АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 ноября 2020 года N 753-р
Об утверждении основных направлений
долговой политики Липецкой области на 2021
год и на плановый период 2022 и 2023 годов
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1
Бюджетного кодекса Российской
Федерации, постановлениями
Правительства Российской Федерации от 13
декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017
году реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам", от 31 декабря 2019
года N 1950 "О соглашениях, которые
предусматривают меры по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
субъектов Российской Федерации":
Утвердить основные направления долговой
политики Липецкой области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов согласно
приложению.
И.о. главы администрации
Липецкой области
Н.Ф.ТАГИНЦЕВ
Приложение
к распоряжению
администрации
Липецкой области
"Об утверждении основных
направлений долговой
политики Липецкой области
на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов"
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ
I. Итоги реализации долговой политики
Липецкой области в 2020 году
Долговая политика Липецкой области
является частью бюджетной политики
Липецкой области, управление
государственным долгом непосредственно
связано с бюджетным процессом и
направлено на обеспечение потребностей
области в заемных финансовых ресурсах,
поддержание объема и структуры
государственного долга области на
уровне, необходимом для обеспечения
своевременного и полного исполнения
долговых обязательств области при
минимизации расходов на их
обслуживание.
В 2020 году реализовывались все
мероприятия долговой политики Липецкой
области, утвержденной распоряжением
администрации Липецкой области от 28
октября 2019 года N 669-р "Об утверждении
основных направлений долговой политики
Липецкой области на 2020 год и на плановый
период 2021 и 2022 годов", направленные на
сокращение государственного долга
области и расходов на его обслуживание:
проводился постоянный мониторинг
нормативных правовых актов в сфере
управления государственным долгом
области, в том числе администрацией
Липецкой области были приняты
постановления о списании с
государственного долга Липецкой области
долговых обязательств, выраженных в
валюте Российской Федерации;
внесение информации о долговых
обязательствах области в
государственную долговую книгу Липецкой
области в соответствии с бюджетным
законодательством осуществлялось в
срок, не превышающий пяти рабочих дней с
момента возникновения соответствующего
обязательства;
в рамках проводимого мониторинга
текущей ситуации по исполнению
областного бюджета управлением финансов
Липецкой области осуществлялась работа
по формированию и утверждению кассового
плана, что позволило минимизировать
риски возникновения временных кассовых
разрывов при исполнении областного
бюджета и обеспечило своевременное
финансирование первоочередных
социально значимых расходов за счет
средств областного бюджета;
в рамках мониторинга долговой нагрузки
на областной бюджет осуществлялся
постоянный мониторинг объема
государственного долга и расходов на его
обслуживание на предмет соответствия
ограничениям, установленным Бюджетным
кодексом Российской Федерации, а также
дополнительным ограничениям,
установленным соглашениями,
заключенными с Министерством финансов
Российской Федерации;
планирование государственных
заимствований области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов
осуществлялось с учетом выполнения
условий реструктуризации задолженности
по бюджетным кредитам в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 декабря 2017
года N 1531 "О проведении в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам" (далее -
Постановление о реструктуризации), а
также выполнения условий Министерства
финансов Российской Федерации в целях
поддержания Липецкой области в группе
заемщиков с высоким уровнем долговой
устойчивости;
государственные заимствования области
осуществлялись с учетом выполнения
условий реструктуризации задолженности
по бюджетным кредитам, в том числе
привлечение в бюджет кредитов от
кредитных организаций исключительно по
ставкам на уровне не более чем уровень
ключевой ставки, установленный
Центральным банком Российской
Федерации, увеличенный на 1 процент
годовых;
в целях проведения максимально гибкой
политики заимствований, позволяющей
оперативно заменять одни долговые
инструменты другими в зависимости от
текущей конъюнктуры финансового рынка,
на постоянной основе осуществлялся
мониторинг ситуации на финансовом рынке
Российской Федерации. В рамках
указанного мероприятия, в целях экономии
расходов на обслуживание
государственного долга, в 2020 году
проведено рефинансирование кредитов от
кредитных организаций по ставке на
уровне ключевой ставки, установленной
Центральным банком Российской
Федерации, увеличенной на 1 процент
годовых;
все платежи, связанные с погашением,
обслуживанием долговых обязательств
области, а также выполнением других
обязательств области по выплате
агентских комиссий и вознаграждений в 2020
году, были произведены своевременно и в
полном объеме;
в областном бюджете были предусмотрены
ассигнования на исполнение
государственных гарантий области в
сумме 5 128, 0 тыс. рублей.
В связи с исполнением принципалом
обязательств, обеспеченных
государственной гарантией Липецкой
области, выплаты по предоставленным
государственным гарантиям области не
осуществлялись.
