ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2020 года N 1035
Об основных направлениях бюджетной и
налоговой политики Вологодской области,
долговой политики Вологодской области
на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов
В соответствии со статьями 107.1, 172
Бюджетного кодекса Российской Федерации
и для составления проекта областного
бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и
2023 годов, формирования межбюджетных
отношений с муниципальными
образованиями области Правительство
области постановляет:
1. Утвердить основные направления
бюджетной и налоговой политики
Вологодской области на 2021 год и плановый
период 2022 и 2023 годов (приложение 1).
2. Утвердить основные направления
долговой политики Вологодской области
на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов
(приложение 2).
3. Органам исполнительной
государственной власти области
осуществлять формирование доходов и
расходов по соответствующим отраслям с
учетом основных направлений бюджетной и
налоговой политики Вологодской области
на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
4. Рекомендовать главам муниципальных
районов, городских округов, городских и
сельских поселений области организовать
работу по формированию проектов местных
бюджетов на 2021 год и плановый период 2022 и
2023 годов с учетом основных направлений
бюджетной и налоговой политики
Вологодской области, долговой политики
Вологодской области на 2021 год и плановый
период 2022 и 2023 годов.
5. Настоящее постановление вступает в
силу со дня его принятия и подлежит
опубликованию на Официальном
интернет-портале правовой информации
(www.pravo.gov.ru).
По поручению Губернатора области
первый заместитель Губернатора
области,
председатель Правительства области
А.В.КОЛЬЦОВ
Утверждены
Постановлением
Правительства области
от 31 августа 2020 г. N 1035
(приложение 1)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2021 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и
налоговой политики Вологодской области
на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов
определяют цели и приоритеты бюджетной и
налоговой политики в среднесрочной
перспективе и разработаны в
соответствии с требованиями бюджетного
законодательства.
Основные направления бюджетной и
налоговой политики сохраняют
преемственность задач, определенных на
2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
Экономическое развитие Вологодской
области в 2020 году, как и Российской
Федерации в целом, определяется
эпидемиологической ситуацией, связанной
с распространением новой коронавирусной
инфекции.
Стратегия борьбы с распространением
новой коронавирусной инфекции
обозначена Губернатором области в Плане
мероприятий, связанных с
предотвращением влияния ухудшения
экономической ситуации на развитие
отраслей экономики, с профилактикой и
устранением последствий
распространения коронавирусной
инфекции, утвержденном постановлением
Правительства области от 12 мая 2020 года N
540.
Налоговая и бюджетная политика является
одним из главных инструментов,
способствующих смягчению экономических
последствий от введения ограничительных
мер по сдерживанию роста
заболеваемости.
По мере стабилизации экономической
ситуации основной целью налоговой и
бюджетной политики станет постепенный
возврат региона к налоговому и
финансовому климату, существовавшему до
введения ограничительных мер.
Исходя из поставленной цели,
национальных целей и стратегических
задач развития Российской Федерации на
период до 2024 года, определенных в Указе
Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 года N 204, основных положений Концепции
повышения эффективности бюджетных
расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31 января 2019 года N 117-р,
бюджетная и налоговая политика в области
на 2021 - 2023 годы ориентирована на решение
следующих задач:
обеспечение долгосрочной
сбалансированности областного бюджета
как базового принципа ответственной
бюджетной политики;
создание условий для восстановления
роста экономики, занятости и доходов
населения, развития малого и среднего
предпринимательства;
создание условий для привлечения
инвестиций в экономику области в целях
ее устойчивого развития и повышения
конкурентоспособности;
запуск нового механизма поддержки
инвестиционного цикла, направленного на
улучшение делового климата в регионе;
формирование специального
благоприятного налогового режима для
граждан, обеспечивающего повышение
занятости населения и создание
предпосылок для легализации бизнеса;
соблюдение условий соглашений,
заключенных Правительством области с
Министерством финансов Российской
Федерации о предоставлении бюджету
области из федерального бюджета
бюджетных кредитов для частичного
замещения долговых обязательств
области, с учетом дополнительных
соглашений по реструктуризации долговых
обязательств области в части поэтапного
снижения государственного долга области
и объема рыночных заимствований;
обеспечение реализации мероприятий,
направленных на улучшение качества
жизни и благосостояния населения
области;
приоритизация и повышение эффективности
бюджетных расходов;
сохранение социальной направленности
консолидированного бюджета области;
сохранение доли инвестиционных затрат в
структуре консолидированного бюджета;
эффективное управление государственным
долгом области и сохранение его объема
на экономически безопасном уровне;
совершенствование государственного
финансового контроля с целью его
ориентации на оценку эффективности
бюджетных расходов;
усиление стимулирующей роли
межбюджетных трансфертов, в том числе в
части повышения заинтересованности
органов местного самоуправления области
в содействии развитию экономики
соответствующих территорий
муниципальных образований области.
Бюджетное планирование основывается на
"базовом варианте" прогноза
социально-экономического развития
области на среднесрочный период.
Увязку бюджетного и стратегического
планирования обеспечивают Бюджетный
прогноз Вологодской области на период до
2030 года и Стратегия
социально-экономического развития
Вологодской области на период до 2030 года,
целью которой является реализация
политики народосбережения путем
сохранения демографического потенциала
и развития человеческого капитала за
счет конкурентоспособности области и
формирования пространства развития
человека.
Основным инструментом достижения
национальных целей развития являются
национальные проекты и реализуемые на
территории области региональные
проекты.
Главным инструментом, который призван
обеспечить повышение результативности и
эффективности бюджетных расходов,
ориентированность на достижение целей
государственной политики, по-прежнему
будут являться государственные
программы области. В этой связи
необходимо продолжить реализацию
мероприятий, направленных на повышение
качества планирования и эффективности
реализации государственных программ
области исходя из ожидаемых
результатов.
Новые расходные обязательства должны
приниматься только на основе их
тщательной оценки и при наличии ресурсов
для их гарантированного исполнения.
