Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 ноября 2020 года N 451-Пр


Об основных направлениях государственной долговой политики Астраханской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов



В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1482 "Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год", от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" и в целях обеспечения эффективного управления государственным внутренним долгом Астраханской области в 2021 - 2023 годах:


1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Астраханской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - основные направления государственной долговой политики Астраханской области).


2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в процессе управления муниципальным долгом руководствоваться прилагаемыми основными направлениями государственной долговой политики Астраханской области.


3. Распоряжение подлежит официальному опубликованию.



Губернатор Астраханской области
И.Ю.БАБУШКИН



Утверждены
Распоряжением Правительства
Астраханской области
от 2 ноября 2020 г. N 451-Пр



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ



1. Общие положения


Под основными направлениями государственной долговой политики Астраханской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - долговая политика) понимается стратегия управления государственными заимствованиями Астраханской области, направленная на эффективное регулирование государственного долга Астраханской области, снижение его объема до минимального уровня, минимизацию стоимости его обслуживания, равномерное распределение во времени платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга Астраханской области.


Долговая политика является частью бюджетной политики Астраханской области.


Долговая политика определяет основные направления деятельности по управлению государственным долгом Астраханской области (далее - долг Астраханской области) и направлена на обеспечение сбалансированности бюджета Астраханской области, полноты и своевременности исполнения бюджетных обязательств Астраханской области путем привлечения заемных средств на благоприятных условиях.



2. Итоги реализации долговой политики в 2019 году и истекшем периоде 2020 года


Мероприятия, проводимые Правительством Астраханской области, направленные на мобилизацию доходов, оптимизацию расходов и сокращение долговой нагрузки на бюджет Астраханской области, позволили начиная с 2017 года переломить негативную тенденцию по увеличению долга Астраханской области.


Сокращение долга Астраханской области в абсолютном выражении за 2019 год составило 8,5 млрд рублей, или на 38,3 процента.


В 2019 году Астраханская область в полном объеме погасила задолженность перед кредитными организациями и заняла 3 место среди субъектов Российской Федерации, осуществивших наибольшее сокращение долга Астраханской области в абсолютном выражении.


Расходы на обслуживание долга Астраханской области по итогам 2019 года составили 0,30 млрд рублей, или 0,7 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В 2018 году расходы на обслуживание долга Астраханской области составили 0,73 млрд рублей, или 1,9 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации


Кредиты кредитных организаций, привлеченные в 2017 - 2018 годах и погашенные в 2019 году, на дату привлечения не превышали порогового значения - ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), увеличенной на 1 процент.


Указанные мероприятия по сокращению стоимости кредитных ресурсов проводятся с целью реализации пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам управления государственным долгом субъектов Российской Федерации от 07.10.2017 N Пр-2048, а также пункта 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 (далее - Правила).


По состоянию на 01.01.2020 долг Астраханской области составил 13,7 млрд рублей, или 36,2 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений за 2019 год. В портфеле долга Астраханской области присутствовали только бюджетные кредиты, предоставленные из федерального бюджета. По состоянию на 01.01.2019 долг Астраханской области составлял 22,2 млрд рублей, или 65,2 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений, при этом рыночный долг составлял 7,8 млрд рублей, или 35,1 процента от общего объема долга.


По состоянию на 01.10.2020 объем долга Астраханской области по сравнению с началом 2020 года остался неизменным - 13,7 млрд рублей. Осуществление заимствований с целью финансирования дефицита бюджета Астраханской области предполагается произвести в конце текущего финансового года исходя из потребности в финансировании расходов бюджета Астраханской области.


Расходы на обслуживание долга Астраханской области по итогам исполнения 9 месяцев 2020 года составили менее 200 тысяч рублей.


По итогам 2020 года ожидаемый объем расходов на обслуживание долга Астраханской области составит не более 0,04 млрд рублей, или менее 1 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


В соответствии с дополнительными соглашениями к соглашениям о предоставлении бюджету Астраханской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Астраханской области, заключенными между Министерством финансов Российской Федерации и Астраханской областью 25.12.2017, 29.12.2018, 22.05.2019, 20.08.2019 и 16.10.2020 (далее - соглашения о реструктуризации), Астраханской области надлежит обеспечить по состоянию на 01.01.2025 сокращение государственного долга до уровня 45 процентов к налоговым и неналоговым доходам.


Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1943 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 N 1099" и от 30.04.2020 N 619 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в Правила внесены изменения.


На основании Правил 16.10.2020 между Министерством финансов Российской Федерации и Астраханской областью заключено дополнительное соглашение N 5 к соглашениям о предоставлении бюджету Астраханской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Астраханской области (далее - дополнительное соглашение N 5).


Согласно условиям дополнительного соглашения N 5 период погашения реструктурированной задолженности подлежит продлению до 2029 года включительно со следующими сроками погашения: в 2020 году - 0 процентов, в 2021 - 2024 годах в размере 5 процентов суммы задолженности ежегодно, в 2025 - 2029 годах ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности с возможностью ее досрочного погашения.