В результате реализации указанных
мероприятий по итогам 2020 года доля
общего объема долговых обязательств от
суммы доходов бюджета без учета
безвозмездных поступлений прогнозно
составит не более 36,1%, в том числе по
государственным ценным бумагам и
кредитам, полученным от кредитных
организаций, - не более 22,2%. Достигнутые
показатели соответствуют
обязательствам, принятым Липецкой
областью в связи с заключением
дополнительных соглашений N 3 от 25
декабря 2017 года к Соглашению от 29 апреля
2015 года N 01-01-06/06-54, N 2 от 25 декабря 2017 года к
Соглашению от 9 октября 2015 года N 01-01-06/06-168,
N 1 от 25 декабря 2017 года к Соглашению от 20
февраля 2016 года N 01-01-06/06-22, N 1 от 25 декабря
2017 года к Соглашению от 28 июля 2016 года N
01-01-06/06-127, N 1 от 25 декабря 2017 года к
Соглашению от 19 мая 2017 года N 01-01-06/06-153, N 1
от 25 декабря 2017 года к Соглашению от 28
июля 2017 года N 01-01-06/06-203 о предоставлении
бюджету Липецкой области из
федерального бюджета бюджетного кредита
для частичного покрытия дефицита
бюджета Липецкой области (далее -
Дополнительные соглашения о
реструктуризации), заключенных с
Министерством финансов Российской
Федерации в рамках проведенной в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам, предоставленным в
2015 - 2017 годах, в соответствии с
Постановлением о реструктуризации.
Реструктуризация проведена путем
предоставления рассрочки по погашению
задолженности по бюджетным кредитам с
переносом погашения задолженности по
основному долгу и процентам по кредиту.
Период погашения реструктурированной
задолженности по указанным бюджетным
кредитам подлежит продлению до 2029 года
включительно со следующими сроками
погашения: в 2020 году в размере 0 процентов
суммы задолженности, в 2021 - 2024 годах в
размере 5 процентов суммы задолженности
ежегодно, в 2025 - 2029 годах ежегодно равными
долями от остатка суммы задолженности - с
возможностью ее досрочного погашения.
Погашение реструктурированной
задолженности по бюджетным кредитам
осуществляется Липецкой областью
ежегодно не позднее 1 декабря.
Выполнение областью указанных
обязательств свидетельствует о
положительных тенденциях в реализации
долговой политики Липецкой области,
низком уровне рисков областного
бюджета.
II. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики Липецкой области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов
На основании статьи 103 Бюджетного
кодекса Российской Федерации
государственные внутренние
заимствования осуществляются в целях
финансирования дефицита бюджета, а также
для погашения долговых обязательств,
пополнения в течение финансового года
остатков средств на счетах бюджета.
В соответствии со статьей 107 Бюджетного
кодекса Российской Федерации законом о
бюджете устанавливаются верхние пределы
государственного внутреннего долга по
состоянию на 1 января года, следующего за
очередным финансовым годом и каждым
годом планового периода, с указанием в
том числе верхнего предела долга по
государственным гарантиям в валюте
Российской Федерации.
Верхние пределы государственного
внутреннего долга устанавливаются при
соблюдении следующего ограничения:
объем государственного долга не должен
превышать утвержденный законом о
бюджете на очередной финансовый год и
плановый период общий объем доходов
бюджета без учета утвержденного объема
безвозмездных поступлений.
Объем расходов на обслуживание
государственного долга на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов будет
утверждаться законом о бюджете при
соблюдении следующих требований:
доля объема расходов на обслуживание
государственного долга в очередном
финансовом году и плановом периоде не
должна превышать 10 процентов
утвержденного законом о бюджете на
очередной финансовый год и плановый
период общего объема расходов бюджета,
за исключением объема расходов, которые
осуществляются за счет субвенций,
предоставляемых из бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации;
годовая сумма платежей в очередном
финансовом году и плановом периоде по
погашению и обслуживанию
государственного долга, возникшего по
состоянию на 1 января очередного
финансового года, не должна превышать 20
процентов утвержденного законом о
бюджете на очередной финансовый год и
плановый период годового объема
налоговых, неналоговых доходов бюджета и
дотаций из бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации; при расчете
указанного соотношения не учитывается
сумма платежей, направляемых на
досрочное погашение долговых
обязательств со сроками погашения после
1 января года, следующего за очередным
финансовым годом и каждым годом
планового периода.
Постановлением о реструктуризации и
постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 2019
года N 1950 "О соглашениях, которые
предусматривают меры по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
субъектов Российской Федерации"
установлены дополнительные требования
по реализации взвешенной и
консервативной бюджетной политики,
проведению эффективного
администрирования доходов, оптимизации
структуры и объема расходных
обязательств и ограничению наращивания
заимствований субъектами Российской
Федерации, получившими бюджетные
кредиты и дотации из средств
федерального бюджета.