В целях обеспечения публичности
процесса управления общественными
финансами будет продолжена работа по
реализации мероприятий по обеспечению
открытости и прозрачности областного
бюджета и бюджетного процесса для
граждан. В рамках данного направления
будет продолжена работа по актуализации
информации о бюджетном процессе в
области в рамках информационного
ресурса "открытый бюджет - "Бюджет
для граждан" и ее размещению на едином
портале бюджетной системы Российской
Федерации в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
Областной бюджет будет сформирован на
три года - на очередной финансовый год и
плановый период.
II. Основные направления налоговой
политики области на 2021 - 2023 годы
Ключевой задачей налоговой политики
области, обозначенной в 2019 году на 2020 год,
являлось расширение налогового
потенциала бюджета области за счет
создания комфортных для субъектов
предпринимательства условий развития
бизнеса и привлечения инвестиций в
экономику региона.
За три последних года в экономическое
развитие области в результате действия
региональных налоговых преференций для
реального сектора экономики вложено
более 5,9 млрд. рублей бюджетных средств,
из них в 2019 году - 2,5 млрд. рублей.
В 2019 году существенно реформировано
региональное налоговое
законодательство, что позволило начиная
с 2020 года расширить налоговые
преференции для бизнеса и граждан:
1. Снижены ставки налога по упрощенной
системе налогообложения для 25 значимых
для региона видов деятельности: по
объекту налогообложения "доходы,
уменьшенные на расходы" - с 15% до 10%, по
объекту налогообложения "доходы" - с
6% до 4%.
2. Сохранены на уровне 2017 года сниженные
ставки налога на имущество организаций
для субъектов предпринимательства,
применяющих специальные налоговые
режимы, в отношении коммерческой
недвижимости (административно-деловые и
торговые центры, помещения, используемые
в качестве офисов, торговых объектов,
объектов общественного питания и
бытового обслуживания).
3. Введены налоговые льготы,
освобождающие от уплаты налога на
имущество организаций торговые объекты
в сельской местности с площадью до 200 кв.
метров, а также объекты культурного
наследия регионального значения.
4. Снижена ставка транспортного налога с
25 рублей до 15 рублей для владельцев
легковых автомобилей с мощностью
двигателя до 100 лошадиных сил, являющихся
основой автопарка региона.
Необходимость реализации в первом
полугодии 2020 года жестких ограничений к
деятельности субъектов
предпринимательства, направленных на
борьбу с коронавирусной инфекцией,
потребовала еще более существенного
смягчения налоговой политики.
В целях максимального снижения текущих
издержек бизнеса в сложных условиях в
области на 2020 год принят пакет
антикризисных мер, дающих возможность
субъектам предпринимательства
высвободить средства на выполнение
обязательств по выплате заработной
платы работникам и сохранение
занятости:
1. Снижены в 3 раза ставки налога по
упрощенной системе налогообложения для
организаций и предпринимателей, ведущих
деятельность в отраслях экономики,
наиболее пострадавших от
распространения заболевания:
с 15% до 5% - по объекту налогообложения
"доходы, уменьшенные на расходы";
с 6% до 2% - по объекту налогообложения
"доходы".
Сниженные ставки применяются при
условии выполнения субъектами
предпринимательской деятельности,
ведущими деятельность в отраслях
экономики, наиболее пострадавших от
распространения заболевания, социальных
обязательств по выплате заработной
платы и сохранению 90-процентной
численности работников. Для остальных
субъектов предпринимательства смягчены
ранее установленные требования по
отношению к занятому у них персоналу.
2. Снижены в 2 раза ставки налога на
имущество, исчисляемого исходя из
кадастровой стоимости, для организаций,
пострадавших от распространения
коронавирусной инфекции отраслей
экономики:
с 1% до 0,5% - в отношении объектов
недвижимости, расположенных на
территориях городских округов и
административных центров муниципальных
районов;
с 0,4% до 0,2% - в отношении имущества,
находящегося за границами
административных центров муниципальных
районов и городских округов.
3. Предоставлена льгота арендодателям,
заключившим с арендаторами
дополнительные соглашения о снижении
размера арендной платы в отношении
административно-деловых и торговых
центров, торговых объектов, офисов,
объектов общественного питания и
бытового обслуживания, по налогу на
имущество организаций в виде снижения
налога, но не более чем в 2 раза.
Аналогичные налоговые преференции по
единому налогу на вмененный доход,
налогу на имущество физических лиц и
земельному налогу предоставлены на
местном уровне.
Реалии настоящего времени,
обусловленные постепенным выходом
России из сложной эпидемиологической
ситуации, диктуют новые задачи налоговой
политики, способствующие устойчивому
экономическому развитию после периода
пандемии.
Налоговая политика области на 2021 - 2023
годы будет основываться на следующих
приоритетах:
1. Восстановление и развитие малого и
среднего предпринимательства.
Стабилизация сектора индивидуального
предпринимательства как существенно
пострадавшего от пандемии крайне важна
для обеспечения дальнейшего
экономического роста и занятости
населения.
Основной задачей налоговой политики
станет создание условий для плавного
"безболезненного" перехода со
специального налогового режима в виде
единого налога на вмененный доход на
иные налоговые режимы (упрощенная или
патентная системы налогообложения).
Сопутствующим фактором является
проведение
информационно-разъяснительной кампании
по условиям, возможностям и
преимуществам такого перехода.
С целью стимулирования развития и
улучшения экономических показателей
функционирования предпринимательства в
регионе с 2021 года будет осуществлен
запуск усовершенствованного механизма
применения патентной системы
налогообложения.
Качественно новыми особенностями
данного налогового режима будут:
детальное зонирование уровня налоговой
нагрузки в зависимости от территории
ведения предпринимательской
деятельности;
внедрение подхода определения
потенциально возможного к получению
годового дохода на каждую единицу
характеризующего деятельность
показателя (единица наемного работника,
транспортного средства, площади объекта
торговой сети или сети общественного
питания, объекта недвижимости,
сдаваемого в аренду);
установление единого размера
минимального и максимального
потенциального годового дохода в
отношении групп видов экономической
деятельности, относящихся к бытовым
услугам.
