Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 октября 2022 года N 449-р


Об утверждении основных направлений долговой политики Липецкой области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов



В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", от 21 декабря 2020 N 2196 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации":


Утвердить основные направления долговой политики Липецкой области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению.



Губернатор
Липецкой области
И.Г.АРТАМОНОВ



Приложение
к распоряжению
Правительства
Липецкой области
"Об утверждении основных
направлений долговой политики
Липецкой области на 2022 год
и на плановый период
2023 и 2024 годов"



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ



1. Итоги реализации долговой политики Липецкой области в 2021 году


Долговая политика Липецкой области является частью бюджетной политики Липецкой области, управление государственным долгом непосредственно связано с бюджетным процессом и направлено на обеспечение потребностей области в заемных финансовых ресурсах, поддержание объема и структуры государственного долга области на уровне, необходимом для обеспечения своевременного и полного исполнения долговых обязательств области при минимизации расходов на их обслуживание.


В 2021 году реализовывались все мероприятия долговой политики Липецкой области, утвержденной распоряжением администрации Липецкой области от 12 ноября 2020 года N 753-р "Об утверждении основных направлений долговой политики Липецкой области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", направленные на сокращение государственного долга области и расходов на его обслуживание:


проводился постоянный мониторинг нормативных правовых актов в сфере управления государственным долгом области, в том числе внесены изменения в Закон Липецкой области от 27 декабря 2019 года N 343-ОЗ "О бюджетном процессе Липецкой области" и другие нормативные правовые акты, касающиеся управления государственным долгом области;


внесение информации о долговых обязательствах области в государственную долговую книгу Липецкой области в соответствии с бюджетным законодательством осуществлялось в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства;


в рамках проводимого мониторинга текущей ситуации по исполнению областного бюджета управлением финансов Липецкой области осуществлялась работа по формированию и утверждению кассового плана, что позволило минимизировать риски возникновения временных кассовых разрывов при исполнении областного бюджета и обеспечило своевременное финансирование первоочередных социально значимых расходов за счет средств областного бюджета;


в рамках мониторинга долговой нагрузки на областной бюджет осуществлялся постоянный мониторинг объема государственного долга и расходов на его обслуживание на предмет соответствия ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также дополнительным ограничениям, установленным соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации;


планирование государственных заимствований области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов осуществлялось с учетом выполнения условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - Постановление о реструктуризации), а также выполнения условий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, с целью отнесения Липецкой области к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;


в связи с дополнительными поступлениями налога на прибыль в 2021 году рыночные заимствования не осуществлялись;


в целях проведения максимально гибкой политики заимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструменты другими в зависимости от текущей конъюнктуры финансового рынка, на постоянной основе осуществлялся мониторинг ситуации на финансовом рынке Российской Федерации;


все платежи, связанные с погашением, обслуживанием долговых обязательств области, а также выполнением других обязательств области по выплате агентских комиссий и вознаграждений в 2021 году, были произведены своевременно и в полном объеме;


в областном бюджете были предусмотрены ассигнования на исполнение государственных гарантий области в сумме 7 692, 0 тыс. рублей. В связи с исполнением принципалом обязательств, обеспеченных государственной гарантией Липецкой области, выплаты по предоставленным государственным гарантиям области не осуществлялись.


В результате реализации указанных мероприятий по итогам 2021 года доля общего объема долговых обязательств от суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений составила 11,7%, в том числе по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, - 5,4%. Достигнутые показатели соответствуют обязательствам, принятым Липецкой областью в связи с заключением дополнительного соглашения N 7/6/5/5/5/5 от 07 октября 2020 года к соглашениям от 29 апреля 2015 года N 01-01-06/06-54, от 9 октября 2015 года N 01-01-06/06-168, от 20 февраля 2016 года N 01-01-06/06-22, от 28 июля 2016 года N 01-01-06/06-127, от 19 мая 2017 года N 01-01-06/06-153, от 28 июля 2017 года N 01-01-06/06-203 о предоставлении бюджету Липецкой области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Липецкой области (далее - Дополнительное соглашение о реструктуризации), заключенного с Министерством финансов Российской Федерации в рамках проведенной реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предоставленным в 2015 - 2017 годах, в соответствии с Постановлением о реструктуризации.


