ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 октября 2022 года N 449-р
Об утверждении основных направлений
долговой политики Липецкой области на 2022
год и на плановый период 2023 и 2024 годов
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1
Бюджетного кодекса Российской
Федерации, постановлениями
Правительства Российской Федерации от 13
декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017
году реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам", от 21 декабря 2020
N 2196 "О соглашениях, которые
предусматривают меры по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
субъектов Российской Федерации":
Утвердить основные направления долговой
политики Липецкой области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов согласно
приложению.
Губернатор
Липецкой области
И.Г.АРТАМОНОВ
Приложение
к распоряжению
Правительства
Липецкой области
"Об утверждении основных
направлений долговой политики
Липецкой области на 2022 год
и на плановый период
2023 и 2024 годов"
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ
1. Итоги реализации долговой политики
Липецкой области в 2021 году
Долговая политика Липецкой области
является частью бюджетной политики
Липецкой области, управление
государственным долгом непосредственно
связано с бюджетным процессом и
направлено на обеспечение потребностей
области в заемных финансовых ресурсах,
поддержание объема и структуры
государственного долга области на
уровне, необходимом для обеспечения
своевременного и полного исполнения
долговых обязательств области при
минимизации расходов на их
обслуживание.
В 2021 году реализовывались все
мероприятия долговой политики Липецкой
области, утвержденной распоряжением
администрации Липецкой области от 12
ноября 2020 года N 753-р "Об утверждении
основных направлений долговой политики
Липецкой области на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов", направленные на
сокращение государственного долга
области и расходов на его обслуживание:
проводился постоянный мониторинг
нормативных правовых актов в сфере
управления государственным долгом
области, в том числе внесены изменения в
Закон Липецкой области от 27 декабря 2019
года N 343-ОЗ "О бюджетном процессе
Липецкой области" и другие
нормативные правовые акты, касающиеся
управления государственным долгом
области;
внесение информации о долговых
обязательствах области в
государственную долговую книгу Липецкой
области в соответствии с бюджетным
законодательством осуществлялось в
срок, не превышающий пяти рабочих дней с
момента возникновения соответствующего
обязательства;
в рамках проводимого мониторинга
текущей ситуации по исполнению
областного бюджета управлением финансов
Липецкой области осуществлялась работа
по формированию и утверждению кассового
плана, что позволило минимизировать
риски возникновения временных кассовых
разрывов при исполнении областного
бюджета и обеспечило своевременное
финансирование первоочередных
социально значимых расходов за счет
средств областного бюджета;
в рамках мониторинга долговой нагрузки
на областной бюджет осуществлялся
постоянный мониторинг объема
государственного долга и расходов на его
обслуживание на предмет соответствия
ограничениям, установленным Бюджетным
кодексом Российской Федерации, а также
дополнительным ограничениям,
установленным соглашениями,
заключенными с Министерством финансов
Российской Федерации;
планирование государственных
заимствований области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов
осуществлялось с учетом выполнения
условий реструктуризации задолженности
по бюджетным кредитам в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 декабря 2017
года N 1531 "О проведении в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам" (далее -
Постановление о реструктуризации), а
также выполнения условий, установленных
Бюджетным кодексом Российской
Федерации, с целью отнесения Липецкой
области к группе заемщиков с высоким
уровнем долговой устойчивости;
в связи с дополнительными поступлениями
налога на прибыль в 2021 году рыночные
заимствования не осуществлялись;
в целях проведения максимально гибкой
политики заимствований, позволяющей
оперативно заменять одни долговые
инструменты другими в зависимости от
текущей конъюнктуры финансового рынка,
на постоянной основе осуществлялся
мониторинг ситуации на финансовом рынке
Российской Федерации;
все платежи, связанные с погашением,
обслуживанием долговых обязательств
области, а также выполнением других
обязательств области по выплате
агентских комиссий и вознаграждений в 2021
году, были произведены своевременно и в
полном объеме;
в областном бюджете были предусмотрены
ассигнования на исполнение
государственных гарантий области в
сумме 7 692, 0 тыс. рублей. В связи с
исполнением принципалом обязательств,
обеспеченных государственной гарантией
Липецкой области, выплаты по
предоставленным государственным
гарантиям области не осуществлялись.