Дополнительной мерой улучшения
налогового климата для бизнеса будет
реализация федерального закона,
открывающего патентную систему
налогообложения для новых видов
бизнеса.
2. Совершенствование механизма поддержки
инвестиционных проектов как одного из
драйверов роста экономики.
Временное приостановление деятельности
и сокращение выручки бизнеса объективно
привело к снижению инвестиционной
активности. Высокая неопределенность
относительно продолжительности
пандемии и ограничительных мер и, как
следствие, возросшие опасения в вопросе
платежеспособности контрагентов и
клиентов финансовых институтов, стали
факторами, способными негативно
повлиять на скорость восстановления
экономики и инвестиционное развитие.
Приоритетной задачей налоговой политики
региона станет реализация новых мер,
стимулирующих вложение инвестиций:
1) внедрение усовершенствованного
механизма инвестиционного налогового
вычета по налогу на прибыль организаций.
Впервые право на данную меру поддержки
будут иметь не только новые, но и
действующие организации, реализующие
приоритетные для области инвестиционные
проекты с объемом инвестиций от 20 до 150
млн. рублей в зависимости от
осуществляемого вида деятельности.
Применение вычета позволит инвестору
уменьшать налог на прибыль, зачисляемый
в бюджет области, на сумму 80%
произведенных им расходов в основные
средства в течение 5 последовательных
лет за счет сниженной до 10% ставки
налога;
2) введение комплекса налоговых льгот для
организаций - участников специальных
инвестиционных контрактов.
Инвестор сможет уплачивать налог на
прибыль по сниженным ставкам: 0% - в первые
5 лет, начиная с года получения первой
прибыли от реализации инвестиционного
проекта; 10% - с 6 года и до окончания срока
действия сниженной ставки. Льгота по
налогу на имущество организаций
предоставляется в виде освобождения от
налогообложения имущества, созданного и
приобретенного в рамках реализации
инвестиционного проекта;
3) предоставление налоговых преференций
резидентам и управляющим компаниям
индустриальных парков в целях
стимулирования создания парков на
территории области.
Резидентам предлагаются льготы по
налогу на имущество организаций в виде
освобождения от налога или применения
сниженной налоговой ставки в отношении
основных средств, предусмотренных
инвестиционным проектом.
Управляющим компаниям индустриальных
парков предоставляется налоговая льгота
в виде освобождения от налогообложения
коммунальной и транспортной
инфраструктуры парка, а также объектов,
предназначенных для создания
промышленного производства в парке.
Срок налоговых преференций составляет
от 3 до 8 лет в зависимости от объема
инвестиций в основные средства и места
реализации инвестиционного проекта.
3. Содействие занятости населения и
создание благоприятных налоговых
условий, способствующих развитию
предпринимательской активности и
легализации бизнеса самозанятых
граждан.
Эффективным инструментом выполнения
поставленной задачи будет применение
введенного в области с 1 августа 2020 года
специального налогового режима "Налог
на профессиональный доход".
Данный налоговый режим выгодно отличает
от других систем налогообложения ряд
значимых преимуществ: низкие налоговые
ставки; освобождение полученного дохода
от налога на доходы физических лиц и
налога на добавленную стоимость,
получение налогового вычета; отсутствие
отчетности и контрольно-кассовой
техники; дистанционное взаимодействие с
налоговыми органами.
Первые результаты применения налогового
режима "Налог на профессиональный
доход" в 2019 - 2020 годах в других пилотных
российских регионах показали его
высокую популярность.
Использование введенных в регионе
налоговых преференций находится под
контролем органов государственной
власти области.
В 2019 году усовершенствован механизм
оценки эффективности налоговых
преференций с учетом формирования
системы управления налоговыми расходами
и общих требований, утвержденных
Правительством Российской Федерации.
Оценка эффективности налоговых расходов
области будет осуществляться кураторами
налоговых расходов в рамках мониторинга
реализации государственных программ
области в соответствии с Порядком
формирования перечня налоговых расходов
Вологодской области и оценки налоговых
расходов Вологодской области,
утвержденным постановлением
Правительства области.
III. Основные направления бюджетной
политики на 2021 - 2023 годы
3.1. Общие положения
При формировании областного бюджета на
2021 - 2023 годы в первоочередном порядке
будут предусмотрены бюджетные
ассигнования на достижение национальных
целей развития Российской Федерации на
период до 2024 года, определенных Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 года N 204, на реализацию инициатив и
проектов Губернатора области,
направленных на улучшение качества
жизни и благосостояния населения
области.
Основными направлениями бюджетной
политики являются:
осуществление бюджетных расходов с
учетом возможностей доходной базы
бюджета;
сохранение достигнутых соотношений к
среднемесячному доходу от трудовой
деятельности средней заработной платы
отдельных категорий работников
бюджетной сферы, поименованных в указах
Президента Российской Федерации;
недопущение роста кредиторской и
дебиторской задолженности областного
бюджета, принятие мер по ликвидации
сложившейся кредиторской и дебиторской
задолженности областного бюджета;
формирование государственных программ
области исходя из четко определенных
долгосрочных целей
социально-экономического развития
области и индикаторов их достижения с
одновременным обеспечением охвата
государственными программами области
максимально возможного числа
направлений социально-экономического
развития области и большей части
бюджетных ассигнований;
содействие дальнейшему увеличению доли
расходов местных бюджетов, формируемых в
программном формате;
повышение эффективности бюджетных
расходов;
расширение практики использования
механизмов государственно-частного
партнерства, в том числе в социальной
сфере.
Объемы бюджетных ассигнований на
реализацию государственных программ
области и непрограммных направлений
деятельности органов государственной
власти области будут сформированы с
учетом решений Совета по разработке и
реализации государственных программ
Вологодской области и повышению
эффективности бюджетных расходов.
