Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 апреля 2020 года N 24-05-05/36056

О рассмотрении обращения


Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу осуществления закупок медицинских изделий в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Обращение), в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Департамент считает возможным по изложенному в Обращении вопросу сообщить следующее.

Согласно части 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона N 44-ФЗ участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.

Пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ установлено, что участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Департамент обращает внимание, что частями 1, 2, 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ определен перечень единых и дополнительных требований, устанавливаемых к участникам закупок.

Таким образом, с учетом соблюдения требований к участникам закупки, предусмотренных статьей 31 Закона N 44-ФЗ, любое физическое или юридическое лицо вправе участвовать в закупках в качестве участника закупки, а также быть поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Порядок осуществления закупок, а также порядок подачи заявки на участие в конкурентных процедурах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен главой 3 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии со статьей 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при расходовании средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации обязаны руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ и осуществлять отбор поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурентных процедур, установленных статьей 24 Закона N 44-ФЗ, либо у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных статьей 93 Закона N 44-ФЗ.

При этом заказчик самостоятельно принимает решение об осуществлении закупки, исходя из своих потребностей, и выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований и ограничений, установленных Законом N 44-ФЗ.

Исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) возможно в случае закупки товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ).

Частью 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ определен перечень товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Вместе с тем Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о ФАС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в связи с чем по вопросу отнесения услуг по обеспечению потребности субъектов Российской Федерации в отдельных видах медицинских изделий к сфере деятельности субъектов естественных монополий заявитель вправе обратиться в ФАС России.

На основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.

При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Так, при введении в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг в количестве, объеме, которые необходимы в связи с введением режима повышенной готовности, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

С учетом изложенного, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг, в том числе медицинских изделий, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при наличии причинно-следственной связи предмета такой закупки с введением режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV.

Дополнительно Департамент сообщает, что Минпромторг России является ответственным федеральным органом исполнительной власти за разработку постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 431 "Об установлении особенностей обращения медицинских изделий и ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями и о перечне таких изделий" (далее - Постановление N 431), в связи с чем по вопросам применения Постановления N 431 необходимо обращаться в Минпромторг России.

Заместитель
директора Департамента
И.Ю.Куст



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный сайт Минфина России
www.minfin.ru
по состоянию на 02.07.2020


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