В результате реализации указанных
мероприятий по итогам 2021 года доля
общего объема долговых обязательств от
суммы доходов бюджета без учета
безвозмездных поступлений составила 11,7%,
в том числе по государственным ценным
бумагам и кредитам, полученным от
кредитных организаций, - 5,4%. Достигнутые
показатели соответствуют
обязательствам, принятым Липецкой
областью в связи с заключением
дополнительного соглашения N 7/6/5/5/5/5 от 07
октября 2020 года к соглашениям от 29 апреля
2015 года N 01-01-06/06-54, от 9 октября 2015 года N
01-01-06/06-168, от 20 февраля 2016 года N 01-01-06/06-22,
от 28 июля 2016 года N 01-01-06/06-127, от 19 мая 2017
года N 01-01-06/06-153, от 28 июля 2017 года N
01-01-06/06-203 о предоставлении бюджету
Липецкой области из федерального
бюджета бюджетного кредита для
частичного покрытия дефицита бюджета
Липецкой области (далее - Дополнительное
соглашение о реструктуризации),
заключенного с Министерством финансов
Российской Федерации в рамках
проведенной реструктуризации
обязательств (задолженности) субъектов
Российской Федерации перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам,
предоставленным в 2015 - 2017 годах, в
соответствии с Постановлением о
реструктуризации.
Реструктуризация проведена путем
предоставления рассрочки по погашению
задолженности по бюджетным кредитам с
переносом погашения задолженности по
основному долгу и процентам по кредиту.
Период погашения реструктурированной
задолженности по указанным бюджетным
кредитам - с 2020 года по 2029 год
включительно в следующем порядке: в 2020
году в размере 0 процентов суммы
задолженности, в 2021 - 2024 годах в размере 5
процентов суммы задолженности ежегодно,
в 2025 - 2029 годах ежегодно равными долями от
остатка суммы задолженности - с
возможностью ее досрочного погашения.
Погашение реструктурированной
задолженности по бюджетным кредитам
осуществляется Липецкой областью
ежегодно, не позднее 1 декабря.
Выполнение областью указанных
обязательств свидетельствует о
положительных тенденциях в реализации
долговой политики Липецкой области,
низком уровне рисков областного
бюджета.
2. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики Липецкой области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов
На основании статьи 103 Бюджетного
кодекса Российской Федерации
государственные внутренние
заимствования осуществляются в целях
финансирования дефицита бюджета, а также
для погашения долговых обязательств,
пополнения в течение финансового года
остатков средств на счетах бюджета.
В соответствии со статьей 107 Бюджетного
кодекса Российской Федерации законом о
бюджете устанавливаются верхние пределы
государственного внутреннего долга по
состоянию на 1 января года, следующего за
очередным финансовым годом и каждым
годом планового периода, с указанием в
том числе верхнего предела долга по
государственным гарантиям в валюте
Российской Федерации.
Верхние пределы государственного
внутреннего долга устанавливаются при
соблюдении следующего ограничения:
объем государственного долга не должен
превышать утвержденный законом о
бюджете на очередной финансовый год и
плановый период общий объем доходов
бюджета без учета утвержденного объема
безвозмездных поступлений.
Объем расходов на обслуживание
государственного долга на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов будет
утверждаться законом о бюджете при
соблюдении следующих требований:
доля объема расходов на обслуживание
государственного долга в очередном
финансовом году и плановом периоде не
должна превышать 10 процентов
утвержденного законом о бюджете на
очередной финансовый год и плановый
период общего объема расходов бюджета,
за исключением объема расходов, которые
осуществляются за счет субвенций,
предоставляемых из бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации;
годовая сумма платежей в очередном
финансовом году и плановом периоде по
погашению и обслуживанию
государственного долга, возникшего по
состоянию на 1 января очередного
финансового года, не должна превышать 20
процентов утвержденного законом о
бюджете на очередной финансовый год и
плановый период годового объема
налоговых, неналоговых доходов бюджета и
дотаций из бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации. При расчете
указанного соотношения не учитывается
сумма платежей, направляемых на
досрочное погашение долговых
обязательств со сроками погашения после
1 января года, следующего за очередным
финансовым годом и каждым годом
планового периода.
Постановлением о реструктуризации и
постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 декабря 2020 N 2196
"О соглашениях, которые
предусматривают меры по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
субъектов Российской Федерации"
установлены дополнительные требования
по реализации взвешенной и
консервативной бюджетной политики,
проведению эффективного
администрирования доходов, оптимизации
структуры и объема расходных
обязательств и ограничению наращивания
заимствований субъектами Российской
Федерации, получившими бюджетные
кредиты и дотации из средств
федерального бюджета.