3.2. Основные направления бюджетной
политики в области социальной сферы
3.2.1. При планировании объема расходных
обязательств областного бюджета будут
учтены бюджетные ассигнования на
реализацию национальных проектов в
рамках Указа Президента Российской
Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О
национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года", что позволит
сформировать ресурс на финансирование
национальных целей развития в
социальной сфере.
На период 2021 - 2023 годов будет обеспечено
сохранение достигнутых соотношений к
среднемесячному доходу от трудовой
деятельности средней заработной платы
отдельных категорий работников
бюджетной сферы, поименованных в указах
Президента Российской Федерации.
3.2.2. В сфере образования и молодежной
политики для достижения национальных
целей бюджетная политика будет
направлена на решение следующих
основных задач:
внедрение на уровнях основного общего и
среднего общего образования новых
методов обучения и воспитания,
образовательных технологий,
обеспечивающих освоение обучающимися
базовых навыков и умений, повышение их
мотивации к обучению и вовлеченности в
образовательный процесс;
формирование эффективной системы
выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей и
молодежи, основанной на принципах
справедливости, всеобщности и
направленной на самоопределение и
профессиональную ориентацию всех
обучающихся;
создание современной и безопасной
цифровой образовательной среды,
обеспечивающей высокое качество и
доступность образования всех видов и
уровней;
внедрение национальной системы
профессионального роста педагогических
работников, охватывающей не менее 50%
учителей общеобразовательных
организаций;
модернизация профессионального
образования, в том числе посредством
внедрения адаптивных,
практико-ориентированных и гибких
образовательных программ;
формирование системы профессиональных
конкурсов в целях предоставления
гражданам возможностей для
профессионального и карьерного роста;
создание условий для развития
наставничества, поддержки общественных
инициатив и проектов, в том числе в сфере
добровольчества (волонтерства);
создание новых мест в
общеобразовательных организациях.
3.2.3. В сфере здравоохранения для
достижения национальных целей бюджетная
политика будет направлена на решение
следующих основных задач:
завершение формирования сети
медицинских организаций первичного
звена здравоохранения с использованием
в сфере здравоохранения
геоинформационной системы с учетом
необходимости строительства врачебных
амбулаторий, фельдшерских и
фельдшерско-акушерских пунктов в
населенных пунктах с численностью
населения от 100 человек до 2 тыс. человек,
а также с учетом использования мобильных
медицинских комплексов в населенных
пунктах с численностью населения менее
100 человек;
улучшение медицинской инфраструктуры;
внедрение инновационных медицинских
технологий, включая систему ранней
диагностики и дистанционный мониторинг
состояния здоровья пациентов;
формирование системы мотивации граждан
к здоровому образу жизни, включая
здоровое питание и отказ от вредных
привычек;
ликвидация дефицита медицинских кадров.
В 2021 - 2023 годах бюджетные ассигнования по
отрасли "Здравоохранение" будут
сформированы на финансовое обеспечение
реализации территориальной программы
государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи с
соблюдением установленных Программой
государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи
Российской Федерации нормативов объемов
медицинской помощи, финансовых затрат на
единицу объема медицинской помощи,
среднего подушевого норматива
финансирования.
Расходы областного бюджета на уплату
взносов на обязательное медицинское
страхование неработающего населения
будут предусмотрены с индексацией к
предыдущему году.
3.2.4. В сфере социальной политики для
достижения национальных целей бюджетная
политика будет направлена на решение
следующих основных задач:
реализация мероприятия по оказанию
финансовой поддержки семьям при
рождении детей, включая повышение
доступности жилья семьям с детьми;
создание условий для осуществления
трудовой деятельности женщин, имеющих
детей, включая достижение 100% доступности
дошкольного образования для детей в
возрасте до трех лет, формирование
механизмов профессиональной подготовки
и переподготовки родителей;
разработка и реализация программы
системной поддержки и повышения
качества жизни граждан старшего
поколения.
В 2021 - 2023 годах будут предусмотрены
расходы на предоставление установленных
мер социальной поддержки и социальных
выплат населению области исходя из
действующих условий их предоставления,
расходы на предоставление социальных
услуг населению, организацию
оздоровления и отдыха детей.
В трехлетнем периоде планируется
сохранить объем расходов областного
бюджета, направляемых на обеспечение
жильем детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
Будет продолжена реализация мероприятий
по компенсации ипотечной ставки семьям
при рождении детей, молодым и
многодетным семьям, предоставление
многодетным семьям единовременной
выплаты из областного бюджета взамен
предоставления земельного участка для
индивидуального жилищного
строительства в собственность
бесплатно, реализация программы
регионального материнского капитала.
3.2.5. В сфере культуры для достижения
национальных целей бюджетная политика
будет направлена на решение следующих
основных задач:
укрепление российской гражданской
идентичности на основе
духовно-нравственных и культурных
ценностей народов Российской Федерации;
продвижение талантливой молодежи в
сфере музыкального искусства;
укрепление материально-технической базы
государственных и муниципальных
учреждений культуры;
поддержка добровольческих движений, в
том числе в сфере сохранения культурного
наследия народов Российской Федерации.
3.2.6. В сфере физической культуры и спорта
для достижения национальных целей
бюджетная политика будет направлена на
решение следующих основных задач:
создание для всех категорий и групп
населения условий для занятий
физической культуры и спортом, массовым
спортом;
повышение уровня обеспеченности
населения объектами спорта;
подготовка спортивного резерва.
3.3. В области национальной экономики
3.3.1. В сфере экономики на предстоящий
период приоритетом является
финансирование национальных проектов.
Это развитие малого и среднего
предпринимательства, обеспечение
доступным жильем и формирование
комфортной городской среды, создание
конкурентно-способного
экспортно-ориентированного сегмента в
базовых отраслях промышленности,
сельского хозяйства и сферы услуг,
повышение производительности труда,
реализация мероприятий в сфере
экологического благополучия населения,
а также развитие цифровой экономики.
