СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О ходе реализации национального проекта
"Цифровая экономика Российской
Федерации"
Заслушав информацию Министра
цифрового развития, связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации о
ходе реализации национального проекта
"Цифровая экономика Российской
Федерации", Совет Федерации
Федерального Собрания Российской
Федерации отмечает следующее.
Национальный проект
"Национальная программа "Цифровая
экономика Российской Федерации"
(далее - национальная программа)
реализуется в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 года N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" для решения задач по обеспечению
ускоренного внедрения цифровых
технологий в экономике и социальной
сфере.
Указом
Президента Российской Федерации от 21
июля 2020 года N 474 "О национальных целях
развития Российской Федерации на период
до 2030 года" определены целевые
показатели, характеризующие достижение
национальной цели "цифровая
трансформация", в соответствии с
которыми национальная программа будет
скорректирована.
В
рамках национальной программы в 2018 - 2020
годах реализовывалось шесть федеральных
проектов в сферах нормативного
регулирования цифровой среды, создания
информационной инфраструктуры,
обеспечения информационной
безопасности, поддержки цифровых
технологий, обеспечения кадровыми
ресурсами цифровой экономики, а также
цифрового государственного
управления.
В
соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 10 октября 2019
года N 490 "О развитии искусственного
интеллекта в Российской Федерации"
сформирован федеральный проект
"Искусственный интеллект", начало
реализации которого планируется с 2021
года.
По
предложению Совета по развитию цифровой
экономики при Совете Федерации
Федерального Собрания Российской
Федерации осуществляется разработка
нового федерального проекта "Цифровой
регион", направленного на обеспечение
ускоренного внедрения цифровых
технологий в экономике, социальной
сфере, сфере государственного и
муниципального управления в субъектах
Российской Федерации.
Общий
объем финансирования национальной
программы в 2019 - 2024 годах составляет 1 107
млрд рублей, в том числе за счет средств
федерального бюджета - 930,2 млрд рублей,
внебюджетных источников - 173,9 млрд
рублей.
По
итогам 2019 года уровень исполнения
сводной бюджетной росписи составил 73,4
процента, не исполнены бюджетные
ассигнования в объеме 26,8 млрд рублей (26,6
процента). На 1 октября 2020 года объем
использованных средств федерального
бюджета на реализацию национальной
программы составил 20,6 процента.
Согласно проекту федерального
закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов" бюджетные ассигнования
запланированы в 2021 году в объеме 156,3 млрд
рублей, в 2022 году - 211,3 млрд рублей, в 2023
году - 191,1 млрд рублей.
В
субъектах Российской Федерации
реализуются региональные программы и
проекты в сфере цифровой экономики.
Большинство региональных проектов
осуществляется по направлениям,
аналогичным направлениям, по которым
осуществляются федеральные проекты
национальной программы. В связи с
корректировкой паспортов федеральных
проектов национальной программы
требуются внесение соответствующих
изменений в региональные проекты,
утверждение новых показателей и методик
их расчетов.
За
время реализации национальной программы
сформировались условия для масштабной
системной цифровой трансформации
отраслей и секторов экономики. В период
пандемии новой коронавирусной инфекции
активизировались процессы цифровизации,
усилилась поддержка развития цифровых
технологий, цифровой трансформации
компаний, государственного управления,
образования, медицины, возросла
социальная функция цифровых технологий
и сервисов.
Вместе
с тем принятые меры по сдерживанию
распространения новой коронавирусной
инфекции выявили нерешенную проблему
цифрового неравенства, необходимость
обеспечения повсеместного доступа к
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" и подключения к ней
социально значимых объектов.
Актуальность приобрела задача
разработки и поддержки отечественного
программного обеспечения, включая
мессенджеры и корпоративные платформы
для обучения и работы.
Кроме
того, в условиях востребованности
онлайн-сервисов повысились требования к
уровню защиты информации, содержащейся в
государственных информационных
системах, в том числе персональных
данных.
Учитывая изложенное, Совет
Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации
постановляет:
1.
Принять к сведению информацию Министра
цифрового развития, связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации о
ходе реализации национального проекта
"Цифровая экономика Российской
Федерации".
2.
Рекомендовать Государственной Думе
Федерального Собрания Российской
Федерации включить в примерную
программу законопроектной работы
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в период
весенней сессии 2021 года в части
законопроектов, подлежащих
первоочередному рассмотрению, следующие
проекты федеральных законов:
N 614271-7
"О внесении изменений в Федеральный
закон "О связи" и иные
законодательные акты Российской
Федерации в части обеспечения права
граждан на доступ к услугам
электросвязи";
N 992331-7
"О внесении изменений в Федеральный
закон "О персональных данных";
N 946734-7
"О внесении изменений в Федеральный
закон "Об информации, информационных
технологиях и о защите информации";
N 613239-7
"О внесении изменений в статью 7
Федерального закона "О
противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма";
N 974103-7
"О внесении изменений в Федеральный
закон "О стандартизации в Российской
Федерации";
N 747513-7
"О внесении изменений в отдельные
законодательные акты (в части уточнения
процедур идентификации и
аутентификации)";
N 657361-7
"О внесении изменений в Федеральный
закон "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию
терроризма" и иные законодательные
акты Российской Федерации (в части
использования и хранения электронных
документов)";
N 514780-7
"О внесении изменений в Федеральный
закон "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию
терроризма" и иные законодательные
акты Российской Федерации" (о создании
информационной системы проверки
сведений об абоненте).
3.