В соответствии с распоряжением
администрации Липецкой области от 28
сентября 2018 года N 503-р "Об утверждении
плана мероприятий по росту доходного
потенциала, оптимизации расходов
бюджета и сокращению государственного
долга Липецкой области на 2018-2024 годы"
проводится комплексная и
систематическая работа всех
исполнительных органов государственной
власти области и структур Правительства
области, являющихся исполнителями
указанного плана, по выполнению
мероприятий по росту доходного
потенциала, оптимизации расходов
бюджета, что, в конечном итоге, будет
способствовать снижению уровня долговой
нагрузки Липецкой области.
В 2022 году будет осуществлена работа по
соблюдению следующих обязательств в
соответствии с Постановлением о
реструктуризации и Дополнительным
соглашением о реструктуризации в
редакции дополнительного соглашения N
9/8/6/6/6/6 от 31 декабря 2020 года к соглашениям
от 29 апреля 2015 года N 01-01-06/06-54, от 9 октября
2015 года N 01-01-06/06-168, от 20 февраля 2016 года N
01-01-06/06-22, от 28 июля 2016 года N 01-01-06/06-127, от 19
мая 2017 года N 01-01-06/06-153, от 28 июля 2017 года N
01-01-06/06-203 о предоставлении бюджету
Липецкой области из федерального
бюджета бюджетного кредита для
частичного покрытия дефицита бюджета
Липецкой области:
обеспечение реализации плана
мероприятий по росту доходного
потенциала, оптимизации расходов
бюджета и сокращению государственного
долга области;
обеспечение в 2020 - 2029 годах дефицита
бюджета субъекта Российской Федерации
на уровне не более 10 процентов суммы
доходов бюджета без учета безвозмездных
поступлений за соответствующий
финансовый год. Утвержденный законом
субъекта Российской Федерации о бюджете
субъекта Российской Федерации и
сложившийся по данным годового отчета об
исполнении бюджета субъекта Российской
Федерации в 2020 - 2029 годах дефицит бюджета
субъекта Российской Федерации может
превысить установленный показатель на
сумму поступлений от продажи акций и
иных форм участия в капитале, от
реализации государственных запасов
драгоценных металлов и драгоценных
камней, находящихся в собственности
субъекта Российской Федерации, и (или)
снижения остатков средств на счетах по
учету средств бюджета субъекта
Российской Федерации, в том числе
средств Резервного фонда субъекта
Российской Федерации;
обеспечение доли общего объема
государственного долга субъекта
Российской Федерации, в том числе доли
объема долговых обязательств по
государственным ценным бумагам и
кредитам, полученным от кредитных
организаций, иностранных банков и
международных финансовых организаций,
от объема доходов бюджета без учета
безвозмездных поступлений в 2020 - 2029 годах
в объемах, не превышающих значения
соответствующих показателей,
установленных указанным дополнительным
соглашением;
обеспечение возможности привлечения в
бюджет кредитов от кредитных
организаций, иностранных банков и
международных финансовых организаций
исключительно по ставкам на уровне не
более чем уровень ключевой ставки,
установленный Центральным банком
Российской Федерации, увеличенный на 1
процент годовых, а также установление
аналогичных норм в постановлении
администрации Липецкой области от 29
декабря 2020 года N 727 "Об утверждении
Порядка предоставления, использования и
возврата муниципальными образованиями
Липецкой области бюджетных кредитов
местным бюджетам из областного бюджета
на 2021 год";
направление в Министерство финансов
Российской Федерации и согласование с
ним до внесения в законодательный орган
государственной власти субъекта
Российской Федерации предполагаемых
изменений в закон о бюджете субъекта
Российской Федерации в случае, если
указанные изменения приводят к
изменению дефицита областного бюджета;
направление средств бюджета субъекта
Российской Федерации, высвобождаемых в
2020 году в результате снижения объема
погашения задолженности по бюджетным
кредитам, на финансовое обеспечение
мероприятий, связанных с
предотвращением влияния ухудшения
экономической ситуации на развитие
отраслей экономики субъекта Российской
Федерации, с профилактикой и устранением
последствий распространения новой
коронавирусной инфекции, а также на
компенсацию снижения по итогам 2020 года
налоговых и неналоговых доходов бюджета
субъекта Российской Федерации по
сравнению с 2019 годом;
направление средств бюджета субъекта
Российской Федерации, высвобождаемых в
2021 году в результате снижения объема
погашения задолженности по бюджетным
кредитам, на выполнение инженерных
изысканий, проектирование, экспертизу
проектной документации и (или)
результатов инженерных изысканий,