Реструктуризация проведена путем предоставления рассрочки по погашению задолженности по бюджетным кредитам с переносом погашения задолженности по основному долгу и процентам по кредиту. Период погашения реструктурированной задолженности по указанным бюджетным кредитам - с 2020 года по 2029 год включительно в следующем порядке: в 2020 году в размере 0 процентов суммы задолженности, в 2021 - 2024 годах в размере 5 процентов суммы задолженности ежегодно, в 2025 - 2029 годах ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности - с возможностью ее досрочного погашения. Погашение реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам осуществляется Липецкой областью ежегодно, не позднее 1 декабря.


Выполнение областью указанных обязательств свидетельствует о положительных тенденциях в реализации долговой политики Липецкой области, низком уровне рисков областного бюджета.



2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Липецкой области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов


На основании статьи 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета, а также для погашения долговых обязательств, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах бюджета.


В соответствии со статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом о бюджете устанавливаются верхние пределы государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям в валюте Российской Федерации.


Верхние пределы государственного внутреннего долга устанавливаются при соблюдении следующего ограничения:


объем государственного долга не должен превышать утвержденный законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.


Объем расходов на обслуживание государственного долга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов будет утверждаться законом о бюджете при соблюдении следующих требований:


доля объема расходов на обслуживание государственного долга в очередном финансовом году и плановом периоде не должна превышать 10 процентов утвержденного законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период общего объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;


годовая сумма платежей в очередном финансовом году и плановом периоде по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, не должна превышать 20 процентов утвержденного законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период годового объема налоговых, неналоговых доходов бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При расчете указанного соотношения не учитывается сумма платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода.


Постановлением о реструктуризации и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 N 2196 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" установлены дополнительные требования по реализации взвешенной и консервативной бюджетной политики, проведению эффективного администрирования доходов, оптимизации структуры и объема расходных обязательств и ограничению наращивания заимствований субъектами Российской Федерации, получившими бюджетные кредиты и дотации из средств федерального бюджета.


В соответствии с распоряжением администрации Липецкой области от 28 сентября 2018 года N 503-р "Об утверждении плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга Липецкой области на 2018-2024 годы" проводится комплексная и систематическая работа всех исполнительных органов государственной власти области и структур Правительства области, являющихся исполнителями указанного плана, по выполнению мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов бюджета, что, в конечном итоге, будет способствовать снижению уровня долговой нагрузки Липецкой области.


В 2022 году будет осуществлена работа по соблюдению следующих обязательств в соответствии с Постановлением о реструктуризации и Дополнительным соглашением о реструктуризации в редакции дополнительного соглашения N 9/8/6/6/6/6 от 31 декабря 2020 года к соглашениям от 29 апреля 2015 года N 01-01-06/06-54, от 9 октября 2015 года N 01-01-06/06-168, от 20 февраля 2016 года N 01-01-06/06-22, от 28 июля 2016 года N 01-01-06/06-127, от 19 мая 2017 года N 01-01-06/06-153, от 28 июля 2017 года N 01-01-06/06-203 о предоставлении бюджету Липецкой области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Липецкой области:


обеспечение реализации плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга области;


обеспечение в 2020 - 2029 годах дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на уровне не более 10 процентов суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год. Утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и сложившийся по данным годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации в 2020 - 2029 годах дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить установленный показатель на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации;


обеспечение доли общего объема государственного долга субъекта Российской Федерации, в том числе доли объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений в 2020 - 2029 годах в объемах, не превышающих значения соответствующих показателей, установленных указанным дополнительным соглашением;


обеспечение возможности привлечения в бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, а также установление аналогичных норм в постановлении администрации Липецкой области от 29 декабря 2020 года N 727 "Об утверждении Порядка предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Липецкой области бюджетных кредитов местным бюджетам из областного бюджета на 2021 год";


направление в Министерство финансов Российской Федерации и согласование с ним до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита областного бюджета;


направление средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в 2020 году в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики субъекта Российской Федерации, с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, а также на компенсацию снижения по итогам 2020 года налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации по сравнению с 2019 годом;


направление средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в 2021 году в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, компенсацию снижения по итогам 2021 года налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации по сравнению с 2019 годом, а также на обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов;


направление средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в 2022 году в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", на обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции;


направление средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в 2023 - 2024 годах в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".