В соответствии с распоряжением
администрации Липецкой области от 28
сентября 2018 года N 503-р "Об утверждении
плана мероприятий по росту доходного
потенциала, оптимизации расходов
бюджета и сокращению государственного
долга Липецкой области на 2018 - 2024 годы"
проводится комплексная и
систематическая работа всех
исполнительных органов государственной
власти области и структур администрации
области, являющихся исполнителями
указанного плана, по выполнению
мероприятий по росту доходного
потенциала, оптимизации расходов
бюджета, что в конечном итоге будет
способствовать снижению уровня долговой
нагрузки Липецкой области.
В 2021 году будет осуществлена работа по
соблюдению следующих обязательств в
соответствии с Постановлением о
реструктуризации и Дополнительными
соглашениями о реструктуризации:
обеспечение реализации плана
мероприятий по росту доходного
потенциала, оптимизации расходов
бюджета и сокращению государственного
долга области;
обеспечение в 2020 - 2029 годах дефицита
бюджета на уровне не более 10 процентов
суммы доходов бюджета без учета
безвозмездных поступлений за
соответствующий финансовый год.
Утвержденный законом о бюджете и
сложившийся по данным годового отчета об
исполнении областного бюджета в 2020 - 2029
годах дефицит бюджета может превысить
установленный показатель на сумму
поступлений от продажи акций и иных форм
участия в капитале, находящихся в
собственности Липецкой области, и (или)
снижения остатков средств на счетах по
учету средств областного бюджета, в том
числе средств Резервного фонда Липецкой
области;
обеспечение доли общего объема
государственного долга области, в том
числе доли объема долговых обязательств
по государственным ценным бумагам и
кредитам, полученным от кредитных
организаций, иностранных банков и
международных финансовых организаций,
от объема доходов бюджета без учета
безвозмездных поступлений в 2020 - 2029 годах
в объемах, не превышающих значения
соответствующих показателей,
установленных указанными
дополнительными соглашениями;
обеспечение возможности привлечения в
бюджет кредитов от кредитных
организаций, иностранных банков и
международных финансовых организаций
исключительно по ставкам на уровне не
более чем уровень ключевой ставки,
установленный Центральным банком
Российской Федерации, увеличенный на 1
процент годовых, а также установление
аналогичных норм в Постановлении
администрации Липецкой области от 27
декабря 2019 года N 550 "Об утверждении
Порядка предоставления, использования и
возврата муниципальными образованиями
Липецкой области бюджетных кредитов
местным бюджетам из областного бюджета
на 2020 год";
направление в Министерство финансов РФ и
согласование с ним до внесения в
законодательный орган государственной
власти области предполагаемых изменений
в закон об областном бюджете в случае,
если указанные изменения приводят к
изменению дефицита областного бюджета;
направление средств областного бюджета,
высвобождаемых в 2020 году в результате
снижения объема погашения задолженности
по бюджетным кредитам, на финансовое
обеспечение мероприятий, связанных с
предотвращением влияния ухудшения
экономической ситуации на развитие
отраслей экономики области, с
профилактикой и устранением последствий
распространения новой коронавирусной
инфекции, а также на компенсацию
снижения по итогам 2020 года налоговых и
неналоговых доходов областного бюджета
по сравнению с 2019 годом;
направление средств областного бюджета
в 2021 - 2024 годах в результате снижения
объема погашения задолженности по
бюджетным кредитам на осуществление
Липецкой областью бюджетных инвестиций
в объекты инфраструктуры в целях
реализации новых инвестиционных
проектов, определяемых в соответствии с
частью 6 статьи 16 Федерального закона от 2
декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2020 год и на плановый период 2021
и 2022 годов", в порядке, предусмотренном
Правительством Российской Федерации.
III. Цели и задачи долговой политики
Липецкой области на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов
Основной целью долговой политики
Липецкой области на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов будет являться
эффективное управление государственным
долгом Липецкой области с учетом
исполнения условий реструктуризации
задолженности по бюджетным кредитам.
Долговая политика области в указанный
период будет направлена на обеспечение
потребностей области в заемных
финансовых ресурсах при поддержании
объема долговой нагрузки на уровне,
установленном соглашениями о
предоставлении бюджетных кредитов из
федерального бюджета.
Управление государственным внутренним
долгом Липецкой области в 2021 - 2023 годах
должно быть сконцентрировано на решении
следующих задач:
проведение ответственной долговой
политики;
оптимизация структуры государственного
долга области;
отнесение Липецкой области к группе
заемщиков с высоким уровнем долговой
устойчивости;
обеспечение своевременного исполнения
долговых обязательств области с целью
сохранения репутации добросовестного
заемщика;
проведение взвешенной политики по
предоставлению государственных
гарантий Липецкой области.