строительство, реконструкцию и ввод в
эксплуатацию объектов инфраструктуры, а
также на подключение (технологическое
присоединение) объектов капитального
строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения в
целях реализации новых инвестиционных
проектов, определяемых в соответствии с
частью 6 статьи 16 Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2020 год и на
плановый период 2021 и 2022 годов" в
порядке, предусмотренном Правительством
Российской Федерации, финансовое
обеспечение мероприятий, связанных с
профилактикой и устранением последствий
распространения коронавирусной
инфекции, компенсацию снижения по итогам
2021 года налоговых и неналоговых доходов
бюджета субъекта Российской Федерации
по сравнению с 2019 годом, а также на
обеспечение расходных обязательств
субъектов Российской Федерации,
связанных с реализацией региональных
проектов, обеспечивающих достижение
целей, показателей и результатов
федеральных проектов;
направление средств бюджета субъекта
Российской Федерации, высвобождаемых в
2022 году в результате снижения объема
погашения задолженности по бюджетным
кредитам, на выполнение инженерных
изысканий, проектирование, экспертизу
проектной документации и (или)
результатов инженерных изысканий,
строительство, реконструкцию и ввод в
эксплуатацию объектов инфраструктуры, а
также на подключение (технологическое
присоединение) объектов капитального
строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения в
целях реализации новых инвестиционных
проектов, определяемых в соответствии с
частью 6 статьи 16 Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2020 год и на
плановый период 2021 и 2022 годов", на
обеспечение расходных обязательств
субъектов Российской Федерации,
связанных с реализацией региональных
проектов, обеспечивающих достижение
целей, показателей и результатов
федеральных проектов, на финансовое
обеспечение мероприятий, связанных с
предотвращением влияния ухудшения
геополитической и экономической
ситуации на развитие отраслей экономики,
и на финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с профилактикой и устранением
последствий распространения
коронавирусной инфекции;
направление средств бюджета субъекта
Российской Федерации, высвобождаемых в
2023 - 2024 годах в результате снижения
объема погашения задолженности по
бюджетным кредитам, на выполнение
инженерных изысканий, проектирование,
экспертизу проектной документации и
(или) результатов инженерных изысканий,
строительство, реконструкцию и ввод в
эксплуатацию объектов инфраструктуры, а
также на подключение (технологическое
присоединение) объектов капитального
строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения в
целях реализации новых инвестиционных
проектов, определяемых в соответствии с
частью 6 статьи 16 Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2020 год и на
плановый период 2021 и 2022 годов".
3. Цели и задачи долговой политики
Липецкой области на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов
Основной целью долговой политики
Липецкой области на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов будет являться
эффективное управление государственным
долгом Липецкой области с учетом
исполнения условий реструктуризации
задолженности по бюджетным кредитам.
Долговая политика области в указанный
период будет направлена на обеспечение
потребностей области в заемных
финансовых ресурсах при поддержании
объема долговой нагрузки на уровне,
установленном соглашениями о
предоставлении бюджетных кредитов из
федерального бюджета.
Управление государственным внутренним
долгом Липецкой области в 2022 - 2024 годах
должно быть сконцентрировано на решении
следующих задач:
проведение ответственной долговой
политики;
оптимизация структуры государственного
долга области;
отнесение Липецкой области к группе
заемщиков с высоким уровнем долговой
устойчивости;
обеспечение своевременного исполнения
долговых обязательств области с целью
сохранения репутации добросовестного
заемщика;
проведение взвешенной политики по
предоставлению государственных
гарантий Липецкой области.
Решение поставленных задач будет
осуществляться с учетом выполнения
плана мероприятий по росту доходного
потенциала, оптимизации расходов
бюджета и сокращению государственного
долга области, утвержденного
распоряжением администрации Липецкой
области от 28 сентября 2018 года N 503-р "Об
утверждении плана мероприятий по росту
доходного потенциала, оптимизации
расходов бюджета и сокращению
государственного долга Липецкой области
на 2018 - 2024 годы", и исполнения условий
реструктуризации задолженности по
бюджетным кредитам.