С учетом привлечения средств
федерального бюджета планируется
реализовать проекты, способствующие
переходу экономики на качественно иные
темпы развития, существенно улучшающие
качество жизни населения, проекты в
сфере развития городской и цифровой
инфраструктуры.
3.3.2. В сфере сельского хозяйства
бюджетная политика будет направлена на
решение следующих основных задач:
сохранение продовольственной
безопасности региона;
стимулирование роста производства
основных видов сельскохозяйственной
продукции;
стимулирование роста производства
пищевых продуктов;
создание условий для роста инвестиций в
агропромышленный комплекс области,
повышения энергетической эффективности
сельскохозяйственного производства и
роста финансовой устойчивости
сельхозтоваропроизводителей области;
создание высококвалифицированного
кадрового потенциала агропромышленного
комплекса.
3.3.3. В сфере дорожного хозяйства и
транспорта бюджетная политика будет
направлена на решение следующих
основных задач:
в сфере дорожного хозяйства для
достижения национальных целей - на
приведение в нормативное состояние
автомобильных дорог регионального и
межмуниципального значения до конца 2024
года. В 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023
годов будет продолжена реализация
масштабного инвестиционного проекта по
строительству моста через реку Шексну в
городе Череповце, будет начато
строительство моста через реку Вологду в
створе улицы Некрасова;
в сфере транспорта в 2021 году будет
продолжена модернизация аэропортовых
комплексов в городах Вологде и Великом
Устюге, сохранена государственная
поддержка обеспечения транспортного
обслуживания населения авиационным и
внутренним водным транспортом, а также
предоставление льготного проезда
автомобильным транспортом обучающимся
образовательных организаций отдельных
типов.
3.3.4. В сфере лесного хозяйства бюджетная
политика будет направлена на решение
следующих основных задач:
эффективное исполнение переданных
области полномочий Российской Федерации
в сфере лесных отношений;
создание лесопарковых зон, зеленых зон,
лесопарковых зеленых поясов;
восстановление вырубленных, погибших и
поврежденных лесов;
обеспечение жителей области деловой
древесиной для строительства жилых
домов и дровами для отопления;
снижение объемов незаконных рубок леса.
В целях решения данных задач будут
продолжены мероприятия, направленные на
развитие рационального лесопользования
и воспроизводства лесов, создание
эффективной системы профилактики,
обнаружения незаконных рубок, тушения
лесных пожаров, лесовосстановление,
повышение продуктивности и качества
лесов, проведение работ по
лесоустройству, повышение эффективности
государственного лесного контроля и
надзора.
3.3.5. В области развития малого и среднего
предпринимательства бюджетная политика
будет направлена на создание
благоприятных условий для ведения
предпринимательской деятельности на
территории области.
В целях решения данных задач будут
продолжены мероприятия, направленные на
повышение доступности финансовых
ресурсов и инфраструктуры поддержки для
субъектов малого и среднего
предпринимательства и пропаганды
предпринимательства (стимулирование
граждан к осуществлению
предпринимательской деятельности).
3.3.6. В сфере занятости населения
бюджетная политика будет направлена на
решение следующих основных задач:
формирование сбалансированного
регионального рынка труда;
содействие в реализации прав граждан в
области труда;
привлечение высококвалифицированных
работников из других регионов,
соотечественников, проживающих за
рубежом.
В сфере занятости населения наряду с
социальной поддержкой безработных
граждан и трудоустройством граждан,
ищущих работу, будут осуществляться меры
активной политики занятости
(профессиональная ориентация граждан,
профессиональное обучение и
дополнительное профессиональное
образование, организация проведения
оплачиваемых общественных работ,
временное трудоустройство
несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет и безработных граждан,
содействие самозанятости безработных
граждан), способствующие снижению уровня
безработицы.
3.4. В области жилищно-коммунального
хозяйства
В сфере жилищно-коммунального хозяйства
для достижения национальных целей
бюджетная политика будет направлена на
решение следующих основных задач:
увеличение доли городов с благоприятной
городской средой;
использование механизма прямого участия
граждан в формировании комфортной
городской среды, увеличение доли
граждан, принимающих участие в решении
вопросов развития городской среды;
обеспечение устойчивого сокращения
непригодного для проживания жилищного
фонда;
обеспечение населения области
качественной питьевой водой;
обеспечение энергосбережения и
повышение энергетической эффективности
в энергетике;
развитие газификации на территории
области;
комплексное обустройство объектами
социальной и инженерной инфраструктуры
населенных пунктов, расположенных в
сельской местности.
В 2021 - 2023 годах бюджетные ассигнования в
области жилищно-коммунального хозяйства
будут направлены на финансовое
обеспечение реализации следующих
мероприятий: благоустройство дворовых,
общественных территорий, мест массового
отдыха (городских парков), переселение
граждан из непригодного для проживания
жилищного фонда, строительство,
реконструкцию и капитальный ремонт
систем водоснабжения и водоотведения,
строительство и реконструкцию объектов
газоснабжения, подготовку объектов
теплоэнергетики к работе в осенне-зимний
период, обеспечение безопасных условий
нахождения людей в зданиях
общеобразовательных организаций,
учреждений культуры и отдыха, имеющих
встроенные и пристроенные котельные.
3.5. В области охраны окружающей среды
Бюджетная политика в области охраны
окружающей среды для достижения
национальных целей будет направлена на
решение следующих основных задач:
экологическое оздоровление водных
объектов и сохранение уникальных водных
систем;
ликвидация всех выявленных на 1 января 2018
года несанкционированных свалок;
уменьшение не менее чем на 20% совокупного
объема выбросов загрязняющих веществ в
воздух в городах;
обеспечение защищенности населения и
объектов экономики от наводнений и иного
негативного воздействия вод.
В целях решения данных задач в
трехлетнем периоде будут предусмотрены
расходы на развитие комплексного
мониторинга окружающей среды и
государственного экологического
надзора, сохранение и развитие особо
охраняемых природных территорий
областного значения, на проведение
инженерных мероприятий, формирование
основ экологической культуры населения
области и обеспечение оперативного
информирования и просвещения населения
по вопросам охраны окружающей среды и
рационального природопользования.