Решение поставленных задач будет
осуществляться с учетом выполнения
плана мероприятий по росту доходного
потенциала, оптимизации расходов
бюджета и сокращению государственного
долга области, утвержденного
распоряжением администрации Липецкой
области от 28 сентября 2018 года N 503-р "Об
утверждении плана мероприятий по росту
доходного потенциала, оптимизации
расходов бюджета и сокращению
государственного долга Липецкой области
на 2018 - 2024 годы", и исполнения условий
реструктуризации задолженности по
бюджетным кредитам.
IV. Инструменты реализации долговой
политики Липецкой области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов
В рамках проводимой долговой политики
будут реализованы следующие
мероприятия:
мониторинг нормативных правовых актов в
сфере управления государственным долгом
области;
ведение Государственной долговой книги
Липецкой области;
мониторинг текущей ситуации по
исполнению областного бюджета;
мониторинг долговой нагрузки на
областной бюджет;
планирование государственных
заимствований области при формировании
проекта областного бюджета на очередной
финансовый год и плановый период с
учетом выполнения условий
реструктуризации задолженности по
бюджетным кредитам, а также выполнения
условий, установленных Бюджетным
кодексом РФ, с целью отнесения Липецкой
области к группе заемщиков с высоким
уровнем долговой устойчивости;
осуществление государственных
заимствований области с учетом
выполнения условий реструктуризации
задолженности по бюджетным кредитам, в
том числе привлечение в бюджет кредитов
от кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций исключительно по ставкам на
уровне не более чем уровень ключевой
ставки, установленный Центральным
банком Российской Федерации,
увеличенный на 1 процент годовых;
проведение максимально гибкой политики
заимствований, позволяющей оперативно
заменять одни долговые инструменты
другими в зависимости от текущей
конъюнктуры финансового рынка;
обслуживание и погашение
государственного долга Липецкой области
и выполнение других обязательств
области по выплате агентских комиссий и
вознаграждений;
планирование ассигнований на исполнение
государственных гарантий области в
случае неисполнения принципалами
обязательств, обеспеченных
государственными гарантиями Липецкой
области.
V. Анализ рисков для бюджета, возникающих
в процессе управления государственным
долгом области
Реализация мероприятий долговой
политики связана с различными группами
рисков, обусловленных как внутренними,
так и внешними факторами.
К рискам, обусловленным внешними
факторами, относятся:
изменения федерального
законодательства, уменьшающие доходы и
(или) увеличивающие расходы
консолидированного бюджета Липецкой
области;
ухудшение внешней экономической
ситуации и экономической ситуации в
связи с распространением новой
коронавирусной инфекции, что может
привести к снижению доходов, ухудшению
динамики основных макроэкономических
показателей, в том числе повышению
инфляции и снижению темпов
экономического роста.
Основным финансовым риском является
существенное ухудшение параметров
внешнеэкономической конъюнктуры, что
может повлечь за собой увеличение
дефицита областного бюджета.
В рамках проводимой долговой политики
особое внимание будет уделяться
управлению рисками, связанными с
осуществлением государственных
заимствований и предоставлением
государственных гарантий области,
формированию низкорискованной
структуры государственного долга
области с целью сохранения доверия к
Липецкой области как к добросовестному
заемщику, исключения негативных
социально-экономических последствий
несвоевременного исполнения долговых
обязательств области.
VI. Прогнозные значения параметров
областного бюджета на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов
Основные мероприятия долговой политики
Липецкой области направлены на
реализацию поставленных целей и задач
долговой политики и позволят обеспечить
достижение показателей, приведенных в
таблице.
Таблица
N п/п |
Наименование показателей |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
1. |
Дефицит (-), (профицит (+)) областного бюджета, млн. руб. |
-1 746,1 |
0 |
0 |
2. |
Отношение объема дефицита областного бюджета к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, % |
3,4 |
0 |
0 |
3. |
Дефицит областного бюджета с учетом изменения остатков средств бюджета и поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в областной собственности, млн. руб. |
-887,9 |
0 |
0 |
4. |
Отношение объема дефицита областного бюджета с учетом изменения остатков средств бюджета и поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в областной собственности, к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, % |
1,7 |
0 |
0 |
5. |
Государственный долг Липецкой области, всего, млн. руб. |
18 010,3 |
18 248,2 |
18 486,1 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
- государственные ценные бумаги |
7 500,0 |
7 950,0 |
9 000,0 |
|
- кредиты, полученные от кредитных организаций |
4 100,0 |
3 950,0 |
3 200,0 |
|
- бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета |
5 828,3 |
5 523,8 |
5 219,4 |
|
- государственные гарантии |
582,0 |
824,4 |
1 066,7 |
6. |
Отношение объема государственного долга области к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, % |
35 |
33 |
31 |
7. |
Отношение объема государственного долга области по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, % |
23 |
21 |
20 |
Ссылается на