического планирования
Министерства спорта Российской
Федерации и документов стратегического
планирования федерального уровня.
Положения Стратегии должны учитываться
при формировании и корректировке
документов стратегического
планирования Республики Саха (Якутия).
Достижение целей Стратегии
обеспечивается посредством реализации
системы документов стратегического
планирования, созданных в рамках
социально-экономической политики
отрасли, включающей административные,
организационные, правовые, финансовые,
фискальные и иные меры регулирования, а
также с использованием бюджетных
инвестиций, механизма
государственно-частного партнерства (в
том числе - концессий), иных форм
сотрудничества.
Действующие государственные программы,
проекты, региональные и муниципальные
программы и проекты в области физической
культуры и спорта могут быть отменены
или скорректированы в целях достижения
стратегических целей посредством их
отмены, внесения в них изменений,
корректировки мероприятий, сроков,
ответственных исполнителей.
Реализация мероприятий, предусмотренных
Стратегией, осуществляется в форме
программ и проектов с применением
методов проектного управления и
установлением личной ответственности
исполнителей в период с 2021 по 2030 годы,
разделенный на два этапа:
1 этап - с 2021 по 2024 гг.;
2 этап - с 2025 по 2030 гг.
Приложение
к Стратегии развития
физической культуры и спорта
в Республике Саха (Якутия)
на период до 2030 года
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030
ГОДА
N |
Наименование целевого показателя |
Базовое значение |
Значение показателя по годам | |||||||||
|
|
|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
1 |
Доля граждан Республики Саха (Якутия), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения в возрасте с 3 до 79 лет (%) |
43,5 |
46 |
48,7 |
51,7 |
55 |
57,5 |
60 |
62,5 |
65 |
67,5 |
70 |
2 |
Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта (%) |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
3 |
Увеличение доли детей и молодежи в возрасте от 3 до 29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи (%) |
74 |
77 |
80 |
83 |
86 |
87 |
88 |
89 |
90 |
91 |
92 |
4 |
Увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (%) |
73 |
75 |
76 |
77 |
78 |
80 |
82 |
84 |
86 |
88 |
90 |
5 |
Увеличение доли граждан среднего возраста (женщины в возрасте от 30 до 54 лет, мужчины в возрасте от 30 до 59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста (%) |
27 |
30 |
33 |
36 |
40 |
43 |
46 |
49 |
52 |
55 |
58 |
6 |
Увеличение доли граждан старшего возраста (женщины в возрасте от 55 до 79 лет, мужчины в возрасте от 60 до 79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан старшего возраста (%) |
11 |
13 |
16 |
20 |
23 |
25 |
27 |
29 |
31 |
33 |
35 |
7 |
Увеличение доли населения Республики Саха (Якутия), систематически занимающегося национальными видами спорта, в общей численности населения в возрасте от 3 до 79 лет (%) |
2,56 |
2,66 |
2,78 |
2,88 |
2,98 |
3,08 |
3,18 |
3,28 |
3,38 |
3,48 |
3,58 |
8 |
Увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения, не имеющего противопоказаний для занятий физической культурой и спортом (%) |
27 |
27,3 |
27,6 |
27,8 |
28 |
28,5 |
28,7 |
29 |
29,3 |
29,6 |
30 |
9 |
Количество медалей, завоеванных спортсменами Республики Саха (Якутия) на Чемпионатах России, Европы, мира, Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх (шт.) |
80 |
82 |
84 |
86 |
88 |
90 |
92 |
94 |
96 |
98 |
100 |
10 |
Количество спортсменов Республики Саха (Якутия), входящих в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации (чел.) |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
81 |
82 |
83 |
11 |
Уровень удовлетворенности граждан созданными условиями для занятий физической культурой и спортом, процентов |
- |
55 |
56 |
57 |
58 |
60 |
62 |
64 |
66 |
68 |
70 |
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (с изменениями на 29 апреля 2023 года)
- О физической культуре и спорте в Российской Федерации (с изменениями на 24 июля 2024 года)