В соответствии с Правилами и дополнительным соглашением N 5 Астраханская область приняла на себя обязательства ежегодно, в течение 14 рабочих дней после утверждения закона о бюджете Астраханской области, представлять в Министерство финансов Российской Федерации выписку из Закона Астраханской области о бюджете Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период с указанием суммы средств, направляемых на погашение реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплату процентов за рассрочку, а также обеспечить ежегодное снижение на 1 января 2021 года, на 1 января 2022 года, на 1 января 2023 года, на 1 января 2024 года и достижение к 1 января 2025 года уровня объема государственного долга 45 процентов суммы доходов бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений за 2024 год, а также дальнейшее неувеличение на 1 января 2026 года, на 1 января 2027 года, на 1 января 2028 года, на 1 января 2029 года и на 1 января 2030 года указанного показателя.


Средства бюджета Астраханской области, высвобождаемые в 2021 году в результате снижения объема погашения задолженности Астраханской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на цели, установленные пунктом 10 статьи 6 Федерального закона от 15.10.2020 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".


Состояние бюджета Астраханской области и вынужденное наращивание долговой нагрузки Астраханской области в 2020 - 2021 годах обусловлены необходимостью финансирования дефицита бюджета с целью исполнения расходных обязательств Астраханской области, общей ситуацией в экономике, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.


В соответствии с оценкой Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области ожидается, что сокращение налоговых доходов бюджета Астраханской области в 2020 году по сравнению с 2019 годом составит 6,8 млрд рублей, или 18,5 процента.


Общие потери бюджета Астраханской области от сокращения налоговых и неналоговых доходов бюджета Астраханской области на 2020 год по сравнению с 2019 годом оцениваются в объеме 7,4 млрд рублей, или 19,5 процента. Прогнозируемый объем налоговых и неналоговых доходов бюджета Астраханской области в 2020 году составит 30,5 млрд рублей.


Поступления налоговых и неналоговых доходов сократятся от предприятий нефтегазовой отрасли в результате падения цены на нефть и роста курса доллара, сокращения стимулирующих выплат работникам предприятий и снижения покупательской способности населения.



3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики, структура долга Астраханской области


Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики в 2021 году и на плановый период 2022 и 2023 годов, являются исполнение Астраханской областью обязательств, установленных в Правилах и соглашениях о реструктуризации, а также достижение по итогам 2021 года параметров, позволяющих отнести Астраханскую область к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.


Кроме того, факторами, определяющими характер и направления долговой политики Астраханской области в 2021 - 2023 годах, являются:


- высокая волатильность на финансовых рынках, обусловленная в том числе неблагоприятными эпидемиологическими и внешнеполитическими факторами;


- вероятность снижения темпов экономического роста Российской Федерации и, как следствие, высокий риск роста процентных ставок по кредитам кредитных организаций, запланированных Астраханской областью к привлечению в 2021 - 2023 годах;


- сохранение в среднесрочной перспективе потребности в привлечении новых долговых обязательств с целью финансирования дефицита бюджета Астраханской области и (или) погашения имеющихся долговых обязательств.


В среднесрочной перспективе (до 2024 года) прогнозируемые расходы на обслуживание долга Астраханской области не превысят 2 - 3 процентов от объема расходов бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые будут осуществляться за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


По итогам исполнения бюджета 2020 года прогнозируется, что Астраханская область будет отнесена Министерством финансов Российской Федерации к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а именно:


- соотношение объема государственного долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета - свыше 50 процентов, но менее 85 процентов;


- годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - менее 13 процентов;


- доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - менее 5 процентов;


- доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме долга - 15 процентов.


В целях сохранения устойчивости бюджета Астраханской области и обеспечения его сбалансированности, сокращения долговой нагрузки на бюджет Астраханской области на территории Астраханской области реализуется план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на 2018 - 2024 годы, утвержденный Распоряжением Правительства Астраханской области от 20.04.2018 N 199-Пр (далее - план).


Реализация плана позволит оздоровить государственные финансы Астраханской области, повысить качество управления государственными и муниципальными финансами, эффективность и результативность бюджетных расходов.


По итогам реализации плана в 2018 году бюджетный эффект от мобилизации доходов и оптимизации расходов бюджета Астраханской области составил 2,6 млрд рублей, в 2019 году - 4,1 млрд рублей. Ожидаемый бюджетный эффект от реализации плана: в 2020 году - 1,5 млрд рублей, в 2021 году - 1,7 млрд рублей, в 2022 году - 1,2 млрд рублей, в 2023 году - 0,5 млрд рублей.