3. Цели и задачи долговой политики Липецкой области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов


Основной целью долговой политики Липецкой области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов будет являться эффективное управление государственным долгом Липецкой области с учетом исполнения условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.


Долговая политика области в указанный период будет направлена на обеспечение потребностей области в заемных финансовых ресурсах при поддержании объема долговой нагрузки на уровне, установленном соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета.


Управление государственным внутренним долгом Липецкой области в 2022 - 2024 годах должно быть сконцентрировано на решении следующих задач:


проведение ответственной долговой политики;


оптимизация структуры государственного долга области;


отнесение Липецкой области к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;


обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств области с целью сохранения репутации добросовестного заемщика;


проведение взвешенной политики по предоставлению государственных гарантий Липецкой области.


Решение поставленных задач будет осуществляться с учетом выполнения плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 28 сентября 2018 года N 503-р "Об утверждении плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга Липецкой области на 2018 - 2024 годы", и исполнения условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.



4. Инструменты реализации долговой политики Липецкой области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов


В рамках проводимой долговой политики будут реализованы следующие мероприятия:


мониторинг нормативных правовых актов в сфере управления государственным долгом области;


ведение Государственной долговой книги Липецкой области;


мониторинг текущей ситуации по исполнению областного бюджета;


мониторинг долговой нагрузки на областной бюджет;


планирование государственных заимствований области при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период с учетом выполнения условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, а также выполнения условий, установленных Бюджетным кодексов Российской Федерации, с целью отнесения Липецкой области к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;


осуществление государственных заимствований области с учетом выполнения условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, в том числе привлечение в бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;


проведение максимально гибкой политики заимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструменты другими в зависимости от текущей конъюнктуры финансового рынка;


обслуживание и погашение государственного долга Липецкой области и выполнение других обязательств области по выплате агентских комиссий и вознаграждений;


планирование ассигнований на исполнение государственных гарантий области в случае неисполнения принципалами обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Липецкой области.



5. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом области


Реализация мероприятий долговой политики связана с различными группами рисков, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами.


К рискам, обусловленным внешними факторами, относятся:


изменения федерального законодательства, уменьшающие доходы и (или) увеличивающие расходы консолидированного бюджета Липецкой области;


ухудшение внешней экономической ситуации в связи со сложной геополитической обстановкой, адаптацией и структурной перестройкой экономики региона в условиях санкционного давления, а также в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, что может повлечь за собой риски неисполнения доходной части бюджета, увеличение дефицита областного бюджета, ухудшение динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышение инфляции и снижение темпов экономического роста.


В рамках проводимой долговой политики особое внимание будет уделяться управлению рисками, связанными с осуществлением государственных заимствований и предоставлением государственных гарантий области, формированию низкорискованной структуры государственного долга области с целью сохранения доверия к Липецкой области как к добросовестному заемщику, исключения негативных внешних экономических и социально-экономических последствий несвоевременного исполнения долговых обязательств области.



6. Прогнозные значения параметров областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов


Основные мероприятия долговой политики Липецкой области направлены на реализацию поставленных целей и задач долговой политики и позволят обеспечить достижение показателей, приведенных в таблице.



Таблица

N

п/п

Наименование показателей

2022 год

2023 год

2024 год

1.

Дефицит (-), (профицит (+)) областного бюджета, млн. руб.

-23 774,7

-8 098,9

-9 221,7

2.

Отношение объема дефицита областного бюджета к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, %

38,6

14,3

16,6

3.

Дефицит областного бюджета с учетом изменения остатков средств бюджета и поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в областной собственности, а также бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, млн. руб.

0,0

0,0

-3 287,4

4.

Отношение объема дефицита областного бюджета с учетом изменения остатков средств бюджета и поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в областной собственности, а также бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, %

0

0

5,9

5.

Государственный долг Липецкой области, всего, млн. руб.

13 733

13 745,6

18 481,5

в том числе:

государственные ценные бумаги

3 700,0

2 400,0

3 450,0

кредиты, полученные от кредитных организаций

0,0

0,0

2 400,0

бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета

9 181,2

10 251,5

11 295,1

в том числе:

бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов

1 407,3

2 782,1

4 130,1

государственные гарантии

851,8

1 094,1

1 336,4

6.

Отношение объема государственного долга области без учета бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, %

20,2

19,4

25,8

7.

Отношение объема государственного долга области по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, %

6,0

4,2

10,5


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