3.6. В области капитального строительства
В области капитального строительства
бюджетная политика будет направлена на
концентрацию ресурсов на объектах с
высокой степенью готовности, на
объектах, имеющих большое значение для
социально-экономического развития
региона и муниципальных образований,
объектах, строительство которых
осуществляется на условиях
софинансирования за счет средств
федерального бюджета.
В трехлетнем периоде будет продолжена
работа по урегулированию обязательств
застройщиков, признанных банкротами,
перед участниками долевого
строительства и обязательств
застройщиков для завершения
строительства многоквартирных домов и
(или) иных объектов недвижимого
имущества, строительство которых
осуществляется с привлечением средств
граждан - участников долевого
строительства.
3.7. В области государственного
управления
Бюджетная политика в области
государственного управления будет
направлена на решение следующих
основных задач:
совершенствование организации
государственной службы;
оптимизация деятельности органов
государственной власти области;
реализация механизмов противодействия
коррупции;
повышение эффективности и прозрачности
деятельности органов исполнительной
государственной власти области;
повышение уровня финансового управления
в органах исполнительной
государственной власти области путем
повышения ответственности органов
исполнительной государственной власти
области за выполнение возложенных на них
функций;
повышение эффективности использования
кадровых резервов органов
исполнительной государственной власти
области, областного кадрового резерва;
внедрение современных и
совершенствование эффективных
технологий на государственной службе.
В целях решения данных задач в
трехлетнем периоде будут предусмотрены
расходы на мероприятия по
противодействию коррупции, формированию
и подготовке резерва управленческих
кадров, мероприятия по
совершенствованию системы
государственной гражданской службы
области.
3.8. В области межбюджетных отношений
3.8.1. Межбюджетные отношения в 2021 - 2023
годах будут формироваться в
соответствии с требованиями Бюджетного
кодекса Российской Федерации и закона
области от 6 декабря 2013 года N 3222-ОЗ "О
межбюджетных трансфертах в Вологодской
области".
Приоритетными задачами в сфере
межбюджетных отношений являются:
содействие в обеспечении
сбалансированности местных бюджетов,
снижение рисков неисполнения
первоочередных расходных обязательств;
реализация Указа Президента Российской
Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О
национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года";
стимулирование органов местного
самоуправления в увеличении собственной
доходной базы местных бюджетов;
сохранение высокой роли выравнивающей
составляющей межбюджетных трансфертов;
продолжение политики замены дотаций
(части дотаций) на выравнивание уровня
бюджетной обеспеченности
дифференцированными нормативами
отчислений от налога на доходы
физических лиц;
обеспечение равных условий для
устойчивого исполнения расходных
обязательств муниципальных образований
области;
распределение максимального количества
межбюджетных трансфертов при
формировании областного бюджета на
очередной финансовый год и плановый
период;
повышение эффективности предоставления
целевых межбюджетных трансфертов;
реализация мер по укреплению финансовой
дисциплины, соблюдению органами
местного самоуправления требований
бюджетного законодательства;
вовлечение граждан в процесс принятия
решений о распределении муниципальных
финансов;
сокращение муниципального долга.
3.8.2. В части выравнивания уровня
бюджетной обеспеченности муниципальных
образований области:
В целях реализации положений Бюджетного
кодекса Российской Федерации и
повышения качества государственных
(муниципальных) услуг, оказываемых
потребителям, будет действовать
формализованный порядок определения
ежегодно утверждаемого законом области
об областном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период
критерия выравнивания финансовых
возможностей муниципальных образований
области, исходя из необходимости
достижения которого будет сформирован
объем дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности муниципальных
образований области.
Государственные полномочия по расчету и
предоставлению дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности поселений
бюджетам поселений, входящих в состав
муниципальных районов, по расчету и
установлению дополнительных нормативов
отчислений от налога на доходы
физических лиц, заменяющих полностью и
(или) частично дотацию на выравнивание
бюджетной обеспеченности поселений
бюджетам поселений, будут
осуществляться органами местного
самоуправления муниципальных районов
области в соответствии с законом области
от 6 декабря 2013 года N 3223-ОЗ "О наделении
органов местного самоуправления
отдельными государственными
полномочиями области по расчету и
предоставлению дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности поселений
бюджетам поселений за счет средств
областного бюджета" с выделением им
субвенций из областного бюджета на
реализацию указанных полномочий.
В целях стимулирования роста доходного
потенциала муниципальных образований
области, повышения самодостаточности и
финансовой самостоятельности местных
бюджетов в настоящее время установлен
единый норматив отчислений от
упрощенной системы налогообложения в
бюджеты муниципальных районов в размере
50%, бюджеты городских округов - 20%. С 2018
года городским округам установлен
единый норматив отчислений от налога на
доходы физических лиц в размере 5%. При
формировании бюджетной политики региона
в части межбюджетных отношений с
муниципальными образованиями области на
2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов
будет рассматриваться возможность
передачи местным бюджетам единых
нормативов от отдельных неналоговых
доходов, например, от платы за негативное
воздействие на окружающую среду.
В целом в перспективе планируется
расширение перечня передаваемых
муниципальным образованиям области по
единым нормативам доходных источников
субъекта Российской Федерации.
Будет продолжена практика корректировки
дотаций на поддержку мер по обеспечению
сбалансированности местных бюджетов с
учетом достижения показателей,
характеризующих качество управления
муниципальными финансами.