4. Цели и задачи долговой политики


Реализация долговой политики осуществляется в соответствии со следующими целями:


- доведение долговой нагрузки на бюджет Астраханской области до уровня менее 50 процентов от суммы доходов бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений;


- оптимизация структуры долга Астраханской области в целях минимизации стоимости его обслуживания;


- обеспечение исполнения своевременно и в полном объеме бюджетных обязательств Астраханской области;


- сохранение умеренной величины долга Астраханской области, обеспечивающей экономическую безопасность Астраханской области;


- повышение прозрачности управления долгом Астраханской области и доступности информации о долге Астраханской области;


- выполнение обязательств, предусмотренных соглашениями о предоставлении бюджету Астраханской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Астраханской области, соглашениями о реструктуризации и Правилами;


- достижение Астраханской областью по итогам исполнения бюджета 2021 года параметров, которые определены для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.


Задачами долговой политики являются:


- отказ от принятия новых расходных обязательств Астраханской области, не обеспеченных источниками их гарантированного исполнения (доходами);


- сохранение репутации Астраханской области как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего финансовые обязательства;


- обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств Астраханской области;


- прозрачность управления долгом Астраханской области;


- минимизация стоимости обслуживания долга Астраханской области;


- равномерное распределение долговой нагрузки на бюджет Астраханской области во времени;


- мобилизация средств с целью сокращения долга Астраханской области.


Целями и задачами долговой политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов является в том числе полное и безусловное выполнение обязательств, предусмотренных Правилами, соглашениями о предоставлении бюджету Астраханской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Астраханской области и соглашениями о реструктуризации.



5. Инструменты реализации долговой политики


Инструментами реализации долговой политики будут являться:


- бюджетные кредиты, привлекаемые на пополнение остатков средств на счетах бюджета Астраханской области;


- кредиты кредитных организаций, привлекаемые в целях финансирования дефицита бюджета Астраханской области, а также погашения долговых обязательств Астраханской области, с соблюдением ограничения по их обслуживанию - привлечение по ставке на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Банком России, увеличенной на 1 процент годовых;


- постоянный мониторинг соответствия параметров дефицита и долга Астраханской области ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и заключенными с Министерством финансов Российской Федерации соглашениями о предоставлении бюджету Астраханской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Астраханской области и соглашениями о реструктуризации;


- сохранение моратория на предоставление государственных гарантий Астраханской области до 01.01.2022.


Кроме того, основными мероприятиями по реализации долговой политики и управлению долгом Астраханской области являются:


- управление рисками, связанными с осуществлением заимствований Астраханской области;


- своевременное исполнение долговых обязательств Астраханской области;


- привлечение долговых обязательств Астраханской области на цели, установленные пунктом 11 статьи 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации;


- использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами Астраханской области;


- корректировка сроков осуществления заимствований Астраханской области;


- сокращение объема заимствований Астраханской области с учетом результатов исполнения бюджета Астраханской области;


- использование механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств бюджета Астраханской области;


- направление дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджета Астраханской области, экономии по расходам, на досрочное погашение долговых обязательств Астраханской области или замещение планируемых к привлечению заемных средств.



6. Анализ рисков бюджета Астраханской области, связанный с проведением долговой политики


Основными рисками, связанными с управлением долгом Астраханской области, являются:


- риск процентной ставки - риск финансовых потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;


- риск недостаточного поступления доходов в бюджет Астраханской области на финансирование расходных обязательств бюджета Астраханской области;


- риск снижения ликвидности рынка.


Проведение Астраханской областью в 2018 - 2019 годах и в истекшем периоде 2020 года консервативной долговой политики, направленной на сокращение и ненаращивание объема долга Астраханской области, продление моратория на предоставление государственных гарантий Астраханской области, а также формирование проекта закона Астраханской области о бюджете Астраханской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов с учетом требований Правил и соглашений о реструктуризации, создает минимальный риск для бюджета Астраханской области в 2021 - 2023 годах.


Вместе с тем существенные факторы в виде влияния внешних условий на экономику Российской Федерации (ужесточение внешних санкций и высокая волатильность на рынке энергоресурсов), в том числе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, отложенный эффект которой прогнозируются и в 2021 - 2022 годах, могут привести к негативным последствиям для бюджета Астраханской области, что приведет к необходимости корректировки долговой политики.



7. Итоги и ожидаемые результаты долговой политики


Реализация предусмотренных настоящей долговой политикой мер позволит:


- планомерно сокращать долг Астраханской области с целью доведения его объема к 01.01.2025 до уровня не более 45 процентов от суммы доходов бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений;


- поддерживать объем расходов на обслуживание долга Астраханской области на уровне, не превышающем 5 процентов расходов бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;


- сохранить финансовую устойчивость бюджета Астраханской области;


- диверсифицировать объем долга Астраханской области с превалированием в структуре долга средне- и долгосрочных обязательств (3 - 5 лет);


- оптимизировать структуру и объем долга Астраханской области с целью минимизации расходов на его обслуживание;


- обеспечить доступность информации о долге Астраханской области.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