Рекомендовать Правительству Российской
Федерации:
ускорить разработку
федерального проекта "Цифровой
регион" для рассмотрения на
президиуме Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому
планированию и национальным проектам в
2021 году и включения в национальную
программу;
разработать единый регламент
работы с обращениями субъектов
персональных данных о противоправных
действиях в отношении их персональных
данных в целях внесения изменений в
нормативные правовые акты в части
усиления ответственности за указанные
действия;
рассмотреть вопрос о разработке
нормативных правовых актов в части
установления требований к данным,
используемым в электронном виде, и
системе управления ими;
проработать вопрос о создании
региональных центров компетенций по
координации ведомственных программ
цифровой трансформации;
рассмотреть целесообразность
разработки единой системы управления
цифровой трансформацией в субъектах
Российской Федерации;
оценить потребность в разработке
стратегии развития сетей связи сроком на
10 лет, определив объемы использования
компонентов сетей связи, включая
оптическое волокно отечественного
производства;
рассмотреть возможность
предоставления из федерального бюджета
субсидий бюджетам субъектов Российской
Федерации на выполнение работ по
внедрению федеральных информационных
систем, включая работы по интеграции
федеральных и региональных
информационных систем, а также на
обучение специалистов по работе с
федеральными информационными
системами;
ускорить принятие постановления
Правительства Российской Федерации о
проведении эксперимента по организации
предоставления государственных услуг и
иных сервисов в банках.
4.
Рекомендовать Министерству цифрового
развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о разработке
комплекса мероприятий по цифровой
трансформации Совета Федерации
Федерального Собрания Российской
Федерации и дальнейшей его интеграции в
современный цифровой контур в сфере
государственного управления;
проработать вопрос о включении
мероприятий, направленных на реализацию
концепции развития
информационно-телекоммуникационной
платформы "Цифровой Совет
Федерации", в федеральный проект
"Цифровое государственное
управление" национальной программы в
2021 - 2024 годах;
рассмотреть возможность
уточнения целей национальной программы,
определив достижение общественно
значимых результатов как приоритетную;
разработать методические
рекомендации по цифровой трансформации
в субъектах Российской Федерации;
разработать четкие механизмы
контроля за эффективным расходованием
бюджетных средств, выделенных на
реализацию национальной программы;
рассмотреть вопрос о разработке
системы мониторинга процесса цифровой
трансформации, включая систему
показателей "цифровой зрелости"
ключевых отраслей экономики и
социальной сферы, единую на федеральном,
региональном и местном уровнях;
проработать вопрос о включении в
национальную программу целевого
показателя "доля использования
продукции отечественного
производства";
обеспечить согласование с
субъектами Российской Федерации
показателей национальной программы и
общественно значимых результатов ее
реализации, а также внесение в
кратчайшие сроки соответствующих
изменений в паспорта федеральных
проектов национальной программы;
проработать вопрос об
утверждении новых методических
рекомендаций по расчету показателей
региональных проектов и сроков
заключения дополнительных соглашений;
продолжить работу по обеспечению
защиты персональных данных пациентов
при проведении телемедицинских
консультаций;
предусматривать при создании
федеральных информационных систем
возможность их интеграции с
региональными информационными
системами;
проработать вопрос о
предоставлении операторам подвижной
радиотелефонной связи
недискриминационного доступа к объектам
инфраструктуры связи, созданным за счет
средств федерального бюджета;
рассмотреть возможность
увеличения доли целевого набора
абитуриентов из субъектов Российской
Федерации, находящихся на территории
Арктической зоны Российской Федерации, в
образовательные организации высшего
образования с последующим
трудоустройством в соответствующем
субъекте Российской Федерации, а также
количества дистанционных курсов в
рамках федерального проекта "Кадры
для цифровой экономики";
проработать вопрос создания и
развития отечественных спутниковых
систем наблюдения за окружающей средой
для использования на территории
Арктической зоны Российской Федерации;
уделить при рассмотрении вопроса
о развитии программы по переходу на
цифровое эфирное телевизионное вещание
особое внимание населенным пунктам,
расположенным вне зоны охвата сетью
эфирной цифровой наземной трансляции;
рассмотреть возможность
включения в федеральный проект
"Цифровое государственное
управление" национальной программы
мероприятия по реализации в 2021 - 2022 годах
пилотного проекта "Цифровой Ускат"
в рамках проекта "Цифровой
Обь-Иртышский бассейн", предусмотрев в
2021 - 2022 годах для этих целей из
федерального бюджета субсидии бюджету
Кемеровской области - Кузбасса;
представлять на заседании
Комитета Совета Федерации по
экономической политике информацию о
ходе реализации национальной программы
один раз в полугодие с 1 января 2021 года по
31 декабря 2024 года.
5.
Рекомендовать Министерству цифрового
развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации совместно с
Аппаратом Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации при
участии Совета по развитию цифровой
экономики при Совете Федерации
Федерального Собрания Российской
Федерации разработать концепцию
развития
информационно-телекоммуникационной
платформы "Цифровой Совет
Федерации".
6.
Комитету Совета Федерации по
экономической политике:
заслушивать на заседании
комитета информацию Министерства
цифрового развития, связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации о
ходе реализации национальной программы
один раз в полугодие с 1 января 2021 года по
31 декабря 2024 года;
проинформировать палату в период
весенней сессии 2021 года о реализации
настоящего постановления.
7.
Предложить Правительству Российской
Федерации проинформировать Совет
Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации в период весенней
сессии 2021 года о ходе реализации
предложений, содержащихся в настоящем
постановлении.
8.
Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на Комитет
Совета Федерации по экономической
политике.
9.
Настоящее постановление вступает в силу
со дня его принятия.
Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И.Матвиенко
Москва
18 ноября 2020 года
N 493-СФ
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
электронный текст НТЦ "Система"
- О внесении изменения в Стратегию в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Карелия
- Об утверждении Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Карелия (с изменениями на 29 сентября 2023 года)