3.8.3. В части софинансирования расходных
обязательств местных бюджетов:
выделение субсидий из областного
бюджета, в том числе на реализацию
национальных проектов, реализуемых на
федеральном уровне, будет
осуществляться в рамках государственных
программ области, на основании перечня
субсидий бюджетам муниципальных
образований области, предоставляемых из
областного бюджета в целях
софинансирования расходных
обязательств, возникающих при
выполнении полномочий органов местного
самоуправления по решению вопросов
местного значения;
приоритетными расходными
обязательствами муниципальных
образований области, софинансирование
которых осуществляется за счет субсидий,
являются расходные обязательства
местных бюджетов, софинансирование
которых осуществляется за счет средств,
поступающих из федерального бюджета;
для поселений, прошедших процедуру
объединения в 2018 - 2019 годах, будут
предусмотрены иные межбюджетные
трансферты бюджетам муниципальных
образований области по результатам
реализации инициатив о преобразовании
поселений путем их объединения.
3.8.4. В части финансового обеспечения
осуществления государственных
полномочий, переданных органам местного
самоуправления области:
финансовое обеспечение государственных
полномочий, переданных органам местного
самоуправления области, будет
осуществляться за счет субвенций,
выделяемых из областного бюджета.
Ключевой задачей в сфере предоставления
субвенций является обеспечение
достаточности средств областного
бюджета, направляемых на исполнение
переданных полномочий;
в целях повышения качества управления
региональными финансами будет
продолжено предоставление единой
субвенции, что будет способствовать
усилению финансовой самостоятельности
органов местного самоуправления по
распоряжению средствами, поступающими
из областного бюджета на финансовое
обеспечение переданных полномочий, а
также повышению эффективности
использования таких средств.
3.8.5. Формирование и исполнение местных
бюджетов области будет осуществляться
на основе муниципальных программ, что
предполагает увязку бюджетных
ассигнований и конкретных мероприятий,
направленных на достижение приоритетных
целей социально-экономического развития
территорий. Будет оказываться
необходимое методическое содействие в
вопросах увеличения доли расходов,
сформированных программно-целевым
методом планирования, в общем объеме
расходов местных бюджетов.
В условиях ограниченности бюджетных
ресурсов и имеющихся рисков
несбалансированности бюджетов
межбюджетные отношения будут направлены
на усиление ответственности органов
местного самоуправления области за
проводимую бюджетную политику в части:
соблюдения муниципальными
образованиями области условий
заключенных соглашений о мерах по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению муниципальных финансов
муниципальных районов (городских
округов) области, соглашений о
выполнении показателей, характеризующих
уровень управления муниципальными
финансами муниципальных районов
(городских округов);
проведения взвешенной долговой и
бюджетной политики;
безусловного исполнения принятых
расходных обязательств, в первую очередь
расходных обязательств, связанных с
обеспечением оплаты труда и решением
вопросов в социальной сфере области.
При возникновении рисков необеспечения
принятых расходных обязательств местных
бюджетов будут рассматриваться вопросы
предоставления бюджетных кредитов из
областного бюджета в целях покрытия
временных кассовых разрывов.
Для анализа результатов проводимой
работы будет осуществляться ежемесячный
мониторинг исполнения бюджетов
муниципальных образований области,
обеспечения их сбалансированности,
своевременности осуществления расчетов,
погашения кредиторской задолженности, а
также ежегодная оценка качества
управления муниципальными финансами.
Утверждены
Постановлением
Правительства области
от 31 августа 2020 г. N 1035
(приложение 2)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ
I. Итоги реализации долговой политики в
2015 - 2020 годах
За период 2015 - 2019 годов государственный
долг области сокращен на 19,2 млрд. рублей.
По уровню государственного долга в
объеме налоговых и неналоговых доходов в
2019 году Вологодская область из 85
субъектов Российской Федерации заняла 22
место, поднявшись на 3 позиции по
сравнению с уровнем 2018 года (с 2012 года
рост в рейтинге составил 59 позиций, за 7
лет регион поднялся с 81 на 22 место).
По объему сокращения государственного
долга среди субъектов Российской
Федерации Вологодская область заняла 6
место, в Северо-Западном федеральном
округе - 1 место.
В 2019 году досрочно в полном объеме
погашены долговые обязательства области
по рыночным заимствованиям в виде
кредитов кредитных организаций в
размере 4,1 млрд. рублей, ранее эту задачу
планировалось решить в 2021 году.
По итогам исполнения областного бюджета
2019 года государственный долг области
сокращен на 5,0 млрд. рублей и составил 15,7
млрд. рублей, или 22,6% в объеме налоговых и
неналоговых доходов областного бюджета.
По состоянию на 1 января 2020 года в
структуре государственного долга
области рыночные обязательства
отсутствуют, доля бюджетных кредитов из
федерального бюджета с процентной
ставкой 0,1% годовых составила 99,3% (15,6 млрд.
рублей), доля государственных гарантий
области составила 0,7% (107,3 млн. рублей).
По итогам исполнения областного бюджета
2020 года условия соглашений, заключенных
Правительством области с Министерством
финансов Российской Федерации, о
предоставлении бюджету области из
федерального бюджета бюджетных кредитов
для рефинансирования долговых
обязательств области с учетом условий
реструктуризации бюджетных кредитов
будут выполнены в полном объеме.
II. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики области
Основными факторами, определяющими
характер и направления долговой
политики области в 2021 году и плановом
периоде 2022 и 2023 годов, являются:
необходимость выполнения условий
соглашений с Министерством финансов
Российской Федерации о реструктуризации
бюджетных кредитов, предоставленных из
федерального бюджета;
ухудшение экономической ситуации,
связанной с распространением новой
коронавирусной инфекции, замедление
темпов экономического роста и, как
следствие, резкое снижение доходной базы
областного бюджета;
необходимость в финансировании крупных
инвестиционных проектов;
необходимость финансового обеспечения
расходных обязательств области,
принимаемых с учетом реализации Указа
Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 года N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах Российской
Федерации на период до 2024 года";
необходимость увеличения расходов
областного бюджета на выплату
заработной платы работникам бюджетной
сферы;
необходимость сохранения позиции в
группе субъектов Российской Федерации с
высоким уровнем долговой устойчивости в
соответствии с системой оценки
Министерства финансов Российской
Федерации.