4. Инструменты реализации долговой
политики Липецкой области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов
В рамках проводимой долговой политики
будут реализованы следующие
мероприятия:
мониторинг нормативных правовых актов в
сфере управления государственным долгом
области;
ведение Государственной долговой книги
Липецкой области;
мониторинг текущей ситуации по
исполнению областного бюджета;
мониторинг долговой нагрузки на
областной бюджет;
планирование государственных
заимствований области при формировании
проекта областного бюджета на очередной
финансовый год и плановый период с
учетом выполнения условий
реструктуризации задолженности по
бюджетным кредитам, а также выполнения
условий, установленных Бюджетным
кодексов Российской Федерации, с целью
отнесения Липецкой области к группе
заемщиков с высоким уровнем долговой
устойчивости;
осуществление государственных
заимствований области с учетом
выполнения условий реструктуризации
задолженности по бюджетным кредитам, в
том числе привлечение в бюджет кредитов
от кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций исключительно по ставкам на
уровне не более чем уровень ключевой
ставки, установленный Центральным
банком Российской Федерации,
увеличенный на 1 процент годовых;
проведение максимально гибкой политики
заимствований, позволяющей оперативно
заменять одни долговые инструменты
другими в зависимости от текущей
конъюнктуры финансового рынка;
обслуживание и погашение
государственного долга Липецкой области
и выполнение других обязательств
области по выплате агентских комиссий и
вознаграждений;
планирование ассигнований на исполнение
государственных гарантий области в
случае неисполнения принципалами
обязательств, обеспеченных
государственными гарантиями Липецкой
области.
5. Анализ рисков для бюджета, возникающих
в процессе управления государственным
долгом области
Реализация мероприятий долговой
политики связана с различными группами
рисков, обусловленных как внутренними,
так и внешними факторами.
К рискам, обусловленным внешними
факторами, относятся:
изменения федерального
законодательства, уменьшающие доходы и
(или) увеличивающие расходы
консолидированного бюджета Липецкой
области;
ухудшение внешней экономической
ситуации в связи со сложной
геополитической обстановкой, адаптацией
и структурной перестройкой экономики
региона в условиях санкционного
давления, а также в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции, что может повлечь за собой
риски неисполнения доходной части
бюджета, увеличение дефицита областного
бюджета, ухудшение динамики основных
макроэкономических показателей, в том
числе повышение инфляции и снижение
темпов экономического роста.
В рамках проводимой долговой политики
особое внимание будет уделяться
управлению рисками, связанными с
осуществлением государственных
заимствований и предоставлением
государственных гарантий области,
формированию низкорискованной
структуры государственного долга
области с целью сохранения доверия к
Липецкой области как к добросовестному
заемщику, исключения негативных внешних
экономических и социально-экономических
последствий несвоевременного
исполнения долговых обязательств
области.
6. Прогнозные значения параметров
областного бюджета на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов
Основные мероприятия долговой политики
Липецкой области направлены на
реализацию поставленных целей и задач
долговой политики и позволят обеспечить
достижение показателей, приведенных в
таблице.
Таблица
N п/п |
Наименование показателей |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
1. |
Дефицит (-), (профицит (+)) областного бюджета, млн. руб. |
-23 774,7 |
-8 098,9 |
-9 221,7 |
2. |
Отношение объема дефицита областного бюджета к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, % |
38,6 |
14,3 |
16,6 |
3. |
Дефицит областного бюджета с учетом изменения остатков средств бюджета и поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в областной собственности, а также бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, млн. руб. |
0,0 |
0,0 |
-3 287,4 |
4. |
Отношение объема дефицита областного бюджета с учетом изменения остатков средств бюджета и поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в областной собственности, а также бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, % |
0 |
0 |
5,9 |
5. |
Государственный долг Липецкой области, всего, млн. руб. |
13 733 |
13 745,6 |
18 481,5 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
государственные ценные бумаги |
3 700,0 |
2 400,0 |
3 450,0 |
|
кредиты, полученные от кредитных организаций |
0,0 |
0,0 |
2 400,0 |
|
бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета |
9 181,2 |
10 251,5 |
11 295,1 |
|
в том числе: бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов |
1 407,3 |
2 782,1 |
4 130,1 |
|
государственные гарантии |
851,8 |
1 094,1 |
1 336,4 |
6. |
Отношение объема государственного долга области без учета бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, % |
20,2 |
19,4 |
25,8 |
7. |
Отношение объема государственного долга области по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, % |
6,0 |
4,2 |
10,5 |