III. Цели и задачи долговой политики
области
По итогам исполнения областного бюджета
в 2021 - 2023 годах условия соглашений,
заключенных Правительством области с
Министерством финансов Российской
Федерации, о предоставлении бюджету
области из федерального бюджета
бюджетных кредитов для рефинансирования
долговых обязательств области с учетом
условий реструктуризации бюджетных
кредитов должны быть выполнены в полном
объеме.
Долговая политика Вологодской области -
управление государственным долгом
области в целях сохранения объема
государственного долга области на
экономически безопасном уровне,
соблюдения требований, установленных
Бюджетным кодексом Российской
Федерации.
Основные цели долговой политики
Вологодской области - недопущение рисков
возникновения кризисных ситуаций при
исполнении областного бюджета,
поддержание размера и структуры
государственного долга области в объеме,
обеспечивающем возможность
гарантированного выполнения долговых
обязательств в полном объеме и в
установленные сроки.
Задачи долговой политики области:
обеспечение сбалансированности и
долговой устойчивости областного
бюджета;
сохранение объема государственного
долга области на экономически
безопасном уровне;
обеспечение исполнения долговых
обязательств области в полном объеме и в
установленные сроки;
осуществление учета долговых
обязательств области своевременно и в
полном объеме в Государственной
долговой книге Вологодской области;
обеспечение раскрытия информации о
государственном долге области;
осуществление контроля за показателями
долговой устойчивости областного
бюджета и бюджетов муниципальных
образований области (предельными
значениями, установленными Бюджетным
кодексом Российской Федерации);
обеспечение высокого уровня долговой
устойчивости областного бюджета.
IV. Инструменты реализации долговой
политики области
В структуре государственного долга
области рыночные заимствования
отсутствуют. Учитывая сложную
экономическую ситуацию, сложившуюся в
связи с распространением новой
коронавирусной инфекции, в перспективе
может возникнуть потребность в
привлечении рыночных заимствований.
Инструментами реализации долговой
политики области являются:
1) мониторинг финансовых рынков в целях
определения стоимости кредитных
ресурсов и депозитных средств (контроль
за состоянием финансовой сферы в целях
увеличения поступлений доходов в
областной бюджет от размещения временно
свободных средств на банковских
депозитах, мониторинг возможности
привлечения прямых дешевых
государственных заимствований);
2) поддержание текущей ликвидности
областного бюджета через использование
бюджетных кредитов на пополнение
остатков средств на счете бюджета;
3) пролонгация в 2020 году срока погашения
реструктурированной задолженности по
бюджетным кредитам из федерального
бюджета, предоставленным области в 2015 -
2017 годах;
4) обеспечение высокого уровня долговой
устойчивости областного бюджета;
5) проведение мероприятий по сокращению
рисков по действующему условному
обязательству области (за период 2014 - 2019
годов доля условных обязательств в
структуре государственного долга
области уменьшена на 14,6 процентных
пункта - с 15,3% на 1 января 2014 года (4,9 млрд.
рублей) до 0,7% (107,3 млн. рублей) на 1 января
2020 года. Действующей остается одна
государственная гарантия области):
осуществление контроля за выполнением
принципалом обязательств по кредитному
договору, обеспеченному государственной
гарантией области, в полном объеме и в
установленные сроки;
предоставление государственных
гарантий области в 2021 - 2023 годах ввиду
больших финансово-экономических рисков
не планируется;
6) при возникновении острой кризисной
ситуации с доходной базой областного
бюджета осуществление привлечения
кредитов кредитных организаций,
иностранных банков и международных
финансовых организаций исключительно по
ставкам на уровне не более чем уровень
ключевой ставки, установленной
Центральным банком Российской
Федерации, увеличенной на 1% годовых;
7) сохранение ограничения для
муниципальных образований области,
получающих бюджетные кредиты из
областного бюджета, по привлечению в
местный бюджет кредитов кредитных
организаций исключительно по ставке на
уровне не более чем уровень ключевой
ставки, установленной Центральным
банком Российской Федерации,
увеличенный на 1% годовых.
V. Анализ рисков для областного бюджета,
возникающих в процессе управления
государственным долгом области
К основным рискам, возникающим в
процессе управления государственным
долгом области и влияющим на
эффективность долговой политики в
среднесрочном периоде, относятся:
ухудшение экономической ситуации в
Российской Федерации, в том числе
снижение темпов экономического роста,
повышение уровня инфляции;
риск недостижения планируемых объемов
поступления доходов областного бюджета;
риск ликвидности - отсутствие на едином
счете областного бюджета необходимого
объема средств для исполнения расходных
и долговых обязательств области в полном
объеме в установленный срок;
риск роста государственного долга
области.
Основной мерой, принимаемой для
управления рисками, связанными с
реализацией долговой политики, является
осуществление достоверного
прогнозирования доходов областного
бюджета и поступлений по источникам
внутреннего финансирования дефицита
областного бюджета, а также принятие
взвешенных и экономически обоснованных
решений по привлечению рыночных
заимствований для финансирования
дефицита областного бюджета и погашения
государственных долговых обязательств.
VI. Ожидаемые итоги реализации долговой
политики области в 2021 - 2023 годах
Реализация настоящей долговой политики
направлена на сохранение следующих
значений показателей долговой
устойчивости областного бюджета:
объем государственного долга области к
общему объему доходов областного
бюджета без учета безвозмездных
поступлений - не более 50%;
годовая сумма платежей по погашению и
обслуживанию государственного долга
области, возникшего по состоянию на 1
января очередного финансового года, без
учета платежей, направляемых на
досрочное погашение долговых
обязательств со сроками погашения после
1 января года, следующего за очередным
финансовым годом, к общему объему
налоговых и неналоговых доходов
областного бюджета и дотаций из бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации -
не более 13%;
доля расходов на обслуживание
государственного долга области в общем
объеме расходов областного бюджета, за
исключением объема расходов, которые
осуществляются за счет субвенций,
предоставляемых из бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации, - не более
5%.
Кроме того, реализация долговой политики
направлена на обеспечение доступности
информации о государственном долге
области.